Научная статья на тему 'Направления взаимодействия страховых компаний и коммерческих банков в современных условиях'

Направления взаимодействия страховых компаний и коммерческих банков в современных условиях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
265
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
СТРАХОВАЯ КОМПАНИЯ / КОММЕРЧЕСКИЙ БАНК / РЫНОЧНЫЙ РИСК / КРЕДИТНЫЙ СКОРИНГ / СТРАХОВОЙ СКОРИНГ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Маркова Ольга Михайловна

В данной статье рассматриваются вопросы активного взаимодействия банков и страховых компаний, которое позволяет не только эффективно управлять банковскими рисками, но и расширять спектр страховых услуг, что оказывает положительное влияние как на развитие банковского сектора и страхового рынка, так и на темпы роста национальной экономики в целом, параллельно обеспечивая привлечение дополнительных внутренних инвестиционных ресурсов и повышая уровень страховой защиты общества. Подробно изложены направления взаимодействия страховых компаний и коммерческих банков путем организации системы перекрестных продаж банковских и страховых продуктов через сеть отделений банков; показаны виды страховых услуг индивидуальным и корпоративным клиентам; преимущества и возможности финансовых организаций по повышению уровня процентных и непроцентных доходов; изучается механизм страховой защиты от риска неэффективных инвестиций; выявлены пути снижения себестоимости транзакций и информационных издержек. Основными преимуществами подобного взаимодействия становятся: а) для коммерческих банков создание нового центра доходов; повышение лояльности клиентов и расширение клиентской базы; увеличение объема привлеченных свободных средств; снижение уровня общего издержек за счет консолидации финансовых ресурсов; б) для страховых компаний увеличение объема страховых премий за счет привлечения клиентов банка; снижение уровня операционных затрат; сокращение издержек на аренду дополнительных офисов и др. Особое внимание уделено необходимости оценки и управления риском подобных операций, который в банковском кредитовании рассчитывается с помощью скорингметодик оценки вероятности дефолта заемщика, а в страховании через целевую переменную риска убыточности полиса( путем отношения выплат по страховым событиям к собранной премии). В статье, помимо существующего кредитного скоринга, обосновывается необходимость внедрения страхового скоринга для увеличения объемов кросспродаж (пакетных продуктов в рамках партнерских отношений) и дополнительных продаж для повышения стабильности бизнеса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Направления взаимодействия страховых компаний и коммерческих банков в современных условиях»

Направления взаимодействия страховых компаний и коммерческих банков в современных условиях

Маркова Ольга Михайловна,

к.э.н., доц., департамент финансовых рынков и банков, Финансовый университет при Правительстве РФ, markova1310@bk.ru

В данной статье рассматриваются вопросы активного взаимодействия банков и страховых компаний, которое позволяет не только эффективно управлять банковскими рисками, но и расширять спектр страховых услуг, что оказывает положительное влияние как на развитие банковского сектора и страхового рынка, так и на темпы роста национальной экономики в целом, параллельно обеспечивая привлечение дополнительных внутренних инвестиционных ресурсов и повышая уровень страховой защиты общества. Подробно изложены направления взаимодействия страховых компаний и коммерческих банков путем организации системы перекрестных продаж банковских и страховых продуктов через сеть отделений банков; показаны виды страховых услуг индивидуальным и корпоративным клиентам; преимущества и возможности финансовых организаций по повышению уровня процентных и непроцентных доходов; изучается механизм страховой защиты от риска неэффективных инвестиций; выявлены пути снижения себестоимости транзакций и информационных издержек. Основными преимуществами подобного взаимодействия становятся: а) для коммерческих банков - создание нового центра доходов; повышение лояльности клиентов и расширение клиентской базы; увеличение объема привлеченных свободных средств; снижение уровня общего издержек за счет консолидации финансовых ресурсов; б) для страховых компаний - увеличение объема страховых премий за счет привлечения клиентов банка; снижение уровня операционных затрат; сокращение издержек на аренду дополнительных офисов и др. Особое внимание уделено необходимости оценки и управления риском подобных операций, который в банковском кредитовании рассчитывается с помощью скоринг-методик оценки вероятности дефолта заемщика, а в страховании - через целевую переменную риска — убыточности поли-са( путем отношения выплат по страховым событиям к собранной премии). В статье, помимо существующего кредитного скоринга, обосновывается необходимость внедрения страхового скоринга для увеличения объемов кросс-продаж (пакетных продуктов в рамках партнерских отношений) и дополнительных продаж для повышения стабильности бизнеса. Ключевые слова: страховая компания, коммерческий банк, рыночный риск, кредитный скоринг, страховой скоринг

В условиях проявления масштабных кризисных явлений в экономике России актуальное значение приобретает взаимодействие коммерческих банков со страховыми компаниями, поскольку это приносит обоюдную выгоду для минимизации рисков бизнеса и осуществления совместной инвестиционной деятельности. Данный альянс проявляется путем реализации модели банкострахования («Ьапсаззигапсе»), которая впервые появилась во Франции в конце 70-х годов, и означала продажу страховых услуг с помощью банковской сети распространения.

В современных условиях банкострахованием называют формы сотрудничества коммерческих банков и страховых компаний путем перекрестных продаж банковских и страховых продуктов через сеть банковских филиалов и отделений банка [1]. Таким образом, цель взаимодействия коммерческих банков и страховых компаний реализуется путем получения обоюдной выгоды за счет: предложения новых финансовых продуктов, возникающих на стыке реализации банковской и страховой деятельности; снижения себестоимости транзакций и информационных издержек; привлечения дополнительных клиентов и усиления контроля над их финансовыми потоками посредством глубокого маркетингового анализа.

К числу важнейших задач развития банкострахования в России можно отнести: повышение конкурентоспособности российского рынка финансовых услуг на мировом рынке ; повышения уровня капитализации кредитных организаций и их инвестиционной привлекательности; улучшение качества банковских и страховых услуг.

Важно отметить, что в России достаточно давно создана и практикуется система сотрудничества коммерческого банка и страховых компаний путем постепенного объединения канала продаж. В отличие от опыта других стран, в России сотрудничество данных институтов началось в период, когда были достаточно незрелыми сферы банковской и страховой деятельности, соответственно и цели такого сотрудничество отличались от западных. Первоначальной целью было такого сотрудничества было открытие дополнительных каналов продажи банковских и страховых продуктов, с целью увеличения прибыли, а не для повышения эффективности отдельных направлений финансовой деятельности. В дальнейшей, по мере развития рыночных отношений, данные союзы начали развиваться и произошел пересмотр сотрудничества в сторону взаимовыгодных отношений и внедрения инновационных программ [1].

На рис.1 показаны данные, отражающие объемы взаимодействия страховых компаний и коммерческих банков в 2008-2016 гг. (рис. 1).

Из приведенного рис. видно, что объем рынка услуг банкострахования в течение 2008-2016 гг. постепенно набирал обороты. Данный рост был обусловлен внедрением новых технологий, многогранностью работы банковской системы, риском потери баз данных, усилением регулирования деятельности финансовых институтов со стороны государства, возникновением новых видов деятельности, возросшим риском невозвратов кредитов и многими другими обстоятельствами. Это способствовало развитию взаимодействия банков и страховых компаний путем активной продажи последними кредитных продуктов, а вместе с ними и услуг страхования, что, в свою очередь, породило необходимость приобретения финансовыми учреждениями, кредитными организациями страховых полисов, а в дальнейшем- и заключения партнерских отношений со страховыми компаниями.

Преимущества такого союза для банков представлены на рис. 2, а для страховых компаний - на рис. 3.

Следует отметить, что элементы взаимодействия коммерческих банков и страховых компаний можно условно разделить на две группы. В первую группу включаются обобщенные объекты страхования и риски, актуальные практически для любого финансового института. Во вторую группу включаются обобщенные объекты и риски, актуальные для специфики банковской деятельности. Существуют также обобщённые виды страхования, которые могут быть применимы как для банков, так и для других финансовых организаций. В частности:

- объектом страхования могут выступать здания и сооружения, предметом - возможное разрушение и повреждение, причиной которого стали стихийные бедствия,

© £

Ю

Г

3

см со £

Б

а

2 ©

противоправные действия третьих лиц и другие случайные события;

-объектом страхования может выступать имущество банков, предметом- возможная его утрата, гибель или повреждение, причиной которых становятся пожары, стихийные бедствия, взрывы, противоправные действия третьих лиц и другие случайные события;

-объектом страхования могут выступать компьютеры, оргтехника и другое электронное оборудование, предметом - возможные поломки, повреждения, гибель или утрата, причиной которых стали пожары, взрывы, залив водой, хищение, противоправные действия третьих лиц, техническая неисправность, конструктивные недостатки, воздействие электрического тока и другие события;

-объектом страхования могут выступать денежные средства и ценные бумаги, предметом- возможность их кражи и уничтожения;

-объектом страхования могут выступать автотранспортные средства, принадлежащие банкам, предметом - возможная гибель или повреждение, причиной возникновения которых становятся дорожно-транспортные происшествия, пожары, угон, противоправные действия третьих лиц и прочие случайны события;

-объектом страхования может выступать гражданская ответственность банков, предметом - ущерб, причиненный третьими лицами транспортным средствам, недвижимости и другому имуществу;

-объектом страхования могут выступать сотрудники, предметом - возможные несчастные случаи, пенсии и другое личное страхование [2]. Таким образом, возникает необходимость объединения усилий отдельных финансовых организаций для снижения последствий наступления вышеперечисленных событий и рисков. Это позволит повысить активность страховщиков аффилированных с банками; направить усилия страховщиков на инвестиционное страхование жизни, страхование имущества и смешанное страхование жизни.

Наиболее оптимальной моделью взаимодействия коммерческих банков и страховых компаний можно считать следую-щую(рис. 4).

Специфика деятельности коммерческих банков, учитываемая при реализации модели взаимодействия банков и страховых компаний, может быть представлена следующим образом (рис. 5).

Что касается российского страхового рынка, то он является не только со-

2003

3009

2010 2011

2013

2014

2015 2016 (прогноз)

Источник: Рассчитано автором по данным Banki.ru

Рис. 1. Объем рынка взаимодействия коммерческих банков и страховых компаний в 2008-2016 гг. (в млрд. руб.)

Преимущества для коммерческих банков

Создание нового центра доходов Увеличение доходности с одного клиента Повышение лояльности клиентов банка Увеличение клиентской базы Увеличение объемов привлеченных свобдных средств Снижение издержек за счет консолидации финансовых ресурсов Удобство в оформлении продуктов

Рис. 2. Преимущества коммерческих банков в процессе взаимодействия со страховыми компаниями

Увел иче н ие о бъелю в страховых премий за счет привлечения клиентов банка

Сниже н и я эатр ат на : привлечение клиентов

Снижение операционных затрат

Сокращенней зде ржек нв аренду дополнительных офисов

Рис. 3. Преимущества страховых компаний в процессе взаимодействия с коммерческими банками

Рис. 4. Комплексная модель сотрудничества банка и страховой компании

ставной и неотъемлемой частью финансового рынка, но и в последние годы развивался достаточно динамично, о чем свидетельствуют: рост объема страховых услуг, оказываемых юридическим и фи-

зическим лицам; постепенное расширение их ассортимента, а также увеличение объема страховых премий. В страховании, как и в розничном кредитовании, существует понятие риска. Его необхо-

Страхование банковских ценностей и другого имущества банков

Страхование банковских

вкладов (депозитов)

Специфика банковской^^ деятельности в процессе взаимодействия со страховыми компаниями

Страхование компьютерного оборудования и программного обеспечения

яр/

Страхование кредитов

Страхование от рискоа, связанных с при мнненнем платежных карт

ч,,...........................,./ ч.......,,,. ,. ..........*

Рис. 5. Специфика банковской деятельности в процессе взаимодействия со страховыми компаниями

Рис. 6. Алгоритм взаимодействия коммерческого банка и страховой компании.

димо оценивать и управлять им. Так, в кредитовании риск рассчитывается с по-

ховании целевая переменная риска -убыточность полиса, т.е. отношение вып-

мощью существующих методик оценки лат по страховым событиям к собранной вероятности дефолта заемщика. В стра- премии. На первый взгляд, общего у де-

фолта по кредиту и убыточности по страховому полису не наблюдается. Но на самом деле оба этих события имеют общую природу - неаккуратность и пренебрежение субъекта собственными обязательствами.

Именно такую зависимость уже достаточно давно обнаружили и активно используют страховщики разных стран. В России о такой корреляции знают, но до недавнего времени на практике использовать не могли: Федеральный закон от 30.12.2004 №218-ФЗ «О кредитных историях» не позволял предоставлять кредитную историю не кредито-рам[3]. С 1 июля 2014 г. согласно Федеральному закону от 21.07.2014 № 229-ФЗ «О внесении изменений в статью 6 Федерального закона "О потребительском кредите (займе)"» вступили в силу поправки, в соответствии с которыми кредитная история стала доступна страховым компаниям [4].

В такой ситуации взаимодействие банков и страховщиков должно опираться, во-первых, на разделение ответственности и, во-вторых, на грамотно сформированные технологии взаимодействия. Основу такого взаимодействия с заранее прогнозируемым уровнем риска должна составить программа кредитного скорин-га, самостоятельно разработанная страховщиком и учитывающая демографические, психотипические и целый ряд иных особенностей целевых групп населения России.

Как известно, коммерческие банки используют скоринг для определения вероятности просрочки или неплатежа по кредиту. Страховые компании с помощью скоринга определяют отношение уровня потерь применительно к каждому отдельному индивидууму. Таким образом, проявляется определенная корреляция между кредитным скорингом, отражающим финансовую дисциплину клиента, и доходностью страховых полисов. Следовательно, использование страхового скоринга увеличивает точность прогноза убыточности кредитных организаций. Скоринг позволяет выводить объемы кросс продаж (пакетные продукты в рамках партнерских отношений) и дополнительных продаж на более высокий уровень. За счет дифференцированного ценообразования улучшаются отношения с клиентами, повышается стабильность бизнеса.

Страховой скоринг на основе кредитной информации дает возможность страховым компаниям принимать быстрые, объективные и обоснованные решения.

О £

ю

I

г

ы

см со £

Б

а

2 ©

Сотрудники коммерческого банка, так и страховой компании в рамках предоставленных лимитов смогут выделять больше ресурсов для возможности проведения более рисковых операций за счет повышении скорости и формализации решений по большинству потенциальных клиентов. Кроме того, как профессиональный страховщик любая страховая компания должна делать ставку на массовость продукта, поскольку статистические принципы, которые заложены в основу страхования как вида бизнеса, изначально предполагают «растворение» объема страховых случаев в массе заключенных договоров. Это позволяет акцентировать внимание на явных плюсах партнерства банкострахования: минимизации расходов банков по двум направлениям - кредитной экспертизе и работе с просроченными кредитами. Таким образом, это позволяет банку приобретать в качестве партнера структуру (страховую компанию), которой он может передать в аутсорсинг проблемы, связанные с потребительским экспресс- кредитованием.

В целом, алгоритм взаимодействия процесса кредитования и одновременного страхования представлен на рис.6.

Кроме того, разработка и внедрение страховых продуктов по страхованию кредитных рисков должны проводиться с учетом и использованием одновременно принципов как банковского кредитования, так и страхования. Предложенный автором алгоритм реализации процессов совместного кредитования и страхования позволяет сделать более логичным использование двух разных скоринговых систем - банковской и страховщика, что как минимум позволит снизить риск ошибки скоринга и отделить процесс принятия решения о выдаче кредита от процесса страхования кредита. При этом страховщик выполняет исключительно контрольную функцию при исполнении договора страхования, руководствуясь основополагающими принципами. Используя предложенный алгоритм, полностью проявляется сущность страхования, а именно банк страхуется от сверхнормативных расходов на кредитную деятельность, которые грозят необходимостью увеличивать резервы для возможных потерь, над доходами, полученными от процентов и рисками неликвидности, связанного с нехваткой финансовых ресурсов на выполнение прямых обязательств и продолжения прежней деятель-

ности. В свою очередь, страховщик практически полностью гарантирован от стремления банка к максимизации объемов выдаваемых ссуд за счет снижения требований к заемщикам.

Таким образом, взаимовыгодные экономические отношения банка со страховой компанией делают возможным осуществить своего рода гарантии для перспективного сотрудничества и развития как банковского бизнеса, так и страхования [5].

Литература

1. Близнюк А.А. Роль страховых организаций в современной финансовой системе // В сб. международной научно-практической конференции «Россия и СНГ: новые возможности стратегического партнерства» / отв. ред.: П.Г. Полозков. - М: Изд. дом «Научная библиотека», 2013 г.

2.Хлобыстов А.Ю. Страхование банковских рисков на базе партнерских отношений банка и страховой компании// Актуальные проблемы финансово-кредитной сферы и финансового менеджмента. Сборник научных трудов ППС, аспирантов и магистров кафедры Банковского дела и финансового менеджмента/ МЭСИ.-М., 2015г.

3. Официальный сайт Национального бюро кредитных историй URL: http:// www.nbki.ru;

4.Официальный сайт Банка России -URL: http://www.cbr.ru;

5.Донецкова О. Ю., Помогаева Е. А. Банкострахование: учебное пособие Издатель: Директ-Медиа, 2015

Directions of interaction of insurance companies and commercial banks in modern terms and conditions Markova O.M.

Financial University under the Government of the Russian Federation, This article discusses the active interaction of banks and insurance companies, which allows not only to effectively manage banking risks, but also expand the range of insurance services, which has a positive impact on both the development of the banking sector and the insurance market, and the growth rate of the national economy as a whole , while ensuring the attraction of additional domestic investment resources and raising the level of insurance protection of society.

The directions of cooperation between insurance companies and commercial banks are detailed in

detail by organizing a cross-selling system for banking and insurance products through a network of bank branches; types of insurance services for individual and corporate clients; advantages and opportunities of financial organizations to raise the level of interest and non-interest income; the mechanism of insurance protection against the risk of inefficient investments is studied; the ways of reducing the cost of transactions and information costs have been identified.

The main advantages of such interaction are: a) for commercial banks - the creation of a new revenue center; increase customer loyalty and expand the customer base; increase in the amount of borrowed funds; decrease in the level of total costs due to the consolidation of financial resources; b) for insurance companies - an increase in the volume of insurance premiums by attracting bank customers; decrease in the level of operating costs; reduction of costs for the rental of additional offices, etc.

Particular attention is paid to the need to assess and manage the risk of such transactions, which in bank lending is calculated using scoring methods to assess the probability of default of the borrower, and in insurance - through the target variable of risk - loss-making policies (through the ratio of payments on insurance events to the collected premium). The article, in addition to the existing credit scoring, justifies the need to introduce insurance scoring to increase the volume of cross-selling (package products in the framework of partnerships) and additional sales to improve business stability.

Keywords: insurance company, commercial bank, market risk, credit scoring, insurance scoring

References

1. Bliznyuk AA The role of insurance organizations in the modern financial system. International Scientific and Practical Conference «Russia and the CIS: New Opportunities for Strategic Partnership» / Otv. Ed .: P.G. Polozkov. - M: Ed. House «Scientific Library», 2013

2. Khlobystov AYu. Insurance of bank risks on the basis of partnership relations between the bank and the insurance company // Actual problems of the financial and credit sphere and financial management. Collection of scientific works of PPS, post-graduate students and masters of the Department of Banking and Financial Management / MESI-M., 2015.

3. The official site of the National Bureau of Credit Histories. URL: http://www.nbki.ru;

4.Official site of the Bank of Russia -URL: http://www.cbr.ru;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5.Donetskova O.Yu., Pomogaeva EA Bank insurance: a manual

Publisher: Direct-Media 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.