Научная статья на тему 'Направления взаимодействия сельской кредитной кооперации с банками в рамках реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК»'

Направления взаимодействия сельской кредитной кооперации с банками в рамках реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК» Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
174
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
Ключевые слова
СЕЛЬСКАЯ КРЕДИТНАЯ КООПЕРАЦИЯ / БАНКИ / НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ "РАЗВИТИЕ АПК"

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Газбеков С.-М. М.

В 2006 году началась практическая реализация приоритетного национального проекта «Развитие агропромышленного комплекса», одно из направлений которого предусматривает меры государственного стимулирования развития малых форм хозяйствования, и, в частности, обеспечение развития сельской кредитной кооперации (при участии ОАО «Россельхозбанк») [1, с. 3]. Таким образом, государство в лице федеральных органов исполнительной власти обратило внимание на сельскую кредитную кооперацию как уже достаточно сложившийся кредитно-финансовый институт. Впервые за более чем десятилетнюю современную историю становления и развития кредитная кооперация на селе приобретает реальное признание и поддержку со стороны федерального центра.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Направления взаимодействия сельской кредитной кооперации с банками в рамках реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК»»

Таким образом, к основным преимуществам холдинговых структур перед единичным компаниями относятся:

- возможность создания замкнутых технологических цепочек от добычи сырья, выпуска готовой продукции и до доведения ее до конечного потребления;

- экономия на торговых, маркетинговых и прочих издержках;

- использование преимуществ диверсификации производства;

- единая налоговая и финансово-кредитная политика, возможность варьировать финансовыми и инвестиционными ресурсами в рамках холдинговой системы;

- размещение инвестиций по различному ряду производств снижает степень риска, обеспечивает стабильность доходов при колебаниях курса акций и размера дивидендов.

Но, говоря о достоинствах холдингов, нельзя забыть и об имеющихся недостатках, главным из которых является возможность усиления монополизма в России, где степень концентрации производства и так чрезвычайно высоко. Это связано в первую очередь с тем, что крупнейшие российские монополии могут приспосабливаться к новым рыночным условиям, маскироваться под холдинги, оставаясь по своей сути прежними бюрократическими монстрами.

С точки зрения влияния на макроэкономические процессы, холдинги эффективны в тех случаях, когда их деятельность не противоречит антимонопольной политики государства: в противном случае они могут подвергаться санкциями в соответствии с анти монопольным законодательством вплоть до реструктуризации.

Итак, развитие и деятельность холдинговых компаний имеют высокую общественную значимость в том случае, если они способствуют экономическому росту, развитию рыночных механизмов, расширению инвестиционной и инновационной активности в отечественной экономике.

Обобщение опыта формирования и функционирования интегрированных формирований холдингового типа в агропромышленном комплексе страны показывает, что в них повышается экономический уровень использования ресурсов на всех стадиях производства, переработки и реализации сельскохозяйственной продукции. Это обеспечивается тем, что в интегрированных формированиях на основе аккумулирования финансовых ресурсов создается единая производственно-технологическая структура с адекватным механизмом ее функционирования, определяющая не только рациональный порядок взаимоотношений между менеджментом холдинговой компании и предприятиями, эмитентами, но и их акционерами, а также с органами управления других предприятий, организаций АПК и государством. При этом особое значение придается межотраслевому взаимодействию, обеспечивающему сравнительно равные экономические условия хозяйствующим субъектам интегрированного формирования в полученной прибыли. В связи с этим важными составляющими механизма взаимодействия являются как ценовые, так и стоимостные межотраслевые и производственные пропорции. Интегрируя в единую организационную систему производство, переработку и торговлю, ее субъекты получают возможность увеличить производство продукции и повысить его эффективность, оздоравливая тем самым свое финансовое положение.

ГАЗБЕКОВ С.-М. М.

НАПРАВЛЕНИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕЛЬСКОЙ КРЕДИТНОЙ КООПЕРАЦИИ С БАНКАМИ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИОРИТЕТНОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА «РАЗВИТИЕ АПК»

В 2006 году началась практическая реализация приоритетного национального проекта «Развитие агропромышленного комплекса», одно из направлений которого предусматривает меры государственного стимулирования развития малых форм хозяйствования, и, в частности, обеспечение развития сельской кредитной кооперации (при участии ОАО «Россельхозбанк») [1, с. 3]. Таким образом, государство в лице федеральных органов исполнительной власти обратило внимание на сельскую кредитную кооперацию как уже достаточно сложившийся кредитно-финансовый институт. Впервые за более чем десятилетнюю современную историю становления и развития кредитная ко-

операция на селе приобретает реальное признание и поддержку со стороны федерального центра.

До 2006 года законодательно-нормативная и методическая (реже финансовая) поддержка сельской кредитной кооперации оказывалась исключительно региональными или местными органами власти, что обусловило ярко выраженные диспропорции в формировании институциональной среды в регионах и, как следствие, в динамике развития региональных систем сельской кредитной кооперации.

Наиболее активно процесс становления кредитной кооперации протекает в Волгоградской области, где действует Координационный совет при администрации области по развитию кредитных потребительских кооперативов, а функции лицензирования кредитных кооперативов и мониторинга за их деятельностью осуществляет областной комитет экономики. Областное законодательство в этой сфере (в частности, Закон Волгоградской области «О защите прав пайщиков сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов») позволило сформировать единое нормативно-правовое поле деятельности кредитных кооперативов в регионе. Перспективные направления развития кредитной кооперации включены в Программу социально-экономического развития Волгоградской области на период до 2010 года.

В результате обозначенных мер в Волгоградской области сформировалась достаточно мощная вертикально-интегрированная двухуровневая система сельской кредитной кооперации, функционально связанная с координирующими общероссийскими структурами третьего уровня. Первый уровень представлен 68 районными или межрайонными сельскими кредитными потребительскими кооперативами (СКПК), имеющими 195 филиалов и представительств (для сравнения по состоянию на 01.06,2006 г. в России всего функционировало 334 кредитных кооператива, а к концу года в рамках реализации национального проекта их число должно достигнуть 600 [2, с. 5]). Второй уровень представлен Волгоградским областным потребительским сельскохозяйственным кредитным кооперативом (ВОПСКК) «Содружество», пайщиками которого являются первичные кооперативы.

Анализ динамики развития СКПК выявил устойчивую тенденцию к росту основных количественных и качественных параметров их функционирования (табл. 1). По оценкам комитета экономики Администрации Волгоградской области общая величина выданных займов достигнет к концу 2006 года 1100 млн. руб., а величина привлеченных сбережений — 700 млн. руб.

Таблица 1. Динамика развития системы сельской кредитной кооперации Волгоградской области

в 1996-2006 гг.

Щ.1.-1 Ки II1 ИХ' 1 Ко. МЧСС 1 ПО- (1С- 1 1 рм 10 ПТ.Щ.Н'ЧС!-

Гл1Ч1 '-■|1.| 1 .,1 Ш Ч:-. МНИМ IHh.ni!.. 1М.1 111111:1.1>. Ы ¡1 -I.il М 1:1,1л

С".. к'НМмК. 1||к.[1 Т1.Ц- р. ч'Р^/ктц. "ri.it:

■ |>|>Г-. ь

■ 1)1)" Т Л-..1 1 -:■".:) :-№.!1

■ 'Л)^ N ГАЧ ! ,!Н 1 V 1 л 1

: 'вд .¡<1 ^: ы.! - -Jv.il

ты : -^п

Ц и. I Т.ч. 5 ■Кк?'.-

:ш.2 .ЗЮ1

"11 "I .у;];.!. 1.Ч2-Ю.:..

л17КТ " 2ki-.5Z.-J

4725,-п.п >

1П мч.ч'Н'К'н «¿¡лц^п >

II .'I ■.:ШЧ|,Г-

Основные направления деятельности СКПК — привлечение временно свободных денежных средств от жителей села с начислением целевых компенсаций (процентов) и предоставление займов на предпринимательские и потребительские цели, при этом следует отметить, что сфера осуществления этих операций ограничена исключительно пайщиками кооператива. Следовательно, на сегодняшний день деятельность сельских кредитных кооперативов наиболее адекватно вписывается в рамки реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК» по направлению «Развитие малых форм хозяйствования в АПК». В первую очередь это выдача краткосрочных (от 1 месяца до 1 года) займов на пополнение оборотных средств крестьянских (фермерских) хозяйств и

закупку товарно-материальных ценностей для личных подсобных хозяйств. Менее распространенным видом кредитного обслуживания мелких сельхозтоваропроизводителей (в силу ограниченности кредитных ресурсов) является предоставление среднесрочных займов на приобретение сельхозтехники, автотранспорта, племенного скота и прочих объектов основных средств.

В настоящее время в России развитие сельской кредитной кооперации находится на начальном этапе организационного становления, но в ряде регионов, в том числе и в Волгоградской области кредитная кооперация, по сути, уже превратилась в самостоятельный элемент финансово-кредитной системы в аграрной сфере. Об этом свидетельствует тот факт, что сельские кредитные кооперативы Волгоградской области в рамках реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК» выдали мелким и средним сельхозтоваропроизводителям кредитов больше, чем Россель-хозбанк, Сбербанк РФ и Волгопромбанк в совокупности (табл. 2). Таблица 2. Реализация приоритетного национального проекта «Развитие АПК» по направлению «Развитие малых форм хозяйствования в АПК» в Волгоградской области (за 9 месяцев 2006 г.)

Крестывлэс Личные

Крглрпрт" 1 ipiii iei'ui и.ш i IjlhTp'lU'pi'tLir) ^(ОЭЧ ¡Г^ТБЛ iiujiniftlll.lk чотякегвп Hj/i.Tfi

POCCE.lbXOJC.4llK

kli in1 lev: и*j i;|k.,|milmi, мп ]|.MT liws

вшпно кредитов, гкк. руб. 79090 ]62!>05 24206L

cpc iiiiiii р;пмь:р ir|w.(hi;l ii;l iuiiiiihi lihi.7 1 > 7 2 111.]

I-JL7.Iji,i ih:a. It-I-U. p.

СБЕРБАНК РФ

kcluh'llCTEO ЕфС.ЭНТйК, 1111. 41 104

Hi^iantl 1фи;щт1>н, ш(. р^й. 1(W516

срслжн fi ралмср K|Kjuii на и.шиш 101,}

ЖШЦНИ, шс. p.

BHUIIYIIIPflMhAHK

KKWlE14«-TBi? KptJIlTOB, 1ПГЬ CP V «

вшпно кредитов, пи. руб. л

tptJUIlii pl1jmcjj icjmlflu uu uu1iiuiи ■ ¥u a.2

щгмщиь-л. ТИС p

С1.. 1 Ь[ К J1Ь К ft, 111 1 Н h j Ь. KOOIIE K.l 1 11К hJ

кольчвстм kjmflhtofc, шт. ssas

м-.-.|,мhi кредита[>, Hiii' pyfi lfl'JftTT -паяв

Cpt.JMHli ра.НМС|7 на u.lhui-u 161,В 29J 74/i

■ dlJMIIIMIIJI. Hit. p.

ВСЕГО no ВОЛ ГОГ ГAIC КОИ ОБЛАСТИ

китсстю кредитов, inr. 200S 6ts3

ill£ 1, ii ii1 Kfie.'i.ji mill. nil. fivil. .шти ■jfhkih

¿piJHiii: pjj-icp Kfv.:in j на ошюго 2КЛ 39j 49,С

fm'miiihh'ji. itjc p

В целом за 9 месяцев 2006 года доля кредитных кооперативов в совокупной величине выданных кредитов составила 50,77 %, в том числе крестьянским (фермерским) хозяйствам — 55,21%, личным подсобным хозяйствам — 39,62%.

Принципы организации и реализуемые функции, различия в целевых установках и клиентских группах обслуживания, недостаточность институциональной среды и отсутствие унифицированных норм регулирования системы сельской кредитной кооперации делают ее относительно обособленной от других институтов финансового рынка. Однако включение сельских кредитных кооперативов в реализацию приоритетного национального проекта «Развитие АПК» актуализирует задачу ее интеграции в кредитно-финансовую, и в том числе банковскую систему страны.

На современном этапе развития аграрного финансового рынка наиболее перспективным и приоритетным партнером сельской кредитной кооперации в данной сфере является Россельхозбанк, учредителем которого выступает Правительство Российской Федерации. Кроме того, в рамках реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК» непосредственно предусмотрено его

участие в работе кредитных кооперативов в качестве ассоциированного члена [3, с. 7]. С учетом сказанного считаем возможным обозначить ряд направлений для взаимодействия институтов системы сельской кредитной кооперации и Россельхозбанка (рис. 1).

На наш взгляд, участие сельских кредитных кооперативов в распределении средств федерального бюджета, предоставляемых агропромышленному комплексу на возвратной и платной основе, возможно по нескольким прогнозным сценариям. Общим в предлагаемых финансовых схемах является признание необходимости рассмотрения Россельхозбанка в качестве единого агента-распорядителя бюджетных средств, что позволит обеспечить целевой характер их использования, минимизировать кредитные риски, свести к минимуму транзакционные издержки бюджета.

Рис. 1. Направления формирования функциональных связей Россельхозбанка и институтов

сельской кредитной кооперации.

о ф

В тоже время несомненно, что для Россельхозбанка эффективным является только создание крупных филиалов (в федеральных округах) и отделений в регионах. Открытие дополнительных офисов или представительств в каждом сельском районе (а тем более в каждом населенном пункте) для банка является заведомо убыточным в силу незначительности их потенциального оборота и, как следствие, высокого уровня накладных и транзакционных издержек. В результате территориальной

О

удаленности от мест проживания потенциальных заемщиков кредиты Россельхозбанка оказываются практически недоступными для подавляющей части сельских товаропроизводителей и населения. Кроме того, многих селян помимо транспортных проблем отпугивает достаточно сложная процедура оформления кредитной заявки и жесткие критерии кредитоспособности, используемые банком.

Считаем, что одним из наиболее приемлемых вариантов решения указанного противоречия будет дальнейшего размещение кредитных ресурсов через уже имеющиеся на местах сельские кредитные кооперативы и их филиально-представительскую сеть. Например, в Волгоградской области в 33 муниципальных сельских районах функционирует 68 сельских кредитных кооперативов, им открыто 195 филиалов и представительств в удаленных от райцентров населенных пунктах и еще 45 планируется к открытию до конца года, их пайщиками являются более 55 тысяч человек. Очевидно, что создать аналогичную филиальную сеть в регионе не захочет и не сможет ни один банк, Россельхозбанк не является исключением (для сравнения по данным на 01.05.2005 г. Россельхоз-банк в целом по Российской Федерации имел 63 филиала и 200 дополнительных офисов [4, с. 5]).

Предлагаемые направления взаимодействия отличаются по степени централизации движения средств уже в рамках кооперативной системы:

- по первому варианту кредитные ресурсы в систему сельской кредитной кооперации вливаются через Фонд развития сельской кредитной кооперации, который выступает единым консолидированным заемщиком на федеральном уровне, а далее распределяются через региональные кредитные кооперативы второго уровня до первичных кооперативов и непосредственных заемщиков;

- по второму варианту в качестве консолидированного заемщика непосредственно могут выступать региональные системы сельской кредитной кооперации в лице кредитных кооперативов второго уровня;

- по третьему варианту сельский кредитный кооператив может выступить в виде индивидуального заемщика при наличии в непосредственной территориальной близости дополнительных офисов или отделений Россельхозбанка.

На наш взгляд, наиболее приемлемым с практической точки зрения будет сочетание указанных подходов, что позволит эффективнее доводить средства до села, уменьшит риск нецелевого использования, повысит доступность кредита для сельхозтоваропроизводителей.

Таким образом, использование существующей сети сельских кредитных кооперативов позволит Россельхозбанку снизить транзакционные издержки, быстро увеличить свое присутствие в сельских населенных пунктах, а также минимизировать риски невозврата банковских кредитов, поскольку кредитные риски, по сути, примут на себя региональные системы сельской кредитной кооперации. Одновременно проведение государственных займов через региональные системы сельской кредитной кооперации многократно увеличит их ресурсную и членскую базу, позволит расширить спектр оказываемых пайщикам финансовых услуг, создаст условия для их широкомасштабного развития. В совокупности это позволит значительно упростить процедуры получения льготных государственных кредитов для мелких и средних товаропроизводителей по сравнению с банковскими технологиями, повысить их доступность и гибкость по условиям.

ЛИТЕРАТУРА.

1. Приоритетный национальный проект «Развитие АПК» // Экономика сельского хозяйства России. 2006. № 1.

2. Путин В.В. Реализация национального проекта «Развитие АПК» // АПК: экономика, управление. 2006. № 7.

3. Трушин Ю.В. Кредитование агробизнеса // Экономика сельского хозяйства России. 2006. № 6.

4. Трушин Ю.В. Россельхозбанк уверенно вступает в новое пятилетие // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2005. № 7.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.