НАПРАВЛЕНИЯ ЦИФРОВИЗАЦИИ ЭКСПОРТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ОТРАСЛЕЙ
ЭКОНОМИКИ ПЕРМСКОГО КРАЯ
Т.В. Александрова, канд. экон. наук, доцент Г.Г. Модорская, канд. экон. наук, доцент Е.М. Секлецова, магистрант
Пермский государственный национальный исследовательский университет (Россия, г. Пермь)
Б01:10.24412/2411-0450-2024-11-3-10-13
Аннотация. В статье исследуются особенности цифровизации экспортно-ориентированных отраслей региональной экономики. Анализируются структура и динамики объема экспорта и импорта в регионе, обобщается практика применения цифровых инструментов в международной торговле на примере Пермского края. Представлены цели развития региональной экономики в контексте национального проекта «Международная кооперация и экспорт». Сформулированы основные направления цифрового развития экспорто-ориентированных отраслей Пермского края.
Ключевые слова: цифровые технологии, региональная экономика, внешняя экономическая деятельность, экспорт, экспортно-ориентированный отрасли, цифровая платформа, информационное окно.
Цифровая трансформация бизнеса и активное вовлечение предприятий в единое международное цифровое пространство - это современная тенденция развития национальной, региональной и отраслевой экономики России. В определенной степени эта современная тенденция присуща любому субъекту рыночной экономики, но в условиях масштабных санкций против России особенно актуальна для предприятий-участников экспортозаме-щающей и эспортноориентированной индустриализации [1, 4].
В настоящее время в России действует масштабный национальный проект «Международная кооперация и экспорт», ориентированный на ускорение темпов индустриали-заии страны за счет наращивания экспорта отечественных товаров и совершенствования международной логистики. Целевыми показателями данного проекта являются [4]:
- Увеличение ВВП;
- Активизация внешнеэкономического потенциала предприятий и субъектов РФ;
- Создание условий для притока иностранных инвестиций на территорию страны и регионов;
- Укрепление позиций отечественной валюты;
- Преодоление существующих в стране барьеров к развитию международной торговли;
- Развитие системы логистики, в том числе применение цифровых технологий для проведения экспортно-импортных операций
В реализации указанного национального проекта активно участвуют предприятия Пермского края. Пермский край относится к экспортно-ориентированным регионам РФ. По данным Министерства экономического развития и инвестиций Пермского края на протяжении многих лет внешнеторговая деятельность региона характеризуется существенным превышением экспорта над импортом. Так, в 2023 году торговое сальдо по международной региональной торговле Пермского края составило около 9400 млн.долл США, а как продажи на экспорт по региональной экономике превышали закупки по импорту примерно в 10 раз [2]. По результатам международной деятельности, достигнутым в 2023 г., шесть пермским компаний вошли в состав победителей среди предприятий Приволжского федерального округа на соискание Всероссийской премии «Экспортер года» [3].
На рисунке 1 представлена структура экспорта Пермского края в разрезе отраслевой принадлежности по данным 2023 г. В структуре экспортных товаров региона наблюдает-
ся преобладание продукции предприятий химической промышленности (55%), продукты из минерального сырья (30%), а также про-
дукция лесной промышленности (8%). На указанные три отрасли приходится более 90% всего регионального экспорта.
2%
4% 1%
минеральные продукты
продукция химической промышленности, каучук
древесина и целлюлозно-бумажные изделия
продовольственные
товары и сельско-текстиль хозяйств
текстильные издел
хозяйственное сырье текстильные изделия (кроме текстильного)
Рис. 1. Структурные особенности экспорта товаров в Пермском крае в %
На рисунке 2 представлена структура импорта экономики Пермского края ( поданным 2023 г). Импортируются в Пермский край импортируются преимущественно машины, оборудование и транспортные средства (более
40% импорта), товары химической промышленности (более 20%), минеральная продукция (более 15), металлопродукция и металлы (более
хим.отрасль I машин обор и транс минудоб I металл изд I другие
Рис. 2. Структурные особенности импорта товаров в Пермском крае, в %
Среди основных проблем, которые сдерживают практическую реализацию экспертного потенциала Пермского края, следует особо выделить проблему, связанную с затруднением оформления внешнеторговых документов и сложностью в прохождении логистических цепочек в процессе осуществления экспортно-импортных операций. Наиболее эффективным и популярным в настоящее время способом решения данной проблемы является активи-
зация процессов цифровой трансформации в отраслях региональной экономики, участвующих в экспортнозамещающей и эспортно-ориентированной индустриализации. Такой подход реализуется на территории Пермского края в соответствии с целевыми индикаторами нацпроекта по развитию промышленного экспорта и международной кооперации.
В таблице 1 представлены ключевые направления цифровизации экспортно-
ориентированных отраслей Пермского края, тельности региона. реализуемые в практике внешнеторговой дея-
Таблица 1. Направления цифровизации экспортно-ориентированных отраслей Пермского края
Направление Положительное влияние Сложности в применении
Участие в цифровом сервисе «Информационная система аналитики импорта и экспорта продукции РФ» Позволяет выявить и структурировать ключевые проблемы в сфере международной торговли и сгенерировать рекомендации по выходу на новые международные рынки сбыта Длительное время обслуживания и ожидания аналитического решения, отсутствие индивидуального подхода к диагностике сферы деятельности предприятия-экпортера
Использование искусственного интеллекта в диагностике мирового рынка Повышение уровня качества и скорости проведения анализа и прогнозирования тенденций развития международных рынков Большие затраты на автоматизацию аналитических работ, угроза безопасности данных, используемых в ходе диагностических работ
Участие в едином информационном сервисе «Одно окно» (цифровая платформа «Мой экспорт») Обеспечение быстрого доступа к государственным сервисам и коммерческим услугам, необходимых для выведения продукта отечественных предприятий на внешний рынок. Сложности практической реализации в условиях доминирования традиционной системы управления, зависимость от региональных особенностей работы сервисов
Цифровая трансформация производственных процессов в отрасли Рост эффективности производства экспортных товаров (повышение качества, снижение себестоимости и пр.) Высокие затраты на внедрение цифровых производственных технологий, что проявляется в росте цен на экспорт
Использование цифровых внешнеторговых платформ для продажи товаров на экспорт Повышение доступности внешнеторговых сделок для контрагентов, снижение затрат на проведение сделки, применение «умных контрактов» при заключении сделки Высокая зависимость от технологических решений, заложенных в основы функционирования цифровой платформы
Применение цифровых платежных систем для проведения международных расчетов Повышение скорости и комфортности проведения международных платежей, доступность финансовой операции большого количества клиентов банков более чем из 20 стран Недоверие контрагентов к цифровым пла-гежам из-за существующей угрозы безопасности и сохранности денег
Переход на цифровое брендирование товаров и услуг, ориентированных на экспорт Повышает доступность информации для партнеров о перспективах развития рынка, компании, продукта. Обеспечивает «прозрачности» информации о предприятии-экспортере Отсутствие стандартной функции цифрового брендирования на цифровых внешнеторговых платформах
Для повышения эффективности и масштабов хозяйствования экспортно-ориентированных отраслей Пермского края в дальнейшем предполагается осваивать новые направления цифрового развития экспортно-ориентированных отраслей экономики. Речь идет о переходе ключевых предприятий-экспортеров на цифровое брендирование для привлечения инвестиций; о цифровом закреплении и популяризации лучших практик импортоозамеще-ния и освоения новых экспортных производств; об ускорении внедрении цифровых инструментов ведения бизнеса на предприя-
тиях-экспортерах, участвующих в национальном проекте роста производительности труда; о создании дополнительных цифровых сервисов для обслуживания внешнеторговой деятельности и расширении перечня государственных услуг, предоставляемых через информационный сервис «Одно окно». В идеале нужно стремиться к тому, чтобы даже малое предприятие могло при желании с помощью существующей цифровой инфраструктуры выйти на международный рынок и получить необходимую выгоду как для себя, так и для экономики региона.
Библиографический список
1. Морозенкова О.В. Цифровизация в российском экспорте несырьевыми неэнергетическими товарами // Вестник РГТУ. Серия «Экономика. Управление. Право». - 2021. - №4. - С. 55-68.
2. Официальная статистика Пермского края. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://59.rosstat.gov.ru/ofstatistics (дата обращения: 02.11.2024).
3. Официальный сайт Министерства экономического развития и инвестиций Пермского края. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://economy.permkrai.ru/ (дата обращения: 14.11.2024).
4. Паспорт национального проекта Российской Федерации «Международная кооперация и экспорт». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://e-ecolog.ru/docs/yWOL3ij19tq6Djuzfu2Mu?utm_referrer=https%3A%2F%2Fwww.google.com%2F (дата обращения: 19.11.2024).
DIRECTIONS OF DIGITALIZATION OF EXPORT-ORIENTED SECTORS OF THE ECONOMY OF THE PERM REGION
T.V. Alexandrova, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor G.G. Modorskaya, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor E.M. Sekletsova, Graduate Student Perm State National Research University (Russia, Perm)
Abstract. The article examines the features of digitalization of export-oriented industries of the regional economy. The structure and dynamics of the volume of exports and imports in the region are analyzed, the practice of using digital tools in international trade is summarized using the example of the Perm Territory. The goals of development of the regional economy in the context of the national project "International Cooperation and Export" are presented. The main directions of digital development of export-oriented industries of the Perm Territory are formulated.
Keywords: digital technologies, regional economy, foreign economic activity, export, export-oriented industries, digital platform, information window.