Научная статья на тему 'ГЕОГРАФИЯ ЭКСПОРТА РОССИИ В НОВЫХ САНКЦИОННЫХ РЕАЛИЯХ'

ГЕОГРАФИЯ ЭКСПОРТА РОССИИ В НОВЫХ САНКЦИОННЫХ РЕАЛИЯХ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
32
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНЕШНЕТОРГОВОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / ЭКСПОРТ / НЕСЫРЬЕВОЙ НЕЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ СЕКТОР / САНКЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / COVID-19 / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / РОССИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сычева К. Г.

В статье рассматриваются актуальные тенденции развития внешнеторговых отношений России, а именно формирование новых векторов кооперации на международном рынке на фоне антироссийской санкционной политики, а также под влиянием пандемии COVID-19 и процессов цифровой трансформации мировой экономики и торговли. Автором сделан вывод о том, что на современном этапе российская экономика находится в состоянии неопределенности, связанной с сильной геополитической напряженностью, пандемией коронавируса, разрывами глобальных цепочек поставок и прочими негативными внешними и внутренними факторами. Целью исследования является разработка предложений по поддержке российских производителей в интересах расширения географии экспорта в направлении дружественных стран, а также защита национальной экономики от воздействия рисков. Как показал проведенный анализ, в условиях актуальных трансформационных процессов среди торговых партнеров России наибольший потенциал имеет взаимодействие с такими странами, как Китай и Турция, учитывая их заинтересованность в сотрудничестве и отказ от введения антироссийских санкций. Кроме того, Турция является важным транзитным узлом для российского импорта. В статье сделан вывод о том, что перспективы в продвижении и наращивании объемов российского экспорта в значительной степени связаны с Китаем и Турцией. В рамках настоящего исследования сформулирован комплекс мер по поддержке отечественных производителей для расширения географии российского экспорта в направлении дружественных стран.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Сычева К. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GEOGRAPHY OF RUSSIA'S EXPORTS IN THE NEW SANCTIONS REALITIES

The article examines the current trends in the development of Russia's foreign trade relations, namely the formation of new vectors of cooperation on the international market against the background of anti-Russian sanctions policy, as well as under the influence of the COVID-19 pandemic and the processes of digital transformation of the world economy and trade. The author concludes that at the present stage, the Russian economy is in a state of uncertainty associated with strong geopolitical tensions, the coronavirus pandemic, disruptions in global supply chains and other negative external and internal factors. The purpose of the study is to develop proposals to support Russian producers in the interests of expanding the geography of exports to friendly countries, as well as protecting the national economy from the impact of risks. As the analysis showed, in the conditions of actual transformation processes among Russia's trading partners, interaction with countries such as China and Turkey has the greatest potential, given their interest in cooperation and refusal to impose anti-Russian sanctions. In addition, Turkey is an important transit hub for Russian imports. The article concludes that the prospects for promoting and increasing the volume of Russian exports are largely associated with China and Turkey. Within the framework of this study, a set of measures to support domestic producers to expand the geography of Russian exports towards other countries has been formulated.

Текст научной работы на тему «ГЕОГРАФИЯ ЭКСПОРТА РОССИИ В НОВЫХ САНКЦИОННЫХ РЕАЛИЯХ»

DOI: http://dx.doi.org/10.21686/2410-7395-2022-3-115-129

ГЕОГРАФИЯ ЭКСПОРТА РОССИИ В НОВЫХ САНКЦИОННЫХ РЕАЛИЯХ

К. Г. Сычева

Московский Государственный университет имени М. В. Ломоносова,

Москва, Россия

В статье рассматриваются актуальные тенденции развития внешнеторговых отношений России, а именно формирование новых векторов кооперации на международном рынке на фоне антироссийской санкционной политики, а также под влиянием пандемии COVID-19 и процессов цифровой трансформации мировой экономики и торговли. Автором сделан вывод о том, что на современном этапе российская экономика находится в состоянии неопределенности, связанной с сильной геополитической напряженностью, пандемией ко-ронавируса, разрывами глобальных цепочек поставок и прочими негативными внешними и внутренними факторами. Целью исследования является разработка предложений по поддержке российских производителей в интересах расширения географии экспорта в направлении дружественных стран, а также защита национальной экономики от воздействия рисков. Как показал проведенный анализ, в условиях актуальных трансформационных процессов среди торговых партнеров России наибольший потенциал имеет взаимодействие с такими странами, как Китай и Турция, учитывая их заинтересованность в сотрудничестве и отказ от введения антироссийских санкций. Кроме того, Турция является важным транзитным узлом для российского импорта. В статье сделан вывод о том, что перспективы в продвижении и наращивании объемов российского экспорта в значительной степени связаны с Китаем и Турцией. В рамках настоящего исследования сформулирован комплекс мер по поддержке отечественных производителей для расширения географии российского экспорта в направлении дружественных стран.

Ключевые слова: внешнеторговое сотрудничество, экспорт, несырьевой неэнергетический сектор, санкционная политика, COVID-19, цифровизация, Россия.

GEOGRAPHY OF RUSSIA'S EXPORTS IN THE NEW SANCTIONS REALITIES

Kristina G. Sycheva

Lomonosov Moscow State University, Moscow, Russia

The article examines the current trends in the development of Russia's foreign trade relations, namely the formation of new vectors of cooperation on the international market against the background of anti-Russian sanctions policy, as well as under the influence of the COVID-19 pandemic and the processes of digital transformation of the world economy and trade. The author concludes that at the present stage, the Russian economy is in a state of uncertainty associated with strong geopolitical tensions, the coronavirus pandemic, disruptions in global supply chains and other negative external and internal factors. The purpose of the study is to develop proposals to support Russian producers in the interests of expanding the geography of exports to friendly countries, as well as protecting the national economy from the impact of risks. As the analysis showed, in the conditions of actual transformation processes among Russia's trading partners, interaction with countries such as China and Turkey has the greatest potential, given their interest in cooperation and refusal to impose anti-Russian sanctions. In addition, Turkey is an important

transit hub for Russian imports. The article concludes that the prospects for promoting and increasing the volume of Russian exports are largely associated with China and Turkey. Within the framework of this study, a set of measures to support domestic producers to expand the geography of Russian exports towards other countries has been formulated.

Keywords: foreign trade cooperation, non-resource non-energy exports, sanctions policy, system of export state regulation, COVID-19, digitalization, Russia.

Введение

В 2022 г. мировая экономика, ранее уже испытавшая негативное влияние глобальных шоков, столкнувшаяся с падением производства и деловой активности, волатильностью цен на энергоресурсы и повсеместным нарастанием протекционизма, а также с разрывами производственных и логистических цепочек в условиях пандемии COVID-19, начала стремительно вовлекаться в тяжелейший торгово-экономический кризис, связанный с сильной геополитической напряженность сразу в нескольких регионах. Масштабы структурных изменений рынков и роста цен вследствие антироссийской санкционной политики оценить пока сложно, но уже сегодня можно с уверенностью прогнозировать дальнейшее ухудшение экономической ситуации в мире.

Российская экономика, тесно встроенная в международные экономические обмены, на современном этапе переживает трансформационный период и нуждается в формировании новой географии экспорта и векторов кооперации на международном рынке. Кроме того, в условиях современных геополитических реалий на повестке дня остро стоят задачи адаптации механизмов внешнеэкономического взаимодействия России и защиты национальной экономики от негативного воздействия внешних факторов.

В настоящем исследовании для оценки динамики развития и структуры торговли России с Китаем и Турцией используются сравнительный и статистический методы. Это позволило проанализировать географию российского экспорта, выявить важнейших торговых партнеров России в новых санкционных реалиях и предложить меры поддержки национальных экспортеров для укрепления взаимодействия с дружественными странами.

Особенности формирования внешнеторговых отношений России в условиях воздействия внешних рисков исследуются в работах Т. А. Желто-ножко, А. Ю. Кнобеля, Р. Е. Левкевич, А.И. Макарова, В. А. Пчелкина, С. В. Сенотрусовой, А. Н. Спартака, А. В. Шишкина.

Формирование новых векторов кооперации на международном рынке

Расширение географии сотрудничества имеет высокую значимость для адаптации внешнеторговой стратегии страны к таким внешним вызовам, как санкции, нарастание протекционистской политики со стороны многих зарубежных стран, пандемия коронавируса, которые привели к

резкому сжатию мировой торговли. Антироссийская санкционная политика значительно ограничивает российскую торговлю, а также сдерживает доступ к современным инвестициям, технологиям (влияя на развитие инновационного потенциала страны), оборудованию и кредитам.

В 2021 г. основными направлениями экспорта России были Китай, Нидерланды, Германия, Турция и Беларусь (табл. 1). Следует отметить высокие темпы роста российского экспорта в направлении Италии (191,9%) и Нидерландов (169,8%), что обусловлено в первую очередь наращиванием поставок углеводородов в прошлом году. Однако, учитывая сильную геополитическую напряженность, ожидаются значительные изменения в географии внешней торговли России. Можно предположить, что и без того высокие темпы роста российского экспорта в направлении Турции (166,4%) и Китая (138,4%) существенно возрастут по итогам 2022 г.

Т а б л и ц а 1

География российского экспорта в 2021 г.*

Страна Экспорт России, млрд долл. Темпы роста, %

Китай 68,03 138,4

Нидерланды 42,15 169,8

Германия 29,65 159,2

Турция 26,51 166,4

Беларусь 22,8 142,7

Великобритания 22,26 96,1

Италия 19,32 191,9

Казахстан 18,47 131,5

США 17,54 161,8

Южная Корея 16,89 135,5

* Источник табл. 1; 2: URL: https://customs.gov.ru/statistic/ vneshn-torg (дата обращения: 20.09.2022).

Кроме того, в условиях новой санкционной реальности для России увеличивается значимость таких объединений, как БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай, Южная Африка), ШОС (Россия, Китай, Индия, Пакистан, Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Узбекистан) и ЕАЭС (Россия, Армения, Казахстан, Беларусь, Киргизия) в рамках усиления национальной внешнеэкономической позиции.

В контексте внешнеторговой экспансии на азиатском направлении особенно продуктивным представляется усиление взаимодействия со странами - участницами Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), в состав которой входят такие страны, как Малайзия, Индонезия, Таиланд, Сингапур и др. Это создаст дополнительные возможности для торгового и научно-технического сотрудничества. Следует отметить, что новые индустриальные государства (некоторые из которых входят в АСЕАН) считаются самой динамичной частью мировой экономики: в середине ХХ в. многие из них являлись беднейшими странами мира, тогда

как в 2022 г. по показателям развития опережают некоторых участников Евросоюза [1].

Потенциал сотрудничества России с АСЕАН пока еще недостаточно использован: страны Азиатского региона могут оказаться весьма перспективным рынком сбыта для российского экспорта. Национальные экспортеры даже при наличии свободных средств для инвестиций не стремятся к освоению новых технологий по той причине, что они не уверены в возможности сбыта новой продукции в условиях иностранной конкуренции. Их инициатива сковывается именно этим обстоятельством, а не неблагоприятным предпринимательским климатом. Кроме того опыт становления азиатских государств, которые за последние 10 лет стали сильнейшими игроками международной торговли, может быть полезен для России: траектория экономического роста и развития новых индустриальных стран - участниц АСЕАН показывает убедительный пример преодоления отдельным государством экономической неразвитости через решающую роль государства (Сингапур, Малайзия). Таким образом, активные действия государственного аппарата, например, точечное проведение политики протекционизма с целью защиты внутренних производителей от недобросовестной иностранной конкуренции, могло бы дать позитивный эффект.

Китай - стратегически значимый торгово-экономический партнер России

Среди основных торгово-экономических партнеров России следует выделить Китай, который в 2021 г. был лидирующим направлением российского экспорта и, как ожидается, по итогам 2022 г. данный тренд сохранится. Наличие сильной геополитической напряженности между Россией и Западом даст дополнительный импульс к переориентации отечественной экономики в направлении Азии. Вместе с тем на протяжении периода 2015-2021 гг. наблюдалась положительная динамика доли Китая в отечественной внешней торговле (как в экспорте, так и в импорте). По итогам 2021 г. товарооборот России и Китая составил рекордные 146,88 млрд долларов (табл. 2).

Т а б л и ц а 2

Доля Китая во внешней торговле России за 2015-2021 гг.* (в %)

2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021

Доля в товарообороте России 12,08 14,13 14,89 15,7 16,6 18,3 18,4

Доля в экспорте России 8,33 9,82 10,9 12,46 13,44 14,58 20,4

Доля в импорте России 19,13 20,9 21,17 21,9 22,2 23,73 22,8

Тем не менее данное торговое направление нуждается в более эффективном развитии. Несмотря на то что в 2019 г. было решено нарастить

объем двусторонней торговли с КНР до 200 млрд долларов к 2024 г.1, основу российского экспорта в Китай составляет топливо - 67,5% [2]. Сложившаяся ситуация существенно осложняет выстраивание эффективных торгово-экономических взаимоотношений, поскольку усиление азиатского вектора изначально предполагало товарно-отраслевую диверсификацию, которая пока не достигнута.

На современном этапе для создания благоприятных условий развития российско-китайских отношений идет работа над двусторонним Соглашением о Евразийском экономическом партнерстве, которое, как ожидается, упростит множество торговых процессов, простимулирует инвестиции, создаст новые механизмы взаимодействия между различными секторами обеих экономик.

Вместе с тем учитывая усиление влияния Китая на мировом рынке, а также санкционное противостояние России и Запада и нарастающую геополитическую напряженность, укрепление торгово-экономических связей нашей страны с КНР является стратегически важной задачей с точки зрения адаптации к новым внешним вызовам и рискам.

Так, совокупный объем российского экспорта в Китай в 2021 г. составил 79,32 млрд долларов (рост на 37,5% в сравнении с 2020 г. за счет практически всех сегментов, кроме групп «Химическая продукция» и «Черные металлы»). В целом в товарной структуре российских поставок преобладает экспорт минерального топлива, нефти и нефтепродуктов: 67,5% всего российского экспорта в Китай (или 53,54 млрд долларов). На экспорт цветных металлов приходится 7,22% (5,7 млрд долларов), продукции лесообра-ботки - 7,17% (5,6 млрд долларов), руды - 5,4% (4,3 млрд долларов), сельскохозяйственной продукции - 5,39% (4,3 млрд долларов), драгоценных камней и металлов - 1,94% (1,5 млрд долларов). Поставки продукции химической отрасли и товаров категории «Машины и обогревание» из России в Китай составляют всего 1,66% (1,3 млрд долларов) и 0,74% (0,59 млрд долларов) соответственно (рис. 1).

Объем российского импорта из Китая в 2021 г. показал положительную динамику: вырос на 33,8% (составив 67,57 млрд долларов), причем в большей степени за счет электромеханической продукции (машинное оборудование, электронная продукция, транспортные средства). В структуре импорта преобладают категории «Машины и оборудование» (52,89%, или 35,7 млрд долларов) и «Химическая продукция» (10,66%, или 7,2 млрд долларов). Сегменты «Текстильные материалы и изделия», «Промышленные товары», «Черные металлы и изделия», «Обувь и головные уборы» составили 7%, 6,16%, 4,99% и 3,92% соответственно (рис. 2).

Анализ структуры внешней торговли России с Китаем подтверждает наличие чрезмерной сырьевой направленности российского экспорта и

1 Россия-Китай: будем торговать. - URL: https://rg.ru/2019/09/27/rossiia-i-kitaj-udvoiat-tovarooborot-k-2024-godu.html (дата обращения 02.09.22)

доминирование готовой продукции в структуре импорта из КНР. Таким образом, несмотря на существенное увеличение товарооборота между данными странами в 2021 г. (на 35,8% с 2020 г.), экспорт энергоресурсов из России все еще является основным стабилизирующим фактором двусторонней торговли с Китаем.

Продукция химической отрасли и связанных с ней отралей; 1,66%

Драгоценные камни и металлы; 1,94%

Сельхозпродукция и продукты питания; 5,39%

Руды, шлаки, зола; 5,40%

Продукция лесопереработки 7,17%

Черные металлы; 1,54%

Удобрения; 0,97%

Машины и оборудование; 0,74% Прочее; 0,47%

Минеральное топливо, нефть, нефтепродукты; 67,50%

Цветные металлы; 7

Рис. 1. Товарная структура российского экспорта в Китай в 2021 г.1

Необработанные шкуры и кожа (кожевенное сырье), натуральный мех и изделия из них; 3,06%

Обувь, головные уборы, зонты, трости; 3,92%

Прочие недрагоценные металлы, металлокерамика, изделия из них; 2,46%

Черные металлы, изделия из них; 4,99%

Промышленные товары; 6,16%

Текстильные материалы и текстильные изделия; 7,00%

Изделия из камня, гипса,

,. цемента, асбеста, слюды,

Сельхозпродукция; 4 "

2 керамические изделия,

, ° стекло; 1,61%

Цветные металлы и изделия из них; 0,93%

Машины и оборудование; 52,89%

Продукция химической отрасли и связанных с ней отраслей; 10,66%

Рис. 2. Товарная структура российского импорта из Китая в 2021 г.

Наблюдаемый результат свидетельствует о необходимости стимулирования российского несырьевого неэнергетического экспорта (ННЭ) как

1 Источник рис. 1; 2: Обзорная информация о внешней торговле России и Китая в 2021 г. -URL: http://www.russchinatrade.ru/ru/news/ (дата обращения 02.09.2022).

важнейшего источника диверсификации. Важно отметить, что на современном этапе расширение российского ННЭ происходит преимущественно за счет товаров низких и средних переделов, что обеспечивает экстенсивный рост. По итогам 2021 г. наблюдается тенденция преобладания товаров нижних переделов в отечественном ННЭ (более 50%). Данный факт говорит о пока еще высокой зависимости экспорта России от продукции самой простой обработки (рис. 3).

200 180 160 140 120 100 80 60 40 20 0

2017

2018

2019

2020

2021

□ Верхние переделы

□ Средние переделы

□ Нижние переделы

Рис. 3. Структура несырьевого неэнергетического товарного экспорта по переделам в 2017-2021 гг. (в млрд долл.)1

В данном контексте ключевым вызовом для России является развитие сегмента продукции верхних переделов (авиатехника, электроника, ядерное топливо, лекарства и другие высокотехнологичные товары), а также увеличение добавленной стоимости в существующих отраслях несырьевого сектора, повышение глубины обработки и интеграция в растущие производственные цепочки в глобальном производстве.

Таким образом, задача диверсификации экспорта из России в Китай путем стимулирования производства технологически сложной продукции является приоритетной. Источником устойчивого роста российского экспорта продукции верхних переделов может стать формирование качественной государственной поддержки процесса цифровизации в отраслях национальной экономики, которая включает:

- цифровизацию промышленности (подготовка специалистов в области цифровой экономики; повышение обеспеченности отечественных производств цифровыми продуктами и технологиями);

- локализацию производства (встраивание российских предприятий в глобальные цепочки добавленной стоимости (ГЦДС), благодаря чему происходит обмен навыками и технологиями);

1 Социально-экономическое положение России 2021 г. Аналитическая справка. - URL: https://rosstat.gov.ru/ storage/mediabank/ osn-12-2021.pdf (дата обращения 29.09.2022).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- льготное кредитование (Центральному Банку Российской Федерации предлагается разработать специальную кредитную линию (под 1-2% годовых) для массовой поддержки малых и средних компаний, желающих производить высокотехнологичную продукцию) [3].

Ожидается, что по результатам реализации вышеперечисленных задач в рамках государственной поддержки процесса внедрения цифровых технологий и инновационных разработок в отраслях национальной экономики, Россия сможет нарастить объемы технологически сложной продукции (верхние переделы) в структуре национального экспорта в целом и в контексте отечественных поставок в Китай в частности.

Важно отметить, что существенной точкой расширения российско-китайской торговли является сегмент услуг (в том числе, высокотехнологичных), развитие которого обеспечивает новые возможности в реалиях цифровизации мировой экономики. За последние 10 лет торговля услугами между рассматриваемыми государствами выросла практически в 2 раза, что позволяет отметить значительные перспективы в данном сегменте (рис. 4).

о -

2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021 -Экспорт -Импорт

Рис. 4. Торговля услугами России с Китаем за 2011-2021 гг. (в млрд долл.)1

В условиях внешних вызовов и рисков в связи с нарастающей геополитической напряженностью следует отметить значимость развития двусторонней электронной торговли между Россией и КНР. В качестве при-

1 Торговые отношения России и Китая: потенциал роста. Информационно-аналитический доклад Росконгресс. 2022. - URL: https://roscongress.org/ upload/medialibrary/4a2/4pts3f1k 380ui4ix17knmn7 rqr2r3wqo/China_Russia_final.pdf?ysclid=l8a62pg4zb586259642 (дата обращения: 29.09.2022).

мера такого взаимодействия можно использовать формирование совместного предприятия «АлиЭкспресс Россия» в состав которого вошли «Али-баба Групп», «Мэйл.ру» и «Мегафон»1.

К настоящему времени Россией активно предпринимаются действия по формированию сотрудничества в сегменте услуг по приоритетным направлениям в двустороннем и многостороннем форматах (с КНР и другими государствами). Так, в рамках национальной программы «Международная кооперация и экспорт»2, являющейся существенным этапом в достраивании системы поддержки отечественного промышленного и сельскохозяйственного экспорта до конкурентоспособного уровня развитых стран, реализуется проект «Экспорт услуг». Ключевой целью данного проекта является расширение экспорта услуг в составе несырьевого неэнергетического сектора при помощи реализации значимых регуляторных и технических задач (например, оптимизация налогообложения при экспорте услуг, развитие и модернизация национальной лабораторной базы, совершенствование финансовых инструментов по поддержке экспортеров и др.) [4].

Вместе с тем в начале 2022 г. по результатам Российско-Китайского саммита в Пекине была принята дорожная карта по высококачественному развитию кооперации данных двух стран. Как ожидается, соглашение простимулирует формирование торгово-экономических связей российских экспортеров с КНР. Так, к 2024 г. российский экспорт товаров и услуг в КНР должен достичь уровня в 107 млрд долларов (рост на 50% относительно результата 2021 г.) за счет увеличения экспорта энергетических товаров на 50%; агропродовольственной продукции - в 2,8 раза (поставки зерновых, растительных масел, кормов, рыбы); промышленных товаров - в 2,2 раза (металлы, летательные аппараты, турбореактивные двигатели, химическая продукция, пиломатериалы и др.)3.

Анализ и перспективы торгово-экономического

сотрудничества России и Турции

С учетом сложившихся актуальных политико-экономических изменений в мире еще одним направлением торгово-экономического сотрудничества России является Турция как важнейший игрок в регионе Ближнего Востока.

Развитие торговых отношений России и Турции имеют положительную динамику на протяжении рассматриваемого периода (рис. 5). В до-санкционный период товарооборот между странами составлял 31,54 млрд

1 Alibaba, Mail.ru Group и партнеры создали общий бизнес и спланировали новый. - URL: https: / / www.vedomosti.ru/business/articles/2019/10/09/813150-alibaba (дата обращения: 28.09.2022).

2 Национальный проект «Международная кооперация и экспорт». - URL: https:// национальныепроекты.рф/ projects/eksport (дата обращения: 28.09.2022).

3 URL: https: / / roscongress.org/upload/medialibrary/ 4a2/4pts3f1k380ui4ix17knmn7rqr2r3 wqo/ China_Russia_final.pdf?ysclid=l8a62pg4zb586259642 (дата обращения: 29.09.2022).

долларов и, несмотря на колебания данного показателя в период антироссийской санкционной политики, в 2021 г. он преодолел отставание и достиг уровня 33,01 млрд долларов. Ожидается, что по результатам 2022 г. товарооборот между государствами по причине вынужденной переориентации российских экспортно-импортных потоков с западных стран, может достичь 50 млрд долларов1.

35

2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021

□ Экспорт России в Турцию 24,9 19,3 13 18,7 21,4 21,1 15,7 26,5

□ Импорт в Россию из Турции 6,64 4,06 2,12 3,39 4,22 4,98 5,11 6,51

■ Товарооборот России с Турцией

р р урц 31,54 23,36 15,12 22,09 25,62 26,08 20,81 33,01

Рис. 5. Внешняя торговля России с Турцией, 2014-2021 гг. (в млрд долл.)2

В географической структуре российского экспорта Турция занимает 4-е место (или 5% в совокупном отечественном экспорте). Более того, за период 2014-2021 гг. российский экспорт преобладал над импортом товаров и услуг, привезенных из Турции. Другими словами, Турция является важным рынком сбыта для продукции из России и заинтересована в наращивании российских поставок.

Проанализировав структуру российских поставок в Турцию, следует заметить, что турецкие партнеры заинтересованы в первую очередь в потреблении российских минеральных продуктов (27% всего экспорта из России в Турцию) и металлов (24%) (рис. 6). Таким образом, подтверждается наличие остро стоящей задачи - диверсификации экспорта из России.

Особое место в структуре российского экспорта занимает сегмент сельскохозяйственной продукции: в 2021 г. Турция являлась лидирующим закупщиком, обогнавшим даже Китай (экспорт составил 4,3 млрд долла-

1 Товарооборот России и Турции в 2020 году может достичь 50 млрд долл. - URL: https:// www.kommersant.ru/ doc/5446975 (дата обращения: 29.09.2022).

2 Внешняя торговля между Россией и Турцией. - URL: https: / / russian-trade.com/ reports-and-reviews/2022-02/torgovlya-mezhdu-rossiey-i-turtsiey-v-2021-g/ (дата обращения: 28.09.2022).

ров). Кроме того, ожидается, что за период 2021-2030 гг. показатель покажет положительную динамику и к 2030 г. достигнет уровня в 5 млрд долларов за счет наращивания поставок зерновых культур1.

Структура российского импорта из Турции также не обладает разнообразием: превалируют сегменты продукции растительного происхождения (22%), машин и оборудования (20%), текстиля (14%) и транспорта (11%) (рис. 7).

Пласмассы, Прочее; каучук резина;14%

2% Минеральные

Продукция химической продукты;

промышленности; 27%

Жиры и масла;

^^^^ Металлы и

изделия из них;

Продукция^ -— ия%

растительного

происхождения; Скрытый 10% раздел

Рис. 6. Структура российского экспорта в Турцию, 2021 г.2

Обувь, головные уборы и др.; 2%

Пищевые продукты, напитки, табак; 2%

Прочее;

Продукция животного происхождения; 4%

Продукция химической промышленности; 5%

Пластмассы, каучук,

Металлы и изделия из них; 7%

Продукция растительного происхождения; 22%

Машины и оборудование;

20%

Текстиль; 14%

Рис. 7. Структура российского импорта из Турции, 2021 г.

В реалиях вынужденной переориентации российских экспортных потоков с Запада Турция как крупный и перспективный участник международных отношений, наращивающий влияние в своем регионе, является

1 Обзор ВЭД. Турция. - URL: https://aemcx.ru/wp-content/uploads/2021/03/0бзор-ВЭД_Турция-02.03.ра£ (дата обращения: 29.09.2022).

2 Источник рис 6; 7: База данных экспорта и импорта России. - URL: https:/ /ru-stat.su/ date-Y2014-2021/RU/ import/TR (дата обращения: 28.09.2022).

важнейшим торгово-экономическим партнером России. Более того, после завершение деятельности многих западных компаний на территории России на рынке освободились ниши, которые могут быть интересны турецким партнерам. Так, Турция может компенсировать импортный дефицит России в таких сегментах, как «Машины и оборудование», «Транспорт». В свою очередь Россия обладает существенными перспективами с точки зрения сбыта в Турции продукции нижних и средних переделов (в составе несырьевого неэнергетического сектора), таких, как, например, зерно и растительные масла.

Таким образом, Россия и Турция являются значимыми друг для друга торгово-экономическими партнерами. Это позволяет констатировать, что в реалиях актуальных трансформаций мировой экономики и международной торговли, укрепятся положительные тенденции развития российско-турецкого сотрудничества. Вместе с тем для России необходимо сконцентрироваться на диверсификации товарных потоков с Турцией.

Меры поддержки экспортеров в условиях

современных геополитических реалий

В реалиях санкционной повестки, спровоцировавшей вынужденную переориентацию российских торговых потоков с Запада в направлении дружественных стран (в частности, Китая и Турции), предлагается ряд мер поддержки отечественного экспорта (табл. 3).

Т а б л и ц а 3

Комплекс мер для расширения географии российского экспорта

Меры поддержки Содержание

Образовательные услуги Изучение особенностей менталитета, деловой практики, законодательства, таможенного оформления продукции в дружественных странах

Аналитические исследования рынков Исследования, включающие региональный или секторальный мониторинг для более детальной экспертизы, а также исследования маркетинга и особенностей функционирования внутренних рынков стран

Финансовые услуги Льготные экспортные кредиты для экспортеров на перспективных рынках

Преодоление «барьера незнания» Оповещение экспортеров об изменениях ставок тарифных и нетарифных ограничений как в России, так и в зарубежных странах

Содействие в получении международных сертификатов Сертификат ИСО (ISO) и Модель зрелости интеграции (CMMI) гарантируют высокий уровень качества продукции и формируют положительную репутацию на международном рынке

В качестве важнейшего инструмента по расширению географии торгово-экономического сотрудничества России оказывается поддержка международной промышленной кооперации российских предприятий, включающая в себя обучение особенностям менталитета, деловой практики, законодательства, таможенного оформления продукции таких дружественных государств, как Китай, Турция, Казахстан и др. Реализацию данной

задачи предлагается осуществить Российскому экспортному центру (РЭЦ), который является действующим институтом финансовой и нефинансовой поддержки экспортеров России.

Вместе с тем значимым фактором является предоставление экспортерам Российским экспортным центром аналитических исследований, включающих не только страновой, но и региональный или секторальный мониторинг потенциальных торговых государств-партнеров. Более детальная экспертиза, а также исследования маркетинга и особенностей функционирования внутренних рынков упростят выход отечественных экспортеров на международный рынок. Например, для повышения эффективности взаимодействия американских поставщиков с китайским миром на территории США была создана Китайско-Американская торговая палата, эксперты которой могут определить, на каком азиатском рынке будет востребован тот или иной товар, как сделать правильную упаковку и т. п. Кроме того, в данной организации можно запросить анализ упаковки, символики, патентования торговой марки и пр. (от обложки до вкуса), чтобы экспортируемый товар адаптировать к спросу на новом для него рынке, не потеряв его идентичность.

Еще один существенный инструмент помощи экспортерам - предоставление льготного кредитования и налогообложения для массовой поддержки малых и средних компаний-экспортеров, желающих работать на перспективных рынках. В данном контексте может быть полезен опыт Китая, который в рамках поддержки национальных экспортеров обеспечивает им льготные налоговые ставки и 5-летние налоговые каникулы с полным или частичным освобождением (первые 2 года не взимается, а следующие 3 года - 50% от ставки). Данная налоговая политика распространяется на экспортно ориентированные предприятия-резиденты таких экономических зон, как Шеньчжэнь, Чжухай, Шаньтоу, Сямынь, Хайнань, Шанхай. КНР предоставляет также неналоговые льготы, а именно: сокращение или полное освобождение от расходов на землю, воду, электричество, газ, Интернет, аренду и др. В результате деятельность шести специализированных экономических зон играет существенную роль в усилении внешнеторговой позиции Китая1.

Преодоление так называемых внешних барьеров незнания (низкая доступность информации о каналах продвижения товаров, а также об изменениях торговых тарифов) также является значимым фактором роста национального экспорта. В интересах преодоления данной ситуации можно, например, на базе цифровой платформы «Мой экспорт» (в рамках РЭЦ) создать систему оповещения экспортеров об изменениях ставок тарифных и нетарифных ограничений как в России, так и в зарубежных странах.

1 China's Trade Development Strategy and Trade Policy Reforms: Overview and Prospects. -URL: https://www.iisd.org/system/files/publications/china-trade-strategy-policy-reform.pdf (дата обращения: 30.09.2022).

Положительный эффект на расширение географии торгового сотрудничества России может оказать содействие Российского экспортного центра в приобретении международных сертификатов и лицензий на продукцию, технологии. Например, получение удостоверений качества, соответствующих стандартам ИСО (International Organization for Standardization, ISO) или Модели зрелости интеграции (Capability Maturity Model Integration, CMMI) не является обязательным и не предлагается РЭЦ, несмотря на то что их наличие может гарантировать высокий уровень качества продукции и сформировать положительную репутацию товара на международном рынке. Ожидается, что при условии применения вышеизложенных мер Россия сможет адаптироваться к новой экономической реальности и реализовать национальный экспортный потенциал в процессе взаимодействия со странами, не поддерживающими антироссийскую санкционную политику.

Заключение

Сложная экономическая ситуация, в которой оказалась Россия к середине 2022 г., характеризующаяся как внешними (геополитическая напряженность, экономические санкции, пандемия коронавируса), так и внутренними (рецессия, отсталая структура производства и экспорта, неконкурентоспособность высокотехнологичной отрасли) факторами, продемонстрировала необходимость пересмотра механизмов внешнеэкономического взаимодействия России в условиях современных геополитических реалий. Таким образом, географическая переориентация отечественных торговых потоков является для нашего государства приоритетной задачей, реализация которой зависит от наличия практических предложений по выходу на перспективные и дружественные для сотрудничества рынки и поиску новых экспортных ниш.

Список литературы

1. Желтоножко Т. А., Пчелкин В. А. Россия в Азиатско-тихоокеанском экономическом сотрудничестве: перспективы формирования рынков высоких технологий // Российский внешнеэкономический вестник. - 2020. -№ 9. - С. 42-66.

2. Спартак А. Н. Текущие среднесрочные задачи позиционирования России в международной торгово-экономической системе // Научные труды ВЭО России. - 2020. - № 2. - С. 140-162.

3. Сычева К. Г. Поддержка цифровизации импортозамещения России в санкционном контексте // Вестник Московского университета. Серия 6. Экономика. - 2022. - № 3. - С. 142-159.

4. Сычева К. Г. Экспортный потенциал России в условиях цифрови-зации // Международная торговля и торговая политика. - 2019. - № 2. -С. 105-121.

References

1. Zheltonozhko T. A., Pchelkin V. A. Rossiya v Aziatsko-tikhookeanskom ekonomicheskom sotrudnichestve: perspektivy formirovaniya rynkov vysokikh tekhnologiy [Russia in the Asia-Pacific Economic Cooperation: Prospects for the Formation of High-Tech Markets]. Rossiyskiy vneshneekonomicheskiy vestnik [Russian Foreign Economic Bulletin], 2020, No. 9, pp. 42-66. (In Russ.).

2. Spartak A. N. Tekushchie srednesrochnye zadachi pozitsionirovaniya Rossii v mezhdunarodnoy torgovo-ekonomicheskoy sisteme [Current Medium-Term Tasks of Positioning Russia in the International Trade and Economic System], Nauchnye trudy VEO Rossii [Scientific Works of the VEO of Russia], 2020, No. 2, pp. 140-162. (In Russ.).

3. Sycheva K. G. Podderzhka tsifrovizatsii importozameshcheniya Rossii v sanktsionnom kontekste [Support for Digitalization of Import Substitution of Russia in the Sanctions Context]. Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 6. Ekonomika. [Bulletin of the Moscow University. Series 6. Economics], 2022, No. 3, pp. 142-159. (In Russ.).

4. Sycheva K. G. Eksportnyy potentsial Rossii v usloviyakh tsifrovizatsii [Russia's Export Potential in the Context of Digitalization]. Mezhdunarodnaya torgovlya i torgovaya politika [International Trade and Trade Policy], 2019, No. 2, pp. 105-121. (In Russ.).

Сведения об авторе

Кристина Германовна Сычева

кандидат экономических наук, преподаватель кафедры экономики инноваций экономического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова. Адрес: ФГБОУ ВО «Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова», 119991, Москва, Ленинские горы, д. 1, строение 46. E-mail: skristina_2202@mail.ru

Information about the author

Kristina G. Sycheva

PhD, Lecturer of Innovation Economics Department of the Faculty of Economics of the Lomonosov MSU. Address: Federal State Educational Institution of Higher Professional Education Lomonosov Moscow State University, 46 building, 1 Leninskie gory, Moscow, 119991, Russian Federation. E-mail: skristina_2202@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.