Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. 2023. № 4. С. 93-99 State and Municipal Management. Scholar Notes. 2023;(4):93-99
Проблемы управления
Научная статья УДК 338
https://doi.org/10.22394/2079-1690-2023-1-4-93-99
Направления целевой финансовой поддержки Республики Адыгея из федерального бюджета в 2023-2025 годах
Каплан Мугдинович Панеш1, Эмин Борикович Бабалян2
1 2Адыгейский государственный университет, Майкоп, Россия
Аннотация. В настоящее время целевая финансовая поддержка регионов из федерального бюджета остается актуальной и важной практикой, направленной на достижение социальной справедливости и экономического развития в России. В данной статье проанализированы основные направления целевой финансовой поддержки Республики Адыгея из федерального бюджета в 2023-2025 годах. Установлено, что целевые межбюджетные трансферты, получаемые Адыгеей из федерального бюджета, направлены, в первую очередь, на развитие социальной сферы, а также приоритетных для экономики республики отраслей, включая агропромышленный и туристско-рекреационный комплексы. Сделан вывод о том, что объемы и перечень направлений финансовой поддержки не являются достаточными и соответствующему реальному положению, занимаемому республикой среди других субъектов Российской Федерации.
Ключевые слова: бюджетная обеспеченность, дотационный регион, межбюджетные трансферты, Республика Адыгея, федеральный бюджет, целевая финансовая поддержка
Для цитирования: Панеш К. М., Бабалян Э. Б. Направления целевой финансовой поддержки Республики Адыгея из федерального бюджета в 2023-2025 годах // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. 2023. № 4. С. 93-99. https://doi.org/10.22394/2079-1690-2023-1-4-93-99. EDN CLALLK
Problems of Economics
Original article
Directions of targeted financial support of the Republic of Adygea from the federal budget in 2023-2025
Kaplan M. Panesh1, Emin B. Babalyan2
1 2Adygea State University, Maykop, Russia
Abstract. Currently, targeted financial support of regions from the federal budget remains an urgent and important practice aimed at achieving social justice and economic development in Russia. This article analyzes the main directions of targeted financial support of the Republic of Adygea from the federal budget in 20232025. It has been established that the targeted inter-budgetary transfers received by Adygea from the federal budget are primarily aimed at the development of the social sphere, as well as priority sectors for the economy of the republic, including agro-industrial and tourist and recreational complexes. The conclusion is made that the volume and list of areas of financial support are not sufficient and corresponding to the real situation that the republic occupies among other subjects of the Russian Federation.
Keywords: targeted financial support, federal budget, inter-budget transfers, budget security, subsidized region, Republic of Adygea
For citation: Panesh K. M., Babalyan E. B. Directions of targeted financial support of the Republic of Adygea from the federal budget in 2023-2025. State and Municipal Management. Scholar Notes. 2023;(4):93-99. (In Russ.). https://doi.org/10.22394/2079-1690-2023-1-4-93-99. EDN CLALLK
© Панеш К. M., Бабалян Э. Б., 2023
EDN CLALLK
Целевая финансовая поддержка регионов из федерального бюджета остается актуальной и важной практикой в России. Эта поддержка направлена на решение различных социально-экономических задач и обеспечение равномерного развития всех регионов страны. В настоящее время к ключевым аспектам значимости целевой финансовой поддержки регионов можно отнести следующие:
- уменьшение социальных и экономических разрывов. Целевая финансовая поддержка помогает уменьшить социальные и экономические разрывы между регионами, обеспечивая равномерное распределение ресурсов;
- стимулирование инвестиций и развития. Федеральные средства могут быть направлены на инфраструктурные проекты, образование, здравоохранение и другие сферы, способствующие экономическому развитию регионов. Это может привлечь инвестиции и способствовать росту региональной экономики;
- поддержка социальных программ. Целевые средства могут использоваться для финансирования социальных программ, таких как поддержка малообеспеченных семей, улучшение доступности медицинских услуг и образования;
- содействие решению приоритетных задач. Целевая финансовая поддержка может быть адаптирована под конкретные приоритеты регионального развития, что позволяет более эффективно решать актуальные проблемы.
Финансовая поддержка регионов в условиях высокой территориальной дифференциации позволяет решать ряд целей и задач, связанных в первую очередь с поддержанием социально-экономической стабильности в регионе и выполнением всех обязанностей региональных органов власти перед населением [1].
Рассмотрим основные направления целевой финансовой поддержки Республики Адыгея, входящей в состав Южного федерального округа и являющейся частью Северо-Кавказского экономического района.
Республика Адыгея, выступая субъектом Российской Федерации, является участником межбюджетных отношений, в частности, получателем всех форм межбюджетных трансфертов из федерального бюджета. Такие трансферты могут носит как целевой, так и нецелевой характер. В последнем случае это - дотации, прежде всего, дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности. К целевым межбюджетным трансфертам относятся субсидии, субвенции и иные межбюджетные трансферты [2].
Анализ объемов и видов целевых межбюджетных трансфертов, получаемых конкретным регионом в определенном финансовом году, может быть проведен на основе информации, содержащейся в законе о федеральном бюджете [3]. Для 2023-2025 гг. - это приложение 34 к Федеральному закону от 5 декабря 2022 г. № 466-ФЗ«О федеральном бюджете на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов», в котором перечислено более двухсот трансфертов, соответствующих направлениям расходования средств.
Согласно сведениям, содержащемся в данном приложении, на Республику Адыгея в 2023 году распространяется чуть менее половины (101 из 208] целевых мер финансовой поддержки субъектов Российской Федерации.
Запланированный утвержденный объем федеральной помощи, включая дотацию на выравнивание бюджетной обеспеченности, в 2023 году составляет 21,6 млрд рублей, снижаясь до 14,2 и 8,9 млрд рублей в 2024 и 2025 годах соответственно. При этом, на Республику Адыгея в рамках того же перечня мер поддержки приходится меньший объем из федерального бюджета, чем в среднем на один субъект Российской Федерации, а его доля от общего объема составляет менее 1 % (табл. 1).
Таблица 1 - Объем межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджету Республики Адыгея на 2023-2025 годы, млрд руб.
Table 1 - The volume of inter-budget transfers from the federal budget to the budget of the Republic of Adygea for 2023-2025, billion rubles
Показатель Суммы по годам Всего
2023 2024 2025 2023-2025
Объем трансфертов Республике Адыгея 21,6 14,2 8,9 44,7
Общий объем трансфертов субъектам Российской Федерации 2 548,6 2 271,3 2 018,7 6 838,6
Объем трансфертов в среднем на один субъект Российской Федерации 30,0 26,7 23,7 80,5
Доля Адыгеи в общем объеме трансфертов субъектам Российской Федерации 0,85 % 0,63 % 0,44 % 0,65 %
Более трети всего объема федеральной поддержки бюджету Республики Адыгея направляется на развитие социальной сферы:
- около 3 млрд руб. на развитие, модернизацию и цифровизацию дошкольного, общего и дополнительного образования, включая создание дополнительных мест в образовательных учреждениях, а также организацию профессионального обучения и дополнительного профессионального образования работников промышленных предприятий;
- более 1 млрд руб. для развития жилищного строительства и предоставления жилья молодым семьям и отдельными категориям граждан (ветеранам, инвалидам, сиротам], включая оплату жилищно-коммунальных услуг;
- около 700 млн руб. на развитие системы здравоохранения, в том числе:
а] реализацию регионального проекта «Создание единого цифрового контура в здравоохранении на основе единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ)» и модернизацию первичного звена здравоохранения;
б] оказание гражданам высокотехнологичной медицинской помощи, паллиативной медицинской помощи и обеспечение лекарственными препаратами;
в] осуществление выплат медицинским работникам (врачам, фельдшерам, акушеркам и медицинским сестрам], прибывшим на работу в сельские населенные пункты;
г] оснащение медицинскими изделиями медицинских организаций;
д] профилактику и борьбу с различными заболеваниями.
- около 400 млн руб. на развитие культуры и спорта;
- более 130 млн руб. на социальные выплаты безработным гражданам и снижение напряженности на рынке труда.
Отдельным важным направлением для Республики Адыгея является развитие сельских территорий и поддержка сельхозпроизводителей, поскольку более половины жителей региона проживают в сельской местности. На комплексное развитие сельских территорий в 2023-2024 гг. направляется почти 900 млн руб., в том числе в 2023 г. 637 млн рублей предусмотрено на следующие мероприятия1:
- улучшение жилищных условия жителей села;
- строительство социальных учреждений (школ, детских садов, домов культуры] вместе с обеспечивающей инфраструктурой;
- реконструкцию региональных дорог для обеспечения доступности социально значимых объектов.
По объемам межбюджетных трансфертов на комплексное развитие сельских территорий Адыгея является лидером среди субъектов Российской Федерации. На развитие приоритетного для экономики республики агропромышленного комплекса из федерального бюджета на 2023 год запланировано выделить 657 млн руб., в том числе на поддержку развитие малых форм хозяйствования, отдельных подотраслей растениеводства и животноводства, создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации, поддержку виноградарства и виноделия, а также восстановление почв (табл. 2).
Предусмотрена и поддержка малого и среднего предпринимательства, а также физических лиц, применяющих специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход», то есть самозанятых, в рамках которой в 2023 году предусмотрено 307 млн руб.
В рамках регионального проекта «Создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации» планируется к 2024 году вовлечь не менее 315 человек в субъекты малого и среднего предпринимательства и создать не менее 65 субъектов МСП в сельском хозяйстве за счет предоставления грантов фермерам, семейным фермам и сельскохозяйственным потребительским кооперативам на общую сумму 323,85 млн руб.
На федеральном уровне в качестве перспективного драйвера экономического роста Республики Адыгея признается также развитие туризма, в том числе сельского. Начиная с 2022 года, когда ввиду санкционных ограничений со стороны недружественных стран произошла переориентация туризма с внешнего на внутренний, туристический поток в Адыгею кратно вырос и продолжает увеличиваться. Для федеральных и региональных органов государственной власти стало понятно, что для того, чтобы выдержать конкуренцию с другими регионами Юга России, прежде всего соседнего Краснодарского края, необходимо, во-первых, приоритизировать реализацию масштабного проекта «Лагонаки», во-вторых, оперативно модернизировать имеющиеся и создавать новые объекты туристической инфраструктуры по всей республике.
1 //tass.ru/ekonomika/16407435. Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. 2023. № 4
Таблица 2 - Межбюджетные трансферты бюджету Республики Адыгея на поддержку агропромышленного комплекса в 2023-2025 годах, млн руб.
Table 2 - Inter-budget transfers to the budget of the Republic of Adygea to support the agro-industrial complex in 2023-2025, million rubles
Межбюджетный трансферт 2023 2024 2025
Стимулирование развития приоритетных подотраслей агропромышленного комплекса и развитие малых форм хозяйствования [4] 314,4 314,4 314,4
Поддержка сельскохозяйственного производства по отдельным подотраслям растениеводства и животноводства 119,7 119,7 119,7
Создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации 105,4 147,8 -
Развитие виноградарства и виноделия 45,4 31,7 36,3
Стимулирование увеличения производства картофеля и овощей 1,9 1,9 1,9
Финансовое обеспечение (возмещение) производителям зерновых культур части затрат на производство и реализацию зерновых культур - 44,8 44,8
Софинансирования расходных обязательств по финансовому обеспечению (возмещению) производителям зерновых культур части затрат на производство и реализацию зерновых культур [5] 38,1 - -
Проведение гидромелиоративных, культуртехнических, агролесомелиоративных и фитомелиоративных мероприятий, а также мероприятий в области известкования кислых почв на пашне [8] 32,3 41,3 26,3
Итого 657,2 701,6 543,4
В этой связи Адыгея оказалась в числе 11 регионов России - получателей субсидии от Минстроя России на развитие обеспечивающей инфраструктуры в целях реализации строящихся туристических инвестиционных проектов. Субсидии будут предоставлены на строительство дорог, сетей теплоснабжения, газоснабжения, энергоснабжения, водоснабжения и водоотведения, которые обеспечат функционирование туристических объектов.
На развитие туристических кластеров Республика Адыгея должна получить в 2023-2024 гг. 6,1 млрд руб. (3,8 млрд - в 2023 году и 2,3 млрд - в 2024 г.), что на 200 млн больше, чем заявлялось ранее1. В республике уже ведутся проектно-изыскательные работы по реконструкции участка автомобильной дороги Даховская - плато Лаго-Наки вблизи комплексного туристического комплекса «Лагонаки». В 2023 году на этом объекте планируется приступить к строительно-монтажным работам2. При этом строительство ведется за пределами объекта Всемирного природного наследия ЮНЕСКО с учетом сохранения природных богатств региона.
Помимо прямого финансирования из федерального бюджета Республика Адыгея на развитие туристкой инфраструктуры и улучшение качества жизни получит казначейский инфраструктурный кредит на 1,4 млрд руб. Из этой суммы 450 млн руб. будет направлено на реконструкцию крупнейшего в Европе открытого плавательного бассейна и благоустройство прилегающей территории в Майкопе, около 994 млн руб. - на дорожную инфраструктуру в горной части республики3.
Новым направлением в рамках поддержки туристической отрасли Республики Адыгея стал сельский туризм, на его развитие в 2023-2025 годах из федерального бюджета выделяется 27,7 млн руб.
1 https: //kuban.rbc.ru/krasnodar/freenews/62989e699a7947a8c2c96cc5
2 https://minstroyrf.gov.ru/press/v-2023-godu-11-regionov-poluchat-subsidii-na-razvitie-obespechivayushchey-infrastruktury-turistiches /
3 https: / / www.politrus.ru/2 023/08/11/adygheya-analytics-49/
Взаимодействие агропромышленного и туристско-рекреационного комплексов республики может стать новой «точкой роста», драйвером развития экономики, позволяющей более рационально и эффективно использовать имеющийся природно-ресурсный и производственный потенциал.
Развитие указанных приоритетных отраслей экономики невозможно без инфраструктурного развития территории региона [7]. На данное направление в 2023 г. Республике Адыгея выделяется 1,8 млрд рублей средств федерального бюджета, в том числе 540 млрд руб. - на развитие транспортной инфраструктуры на сельских территориях, 504 млрд руб. - на приведение в нормативное состояние автомобильных дорог, еще по 300 млрд руб. - на развитие инфраструктуры дорожного хозяйства и строительство и реконструкцию объектов питьевого водоснабжения (табл. 3).
Таблица 3 - Межбюджетные трансферты бюджету Республики Адыгея на развитие инфраструктуры и благоустройство в 2023-2025 годах, млн руб.
Table 3 - Inter-budget transfers to the budget of the Republic of Adygea for infrastructure development
and landscaping in 2023-2025, million rubles
Межбюджетный трансферт 2023 2024 2025
Поддержка мероприятий по развитию заправочной инфраструктуры компримированного природного газа - 35,6 34,9
Поддержка переоборудования существующей автомобильной техники, включая общественный транспорт и коммунальную технику, для использования природного газа в качестве топлива - 3,5 0,2
Поддержка региональных проектов в сфере информационных технологий 4,3 4,3 -
Развитие транспортной инфраструктуры на сельских территориях [6] 539,8 97,8 246,8
Приведение в нормативное состояние автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений 504,0 769,3 628,8
Развитие инфраструктуры дорожного хозяйства 305,0 - -
Внедрение интеллектуальных транспортных систем, предусматривающих автоматизацию процессов управления дорожным движением в городских агломерациях 44,4 - -
Строительство и реконструкция (модернизация] объектов питьевого водоснабжения 304,2 143,3 -
Реализация программ формирования современной городской среды 122,3 138,8 -
Итого 1 824,0 1 192,1 910,7
Следует отметить, что в настоящее время качество транспортной инфраструктуры является слабым местом в республике. Об этом косвенно свидетельствует и существенный объем федеральной поддержки по этому направлению не только в 2023 г., но и последующие годы в рамках трехлетнего бюджетного планирования.
Осуществляется поддержка и реализации региональных программ по формированию современной городской среды. На данное направление в 2023-2024 гг. предусмотрено 260 млн руб. При этом Адыгея уже делает значительные успехи в улучшении городских пространств: с проектами в Майкопе и Адыгейске республика оказалась в числе победителей VIII Всероссийского конкурса лучших проектов создания комфортной городской среды. В Майкопе будет благоустроена лесопарковая зона, в Адыгей-ске - вторая часть городской парковой зоны1.
Вместе с мерами поддержки конкретных направлений развития Республики Адыгея бюджету региона из федерального бюджета ежегодно выделяются дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности, что позволяет выдерживать все социальные обязательства перед населением, сохраняя фокус на развитии приоритетных отраслей экономики. На выравнивание бюджетной обеспеченности Республики Адыгея в 2023 г. запланировано 6,0 млрд руб., что составляет почти треть всего объема межбюджетных трансфертов региону.
1 https://adigea.aif.ru/society/details/maykop_i_adygeysk_voshli_v_chislo_pobediteley_federalnogo_konkursa. Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. 2023. № 4 97
В целом, как показывает анализ мер федеральной поддержки в 2023-2025 годах, Республика Адыгея сохраняет статус дотационного региона, получающего финансовую помощь по различным направлениям. Целевая финансовая поддержка Республики Адыгея может помочь усилить экономическую, социальную и экологическую стабильность региона, способствовать улучшению качества жизни его жителей и привлечению инвестиций для дальнейшего развития. Однако нельзя сказать, что объемы и перечень направлений такой помощи являются достаточными и соответствующему реальному положению, занимаемому республикой среди других субъектов Российской Федерации. Целевая финансовая поддержка должна и в будущем быть направлена на развитие приоритетных отраслей экономики Республики Адыгея, таких как сельское хозяйство, туризм, производство товаров и услуг. Представляется, что существует невостребованный потенциал, который может быть задействован, в том числе путем более активного участия в разного рода федеральных проектах и соответственно - привлечения дополнительных целевых трансфертов из федерального бюджета. Однако, важно отметить, что общая финансовая ситуация в стране и регионе может повлиять на объем и доступность финансовой поддержки для Республики Адыгея. Экономические кризисы, политические изменения и другие факторы могут оказывать влияние на объем финансирования и на условия его получения.
Перспективы целевой финансовой поддержки Республики Адыгея зависят от различных факторов, включая экономическую ситуацию в регионе, социальные и инфраструктурные потребности, приоритеты правительства и наличие внешних источников финансирования. В целом, перспективы целевой финансовой поддержки Республики Адыгея зависят от различных факторов, и не могут быть однозначно определены. Это требует постоянного мониторинга и анализа экономической и политической ситуации в регионе, а также усилий регионального и федерального правительства для привлечения финансовых ресурсов и их эффективного использования.
Список источников
1. Морковкин Д. Е., Строев П. В., Шапошников А. И. Финансовая поддержка регионов как инструмент выравнивания бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации // Финансы: теория и практика. 2019. № 23(4). С. 57-68.
2. Васюнина М. Л. Межбюджетные трансферты субъектам Российской Федерации: современные проблемы и приоритеты // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2016. № 45. С. 17-27.
3. Климанов В. В., Михайлова А. А. Межбюджетные отношения: последние тенденции и перспективы развития // Государственный аудит. Право. Экономика. 2016. № 4. С. 31-34.
4. Лаврентьева И. В., Седова Н. В., Ухалина О. В. Прямые меры государственной поддержки сельских территорий в РФ // АПК: Экономика, управление. 2022. № 4. С. 75-83.
5. Совершенствование механизмов предоставления целевых межбюджетных трансфертов: монография / Под ред. В. А. Кваши, А. В. Юрченко. Ярославль: ООО «ПКФ «СОЮЗ-ПРЕСС», 2021. 130 с.
6. Лаврентьева И. В., Седова Н. В. Анализ мер косвенной поддержки сельских территорий // АПК: Экономика, управление. 2022. № 2. С. 74-80.
7. Кужева Л. Р. Проблемы реализации региональных составляющих федеральных проектов в Карачаево-Черкесской республике// Вестник экспертного совета. 2019. № 4 (19). С. 23-33.
8. Бельченко С. А., Дронов А. В., Симонов В. Ю., Пигорев И. Я., Ковалев В. В. Влияние господдержки на развитие агропромышленного комплекса Брянской области // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. 2023. № 1. С. 187-193.
References
1. Morkovkin D. E., Stroev P. V., Shaposhnikov A. I. Financial support of regions as a tool for equalizing the budgetary provision of the subjects of the Russian Federation. Finance: theory and practice. 2019;23(4):57-68. (In Russ.)
2. Vasyunina M. L. Inter-budgetary transfers to the subjects of the Russian Federation: modern problems and priorities. Financial analytics: problems and solutions. 2016;(45):17-27. (In Russ.)
3. Klimanov V. V., Mikhailova A. A. Inter-budgetary relations: recent trends and development prospects. State audit. Right. Economy. 2016;(4):31-34. (In Russ.)
4. Lavrentieva I. V., Sedova N. V., Ukhalina O. V. Direct measures of state support of rural territories in the Russian Federation. Agro-industrial complex: Economics, management. 2022;(4):75-83. (In Russ.)
5. Improving the mechanisms for providing targeted inter-budget transfers: monograph. V. A. Kvasha, A. V. Yurchenko (eds.). Yaroslavl: LLC "PKF "SOYUZ-PRESS"; 2021. 130 p. (In Russ.)
6. Lavrentieva I. V., Sedova N. V. Analysis of indirect support measures for rural areas. Agro-industrial complex: Economics, management. 2022;(2):74-80. (In Russ.)
7. Kuzheva L. R. Problems of implementation of regional components of federal projects in the Karachay-Cherkess Republic. Bulletin of the Expert Council. 2019;4(19):23-33. (In Russ.)
8. Belchenko S. A., Dronov A. V., Simonov V. Yu., Pigorev I. Ya., Kovalev V. V. Influence of state support on the development of the agro-industrial complex of the Bryansk region. Bulletin of the Kursk State Agricultural Academy. 2023;(1):187-193. (In Russ.)
Информация об авторах
К. M. Панеш - кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента, Адыгейский государственный университет.
Э. Б. Бабалян - кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента, Адыгейский государственный университет.
Information about the authors
K. M. Panesh - Cand. Sci. (Econ.], Associate Professor at the Department of Management of Adygea State University.
E. B. Babalyan - Cand. Sci. (Econ.], Associate Professor at the Department of Management of Adygea State University.
Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.
Статья поступила в редакцию 28.09.2023; одобрена после рецензирования 16.10.2023; принята к публикации 17.10.2023.
The article was submitted 28.09.2023; approved after reviewing 16.10.2023; accepted for publication 17.10.2023.