Научная статья на тему 'Оценка соответствия межбюджетных отношений стратегическим целям развития Российской Федерации'

Оценка соответствия межбюджетных отношений стратегическим целям развития Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
420
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ РАЗВИТИЯ РОССИИ / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПРОГРАММЫ / КОНСОЛИДАЦИЯ МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ТРАНСФЕРТОВ / СТРУКТУРНЫЕ РЕФОРМЫ В БЮДЖЕТНОЙ СФЕРЕ / ВЫРАВНИВАЮЩАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ТРАНСФЕРТОВ / БЮДЖЕТНАЯ ОБЕСПЕЧЕННОСТЬ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / STRATEGIC GOALS OF THE RUSSIAN DEVELOPMENT / FEDERAL PROGRAMS / CONSOLIDATION OF INTER-BUDGETARY TRANSFERS / STRUCTURAL REFORMS IN THE BUDGET SPHERE / EQUALIZING COMPONENT OF INTER-BUDGETARY TRANSFERS / FISCAL CAPACITY OF THE RUSSIAN FEDERATION SUBJECTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Аландаров Роман Алексеевич

Реализация стратегических целей развития Российской Федерации предполагает оптимизацию государственных и муниципальных расходов, в том числе по предоставлению межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Предметом исследования является механизм финансовой поддержки социально-экономического развития территорий и повышения качества жизни граждан посредством предоставления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета. Цель работы дать оценку реалистичности объемов и структуры предоставляемых межбюджетных трансфертов из федерального бюджета задачам государственных программ Российской Федерации на 2013-2020 гг. В результате исследования сделан вывод о расхождении бюджетной политики и поставленных программных задач, сформулированы причины несоответствия, предложены меры по повышению выравнивающей составляющей межбюджетных трансфертов в финансовом обеспечении социально-экономического развития России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Assessment of Inter-Budgetary Relations Compliance with the Strategic Goals of the Russian Federation Development

The implementation of the strategic goals of the Russian Federation development implies optimization of federal and local government expenditures, including the provision of inter-budget transfers to budgets of the Russian Federation subjects and municipalities. The subject of research is the mechanism for financial support of socio-economic development of territories and improvement of the life quality through the provision of inter-budget transfers from the federal budget. The purpose of research was to evaluate the feasibility of the volume and structure of transfers from the federal budget in terms of their compliance with the tasks of the Russian federal programs for 2013-2020. It is concluded that the budgetary policy does not match the development policy objectives; the reasons for non-compliance are identified; measures to improve the equalizing capability of inter-budgetary transfers in the financial support of social and economic development of Russia are proposed.

Текст научной работы на тему «Оценка соответствия межбюджетных отношений стратегическим целям развития Российской Федерации»

УДК 336.143.2;336.145.2

ОЦЕНКА СООТВЕТСТВИЯ МЕЖБЮДЖЕТНЫХ

ОТНОШЕНИЙ СТРАТЕГИЧЕСКИМ ЦЕЛЯМ

_ ^^ ^^ _ _ _

РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ*

Аландаров Роман Алексеевич, канд. экон. наук, заместитель декана по учебной и воспитательной работе финансово-экономического факультета, Финансовый университет, Москва, Россия RAAlandarov@fa.ru

Реализация стратегических целей развития Российской Федерации предполагает оптимизацию государственных и муниципальных расходов, в том числе по предоставлению межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Предметом исследования является механизм финансовой поддержки социально-экономического развития территорий и повышения качества жизни граждан посредством предоставления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета. Цель работы - дать оценку реалистичности объемов и структуры предоставляемых межбюджетных трансфертов из федерального бюджета задачам государственных программ Российской Федерации на 2013-2020 гг. В результате исследования сделан вывод о расхождении бюджетной политики и поставленных программных задач, сформулированы причины несоответствия, предложены меры по повышению выравнивающей составляющей межбюджетных трансфертов в финансовом обеспечении социально-экономического развития России.

Ключевые слова: стратегические цели развития России; государственные программы; консолидация межбюджетных трансфертов; структурные реформы в бюджетной сфере; выравнивающая составляющая межбюджетных трансфертов; бюджетная обеспеченность субъектов Российской Федерации.

Assessment of Inter-Budgetary Relations Compliance with the Strategic Goals of the Russian Federation Development

Alandarov Roman A., PhD (Economics), deputy dean for curriculum and discipline of the Finance and Economics

Faculty, Financial University, Moscow, Russia

RAAlandarov@fa.ru

The implementation of the strategic goals of the Russian Federation development implies optimization of federal and local government expenditures, including the provision of inter-budget transfers to budgets of the Russian Federation subjects and municipalities. The subject of research is the mechanism for financial support of socio-economic development of territories and improvement of the life quality through the provision of inter-budget transfers from the federal budget. The purpose of research was to evaluate the feasibility of the volume and structure of transfers from the federal budget in terms of their compliance with the tasks of the Russian federal programs for 2013-2020. It is concluded that the budgetary policy does not match the development policy objectives; the reasons for non-compliance are identified; measures to improve the equalizing capability of inter-budgetary transfers in the financial support of social and economic development of Russia are proposed.

Keywords: strategic goals of the Russian development; federal programs; consolidation of inter-budgetary transfers; structural reforms in the budget sphere; equalizing component of inter-budgetary transfers; fiscal capacity of the Russian Federation subjects.

* Статья подготовлена по результатам исследований, выполненных за счет бюджетных средств по государственному заданию Финуниверситета 2016 г.

Стратегические цели развития Российской Федерации

Стратегические цели развития Российской Федерации сформулированы на основе принципов среднесрочного и долгосрочного социально-экономического и бюджетного планирования и обозначены в ряде принятых нормативных правовых актов, ведущее место среди которых занимает Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г., утвержденная распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р (далее — Концепция).

В соответствии с Концепцией к числу целевых ориентиров социально-экономического развития России до 2020 года относятся1:

1) достижение высоких стандартов благосостояния человека посредством увеличения ВВП, расширения охвата населения высшим и средним профессиональным образованием, снижения смертности и т.д. (стратегическая цель № 1);

2) обеспечение социального благополучия и согласия через повышение социальной мобильности талантливых представителей всех слоев общества, реализации социальной политики по поддержке уязвимых слоев населения и проведения политики, направленной на интеграцию мигрантов (стратегическая цель № 2);

3) построение инновационной экономики, предполагающей постепенное сокращение доли сектора первичной добычи сырьевых ресурсов с переориентацией российской промышленности на производство высокотехнологичной продукции (стратегическая цель № 3);

4) сбалансированное пространственное развитие, учитывающее экономические, социальные, территориальные и климатические особенности различных регионов России (стратегическая цель № 4);

5) создание экономики, конкурентоспособной на мировом уровне и укрепление лидерства России в интеграционных процессах на евразийском пространстве (стратегическая цель № 5);

6) обеспечение гарантированной реализации конституционных прав граждан, включая раз-

1 Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. (утверждена распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р).

витую систему демократических институтов и создание эффективных механизмов правоприменения (стратегическая цель № 6);

7) поддержание высокого уровня национальной безопасности и обороноспособности страны, включая экономическую и продовольственную безопасность, безопасность населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (стратегическая цель № 7).

Государственные программы Российской Федерации: синтез стратегических целей развития и бюджетной политики

В реализации поставленных стратегических целей большую роль играет бюджетная политика России, поскольку достижение каждой из обозначенных целей невозможно без масштабных расходов бюджетов бюджетной системы. Основными инструментами, объединяющими бюджетную и отраслевую политику России, являются государственные программы — это увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных, социально-экономических, организационно-хозяйственных и других мероприятий, обеспечивающих эффективное решение целевых задач и требующих государственной финансовой поддержки [1].

Наиболее значимыми государственными программами, в которых реализуются стратегические цели развития России, являются:

1) государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 20132020 гг. (стратегические цели № 1, 3, 5, 6, 7);

2) государственная программа Российской Федерации «Социальная поддержка граждан», 2013-2020 гг. (стратегическая цель № 2);

3) государственная программа Российской Федерации «Развитие науки и технологий», 2013-2020 гг. (стратегические цели № 3, 5, 7);

4) государственная программа Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика», 2013-2020 гг. (стратегические цели № 3, 4, 5).

Межбюджетные отношения, осуществляемые в рамках государственных программ, должны отвечать задачам проводимой Российской

Федерацией бюджетной политики в сфере межбюджетных отношений на среднесрочную перспективу, отраженных в Основных направлениях бюджетной политики в 2014-2018 гг. (табл. 1).

Межбюджетные отношения в рамках государственной программы «Развитие образования»

Финансовое обеспечение мероприятий государственной программы Российской Федерации «Развитие образования»2 в 2014-2016 гг. из средств федерального бюджета планировалось в общем объеме 1319,6 млрд руб. Межбюджетные отношения в рамках этой программы включали предоставление субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации, направляемых на проведение точечных образовательных мероприятий в регионах, а также улучшение образовательной инфраструктуры (табл. 2).

Анализ объемов межбюджетных трансфертов, предоставляемых из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в

2 Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 гг. (утверждена постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 № 295).

рамках государственной программы Российской Федерации «Развитие образования», позволяет сделать нижеследующие выводы.

1. В 2014-2016 гг. межбюджетные трансферты бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку мероприятий в сфере образования существенно снизились, что не соответствует задачам по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов и сохранению большого значения выравнивающей составляющей межбюджетных трансфертов [3, 4].

2. Консолидации межбюджетных субсидий, предоставляемых из федерального бюджета в рамках данной государственной программы не происходит. В 2016 г. сокращение количества субсидий из федерального бюджета, предоставляемых бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку мероприятий в сфере образования, вызвано не их объединением, а финансовым кризисом, снижением доходной базы федерального бюджета и отказом от ряда субсидий.

3. Финансовая поддержка реализации мероприятий по совершенствованию дошкольного и основного общего образования на региональном

Таблица 1

Задачи межбюджетных отношений в Российской Федерации в 2014-2018 гг.

Период Задачи межбюджетных отношений

2014-2016 гг. Обеспечение сбалансированности бюджетов бюджетной системы, в том числе путем предоставления межбюджетных трансфертов. Консолидация отдельных межбюджетных трансфертов, предоставляемых из федерального бюджета в рамках государственных программ Российской Федерации. Поддержка реализации структурных реформ в бюджетной сфере на региональном уровне

2015-2017 гг. Усиление выравнивающей составляющей межбюджетных трансфертов. Обеспечение сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов. Продолжение консолидации отдельных видов межбюджетных трансфертов, предоставляемых из федерального бюджета в рамках государственных программ, а также их распределение приложениями к федеральному бюджету.

2016-2018 гг. Обеспечение сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов. Сохранение высокой роли выравнивающей составляющей межбюджетных трансфертов. Повышение эффективности предоставления целевых межбюджетных трансфертов. Продолжение консолидации межбюджетных субсидий, предоставляемых из федерального бюджета в рамках государственных программ, а также их распределение приложениями к федеральному бюджету.

Источники: составлено автором по данным Основных направлений бюджетной политики на 2014-2018 гг. Ш?!.: http://www.consultant.ru (дата обращения: 20.08.2016).

Источники: составлено автором по данным Государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 20132020 гг. (утверждена постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 №295), отчетов Федерального казначейства об исполнении федерального бюджета за 2014 и 2015 гг. [Ш?1.: http://www.roskazna.ru/ispolnenie-byudzhetov/federalnyj-byudzhet/ (дата обращения: 18.09.2016)], Федерального закона от 14.12.2015 № 359-ФЗ «О федеральном бюджете на 2016 год».

Таблица 2

Объемы межбюджетных трансфертов, предоставляемых в 2014-2016 гг. из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в рамках государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» (млн руб.)

Содержание программы 2014 2015 2016

Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» (всего ассигнования из федерального бюджета): 460 393,5 446 733,0 412 427,0

в том числе межбюджетные субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации

на софинансирование расходов, возникающих при реализации государственных программ субъектов Российской Федерации, на реализацию мероприятий по содействию создания в субъектах Российской Федерации (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных организациях 50 000,0 30 000,0 0,0

на проведение Северо-Кавказского молодежного форума «Машук» 47,5 42,8 0,0

на создание в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности, условий для занятия физической культурой и спортом 1800,0 1620,0 1620,0

на софинансирование капитальных вложений в объекты государственной собственности субъектов Российской Федерации и (или) на предоставление ими субсидий местным бюджетам на софинансирование капитальных вложений в объекты муниципальной собственности 1283,7 390,4 97,2

на выплату денежного поощрения лучшим учителям 200,0 200,0 200,0

Всего межбюджетные трансферты: 53 331,2 32 253,2 1917,2

в % от общего объема расходов на реализацию государственной программы 11,6 7,2 0,5

и местном уровне за счет федерального бюджета в последние годы имеет тенденцию к снижению, что затрудняет реализацию большинства стратегических целей Концепции долгосрочного развития.

Межбюджетные отношения в рамках государственной программы «Социальная поддержка граждан»

Финансовое обеспечение мероприятий государственной программы Российской Федерации «Социальная поддержка граждан»3 в

3 Государственная программа Российской Федерации «Социальная поддержка граждан» на 2013-2020 гг. (утверждена постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 № 296).

2014-2016 гг. из средств федерального бюджета планировалось в общем объеме 3340,7 млрд руб. В рамках этой программы предполагалось предоставление межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации в связи с переданными полномочиями Российской Федерации и в рамках софинансирования региональных программ социальной поддержки населения (табл. 3).

Анализ объемов межбюджетных трансфертов, предоставляемых из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в рамках государственной программы Российской Федерации «Социальная поддержка граждан» позволяет сделать нижеследующие выводы.

Таблица 3

Объемы межбюджетных трансфертов, предоставляемых в 2014-2016 гг. из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в рамках государственной программы Российской Федерации «Социальная поддержка граждан» (млн руб.)

Содержание программы 2014 2015 2016

Государственная программа Российской Федерации «Социальная поддержка граждан» (всего ассигнования из федерального бюджета): 991 079,0 1 147 367,5 1 202 233,0

в том числе межбюджетные трансферты бюджетам субъектов Российской Федерации:

субвенции на осуществление переданного полномочия Российской Федерации по осуществлению ежегодной денежной выплаты лицам, награжденным нагрудным знаком «Почетный донор России» 6988,2 7230,8 7667,4

субвенции на выплату государственного единовременного пособия и ежемесячной денежной компенсации гражданам при возникновении поствакцинальных осложнений в соответствии с Федеральным законом от 17.09.1998 № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» 6,4 5,5 11,7

субвенции на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан 106 189,4 106 805,0 120 933,8

субвенции на выплату единовременного пособия при всех формах устройства детей, лишенных родительского попечения, в семью 1072,4 1194,0 1178,7

субсидии на ежемесячную денежную выплату, назначаемую в случае рождения третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет 8655,6 14 416,3 15 666,1

субсидии на софинансирование социальных программ субъектов Российской Федерации, связанных с укреплением материально-технической базы учреждений социального обслуживания населения и оказанием адресной социальной помощи неработающим пенсионерам 1000,0 1000,0 1000,0

иные межбюджетные трансферты на единовременные денежные компенсации реабилитированным лицам 91,7 0,2 310,6

Всего 124 003,6 130 651,6 146 768,5

% от общего объема расходов на реализацию государственной программы 12,5 11,4 12,2

Источники: составлено автором по данным Государственной программы Российской Федерации «Социальная поддержка граждан» на 2013-2020 гг. (утверждена постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 № 296), отчетов Федерального казначейства об исполнении федерального бюджета за 2014 и 2015 гг. [URL: http://www.roskazna.ru/ispolnenie-byudzhetov/federalnyj-byudzhet/ (дата обращения: 18.09.2016], Федерального закона от 14.12.2015 № 359-ФЗ «О федеральном бюджете на 2016 год».

1. В 2014-2016 гг. межбюджетные трансферты бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку мероприятий в сфере социальной поддержки населения сохранялись на неизменном уровне в 10-15%. Однако среди этих межбюджетных трансфертов значительную долю занимали субвенции, которые передавались на обеспечение федеральных полномочий, реализуемых органами государственной власти субъ-

ектов Российской Федерации. Таким образом, укрепления доходной базы бюджетов субъектов федерации не происходило.

2. Консолидация межбюджетных субсидий, предоставляемых из федерального бюджета в рамках данной государственной программы, происходит в рамках софинансирования социальных программ субъектов Российской Федерации. В то же время сохраняется большое

количество различных видов субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации, что не противоречит постановлению Правительства РФ от 27.03.2013 № 275 «Об утверждении Правил формирования и предоставления из федерального бюджета единой субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации», поскольку речь идет о публичных нормативных обязательствах Российской Федерации, выполнение которых передано на региональный уровень.

3. Доля субсидий на софинансирование расходов бюджетов субъектов Российской Федерации на социальную поддержку населения равна 1-2 %, что свидетельствует о слабой финансовой помощи субъектам в реализации стратегических целей Концепции долгосрочного развития.

Межбюджетные отношения в рамках государственной программы «Развитие науки и технологий»

Финансовое обеспечение мероприятий государственной программы Российской Федерации «Развитие науки и технологий»4 из федерального бюджета в 2014-2016 гг. планировалось в общем

4 Государственная программа Российской Федерации «Развитие науки и технологий» на 2013-2020 гг. (утверждена постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 № 301).

объеме 459,7 млрд руб. В сфере межбюджетных отношений эта программа предполагала поддержку социальной, инженерной и инновационной инфраструктуры наукоградов Российской Федерации, для чего из федерального бюджета предоставлялись межбюджетные трансферты (табл. 4).

Анализ объемов межбюджетных трансфертов, предоставляемых из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в рамках государственной программы Российской Федерации «Развитие науки и технологий» свидетельствует о стабильно низкой доле межбюджетных трансфертов бюджетам наукоградов в общем объеме программных расходов. В то же время научно-производственный потенциал наукоградов является важным фактором инновационного развития России. Таким образом, низкая доля межбюджетных трансфертов бюджетам наукоградов не способствует решению задачи по обеспечению их сбалансированности и в целом препятствует реализации Концепции.

Межбюджетные отношения в рамках государственной программы «Экономическое развитие и инновационная экономика»

Финансовое обеспечение мероприятий государственной программы Российской Федерации

Содержание программы 2014 2015 2016

Государственная программа Российской Федерации «Развитие науки и технологий» (всего ассигнования из федерального бюджета): 152 311,0 149 717,8 157 674,3

в том числе межбюджетные трансферты бюджетам субъектов Российской Федерации:

иные межбюджетные трансферты на развитие и поддержку социальной, инженерной и инновационной инфраструктуры наукоградов Российской Федерации 547,9 493,1 482,1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Всего: 547,9 493,1 482,1

% от общего объема расходов на реализацию государственной программы 0,4 0,3 0,3

Источники: составлено автором по данным Государственной программы Российской Федерации «Развитие науки и технологий» на 2013-2020 гг. (утверждена постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 № 301), отчетов Федерального казначейства об исполнении федерального бюджета за 2014 и 2015 гг. [URL: http://www.roskazna.ru/ispolnenie-byudzhetov/federalnyj-byudzhet (дата обращения: 18.09.2016)], Федерального закона от 14.12.2015 № 359-ФЗ «О федеральном бюджете на 2016 год».

Таблица 4

Объемы межбюджетных трансфертов, предоставляемых в 2014-2016 гг. из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в рамках государственной программы Российской Федерации «Развитие науки и технологий» (млн руб.)

«Экономическое развитие и инновационная экономика»5 в 2014-2016 гг. из средств федерального бюджета планировалось в общем объеме 422,1 млрд руб. В рамках этой программы предполагалось предоставление межбюджетных субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку перспективных инновационных форм ведения хозяйства и оказания государственных и муниципальных услуг (табл. 5).

Анализ объемов межбюджетных трансфертов, предоставляемых из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в рамках государственной программы Российской Федерации «Экономическое развитие и иннова-

5 Государственная программа Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика» на 20132020 гг. (утверждена постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 № 316).

ционная экономика», позволяет сделать нижеследующие выводы.

1. В 2014-2016 гг. межбюджетные трансферты бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку мероприятий по поддержке инновационных секторов экономики существенно снизились, что не соответствует задачам по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов и сохранению высокой роли выравнивающей составляющей межбюджетных трансфертов [5].

2. Консолидации межбюджетных субсидий, предоставляемых из федерального бюджета в рамках данной государственной программы не происходит. В 2016 г. сокращение количества субсидий из федерального бюджета, предоставляемых бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку мероприятий в сфере образования, вызвано не их объединением,

Таблица 5

Объемы межбюджетных трансфертов, предоставляемых в 2014-2016 гг. из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в рамках государственной программы Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика» (млн руб.)

Содержание программы 2014 2015 2016

Государственная программа Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика» (всего ассигнования из федерального бюджета): 189 337,8 126 661,5 106 143,3

в том числе межбюджетные субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации:

на создание и развитие сети многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг 3200,0 2847,6 -

на софинансирование расходов, связанных с оплатой оказанных специалистам российскими образовательными организациями услуг по обучению в соответствии с Государственным планом подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации 113,6 110,6 -

на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства 17 947,9 16 219,4 10 522,5

на софинансирование капитальных вложений в объекты государственной собственности субъектов Российской Федерации в рамках подпрограммы «Развитие малого и среднего предпринимательства» 1426,9 1313,0 -

Всего: 22 688,4 20 490,6 10 522,5

% от общего объема расходов на реализацию государственной программы 12,0 16,2 9,9

Источники: составлено автором по данным Государственной программы Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика» на 2013-2020 гг. (утверждена постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 № 316), отчетов Федерального казначейства об исполнении федерального бюджета за 2014 и 2015 гг. [URL: http://www.roskazna.ru/ispolnenie-byudzhetov/federalnyj-byudzhet/ (дата обращения: 18.09.2016).], Федерального закона от 14.12.2015 № 359-ФЗ «О федеральном бюджете на 2016 год».

а финансовым кризисом, снижением доходной базы федерального бюджета и отказом от ряда субсидий.

3. Финансовая поддержка реализации мероприятий по поддержке инновационных секторов экономики на региональном и местном уровнях за счет федерального бюджета в последние годы имеет тенденцию к снижению, что затрудняет реализацию стратегических целей Концепции долгосрочного развития.

Выводы

В целом необходимо отметить расхождение стратегических целей Концепции, основных за-

дач бюджетной политики Российской Федерации в 2014-2018 гг. и государственных программ как инструмента, связующего воедино социально-экономическую, отраслевую, бюджетную политику. Расхождения могут быть устранены:

1) повышением доходной базы федерального бюджета;

2) увеличением бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации собственными налоговыми и неналоговыми доходами;

3) развитием мотивации у субъектов Российской федерации к эффективному использованию средств, получаемых в рамках межбюджетных субсидий.

Литература

1. Волохина В.А., Малышев В.В. К вопросу регулирования межбюджетных отношений в современных условиях // Вестник Оренбургского государственного университета. 2015. № 8 (183). С. 15-22.

2. Отчеты Федерального казначейства об исполнении федерального бюджета за 2014 и 2015 годы. URL: http://www.roskazna.ru/ispolnenie-byudzhetov/federalnyj-byudzhet/ (дата обращения: 18.09.2016).

3. Куркин К. В. Межбюджетные отношения в Российской Федерации в условиях глобальной нестабильности // В сборнике: Национальная экономическая система России в условиях новых глобальных вызовов сборник научных трудов студентов Санкт-Петербургского государственного экономического университета и Финансового университета при Правительстве Российской Федерации. под редакцией В.Г. Шубаевой, Н.Г. Ивановой. СПб., 2016. С. 59-62.

4. Гревцова Т. В. Современные принципы построения межбюджетных отношения в РФ // Научный альманах. 2016. № 5-1 (19). С. 69-73.

5. Федоровых О. П. Нужны ли реформы в сфере межбюджетных отношений? // Экономика и предпринимательство. 2016. № 3-1 (68-1). С. 103-109.

References

1. Volokhina V.A., Malyshev V.V. To a question of regulation of the interbudget relations in modern conditions [K voprosu regulirovanija mezhbjudzhetnyh otnoshenij v sovremennyh uslovijah]. Vestnik Orenburgskogo gosudarstvennogo universiteta — The Bulletin of the Orenburg state university, 2015. No. 8 (183), pp. 15-22.

2. Reports of Federal Treasury on execution of the federal budget for FY-2014 and FY-2015 [Otchety Federal'nogo kaznachejstva ob ispolnenii federal'nogo bjudzheta za 2014 i 2015 gody]. Available at: http://www.roskazna.ru/ispolnenie-byudzhetov/federalnyj-byudzhet/ (date of the address: 18.09.2016).

3. Kurkin K. V. The interbudget relations in the Russian Federation in the conditions of global instability [Mezhbjudzhetnye otnoshenija v Rossijskoj Federacii v uslovijah global'noj nestabil'nosti]. St. Petersburg, 2016, pp. 59-62.

4. Grevtsova T.V. The modern principles of creation interbudget the relations in the Russian Federation [Sovremennye principy postroenija mezhbjudzhetnyh otnoshenija v RF]. Nauchnyj al'manah — The Scientific almanac, 2016, No. 5-1 (19), pp. 69-73.

5. Fedorov O. P. Whether reforms in the sphere of the interbudget relations are necessary? [Nuzhny li reformy v sfere mezhbjudzhetnyh otnoshenij?]. Jekonomika i predprinimatel'stvo — Economy and entrepreneurship, 2016, No. 3-1 (68-1), pp. 103-109.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.