Научная статья на тему 'НАПРАВЛЕНИЯ ТРАНСФОРМАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ИНВЕСТИЦИОННЫМИ ЦИКЛАМИ В УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ ЦИФРОВЫХ СИСТЕМ С ИСКУССТВЕННЫМ ИНТЕЛЛЕКТОМ'

НАПРАВЛЕНИЯ ТРАНСФОРМАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ИНВЕСТИЦИОННЫМИ ЦИКЛАМИ В УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ ЦИФРОВЫХ СИСТЕМ С ИСКУССТВЕННЫМ ИНТЕЛЛЕКТОМ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
29
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ ЭКОНОМИКОЙ / НАЦИОНАЛЬНЫЕ ЦЕЛИ РАЗВИТИЯ / ЦИФРОВЫЕ СИСТЕМЫ / ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ЦИКЛЫ / ОБЩЕСТВО / ЧЕЛОВЕК / ЗНАНИЯ / ПРИРОДА / ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ ПРАВОВЫЕ МЕХАНИЗМЫ / ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Новицкий Николай Алексанрович

Исследуются проблемы трансформации государственного управления инвестиционными циклами в цифровой экономике. Рассмотрены новые методы цифрового управления инвестиционными циклами с применением искусственного интеллекта в системе общество, человек, знания, природа. Рекомендованы новые правовые и законодательные механизмы трансформации системы государственного управления цифровой экономикой.Problems of transformation of the government by reinvestment cycles in digital economy are investigated. New methods of numeric control by reinvestment cycles with application of an artificial intellect in system a society, the person, knowledge, a nature are considered. New legal and legislative mechanisms of transformation of system of the government are recommended digital economy.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Новицкий Николай Алексанрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «НАПРАВЛЕНИЯ ТРАНСФОРМАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ИНВЕСТИЦИОННЫМИ ЦИКЛАМИ В УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ ЦИФРОВЫХ СИСТЕМ С ИСКУССТВЕННЫМ ИНТЕЛЛЕКТОМ»

подакцизных товаров, добычей полезных ископаемых.

В 3 квартале 2020 г. правительством РФ было принято постановление № 1563 по мерам поддержки самозанятых - госпрограмма «Экономическое развитие и инновационная экономика». В рамках программы предусмотрены бесплатные курсы по ведению бизнеса, разработка системы льготного кредитования, возможности по аренде офисов и рабочих мест по льготным ставкам, государственное субсидирование. На сегодня приняты также подзаконные акты Минэкономразвития РФ в рамках мер поддержки самозанятых граждан, тем самым реализована возможность финансовой поддержки через систему государственных МФО, получение гарантии от региональных организаций. Кроме того, самозанятым доступны услуги центров «Мой бизнес», включая помощь в продвижении товаров и услуг, обучение и иные меры, способствующие росту профессиональных компетенций

начинающих предпринимателей.

В завершении обозначим проблематику нового механизма, препятствующие его дальнейшему распространению, помимо вероятностного роста ставки НПД. Это невозможность оформить на самозанятого товарные знаки, что важно для бренда и ущемляет права данных налогоплательщиков по сравнению с юрлицами и даже с ИП. Кроме того, налоговые органы планируют контролировать отношения бизнеса с самозанятыми на предмет подмены трудовых договоров. В-третьих, многие банки на сегодня причисляют переводы в пользу

самозанятых в группу рисковых операций, что усугубляет деятельность вопросами в отношении антиотмывочного закона 115-ФЗ, а также сказывается на уровне банковских тарифов. Указанные факторы крайне негативно влияют на расширение сотрудничества бизнеса и самозанятых.

Без решения указанных вопросов самозанятым лицам остается вести деятельность, ориентированную только на предоставление услуг физическим лицам, что, безусловно, ограничивает потенциал введенного налогового режима.

Библиографический список

1. О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход": Федеральный закон от 27.11.2018 N 422-ФЗ - Режим доступа http://www.consultant.ru.

2. Миронова С.М., Стеценко Е.Я. Налогообложение самозанятых лиц (некоторые вопросы применения налога на профессиональный доход) // Право и экономика. 2019. N 9. С. 64 - 73.

3. Официальный сайт Федеральной налоговой службы -Режим доступа https://www.nalog.ru/m77/news/activities_fts/999896 5/

4. Официальный сайт Министерства экономического развития РФ -Режим доступа https://www.economy.gov.ru /material/news/tatyana_ilyushnikova_chislo_samozan yatyh_prevysilo_celevoy_pokazatel_nacproekta_msp. html

НАПРАВЛЕНИЯ ТРАНСФОРМАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

ИНВЕСТИЦИОННЫМИ ЦИКЛАМИ В УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ ЦИФРОВЫХ СИСТЕМ

С ИСКУССТВЕННЫМ ИНТЕЛЛЕКТОМ.

Новицкий Николай Алексанрович

д.э. н.,професор

ФГБУН Институт экономики Российской академии наук,

г.Москва

DIRECTIONS OF TRANSFORMATION OF THE GOVERNMENT REINVESTMENT CYCLES IN CONDITIONS OF DEVELOPMENT OF DIGITAL SYSTEMS WITH AN ARTIFICIAL INTELLECT.

DOI: 10.31618/nas.2413-5291.2020.3.61.334

АННОТАЦИЯ

Исследуются проблемы трансформации государственного управления инвестиционными циклами в цифровой экономике. Рассмотрены новые методы цифрового управления инвестиционными циклами с применением искусственного интеллекта в системе общество, человек, знания, природа. Рекомендованы новые правовые и законодательные механизмы трансформации системы государственного управления цифровой экономикой.

ABSTRACT

Problems of transformation of the government by reinvestment cycles in digital economy are investigated. New methods of numeric control by reinvestment cycles with application of an artificial intellect in system a society, the person, knowledge, a nature are considered. New legal and legislative mechanisms of transformation of system of the government are recommended digital economy.

Ключевые слова: государственное управление экономикой, национальные цели развития, цифровые системы, инвестиционные циклы, общество, человек, знания, природа, законодательные правовые механизмы, искусственный интеллект.

Key words: the government economy, the national purposes of development, digital systems, reinvestment cycles, a society, the person, knowledge, a nature, legislative legal mechanisms, an artificial intellect.

Введение

Непрерывная трансформация цифровых систем в мировом развитии становится ведущим направлением современного эволюционного прогресса. Развитие новой цифровой экономики биотронного типа сможет обеспечить экономический рост и приведет к будущим качественным переменам в глобальном социально -экономическом прогрессе. Новый синтез интеллектуального, биотехнологического и социально-экономического прогресса в условиях рождения глобального интеллектуально-технологического уклада позволит создать предпосылки и обстоятельства, которые сегодня представляют собой величайшую общественную ценность, но в то же время содержат в себе новые вызовы и потрясающие возможности человеческого прогресса в долгосрочной перспективе путем перехода к новой суперинтеллектуальной ноосферной Цивилизации.

Указом Президента В.В.Путина от 20.11.2020 года утверждены национальные цели развития Российской Федерации на период до 2030 года и выделены пять важнейших целей, в числе которых определена цифровая трансформация государственного управления путем увеличения вложений в отечественные решения в сфере информационных технологий в четыре раза по сравнению с показателем 2019 года. Ключевых экономических целей - две: это экономический рост и рост инвестиций [1]. Необходимость реализации национальных целей и направлений социально-экономического развития

сформулирована в «Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию» [2].

Приоритеты целевого инвестирования цифровых систем направлены на: а) достижение «цифровой зрелости» ключевых отраслей экономики и социальной сферы, в том числе здравоохранения и образования, а также государственного управления; б) увеличение доли массовых социально значимых услуг, доступных в электронном виде, до 95 процентов; в) рост доли домохозяйств, которым обеспечена возможность широкополосного доступа к информационно-телекоммуникационной сети Интернет, до 97 процентов; г)увеличение вложений в отечественные решения в сфере информационных технологий в четыре раза по сравнению с показателем 2019 года.

1. Современные подходы к управлению цифровой экономикой В экономической литературе приводится множество формулировок научного содержания понятия цифровой экономики. По-нашему мнению, самое емкое определение сформулировал Президент РФ Путин В.В, который указывает, что «.. .цифровая экономика - это не отдельная отрасль, по сути - это уклад жизни, новая основа для развития системы государственного управления, экономики, бизнеса, социальной сферы, всего общества», на заседании Совета по

стратегическому развитию и приоритетным проектам. В.В.Путин особо подчеркнул: «И конечно, формирование цифровой экономики - это вопрос национальной безопасности и независимости России»[3] .

Стратегический Национальный проект «Цифровая экономика Российской Федерации» целенаправленно ориентирует системы государственного управления:

— на обеспечение троекратного повышения инвестиционных затрат на развитие цифровой экономики за счет всех источников финансирования;

— на создание современной и надежной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры высокоскоростной передачи, обработки и хранения больших объемов данных, доступной для всех организаций и домашних хозяйств;

— на использование преимущественно отечественного программного обеспечения органами государственного управления, органами местного самоуправления и социально-экономическими организациями.

Ключевые механизмы государственного управления, системно направленные на достижение целей программного национального проекта, предстоит создавать на базе синергетики интегрированной с искусственным интеллектом институционально-технологической платформы:

— организационно-правовой системы государственного регулирования цифровой экономикой и реализации инвестиционных циклов;

— формирования глобальной конкурентоспособной инфраструктуры передачи, обработки, хранения информации и цифровых данных преимущественно на основе отечественных разработок;

— организации системной подготовки высококвалифицированных кадров и специалистов и отечественных программистов для цифровой экономики с широким применением искусственного интеллекта;

— обеспечении информационной безопасности на основе отечественных разработок и страхования рисков при передаче, обработке и хранении информационных и цифровых данных, гарантирующей защиту интересов личности, бизнеса и государства;

— создания сквозных цифровых системных технологий преимущественно на основе отечественных разработок;

— внедрения цифровых систем и платформенных организационных технологий в сферах государственного управления и оказания госуслуг;

— преобразования приоритетных отраслей экономики и социальной сферы на основе развития воспроизводственных инвестиционных циклов;

— создания комплексной системы финансирования и кредитования проектов по разработке и внедрению цифровых технологий и платформенных решений;

— разработка и применение прогрессивного национального механизма согласованной межрегиональной политики государств-членов ЕАЭС при реализации планов в области развития цифровой экономики.

На основе новой институционально-технологической платформы цифровой экономики предстоит сделать гигантский рывок в формировании национальной системы управления социально-интеллектуальным развитием с применением искусственного интеллекта, создать институционально-правовой базис и

сконцентрировать все интеллектуальные и финансовые ресурсы на прорывных электронно-информационных технологиях и электронной супериндустриализации, основанной на ноосферном технологическом укладе. Всемирно известный советский ученый академик В.И.Вернадский обосновал теоретические положения эволюционного движения человечества к эпохе разума, основанной на Знаниях, и назвал

будущую эпоху ноосферой [4]. Цифровые системы с искусственным интеллектом открывают новые горизонты цивилизационного развития на основе формирования глобальной ноосферной системы «общество-человек-знания-природа» [5].

По мере развития человеческого индивидуума и его обособления от природной среды возникает глобальная системная триада - «человек, общество и природа», довольно подробно исследованные в отечественной общественно-экономической

литературе [6]. Экономическая история мира свидетельствует о непрерывном прорыве современной цивилизации в новый интеллектуально-технологический ноосферный уклад на основе Знаний [7]. В этой связи на современном этапе глобального эволюционного прогресса целесообразно расширить

традиционную системную триаду и дополнительно включить в нее блок «Знания». Поэтому в условиях современного эволюционного прогресса государство должно управлять цифровой экономикой в системном единстве «общество -человек - знания - природа» в качестве глобальной системы эволюционного человеческого прогресса (ОЧЗП) или «квадриады» [8] (рис.1).

Рисунок 1. Формирование системной платформы эволюционного развития цифровой макроэкономической системы «общество - человек - знания - природа».

Предстоит трансформировать управление стратегическим развитием с учетом матричной системной платформы «ОЧЗП» для эволюционного перехода к ноосферному технологическому укладу с применением искусственного интеллекта путем ориентации целевых векторов на системную цифровизациию экономики, за счет формирования на ноосферной основе, как минимум, четырех генотипов институциональных цифровых подсистем государственного управления экономикой:

1. национальная подсистема

информационно-инновационного общественно-социального развития на основе формирования инвестиционных воспроизводственных циклов экономики, позволяющая сформировать воспроизводственно-интеллектуальные цифровые

системы управления инвестиционными циклами в соответствии с альтернативами потребления товаров и услуг соответствующими группами населения, целевые формы программирования повышения социального благосостояния, стимулирования положительных тенденций демографических процессов, повышения качества отдыха, путешествий и т.д.;

2. национальная подсистема

реализации научно-интеллектуальных

продуктов и программных разработок, определяющая формирование механизмов эффективного управления в поиске альтернатив накопления знаний, роста качества образования, развития изобретательства инновационной мысли, повышение уровней образования и культуры и др.;

3. национальная подсистема программно-интеллектуального обеспечения экономических рыночных отношений

(производственно-трудовых и инвестиционно-финансовых взаимодействий), позволяющая оптимизировать государственные и частные инициативами инвестирования

макроинновационных генераций на базе искуственного интеллекта, целенаправленные на формирование альтернатив накопления капитала, оптимизации нормы прибыли на капитал, а также на снижение корпоративных издержек, повышение качества товаров и услуг, необходимых для победы частных компаний в конкурентной борьбе на рынках;

4. национальная подсистема оптимизации использования природно-ресурсного потенциала, определяющая формирование механизмов эффективного управления альтернативами эксплуатации природных богатств, использования биоресурсного потенциала, развития рекреационных зон и расширения заповедников, снижения антропогенного воздействия на окружающую среду и т.д.

2. Механизмы управления инвестиционными циклами

Президент РФ В.В.Путин на совещании Правительства РФ 14 октября 2020г по экономическим вопросам поручил Правительству РФ реализовать новый инвестиционный цикл, который позволит обеспечить экономике России рост выше среднемировых темпов. Эту задачу Президент В.В.Путин поставил еще в ежегодном Послании: "В 2021 году темпы роста ВВП России должны быть выше мировых. Чтобы получить такую динамику, нужно запустить новый инвестиционный цикл, серьезно нарастить вложения в создание и обновление рабочих мест, инфраструктуру, в развитие промышленности, сельского хозяйства, сферы услуг.» [3].

Речь идет, по-нашему мнению, о реализации полного инвестиционного воспроизводственного цикла на основе синхронного развития воспроизводства средств производства и предметов народного потребления, а также социальной сферы и услуг, в целях увеличения численности населения страны, повышения уровня жизни граждан, создания комфортных условий для их проживания, а также раскрытия таланта каждого человека и обеспечения надежной экономической

безопасности в условиях полного окружения санкциями.

В нашей стране после ВОВ накоплен опыт формирования и восстановления

воспроизводственных инвестиционных циклов и создаются новые инструменты инвестиционного развития. Совершенно невероятно, но за счет реализации инвестиционных воспроизводственных циклов народное хозяйство СССР быдо восстановлено за пять лет, а темпы прироста экономики превышали 15-18% (причем, по индустриальным отраслям темпы превышали 25

процентов с приоритеным ростом первого подразделения воспроизводства средств производства, почти в 3 раза в сравнении с производством предметов потребления, в среднем в период 1945-1952 гг.) [8]. Такой динамики инвестиционного цикла не наблюдалось в мире даже в период роста экономики Китая в 19781996гг.

Приоритетное развитие инвестиционного цикла предстоит обеспечивать путем реализации конкретных проектов в отраслях и регионах на основе стимулирующих налоговых льгот, формирования инфраструктуры, институтов развития. Первое - это поддержка частных инвестиций, крупных проектов на основе ГЧП, в том числе в рамках нового инструментария -законодательства о защите и поощрении частных и привлеченных капиталовложений. Второе - это содействие в реализации инвестиционных программ крупных компаний с государственным участием, так называемых СЗПК (соглашение о защите и поощрении капиталовложений на основе специальных инвестиционных контрактов (СПИК), что гарантирует инвесторам неизменность долгосрочных условий работы и вложения капиталов в инфраструктуру, а государство им компенсирует затраты, связанные с этим за счет снижения будущих налогов, которые поступят от инвестиционного проекта.

Таким образом, российская экономика на фоне мировой пандемии продолжает приобретать новые контуры социально-экономического и

интеллектуально-технологического прогресса и непрерывно генерирует основные целевые векторы государственного управления народным хозяйством на основе инвестиционных воспроизводственных циклов в условиях активизации цифровых систем с искусственным интеллектом [10].

Поскольку положение в инвестиционной деятельности российских предприятий остается катастрофическим, особенно из-за резкого падения промышленного производства в процессе борьбы с пандемией (спад ожидается порядка 6 процентов за период 2020), предстоит реализовать новые подсистемы реализации инвестиционных циклов, прежде всего с применением искусственного интеллекта. Целесообразно расширить применение новых рыночных форм государственно-частного партнерства (ГЧП) с применением цифровых систем и первоочередной активизацией инвестиционных механизмов в гражданской сфере, которая из-за пандемии еще продолжают находится на грани ожидаемого коллапса. В этой связи предстоит осуществлять развитие новых организационных форм ГЧП [11] и осваивать новые инвестиционные объекты с новыми цифровыми технологиями и предпочтительно замкнутыми инвестиционно-технологическими роботизированными циклами, обеспечивающими на основе применения искусственного интеллекта производство конкурентоспособной

интеллектуально-цифровой продукции. Главным

итогом государственного инвестирования воспроизводственных циклов и системной организации ГЧП должен стать роботизированный цифровой полный инвестиционный цикл воспроизводства, синхронизированный по вертикали (отраслевой цепочке) и горизонтали (в регинальных комплексах) на основе сбалансированных инвестиционных циклов, способных выдавать конечный результат в виде конкурентоспособной продукции и высоких прорывных цифровых технологий с искусственным интеллектом, квантовых и гравитационно-телепортационных технологий.

Государству целесообразно создать национальную синхронную систему

взаимодействующих законодательно-правовых актов для обеспечения государственного управления подсистемами цифровой экономики в симбиозе с субьектами ГЧП, которые объединить в Кодексе законов о развитии цифровых систем и рыночной финансово-инвестиционной

инфраструктуры. Причем, обоснование законодательно-правовых актов должно определяться критериями и показателями роста результатов цифровой экономики, а также обеспечивать национальную, экономическую и кибернетическую безопасность и страхование рисков. Результаты цифрового управления макроэкономическим развитием системы «общество - человек - знания - природа» должны воплощаться в социальном прогрессе общества, в количественном и качественном экономическом росте, интеллектуальном и духовном прогрессе, в гармонизации человеческого общества с окружающей средой и биогенезом. Речь идет о том, что для достижения результатов в рамках развития цифровой экономики в России необходимо в первоочередном порядке сформировать Национальную систему государственного управления цифровой экономикой и законодательно-правового обеспечения, в первую очередь на основе интеграции усилий творческих коллективов и научных сообществ в эволюционной системе «общество - человек - знания - природа» .

Список литературы

1.Указ Президента Российской Федерации «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года». 21 июля 2020 года. /http//kremlin/ru/president/news

2. В.В.Путин. «Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию». 15 января 2020. /http//kremlin.ru/events/president/news/62582.

3. В.В.Путин. О программе развития цифровой экономики. // Материалы «Заседания Совета по стратегическому развитию и приоритетным проектам». Москва. Ново-Огарево. 5 июля 2017г. /http//kremlin/ru/president/news/54083

4. В.И.Вернадский.Биосфера и Ноосфера. Москва. «Наука». 1989.

5. Новицкий Н.А. Концептуальный подход к государственному управлению цифровой экономикой путем развития системы «общество-человек-знания-природа». // Страховое Дело, №11, 2018. с.33-37

6.Гирусов Э.В. Основные исторические этапы взаимодействия общества и природы. // Общество и природа. М., 1981.с.7-98

7. Экономическая история мира в 5 томах. Том 5.// Под общ. ред. М. В. Конотопова. - 3-е изд., доп. и дораб. - СПб.: Алетейя, 2018. - Т. 5. Реформы 90-х годов XX века в странах Восточной Европы. (Новицкий Н.А.: Раздел 11), с.502-546.

8.Новицкий Н.А. Эволюционные основы государственного управления в системе: "общество - человек - знания - природа". // Экономика и предпринимательство. №2 (91). 2018. с.61-68.

9.Новицкий Н.А., Павлов В.И и другие. «Инвестиционная политика развития технологического базиса инновационного воспроизводства», (монография, научный редактор Новицкий Н.А). М.: ИЭ РАН.2014, 225с. (с.9-12).

10. Смотрицкая И.И. Российская экономика на фоне мировой пандемии: основные контуры «новой реальности». // Менеджмент и бизнес-администрирование. 2020. №2.,с. 4-15. /https://elibrary.ru/item.asp?id=42959889

11. Зельднер А.Г. Офсетные контракты в управлении привлечением инвестиций в проекты с гарантированным спросом. // Финансовая экономика. 2020. № 2. С. 41 -44. /https ://www.elibrary.ru/item. asp?id=42469840

Автор,

Главный научный сотрудник ФГБУН Институт экономики Российской академии наук,

доктор экономических наук, профессор Новицкий Николай Александрович

Адрес: 117218, Россия, Москва, Нахимовский проспект, 32

Дом.адрес: 127247, Москва, Бескудниковский бульвар, д.58, кор.3, кв.80

Телефон: 8 (903)012 35 39 Веб-сайт: http://inecon.org 23.11.2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.