Научная статья на тему 'НАПРАВЛЕНИЯ СТИМУЛИРОВАНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ФОНДА ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ПАРКОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ'

НАПРАВЛЕНИЯ СТИМУЛИРОВАНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ФОНДА ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ПАРКОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
49
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНИЗАЦИИ АГРАРНОГО БИЗНЕСА / ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС / КОММЕРЦИАЛИЗАЦИЯ ИННОВАЦИЙ / ФИНАНСИРОВАНИЕ / НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПАРК / РЕЗИДЕНТ / ИННОВАЦИОННЫЙ ФОНД / АЛГОРИТМ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шутова С. В., Фрейдин М. З.

В статье рассматриваются особенности формирования и развития инновационного процесса в сельском хозяйстве республики. Представлен анализ основополагающих нормативно-правовых актов, способствующих развитию инновационной политики на 2021-2025 годы и стимулированию поиска организационных структур для ускоренной разработки и коммерциализации инноваций. Приведены данные о развитии субъектов инфраструктуры в сферах научной, научно-технической и инновационной деятельности Республики Беларусь. Рассмотрена актуальность стимулирования формирования алгоритма формирования и функционирования фондов инновационного развития научно-технологических парков, и как следствие повышение роли резидентов научно-технологических парков из числа организаций аграрного бизнеса в инновационном развитии региона и всей страны в целом. По результатам комплексного анализа финансово-экономической деятельности научно-технологических парков разработаны два варианта прогноза количества резидентов, в т.ч. из числа организаций аграрного бизнеса. В первом случае при наличии алгоритма формирования фондов инновационного развития научно-технологических парков за счет отчислений технопарков и их резидентов, и в его отсутствии.The article discusses the features of formation and development of innovation process in the agriculture of the republic. We have presented an analysis of fundamental legal acts that contribute to the development of innovation policy for 2021-2025 and stimulate the search for organizational structures for the accelerated development and commercialization of innovations. We have given data on the development of infrastructure entities in the areas of scientific, scientific-technical and innovative activities of the Republic of Belarus. We have considered the relevance of stimulating the formation of an algorithm for the formation and functioning of funds for the innovative development of science and technology parks, and as a result, an increase in the role of residents of science and technology parks from among agricultural business organizations in the innovative development of the region and the whole country as a whole. Based on the results of a comprehensive analysis of the financial and economic activities of science and technology parks, two options for forecasting the number of residents were developed, including from among agricultural business organizations. In the first case, in the presence of an algorithm for the formation of funds for the innovative development of science and technology parks at the expense of deductions from technology parks and their residents, and in its absence.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «НАПРАВЛЕНИЯ СТИМУЛИРОВАНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ФОНДА ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ПАРКОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ»

УДК 338.28:001.895(476)

НАПРАВЛЕНИЯ СТИМУЛИРОВАНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ФОНДА ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ПАРКОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

С. В. ШУТОВА, М. З. ФРЕЙДИН

УО «Белорусская государственная сельскохозяйственная академия», г. Горки, Республика Беларусь, 213407

(Поступила в редакцию 15.04.2022)

В статье рассматриваются особенности формирования и развития инновационного процесса в сельском хозяйстве республики. Представлен анализ основополагающих нормативно-правовых актов, способствующих развитию инновационной политики на 2021-2025 годы и стимулированию поиска организационных структур для ускоренной разработки и коммерциализации инноваций. Приведены данные о развитии субъектов инфраструктуры в сферах научной, научно-технической и инновационной деятельности Республики Беларусь. Рассмотрена актуальность стимулирования формирования алгоритма формирования и функционирования фондов инновационного развития научно-технологических парков, и как следствие повышение роли резидентов научно-технологических парков из числа организаций аграрного бизнеса в инновационном развитии региона и всей страны в целом. По результатам комплексного анализа финансово-экономической деятельности научно-технологических парков разработаны два варианта прогноза количества резидентов, в т.ч. из числа организаций аграрного бизнеса. В первом случае при наличии алгоритма формирования фондов инновационного развития научно-технологических парков за счет отчислений технопарков и их резидентов, и в его отсутствии.

Ключевые слова: организации аграрного бизнеса, инновационный процесс, коммерциализация инноваций, финансирование, научно-технологический парк, резидент, инновационный фонд, алгоритм.

The article discusses the features offormation and development of innovation process in the agriculture of the republic. We have presented an analysis offundamental legal acts that contribute to the development of innovation policy for 2021-2025 and stimulate the search for organizational structures for the accelerated development and commercialization of innovations. We have given data on the development of infrastructure entities in the areas of scientific, scientific-technical and innovative activities of the Republic of Belarus. We have considered the relevance of stimulating the formation of an algorithm for the formation and functioning offunds for the innovative development of science and technology parks, and as a result, an increase in the role of residents of science and technology parks from among agricultural business organizations in the innovative development of the region and the whole country as a whole. Based on the results of a comprehensive analysis of the financial and economic activities of science and technology parks, two options for forecasting the number of residents were developed, including from among agricultural business organizations. In the first case, in the presence of an algorithm for the formation offunds for the innovative development of science and technology parks at the expense of deductions from technology parks and their residents, and in its absence.

Key words: agricultural business organizations, innovation process, commercialization of innovations, financing, science and technology park, resident, innovation fund, algorithm.

Введение

На протяжении последних десятилетий в Республике Беларусь все больше внимания уделяется инновационной составляющей развития организаций аграрного бизнеса, которая является одним из ключевых факторов стабилизации и развития сельскохозяйственного производства. Освоение достижений науки и техники позволяет использовать резервы повышения качества продукции, экономии материальных и трудовых ресурсов, совершенствования организации производства и в конечном итоге - рост его эффективности. Инновационный процесс в аграрном бизнесе имеет свою специфику, обусловленную особенностями агропромышленного производства. Инновационная деятельность в условиях аграрной сферы представляет собой процесс создания, апробации и последующей реализации инноваций в любом элементе организационной системы - новшества в технологии, технике, элементах организации и управления, которые приводят к прогрессивному изменению в характере жизнедеятельности. Коммерциализация инноваций в аграрном секторе экономики связана с повышенной степенью неопределенности получения положительного результата и большим риском затрачиваемых средств.

Активизация инновационной деятельности является главным условием в системе факторов, обеспечивающих развитие и повышение эффективности аграрного бизнеса в рыночной экономике. Основополагающим ее элементом является инновация, представляющая собой процесс создания, разработки, апробации, оценки, внедрения и распространения новинки. Стратегия инновационной деятельности направлена на то, чтобы превзойти конкурентов, создать новшество, которое будет признано уникальным. Поэтому инновационная стратегия организаций аграрного бизнеса связана с освоением инноваций, которые позволяют перейти к новой организационно-технологической структуре производства и обеспечить конкурентоспособность произведенной продукции на рынках сбыта.

К основным особенностям формирования и развития инновационного процесса в аграрном бизнесе относятся: различие регионов страны по природно-климатическим условиям и специализации производства; множественность видов производимой сельскохозяйственной продукции, продуктов ее переработки, существенная разница в технологии возделывания сельскохозяйственных культур, содержания и кормления животных; большая разница в периодах производства отдельных видов сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки; сильная зависимость технологий производства в сельском хозяйстве от природных и погодных условий, дорожно-транспортных сетей, типов и размеров организаций; обособленность сельскохозяйственных товаропроизводителей, отдаленность от научно-информационных центров и организаций, производящих научно-техническую продукцию; разный социально- образовательный уровень работников сельского хозяйства; отсутствие четкого и научно обоснованного организационно-экономического алгоритма передачи достижений науки сельскохозяйственным организациям и, как следствие; существенное отставание отрасли по освоению инноваций в аграрном бизнесе.

Основная часть

В рамках Государственной программы стратегия инновационной политики на 2021-2025 годы будет заключаться в выполнении исполнителями всех форм собственности инновационных проектов, соответствующих приоритетным направлениям научной, научно-технической и инновационной деятельности на 2021-2025 годы, с оптимальным сочетанием развития собственного научно-технологического потенциала, продвижения отечественных технологий на мировой рынок и трансфера новых зарубежных технологий. Основные усилия направлены на: стимулирование разработок технологий, товаров и услуг, соответствующих V и VI технологическим укладам, в том числе за счет приоритетного их финансирования, а также экспортоориентированных разработок; формирование полноценного рынка научно-технической и инновационной продукции, совершенствование институциональной среды, развитие и стимулирование инновационного предпринимательства; создание национальной системы технологического прогнозирования; создание и стимулирование развития опытно-внедренческих структур; развитие инновационной инфраструктуры; развитие национальной системы интеллектуальной собственности; стимулирование участия молодежи в сфере научно-технической и инновационной деятельности, формирование и развитие новых бизнес-моделей молодежной занятости в инновационной сфере, в том числе на поддержку молодежных стартапов; развитие системы научно-технической информации [2, с. 10]. Решение задачи по формированию лучших условий осуществления и стимулирования инновационной деятельности на основе имплементации передовых мировых практик предполагает ускоренное развитие инфраструктуры в сферах научной, научно-технической и инновационной деятельности и формирование комплексной системы преференциальных режимов, налоговых льгот и механизмов финансирования, охватывающей все этапы инновационного цикла [2, с. 11].

Стимулирование инновационной деятельности в соответствии с основополагающим законодательным актом Республики Беларусь - Законом «О государственной инновационной политике и инновационной деятельности в Республике Беларусь» от 10 июля 2012 г. № 425-З (в ред. 18.05.2016 г.) -осуществляется в форме: финансирования инновационных проектов за счет средств республиканского и(или) местных бюджетов; финансирования расходов на организацию деятельности и развитие материально-технической базы субъектов инновационной инфраструктуры, включая капитальные расходы финансирования участия субъектов инновационной деятельности и субъектов инновационной инфраструктуры в международных выставках, ярмарках, конференциях, семинарах и иных подобных мероприятиях; предоставления права пользования государственным имуществом, права использования объектов интеллектуальной собственности для осуществления инновационной деятельности; передачи субъектам инновационной деятельности имущественных прав на результаты интеллектуальной деятельности, полученные за счет средств республиканского и(или) местных бюджетов и необходимые для осуществления инновационной деятельности; предоставления налоговых льгот субъектам инновационной деятельности, производящим и реализующим инновационные товары, и субъектам инновационной инфраструктуры; таможенного регулирования экспорта продукции и технологий, созданных на основе новшеств, а также импорта сырья, оборудования, комплектующих, необходимых для их производства (создания) [7].

Достигнутые за последние годы белорусскими технопарками успехи в определенной мере являются следствием внедрения новых инструментов содействия и поддержки инновационной деятельности резидентов технопарков. Начиная с 2018 г. в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 12.03.2018 № 105 «Об изменении указов Президента Республики Беларусь» научно-

технологические парки получили возможность формировать фонды инновационного развития для финансирования развития технологической инфраструктуры технопарков и реализации инновационных проектов их резидентами путем реинвестирования половины налоговых отчислений [8]. Кроме того, технопаркам предоставлена возможность применения гибкой арендной политики с учетом уровня развития организаций-резидентов, что в настоящее время позволяет оказывать целевую поддержку инновационным организациям.

Положительный вклад в развитие инновационной инфраструктуры в Беларуси внес ряд нормативных правовых актов, сформировавших систему налоговых льгот для технопарков и их резидентов. Так, например, в соответствии с частью 11 подпункта 2.1 пункта 2 Указа № 1 технопарки и их резиденты освобождаются от уплаты налога на прибыль и налога при УСН, исчисленных за отчетный (налоговый) период, в размере суммы денежных средств, фактически перечисленной ими в этом отчетном (налоговом) периоде в формируемый технопарком фонд инновационного развития, но не более 50 процентов суммы соответственно налога на прибыль и налога при УСН, исчисленных за такой отчетный (налоговый) период. Применение подобных налоговых льгот позволяет организациям компенсировать величину отчислений в фонды инновационного развития [9].

По состоянию на настоящее время фонды инновационного развития созданы в 9 технопарках. Объем средств, перечисленных технопарками и их резидентами в соответствующие фонды инновационного развития, в 2018 году составил 116,6 тыс. руб., в 2019 году - 707,4 тыс. руб., в 2020 году -903,8 тыс. руб.

По данным Министерства по налогам и сборам в 2020 году льготами по налогу на прибыль и налогу при УСН, предусмотренными частью 11 подпункта 2.1 пункта 2 Указа № 1, воспользовались 3 технопарка и68резидентов технопарков. Объем высвобожденных средств в результате применения указанной льготы составил 477,4 тыс. руб., из них 473,9 тыс. руб. (99,3 процента) пришлось на резидентов технопарков (табл.1).

Таблица 1. Сведения о размере налоговых льгот по налогу на прибыль и налогу при УСН, предусмотренных частью 11 подпункта 2.1 пункта 2 Указа № 1

Вид налога Количество организаций, воспользовавшихся льготой, единиц Объем высвобожденных средств, тыс. руб.

2018 г. 2019 г. 2020 г. 2018 г. 2019 г. 2020 г.

Налог на прибыль и налог при упрощенной системе налогообложения 22 47 71 135,9 272,0 477,4

В том числе по резидентам технопарков

Налог на прибыль и налог при упрощенной системе налогообложения 20 45 68 133,7 270,8 473,9

Примечание. Таблица составлена автором по данным источника [10, 6].

Эффективность существующей системы стимулирования подтверждается высокими темпами развития инновационной инфраструктуры. К 2020 году по сравнению с 2015 годом количество резидентов технопарков увеличилось в 2,2 раза, количество работников резидентов - в 2,7 раза, объем произведенной продукции - в 5,9 раза. При этом за последние 3года (период формирования фондов инновационного развития технопарков) количество резидентов технопарков увеличилось в 1,7 раза, количество работников резидентов увеличилось в 1,9 раза (табл. 2).

Таблица 2. Показатели развития технопарков в Республике Беларусь в2015-2020 гг.

Показатели Годы Изменение 2020 г. в % к 2015 г. Изменение 2020 г. в % к 2017 г.

2015 2016 2017 2018 2019 2020

Количество резидентов технопарков, ед. 101 128 133 146 184 223 220,8 167,7

Количество работников резидентов, чел. 1 137 1 416 1 598 2 305 2 886 3 104 273,0 194,2

Общий объем произведенной продукции (работ, услуг), млн руб. 33,7 73,8 87,2 117,8 148,4 198,1 587,8 227,2

Объем инновационной продукции собственного производства, млн руб. 26,7 49,8 59,1 86,7 94,0 151,7 568,2 256,7

Примечание. Таблица составлена автором по данным источника [14].

Динамичное развитие инновационной инфраструктуры позволило значительно увеличить объем налоговых отчислений резидентов технопарков в бюджет страны. В частности, если в 2016 году от резидентов технопарков поступило 1,1 млн руб. по налогу на прибыль, то в 2020 году эта сумма увеличилась более, чем в 2,8 раза и составила 3,2 млн руб. Положительная динамика наблюдается и по налогу на добавленную стоимость (с 2,8 млн руб. в 2016 году до 9,3 млн руб. в 2020 году). В общей сложности объем налогов, сборов (пошлин) от резидентов технопарков в 2016-2020 годах увеличился почти в 3,2 раза (с 6,6 млн руб. до 20,9 млн руб.) (табл. 3).

Таблица 3. Информация о поступлении платежей от резидентов технопарков за 2016-2020 гг.

Виды налогов Количество плательщиков, уплативших в бюджет Сумма платежей, тыс. руб.

Годы

2016 2017 2018 2019 2020 2016 2017 2018 2019 2020

Налоги, сборы (пошлины), всего 128 127 144 169 223 6611,1 7950,6 7893,1 12590,4 20883,0

в том числе налог на добавленную стоимость* 66 71 77 95 126 2759,2 2494,4 416,7 3286,0 9335,0

налог на прибыль 49 50 54 64 82 1133,6 1627,5 2085,1 2550,5 3225,6

налог при упрощенной системе налогообложения 60 51 54 72 81 430,0 526,9 533,1 379,3 382,1

* - значительное снижение налоговых поступлений по НДС в 2018 году связано с большим количеством налоговых вычетов, которые применялись к организациям, но не были связаны с их статусом в качестве резидентов технопарков. Таблица составлена автором по данным источника [10, 6].

По данным приведенным в табл. 3, рассчитаем долю резидентов технопарков, выступающих плательщиками основных видов налогов, средний размер платежа в расчете на одного плательщика (табл. 4).

Таблица 4. Усредненные показатели поступления налоговых платежей от резидентов технопарков (средние значения за 2016-2020 гг.)

Виды налогов Доля плательщиков основных налогов в общем количестве резидентов технопарков, % Средняя выплата по основным видам налогов в расчете на одного плательщика-резидента технопарка, тыс. руб.

налог на добавленную стоимость 54,7 38,2

налог на прибыль 38,0 34,7

налог при упрощенной системе налогообложения 40,7 7,5

Примечание. Таблица составлена автором по данным источника [10, 6].

Дальнейшее развитие технопарков, их возможность привлекать новых резидентов в значительной степени зависит от наличия собственных ресурсов, аккумулирующихся в фондах инновационного развития. В частности, по результатам комплексного анализа финансово-экономической деятельности технопарков разработаны два варианта прогноза количества резидентов. В первом случае дополнительного привлечения 115 новых резидентов, во втором случае при отсутствии алгоритма формирования фондов инновационного развития технопарков за счет отчислений технопарков и их резидентов - 20 новых резидентов (табл. 5).

Таблица 5. Прогноз количества резидентов технопарков

Годы

Варианты Показатель 2020 2021 2022 2023 2024 2025

Факт Оценка Прогноз

при наличии алгоритма формирования фондов инновационного развития технопарков Общее количество резидентов 223 225 265 295 325 340

при отсутствии алгоритма формирования фондов инновационного развития технопарков Общее количество резидентов 223 225 230 235 240 245

Примечание. Таблица составлена автором.

На основании прогноза количества резидентов до 2025 года (табл. 5), а также усредненных показателей поступления налоговых платежей от резидентов технопарков (табл. 4), можно оценить динамику налоговых поступлений от резидентов технопарков до 2025 года с отсутствием или наличием алгоритма формирования фонда инновационного развития технопарков (табл. 6).

Таблица 6. Прогнозные показатели налоговых платежей от резидентов технопарков на 2022-2025 гг.

Вид налога Количество плательщиков | Общая сумма уплаченных платежей, тыс. руб.

Годы

2022 | 2023 | 2024 | 2025 | 2022 | 2023 | 2024 | 2025

при наличии алгоритма формирования фондов инновационного развития технопарков

Налог на добавленную стоимость 145 161 178 186 5541,2 6168,5 6795,8 7109,5

Налог на прибыль 101 112 123 129 1745,1 1942,7 2140,2 2239,0

Налог при УСН 108 120 132 138 402,8 448,4 494,0 516,8

при отсутствии алгоритма формирования фондов инновационного развития технопарков

Налог на добавленную стоимость 126 129 131 134 4809,4 4913,9 5018,5 5123,0

Налог на прибыль 87 89 91 93 3029,2 3095,1 3160,9 3226,8

Налог при УСН 94 96 98 100 699,2 714,4 729,6 744,8

Объем дополнительных поступлений (разность между наличием алгоритма и его отсутствием)

Налог на добавленную стоимость - - - - 731,9 1254,6 1777,4 1986,5

Налог на прибыль - - - - -1284,1 -1152,4 -1020,7 -987,8

Налог при УСН - - - - -296,4 -266,0 -235,6 -228,0

Общий эффект - - - - -848,7 -163,8 521,0 770,7

Примечание. Таблица составлена автором.

Как показывают данные табл. 6, на протяжении всего прогнозного периода наличие алгоритма формирования фондов инновационного развития при технопарках будет оказывать отрицательное

влияние на величину налоговых платежей по налогу на прибыль и налогу при УСН. Вместе с тем за счет существенного увеличения количества резидентов ожидается наращивание платежей по налогу на добавленную стоимость, налогу на недвижимость и земельному налогу.

В результате уже в 2024 году дополнительные поступления по НДС позволят полностью компенсировать выпадающие поступления по налогу на прибыль и налогу при УСН за текущий год. В 2025 году объем дополнительных налоговых поступлений увеличится и полностью компенсирует отрицательный эффект, полученный в 2022-2023 годах.

Как показало исследование, в Республике Беларусь при разработке нормативных правовых актов особое внимание уделяется созданию эффективного алгоритма правового регулирования инновационной деятельности, в котором ключевое место должны занимать правовые инструменты государственного стимулирования и поддержки инновационной деятельности. В настоящее время действует ряд законодательных актов, направленных на регулирование вопросов инновационной деятельности, а также деятельности субъектов инновационной инфраструктуры [17, с. 156].

Для ускоренного развития инфраструктуры в сферах научной, научно-технической и инновационной деятельности должно быть обеспечено развитие научно-технологических парков в области оказания содействия в создании на их базе субъектов предпринимательства в инновационной сфере и осуществление материально-технического, финансового, организационно-методического, информационного, консультационного и иного обеспечения деятельности организаций аграрного бизнеса. Возможным элементом решения данного направления является формирование и развитие в научно-технологических парках целевых фондов инновационного развития для финансирования выполняемых резидентами научно-технологических парков инновационных проектов и расширение практики предоставления инновационных ваучеров и грантов, а также создание и организация деятельности ассоциации развития инновационной инфраструктуры и инновационного предпринимательства.

Для формирования комплексной системы преференциальных режимов, налоговых льгот и механизмов финансирования, охватывающей все этапы инновационного цикла, необходимо обеспечить формирование развитой венчурной экосистемы (включающей фонды разных стадий) с учетом лучших международных практик [2, с. 11].

В рамках настоящего исследования, мы пришли к выводу, что самое неблагоприятное воздействие на развитие инновационных процессов в агроном бизнесе оказывает низкий уровень платежеспособного спроса на научно-техническую продукцию и инновации. Отсутствие у большинства сельхозтоваропроизводителей и организаций собственных денежных средств, сопровождаемое ограниченностью бюджетных источников финансирования, и практическая невозможность получить на инновации заемные средства не позволяют им заниматься освоением новых технологий [15, с. 234].

Таким образом, одним из основных направлений государственной инновационной политики должно стать развитие инфраструктуры в сферах научно-технической и инновационной деятельности. В Государственном комитете по науке и технологиям (ГКНТ), который курирует формирование инновационной инфраструктуры в стране, отмечают, что первый этап активизации данного процесса произошел благодаря принятию Указа Президента от 3 января 2007 г. № 1 . Согласно документу, суть создания научно-технологических парков заключается в том, чтобы сконцентрировать на одной территории специалистов разного профиля деятельности.

Ученые могут проводить исследования, преподавать в учебных заведениях и участвовать в процессе внедрения результатов своих исследований в реальный сектор экономики. Научно-технологические парки (сегодня их уже 18) созданы во всех областных центрах и других городах. Ключевой результат их деятельности - устойчивый рост объемов произведенной резидентами инновационной и высокотехнологичной продукции.

Таким образом, направлениями стимулирования развития научно-технологических парков и инновационных фондов должны стать:

1) активизация работы по созданию новых и развитию действующих технопарков и их филиалов в регионах страны (технопарки работают в Новополоцке, Пинске, Горках и Ляховичском районе, ведется работа по их созданию и развитию в Бобруйске, Борисове и Молодечно);

2) формирование у технопарков образовательной и технологической инфраструктуры для оказания услуг резидентам на всех этапах инновационного цикла;

3) развитие в рамках технопарков инновационных фондов, инкубаторов и акселерационных программ, направленных на поддержку инновационного аграрного бизнеса;

4) активизацию осуществляемого технопарками международного сотрудничества.

Изменения на законодательном уровне, а также регулярная работа по повышению качества и расширению спектра оказываемых научно-технологическими парками услуг позволило данным субъектам инновационной инфраструктуры стать перспективной площадкой для развития инновационной экономики страны.

Стимулирование формирования фондов инновационного развития технопарков за счет отчислений технопарков и их резидентов, предусмотренных подпунктом 2.1 пункта 2 Указа Президента Республики Беларусь от 3 января 2007 г. №1 «Об утверждении Положения о порядке создания субъектов инновационной инфраструктуры», будет способствовать более интенсивному развитию инновационной инфраструктуры, увеличению количества резидентов технопарков - организаций аграрного бизнеса. С учетом ожидаемого увеличения результативности функционирования технопарков объем дополнительных налоговых поступлений по налогу на добавленную стоимость полностью компенсирует сумму высвободившихся средств в результате применения их резидентами льгот по налогу на прибыль и налогу при упрощенной системе. Кроме того, к иным последствиям можно отнести следующее: снижение потребности в бюджетных средствах на организацию деятельности и развитие своей материально-технической базы технопарков, включая капитальные расходы; увеличение более чем в 1,5 раза количества резидентов технопарков (с 225 в 2021 г. до 340 в 2025 г.); обеспечение создания 1300 дополнительных рабочих мест резидентами технопарков за период 2022-2025 гг.; устойчивый рост объемов произведенной резидентами инновационной и высокотехнологичной продукции, за счет формирования и развития в научно-технологических парках целевых фондов инновационного развития для финансирования выполняемых резидентами научно-технологических парков инновационных проектов и расширение практики предоставления инновационных ваучеров и грантов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гануш, Г. И. Проблемы и приоритеты выбора в экономике АПК Беларуси: теоретико-прикладные аспекты / Г. И. Га-нуш // Весщ Нацыянальнай акадэми навук Беларуси Сер. аграрных навук. - 2016. - № 1. - С. 5-12.

2. Государственная программа инновационного развития Республики Беларусь на 2021- 2025 годы / под ред. А. Г. Шумилина. - Минск: ГУ «БелИСА», 2021. - 208 с.

3. Гусаков, В. Г. Вызовы «Индустрии 4.0» и «Общества 2.0», или Рассуждения по поводу новой цифровой реальности /

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

B. Г. Гусаков // Наука и инновации. - 2019. - № 12. - С. 4-9.

4. Гусаков, Г. Сельское хозяйство: прошлое, настоящее, будущее / Г. Гусаков // Наука и инновации. - 2019. - № 6. -

C. 69-74.

5. Доктрина национальной продовольственной безопасности Республики Беларусь до 2030 года: постановление Совета Министров Респ. Беларусь от 15.12.2017 № 962, - Режим доступа: http://www.government.by/upload/docs/ file27d7edalla991f6.PDF. - Дата доступа: 12.09. 2020 г.

6. Налоговый Кодекс Республики Беларусь (особенная часть) 29 декабря 2009 г. № 71-З Принят Палатой представителей 11 декабря 2009 года Одобрен Советом Республики 18 декабря 2009 года в редакции Закона Республики Беларусь от 31 декабря 2021 г. № 141-З (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 04.01.2022, 2/2861) - внесены изменения и дополнения, вступившие в силу 1 января 2022 г. и 27 марта 2022 г., за исключением изменений и дополнений, которые вступят в силу 1 июля 2022 г. и 1 января 2023 г. // Бизнес-Инфо: Беларусь / ООО «Профессиональные правовые системы», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2022.

7. ОгосударственнойинновационнойполитикеиинновационнойдеятельностивРеспубликеБеларусь Закон Республики Беларусь от10 июля 2012 г. № 425-З Принят Палатой представителей 31 мая 2012 года Одобрен Советом Республики 22 июня 2012 года изменения и дополнения: Закон Республики Беларусь от 11 мая 2016 г. №364-3 // Бизнес-Инфо: Беларусь / ООО «Профессиональные правовые системы», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2022.

8. Об изменении указов Президента Республики Беларусь Указ Президента Республики Беларусь от 12марта2018г. -№105 // Бизнес-Инфо: Беларусь / ООО «Профессиональные правовые системы», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2022.

9. Об утверждении Положения о порядке создания субъектов инновационной Указ Президента Республики Беларусь 3января2007г.№1 в ред. Указа Президента Республики Беларусь от 12 марта 2018 г. № 105 // Бизнес-Инфо: Беларусь / ООО «Профессиональные правовые системы», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2022.

10. Официальный сайт «Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь» [Электронный ресурс]. - 2022. - Режим доступа: https://nalog.gov.by/organizations/ - Дата доступа: 14.03.2022.

11. Республиканский центр трансфера технологий [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://ictt.by/rus/Default.aspx?tabid=1117/. - Дата доступа: 10.09.2020.

12. Сайганов, А. Научное обеспечение агропромышленного комплекса Республики Беларусь / А. Сайганов, Т. Запруд-ская, А. Пыл // Организационно-правовые аспекты инновационного развития агробизнеса: сб. науч. труд. / Белорус. с.-х. акад., Западнопоморский технол. ун-т в Щецине; ред. кол.: А. С. Чечеткин (гл. ред.) [и др.]. - Щецин-Горки, 2020. - С. 240246.

13. Сатторкулов, О. Т. Рынок инноваций и его структура / О. Т. Сатторкулов, К. У. Рахматов // Молодой ученый. - 2017.

- № 14 (148). - С. 435-437.

14. Технопарки Республики Беларусь / под ред. А. Г. Шумилина. - Минск: ГУ «БелИСА», 2021. - 80 с.

15. Шутова, С. В. Современное состояние и возможности развития инновационной деятельности Республики Беларусь / С. В. Шутова // Сельское хозяйство - проблемы и перспективы: сб. науч. тр. / Гродн. гос. аграр. ун-т; под ред. В. К. Пестис.

- Гродно, 2016. - Т. 34. - С. 234-240.

16. Шутова, С. В. Особенности законотворчества коммерциализации инноваций в Республике Беларусь / С. В. Шутова // Сельское хозяйство - проблемы и перспективы: сб. науч. тр. / под ред. В. К. Пестиса / Гродненский госуд. аграр. ун-т. -Гродно: ГГАУ, 2017. - Т. 39. - С. 320-329.

17. Шутова, С. В. Создание и функционирование инновационной инфраструктуры в Республике Беларусь / С. В. Шутова // Глобальш принципи фгнансового, облжового та аналогичного забезпечення аграрного сектора економши: матерiали Мтжнар. наук.-практ. конф., 8-9 листопада 2018 р. / Харк. нац. аграр. ун-т. - Харюв: ХНАУ, 2018. - Вип. 2. - С. 156-159.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.