Научная статья на тему 'Направления совершенствования российского трансплантационного закона: социологический, статистический и теоретический аспекты'

Направления совершенствования российского трансплантационного закона: социологический, статистический и теоретический аспекты Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
75
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОНОРСТВО / ТРАНСПЛАНТАЦИЯ / ОПРОС / DONATION / TRANSPLANTATION / OPINION POLL

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гребенникова К. В.

Статья представляет собой презентацию социологического исследования на тему готовности стать донором органов или тканей посмертно. Результаты данного опроса в совокупности с другими статистическими данными и теоретическими положениями рассматриваются в качестве предпосылок изменения действующего трансплантационного законодательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Гребенникова К. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Направления совершенствования российского трансплантационного закона: социологический, статистический и теоретический аспекты»

Гребенникова К.В. ©

Магистр права, аспирант, кафедра «Теория государства и права», Институт сферы обслуживания и предпринимательства (филиал) ДГТУ в г. Шахты

НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ РОССИЙСКОГО ТРАНСПЛАНТАЦИОННОГО ЗАКОНА: СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ, СТАТИСТИЧЕСКИЙ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТЫ

Аннотация

Статья представляет собой презентацию социологического исследования на тему готовности стать донором органов или тканей посмертно. Результаты данного опроса в совокупности с другими статистическими данными и теоретическими положениями рассматриваются в качестве предпосылок изменения действующего трансплантационного законодател ьства.

Ключевые слова: донорство, трансплантация, опрос. Keywords: donation, transplantation, opinion poll.

В настоящее время не только Россия, но и многие другие государства не уделяют достаточного внимания применению методов социологического исследования в законодательном процессе и в юриспруденции в целом. Предполагается, что в выбранные в демократических режимах представители народа способны выразить народную волю при реализации их законодательных полномочий. Однако в силу множества факторов, среди которых на первом месте находятся подверженные частым изменениям общественное мнение и объективное состояние решаемой юридическими средствами проблемы, представляется возможным пройти вертикаль власти в обратном направлении с целью поиска решений отдельных социально значимых проблем. Данное исследование направлено на выяснение общественного мнения по вопросу готовности населения стать посмертными донорами органов или тканей.

Необходимо отметить, что процедура волеизъявления граждан относительно их готовности стать посмертными или прижизненными донорами регулируется в рамках применяемой в отдельно взятом государстве модели правового регулирования донорства. Речь идет о таких моделях, как презумпция согласия, ограниченная презумпция согласия, модель испрошенного согласия, модель ограниченного испрошенного согласия, информационная модель и модель экстренного регулирования. Данные модели различаются в соответствии со способом, посредством которого потенциальные доноры выражают свое волеизъявление. Например, в соответствии с ограниченной презумпцией согласия, посмертное изъятие донорских органов или тканей является допустимым, если врачу, производящему данную операцию, документально и достоверно не известно об отказе умершего от ее проведения. Базовая модель презумпции согласия интегрирует в процесс решения вопроса об изъятии донорских органов или тканей родственников умершего, которые вправе после его смерти выразить официальный отказ от проведения операции. Совершенно иные инструменты волеизъявления предлагают оба варианта модели испрошенного согласия. В соответствии с этой моделью, донор при жизни (ограниченная модель испрошенного согласия) либо его родственники (модель испрошенного согласия) после его смерти управомочены дать согласие на посмертное изъятие органов или тканей с целью трансплантации. Информационная модель применяется в случаях, когда воля умершего не известна, и в обязанности медицинского персонала входит только информирование родственников умершего о планируемой операции по изъятию органов или тканей. Модель экстренного регулирования является наиболее радикальным вариантом

©Гребенникова К.В., 2013 г.

правового регулирования донорства, в связи с чем ее реализация практически прекратилась. Данная модель допускает изъятие органов умершего для трансплантации, если данная операция может спасти жизнь или значительно улучшить жизнь другого лица - реципиента, что позволяет рассматривать каждого умершего в качестве потенциального донора [1, 209211].

В целом, выбор государства в пользу определенной модели правового регулирования донорства и издание соответствующего национального трансплантационного законодательства, как показывает практика, может быть обусловлен следующими факторами:

- судебная практика по делам, связанных с разрешением споров по поводу правомерности изъятия органов и тканей для трансплантации;

- правовые традиции законодательного процесса конкретного национального правового порядка, когда при принятии нового закона в определенной области правового регулирования нормы «старого» закона частично переходят в новый законодательный текст, так как необходимость их пересмотра отсутствует;

- соображения политического сотрудничества с целью интеграции в международное сообщество и отдельные международные организации;

- религиозные предписания в государствах, где религия имеет статус одного из регуляторов общественных отношений. Например, нормы японского трансплантационного закона непосредственно связанны с положениями буддизма и конфуцианства о процессах выхода человеческой души из тела после его смерти [2, 138].

Как можно заметить, выбор модели правового регулирования донорства связан с широким спектром внутренних и внешних функций государств в современном мире. Особый интерес в этом контексте представляет собой процесс изменения трансплантационного законодательства Германии в 2011 году. Данный процесс был инициирован в ходе расследования в отношении врачей университетских клиник г. Готтинген и Регенсбург, которые обвинялись в нарушении процедуры распределения донорских органов, а именно в манипуляциях с картами отдельных пациентов и внеочередном занесении их в национальный лист ожидания с целью ускоренного получения донорского органа, что также нарушает международный запрет торговли человеческими органами и тканями. И хотя последовавшие за расследованием изменения трансплантационного закона Германии касались в большей степени усиления защиты прав пациентов и дифференциации ответственности врачей и страховых компаний в данной сфере регулирования, выбранный немецкими законодателями способ управления распределением донорских органов является принципиально новым и предлагает к реализации новую модель, название которой можно перевести как модель выбора (Entscheidungsl6sung). Суть модели заключается в том, что каждый дееспособный гражданин получает по почте так называемое удостоверение донора, в котором он должен самостоятельно письменно выразить свое решение относительно посмертного изъятия его органов или тканей с целью трансплантации. Данное удостоверение рекомендуется постоянно иметь при себе каждому гражданину для исключения неверного толкования его волеизъявления при наступлении несчастного случая или невозможности установления контакта с родственниками [4].

Для проведения исследования общественного мнения по вопросу готовности населения посмертно пожертвовать органы или ткани для трансплантации были применены вопросы вышеописанного удостоверения донора, так как они не имеют непосредственного отношения к какой-либо модели правового регулирования донорства, предлагают разнообразные возможности ответа, а значит, могут использоваться для создания объективной картины общественного мнения по данному вопросу.

Исследование проводилось на базе одного из Интернет-ресурсов в виде открытого голосования в период с 10 по 17 июня 2013 года. Для участия в исследовании было приглашено 120 человек в возрасте от 20 до 45 лет, приняли участие 86 человек. Опрос «Готовы ли Вы после смерти стать донором органов/тканей?» предлагал следующие варианты ответа:

- Да, полностью;

- Да, за исключением некоторых органов/тканей (описание в комментарии);

- Готов пожертвовать только отдельные органы/ткани (описание в комментарии);

- Нет;

- Пусть после моей смерти решает моя семья.

Результаты открытого опроса выглядят следующим образом:

Online

Кристина Гребенникова

Готовы ли Бы после смерти стать донором органов/тканей?

Готовы ян Бы после снертистать донором органов?

Да, полностью

31

Открытое голосование

Зв%

Даг за исключением некоторых органов/тканей [описание з комментарии)

1.2%

Готов пожертвовать только отдельные органы/ткани [описание в комментарии)

8.1% 27.9°/о

26.7%

Получить код

Мна нравится 4

НЕТ

24

Пусть после моей смерти решает моя семья

23

Проголосовало 86 человек.

12 и юн в 18! 24 | Комментировать 1

Как показывают результаты исследования, процент респондентов, непосредственно готовых стать посмертными донорами органов или тканей (36%) значительно выше процента респондентов, категорически выразивших свой отказ от изъятия органов и тканей для трансплантации (27,9 %). Кроме того, к группе респондентов, готовых посмертно жертвовать органы и ткани, можно также отнести 1,2 % и 8,1 %, согласных на изъятие лишь определенных органов и тканей. И хотя респонденты не выполнили просьбу отразить в комментариях к опросу, какие именно органы или ткани они готовы/ не готовы пожертвовать, вместе с ними процент потенциальных посмертных доноров в исследуемой группе составляет 45,3 %. Также значительное количество респондентов (27,6 %) предпочитают переадресовать решение вопроса об изъятии органов или тканей для трансплантации своим родственникам.

Согласно ст. 8 Закона РФ от 22.12.1992 г. № 4180-1 (в ред. от 22.11.2007 г.) «О трансплантации органов и (или) тканей человека», в отношении посмертного донорства в России действует презумпция согласия, то есть изъятие органов или тканей умершего для трансплантации не допускается, если на момент изъятия учреждение здравоохранения поставлено в известность о том, что умерший при жизни или его родственники (законные представители) после его смерти выразили свое несогласие с изъятием органов или тканей для трансплантации [3]. Таким образом, законодательство предписывает гражданам выражать отказ от донорства, тогда как исследование общественного мнения по данному вопросу показывает скорее готовность пожертвовать органы или ткани посмертно для трансплантации. Также о неэффективности данной законодательной нормы свидетельствуют некоторые статистические данные. Например, в 2008, 2009 и 2010 году количество зарегистрированных доноров на миллион жителей России составило 4, 4.2 и 5.3 донора соответственно. В тот же период количество зарегистрированных доноров на миллион жителей, например, во Франции составило 73.7, 71.2 и 69.8 донора соответственно. В

сравнении с другими государствами Россия по числу зарегистрированных на миллион жителей доноров с трудом входит в первую десятку. Все вышеперечисленное в совокупности с результатами проведенного опроса указывает на необходимость изменения действующего трансплантационного законодательства. По мнению некоторых исследователей, действующий закон о трансплантации имеет множество недостатков, однако в качестве базовых направлений его модернизации следует рассматривать, во-первых, возможность изменения модели правового регулирования донорства в России с презумпции согласия на модель испрошенного согласия, так как преобладающий процент респондентов либо выражают согласие стать донорами органов или тканей посмертно, либо посмертно предоставляют право решения данного вопроса своей семье. Во-вторых, заслуживает внимания немецкий вариант решения проблемы распределения донорских органов посредством введения и распространения удостоверения донора или его аналога в России. Данный механизм смог бы существенно снизить расходы на формирование систем координации распределения донорских органов, однако его внедрение требует масштабной пропаганды среди населения и поддержки средствами массовой информации. На наш взгляд, предложенные изменения способны создать базу для дальнейшего развития трансплантационного законодательства России и, как следствие, снижения уровня дефицита донорских органов в масштабе всего государства.

Литература

1. К.В. Гребенникова - Донорство: принципы и модели правового регулирования // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2012. - № 11. - С. 208-212.

2. К.В. Гребенникова - Эффективность моделей правового регулирования донорства. Saarbrücken: LAP Lambert Academic Publishing, 2011 - 166 c.

3. Закон РФ от 22.12.1992 г. № 4180-1 (в ред. от 29.11.2007 г.) «О трансплантации органов и (или) тканей человека» // «Ведомости СНД и ВС РФ» - 14.01.1993 - N 2 - ст. 62.

4. Brunnert M., Sticht C. Deutschland: Skandal um Organspenden // science.orf.at [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://science.orf.at/stories/1702088/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.