Научная статья на тему 'Направления совершенствования правовой базы электронного голосования в Российской федерации'

Направления совершенствования правовой базы электронного голосования в Российской федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
153
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОННОЕ ГОЛОСОВАНИЕ / ДИСТАНЦИОННЫЕ СРЕДСТВА ГОЛОСОВАНИЯ / ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / ГАС «ВЫБОРЫ» / GAS «VYBORY» / E-VOTING / REMOTE MEANS OF VOTING / THE ELECTION LAW / THE INFORMATION SOCIETY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Эмиров М. Б., Магдилова Л. В.

В статье уточняется понятие «электронное голосование» как голосование с использованием внешнего технического средства электронного голосования, определяются основные направления совершенствования избирательного законодательства в связи с применением дистанционных средств голосования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIRECTIONS OF PERFECTION OF LEGAL FRAMEWORK FOR E-VOTING IN THE RUSSIAN FEDERATION1the head of department of information law and computer science of Dagestan state university, PhD in Pedagogy, associate professor

The article clarifies the concept of «e-voting» as the voting with the use of external technical means of electronic voting. The main directions of improvement of electoral legislation in connection with the use of means of distance voting are determined.

Текст научной работы на тему «Направления совершенствования правовой базы электронного голосования в Российской федерации»

ПРАВО И ИНФОРМАТИКА

УДК 34:002

НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРАВОВОЙ БАЗЫ ЭЛЕКТРОННОГО ГОЛОСОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Эмиров М.Б., зав. кафедрой информационного права и информатики Дагестанского государственного университета канд. пед. наук, профессор E-mail: kaf.inform@mail.ru

Магдилова Л.В., доцент кафедры информационного права и информатики Дагестанского государственного университета, канд. эконом. наук, E-mail: maglar@mail. ru

В статье уточняется понятие «электронное голосование» как голосование с использованием внешнего технического средства электронного голосования, определяются основные направления совершенствования избирательного законодательства в связи с применением дистанционных средств голосования.

Ключевые слова: электронное голосование, дистанционные средства голосования, избирательное право, информационное общество, ГАС «Выборы».

DIRECTIONS OF PERFECTION OF LEGAL FRAMEWORK FOR E-VOTING IN THE RUSSIAN

FEDERATION

Emirov M.B., the head of department of information law and computer science of Dagestan state university, PhD in Pedagogy, associate professor

Magdilova L.V., associate professor of department of information law and computer science of Dagestan state university, PhD in Economy

The article clarifies the concept of «e-voting» as the voting with the use of external technical means of electronic voting. The main directions of improvement of electoral legislation in connection with the use of means of distance voting are determined.

Key words: e-voting, remote means of voting, the election law, the information society, GAS «Vybory».

В современном мире общественное и политическое развитие каждого государства во многом определяет уровень применения информационно-коммуникационных технологий в деятельности личности, общества и государства. Использование новых информационных технологий в государственном и муниципальном секторе, науке, образовании, здравоохранении побуждает правительства, межгосударственные и международные организации активно внедрять их в практику государствен-

ного и политического управления. Одним из перспективных направлений их использования является развитие электронного голосования избирателей.

Рассматривая электронное голосование, в особенности дистанционное с использованием Интернет-технологий, с правовой точки зрения в первую очередь вызывает интерес соблюдение основных принципов избирательного права, таких как тайна голосования, гласность и достоверность ре-

зультатов. В этой связи проведем анализ действующего законодательства, регулирующего вопросы применения электронного голосования.

Указанные принципы избирательного права закреплены во многих международных нормативно-правовых актах: в статье 21 Всеобщей декларации прав человека [1], статье 25 Международного пакта о гражданских и политических правах [2, с.44], статье 3 Протокола №1 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод [3] и других международных нормативных правовых актах.

На международном уровне под электронным голосованием понимаются электронные выборы или электронный референдум, включающие использование электронных средств как минимум при подаче голосов. Также введено понятие дистанционного электронного голосования, как электронного голосования, при котором подача голоса осуществляется посредством устройства, неподконтрольного сотруднику избирательных органов. В пункте 62 статьи 2 Федерального закона РФ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» законодательно закреплено понятие электронного голосования как голосования без использования бюллетеня, изготовленного на бумажном носителе, с использованием комплекса средств автоматизации ГАС «Выборы» [4].

В нашей стране в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2003 года «О Государственной автоматизированной системе Российской Федерации «Выборы»» для автоматизации избирательного процесса применяется ГАС «Выборы», а также технические средства подсчета голосов -комплексы обработки избирательных бюллетеней (КОИБ) - система оптического сканирования, автоматически считывающая информацию с бумажного бюллетеня, а также комплексы для электронного голосования (КЭГ) - система прямой записи через сенсорный экран (без использования бумажного бюллетеня) [5]. Практика применения указанных технических средств показала, что при проведении голосования с их использованием в должной степени обеспечиваются избирательные права граждан и сохраняется тайна голосования. ЦИК России ставится задача по обеспечению такими устройствами в крупных городах избирательных участков с большим числом избирателей [6].

Среди перспективных направлений развития -также использование технологий глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС (в этой связи было подписано Соглашение о сотрудничестве между Центральной избирательной комиссией Российской Федерации и Федеральным

космическим агентством), а также вэб-камер на избирательных участках и иных технических устройств. Среди перспективных видов дистанционного электронного голосования выявлено голосование с использованием электронных социальных карт и мобильных телефонов [7].

Проведенное социологическое исследование среди профессорско-преподавательского состава, вспомогательного персонала и студентов юридического факультета Дагестанского государственного университета, а также данные ВЦИОМ и результаты пилотных проектов по технологиям дистанционного голосования позволили сделать выводы о готовности электората к введению дистанционного электронного голосования, их уверенности в достоверности возможных результатов дистанционного голосования, повышении активности избирателей, экономической целесообразность применения этих технологий [8].

В связи с этим, предлагается, помимо технической юридическая модернизация избирательного процесса. Нужно корректировать федеральные и региональные законы, поскольку все технические аспекты должны стать легитимными.

Основные изменения должны быть внесены в Федеральные законы «Об основных гарантиях избирательных прав граждан РФ» и «О государственной автоматизированной системе Российской Федерации "Выборы"».

В условиях законодательного закрепления в базовом Законе о выборах возможности и порядка проведения электронного голосования с использованием внешних технических средств электронного голосования существует необходимость надлежащего правового регулирования использования ГАС «Выборы».

Внедрение дистанционного электронного голосования должно сопровождаться соблюдением надёжности систем голосования и доверия к ним избирателей и участников выборов. Для этого необходимо проведение серии мероприятий по тестированию систем и разъяснению порядка их работы. Принципы, методы и средства дистанционного электронного голосования должны быть понятны электорату и членам избирательных комиссий.

Таким образом, совершенствование процедур электронного голосования должно сопровождаться системным подходом к модернизации избирательной системы на основе развития дистанционного электронного голосования с учетом программно-технической, организационной и законодательной составляющих.

М.Б. ЭМИРОВ, Л.В. МАГДИЛОВА

Конституция Российской Федерации, закрепив право граждан на участие в управлении делами государства и основополагающие избирательные права, предоставила широкий простор для дальнейшего совершенствования форм прямой демократии в России, и активно развивающиеся компьютерные и информационные технологии должны использоваться в качестве гарантии соблюдения избирательных прав граждан.

Внедрение современных технологий в российскую избирательную систему должно происходить постепенно, при активном участии общественности и экспертного сообщества, при этом нужно законодательно обеспечить гарантии при использовании средств электронного голосования. В настоящее время правовое регулирование электронного голосования осуществляется лишь нормативными правовыми актами Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, которые не составляют стройную систему норм, в связи с чем необходимо в ближайшее время, до внедрения дистанционного голосования в практику российских выборов, принять Федеральный закон «Об электронном голосовании в Российской Федерации».

Говоря о перспективах развития правовой базы электронного голосования, следует признать, что в настоящее время в российском федеральном законодательстве имеются определенные предпосылки для проведения дистанционного электронного голосования, но их явно недостаточно.

Представляется, что реализация этой идеи потребует внесения существенных изменений в избирательное законодательство:

- в целях внедрения дистанционного электронного голосования на выборах и референдумах в Российской Федерации, предлагается дополнить понятийный аппарат, используемый в Федеральном законе дефиницией внешнего технического средства электронного голосования, как технического средства, которое не входит в состав комплекса средств автоматизации ГАС «Выборы» и может применяться для проведения электронного голосования с использованием специальных программных средств ГАС «Выборы»:

- правовое определение «электронного голосования» предлагается дополнить, как голосование с использованием внешнего технического средства электронного голосования;

- нужно уточнить, что форма электронного бюллетеня, включая форму отображения содержащихся в нем сведений, утверждается ЦИК Рос-

сии в соответствии с требованиями, установленными ЦИК России;

- необходимо конкретизировать выборочность избирательных участков, участков референдума, где проводится электронное голосование с использованием внешних технических средств электронного голосования. Такое голосование целесообразно проводить на избирательных участках, образованных в труднодоступных (отдаленных) местностях и зарубежных избирательных участках;

- следует установить гарантии технической надежности устройств для голосования и соответствующих программ путем их обязательной сертификации, имеющей общие требования, принятые федеральным законодателем;

- надо определить гарантии соблюдения требований закона к голосованию и подсчету голосов в ходе электронного голосования, а также гарантии безопасности изготовления, доставки и установки устройств для электронного голосования и программ к ним;

- порядок голосования и подсчета голосов, установления итогов голосования при электронном голосовании должен предполагать идентификацию избирателя, исключающую его неоднократное голосование, а также возможность повторного подсчета голосов;

- предлагается принять Федеральный закон «Об электронном голосовании в Российской Федерации», «Об Интернет-голосовании».

Литература

1. Всеобщая декларация прав человека (принята на Третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948 г.) // Российская газета. 10 декабря. 1998.

2. Международный пакт о гражданских и политических правах (Нью-Йорк, 19 декабря 1966г.) // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных с иностранными государствами, М., 1978 г. Вып. XXXII.

3. Протокол №1 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод ETS N 009 (Париж, 20 марта 1952г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1998. №20, ст. 2143.

4. Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации: федер. закон Рос. Федерации от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2002. №24, ст. 2253.

5. О Государственной автоматизированной системе Российской Федерации «Выборы»: федер.

закон Рос. Федерации от 10 января 2003 года №20-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2003. № 2, ст. 172.

6. Сайт ЦИК России WRL: http ://www.cikrf.ru >international/docs/rec_rus.html

7. Бажуков С.А. Дистанционное

электронное голосование как альтернативная форма голосования на выборах // Вестник. 2011. № 1.

8. Чуров В. По пути к цифровым технологиям. WRL: «Intelligent Enterprise/ Корпоративные системы». 2010. Спецвыпуск.

Поступила в редакцию 8 октября 2012 г.

УДК 34:002

К ВОПРОСУ О ЗАЩИТЕ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ОТ ВОЗДЕЙСТВИЯ ВРЕДНОЙ

ИНФОРМАЦИИ

Саидов А.Г., доцент кафедры информационного права и информатики Дагестанского государственного университета, канд. юрид. наук E-mail: sag-68@mail.ru

Рагимханова Д.А., доцент кафедры информационного права и информатики Дагестанского государственного университета, кандидат экономических наук E-mail: dinarus77@mail.ru

Аливердиева М.А., старший преподаватель кафедры информационного права и информатики Дагестанского государственного университета E-mail: tagal975@mail.ru

Статья посвящена проблемам влияния вредной информации на несовершеннолетних, формам и способам их защиты. Дана характеристика новелл законодательства в этой области.

Ключевые слова: вредная информация, несовершеннолетние, защита от вредной информации.

Saidov A.G., associate professor of department of information law and computer science of Dagestan state university, PhD in Law Ragimhanova D.A., associate professor of department of information law and computer science of Dagestan state university, PhD in Economy

Aliverdieva М.А., of department of information law and computer science of Dagestan state university

ТО A QUESTION OF PROTECTION OF MINORS FROM INFLUENCE OF HARMFUL

INFORMATION

The article is devoted to the problems of harmful information influence on minors; to the forms and ways of their protection. The characteristic novel to legislation of this branch is given.

Key words: harmful information, minors, protection against harmful information.

Вредная информация - это информация, не являющаяся конфиденциальной, но

обуславливающая необходимость охраны и защиты прав и законных интересов личности, общества и

государства в силу возможного вреда, который нанесет этим субъектам ее оборот.

В настоящее время при развитии массовых коммуникаций и информационных технологий

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.