Научная статья на тему 'Направления совершенствования организационно-экономического механизма инновационного развития сферы медицинских услуг'

Направления совершенствования организационно-экономического механизма инновационного развития сферы медицинских услуг Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
524
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИЦИНСКИЕ УСЛУГИ / ИННОВАЦИИ / ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ / ФИНАНСОВЫЙ МЕХАНИЗМ / КАЧЕСТВО МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ / ТРАНСФЕР ИННОВАЦИЙ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Искандарян Гоар Овсеповна

В статье представлены организационно-экономические рекомендации по совершенствованию механизма инновационного развития сферы медицинских услуг. Особое внимание уделено совершенствованию подходов к инвестиционному обеспечению инновационного процесса, улучшению качества медицинских услуг и обеспечения трансфера инновационных разработок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Искандарян Гоар Овсеповна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Направления совершенствования организационно-экономического механизма инновационного развития сферы медицинских услуг»

Направления совершенствования организационно-экономического механизма инновационного развития сферы медицинских услуг

Искандарян Г оар Овсеповна, соискатель НОУ ВПО «Кисловодский институт экономики и права»

Iskandaryan. g@yandex.ru

Аннотация. В статье представлены организационно-экономические рекомендации по совершенствованию механизма инновационного развития сферы медицинских услуг. Особое внимание уделено совершенствованию подходов к инвестиционному обеспечению инновационного процесса, улучшению качества медицинских услуг и обеспечения трансфера инновационных разработок.

Abstract. The article presents the organizational and economic recommendations to improve the mechanism of innovation development of health services. Particular attention is paid to improving the approach to ensure investment in the innovation process, improve the quality of medical services, and the transfer of innovations.

Ключевые слова: медицинские услуги, инновации, организационноэкономический механизм, финансовый механизм, качество медицинских услуг, трансфер инноваций.

Keywords: medical services, innovation, organizational and economic

mechanism, the financial mechanism, the quality of medical services, innovation transfer.

Затруднения в инноватизации сферы медицинских услуг во-многом продиктованы неразвитостью и несовершенством механизмов инвестиционной поддержки процессов внедрения инноваций. Принципы организации финансирования инновационного развития сферы медицинских услуг должны быть ориентированы на множественность источников финансирования и предполагать быстрое и эффективное внедрение инноваций с их коммерциализацией, обеспечивающей рост финансовой отдачи от инновационной деятельности. Проанализировав международный опыт финансирования медицинских инноваций, мы предлагаем следующую модель инвестиционной поддержки инновационного развития сферы медицинских услуг (рисунок 1).

Источники финансирования медицинских инноваций

Инвестиционные ресурсы -займыу коммерческих банков, инвестиционных фондов

Г осударственные инвестиционные ресурсы -

бюджетные средства, средства внебюджетных фондов, государственные заимствования, пакеты акций, имущество государственной собственности субсидирование кредитов, Фонд содействия развитию малых предприятий в научно технической сфере, ТПГГ

Венчурное

финансирование -

частные и

государственные фонды, бизнес-ангелы

«Краткосрочные» инновации

«Континуальные» инновации

т

Бизнес-инкубаторы, технопарки, центры трансфера медицинских инноваций, центр инновационного развития и кластерных инициатив

Медицинская услуга

РЫНОК МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ

Рисунок 1 - Модель дифференцированной финансовой поддержки инновационного развития сферы медицинских услуг

При этом нами введено разграничени по формам финансирования, в зависимости от вида медицинской инновации. «Краткосрочные» инновации, не требующие существенных капиталовложений, либо быстро коммерциализируемые, могут воспользоваться помощью государства, как правило, безвозмездно полученной через различные фонды, либо получить поддержку через венчурных инвесторов. Это наиболее быстрый способ получить необходимые ресурсы для вывода медицинской инновации на рынок. В случае получения поддержки от венчурных инвестиций необходимо понимать, что бизнес закладывает свои риски (рисковую

премию). Она влияет на размер участия в создаваемом предприятии, на процентную ставку возврата заемных средств.

«Пролонгированные» инновации могут рассчитывать как на помощь государства, так и на кредиты и займы от коммерческих компаний. Инновации данного класса характеризуются умеренными рисками для инвестора, обозримым горизонтом выхода на окупаемость.

«Континуальные» инновации практически всегда являются прерогативой государства. Для реализации их и вывода на рынок требуются значительные финансовые вложения, которых не имеет ни средний ни малый бизнес. По причине дороговизны отдача от них может растянуться на десятки лет, чего не может себе позволить частный бизнесПредлагаемая нами модель имеет обратную связь рынка с инновациями. Это необходимо для поддержания конкуренции, как в научной среде, так и в бизнес-сообществах. Избежание монополизации в любом из сегментов модели позволит обеспечить постоянный приток «свежей крови» от студенчества,

профессорско-преподавательского состава, предоставление гибких условий на финансирование инноваций.

Реализация инновационного сценария развития сферы медицинских услуг позволит за относительно более короткое время приблизить уровень медицинской помощи к общемировым стандартам, переориентировать систему управления на достижение общественно значимых результатов деятельности, ввести рыночные механизмы в степени, необходимой для эффективной работы. В связи с этим необходимо сформировать

инновационный портфель, позволяющий обеспечить интенсивность

развития отрасли, стимулировать развитие науки и производства,

ориентированных на медицину, развивать финансово-экономические и организационно-управленческие технологии, в наибольшей степени соответствующие технологическому развитию сферы медицинских услуг (рисунок 2).

Инновации в технологии:

-внедрение новых образовательных программ повышения квалификации кадров;

- разработка внедрение инновационных методов диагностики и лечения;

- разработка и внедрение критических технологий (клеточные технологии, генная инженерия, репродуктивные технологии);

- развитие высокотехнологичной медицинской помощи;

- развитие материально-технической базы медицинских учреждений.

Информационные инновации:

-внедрение электронной медицинской карты;

-развитие и внедрение автоматизированных , информационных технологий в ЛПУ. I

Инновации и международное сотрудничество:

-разработка инновационных проектов и программ с участием иностранных инвесторов;

- международное партнёрство, интеграция в международное сообщество.

Инновации в организации:

-оптимизация организационной инфраструктуры;

- совершенствование правового и финансового обеспечения деятельности учреждений здравоохранения;

- внедрение аутсорсинга;

- внедрение системы менеджмента качества в деятельность медицинских организаций;

- внедрение системы оплаты труда по результатам деятельности, индикаторам результативности и качества медицинской помощи;

- р еализация механизмов ГЧП

Министерство

здравоохранения

региона

УПРАВЛЕНИЕ

КОНТРОЛЬ

Отбор и адаптация

РЕГИОНАЛЬНЫМ ЦЕНТР ТРАНСФЕРА МЕДИЦИЕНСКИХ ИННОВАЦИЙ

Пул

инновации

ЭТАПЫ ТРАНСФЕРА

Определение проблемных участков для инноватизации

Подбор

вариантов

согласование

Пробное тестирование инновации в условиях медучреждения

^ Департамент инновационного развития

Для диагностических учреждений:

- разработка внедрение инновационных методов диагностики и лечения;

- внедрение новых образовательных программ повышения квалификации кадров

Для амбулаторных учреждений:

- развитие высокотехнологичной медицинской помощи;

- развитие материально-технической базы медицинских учреждений;

-внедрение электронной медицинской карты;

-развитие и внедрение автоматизированных информационных технологий в ЛПУ;

- внедрение системы оплаты труда по результатам деятельности, индикаторам результативности и качества медицинской помощи;

Для малого бизнеса:

- разработка внедрение инновационных методов диагностики и лечения;

- разработка и внедрение критических технологий (клеточные технологии, генная инженерия,

- реализация механизмов ГЧП;

- внедрение аутсорсинга;

- международное партнёрство, интеграция в международное сообщество.

Для окружных больниц:

- разработка и внедрение критических технологий (клеточные технологии, генная инженерия, репродуктивные технологии);

- внедрение новых образовательных программ повышения квалификации кадров;

- внедрение системы оплаты труда по результатам деятельности, индикаторам результативности и качества медицинской помощи

Рисунок 2 - Вариант функционирования подсистемы трансфера медицинских инноваций

Нами разработан вариант функционирования подсистемы трансфера медицинских инноваций, который является составляющей частью организационно-экономического механизма инновационного развития сферы медицинских услуг. Цель трансфера медицинских инноваций - передача научно-технических знаний и опыта для оказания научно-технических услуг, применения технологических процессов, выпуска продукции (оказания услуг) и повышение качества медицинских услуг. Следовательно, эффективность инновационного процесса в сфере медицинских услуг, а именно выпуск высокотехнологичной продукции, связана с трансфером новых знаний от одних его участников другим (разработчики, владельцы технологий, посредники, государственные органы, инвесторы, потенциальные покупатели).

В целях инновационного развития сферы медицинских услуг как на региональном, так и на национальном уровне, на наш взгляд, необходимо развитие следующих видов трансфера медицинских инноваций. Во-первых, инновации в технологии, которые предполагают работу медицинских учреждений и научно-исследовательских институтов в тесной взаимосвязи. Это позволит активнее приобретать результаты НИОКР у российской науки и доводить их до практического и рыночного применения. Во-вторых, требуется развитие транснационального трансфера медицинских инноваций, обеспечивающего более тесную кооперацию в науке с другими странами. Выйти на свободный мировой рынок медицинских товаров и услуг отечественным предприятиям очень нелегко. Он уже давно поделён между фирмами США, Японии, Германии и других промышленно развитых стран. В-третьих инновации в организации, предполагающие развитие инновационной инфраструктуры, внедрение аутсорсинга и менеджмента качества, усовершенствование системы оплаты труда. В четвертых, мы рассмотрели трансфер информационных инноваций, подразумевающих внедрение электронной медицинской карты и развитие автоматизированных информационных технологий в ЛПУ.

Участниками трансфера медицинских инноваций выступают министерство здравоохранения региона, комиссия по инноватизации и департамент инновационного развития. Для эффективного взаимодействия и реализации целей инновационного развития сферы медицинских услуг нами предложено внедрить в организационную инфраструктуру системы управления инновационным развитием региона центр трансфера медицинских инноваций. Задачами регионального центра будут выступать разработка, отбор и внедрение инновационных медицинских технологий в сферу медицинских услуг Краснодарского края.

На региональный центр трансфера медицинских инноваций возлагается координирующая и связующая роль между наукой и практикой: фундаментальными исследованиями и внедрением научных результатов в практическое здравоохранение. Использование механизма государственночастного партнерства позволит повысить эффективность взаимодействия в инновационном процессе государственных научно-исследовательских институтов, учреждений сферы медицинских услуг и предприятий частного сектора экономики, создать конкурентоспособные высокотехнологичные производства в регионе с высокой концентрацией научно-технического и инновационного потенциала благодаря поддержке инвестиционными и венчурными фондами.

Региональный центр трансфера медицинских инноваций, по нашему замыслу будет заниматься пулом инноваций, что обеспечивает непосредственное управление сменой технологий, осуществляемое потребителем в собственных интересах, за собственный счет и в целях наращивания своего производительного капитала. Пул инноваций создается для поддержки наиболее перспективных технологий и обеспечивает рекордную рентабельность вложения капиталов потребителя. По нашему замыслу пул инноваций осуществляется для четырех потребителей: диагностических учреждений, малого бизнеса, окружных больниц и амбулаторных учреждений. Для каждого из представленных потребителей

нами сформирован инновационный портфель, который включает в себя наиболее перспективные виды деятельности.

Достижение стратегической цели инновационного развития сферы медицинских услуг в 2020 году будет характеризоваться достижением на региональном уровне значений следующих целевых индикаторов (таблица 1)

Таблица 1 - Целевые индикаторы инновационного развития сферы медицинских услуг Краснодарского края

Показатели Единица измерения Базовое значение 2012 год Промежуточны й целевой индикатор 2015 год Целевой индикатор 2020 год

Ожидаемая продолжительность жизни при рождении лет 72,3 73,5 75,7

Доля населения, охваченного профилактическими осмотрами к числу подлежащих % 79,2 82,5 95,0

Коэффициент смертности число умерших на 1000 населения 13,1 12,1 10,5

Младенческая смертность число детей, умерших в возрасте до 1 года/1000 родившихся 6,6 5,9 5,4

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Смертность в трудоспособном возрасте, всего На 100 000 населения соответств. возраста 535 520 500

в том числе, по трем основным причинам: - от болезней системы кровообращения 170 160 150

- от новообразований 75,93 71,1 63,05

- от неестественных причин 141,8 124,2 94,9

Общая заболеваемость кол-во случаев в год/1000 человек 1283,8 1157,7 1146,1

Число зарегистрированных заболеваний у взрослых количество случаев в год/1000 населения 1162,4 1300,2 1552,8

Число зарегистрированных заболеваний у детей количество случаев в год/1000 населения 3678,0 3400,0 3529,0

Объем медицинской помощи, предоставляемой муниципальными учреждениями здравоохранения

стационарная медицинская помощь койко/день в расчете на одного жителя 2,16 1,84 1,30

амбулаторная помощь посещение в расчете на одного жителя 9,3 9,74 10,78

дневные стационары всех типов койко-место в расчете на одного жителя 0,703 0,797 0,95

скорая медицинская помощь вызовов в расчете на одного жителя 0,36 0,36 0,32

Соотношение врачей и средних медицинских работников 1:2 1:2,4 1:2,7

Уровень информатизации объектов здравоохранения % 20,0 90,0 100,0

Доля средств бюджета города Краснодара, направленных на развитие здравоохранения % 10,9 10,9 10,5

Удовлетворённость населения качеством оказанной медицинской помощи % 76% 85% 95%

На наш взгляд, целесообразно выделить несколько способов достижения целевых показателей за счет улучшения качества медицинской помощи:

1. Создание системы стандартов качества в медицине на основе научно обоснованных (доказательных) сведений. В рамках этой системы должны быть разработаны цели внедрения (в количественном выражении), описания стандартов и методов их внедрения. Обоснование стандартов лучшими доказательствами стало возможным благодаря успехам клинической эпидемиологии, где разработаны стандарты качества клинических испытаний и методы количественного обобщения результатов клинических испытаний, публикуемые в систематических обзорах. Врач может принимать решения на основе анализа мировой научной информации, а не только своего

клинического опыта и традиций отдельных клинических школ. (это направление получило название «доказательная медицина»).

2. Создание системы клинических рекомендаций, основанных на доказательствах (КРОД) - часть процесса стандартизации, описывающая наиболее эффективные медицинские вмешательства. На основании КРОД региональные органы здравоохранения разрабатывают стандарты, учитывающие экономическую эффективность и оснащенность лечебных учреждений региона. КРОД позволяют ускорить внедрение научных достижений в практику.

3. Создание системы сбора, анализа и представления мировой научной информации руководителям здравоохранения. Решения о профилактике, диагностике и лечении на любом уровне: отраслевом, региональном, больничном и уровне самого врача, должны основываться на анализе клинической и экономической эффективности.

4. Создание государственной системы «клинического надзора», осуществляющей контроль за соблюдением стандартов качества медицинской помощи, под руководством заместителя министра, курирующего только это направление. Должны быть разработаны четкие количественные критерии контроля. Лицензирование учреждений должно учитывать приближение к оптимальным стандартам качества.

5. Проведение мероприятий по усилению мотивации труда врачей -повышение зарплаты, оптимизация числа врачей и эффективное использование их труда.

6. Реформирование системы управления сферой медицинских услуг: конкуренция по соблюдению качества, четкое разделение гарантированных бесплатных услуг и дополнительных платных.

7. Информирование пациента и общества о качестве медицинской помощи. Пациент выступает как заказчик, участник и один из контролеров процесса. Создание системы просвещения пациента через буклеты,

телевидение, Интернет, общественные организации. Все рекомендации для пациентов создаются на основе КРОД.

8. Изменение системы оплаты медицинских услуг: оплата должна быть на конкурентной основе и поддерживать высокое качество. Необходимо обязать ФОМС и частные страховые компании поддержать повышение качества в медицине. Медико-экономические стандарты должны разрабатываться на основании КРОД.

9. Создание новых программ вузовского обучения и новой системы последипломного образования, на основании КРОД. Необходимо создать координирующую группу из представителей институтов и министерств для разработки новых программ. Аккредитация специалистов должна проходить на основе КРОД. Руководители здравоохранения и главврачи должны овладеть основами бизнес - планирования.

10.Внедрение информационных технологий: автоматизация и

интеграция всех информационных процессов в оказании медицинской помощи. После создания электронных историй болезней КРОД могут интегрироваться в них для поддержки принятия решения. [1]

Перед здравоохранением, как и перед любой экономической деятельностью, связанной с использованием ограниченных ресурсов, стоят две основные задачи: обеспечение эффективности и справедливости в обеспечении и распределении медицинских услуг. Одной из стратегических задач повышения эффективности сферы медицинских услуг является внедрение инновационных технологий.

Список литературы 1. Голышев А.Я. Концепция создания системы управления качеством в лечебно-профилактических учреждениях [Электронный ресурс] / Голышев А.Я., Носырева О.М. // Интернет-журнал «Медицинские конференции» . - URL:

http://www.medico.ru/articles/management/article_001.htm.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.