Научная статья на тему 'НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МЕХАНИЗМА УПРАВЛЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫМИ РЕСУРСАМИ АПК'

НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МЕХАНИЗМА УПРАВЛЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫМИ РЕСУРСАМИ АПК Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
63
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗЕМЕЛЬНО-РЕСУРСНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ / АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС / ЗЕМЕЛЬНЫЙ НАЛОГ / АРЕНДА / ПОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ УЧЕТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ковалева Ирина Валериевна, Чирухин Анатолий Викторович

Цель статьи - обоснование и поиск направлений совершенствования организационного механизма управления земельно-ресурсным потенциалом. Земельно-ресурсный потенциал выступает базой для достижения продекларированных Постановлением Правительства РФ от 14 июля 2012 г. № 717 «О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия» целевых индикаторов, так как он выступает базисом производства растениеводческой продукции, которая, в свою очередь, дает продукты питания для человека, сырье для промышленности, формирует кормовую базу для животноводства. Теоретической и методологической основой исследования послужили научные труды ученых-экономистов в области управления земельными ресурсами, природно-ресурсным потенциалом АПК, налогообложения земель сельскохозяйственного назначения и т.п. В процессе подготовки статьи ис-пользовались аналитический, логический, монографический методы исследований. В статье рассмотрены современные подходы к управлению различными элементами экономической системы, которые предполагают использование инновационных цифровых технологий, больших массивов информации, что привело к необходимости совершенствования механизма управления природно-ресурсным потенциалом экономических субъектов в целом и его отдельными частями. Как результат трансформации организационного механизма управления земельно-ресурсным потенциалом АПК, можно рассматривать оптимизацию взаимоотношений между заинтересованными государственными органами и службами, местными органами власти и отдельными экономическими субъектами. Результаты проведенного исследования позволяют сделать выводы о том, что поиск направлений совершенствования управления земельными ресурсами АПК должен базироваться как на изучении практического опыта прошлых лет, так и на теоретических исследованиях отечественных и зарубежных ученых, и включать трансформацию организационного и экономического элементов механизма управления. Полученные результаты могут быть использованы в дальнейшей научно-исследовательской работе авторов, в образовательном процессе, а также при обосновании необходимости совершенствования механизма управления земельными ресурсами АПК на практике. Направления будущих исследований связаны с тем, что внедрение в практику хозяйствования итогов данного исследования позволит улучшить социально-экономическое положение сельских территорий и, как следствие, обеспечить продовольственную и экономическую безопасность государства. Поэтому необходимо не только привлекать в отрасль квалифицированные кадры со знанием требований и компетенций современной цифровой экономики, но и способствовать обновлению и модернизации материально-технической базы АПК, основой которой выступают земельные ресурсы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIRECTIONS FOR IMPROVING THE MECHANISM OF MANAGEMENT OF LAND RESOURCES OF AIC

The purpose of the article is to substantiate and search for ways to improve the organizational mechanism for managing land and resource potential. The land resource potential is the basis for achieving the target indicators declared by Decree of the Government of the Russian Federation of July 14, 2012 No. 717 “On the State Program for the Development of Agriculture and Regulation of Agricultural Products, Raw Materials and Food Markets”, since it acts as the basis for the production of crop products, which in turn provides food for humans, raw materials for industry, forms a fodder base for animal husbandry. The theoretical and methodological basis of the study was the scientific works of economists in the field of land management, natural resource potential of the agro-industrial complex, taxation of agricultural land, etc. In the process of preparing the article, analytical, logical, monographic research methods were used. The article discusses modern approaches to managing various elements of the economic system, which involve the use of innovative digital technologies, large amounts of information, which led to the need to improve the mechanism for managing the natural resource potential of economic entities in general and its individual parts. As a result of the transformation of the organizational mechanism for managing the land and resource potential of the agro-industrial complex, one can consider the optimization of relationships between interested state bodies and services, local authorities and individual economic entities. The results of the study allow us to conclude that the search for ways to improve the management of land resources in the agro-industrial complex should be based both on the study of the practical experience of past years and on theoretical studies of domestic and foreign scientists and include the transformation of both the organizational and economic elements of the management mechanism. The results obtained can be used in the further research work of the authors, in the educational process, as well as in substantiating the need to improve the mechanism for managing agricultural land resources in practice. Directions for future research are related to the fact that the introduction of the results of this study into economic practice will improve the socio-economic situation of rural areas and, as a result, ensure the food and economic security of the state. Therefore, it is necessary not only to attract qualified personnel to the industry with knowledge of the requirements and competencies of the modern digital economy, but also to promote the renewal and modernization of the material and technical base of the agro-industrial complex, which is based on land resources.

Текст научной работы на тему «НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МЕХАНИЗМА УПРАВЛЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫМИ РЕСУРСАМИ АПК»

Вестник Научно-исследовательского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета. 2022. Т. 2. № 2

ЭКОНОМИКА АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА (АПК) THE ECONOMY OF THE AGRO-INDUSTRIAL COMPLEX (AIC)

Научная статья

001: 10.34130/2070-4992-2022-2-2-194 УДК 332.37

Направления совершенствования механизма управления земельными ресурсами АПК

Ковалева Ирина Валериевна1, Чирухин Анатолий Викторович2

1Алтайский государственный аграрный университет, Барнаул, Россия,

econom.asau@mail.ru. https://orcid.org/0000-0003-0946-2714 2Алтайский государственный аграрный университет, Барнаул, Россия, ooo.olimp.ru@mail.ru. https://orcid.org/0000-0001-6389-3764

Аннотация. Цель статьи — обоснование и поиск направлений совершенствования организационного механизма управления земельно-ресурсным потенциалом. Земельно-ресурсный потенциал выступает базой для достижения продекларированных Постановлением Правительства РФ от 14 июля 2012 г. № 717 «О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия» целевых индикаторов, так как он выступает базисом производства растениеводческой продукции, которая, в свою очередь, дает продукты питания для человека, сырье для промышленности, формирует кормовую базу для животноводства. Теоретической и методологической основой исследования послужили научные труды ученых-экономистов в области управления земельными ресурсами, природно-ресурсным потенциалом АПК, налогообложения земель сельскохозяйственного назначения и т.п. В процессе подготовки статьи использовались аналитический, логический, монографический методы исследований. В статье рассмотрены современные подходы куправлению различными элементами экономической системы, которые предполагают использование инновационных цифровых технологий, больших массивов информации, что привело к необходимости совершенствования механизма управления природно-ресурсным потенциалом экономических субъектов в целом и его отдельными частями. Как результат трансформации организационного механизма управления земельно-ресурсным потенциалом АПК, можно рассматривать оптимизацию взаимоотношений между заинтересованными государственными органами и службами, местными органами власти и отдельными экономическими субъектами. Результаты проведенного исследования позволяют сделать выводы о том, что поиск направлений совершенствования управления земельными ресурсами АПК должен базироваться как на изучении практического опыта прошлых лет, так и на теоретических исследованиях отечественных и зарубежных ученых, и включать трансформацию организационного и экономического элементов механизма управления. Полученные результаты могут быть использованы в дальнейшей научно-исследовательской работе авторов, в образовательном процессе, а также при обосновании необходимости совершенствования механизма управления земельными ресурсами АПК на практике. Направления будущих исследований связаны с тем, что внедрение в практику хозяйствования итогов данного исследования позволит улучшить социально-экономическое положение сельских территорий и, как следствие, обеспечить продовольственную и экономическую безопасность государства. Поэтому необходимо не только привлекать в отрасль квалифицированные кадры со знанием требований и компетенций современной цифровой экономики, но и способствовать обновлению и модернизации материально-технической базы АПК, основой которой выступают земельные ресурсы.

Ключевые слова: земельно-ресурсный потенциал, механизм управления, агропромышленный комплекс, земельный налог, аренда, похозяйственный учет

Благодарности

Авторы выражают благодарность коллегам и научному руководителю за поддержку и помощь в подготовке материалов.

Для цитирования: Ковалева И. В., Чирухин А. В. Направления совершенствования механизма управления земельными ресурсами АПК // Корпоративное управление и инновационное развитие экономики Севера: Вестник Научно-исследовательского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета. 2022. Т. 2. Вып. 2. С. 194-201. https://doi.org/10.34130/2070-4992-2022-2-2-194

Original Article

Directions for improving the mechanism of management of land resources of AIC

Irina V. Kovaleva1, Anatoly V. Chirukhin2

iAltai State Agrarian University, Barnaul, Russia, econom.asau@mail.ru, https://orcid.org/0000-0003-0946-2714 2Altai State Agrarian University, Barnaul, Russia, ooo.olimp.ru@mail.ru, https://orcid.org/0000-0001-6389-3764

Abstract. The purpose of the article is to substantiate and search for ways to improve the organizational mechanism for managing land and resource potential. The land resource potential is the basis for achieving the target indicators declared by Decree of the Government of the Russian Federation of July 14,2012 No. 717 "On the State Program for the Development of Agriculture and Regulation of Agricultural Products, Raw Materials and Food Markets", since it acts as the basis for the production of crop products, which in turn provides food for humans, raw materials for industry, forms a fodder base for animal husbandry. The theoretical and methodological basis of the study was the scientific works of economists in the field of land management, natural resource potential of the agro-industrial complex, taxation of agricultural land, etc. In the process of preparing the article, analytical, logical, monographic research methods were used. The article discusses modern approaches to managing various elements of the economic system, which involve the use of innovative digital technologies, large amounts of information, which led to the need to improve the mechanism for managing the natural resource potential of economic entities in general and its individual parts. As a result of the transformation of the organizational mechanism for managing the land and resource potential of the agro-industrial complex, one can consider the optimization of relationships between interested state bodies and services, local authorities and individual economic entities. The results of the study allow us to conclude that the search for ways to improve the management of land resources in the agro-industrial complex should be based both on the study of the practical experience of past years and on theoretical studies of domestic and foreign scientists and include the transformation of both the organizational and economic elements of the management mechanism. The results obtained can be used in the further research work of the authors, in the educational process, as well as in substantiating the need to improve the mechanism for managing agricultural land resources in practice. Directions for future research are related to the fact that the introduction of the results of this study into economic practice will improve the socio-economic situation of rural areas and, as a result, ensure the food and economic security of the state. Therefore, it is necessary not only to attract qualified personnel to the industry with knowledge of the requirements and competencies of the modern digital economy, but also to promote the renewal and modernization of the material and technical base of the agro-industrial complex, which is based on land resources.

Keywords: land and resource potential, management mechanism, agro-industrial complex, land tax, rent, household accounting

Acknowledgments

The authors express their gratitude to their colleagues and scientific supervisor for their support and assistance in the preparation of materials.

For citation: Kovaleva I. V., Chirukhin A. V. Directions for improving the mechanism of management of land resources of AIC. Corporate Governance and Innovative Economic Development of the North: Bulletin of the Research Center of Corporate Law, Management and Venture Investment of Syktyvkar State University. 2022. Vol. 2, issue 2. Рр. 194-201. https://doi.org/10.34130/2070-4992-2022-2-2-194

Введение

Земельно-ресурсный потенциал в субъектах Российской Федерации с преобладающим развитием агропромышленного комплекса занимает одно из ведущих мест, поскольку выступает основным средством

производства в сельском хозяйстве. Следует отметить, что для сельского хозяйства России без проведения регулярной оценки земельно-ресурсного потенциала, оформления отношений собственности на земельные участки и их рациональное использование невозможно будет достичь существенных успехов в экономике в целом. Следовательно, управление земельно-ресурсным потенциалом страны АПК должно стать главным инструментом осуществления экономической политики РФ, основным фактором повышения конкурентоспособности отрасли и встраиваться в общую систему управления экономикой [1; 2]. Все это говорит об актуальности данного исследования. Целью настоящей статьи является поиск направлений совершенствования организационной составляющей механизма управления земельными ресурсами в АПК. На современном этапе развития России вопросы, связанные с совершенствованием механизма управления земельно-ресурсным потенциалом на субфедеральном и местном уровнях, остаются актуальными. Это связано с тем, что его эффективное функционирование является определяющим для обеспечения рационального использования земельных угодий в АПК. Поэтому многие ученые сегодня активно занимаются исследованием и изучением проблем построения объективной, адаптированной к существующим условиям хозяйствования системы управления земельно-ресурсным потенциалом [3; 4].

Теория / Методология исследования

Осознание необходимости поддержания земельно-ресурсного потенциала экономического субъекта (государство, регион, фирма, домашнее хозяйство и т. д.) в надлежащем качественном состоянии и улучшении его природных свойств приводит к необходимости тщательного объективного исследования как самого понятия «земельно-ресурсный потенциал», так и механизма его управления. При написании статьи авторами были изучены и проанализированы публикации в области оценки эффективности использования земельных ресурсов, размещенные в открытом доступе на официальных сайтах электронных библиотек в сети «Интернет». Основой настоящего исследования послужили научные труды ученых-экономистов в области управления земельными ресурсами в сельскохозяйственном производстве. В процессе подготовки данной статьи использовались такие научные методы, как аналитический, статистический, логический, сравнительный.

Результаты исследования и их обсуждение

Авторы согласны с теми экономистами, которые считают, что проблема налогообложения земельных угодий заключается, прежде всего, в неэффективной системе исчисления соответствующего налога и его использования [5]. Тогда на первый план выходит поиск путей совершенствования организации взаимодействия работников налоговых и регистрирующих органов (Росреестр). Решением этой проблемы может послужить разработка на федеральном уровне общей Концепции формирования информации об объектах недвижимого имущества, что позволит более оперативно обмениваться информацией об изменении характеристик земельных участков и/или их собственниках [6].

Основываясь на предположении, что повысить эффективность работы налоговых органов по формированию доходной части местных бюджетов можно не только через усиление налогового контроля, но и посредством совершенствования организационной составляющей механизма управления земельно-ресурсным потенциалом, автор считает целесообразным в целях более эффективного сотрудничества различных заинтересованных субъектов управления сформировать рабочую группу по управлению земельно-ресурсным потенциалом муниципального района (городского или муниципального округа) [7]. В повестку заседаний Группы целесообразно включить вопросы муниципального земельного контроля, полноты охвата земельных угодий межеванием (установление границ и постановка земельных участков на кадастровый учет), проведения кадастровой оценки, полноты начисления и собираемости земельного налога и арендной платы за земельные участки, выбора земельных участков для создания инвестиционных площадок и т. д. Сотрудники налогового органа, входящие в состав рабочей группы, должны осуществлять постоянный мониторинг налогового потенциала, обмен мнениями по совершенствованию взаимодействия налоговых органов и органов местного самоуправления с целью увеличения поступлений земельного налога. Также необходимо проведение регулярных круглых столов с привлечением представителей бизнеса с последующим освещением их в СМИ. Формирование и действие межведомственной рабочей группы по управлению земельно-ресурсным потенциалом муниципального района (городского или муниципального округа) (далее — Группа) целесообразно осуществлять на базе администрации соответствующего муниципального образования, в границах которого расположены земельные угодья. При этом состав членов Группы и распределение полномочий будут выглядеть следующим образом (рис. 1).

Bulletin of Research Center of Corporate Law, Management and Venture Investment of Syktyvkar State University. 2022. V. 2. № 2

Рис. 1. Состав рабочей группы по управлению земельно-ресурсным потенциалом

Fig. 1. Composition of the working group on the management of land and resource potential

В целях повышения полноты и достоверности сведений о состоянии и наличии земельных ресурсов следует более эффективно принимать меры по ужесточению контроля со стороны налоговых органов и органов местного самоуправления по факту нецелевого использования земельных участков и применению мер ответственности за незаконное использование земельных угодий [8; 9]. Отрицательным моментом в функционировании экономического механизма управления земельно-ресурсным потенциалом является тот факт, что в настоящее время не разработан алгоритм взимания платы за фактическое использование земельных участков в случае, если отсутствуют правоустанавливающие документы на них или документы на оформление в собственность (аренду) находятся на стадии рассмотрения [10-13].

В продолжение решения вопроса организации активного взаимодействия местных органов власти с налоговыми органами, в целях увеличения собираемости земельного налога автор считает целесообразным включить в полномочия муниципалитетов следующие функции:

- формирование перечня фактически используемых земельных участков без оформления правоустанавливающих документов (по данным похозяйственного учета);

- формирование перечня земельных участков, используемых не по целевому назначению (по данным муниципального земельного контроля);

- формирование перечня земельных участков, по которым определена кадастровая стоимость, но отсутствуют сведения о правообладателе (по данным Россреестра и похозяйственного учета);

- формирование перечня земельных участков, в отношении которых не были проведены работы по межеванию и постановке на кадастровый учет (по данным муниципального земельного контроля);

- формирование перечня земельных участков, предоставленных гражданам для ведения личного подсобного хозяйства и/или индивидуального жилищного строительства, расположенных за чертой населенного пункта (по данным похозяйственного учета и законодательно установленных границ населенного пункта), вследствие их фактического изменения без документального оформления;

- формирование перечня земельных участков, находящихся в пользовании юридических лиц, права на которые не переоформлены в соответствии с Земельным кодексом РФ (по данным муниципального земельного контроля [6; 14].

Законодатель относит земельный налог к местным налогам, так как он участвует в формировании доходной части местных бюджетов, вводится в действие нормативно-правовыми актами представительных органов муниципальных образований в соответствии с НК РФ и обязателен к уплате на территории соответствующих муниципальных образований. Субъектами налогообложения (плательщиками налога) признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения. Не признаются налогоплательщиками организации и физические лица в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по договору аренды [7-9]. Учитывая специфику отрасли АПК при рассмотрении вопросов совершенствования экономического механизма управления его земельно-ресурсным потенциалом, особое внимание следует уделить сельскохозяйственным угодьям. По таким земельным участкам максимально возможная ставка земельного налога установлена в размере 0,3 % от кадастровой стоимости, однако данные земельные угодья могут использоваться не по назначению и, следовательно, должны облагаться по ставке 1,5 % [8]. Но на практике никто не отслеживает, как используются земли сельскохозяйственного назначения. Для урегулирования данного вопроса необходимо включить в полномочия администраций соответствующих муниципальных образований пункт о необходимости проверки целевого использования земельных участков, заявленных как сельскохозяйственные, на соответствие таковым. Подобные функции сможет выполнять рабочая группа, о создании которой говорилось выше. В целях более полного учета земельных угодий, находящихся в распоряжении отдельных экономических субъектов всех уровней, следует провести сплошную инвентаризацию земельных ресурсов страны. Подобные попытки были предприняты в отдельных муниципальных образованиях еще в 1990-е годы, но не доведены до логического завершения. Проведение инвентаризации сельскохозяйственных угодий позволит более полно обеспечить закрепление в государственную и муниципальную собственность бесхозных и неиспользуемых земельных угодий, невостребованных земельных долей сельскохозяйственных земель, с последующим представлением их в собственность или аренду, формирование полной базы данных о размерах сельскохозяйственных угодий и их собственниках [15-17].

Заключение

В общем виде направления совершенствования механизма управления земельно-ресурсным потенциалом АПК можно представить в виде следующей схемы (рис. 2).

Рис. 2. Направления трансформации механизма управления земельно-ресурсным потенциалом АПК

Fig. 2. Directions for the transformation of the mechanism for managing the land and resource potential

of the agro-industrial complex

Авторы статьи считают, что предлагаемые механизмы участия местных органов власти, а также заинтересованных государственных органов и служб в обеспечении эффективности землепользования и сохранения земельно-ресурсного потенциала будут способствовать увеличению инвестиционной привлекательности земельных участков и субъектов Российской Федерации в целом, что позволит привлечь инвесторов для использования не только земельных угодий, но и других объектов муниципальной собственности. Учитывая предложение о создании межведомственной рабочей группы по управлению земельно-ресурсным потенциалом, автор считает целесообразным также формирование в структуре Министерства сельского хозяйства Российской Федерации органа исполнительной власти, уполномоченного по управлению земельными ресурсами. В полномочия данного органа будет входить обеспечение реализации долгосрочной земельной политики государства, организация рационального использования земель и их охрана. Такой орган можно сформировать в форме Федеральной службы или Агентства.

Вклад авторов в раскрытие темы исследования заключается в предположении о насущной необходимости и возможности трансформации механизма управления земельно-ресурсным потенциалом в условиях цифровизации экономики посредством изменения основных экономических регуляторов данного процесса и активизации взаимоотношений и сотрудничества между заинтересованными органами государственной власти и управления и землепользователями.

Список литературы

1. Ададимова Л. Ю., Полулях Ю. Г., Косачев А. М. Некоторые аспекты земельных отношений в современном сельском хозяйстве России // Нива Поволжья. 2012. № 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n7nekotorye-aspekty-zemelnyh-otnosheniy-v-sovremennom-selskom-hozyaystve-rossii (дата обращения: 12.01.2022).

2. Анишкина Т. А. Оценка состояния и управления сельскохозяйственными земельными ресурсами // Молодой ученый. 2017. № 15 (149). С. Т. 1. 2. URL: https://moluch.ru/archive/149/42124/ (дата обращения: 12.01.2022).

3. Артамонова И. А. Методологические подходы к оценке эффективности использования земель сельскохозяйственного назначения // Агропродовольственная политика России. № 8 (32). 2014. С. 21-23

4. Барсукова Г. Н., Радчевский Н. М. Современные Проблемы управления земельными ресурсами // Научный журнал КубГАУ. № 125. 2017. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-problemy-upravleniya-zemelnymi-resursami (дата обращения: 12.01.2022).

5. Бухтояров Н. И. Обоснование необходимости управления земельными ресурсами в современных условиях // Экономика и экология территориальных образований. 2018. № 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obosnovanie-neobhodimosti-upravleniya-zemelnymi-resursami-v-sovremennyh-usloviyah (дата обращения: 09.06.2021)

6. Artamonova I. A., Baturina I. N., Mikhailyuk O. N., Poverinova E. M., Improving Methodologies of Assessing the Efficiency of Agricultural Land Use // Advances in Social Science, Education and Humanities Research. 2019. С. 121-124. DOI: 10.2991/assehr.k.200113.025

7. Medvedeva T. N., Roznina N. V., Mukhina E. G., Artamonova I. A., Baturina I. N., Farvazova E. A. On the distribution mechanism of green box subsidies // IOP Conference Series: Earth and Environmental Science, Conference on Innovations in Agricultural and Rural Development. 2019. DOI: 10.1088/issn.1755-1315. URL: https://iopscience.iop.org/article/10.1088/1755-1315/341/1/012010 (дата обращения: 12.01.2022).

8. Бухтояров Н. И. Обоснование необходимости управления земельными ресурсами в современных условиях // Экономика и экология территориальных образований. 2018. № 4. URL: https://cyberiemnka.ru/artide/n/obosnovame-neobhodimosti-upravleniya-zemelnymi-resursami-v-sovremennyh-usloviyah (дата обращения: 12.01.2022).

9. Долматова О. Н. Значение земельных ресурсов в системе современного рыночного сельскохозяйственного производства // Вестник ОмГАУ. № 3 (27). 2017. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/znachenie-zemelnyh-resursov-v-sisteme-sovremennogo-rynochnogo-selskohozyaystvennogo-proizvodstva (дата обращения: 12.01.2022).

10. Эльдиев М. Д., Эльдиева Т. М., Эпов И. О. Ресурсный потенциал как важный фактор сбалансированного развития сельских территорий // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Экономические науки. 2014. № 2 (192). URL: https://cyberieninka.m/artide/n/resursnyy-potentsial-kak-vazhnyy-faktor-sbalansirovannogo-razvitiya-selskih-territoriy (дата обращения: 12.01.2022).

11. Демина Н. Ф., Булыгина С. А. Экономический механизм управления земельными ресурсами // Вестник Крас-ГАУ. 2007. № 4. URL: https://cyberleninka.rU/article/n/ekonomicheskiy-mehanizm-upravleniya-zemelnymi-resursami-1 (дата обращения: 12.01.2022).

12. Гиниятов И. А., Ильиных А. Л. Пути совершенствования геоинформационного обеспечения мониторинга земель сельскохозяйственного назначения // Интерэкспо Гео-Сибирь. 2011. № 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/puti-sovershenstvovaniya-geoinformatsionnogo-obespecheniya-monitoringa-zemel-selskohozyaystvennogo-naznacheniya (дата обращения: 12.01.2022).

13. Мамонтов И. Ю. Рациональное использование и охрана земель сельскохозяйственного назначения // IACJ. 2020. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ratsionalnoe-ispolzovanie-i-ohrana-zemel-selskohozyaystvennogo-naznacheniya (дата обращения: 12.01.2022).

14. Комов Н. В. Земля России — это территория государства и самое главное богатство народа // Экономика и экология территориальных образований. 2019. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/russian-land-is-the-territory-of-the-state-and-the-most-important-wealth-of-people (дата обращения: 12.01.2022).

15. Rajabifard A., Williamson I., Steudler D., Binns A., King M. Assessing the Worldwide Comparison of Cadastral Systems // Land Use Policy. 2007. Vol. 24. Pp. 275-288.

16. Bennett R., Rajabifard A., Williamson I., Wallace J. On the Need for National Land Administration Infrastructures // Land Use Policy. 2012. Vol. 29. Pp. 208- 219.

17. Ting L., Williamson I. Land Administration and Cadastral Trends // Framework for Reengineering // Computers, Environment and Urban Systems. 2001. Vol. 25. Pp. 339-366.

References

1. Adamova L. Yu., Polulyakh Yu. G., Kosachev A. M. Some aspects of land relations in modern agriculture in Russia. Niva Povolzhya [Niva of the Volga region], 2012, no 4. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/nekotorye-aspekty-zemelnyh-otnosheniy-v-sovremennom-selskom-hozyaystve-rossii (Accessed: 12.01.2022). (In Russ.).

2. Anishkina T. A. Assessment of the state and management of agricultural land resources. Molodoj uchenyj [Young scientist], 2017, no 15 (149), C. Т. 1. 2. Available at: https://moluch.ru/archive/149/42124/ (accessed 12.01.2022). (In Russ.).

3. Artamonova I. A. Methodological approaches to assessing the efficiency of agricultural land use. AgroprodovoFstven-naya politika Rossii [Agro-food policy of Russia], 2014, no 8 (32), pp. 21-23. (In Russ.).

4. Barsukova G. N., Radchevsky N. M. Modern problems of land management. Nauchny^j zhurnal KubGAU [Scientific journal of KubSAU], 2017, no 125. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-problemy-upravleniya-zemel-nymi-resursami (accessed 12.01.2022). (In Russ.).

5. Bukhtoyarov N. I. Substantiation of the need for land management in modern conditions. Ekonomika i e^kologiya ter-ritoriaFny^x obrazovanij [Economics and ecology of territorial entities], 2018, no 4. Available at: https://cyberleninka.ru/arti-cle/n/obosnovanie-neobhodimosti-upravleniya-zemelnymi-resursami-v-sovremennyh-usloviyah (accessed 12.01.2022). (In Russ.).

6. Artamonova I. A., Baturina I. N., Mikhailyuk O. N., Poverinova E. M., 2019. Improving Methodologies of Assessing the Efficiency of Agricultural Land Use. Advances in Social Science, Education and Humanities Research, pp. 121-124. DOI: 10.2991/assehr.k.200113.025

7. Medvedeva T. N., Roznina N. V., Mukhina E. G., Artamonova I. A., Baturina I. N., Farvazova E. A., 2019. On the distribution mechanism of green box subsidies. IOP Conference Series: Earth and Environmental Science, Conference on Innovations in Agricultural and Rural Development. DOI: 10.1088/issn.1755-1315. Available at: https://iopscience.iop.org/arti-cle/10.1088/1755-1315/341/1/012010 (accessed 12.01.2022).

8. Bukhtoyarov N. I. Substantiation of the need for land management in modern conditions. Ekonomika i e^kologiya ter-ritoriaFny^x obrazovanij [Economics and ecology of territorial entities], 2018, no 4. Available at: https://cyberleninka.ru/arti-cle/n/obosnovanie-neobhodimosti-upravleniya-zemelnymi-resursami-v-sovremennyh-usloviyah (accessed 12.01.2022). (In Russ.).

9. Dolmatova O. N. The importance of land resources in the system of modern market agricultural production. Vestnik OmGAU [OmSAU Bulletin], 2017, no 3(27). Available at: https://cyberleninka.ru/article/n7znachenie-zemelnyh-resursov-v-sisteme-sovremennogo-rynochnogo-selskohozyaystvennogo-proizvodstva (accessed 12.01.2022). (In Russ.).

10. Eldiev M. D., Eldiev T. M., Epov I. O. Resource potential as an important factor in the balanced development of rural areas. Scientific and Technical Bulletin of St. Petersburg State Polytechnic University. Economic sciences [Scientific and technical statements of the St. Petersburg State Polytechnic University. Economic sciences], 2014, no 2(192). Available at: https://cyber-leninka.ru/article/n/resursnyy-potentsial-kak-vazhnyy-faktor-sbalansirovannogo-razvitiya-selskih-territoriy (accessed 12.01.2022). (In Russ.).

11. Demina N. F., Bulygina S. A. Economic mechanism of land management. Vestnik KrasGAU [Bulletin of KrasSAU], 2007, no 4. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/ekonomicheskiy-mehanizm-upravleniya-zemelnymi-resursami-1 (accessed 12.01.2022). (In Russ.).

12. Giniyatov I. A., Ilyinykh A. L. Ways to improve geoinformation support for monitoring agricultural land. Interekspo Geo-Sibir' [Interexpo Geo-Siberia], 2011, no 2. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/puti-sovershenstvovaniya-geoinformatsionnogo-obespecheniya-monitoringa-zemel-selskohozyaystvennogo-naznacheniya (accessed 12.01.2022). (In Russ.).

13. Mamontov I. Yu. Rational use and protection of agricultural land. IACJ [IACJ]. 2020, no 1. Available at: https://cyber-leninka.ru/article/n/ratsionalnoe-ispolzovanie-i-ohrana-zemel-selskohozyaystvennogo-naznacheniya (accessed 12.01.2022). (In Russ.).

14. Komov N. V. Russian land is the territory of the state and the most important wealth of people. Ekonomika i ekologiya territoriaFnyX obrazovanij [Economics and ecology of territorial entities], 2019, no 1. Available at: https://cyberleninka.ru/ar-ticle/n/russian-land-is-the-territory-of-the-state-and-the-most-important-wealth-of-people (accessed 12.01.2022). (In Russ.).

15. Rajabifard A., Williamson I., Steudler D., Binns A., King M., 2007. Assessing the Worldwide Comparison of Cadastral Systems. Land Use Policy, vol. 24, pp. 275-288.

16. Bennett R., Rajabifard A., Williamson I., Wallace J., 2012. On the Need for National Land Administration Infrastructures. Land Use Policy, vol. 29, pp. 208- 219.

17. Ting L., Williamson I., 2001. Land Administration and Cadastral Trends. Framework for Reengineering. Computers, Environment and Urban Systems, vol. 25, pp. 339-366.

Информация об авторе

Ирина Валериевна Ковалева — доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры «Управление», Алтайский государственный аграрный университет (Российская Федерация, 656049, Алтайский край, г. Барнаул, ул. Молодежная, д. 45)

Чирухин Анатолий Викторович — соискатель, Алтайский государственный аграрный университет (Российская Федерация, 656049, Алтайский край, г. Барнаул, ул. Молодежная, д. 45)

Information about the author

Irina V. Kovaleva — Doctor of Economics, Professor, Professor of the Department of Management, Altai State Agrarian University (45 Molodezhnaya str., Barnaul, Altai Krai, 656049, Russian Federation)

Anatoly V. Chirukhin — Applicant, Altai State Agrarian University (45 Molodezhnaya str., Barnaul, Altai Krai, 656049, Russian Federation)

Статья поступила в редакцию: 15.03.2022. Одобрена после рецензирования: 24.03.2022. Принята к публикации: 13.05.2022.

The article was submitted: 15.03.2022. Approved after reviewing: 24.03.2022. Accepted for publication: 13.05.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.