Земельный налог как часть экономического механизма управления земельно-ресурсным потенциалом
Land tax as a part of the economic mechanism of land resource potential management
DOI: 10.34130/2070-4992-2021-1-2-220
УДК 332.37
А. В. Чирухин, ФГБОУ ВО «Курганский государственный университет» (Курган, Россия)
A. V. Chirukhin, Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "Kurgan State University" (Kurgan, Russia)
Цель работы — изучение истории появления и современного состояния налогообложения земельных участков с точки зрения функционирования экономического механизма управления земельно-ресурсным потенциалом. Теоретической и методологической основой исследования послужили научные труды ученых-экономистов в области управления земельными ресурсами АПК, их налогообложения, а также Налоговый кодекс РФ. В процессе подготовки данной статьи использовались аналитический, статистический, логический, сравнительный научные методы. При изучении различных подходов к построению системы налогообложения земельных угодий автором были изучены и проанализированы нормативно-правовые акты, статьи и учебная литература по теме исследования за 2005—2020 гг., данные статистических сборников Росстата и его территориальных органов. Это позволяет сделать вывод о том, что приведенная в статье информация актуальна и достоверна. Результаты настоящего исследования позволили сделать следующие выводы: земельный налог занимает главное место в структуре экономического механизма управления земельно-ресурсным потенциалом, но необходимо устранить недостатки в существующей системе. Сформулированные предложения дополняют имеющиеся представления о земельном налоге в РФ и его роли в управлении земельными ресурсами АПК. Полученные результаты исследования могут быть использованы в дальнейшей научно-исследовательской работе автора, а также в учебном процессе. В современной науке речь должна идти не столько о сущности и необходимости земельного налога, сколько о совершенствовании методики его расчета и кадастровой оценки земельных участков.
Ключевые слова: земельный налог, земельные ресурсы, земельно-ресурсный потенциал, муниципальное образование, механизм управления.
Purpose of work — studying the history of the emergence and the current state of taxation of land plots from the point of view of the functioning of the economic mechanism of land resource potential management. The theoretical and methodological basis of the study was the scientific works of scientists-economists in the field of land management in the agro-industrial complex, their taxation, as well as the Tax Code of the Russian Federation. In the process of preparing this article, such scientific methods were used as: analytical, statistical, logical, comparative. When studying various approaches to building a land taxation system, the author studied and analyzed regulatory legal acts, articles and educational literature on the research topic for 2005-2020, data from statistical collections of Rosstat and its territorial bodies. This allows us to conclude that the information provided in the article is up-to-date and reliable. The results of this study allowed us to draw the following conclusions: the land tax occupies the main place in the structure of the economic mechanism for managing the land and resource potential, but it is necessary to eliminate the existing shortcomings in the existing system. Scope of the results. The formulated proposals supplement the existing understanding of the land tax in the Russian Federation and its role in the management of land resources of the agro-industrial complex. The obtained research results can be used in further research work of the author, as well as in the educational process. In modern science, we should talk not so much about the essence and necessity of the land tax, but about improving the methodology for calculating it and cadastral valuation of land plots.
Keywords: land tax, land resources, land resource potential, municipality, management mechanism.
Введение
В современной России еще не до конца сформировалась мысль, что земля представляет собой основу благосостояния страны и увеличения ее национального богатства. Если сравнивать Российскую Федерацию с промышленно развитыми странами и рядом развивающихся стран со значительными земельными ресурсами, то местные бюджеты получают более 60 % от общего дохода, поступающего от
использования и распоряжения земельно-ресурсным потенциалом. Величина собираемых налогов зависит от того, насколько полно и эффективно используются земельные угодья, поэтому вопросы, связанные с совершенствованием механизма управления земельными ресурсами, в том числе их налогообложения, остаются актуальными и в настоящее время. Это связано с тем, что земельный налог в России выступает частью системы платы за землю наряду с арендными платежами [1; 2; 3; 4].
Методология исследования
Законодатель относит земельный налог к местным налогам, так как он участвует в формировании доходной части местных бюджетов, вводится в действие нормативно-правовыми актами представительных органов муниципальных образований в соответствии с НК РФ и обязателен к уплате на территории соответствующих муниципальных образований. Субъектами налогообложения (плательщиками налога) признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения. Не признаются налогоплательщиками организации и физические лица в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по договору аренды [4; 5; 6]. При написании статьи автором были изучены и проанализированы публикации в области налогообложения земельных ресурсов, нормативно-правовые акты различных уровней государственной власти и местного самоуправления, размещенные в открытом доступе на официальных сайтах электронных библиотек в сети «Интернет».
Результаты исследования и их обсуждение
В настоящее время дискуссии вокруг налогообложения земельных участков ведутся достаточно активно. Это связано с тем, что земельный налог является одним из основных источников пополнения местных бюджетов, с другой стороны, он представляет собой сумму денежных средств, которую собственник земельного участка обязан уплатить за его использование. Современные ученые-экономисты отмечают, что проблема земельного налога состоит в неэффективной системе его исчисления и использования [7].
Как уже отмечалось выше, земельный налог выступает составной частью экономического механизма управления земельно-ресурсным потенциалом. Он берет свое начало еще во времена Древней Руси, так как земля всегда была одним из главных источников пополнения государственной казны. Первоначально объектами налогообложения земельным налогом являлись плуг (рало), дым и позднее соха. При этом соха выступала финансовым мерилом капитала, с которого государство взимало налог. Собственно база для земельного налогообложения начала формироваться только при Иване III, когда появились первые описания земель и «...платежеспособного городского и сельского населения...», зафиксированные в писцовых книгах. Особый упор был сделан на распределении земельных ресурсов между их владельцами.
В середине XVI в. был установлен нормированный размер сохи, определяемый количеством и качеством земельных угодий, а также зависящий от социальной принадлежности землевладельца. Следующая попытка провести ревизию земельно-ресурсного потенциала была предпринята в XVII в. при царе Михаиле Романове. Ее результаты заносились в дозорные книги. Тогда же было предложено перейти к налогообложению земельных участков на основе «.живущей чети.» (четверти), которая определялась числом крестьянских и «бобыльских» дворов. Таким образом, произошел переход от поземельного налогообложения к подворному, а земельный налог потерял свой первоначальный смысл, когда объектом налогообложения была земля.
Проблема учета земельных угодий и дворов остро встала при царе Петре I, так как подворная система налогообложения была не способна максимально обеспечить потребности государства в средствах на военные нужды. В 1718 г. произошла замена подворного обложения на подушный сбор. Поземельный налог вновь появился лишь в 1875 г. на основе государственного земского сбора (был введен в 1851 г.). Данным налогом облагались все земли, кроме принадлежащих государству, а налогооблагаемой базой стала «.ценность земли...,» при ставке налога в 0,18 % [8; 9].
Исследовав развитие системы налогообложения земельных участков в России, можно сказать об использовании различных форм и принципов налогообложения (подоходный, поимущественный, подушный, подворовый), что говорит о тесной взаимосвязи налогообложения доходов и имущества. Однако на
всем протяжении становления и развития системы земельного налога можно отметить отсутствие единого земельного кадастра, а также точной и объективной оценки стоимости земельных угодий.
В настоящее время земельный налог определяется на основании кадастровой оценки земель. Кадастровая стоимость земельного участка представляет собой официальный эквивалент стоимости земельного участка, учитываемый при исчислении земельного налога. Необъективная или ошибочная кадастровая стоимость земельных участков нарушает устойчивость бизнеса, а заинтересованность местных органов власти в расчете налога по максимально допустимой ставке играет при этом едва ли не главную роль. При этом обязанность по регулированию земельных правоотношений и установлению земельного налога лежит на государстве.
В соответствии с НК РФ размер ставки земельного налога устанавливается нормативным правовым актом представительного органа местного самоуправления (сельские и городские Думы) и не может превышать 0,3 % в отношении земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения.
Специфика земельного налога заключается в том, что земельный налог устанавливается и регулируется одновременно НК РФ и нормативно-правовыми актами представительных органов местного самоуправления (решения сельских и городских Дум). При этом каждое муниципальное образование может устанавливать свои налоговые ставки, порядок и сроки уплаты, налоговые льготы (в пределах установленных НК РФ). Исходя из этого большинство экономистов предлагают в качестве направления совершенствования механизма налогообложения земельных угодий корректировать налоговые льготы и ставки налога. Например, установить пониженные ставки по земельному налогу [5; 10; 11].
Департамент АПК Курганской области еще несколько лет назад рекомендовал муниципальным образованиям увеличить ставку земельного налога в отношении земельных участков, находящихся в собственности организаций и используемых для ведения сельскохозяйственного производства, не более чем на 15 % ставки за предыдущий год. Ставку налога на землю, которая не обрабатывается и не используется в производстве, установить в размере 0,3 %. Учитывая положения НК РФ и рекомендации Департамента АПК Курганской области, предлагается установить ставку земельного налога с учетом эффективности использования сельскохозяйственных угодий [5] (табл. 1).
Таблица 1
Расчет ставки земельного налога в зависимости от коэффициента использования площади пашни
Коэффициент использования пло- Ставка земельного налога за Ставка земельного налога
щади пашни, доли предыдущий год, % по проекту, %
до 0,25 0,3 0,30
0,25-0,50 0,3 0,315
0,50- 0,75 0,3 0,330
свыше 0,75 0,3 0,345
Источник: составлено автором.
Так, если минимальный коэффициент использования площади пашни составляет 0, а максимальный — 1, то получим следующие данные: максимальная ставка земельного налога составит 0,345 % (0,3 х 15 %).
Представим расчет изменения сумм земельного налога на примере трех сельскохозяйственных организаций, расположенных в границах одного сельского поселения (сельсовета) (табл. 2).
Таблица 2
Исходные данные для расчета земельного налога
Организация Площадь пашни, га Посевная площадь, га Коэффициент использования пашни, доли
А 5120 3650 0,71
Б 6384 4294 0,69
В 4008 1841 0,46
Источник: составлено автором.
Исходя из вышесказанного земельный налог для муниципальных образований может стать рычагом воздействия на степень эффективности и результативности аграрного землепользования: чем больше земельного налога поступит в местный бюджет, тем больше муниципальные образования смогут заложить в расходную часть бюджета средств на финансирование мероприятий по рациональному землепользованию. Но на сегодняшний день, к сожалению, земельный налог таким рычагом не является, что связано с несовершенной методикой его расчета. Собственно объем поступлений от налогообложения земельных участков зависит сейчас от кадастровой стоимости (налогооблагаемая база), количества земельных участков (объектов налогообложения), налоговых ставок и льгот [10; 11; 12].
Заключение
В результате увеличения ставки земельного налога муниципальным образованием в отношении земельных участков, используемых для ведения сельскохозяйственного производства, сумма уплачиваемого налога увеличится на 8,61 %, или на 3011 руб. (табл. 3).
Таблица 3
Расчет изменения сумм земельного налога
Кадастровая сто- Сумма земельного Сумма земельного Отклонение
Организация имость земельно- налога налога после изме- (+,-), руб.
го участка, руб. в 2019 г., руб. нений, руб.
А 4874333 4874333 х 0,3 % = 14623 4874333х 0,330% = 16085 1462
Б 3544333 3544333 х 0,3 % = 10633 3544333х 0,330%= 11696 1063
В 3228800 3228800 х 0,3 % = 9684 3228800х 0,315 % = 10171 487
Итого - 34940 37951 3011
Источник: составлено автором.
Кроме того, с целью обеспечения эффективного аграрного землепользования необходимо стимулировать налогоплательщиков на повышение качественного состояния земельных угодий, используемых в сельскохозяйственном производстве. Поэтому целесообразно предусмотреть на местном уровне введение налоговых льгот за рациональное использование земельных угодий. Это может быть выражено в форме налогового вычета на сумму понесенных расходов на проведение мероприятий по уходу за землей. Компенсировать разницу в сумме начисленного налога (с учетом льгот и без них) можно путем дифференциации налоговых ставок, введя повышенные для земельных угодий, на которых работы по улучшению плодородия не проводились [2; 8].
Результатом внедрения предложенной методики расчета налоговой ставки по земельному налогу будет получение дополнительно зачисляемых в местный бюджет сумм, что положительно скажется и на бюджете муниципальных образований. Таким образом, муниципальные образования непосредственно заинтересованы в принятии соответствующих решений их представительными органами власти [13; 14; 15].
Благодарности
Автор выражает благодарность коллегам и научному руководителю за поддержку и помощь в подготовке материалов.
Список литературы
1. Artamonova I. A., Baturina I. N., Mikhailyuk O. N., Poverinova E. M. Improving Methodologies of Assessing the Efficiency of Agricultural Land Use // Advances in Social Science, Education and Humanities Research. Kurgan State University, Institute of Economics of the Ural Branch of the Russian Academy of Sciences, Tyumen Industrial University, Eurasian Institute of Social and Economic Research. 2019. pp. 121—124. DOI: 10.2991/assehr.k.200113.025.
2. Абакарова Р. Ш. Земельный налог в системе налогообложения РФ // Вопросы региональной экономики. 2019. № 2 (39). С. 101—106.
3. Тедер А. В., Козлова К. Н. Ключевые проблемы в совершенствовании земельного налога // Известия Великолукской государственной сельскохозяйственной академии. 2017. № 3. URL: https://cyberleninka.ru/article/ n/klyuchevye-problemy-v-sovershenstvovanii-zemelnogo-naloga (дата обращения: 18.12.2020).
4. Дудник Д. В. Земельный налог как инструмент экономического управления земельными ресурсами Российской Федерации // Пространство экономики. 2009. № 4—2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/zemelnyy-nalog-kak-instrument-ekonomicheskogo-upravleniya-zemelnymi-resursami-rossiyskoy-federatsii (дата обращения: 18.12.2020).
5. Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ) (31 июля 1998 года № 146-ФЗ). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19671/ (дата обращения: 18.12.2020).
6. Каримов И. Я. Направления совершенствования механизма исчисления и уплаты земельного налога в России // Инновационная наука. 2016. № 3—1 (15). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/napravleniya-sovershenstvovaniya-mehanizma-ischisleniya-i-uplaty-zemelnogo-naloga-v-rossii (дата обращения: 18.12.2020).
7. Аблякимова Э. Э., Попова Д. О. Актуальные вопросы оплаты земельного налога в Российской Федерации: особенности исчислении, освобождения от уплаты и привлечения к ответственности // Евразийский Союз Ученых. URL: https://euroasia-science.ru/pdf-arxiv/41-44-ablyakimova-e-e-popova-d-o-current-issues-of-payment-of-land-tax-in-the-russian-federation-features-calculations-exemption-from-payment-and-attributions-to-responsibility/ (дата обращения: 01.11.2020).
8. Никиткова У. О. История и современность земельного налогообложения в России // Финансы и управление. 2013. № 1. С. 1—16. URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=548. (дата обращения: 20.12.2020). DOI: 10.7256/2306-4234.2013.1.548.
9. Кошелева Т. В., Федосеева М. И. История налогообложения земли и недвижимости в России // Международный журнал прикладных наук и технологий «Integral». 2018. № 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/istoriya-nalogooblozheniya-zemli-i-nedvizhimosti-v-rossii (дата обращения: 03.04.2021).
10. Растегаева Ф. С., Гундорова Д. З., Игтисамова Л. З. Налоговая база по земельному налогу: современные проблемы и пути решения // Международный научно-исследовательский журнал. 2017. № 02 (56). Ч. 3. С. 41—43. URL: https://research-journal.org/economical/nalogovaya-baza-po-zemelnomu-nalogu-sovremennye-problemy-i-puti-resheniya/ (дата обращения: 20.12.2020).
11. Барлыбаев А. А., Абдуллина Ф. Р. Земельный налог как инструмент развития земельных отношений между органами местного самоуправления и землепользователями (землевладельцами) // Региональная экономика: теория и практика. 2012. №25. URL: https://cyberlernnka.ru/artide/n/zemelnyy-nalog-kak-instrument-razvitiya-zemelnyh-otnosheniy-mezhdu-organami-mestnogo-samoupravleniya-i-zemlepolzovatelyami (дата обращения: 29.03.2021).
12. Halicki W. Kulizhsky S.P. Changes in arable land use in Siberia in the 20th century and their effect on soil degradation // International Journal of Environmental Studies, 2015. DOI: 10.1080/00207233.2014.990807.
13. Podurets O. I. Breed dumps of coal mining production, as an object of study of post-technogenic soilforming and phytocenotic processes // Norwegian Journal of development of the International Science. Oslo, Norway. 2017. Vol. 1. No. 4. pp. 10—14.
14. Polokhin O. V., Purtova L. N., Semal V. A., Sibirina L. A., Klyshevskaya S. V. Specifics of soil forming and vegetation restoration of man-made landscapes of the south of the Far East of Russia // Life Science Journal. 2014. Vol. 11. No. 12. pp. 438—441.
15. Medvedeva T. N., Roznina N. V., Mukhina E. G., Artamonova I. A., Baturina I. N., Farvazova E. A. On the distribution mechanism of green box subsidies // IOP Conference Series: Earth and Environmental Science. The proceedings of the conference AgroCON-2019. 2019. pp. 012010.
References
1. Artamonova I. A., Baturina I. N., Mikhailyuk O. N., Poverinova E. M. Improving Methodologies of Assessing the Efficiency of Agricultural Land Use. Advances in Social Science, Education and Humanities Research. Kurgan State University, Institute of Economics of the Ural Branch of the Russian Academy of Sciences, Tyumen Industrial University, Eurasian Institute of Social and Economic Research. 2019, pp. 121—124. DOI: 10.2991 / assehr. k. 200113. 025.
2. Abakarova R. S. Land tax in the taxation system of the Russian Federation. Voprosy' regionaFnoj ekonomiki [Regional economic issues], 2019, no. 2 (39), pp. 101—106. (In Russian).
3. Teder A. V., Kozlova K. N. Key problems in improving the land tax. Izvestiya Velikolukskoj gosudarstvennoj seFskoxozyajstvennoj akademii [Proceedings of the Velikiye Luki State Agricultural Academy], 2017, no. 3. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/klyuchevye-problemy-v-sovershenstvovanii-zemelnogo-naloga (accessed 18.12.2020). (In Russian).
4. Dudnik D. V. Land tax as an instrument of economic management of land resources of the Russian Federation. Pros-transtvo ekonomiki [The space of the economy], 2009, pp. 4—2. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/zemelnyy-nalog-kak-instrument-ekonomicheskogo-upravleniya-zemelnymi-resursami-rossiyskoy-federatsii (accessed 18.12.2020). (In Russian).
5. Nalogovy j kodeks Rossijskoj Federacii [Tax Code of the Russian Federation] (July 31, 1998, No. 146-FZ). Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19671/ (accessed 18.12.2020). (In Russian).
Bulletin of Research Center of Corporate Law, Management and Venture Investment of Syktyvkar State University. 2021. V. 1. № 2
6. Karimov I. Ya. Directions for improving the mechanism for calculating and paying land tax in Russia. Innovacionnaya nauka [Innovative science], 2016, № 3—1. (15). Available at: https://cyberleninka.ru/article/n7napravleniya-sovershenstvovaniya-mehanizma-ischisleniya-i-uplaty-zemelnogo-naloga-v-rossii (accessed 18.12.2020). (In Russian).
7. Ablyakimova E. E., Popova D. O. Actual issues of payment of land tax in the Russian Federation: features of calculation, exemption from payment and prosecution. Evrazijskij Soyuz UchenyX [Eurasian Union of Scientists]. Available at: https://euroasia-science.ru/pdf-arxiv/41-44-ablyakimova-e-e-popova-d-o-current-issues-of-payment-of-land-tax-in-the-russian-federation-features-calculations-exemption-from-payment-and-attributions-to-responsibility/ (accessed 01.11.2020). (In Russian).
8. Nikitkova U. O. History and modernity of land taxation in Russia. Finansy' i upravlenie [Finance and Management], 2013, no. 1 pp. 1—16. Available at: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=548. (accessed 20.12.2020). DOI: 10.7256/2306-4234.2013.1.548. (In Russian).
9. Kosheleva T. V., Fedoseeva M. I. History of land and real estate taxation in Russia. MezhdunarodnyJ zhurnal prikladny^x nauk i texnologij «Integral» [International Journal of Applied Sciences and Technologies "Integral"], 2018, no. 2. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/istoriya-nalogooblozheniya-zemli-i-nedvizhimosti-v-rossii (accessed 03.04.2021). (In Russian).
10. Rastegaeva F. S., Gundorova D. Z., Igtisamova L. Z. Tax base for land tax: modern problems and solutions. Mezhdu-narodnyj nauchno-issledovateFskij zhurnal [International Research Journal], 2017, № 02 (56). Part 3, pp. 41—43. Available at: https://research-journal.org/economical/nalogovaya-baza-po-zemelnomu-nalogu-sovremennye-problemy-i-puti-resheniya/ (accessed 20.12.2020). (In Russian).
11. Barlybaev A. A., Abdullina F. R. Land tax as a tool for the development of land relations between local self-government bodies and land users (landowners). RegionaVnaya ekonomika: teoriya i praktika [Regional economy: theory and practice], 2012, no. 25. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/zemelnyy-nalog-kak-instrument-razvitiya-zemelnyh-otnosheniy-mezhdu-organami-mestnogo-samoupravleniya-i-zemlepolzovatelyami (accessed 29.03.2021). (In Russian).
12. Halicki W. Kulizhsky S. P. Changes in arable land use in Siberia in the 20th century and their effect on soil degradation. International Journal of Environmental Studies. 2015. DOI: 10.1080/00207233.2014.990807.
13. Podurets O. I. Breed dumps of coal mining production, as an object of study of post-technogenic soilforming and phy-tocenotic processes. Norwegian Journal of development of the International Science. Oslo, Norway, 2017, vol. 1, no. 4, pp. 10—14.
14. Polokhin O. V., Purtova L. N., Semal V. A., Sibirina L. A., Klyshevskaya S. V. Specifics of soil forming and vegetation restoration of man-made landscapes of the south of the Far East of Russia. Life Science Journal, 2014, vol. 11, no. 12, pp. 438—441.
15. Medvedeva T. N., Roznina N. V., Mukhina E. G., Artamonova I. A., Baturina I. N., Farvazova E. A. On the distribution mechanism of green box subsidies. IOP Conference Series: Earth and Environmental Science. The proceedings of the conference AgroCON-2019. 2019, pp. 012010.
Для цитирования: Чирухин А. В. Земельный налог как часть экономического механизма управления земельно-ресурсным потенциалом // Корпоративное управление и инновационное развитие экономики Севера: Вестник Научно-исследовательского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета. 2021. Т. 1. Вып. 2. С. 220—225. DOI: 10.34130/2070-4992-2021-1-2-220.
For citation: Chirukhin A. V. Land tax as a part of the economic mechanism of land resource potential management // Corporate Governance and Innovative Economic Development of the North: Bulletin of the Research Center of Corporate Law, Management and Venture Investment of Syktyvkar State University. 2021. Vol. 1, issue 2. Р. 220—225. DOI: 10.34130/2070-4992-2021-1-2-220.