Научная статья на тему 'Направления совершенствования механизма производства по делам об административных правонарушениях'

Направления совершенствования механизма производства по делам об административных правонарушениях Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1344
175
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРОИЗВОДСТВО / МЕХАНИЗМ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ / АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО / СУБЪЕКТ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Чуносов М. А.

В статье исследуются проблемы ведения дел об административных правонарушениях, показаны его субъекты и объекты. Рассмотрен механизм производства по делам об административных правонарушениях, а также направления по его совершенствованию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Чуносов М. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Направления совершенствования механизма производства по делам об административных правонарушениях»

УДК: 342.92

Чуносов М. А.

Кандидат психологических наук, доцент, Крымский филиал Краснодарского университета МВД России

НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МЕХАНИЗМА ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ

В статье исследуются проблемы ведения дел об административных правонарушениях, показаны его субъекты и объекты. Рассмотрен механизм производства по делам об административных правонарушениях, а также направления по его совершенствованию.

Ключевые слова: административно-правовое регулирование, административное производство, механизм правового регулирования, административное право, субъект.

Административное право в Российском законодательстве является одним из инструментов управления социально-правовыми процессами в обществе. Административное право реализуется в определённых границах правового регулирования, которые определяются деятельностью исполнительной власти на разных уровнях.

Ведение дел в сфере административного законодательства определяется и регламентируется совокупностью административно-процессуальных норм, которые определяют порядок действий субъектов административного процесса, при рассмотрении административных правонарушений. Рассмотрение административных правонарушений характеризуется направленностью, структурированностью, а также правовым механизмом функционирования [1].

В современном обществе граждане совершают больше административных, по сравнению с другими видами, правонарушений, как следствие, увеличивается и вероятность нарушения прав, свобод и законных интересов, участников производства по делам об административных правонарушениях. Таким образом, особую актуальность приобретает поиск путей совершенствования правового механизма производства по делам об административных правонарушениях, что и определяет цель нашей работы.

Ведение дел об административных правонарушениях регулируется нормами административного права и реализуется органами исполнительной власти, а также их должностными лицами [2].

Законодательства Российской Федерации об административных правонарушениях регулирует: порядок производства по делам об административных правонарушениях; порядка исполнения постановлений о назначении административных наказаний [3].

Структурно, производство по делам об административных правонарушениях, содержит такие позиции как: объективное выяснение обстоятельств административного правонарушения, выявление факторов совершения правонарушения, оформление процессуальных документов [4].

Производство по делам об административных правонарушениях, как отмечает М. Труфанов, регулируется правовым механизмом, представляющий собой систему правовых средств, которые обеспечивают реализацию правового воздействия на социум. Правовой механизм структурно содержит такие основные элементы, как: нормы права, правовые отношения, а также процессуальные документы, отражающие реализацию данных отношений [5].

Правовое регулирование основывается на юридических нормах, в которых заложены базовые модели. Вторым элементом механизма правового регулирования являются

юридические факты, на основании которых основывается производство по делам об административных правонарушениях. Следует отметить, что формы, методы и средства производства по делам об административных правонарушениях, являются «подчинёнными» по отношению к юридическим фактам, и они дополняют механизм его правового обеспечения.

Правовые отношения являются важным элементом в системе производства по делам об административных правонарушениях. Правоотношения определяют специфику выполнения требования норм права субъектами административного процесса, реализуются в их поведении и иллюстрируют начало и завершение реализации механизма правового регулирования с одной стороны, государственных органов, осуществляющих производство по делам об административных правонарушениях, с другой стороны — правонарушителей [6].

Законодательство РФ определяет принципы реализации правовых отношений (ст. 1.6 КоАП РФ): принцип законности, реализация которого предполагает неукоснительное исполнение требований закона всеми участниками административно-процессуальной деятельности, обусловливает защиту прав граждан, а также моральную и юридическую ответственность за надлежащее ведение процесса, и предполагает исключение предвзятого подхода к выбору административного наказания. Законодательство акцентирует внимание на праве лица, привлекаемого к административной ответственности, на приведение фактов отражающих свою невиновность, либо обстоятельств, смягчающих его вину. Юридически реализация права на защиту отражена в ст. 30.1 КоАП РФ — право на обжалование постановления по делу об административном правонарушении; и ст. 25.1 КоАП РФ — право лица, привлекаемого к ответственности, давать объяснения, подписывать протокол или отказаться от его подписания.

Принцип презумпции невиновности, позволяет не считать лицо, привлекаемое к административной ответственности, невиновным, пока его вина не будет доказана и зафиксирована в установленном законом порядке. При этом, доказательство данной вины лежит на субъекте доказывания.

Ст. 1.4 КоАП РФ, характеризует содержание принципа равенства, в соответствии с которым все субъекты правоотношений в административном делопроизводстве, равны перед законом независимо от социального статуса, финансового положения, этнической принадлежности, пола, вероисповедания, уровня образования, профессиональной принадлежности, места проживания и др.

Также, правовыми нормами (ст. 24.3 КоАП РФ), определено, что в целях повышения воспитательной и профилактической роли административного воздействия, эти дела могут рассматриваться гласно (открыто) непосредственно в трудовых коллективах, по месту учебы или жительства нарушителя.

Принцип оперативности ведения дел об административных правонарушениях реализуется в наличии установленным законодательством (ст. 27.5 КоАП РФ) строго фиксированных сроков, определяющих прохождение дела, который обеспечивает своевременность, профилактический эффект воздействия, а кроме того, сокращает время и материальные затраты [2].

В целом, можно отметить, что механизм правового регулирования осуществления полномочий по делам об административных правонарушениях представляет собой систему правовых форм, методов и средств, которые используются полномочными государственными органами в сфере административной юрисдикции.

Рассматривая вопрос относительно элементов правового механизма осуществления производства по делам об административных правонарушениях, мы считаем целесообразным выделить юридические административные правовые нормы, на основании которых строятся правовые и процессуальные отношения.

Следует отметить, что механизм правового регулирования обладает свойством системности. Данное свойство, наиболее ярко проявляется при производстве дел об административных правонарушениях, что обусловлено, прежде всего, его актуальностью и спецификой правовой регламентации [6].

В целом, рассмотренные нами элементы исследуемого механизма имеют сложное строение, обусловленное сложностью производства по делам об административных правонарушениях.

На основании вышеизложенного можно утверждать, что производство по делам об административных правонарушениях регламентируется не только нормами одной отрасли права. Как правило приходится каждый раз задействовать всю отрасль процессуального права, влекущего создание сложной, но целостной нормативной основы механизма правового регулирования осуществления производства по делам об административных правонарушениях.

Основными элементами любого правового механизма являются формы государственного управления; методы государственного управления; средства реализации мер, обеспечивающих производство по делам об административных правонарушениях; полномочия субъектов производства по делам об административных правонарушениях; правовое положение его участников. Иными словами, субъекты производства по делам об административных правонарушениях в практической деятельности используют все элементы механизма правового регулирования осуществления производства по делам об административных правонарушениях.

Мы полагаем, что совершенствование механизма правового регулирования осуществления полномочий органов, наделенных правами и обязанностями обеспечивать производство по делам об административных правонарушениях, должно предполагать совершенствование в таких направлениях: совершенствование функционирование основных элементов механизма правового регулирования (форм, методов и средств); обеспечение выполнения конституционных принципов соблюдения и защиты прав, свобод и законных интересов субъектов и участников производства по делам об административных правонарушениях.

Литература

1. Административный процесс: учебник для бакалавриата и магистратуры / ред. М. А. Штатиной. М., 2015. 364 с.

2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях : федеральный закон Российской Федерации. М. 2015. 544 с.

3. Конин Н. М., Маторина Е.И. Административное право: учебник для бакалавров. М., 2014. 574 с.

4. Цуканов Н. Н. Теория и практика производства по делам об административных правонарушениях, осуществляемого органами внутренних дел: монография. Красноярск. 2012. 288 с.

5. Труфанов М. Е. Применение норм административного права: монография. Ставрополь, 2011. 180 с.

6. Миронов А. Н. Административное право: учебник. М., 2014. 320 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.