НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ИНФРАСТРУКТУРЫ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Л. Ф. ГОЛУБЕВА
В статье исследуются направления совершенствования инфраструктуры инновационной деятельности. Инновационная инфраструктура - это подсистема в структуре инновационной деятельности, которая направлена на содействие и поддержку ее осуществления. Эта подсистема сама имеет сложную структуру. Ее элементы - это программы и проекты поддержки инновационной деятельности, а также выполняющие их организации; эти элементы взаимосвязаны и взаимодействуют между собой и с другими элементами в структуре инновационной деятельности.
Ключевые слова: инновационная система, инфраструктура, направления совершенствования, поддержка инновационной деятельности.
Целью государственной политики в области развития инновационной системы является формирование экономических условий для вывода на рынок конкурентоспособной инновационной продукции в интересах реализации стратегических национальных приоритетов Российской Федерации.
Одним из направлений государственной политики в области развития инновационной системы является формирование инфраструктуры инновационной системы.
Формирование инфраструктуры инновационной системы предусматривает:
- создание и развитие объектов инновационной инфраструктуры;
- формирование инновационно-активных территорий (наукоградов, технополисов и др.), в том числе технико-внедренческих экономических зон;
- развитие системы региональных и отраслевых фондов поддержки инновационной деятельности, включая фонды стартового финансирования и венчурного предпринимательства;
- формирование системы информационной поддержки, включая оказание консалтинговых услуг для организации взаимодействия участников инновационной деятельности;
- содействие созданию и развитию малых инновационных предприятий [6].
Инфраструктура инновационной системы развивается, в первую очередь, на территориях субъектов и муниципальных образований РФ с высокой концентрацией инновационного потенциала, включая наукограды, академгородки, осо-
бые экономические зоны, закрытые административно-территориальные образования и иные виды технополисов в соответствии с условиями конъюнктуры внутреннего и мирового рынков.
Основным фактором низкой инновационной активности отраслей и предприятий национальной экономики является отсутствие необходимых элементов инновационной инфраструктуры.
Развитие национальной инновационной системы определено как важнейшая задача, неотъемлемая часть экономической политики государства. Мировая практика имеет богатый опыт создания инновационной инфраструктуры и отдельных ее элементов. Формы и методы государственного участия в этом процессе в разных странах имеют свои особенности. Однако можно выделить общие подходы, которые заключаются в следующем [9]:
- главным «инициатором» создания инновационной инфраструктуры выступает государство. Именно оно создает правовые, организационные и экономические условия и механизмы, которые мотивируют участников процесса заниматься инновационным бизнесом, извлекая из него законно полученную прибыль;
- используется системный подход, позволяющий полученным с помощью государства знаниям преодолевать практически без разрывов весь сложный путь: от научных исследований и разработок до реализации инноваций, включающих в себя эти знания, на рынке наукоемких товаров и услуг, интеллектуальной собственности.
Инновационная инфраструктура должна включать производственно-технологическую, фи-
нансовую, кадровую и информационную составляющие. Меры государственной поддержки по созданию и комплексному развитию инновационной системы должны скоординировано осуществляться на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.
Обязательным условием активного инновационного развития является формирование единого исследовательского пространства. Но не менее важной задачей является использование местных ресурсов, учет региональных особенностей, создание условий для разработки, но что еще более важно, - коммерциализации результатов научных разработок. С этих позиций следует считать важным провести изучение и характеристику проблем, повлиявших на создание и развитие элементов инновационной инфраструктуры; рассмотреть организационные вопросы создания инновационной инфраструктуры и влияние на экономическое развитие [5].
Вопрос создания инновационной инфраструктуры был поднят еще в 2003 г. на коллегии, проводимой при Министерстве промышленности, науки и технологий, когда было определено, что ее создание является ключевым звеном в переводе знаний в материальное богатство страны.
Анализ причин, вызвавших создание элементов инновационной инфраструктуры, показал, что они создаются не в условиях избытка инвестиций (от «богатства»), а преимущественно в кризисных условиях с целью преодоления барьеров, препятствующих региональному развитию, на основе активизации использования интеллектуального ресурса.
К настоящему времени инфраструктура инновационной системы России, представленная бизнес-инкубаторами, технопарками, инновационно-технологическими центрами, центрами трансфера технологий, уже в основном сформирована.
В настоящий момент в 24 регионах страны создано около 50 инновационно-технологических центров, в которых на площади примерно 500 тыс. м2 разместилось чуть более 1000 малых высокотехнологичных предприятий [9]. А в мире действуют более 3 тыс. технопарков и инновационно-технологических центров.
В 2005 г. в округе при поддержке Роснауки был создан Центр трансфера технологий, Центр по работе со странами АТЭС. В настоящее время ставится задача повышения эффективности работы системы объектов инновационной инфраструктуры за счет более активной работы их с производственными предприятиями, выхода на
рынки других регионов России и на международные рынки [8].
Экономически развитые страны органично встроили инновационную инфраструктуру в свои национальные инновационные системы. В результате сформировалась система государственно-частного инновационного партнерства, при котором государственная власть и бизнес выступают как равноправные партнеры, взаимно дополняя друг друга.
Государство поддерживает научно-технический сектор и систему образования, являющиеся источниками инноваций, создает инновационную инфраструктуру и нормативно-правовую базу для стимулирования инновационного предпринимательства, а бизнес берет на себя весь коммерческий риск работы на рынке инновационной продукции.
Мировую известность имеет опыт создания Силиконовой долины в США, которая, сконцентрировав под Сан-Франциско значительное число исследовательских центров, высокотехнологичных предприятий, консультационных и сервисных фирм, венчурных компаний в области электронно-компьютерных производств, использовавших интеллектуальный потенциал профессоров, студентов, выпускников Стэнфордского университета, явилась новой моделью инновационных структур типа научно-технологического парка, технополиса, «интеллектуального региона», позволяющих значительно ускорить развитие наукоемких производств в регионе, создать новые конкурентные преимущества, решить проблему занятости, создать новое качество жизни в регионе [5].
Япония, учитывая опыт создания Силиконовой долины, организационно-экономические механизмы поддержки наукоемких производств и свои собственные условия развития - бедные сырьевые и энергетические ресурсы, дефицит свободных территорий, - разработала программу создания 19 технополисов к XXI в., которая ставит своей целью развитие региональных центров высшего технологического уровня для «интеллектуализации» японской экономики и обновления всей социальной структуры. Япония ориентирована на то, чтобы стать лидером в научнотехнологическом и экономическом развитии, экспортером высоких технологий, сделать стратегический прорыв в новые сферы деятельности на основе развития предприимчивости, инициативы, способности реализовать рисковые проекты.
Большая работа по созданию технопарков проводится в Великобритании. Сеть технологических центров создана и в Германии.
Исследования позволяют сделать важный вывод о том, что новые инновационные структуры помогают стабилизировать экономическую ситуацию. Даже в развитых экономических системах в ряде случаев они создаются в период экономического спада, структурной перестройки, сокращения рабочих мест, уменьшения объема бюджетных ассигнований на научное развитие, значительного накопления научно-технологического потенциала при отсутствии механизма доведения имеющихся идей до конкретного потребителя и достижения коммерческого успеха.
Важнейшей составляющей развития национальной инновационной системы является создание региональных инновационных систем. Наряду с регионами, в которых инновационные подходы активно развиваются (Томск, Новосибирск, Санкт-Петербург, Нижний Новгород и др.) существуют регионы, в которых до сих пор нет ясного понимания, как должна строиться и работать региональная инновационная система. Поэтому Федеральное агентство по науке и инновациям планирует проведение обучающих семинаров для сотрудников региональных администраций, отвечающих за развитие сотрудников региональных администраций, инновационных подходов в регионах, а также сотрудников организаций инновационной инфраструктуры. Такие семинары прошли в Сибирском, Южном, Уральском, Приволжском федеральных округах. Аналогичные мероприятия планируются в текущем году в Дальневосточном округе [8].
Анализируя экономическое и социальное положение Тамбовской области, следует отметить, что оно характеризуется противоречивыми тенденциями, сочетающими некоторые обнадеживающие явления в формировании инновационного типа развития в условиях рыночных отношений с крайне тревожным состоянием ключевых отраслей региональной индустрии, науки, образования и нарастанием технологической деградации в производственных силах.
С одной стороны, в Тамбовской области показатель безработицы за 2009 г. один из наивысших в Центральном федеральном округе - 1,8 % от экономически активного населения региона.
С другой стороны, инновационный сектор Тамбовской области развивается по пути создания инновационно-технологических центров и сети малых предприятий в наукоемких отраслях, приоритет здесь отдается оборонно-промышленному комплексу, прежде всего авиакосмическому направлению, а также комплексу, связанному с системами управления. Существенные предпо-
сылки для подъема уровня технологического развития имеются в машиностроительном и химическом комплексе области [4].
Процесс управления формированием, научным обоснованием и реализацией региональной инновационной политики в Тамбовской области должен, как нам представляется, включать следующие этапы [2]:
- сбор и анализ информации о состоянии инновационного потенциала в регионе, факторов, ресурсов и проблем, влияющих на инновационную активность и уровень социально-экономического развития региона;
- подготовку научно-обоснованного прогноза (вариантов) инновационного развития региона на долгосрочную (10 лет), среднесрочную (3-5 лет) и краткосрочную (1-2 года) перспективу;
- разработку концепции инновационного развития региона, определяющей стратегические цели и идеи инновационной политики;
- разработку и утверждение, с учетом прогноза и концепции инновационного развития, региональных инновационных программ;
- размещение регионального заказа среди исполнителей, отбираемых на конкурсной основе, и заключение контрактов (договоров) с исполнителями заказа;
- осуществление контроля за ходом реализации целевых программ, оперативное внесение возможных и необходимых изменений и уточнений;
- приемку и внедрение заказчиком результатов законченных инновационных разработок.
Таким образом, на пути повышения качества управления инновационным развитием региона необходимо системное исследовании деятельности инновационно-активных хозяйствующих субъектов региона и разработка на этой основе теоретических и методологических подходов по совершенствованию управления инновационными процессами, определение механизмов и инструментов, обеспечивающих ускоренное развитие региона.
Законодательство об инновационной деятельности в настоящий период представляет собой межотраслевой законодательный комплекс, развивающийся на стыке гражданского, административного, налогового, бюджетного, трудового и других отраслей законодательства.
В течение длительного времени в стране ведется разработка федерального закона «Об инновационной деятельности». Отсутствие упомянутого закона приводит к торможению инновационного процесса в стране. В этих условиях многие российские регионы идут по пути упреждающего принятия регионального законодательства, опре-
деляющего процедуры и нормы поддержки инновационной деятельности непосредственно на территории региона [7].
Инновационная инфраструктура не должна и не может строиться методами администрирования и подчинения. Поэтому создание такой инфраструктуры, обеспечивающей высокую эффективность реализации инновационных проектов в регионе, приобретает особую сложность.
Раскрывая сущность функций инновационной инфраструктуры, нельзя не согласиться с В. С. Бе-логузовым в том, что одной из функций инфраструктуры является содействие привлечению инвестиций как реальных (капиталовложения), так и финансовых (через инструменты фондового и денежного рынков), а также и интеллектуальных (вложения в науку, приобретение патентов, лицензий, ноу-хау) [1].
Еще одной функцией инфраструктуры является предоставление консалтинговых услуг по вопросам трансфера технологий, разработки инновационных проектов, заключения инжиниринговых соглашений, венчурного финансирования, создания совместных инновационных предприятий и предприятий на основе франчайзинга.
Важной функцией является технологический аудит, цель которого - сеть тех технологий, которые имеют потенциал коммерциализации и определение путей и способов выведения этих технологий на рынок, включающий в себя: новые научно-технические и технологические решения, обращающиеся по правилам интеллектуальной собственности; новую научно-техническую информацию, обращающуюся по правилам объектов авторского права; новые научно-технические и технологические услуги.
Одной из главных функций является заключение и реализация лицензионных соглашений, которые предусматривают комплексную передачу одного или нескольких патентов и связанного с ними ноу-хау. Лицензионные соглашения, помимо передачи технических знаний, могут предусматривать оказание лицензиаром инжиниринговых услуг по организации лицензионного производства, поставки оборудования, запчастей и др.
Безусловно, особое внимание в построении инфраструктуры следует сосредоточить на функции подготовки кадров для инновационной деятельности в регионе. Образование - это небольшая по затратам и рентабельная инвестиция, наилучший способ повышения способности к инновационному развитию, который в любом случае дешевле, чем дорогостоящие и иногда низкоэффективные технические капиталовложения.
Ключевым фактором инновационного развития регионов является обеспечение масштабности высокотехнологичной деятельности на территории. Если ранее крайне важным для успешного развития в рамках плановой экономики являлось наличие очень крупных предприятий и огромных научно-исследовательских институтов, то сейчас наиболее перспективным представляется развитие нескольких технологичных, характерных для данного региона отраслей, обладающих высоким потенциалом кластеризации. Это позволяет использовать синергетический эффект от политики поддержки за счет того, что усилия по созданию инновационных условий будут общими для нескольких отраслей [3].
Еще одним направлением политики по обеспечению масштабности инновационной деятельности должно стать целенаправленное развитие высокотехнологичных кластеров. Это подразумевает привлечение или поддержку формирования местными ресурсами недостающих элементов кластера.
Достаточно часто таким недостающим элементом является современная инфраструктура размещения новых видов деятельности по производству, апробации и внедрению технологий -технопарков, бизнес-инкубаторов, технико-внедренческих центров, инновационных вузов, лабораторий корпораций. Ключевые принципы формирования новых инфраструктур - четкая специализация с учетом организации отрасли и представленность всей линейки инфраструктур. Количество регионов, спроектировавших инфраструктуры инновационной деятельности с учетом этих критериев, в России сейчас крайне мало.
В. Н. Княгинин, В. В. Мовилы, В. Ю. Фадеев в своей работе «Перспективы научно-технологического развития регионов Российской Федерации» утверждают, что для развития инновационного потенциала регионов в условиях смены природы технологического развития региональными органами власти должна быть разработана политика, направленная на формирование и развитие определенных видов инновационной деятельности, основанная на понимании долгосрочных трендов технологического развития региона. Основанием для разработки такой политики могут служить результаты регионального форсайта -определенной методики «предвидения» и согласования будущего научной, инновационной, технологической сфер региона [3]. Необходимо отметить, что форсайт для Российской Федерации является относительно новой методикой прогнозирования будущего.
В заключение следует отметить, что инновационная система включена в социально-экономическую систему общества, является ее подсистемой. Именно социально-экономическая инфраструктура инновационной системы позволяет реализовать открывающиеся технологические возможности и тем самым придает жизненность инновационному процессу. Ее формирование есть одно из выражений появившейся у общества потребности в инновациях.
Литература
1. Белогузов В. С. Региональная сетевая инфраструктура поддержки инновационной деятельности. М., 2008.
2. Кармышев Ю. А. Инновационные аспекты в социально-экономическом развитии депрессивных регионов России: монограф. Самара; Тамбов, 2004. С. 211.
3. Княгинин В. Н. [и др.] Перспективы научнотехнологического развития регионов в Российской Федерации. М., 2009. С. 208.
4. Матвейкин В. Г., Дворецкий С. И., Минько Л. В. [и др.]. Инновационный потенциал: современное состояние и перспективы развития: монограф. М., 2007.
5. Нехорошева Л. Н. [и др.]. Формирование условий, благоприятных для активизации инновационной деятельности. М., 2007.
6. Основные направления политики Российской Федерации в области развития инновационной систе-
мы на период до 2010 г.: утверждено Правительством РФ 5 августа 2005 г. № 2473п-П7).
7. Римлянд Е. Ю. Проблемы совершенствования управления инновационной деятельностью. М., 2009.
8. Суворинов А. В., Шепелев Г. В. Механизмы реализации инновационной политики государства. М., 2008.
9. Трухляева А. А. Особенности развития инновационной системы в России // Современные наукоемкие технологии. № 7. 2007.
* * *
LINES OF IMPROVEMENT OF INNOVATION ACTIVITY INFRASTRUCTURE OF RUSSIAN FEDERATION
L. F. Golubeva
In this paper, lines of improvement of the innovation activity infrastructure are studied. The innovative infrastructure is a subsystem of the innovation activity structure, which focused on to contribute to and support an implementation of the innovation activity. This subsystem itself has a complex structure. Their elements are programs and projects of support of the innovation activity, as well as the organizations executing them. These elements are interconnected and interact with each other and with other elements of the innovation activity structure.
Key words: innovative system, infrastructure, lines of improvement, support of the innovation activity.