Научная статья на тему 'Направления совершенствования и развития муниципальной системы управления качеством образования'

Направления совершенствования и развития муниципальной системы управления качеством образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3963
432
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАПРАВЛЕНИЯ / СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ / РАЗВИТИЕ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МОДЕЛИРОВАНИЕ / МУНИЦИПАЛЬНАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ / МЕНЕДЖМЕНТ КАЧЕСТВА / WAYS / IMPROVEMENT / DEVELOPMENT / EFFICIENCY / EDUCATIONAL FUNCTION / MODELING / MUNICIPAL SYSTEM OF QUALITY MANAGEMENT OF EDUCATION / QUALITY MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ковальчук Ольга Владимировна

В статье рассмотрены вопросы повышения эффективности образовательной деятельности на основе построения модели муниципальной системы управления качеством образования, содержания и последовательности работ по совершенствованию муниципальной системы управления качеством образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE WAYS OF ENHANCEMENT AND DEVELOPMENT THE MUNICIPAL SYSTEM OF QUALITY MANAGEMENT OF EDUCATION

The article is focused on the questions of raising efficiency of educational function by creating the Model of Municipal Quality Management System in Education, maintenance and steps in improving the Municipal Quality Management System in Education.

Текст научной работы на тему «Направления совершенствования и развития муниципальной системы управления качеством образования»

УДК 37.013

НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ

Ковальчук Ольга Владимировна, кандидат педагогических наук, Председатель комитета по образованию Всеволожского района

Ленинградской области,

Ленинградская область, г. Всеволожск, Россия 30321@rambler. ru

В статье рассмотрены вопросы повышения эффективности образовательной деятельности на основе построения модели муниципальной системы управления качеством образования, содержания и последовательности работ по совершенствованию муниципальной системы управления качеством образования.

Ключевые слова: направления; совершенствование; развитие;

эффективность; образовательная деятельность; моделирование; муниципальная система управления качеством образования; менеджмент качества.

THE WAYS OF ENHANCEMENT AND DEVELOPMENT THE MUNICIPAL SYSTEM OF QUALITY MANAGEMENT OF EDUCATION

Olga Kovalchuk, candidate for Education sciences,

Chief of the Committee of Education in Vsevolozhsk,

Leningradskaya Region, Vsevolozhsk, Russia 30321@rambler. ru

The article is focused on the questions of raising efficiency of educational function by creating the Model of Municipal Quality Management System in Education, maintenance and steps in improving the Municipal Quality Management System in Education.

Keywords: ways; improvement; development; efficiency; educational function; modeling; Municipal System of Quality Management of Education; Quality Management.

Анализ образовательной деятельности показывает, что в настоящее время в образовательной политике России и субъектов Федерации происходят объективные существенные изменения, вызванные социально-экономическими преобразованиями в стране. Одним из главных направлений данной политики является установка на эффективность образовательной деятельности, эффективность функционирования образовательных систем [1].

Решение этой проблемы может осуществляться по нескольким направлениям, в том числе с использованием системного управления качеством образовательных учреждений на муниципальном уровне с опорой на процессный подход.

В связи с этим необходима разработка муниципальной системы управления качеством образования, которая интегрирует усилия многочисленных участников управленческого процесса, создает своеобразное поле для формирования качества образования, в том числе в аспекте эффективности образовательной деятельности.

Эффективность является тем главным результирующим критерием, который показывает реальную отдачу от внедрения системы управления качеством в муниципальной образовательной системе.

Система менеджмента качества позволяет повысить эффективность образовательной деятельности в силу следующих обстоятельств [2]:

1. В области системы менеджмента качества достигается большая согласованность действий всех субъектов образовательной деятельности, их нацеленность на решение задач и приоритетов, продекларированных в политике в области качества, руководстве по качеству, программах качества и других аналогичных документах.

2. Непременным атрибутом любой системы менеджмента качества является управление ресурсами, что позволяет использовать их более экономно, адресно, обусловливает их большую отдачу в плане получения конечных результатов.

3. Система менеджмента качества в сфере образования ориентируется на мультипликативный эффект, она не позволяет замыкать управление на получение локальных эффектов, абсолютизировать роль отдельных частных показателей результатов образовательной деятельности.

4. В рамках системы менеджмента качества осуществляется постоянное и последовательное регулирование образовательной деятельности по этапам жизненного цикла составляющих ее видов (учебный, воспитательный процесс, методическая, опытно-экспериментальная работа, обеспечивающие виды деятельности). Акцент смещается на регулирование разнообразных процессов и видов деятельности посредством механизма отражения и обеспечивает качество результатов должного уровня.

5. Система менеджмента качества, будучи построенной на основе принципа дуальности, одновременно обеспечивает эффективность образовательной деятельности в текущем и перспективном измерениях. Следовательно, обеспечивается баланс и взаимосогласованное функционирование контура текущего функционирования и контура развития образовательной системы без ущерба для эффективности образовательной деятельности.

6. Система менеджмента качества использует широкий спектр оценочных критериев, показателей, методик и процедур (в т.ч. мониторинговых),

обеспечивающих оперативное и достаточно полное отражение состояния и тенденций, имеющих место в муниципальной образовательной системе, в т.ч. в плане оценки эффективности образовательной деятельности. Таким образом, обеспечивается полнота информации обратной связи, составляющей основу для принятия управленческих решений по повышению эффективности образовательной деятельности.

Изучение основных тенденций, которые определились в настоящее время в регионах России, в различных муниципалитетах в вопросах обеспечения качества образования, позволяет выйти на моделирование муниципальной системы управления качеством образования, ориентированной на обеспечение эффективности образовательной деятельности. Наряду с этим в основу проектных и внедренческих работ должны быть положены следующие требования: общественно-государственный характер деятельности субъектов управления качеством; наличие системообразующего фактора в виде муниципального стандарта качества предоставления публичной услуги «Общее образование»; многоуровневое построение систем управления качеством в сфере образования; многовариантность организационных и технологических решений на разных уровнях системы менеджмента качества; доминирование рефлексивных методов управления качеством, оптимальное соотношение и баланс внешнего и внутреннего управления качеством образования.

Одним из важнейших принципов, положенным в основу муниципальной системы управления качеством образования, является принцип многоуровневости. Он предполагает, что системное управление качеством образования не ограничивается рамками образовательного учреждения, а осуществляется также и на муниципальном уровне (оно имеет продолжение и на региональном уровне). Это обусловлено сложной природой качества образования, представленного двумя большими и относительно самостоятельными блоками: внутреннее системно-социальное качество

образования (качество выпускников, образовательных программ,

образовательного процесса и т.д.) и внешнее системно-социальное качество образования (влияние образования на социальные и экономические процессы в территории, регионе, обществе) [3].

Уровневость в построении систем менеджмента качества означает, что для каждой из образовательных систем (региональная образовательная систем, муниципальная образовательная система и т.д.) должны разрабатываться свои системы менеджмента качества с определенным набором общих и специфических компонентов, задач, функций.

Муниципальную систему менеджмента качества с системами качества образовательных учреждений объединяют общие цели, ряд инвариантных (общих) элементов в виде единых программ качества, норм и каналов материально-технического снабжения, нормативных и методических документов, процедур контроля и проверки качества, подготовки и переподготовки кадров и т.п. [4]. Несмотря на наличие общих, инвариантных элементов в составе систем качества разного уровня, их композиционное построение может существенно отличаться. Это обусловлено различием основных, управленческих и поддерживающих процессов, осуществляемых в их рамках. Соответственно этому формируется определенный состав рабочих элементов, направленных на обеспечение качества данных процессов и соответствующих результатов.

Целью разработки модели муниципальной системы управления качеством образования является объединение и интеграция организационных, кадровых, методических, научных усилий и ресурсов, имеющихся в образовательной системе района с учетом многообразных факторов и условий для достижения высокого качества и эффективности образовательной деятельности, отвечающих лучшим образцам, соответствующим запросам, требованиям, ожиданиям и стандартам.

Направлениями, составляющими основу разработки муниципальной системы управления качеством образования, являются:

реализация на практике квалиметрического подхода к оценке и анализу эффективности образовательной деятельности, заключающегося в расширении номенклатуры диагностируемых сторон и аспектов качества образования (качество текущего функционирования и развития, качество процессов и качество результатов и т.д.);

использование существующих функционально-линейных структур, обеспечивающих управление образовательной деятельностью в муниципальной образовательной системе, для развертывания на их базе программно-целевых структур управления качеством образования;

достижение высокого уровня скоординированности в действиях, управленческих решениях субъектов управления и образовательной деятельности; оптимального распределения функций, прав и полномочий; высокого уровня компетентности и квалиметрической культуры педагогических работников, специалистов разных служб и функциональных звеньев;

учет многообразных видов обменов, связей и отношений муниципальной системы управления качеством образования с системами более низкого (система управления качеством общеобразовательного учреждения) и более высокого (региональная система управления качеством образования) уровней, внешней средой.

Движущие силы развития и совершенствования муниципальной системы управления качеством образования определяются разрешением противоречий между [5]:

современными требованиями к качеству и эффективности образовательной деятельности и ограниченными возможностями решения этих задач с применением традиционных подходов к управлению муниципальной образовательной системой;

инновационными процессами в образовании и отсутствием механизма обеспечения их согласованного и положительного воздействия на эффективность образовательной деятельности;

уровнем развития теории и практики внедрения систем управления качеством в образовательных учреждениях, в разных социальных системах и степенью освоенности данного направления применительно к муниципальному уровню управления образованием;

многообразием качественных признаков, структур и процессов, присущих современному школьному образованию, и стихийно сложившимися системами управления ими.

При разработке концепции и модели муниципальной системы управления качеством образования предполагается, что она должна ориентироваться на свое постоянное развитие и совершенствование, развитие и совершенствование технологий управления качеством образования по мере расширения информационных баз данных, достижения определенных результатов.

С учетом ориентации на данное видение модели муниципальной системы управления качеством образования были спроектированы действия по ее развертыванию с ориентацией на требования международных стандартов качества ISO серии 9001:2008. При этом учитывалось, что на момент начала данных работ в муниципальной образовательной системе имелись определенные элементы такой системы в виде организационных структур, процедур обеспечения, контроля и оценки качества образования, процессов и ресурсов.

Содержание и последовательность работ по совершенствованию муниципальной системы управления качеством образования предполагает следующие основные этапы:

I. Совершенствование организационной структуры и механизма управления качеством в муниципальной образовательной системе.

1. Введение в структуре Комитета по образованию и в подведомственных общеобразовательных учреждениях должностных лиц, ответственных за управление качеством образования (руководитель направления, методист по качеству, уполномоченный по качеству).

2. Перераспределение функциональных обязанностей в рамках существующей организационно-штатной структуры в связи с реализацией концепции управления качеством образования (переработка должностных инструкций, положений о структурных подразделениях).

3. Трансформация отдельных элементов организационной структуры управления на муниципальном уровне с целью создания подразделений и служб с функционалом управления и оценки качества образования (группа мониторинга, экспертно-аналитическая группа).

II. Создание пакета нормативных документов и организация документооборота.

1. Разработка на муниципальном уровне Политики в области качества, муниципального стандарта качества представления публичной услуги «Общее образование».

2. Разработка и утверждение нормативных документов, регулирующих управление и оценку качества образования (Положение о муниципальной системе оценки качества образования, Положение о муниципальном мониторинге качества образования; Требования к анализу и оценке внутришкольных систем менеджмента качества в ходе аттестационной экспертизы общеобразовательных школ; Положение об аудите качества образования; Положение о сертификации контрольно-измерительных материалов, применяемых в образовательной деятельности школ).

3. Создание при Комитете по образованию специализированного банка данных по вопросам качества образования; создание каталогов, уточнение форм отчетности; разработка документированной процедуры сбора, хранения и передачи информации.

4. Освоение участниками управленческого процесса статистических методов контроля качества образования.

III. Подготовка педагогических работников в области инновационного направления «Управление качеством образования в муниципальной образовательной системе».

1. Реализация на базе муниципального управления «Всеволожский районный методический центр» учебных курсов: «Управление качеством на муниципальном уровне и уровне образовательного учреждения», «Самоанализ систем обеспечения качества образования», «Инновационные технологии оценки качества образования», «Оценка качества образования в ходе аккредитации образовательных учреждений».

2. Внутрифирменное квалитативное обучение членов стратегических команд образовательных учреждений и муниципального органа управления образованием по направлению «Проектирование и внедрение систем менеджмента качества»; освоение процедуры «коучинг».

IV. Совершенствование ресурсного обеспечения и механизма управления всеми видами ресурсов.

1. Создание единых банков данных о качестве кадровых, материальнотехнических и информационно-методических ресурсов в муниципальной образовательной системе.

2. Разработка документированных процедур применительно к элементам системы качества «Анализ контракта» и «Закупки».

V. Внедрение в практику управления качеством образования на муниципальном уровне процессного подхода.

1. Разработка схем (в т.ч. графических) основных, управленческих и поддерживающих процессов, проработка вопросов взаимосвязи процессов.

2. Определение контрольных точек основных, управленческих и поддерживающих процессов, измеряемых параметров на их входах и выходах, с разработкой номенклатуры оценочных показателей.

VI. Внедрение в механизм управления качеством образования на муниципальном уровне ряда рабочих процедур.

1. Процедуры самообследования образовательных учреждений и муниципального органа управления образованием по качеству образования с подготовкой Публичных докладов (отчетов о самообследовании).

2. Комплексные мониторинговые исследования по качеству образования.

3. Процедуры изучения (выявления) образовательных потребностей.

4. Процедура проектирования образовательных объектов, систем, процессов.

5. Процедуры контроля, аудита, оценки качества образования.

VII. Совершенствование механизма и инструментария оценки качества.

1. Создание оценочно-критериальных комплексов применительно к следующим объектам управления качеством:

а) учебный процесс, обученность учащихся и выпускников;

б) здоровьесберегающая среда, здоровье учащихся и выпускников;

в) содержание образования, образовательные и учебные программы;

г) системы менеджмента качества школ;

д) воспитательная среда и среда культурного развития.

2. Внедрение механизма оценки динамики развития, эффективности муниципальной системы управления качеством образования.

3. Внедрение механизма экспертизы и сертификации систем менеджмента качества образовательных учреждений.

Приведенные выше направления совершенствования и развития муниципальной системы управления качеством образования нашли отражение в ряде документов, решений и распоряжений Администрации Всеволожского района Ленинградской области, Комитета по образованию. Они всесторонне обсуждались и апробировались в ходе совещаний с педагогическими работниками, научно-практических конференций, методических семинаров. Большинство из них успешно прошло экспериментальную проверку.

Литература

1. Звонников В.И. Мониторинг Всероссийской системы оценки качества образования / В.И. Звонников, Н.Ф. Ефремова, М.Б. Челышкова. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2006. -116 с.

2. Карелина И.Г. Современные модели оценки качества образования в России и за рубежом: аналитический обзор. - Воронеж: Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 2006. - 181 с.

3. Субетто А.И. Квалитология образования. - СПб. - М.:

Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2000. -220 с.

4. Панасюк В.П. Школа и качество: выбор будущего. - СПб.: Изд-во КАРО, 2003. - 384 с.

5. Субетто А.И. Основы системологии образования: монография. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2006. -251 с.

Рецензент:

Данилова М.М., д-р пед. наук, профессор

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.