Научная статья на тему 'Качество муниципальной образовательной системы как цель инновационной деятельности и условие реализации социального заказа'

Качество муниципальной образовательной системы как цель инновационной деятельности и условие реализации социального заказа Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
135
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА / ЭЛЕМЕНТЫ (КОМПОНЕНТЫ) СИСТЕМЫ / МУНИЦИПАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / THE ELEMENTS (COMPONENTS) OF SYSTEM / THE SYSTEM / THE MUNICIPAL EDUCATIONAL SYSTEM / THE QUALITY OF EDUCATION / THE QUALITY OF EDUCATIONAL SYSTEM / THE EFFICIENCY OF FUNCTIONING AND DEVELOPMENT OF EDUCATIONAL SYSTEM / THE INNOVATIVE ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ковальчук Ольга Владимировна

В статье рассмотрен комплекс вопросов, связанных с проблематикой качества образования применительно к муниципальной образовательной системе. С позиций системного подхода анализируется ее компонентный состав, наиболее важные аспекты качества. Качество образовательной системы представлено в статье в логике принципов дуальности (единство качества функционирования и качества развития), взаимосвязи, единства и взаимодополнения внутрисистемного и внешнего системного качества. Определено соотношение понятий «качество» и «эффективность» муниципальной образовательной системы. Презентуется опыт инновационной деятельности по совершенствованию качественных параметров муниципальной образовательной системы Всеволожского района Ленинградской области в направлении обеспечения наиболее полного выполнения ею социального заказа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ковальчук Ольга Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The quality of municipal educational system as the purpose of innovative activity and condition of realization of the social control

The article analyzes the complex of the questions connected with problematics of quality of education with reference to municipal educational system. Its componential structure, the most important aspects of quality are analyzed from the positions of the system approach. The quality of educational system is presented in article in logic of principles of duality (the unity of quality of functioning and quality of development), interconnection, integration and complimentarily of intrasystem and external system's quality. The ratio of concepts "quality" and "efficiency" of municipal educational system is defined. The experience of innovative activity upon the perfection of qualitative parameters of municipal educational system of Vsevolozhskiy district, Leningrad region is presented in direction of its fullest performance of the social control.

Текст научной работы на тему «Качество муниципальной образовательной системы как цель инновационной деятельности и условие реализации социального заказа»

ЛИТЕРАТУРА

1. Виштак, О.В. Мотивационные предпочтения абитуриентов и студентов /

О.В. Виштак // Социологические исследования. - 2003. - № 2. - С. 135-138.

2. Зимняя, И.А Педагогическая психология : учеб. пособие / И.А. Зимняя. -Ростов-на-Дону : Феникс, 1997. - 480 с.

3. Кан-Калик, В. А. К разработке теории общего и профессионального развития личности специалиста в вузе / В. А. Кан-Калик // Формирование личности специалиста в вузе : сб. науч. тр. - Грозный, 1980. - С. 5-13.

4. Ковалев, А.Г. Психологические особенности человека / А.Г. Ковалев, В. Н. Мясищев. Т. 1. - Л. : [б.и.], 1957. - 264 с.

5. Коган, Л.Н. Цель и смысл жизни человека / Л.Н.Коган. - М. : Мысль, 1984.

- 252 с.

6. Кудрявцев, Т.В. Исследование психологических особенностей профессионального становления личности / Т.В. Кудрявцева // Методологические проблемы повышения эффективности психолого-педагогических исследований / отв. ред. Н.Д. Никандров. - М., 1985. - С. 132-143.

7. Мильнер, Б.Э. Концепция управления знаниями в современных организациях / Б.Э. Мильнер // Российский журнал менеджмента. - 2003. - № 1. - С. 57-76.

8. Москаленко, О.В. Психолого-акмеологические особенности самосознания личности / О.В. Москаленко. - Астрахань, 1996. - 8 с.

9. Попов, В.А. Изменение мотивационно-ценностных ориентаций учащейся молодежи / В.А. Попов, О.Ю. Кондратьева // Социологические исследования. - 1999. -№ 6. - С.96-99

10. Психология : словарь / под ред. А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского. - М. : Политиздат, 1990. - 490 с.

11. Рудик, П. А. Мотивы поведения деятельности / П.А. Рудик. - М., 1988. - 136

с.

Контактная информация : [email protected]

КАЧЕСТВО МУНИЦИПАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ КАК ЦЕЛЬ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И УСЛОВИЕ РЕАЛИЗАЦИИ

СОЦИАЛЬНОГО ЗАКАЗА

Ольга Владимировна Ковальчук, председатель комитета по образованию Администрации МО «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области, заслуженный учитель РФ, кандидат педагогических наук

Аннотация

В статье рассмотрен комплекс вопросов, связанных с проблематикой качества образования применительно к муниципальной образовательной системе. С позиций системного подхода анализируется ее компонентный состав, наиболее важные аспекты качества. Качество образовательной системы представлено в статье в логике принципов дуальности (единство качества функционирования и качества развития), взаимосвязи, единства и взаимодополнения внутрисистемного и внешнего системного качества. Определено соотношение понятий «качество» и «эффективность» муниципальной образовательной системы. Презентуется опыт инновационной деятельности по совершенствованию качественных параметров муниципальной образовательной системы Всеволожского района Ленинградской области в направлении обеспечения наиболее полного выполнения ею социального заказа.

Ключевые слова: система, элементы (компоненты) системы; муниципальная

образовательная система; качество образования; качество образовательной системы; эффективность функционирования и развития образовательной системы; инновационная деятельность.

THE QUALITY OF MUNICIPAL EDUCATIONAL SYSTEM AS THE PURPOSE OF INNOVATIVE ACTIVITY AND CONDITION OF REALIZATION OF THE SOCIAL

CONTROL

Olga Vladimirovna Kovalchuk, the Chairman of education committee of Administration of MD «Vsevolojskiy municipal area», Leningrad region, the deserved teacher of the Russian Federation, The candidate of pedagogical sciences

Annotation

The article analyzes the complex of the questions connected with problematics of quality of education with reference to municipal educational system. Its componential structure, the most important aspects of quality are analyzed from the positions of the system approach. The quality of educational system is presented in article in logic of principles of duality (the unity of quality of functioning and quality of development), interconnection, integration and complimentarily of intrasystem and external system’s quality. The ratio of concepts "quality" and "efficiency" of municipal educational system is defined. The experience of innovative activity upon the perfection of qualitative parameters of municipal educational system of Vsevolozhskiy district, Leningrad region is presented in direction of its fullest performance of the social control.

Keywords: the system, the elements (components) of system; the municipal educational system; the quality of education; the quality of educational system; the efficiency of functioning and development of educational system; the innovative activity.

В условиях инновационных преобразований в российском обществе в число важнейших приоритетов выдвигается качество образования, определяемое как такая его совокупность свойств, которая обусловливает его способность удовлетворять социальные потребности в формировании и развитии личности в аспектах ее обученности, воспитанности, выраженности социальных, психических и физических свойств (Панасюк В.П., 2003).

В силу этого не случайно, что в Федеральной целевой программе развития образования в РФ до 2010 г. указывается на необходимость удовлетворения потребностей граждан, общества и рынка труда в качественном образовании путем создания новых институциональных механизмов регулирования в сфере образования, обновления структуры и содержания образования, развития фундаментальности и практической направленности образовательных программ, формирования системы непрерывного образования. Речь также идет об обеспечении доступности качественного общего образования, приведении методов оценки качества образования в соответствие с требованиями современного общества, развитии независимых форм общественной оценки качества образования, устранении значительной дифференциации качества образования для различных регионов и групп населения, развитии систем обеспечения качества образовательных услуг, повышении эффективности управления в сфере образования, создании общероссийской системы оценки качества образования.

Качество образования - производная от действия различных факторов как внутрисистемного, так и надсистемного порядка. Свое влияние оказывает человеческий фактор, материально-средовый фактор, фактор качества живого труда и фактор качества прошлого труда, фактор содержания и фактор форм образования. Перечисление таких факторов можно продолжить, но представляется, что более интересно было бы остановиться на анализе фактора, определяемого как фактор качества образовательных систем и их компонентов. В основе такого акцента лежит следующее:

1) образовательные системы принадлежат к системам социальным, определяемым как предельно сложные с точки зрения управления и вероятностного характера получения требуемого результата;

2) система интегрирует либо дезинтегрирует усилия участников образовательного процесса, обеспечивает условия и определенный уровень эффективности их деятельности (каждого в отдельности и всех в целом);

3) система предоставляет дополнительные возможности и ресурсы для каждого из входящих в нее элементов с точки зрения выхода на качественно новый уровень функционирования и развития.

Общественная система образования как воспроизводственная система, обеспечивающая восходящее воспроизводство качества человека и качества общественного интеллекта, становится в один ряд с общественным производством как «образовательно-педагогическое» производство гармонично развитой,

профессионально компетентной, нравственной, «правовой» и творческой личности, в которой нуждается общество. В этом смысле, отражая в структуре изменений качества и системности образования синтетическую революцию в механизмах цивилизационного развития, система образования, в свою очередь, становится одним из социальных движителей этой революции (Субетто А.И., 2006).

В связи с проблематикой настоящей статьи необходимо коротко остановиться на трактовке самого понятия «система». Понятию «система» обычно сопутствуют понятия «элемент», «свойство», «отношение», «взаимосвязь», «взаимодействие».

Под «элементом» системы обычно понимают такой объект, выполняющий определенные функции, который в условиях данной задачи (данного уровня исследования) не подлежит расчленению на части (Игнатьева Е.Ю., 1999). Под «отношением» понимаются связи, установленные между элементами системы или различных систем. В отношении участвуют не менее двух элементов системы (Клир Дж., 1990). Термин «отношение» является емким, включающим в себя такие понятия, как «структура», «организация», «сцепление», «связь», «соединение», «взаимосвязь», «взаимодействие», «корреляция», «зависимость», «информация» и др. «Свойством» называется то, что присуще элементам и системам, что отличает их от других элементов и систем и делает похожими на другие элементы или системы (Балашов Е.П., 1985). Каждый элемент или система обладают бесчисленным множеством свойств. В отличие от отношения, свойство является атрибутом одного объекта (элемента или системы) (Игнатьева Е.Ю., 1999).

Остановимся на анализе качества муниципальной образовательной системы и ее компонентов как цели инновационной деятельности и условия реализации социального заказа.

Процесс функционирования сложной системы проявляется в совокупности действий её подсистем. Качество системы более высокого уровня слагается из качества входящих в неё подсистем более низких уровней. На каждом иерархическом уровне есть свой субъект и свой объект управления. Управление всей системой по вертикали (сверху вниз) осуществляется на основе прогнозирования и обратной связи (Субетто А.И. с соавт., 2004).

В структуре каждого из объектов управления присутствуют основные компоненты, влияя на качество которых можно достигнуть желаемого интегрального качества соответствующего объекта. При выделении основных компонентов качества можно принять во внимание положение о том, что качество образовательной системы отражает успешность реализуемого в ней образовательного процесса (Федоров В. А., Колегова Е.Д., 2002).

На основе системного подхода определение муниципальной образовательной системы (МОС) включает в себя две комплексные составляющие:

1. МОС - это совокупность внутрисистемных компонентов и отношений между

ними:

- ступени и уровни непрерывного образования; образовательные учреждения различных типов и видов;

- управленческие и педагогические кадры, обучающиеся;

- образовательные цели, нормы, стандарты, образовательные программы, в том числе программы дополнительного образования;

- образовательные технологии;

- организационные структуры управления (совокупность функциональных, линейных и программно-целевых структур, включая структуры государственнообщественного управления школой);

- образовательная инфраструктура, обеспечивающая условия для

образовательной деятельности (финансовая, материально-техническая,

информационная и др.);

2. МОС - это совокупность взаимосвязей муниципальной образовательной системы и общества:

- со сферой профессионального образования, в том числе сферой дополнительного и послевузовского профессионального образования;

- с населением (через обучаемых с семьями и др.);

- с экономикой, рынком труда;

- с наукой, культурой;

По количеству выделяемых актуальных компонентов муниципальная образовательная система - большая система. По связям-отношениям внутри и вне МОС относится к сложным системам. Управление МОС (стратегическое, тактическое, оперативное) призвано упорядочить взаимодействие ее компонентов, детерминировать, сохранить ее целостность, ее взаимообмен с обществом, информационными, материальными, интеллектуальными, человеческими ресурсами (Селезнева Н.А., 2008).

Качество муниципальной образовательной системы как социальное качество можно определить как адекватность соответствия потребностям территориального сообщества и личности по отношению к сфере дошкольного, школьного и дополнительного образования детей. Данное качество можно структурировать и представить следующим образом:

- по отношению к выделенным выше компонентам МОС;

- по отношению к видам взаимодействия между компонентами МОС (внутрисистемные отношения) и всей системы в целом; по отношению к обществу и его институтам, внешней среде (надсистемные отношения).

В данной логике можно говорить, анализировать и оценивать качество следующих объектов:

- качество морфологических (целевой, организационный, нормативный, критериальный, информационный) и качество функциональных компонентов МОС (методы, технологии, формы, виды образовательной и управленческой деятельности);

- качество основных видов деятельности, процессов, педагогических и социальных результатов, содержания образования, участников образовательного процесса, образовательной инфраструктуры, управления;

- внутреннее и внешнее системно-социальное качество, обеспечиваемое муниципальной образовательной системой (внутреннее системно-социальное качество обусловлено потребностями управления им в рамках самой образовательной системы, предполагает использование соответствующего набора показателей; внешнее системно-социальное качество ориентировано на потребности, ожидания и заказ общества, органов государственного управления, работодателей);

- качество по уровням организационного построения МОС (качество на уровне отдельного обучающегося, класса, параллели классов, ступени школы, образовательного учреждения в целом, района или города);

- качество по ступеням непрерывного образования (качество дошкольного образования, образования в начальном, основном и старшем звене школы, качество начального профессионального образования, дополнительного образования детей);

- качество текущего функционирования, развития муниципальной образовательной системы.

Каждая из представленных составляющих качества может быть декомпозирована и конкретизирована в виде отдельных, частных характеристик.

Например, качество управления в муниципальной образовательной системе - это:

- качество реализации основных функций (целеполагание, организация, проектирование, анализ, экспертиза, контроль и т.д.);

- качество организационных структур управления;

- качество состава управленцев муниципального органа управления образованием, представителей администрации школ;

- качество используемых управленческих технологий (включая мониторинговые, информационно-коммуникационные, обучающие и др.);

- качество управления инновационными процессами.

В соответствии с теорией дуальной организации и управления образовательными системами (Селезнева Н.А., 2008), любые образовательные системы как сложные социальные объекты должны иметь два взаимодействующих канала управления: канал управления функционированием и канал управления развитием. Благодаря такой организации образовательные системы приобретают уровень адаптивных свойств и соответствующие ему уровни самоорганизации и саморазвития, адекватные сложности стоящих перед ними целей и состоянию внешней и внутренней среды.

Говоря о качестве муниципальной образовательной системы, необходимо определить связь понятия «качество» с понятием «эффективность». Большинство специалистов считают, что эффективность должна пониматься как «обобщенная мера качества» образовательной системы, или качества совместной деятельности обучаемых, обучающих и управленцев, обеспечивающих вместе управление функционированием и развитием любой образовательной системы.

Эффективность образовательной системы (в широком смысле) - комплексная характеристика реальных результатов деятельности образовательной системы, учитывающая степень их соответствия главным целям образования, концепции и задачам развития образовательной системы, а также ресурсам образовательной системы и времени достижения этих результатов (Литвиненко Э.В., 2005).

Критерий эффективности функционирования образовательной системы характеризует «эффективность» с точки зрения обеспечения с допустимой точностью соответствия фактического качества образования тому требуемому качеству образования, которое закреплено как цель образовательной системы и социальная норма по качеству образования, а также превышения этой нормы. В общем случае этот критерий является вероятностным (стохастическим). Если стоит задача оценки как часть задачи управления, тогда содержание критерия оценки и критерия эффективности функционирования образовательной системы совпадают, и целесообразно пользоваться последним из них.

Интенсификация функционирования образовательных систем отражает направленность управления на максимальное использование потенциалов системы, в том числе потенциала человека, потенциалов учащихся и потенциалов обучающих (учителей), т.е. на максимальное использование внутренних резервов образовательной системы. Эффективность интенсификации функционирования выступает мерой использования потенциалов системы, отражает ее текущую результативность.

Интенсификация развития образовательных систем выражает собой направленность управления на обеспечение необходимой динамики и интенсивности инновационных процессов во всех сферах образовательной системы, обеспечивающих рост потенциалов, высокий уровень адаптации образовательной системы к изменению социального заказа в качестве и объеме подготовки специалистов. Эффективность интенсификации развития образовательных систем является более широким системным понятием. В его систему как один из элементов входит эффективность интенсификации функционирования. Повышение степени согласования ритмов различных воспроизводственных процессов в образовательной системе улучшает ее показатели, является частью интенсификации развития (Субетто А.И., 2006).

Совершенствование качественных параметров муниципальной образовательной системы Всеволожского района Ленинградской области имеет в своей основе целевую установку, состоящую в стремлении обеспечить наиболее полное выполнение ею социального заказа территориального сообщества в получении разноплановых, доступных, качественных образовательных услуг. Инновационная деятельность развертывается по целому ряду направлений: совершенствование процедур оценки качества образования; отработка различных моделей профильного обучения; реализация компетентностного подхода в образовании; оптимизация сети образовательных учреждений; внедрение принципов государственно-общественного управления школой; внедрение новых финансово-хозяйственных механизмов в управлении образовательной деятельностью, включая нормативно-подушевое финансирование, и др.

Вышеупомянутые инновационные направления имеют различные циклы своей реализации, что не позволяет ожидать мгновенной отдачи в плане изменения качественных параметров функционирования и развития образовательной системы в целом. Вместе с тем, следует отметить, что усилия и инновационный поиск последних лет уже принесли определенные положительные результаты в этом направлении. Речь идет, прежде всего, о высоком уровне подготовленности выпускников школ района, показанном в ходе государственной итоговой аттестации в традиционной форме и в формате ЕГЭ; стабильном росте удовлетворенности обучающихся, их родителей, педагогов качеством образовательных услуг, условиями обучения и профессиональной деятельности; росте профессионализма, активности и вовлеченности педагогических кадров в опытно-экспериментальную и инновационную деятельность; расширении спектра образовательных программ и улучшении условий их реализации.

Разнообразие данных показателей и качественных признаков, безусловно, не является исчерпывающим в плане анализа и оценки качества муниципальной образовательной системы. Необходимы дальнейшие исследования и шаги по обоснованию концептуального подхода к всесторонней диагностике ее качества. Принципиальное значение в этом плане могут иметь следующие идеи и положения:

- применение аппарата и достижений квалиметрии как теоретической базы оценки качества муниципальной образовательной системы;

- реализация мониторинговых процедур в отношении компонентов муниципальной образовательной системы с использованием целевых индикаторов;

- разработка и применение методики анализа и оценки качества муниципальной образовательной системы на базе экспертной и вероятностностатистической квалиметрии;

- использование процедур общественной, независимой экспертизы качества муниципальной образовательной системы;

- использование разнообразных норм и стандартов для оценки и анализа качества МОС в целом и ее отдельных компонентов;

- создание и использование статистической базы, современных информационно-коммуникационных технологий.

В заключение необходимо отметить, что ориентация на достижение более высокого качества функционирования и развития муниципальной образовательной системы не является самоцелью. Высокое качества МОС должно позволить участникам образовательного процесса в наибольшей степени реализовать свой потенциал, обеспечить конкурентоспособный уровень образовательной подготовки, создать среду для непрерывного самосовершенствования и развития, обмена инновационным опытом, способствовать успешной самореализации выпускников в социуме.

ЛИТЕРАТУРА

1. Балашов, Е.П. Эволюционный синтез систем / Е.П. Балашов. - М. : Радио и

связь, 1985. - 328 с.

2. Игнатьева, Е.Ю. Квалиметрическое обеспечение как фактор развития образовательных систем в высшей школе : дис. ... канд. пед. наук / Игнатьева Е.Ю. -Великий Новгород, 1999. - 157 с.

3. Клир, Дж. Системология. Автоматизация решения системных задач : пер. с англ. / Дж. Клир. - М. : Радио и связь, 1990. - 544 с.

4. Литвиненко, Э.В. Квалиметрия управленческой деятельности руководителей образовательных учреждений : монография. - М. : Прометей, 2005. -252 с.

5. Панасюк, В.П. Школа и качество : выбор будущего / В.П. Панасюк. - СПб. : КАРО, 2003. - 384 с.

6. Селезнева, Н.А. Качество высшего образования как объект системного исследования : лекция-доклад / Н.А. Селезнева. - Изд. 7-е, стереотип. - М. : Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2008. - 95 с.

7. Субетто, А.И. Квалиметрическое обеспечение управленческих процессов / А.И. Суббето, Ю.К. Чернова, М.В. Горшенина. - СПб. : Изд-во «Астерион», 2004. -278 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Субетто, А.И. Основы системологии образования : монография : в 2 ч. Ч. 1 / А. И. Суббето. - Изд. 2-е, перераб. и доп. - М. : Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2006. - 250 с.

9. Федеральная целевая программа развития образования в РФ (2006 - 2010 г.) / http://www.fcpro.ru/

10. Федоров, В. А. Инновационные технологии в управлении качеством образования / В. А. Федоров, Е.Д. Колегова ; под ред. Г.И. Романцева. - Екатеринбург : Изд-во РГППУ, 2002. - 176 с.

Контактная информация: [email protected]

ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОЕННОГО

ИНЖЕНЕРА-СТРОИТЕЛЯ

Александр Иванович Крылов, доктор педагогических наук, профессор,

Сергей Александрович Краев, соискатель,

Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург,

(НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)

Аннотация

Профессия военного строителя - это, с одной стороны, профессиональная деятельность военнослужащего со всеми специфическими требованиями к ней, с другой - деятельность специалиста инженерного профиля, где важным направлением является работа с людьми. Поэтому человек должен быть готов как психологически, так и физически. Представлены средства профессионально-прикладной физической подготовки.

Ключевые слова: профессиональная деятельность, военный строитель, физические качества, профессионально важные качества.

THE PARTICULARITIES OF THE PROFESSIONAL ACTIVITY OF MILITARY

CIVIL ENGINEER

Alexander Ivanovich Krylov, the doctor of pedagogical science, the professor,

Sergey Aleksandrovich Kraev, the competitor,

The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health,

St.-Petersburg

Annotation

The profession of military builder is, on the one hand, the professional activity of the military man with all specific requirements to it, and also activity of the expert with engineering background

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.