уДК 370 ББК Ч 34 (2)
Н. Ф. Рюхова
г. Шилка
Опыт создания муниципальной системы менеджмента качества образования (на примере Шилкинского района Забайкальского края)
В статье представлен опыт создания муниципальной системы менеджмента качества образования, который рассматривается на примере Шилкинского района Забайкальского края. Методологической основой построения СМК являются международные стандарты ISO 9000 : 2000. В статье выделены элементы системы качества: организационные структуры, ресурсы, процессы, процедуры. Определены некоторые особенности создания муниципальной системы менеджмента качества образования. Приводятся результаты социологического опроса.
Ключевые слова: система менеджмента качества образования, международные стандарты качества ISO 9000:2000, управление качеством образования.
N. F. Ryukhova
Shilka
The experience of creation municipal system of education quality management (on the example of Shilkinsky district Zabaikalsky Krai)
The article represents the experience of the creation municipal system of education quality management, which is considered on the example of Shilkinsky district Zabaikalsky Krai. The international quality standards ISO 9000:2000 are methodological basis of construction SQM. The article distinguishes elements of the quality system: the organized structures, the resources, the processes, the procedures. The author defines some peculiarities of the creation municipal system of education quality management. The article shows the results of Gallup poll.
Key words: the system of education quality management, the international quality standards ISO 9000 : 2000, the education quality control.
В конце ХХ - нач. XXI вв. современное общество, развиваясь по пути перехода от качества товаров к качеству человека, качеству образования и далее - к качеству жизни (А. И. Субетто), вступило в новую цивилизацию, получившую название «цивилизации качества жизни» [3, с. 5]. Сегодня ни у кого не вызывает сомнения тот факт, что дальнейшая судьба цивилизации будет определяться интеллектуально-образовательным потенциалом человека. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» называет главным результатом школьного образования соответствие целям опережающего развития и в качестве приоритетной задачи выдвигает обеспечение качества образовательных услуг и эффективности управления организациями. Таким образом, возникает необходимость модернизации системы управления качеством образования на всех уровнях, в том числе и муниципальном.
В новой версии международных стандартов качества КО 9000 : 2000 дано следующее определение качества: «качество - это степень соответствия присущих характеристикам требований» [2, с. 126]. Понятие «качество образования» - сложное системное
понятие, охватывающее почти все стороны образовательного процесса. По мнению В. В. Серикова, оно являет своим результатом конкурентоспособность выпускников образовательного учреждения, высокие достижения в обучении, технологичность и современный уровень организации учебного процесса [6, с. 4]. ЮНЕСКО предлагает такую трактовку: «Качество образования показывает, насколько хорошо учащийся достигает успеха в каждой из следующих областей: реализация своего потенциала, умение жить и работать с достоинством, улучшение качества собственной жизни, принятие информированных решений и непрерывное образование» [1, с. 52]. Качество, как понятие относительное, имеет два аспекта:
1) соответствие стандартам;
2) соответствие запросам потребителей.
Управление качеством означает приведение системы к стандарту. Для того, чтобы обеспечить соответствие системы стандарту, необходимо знать ее реальное состояние. Для того, чтобы оценить способность системы удовлетворять запросы, нужно эти запросы выявить. Значит, необходимое условие управления качеством - наличие достовер-
ной информации об исходном, текущем и проектном состоянии системы и о запросах, проблемах, потребностях тех, для кого эта система функционирует [4, с. 47].
Анализ деятельности в области качества позволил выявить следующие проблемы:
- недостаточная компетентность управленческих и педагогических кадров, владеющих основами менеджмента качества;
- недостаточная сформированность ключевых компетенций как системы универсальных знаний выпускников;
- недостаточная эффективность управления качеством образования, системы мониторинга качества образования.
Обеспечение решения названных проблем, предоставление потребителям гарантий качества во всем мире связывают с наличием в организации системы менеджмента качества (СМК). Методологической основой построения СМК в Шилкинском районе Забайкальского края стали международные стандарты КО 9000 : 2000. В соответствии с ними, система менеджмента качества - это система менеджмента для руководства и управления организацией применительно к качеству. Под качеством понимается степень соответствия конечного результата деятельности организации требованиям и ожиданиям потребителя.
Работа по созданию и внедрению системы менеджмента качества образования в Шилкинском районе началась с проведения трехдневного районного семинара «Проектирование СМК» для руководителей и педагогов общеобразовательных учреждений в мае 2006 г. (руководители семинара: доктор социологических наук Н. А. Лоншакова, руководитель Регионального исследовательского центра проблем качества подготовки специалистов, и проректор ЧИПКРО, региональный менеджер по качеству Л. А. Ски-данова), что способствовало включению в деятельность всех ОУ района. Была создана и утверждена муниципальная «Программа качества образования», подготовлены проекты
СМК, программы повышения качества образования общеобразовательными учреждениями района, определена миссия МОУО и ОУ, разработана политика в области качества. Постоянно действующий семинар «Управление качеством образования», курсовая подготовка руководителей ОУ по менеджменту, районные педагогические конференции по проблемам качества образования способствуют совершенствованию механизма управления школой, определению путей дальнейшего развития СМК на различных уровнях образования.
Система менеджмента качества как один из важнейших инструментов модернизации образования ориентирована на следующие цели:
- создание системы управления качеством образования на муниципальном уровне и уровне ОУ,
повышение качества образования в ОУ муниципальной системы; создание единых подходов к планированию деятельности по оценке качества образования в районе.
Предполагаемый результат внедрения СМК: разработка концепции качества образования, модель и механизмы управления качеством образования на муниципальном уровне и на уровне образовательного учреждения.
В основу управления качеством образования на муниципальном уровне положены принципы комплексности, объективности, преемственности, оптимальности. Согласно положениям международных стандартов качества КО серии 9000 : 2000, регламентирующим механизм и порядок проектирования и внедрения систем качества, выделяются четыре обобщенных элемента любой системы качества: организационные структуры, ресурсы, процессы, процедуры (методики). В табл. 1 представлены организационные уровни системы качества образования, состав органов управления качеством образования и его объекты (на основе исследований д-ра пед. наук В. П. Панасюка [5, с. 88-89]).
Таблица 1
Организационные уровни системы качества образования Органы управления качеством образования Объекты управления качеством
Муниципальный уровень Администрация района, МОУО, районный Попечительский Совет Материально-финансовая инфраструктура сферы образования. Функционирование ОУ муниципального подчинения. Инновационные процессы в сфере образования.
Кадровые процессы в сфере образования. Устойчивость функционирования системы образования в контексте социальноэкономического развития района
Уровень образовательного учреждения Администрация ОУ. Педагогический совет ОУ. Органы ученического самоуправления. Методический совет Качество образовательного процесса. Качество текущего функционирования ОУ. Процессы развития образовательной системы школы. Качество труда педагогических работников, качество учебного труда учащихся. Развитие материально-технической базы. Подготовленность выпускников
Уровень образовательной программы Методические объединения. Творческие группы учителей Процесс освоения программы, предмета. Интеграционные процессы в обучении. Процесс обновления содержания, методик, технологий обучения, средств контроля усвоения учебного материала
В соответствии со стандартами качества КО основное предназначение процедур (методик) состоит в координации различных видов деятельности, влияющих на качество, путем определения их целей и порядка выполнения. В настоящее время в системе качества непрерывного образования реализуются процедуры:
- проверки выполнения образовательными учреждениями государственного образовательного стандарта и их категоризации (аккредитация);
- выдачи разрешения на осуществление того или иного вида образовательной деятельности (лицензирование);
- установления степени освоения обучающимися или выпускниками содержания образовательных программ (аттестация выпускников, тестирование обученности);
- проверки квалификации педагогических кадров (аттестация кадров);
- экспертизы проектов, программнометодических средств.
Любая система качества функционирует посредством процессов, среди которых выделяют основные и вспомогательные.
Основные процессы на муниципальном уровне:
1) обновление и совершенствование нормативно-правовой документации;
2) создание условий для образовательной деятельности и системы непрерывного образования;
3) управление оптимальной сетью образовательных учреждений;
4) управление ресурсами (кадровыми, материальными, финансовыми, информационными, методическими); повышение ка-
дрового потенциала; организация деятельности муниципальной методической службы в условиях модернизации образования;
5) создание муниципальной системы оценки качества образования на основе контроля.
Вспомогательные процессы на муниципальном уровне:
1) инновационная деятельность, обобщение опыта лучших образовательных учреждений и педагогов;
2) интеграция дошкольного, общего, дополнительного и профессионального образования;
3) функционирование предшкольной и предпрофильной подготовки и профильного обучения;
4) мониторинг качества образования.
Для эффективного осуществления процессов того или иного вида деятельности необходимы ресурсы. Стандартами КО серии 9000 : 2000 выделяются следующие виды ресурсов: персонал, финансы, средства обслуживания, оборудование, методы и методики. Все они есть и в сфере образования.
Особенностью ресурсов в системах качества в сфере образования является то, что часть из них привлекается из других отраслей народного хозяйства (материальнофинансовые ресурсы). Другая часть создается (воспроизводится) в самой образовательной сфере (методические, информационные, кадровые, интеллектуальные ресурсы, достижения науки и передовой педагогической практики).
Являясь необходимым условием функционирования любого процесса, вида деятельности, ресурсы существенно определяют
качество конечных результатов. Так, достижение качественного образования напрямую зависит от профессиональной компетентности педагогических работников. В связи с этим особое внимание уделяется курсовой подготовке педагогов, их участию в профессиональных конкурсах («Учитель года», приоритетный национальный проект «Образование» и др.), научно-практических конференциях.
Ввиду того, что в процесс создания и внедрения системы менеджмента качества образования вовлечены все общеобразовательные учреждения района, можно выделить некоторые особенности:
- Потребители образовательных услуг (учащиеся) являются активными участниками образовательной деятельности, что определяет зависимость конечного результата от их активности, позиции, мотивации и усилий.
- Основой для принятия управленческих решений являются не только резуль-
Как видим, в 2009 г. наблюдается динамика роста по всем критериям, самое незначительное повышение - по четвертому критерию. Следовательно, необходимо активизировать работу по рациональному распределению ресурсов, разработать систему поощрения и стимулирования учителей и сотрудников за достижения в области качества образования.
Социологический опрос учащихся и их родителей позволяет определить степень удовлетворенности образовательной дея-
таты единого государственного экзамена, государственной итоговой аттестации учащихся 9-х классов, но и изучение удовлетворенности потребителей качеством образовательных услуг. В социологических опросах принимают участие учителя, учащиеся и их родители.
Таблица 2
Год проведения опроса 3 8 и £ Учащиеся Родители Всего респондентов
2007 223 396 295 914
2008 196 317 380 893
2009 145 373 352 870
Анкетирование педагогов позволяет выявить состояние СМК в ОУ и районе:
Таблица 3
тельностью, выявляет отношение учащихся к школе и взаимодействию с педколлективом, запросы потребителей. По результатам социологических исследований 2009 г. удовлетворенность родителей услугами системы общего образования составляет 78,4 % (276 человек). Положительное отношение к образовательному учреждению и педколлективу высказывают 70,7 % опрошенных (264 ученика), удовлетворены уровнем организации школьного быта 57,6 % (215 человек), уровнем дополнительных образо-
сравнение состояния сМК в Шилкинском районе Забайкальского края
№ п/п Критерий Название критерия Средний балл по вопросам критерия
2007 г. 2008 г. 2009 г.
1 Критерий 1 Роль руководства в организации работ по качеству 4,0 3,9 4,1
2 Критерий 2 Планирование в области качества 4,0 3,9 4,2
3 Критерий 3 Использование потенциала работников 3,9 3,5 4,06
4 Критерий 4 Рациональное использование ресурсов 3,0 3,3 3,4
5 Критерий 5 Организация и управление деятельностью оу 3,8 3,5 3,9
6 Критерий 6 Удовлетворённость потребителей образовательных услуг 3,5 3,2 3,5
7 Критерий 7 Удовлетворённость персонала работой в ОУ 3,4 3,1 3,4
8 Критерий 8 Влияние ОУ на общество 3,4 3,2 3,9
9 Критерий 9 Результаты работы ОУ 3,2 3,3 3,6
вательных услуг - 62,4 % (233 респондента). 105 родителей (29,8 %) волнуют проблемы требований учителей по отдельным предметам. 54 школьника (28,1 %) желают получить дополнительные знания по информатике.
- На основе методики экспресс-оценки качества образования в школе, предложен-
Данные табл. 4 показывают, что большая часть общеобразовательных учреждений района находится на втором уровне внедрения системы качества образования. Муниципальная система качества находится по первому критерию на 2-м уровне внедрения СК, по второму критерию - на 3-м уровне, по третьему -пятому критериям - на 2-м уровне, по шестому и седьмому критериям - на 3-м уровне, по восьмому критерию - на 2-м уровне.
- Проведение маркетинговых исследований позволяет более конкретно определить запросы потребителей на образовательные услуги, предоставляемые общеобразовательным учреждением. Изучение запросов потребителей образовательных услуг (ими являются государственные структуры; обучающиеся; семьи; работодатели) проводилось через опрос, анкетирование, собеседование и другие формы, в результате чего определились наиболее часто встречаемые запросы на следующие образовательные услуги: обеспечение образовательного стандарта начального, основного, среднего (полного) общего образования; реализация дошкольных образовательных программ для подготовки к школе (предшкольная подготовка); введение профильной и предпрофильной подготовки; реализация индивидуальных образовательных программ; организация сетевого взаимодействия для повышения качества об-
ной В. П. Панасюком в книге «Школа и качество: выбор будущего», в общеобразовательных учреждениях района проводится само-обследование, которое позволяет определить уровень внедрения системы качества в школе и районе [5, с. 160-162].
Таблица 4
учения; создание условий для полноценной подготовки к ЕГЭ и новой форме итоговой аттестации выпускников основной школы; дополнительные занятия по предметам и интересам.
- Развитие общественно-государственного управления образованием.
Согласно закону «Об образовании» педагог, обучающийся и его родители имеют право на участие в управлении образовательным учреждением. В ОУ района созданы советы школы, попечительские советы, являющиеся структурой государственно-общественного управления. Имеется районный попечительский совет. В большей части учреждений советы существуют формально. Наиболее действенная эффективная работа проводится в школах, принимающих участие в РКПМО: орган общественного управления определяет размер стимулирующей части новой системы оплаты труда по представлению руководителя ОУ за качественные показатели в работе, активно привлекаются к управлению школой профсоюзы и другие общественные организации.
- Создание системы мониторинга образовательного процесса, которая позволяет получить информацию, выделить проблемы, принять организационно-управленческие решения, скорректировать и спланировать деятельность по повышению качества образования.
уровень внедрения систем качества образования в Оу района
Основные шаги Уровни внедрения СК
I II III
1. Создание пакета нормативных документов и организация документооборота 3 ОУ 17 ОУ 2 ОУ
2. Подготовка (обучение) персонала - 21 ОУ 1 ОУ
3. Совершенствование организационной структуры и механизма управления школой 2 ОУ 15 ОУ 5 ОУ
4. Совершенствование ресурсного обеспечения 8 ОУ 12 ОУ 2
5. Совершенствование основных и вспомогательных процессов 7 ОУ 11 ОУ 4 ОУ
6. Внедрение рабочих процедур - 3 ОУ 19 ОУ
7. Развертывание оценочно-критериальных комплексов 4 ОУ 14 ОУ 4 ОУ
8. Внедрение механизма и инструментария оценки системы качества 2 ОУ 16 ОУ 4 ОУ
I - низший уровень; II - средний уровень ; III - высший уровень
- Использование МОУО и ОУ формы публичного доклада.
В районе определена пилотная школа по разработке и внедрению СМК. Общеобразовательные учреждения участвуют в районном и краевом конкурсах «Внутришкольные системы обеспечения качества образования». На основе Регистра, разработанного Читинским Центром мониторинга образования и обеспечения ЕГЭ, составлен Регистр качества образования как единая муниципальная информационная система сбора и обработки информации, объединяющая сведения о качестве услуг в образовательных учреждениях, муниципальной системе образования на условиях объективности, прозрачности и достоверности. Основная цель создания Регистра -управление качеством образования на основе мониторинга. Сводная информация включает в себя следующие сведения по показателям оценки качества образования: кадровый потенциал; профессиональную компетентность педагогических кадров ОУ, муниципальной системы образования; условия образовательного процесса; качество предоставляемых об-
разовательных услуг; социальное положение; состояние здоровья учащихся; условия организации воспитания; управление системой образования. Анализ данных Регистра позволяет определить состояние качества предоставляемых потребителям услуг, осуществить прогноз тенденции развития системы образования как на уровне образовательного учреждения, так и на муниципальном уровне, принять конкретное управленческое решение по улучшению качества образования.
Таким образом, идея качества образования стала ключевой идеей развития образовательных учреждений района. Накоплен достаточный опыт в области менеджмента качества образования, существенными чертами которого являются: сочетание внутренней и внешней оценки качества образования, использование технологии самообследования (самооценки) деятельности образовательного учреждения, сочетание статистических процедур и социологических, маркетинговых исследований, принятие управленческих решений на основе фактического материала.
Список литературы
1. Вальдман И. А. Ключевые аспекты качества образования: уроки международного опыта // ОКО. Оценка качества образования. 2009. № 4. С. 51-63.
2. Ильина И. В., Белова, С. Н. Категориально-понятийный аппарат, характеризующий управление качеством образования // Завуч. Управление современной школой. 2006. № 7. С. 125-131.
3. Лига М. Б. Качество жизни как основа социальной безопасности: моногр. / под ред. М. В. Константинова. М.: Гардарики, 2006. 223 с.
4. Михайлова Е. В., Андрюкова Т. В. Опыт создания региональной системы оценки качества образования в Санкт-Петербурге // Управление качеством образования: теория и практика эффективного администрирования. 2009. № 6. С. 44-51.
5. Панасюк В. П. Школа и качество: выбор будущего. СПб.: КАРО, 2003. С. 384.
6. Сериков В. В. Индивидуализация управления качеством в образовательном учреждении // Модернизация управления образовательным учреждением: метод. пособие / под ред. В. В. Серикова, Т. В. Черниковой. М.: АПКиПРО, 2005. 162 с.