Научная статья на тему 'Роль маркетинговых исследований и социологического опроса в управлении качеством образования'

Роль маркетинговых исследований и социологического опроса в управлении качеством образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
413
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАРКЕТИНГОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ОПРОС / УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ / MARKETING INVESTIGATIONS / GALLUP POLL / EDUCATION QUALITY CONTROL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рюхова Нина Федоровна

Статья посвящена вопросам проведения социологического опроса и маркетинговых исследований на муниципальном уровне в условиях инновационного развития российской системы образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Рюхова Нина Федоровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Role of interview and marketing research in education quality control

The article is devoted to the problems of Gallup poll and marketing researches on the municipal level in terms of innovative development of Russian educational system.

Текст научной работы на тему «Роль маркетинговых исследований и социологического опроса в управлении качеством образования»

ПЕДАГОГИКА

УДК 370.1

ББК Ч 31.2

Н. Ф. Рюхова

г. Шилка

Роль маркетинговых исследований и социологического опроса в управлении качеством образования

Статья посвящена вопросам проведения социологического опроса и маркетинговых исследований на муниципальном уровне в условиях инновационного развития российской системы образования.

ключевые слова: маркетинговые исследования, социологический опрос, управление качеством образования.

N. F. Ryukhova

Shilka

Role of interview and marketing research in education quality control

The article is devoted to the problems of Gallup poll and marketing researches on the municipal level in terms of innovative development of Russian educational system.

Key words: marketing investigations, Gallup poll, education quality control.

Инновационное развитие российского образования определяет особую актуальность проблемы повышения качества учебно-воспитательного процесса в общеобразовательном учреждении. Становится очевидным, что эффективность социализации личности определяется не только качеством знаний выпускника ОУ. Одним из ключевых критериев успешности адаптации личности в современное общество в условиях рыночной экономики становится её конкурентоспособность [4, c. 77]. Следовательно, особую актуальность приобретает проблема повышения качества подготовки конкурентоспособного выпускника общеобразовательного учреждения.

В связи с этим в 2006 г. на основе принципов всеобщего управления качеством начата разработка проекта системы качества образования на муниципальном уровне и уровне ОУ, который с 2007 г. внедряется в Шилкинском райо-

не Забайкальского края. В данном процессе принимают участие все общеобразовательные учреждения района. Большая часть из них находится на первом уровне внедрения системы качества образования: подготовлен пакет нормативных документов, обучается персонал, совершенствуется организационная структура и механизм управления школой. Одним из источников информации относительно качества образования на муниципальном и школьном уровнях является обратная связь со всеми, кто вовлечен в образовательную деятельность: учащимися, их родителями, педагогами и администрацией ОУ. Социологический опрос и маркетинговые исследования — наиболее надёжные и достоверные источники информации, которую можно использовать для управления качеством образования. При этом сбор информации осуществляется в короткий срок, что немаловажно.

С целью определения состояния системы менеджмента качества образования и степени удовлетворённости потребителей качеством образовательных услуг в ОУ Шилкинского района проводится социологический опрос на основе предложенных Читинским Центром мониторинга образования и обеспечения ЕГЭ анкет: «Экспресс-оценка состояния системы менеджмента качества образования», «Удовлетворённость потребителей качеством образовательных услуг». Данные анкеты предназначены для сбора информации о функционировании и развитии муниципальной и школьных систем обеспечения качества образования [2, с. 95]. Методика экспресс-оценки позволяет оперативно определить качество текущей деятельности и развития общеобразовательных учреждений, а также муниципальной системы образования в интересах осуществления более эффективной управленческой деятельности.

В 2008 г. в социологическом опросе приняли участие 272 учителя из 22 школ района. Им было предложено оценить по 5-балльной шкале утверждения, относящиеся к девяти критериям. К примеру, критерий 1 «Роль руководства в организации работ»:

1. Высшее руководство лично и активно вовлечено в обсуждение целей и планов ОУ.

2. Все руководители ОУ лично поддерживают процесс улучшения деятельности отдельных учителей, групп и подразделений.

3. Руководители ОУ выделяют время для встреч с учителями, сотрудниками, учащимися.

4. Руководители ОУ выделяют время для

встречи со своими потребителями (родителями, представителями вузов, ссузов, учреждений НПО и т.д.) и поставщиками (д/садами),

организаторами предшкольного образования.

Данные социологического опроса в сравнении за три года представлены в таблице 1:

Сравнение состояния СМк в Шилкинском районе Забайкальского края

Таблица 1

№ п/п критерий Название критерия Средний балл по вопросам критерия

2006 год 2007 год 2008 год

1 Критерий 1 Роль руководства в организации работ по качеству 4,2 4,0 3,9

2 Критерий 2 Планирование в области качества 4,3 4,0 3,9

3 Критерий 3 Использование потенциала работников 4,1 3,9 3,5

4 Критерий 4 Рациональное использование ресурсов 3,1 3,0 3,3

5 Критерий 5 Организация и управление деятельностью ОУ 4,0 3,8 3,5

6 Критерий 6 Удовлетворённость потребителей образовательных услуг 3,5 3,5 3,2

7 Критерий 7 Удовлетворённость персонала работой в ОУ 3,5 3,4 3,1

8 Критерий 8 Влияние ОУ на общество 3,2 3,4 3,2

9 Критерий 9 Результаты работы ОУ 3,1 3,2 3,3

Как видим, в 2008 г. наблюдается динамика роста по четвёртому и девятому критериям, по остальным — снижение показателей. Следовательно, необходимо активизировать работу по повышению качества образования, развивать государственно-общественное управление, обеспечить информированность работников ОУ и потребителей образовательных услуг, управленческие решения принимать на основе результатов внутреннего аудита.

Социологический опрос «Удовлетворённость потребителей качеством образовательных услуг» позволяет определить степень удовлетворённости учащихся и их родителей образовательной деятельностью, выявляет запросы потребителей. Общее количество респондентов в 2007 г. — 697 (родители — 380 и учащиеся 9 и 11 классов — 317); в 2008 г. — 544 (родители — 352 и учащиеся 9 и 11 классов — 192). Количество анкет-брак: в 2007 г. — 1,32 %, в 2008 г. — 0,79 %. Качество образовательных услуг предлагалось оценить по четырём группам критериев:

1) социокультурное, психическое и физическое развитие школьников;

2) функционирование образовательного процесса;

3) качество созданных в общеобразовательном учреждении условий;

4) социальный статус школы.

Отвечая на вопрос первого критерия анкеты «Какие качества следует формировать у учащихся прежде всего, чтобы им легче жилось в условиях рынка?», респонденты отдали предпочтение развитию следующих качеств: коммуникабельность; широкий кругозор; смелость, уверенность в себе, культура поведения; честность, порядочность. По второму критерию большинство учащихся и их родителей (390 человек, 71,6 %) высказали удовлетворение качеством образовательных услуг. Количество человек, ответивших «нет» — 57 (10,4 %), «затрудняюсь ответить»

— 97 (18 %). На вопрос «В какой информации, связанной с получением дополнительных знаний, вы нуждаетесь больше всего?», в основном учащиеся выделили предметы: «информатика» (28,1 %), «история» (20,8 %), «медицина» (17,1 %), «управление автомобилем» (16,6 %), что можно рассматривать как запрос потребителей, права которых ограничены неудовлетворением спроса на образовательные услуги. Удовлетворение же прав потребителя становится, по мнению А. Бердошкевича, результатом равновесия спроса и предложения на рынке образовательных услуг [1, с. 28]. Качеством созданных в школе условий (критерий 3): уровнем преподавания и содержанием образования — удовлетворены учащиеся и их родители в ОУ, участвующих в РКПМО; уровнем преподавания, состоянием

школьных помещений — в ОУ, не участвующих в проекте. В целом проблема качества образования волнует учащихся больше, чем их родителей (34,3 % и 27,5 % соответственно). Согласно вопросам четвёртого критерия, 54 % респондентов считает, что их школа лучшая. В ней удобно общаться со сверстниками, получать новые знания и готовиться к единому государственному экзамену.

Результаты данного социологического опроса ставят ряд проблем, которые необходимо решить: информированность населения о работе ОУ, его развитии и перспективе (публичный доклад, связь со СМИ), неразвитость рынка образовательных услуг (расширение спектра дополнительных образовательных услуг), несовершенство системы управления ОУ (повышение эффективности внутришкольного мониторинга). Важность и своевременность проведённых опросов неоспорима: они обеспечивают поддержку принятия управленческих решений и повышают их обоснованность.

Для получения более конкретных данных о реальных запросах потребителей образователь-

ных услуг впервые были проведены маркетинговые исследования. Маркетинг (marketing — англ. рынок) — это изучение и формирование потребностей потребителей и удовлетворение их более эффективными методами, чем конкуренты. Форма исследования была предложена также Читинским центром мониторинга образования и обеспечения ЕГЭ. Основными направлениями данного маркетингового исследования стали:

— перечень потребителей образовательных услуг;

— изучение запросов потребителей образовательных услуг;

— перечень партнёров образовательных учреждений;

— основные задачи деятельности партнёров;

— ресурсы и продукты образовательной деятельности.

В результате определились основные потребители образовательных услуг: государственные структуры; обучающиеся; семья; работодатели (см. таблицу 2).

изучение запросов потребителей образовательных услуг

Таблица 2

п/п

потребители образовательных услуг в вашем МР

какие запросы поступили от потребителей

каким способом вы получили информацию по запросам

какой образовательной услугой ответили на запрос

Государственные

структуры:

- органы законодательной и исполнительной власти;

- органы управления образованием;

Получение качественного полного среднего образования всеми учащимися, повышение уровня воспитанности учащихся. Повышение качества образования и уровня воспитанности учащихся, повышение эффективности использования различных видов ресурсов (образовательных, кадровых, материальных, методических и др.). Повышение качества профориентационной работы, диагностика творческих способностей и наклонностей детей, укрепление сотрудничества между ОУ разного уровня

Опрос

Расширение спектра дополнительных образовательных услуг (факультативные занятия, элективные курсы, кружки, индивидуальная работа с учащимися). Работа по программам «Качество образования», «Воспитание школьников»

Опрос, собеседование, совещание руководителей ОУ.

Предшкольная подготовка. Ранняя профориентация учащихся. Расширение спектра дополнительных образовательных услуг (факультативы, элективные курсы, кружки). Летние ремонтные и сельскохозяйственные бригады

Опрос, собеседование

- ОУ разного уровня (ОУ района, ПУ-16 г Шилка, ПЛ-15 п. Первомайский)

2. Обучающиеся

ИКТ

Автодело

Углубленное изучение предметов (по выбору).

Анкетирование,

опрос

Опрос

Анкетирование

Продолжение таблицы 2

Создание коммерческих ИТ-групп от ТУСУРа (Шилкинская СОШ № 2). Внедрение курса технологии (автодело) в учебный план школы (СОШ № 1, 2 г Шилка и МУК п. Первомайский). Расширение спектра дополнительных образовательных услуг (факультативы, элективные курсы, кружки)

Семья

Получение качественного полного среднего образования всеми учащимися, повышение уровня воспитанности учащихся

Основы психологии взаимоотношений

Устройство детей в ОУ от 5 лет

Сохранение здоровья детей

Работодатели:

- организации

- предприятия -сфера обслуживания

Повышение потенциала выпускника, его знаний и умений. Занятость учащихся

Собеседование,

опрос

Использование новых УМК, расширение спектра дополнительных образовательных

Согласно приведённой таблице, запросами потребителей образовательных услуг являются:

— обеспечение образовательного стандарта начального, основного, среднего (полного) общего образования;

— реализация дошкольных образовательных программ для подготовки к школе (предшколь-ная подготовка);

— введение профильной и предпрофильной подготовки;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— реализация индивидуальных образовательных программ;

— организация сетевого взаимодействия для повышения качества обучения;

— создание условий для полноценной подготовки к ЕГЭ и новой форме итоговой аттестации выпускников основной школы;

— дополнительные занятия по предметам и интересам.

Выявлены основные партнёры участников СОКО Шилкинского района: ДЮСШ, Дом культуры, Дом детского творчества, школа искусств, Дом детства и юношества, музыкальная школа, библиотека — потенциал которых необходимо использовать в работе по повышению качества образования. По мнению респондентов, задачи деятельности партнеров следующие:

— развитие индивидуальных способностей учащихся;

— работа с одаренными детьми;

— реализация профильного обучения;

— обеспечение внеурочной занятости детей;

— формирование здорового образа жизни;

— формирование навыков участия в культурно-массовых мероприятиях;

— организация начальной профессиональной подготовки [2, с. 143].

В ходе исследования определены продукты образовательной деятельности: банк данных об интересах учащихся; методические разработки; инновационный опыт школы; аналитические справки о спортивной и культурно-массовой работе; протоколы спортивных соревнований. В качестве ресурсов образовательной деятельности названы спортивный зал, кабинеты, коллектив учителей, актовый зал, библиотека, столовая, компьютерный класс, школьный автобус.

Маркетинговые исследования помогли не только определить запросы потребителей образовательных услуг, выявить социальных партнёров, но и способствовали реализации

принципов Всеобщего управления качеством: ориентация на потребителя, взаимовыгодные отношения с поставщиками, принятие управленческих решений на основе конкретных фактов и др. Систематическое проведение социологического опроса и мониторинговых исследований будет способствовать более эффективному управлению качеством образования, позволит вносить позитивные изменения в деятельность общеобразовательных учреждений, так как «главная цель любого органа управления образованием — приводить подведомственную систему образования в соответствие с изменяющимися запросами субъектов внешней среды» (Л. И. Фишман) [3, с. 7].

Библиографический список

1. Бердашкевич А. Потребитель образовательных услуг на российском рынке // Народное образование. 2008. № 4. С. 27 —31.

2. Качество общего образования в Забайкальском крае: состояние, тенденции,

проблемы и перспективы: четвёртая версия ежегодного аналитического доклада. Чита: ЗабКИПКРО, 2009. 148 с.

3. Фишман Л. И. «Чемоданы» органов управления образование // Журнал руководителя управления образованием. 2008. С. 7—14.

4. Харисов Т., Харисова А. Комплексный мониторинг качества подготовки конкурентоспособного выпускника образовательного учреждения // Педагогическая диагностика. 2008. № 4. С. 77-86.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.