УДК 338:504.062
НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ МЕХАНИЗМОВ МИНИМИЗАЦИИ ВЫБРОСОВ ПАРНИКОВЫХ ГАЗОВ В ТЕЧЕНИЕ ЖИЗНЕННОГО
ЦИКЛА ЗДАНИЯ
Крутилова М.О.
ФГБОУ ВО БГТУ им. В.Г. Шухова, кафедра экспертизы и управления недвижимостью (структурное подразделение), 308012, г. Белгород, ул. Костюкова 46, е-шаД: [email protected]
Аннотация. Влияние выбросов парниковых газов в строительной отрасли на окружающую среду получает все большее внимание как от промышленной индустрии, так и от государства, которые признают, что выбросы от строительного сектора составляют значительную часть наносимого вреда окружающей среде. Фактически, на строительство зданий и их эксплуатацию приходится до 30% годовых выбросов парниковых газов в мире, включая автотранспорт, которые обычно измеряются в углеродном эквиваленте. Выбросы происходят на всех этапах жизненного цикла здания и подразделяются на аккумулированные выбросы во время стадии строительства, реконструкции, капитального ремонта или сноса и эксплуатационные выбросы углерода на стадии эксплуатации здания или сооружения, каждый из которых по-разному влияет на жизненный цикл углерода в зависимости от характеристик здания. Реализация строительного производства с позиции экоориентированного ценообразования, совершенствование системы сметного нормирования, позволит действенно и эффективно выявлять экономически оптимальную структуру строительного комплекса любого масштаба и значимости с позиции минимизации выбросов парниковых газов в течение жизненного цикла здания, материально сблизить интересы участников инвестиционно -строительных проектов и органов государственной власти в оценке и реализации практических мер по ресурсосбережению и охране окружающей среды в строительном комплексе страны.
Ключевые слова: устойчивое развитие, жизненный цикл здания, экоориентрованное строительство, минимизация выбросов парниковых газов.
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время вопрос о сокращении выбросов парниковых газов на всех стадиях жизненного цикла зданий имеет международное значение и рассматривается исследователями из разных стран. Однако сведение к минимуму овеществленного углерода является сложной задачей и требует оценки последствий механизмов сокращения выбросов углерода, возникающих на различных этапах жизненного цикла.
На долю строительной отрасли приходится до 30% годовых выбросов парниковых газов (ПГ), что делает ее одним из семи основных источников процесса усиления эффекта глобального потепления. Согласно программе Организации объединенных наций по окружающей среде (ЮНЕП) без существенного повышения энергоэффективности зданий, нынешний всплеск урбанизации может привести к удвоению выбросов ПГ, связанных со строительной промышленностью в ближайшие 20 лет [1]. Согласно Киотскому протоколу к ПГ относятся шесть газов с доказанным воздействием на глобальное потепление, включая углекислый газ (СО2), метан (СН4), закись азота (N20), гидрофторуглероды (HFCs), перфторуглероды (PFCs) и гексафторид серы (SF6). Углекислый газ (С02), метан (СН4) и закись азота (N20) вносят значительно больший вклад в глобальное потепление, чем другие ПГ, и составляют около 97% от общего потенциала глобального потепления. Для количественной оценки и представления отчетности об общем воздействии глобального потепления, связанного с выбросами парниковых газов, обычно используется совокупная мера, известная как углеродный эквивалент (УЭ). Углеродный эквивалент оценивается путем преобразования всех ПГ в эквивалентное значение двуокиси углерода, что приводит к аналогичному воздействию на глобальное потепление [2]. Для анализа воздействия выбросов ПГ в строительной отрасли в работе использовалась информация об эквивалентном значении углерода.
АНАЛИЗ МЕТОДОВ ОЦЕНКИ ВЫБРОСОВ ПАРНИКОВЫХ ГАЗОВ
Экологическая оценка выбросов производится на разных стадиях ЖЦ проекта: от добычи сырья (I) для производства строительных материалов, изделий и конструкций (СМиК) (II) и стадии разработки проектной документации до окончания срока службы объекта (V). Кроме того,
между стадиями, как правило, существует транспортная взаимосвязь, создающая дополнительные выбросы, которые следует учитывать при оценке (рис. 1). Каждая оценка имеет собственные цели, задачи, бенефициаров, участников строительства, однако объединяет разные этапы эко оценки инструментарий и методология количественной оценки и аккумулирования углеродного эквивалента (рис. 2). Это делает вопросы совершенствования насущными актуальными и обладающими существенным исследовательским потенциалом.
"Процесс транспортировки сопровождает все стадии ЖЦ здания
Рис. 1. Стадии жизненного цикла здания
40-60 ЛЕТ ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ ЗДАНИЯ
Рис. 2. Энергозатраты и выбросы ПГ в течение жизненного цикла здания: 1 - накопленные выбросы ПГ; 2 - выбросы от эксплуатационных процессов (отопление, освещение,
вентилирование, работа оборудования и т.д.)
При классификации выбросов ПГ выделяют две общие группы: воплощенные и эксплуатационные. Воплощенный углерод определяют, как исходные выбросы, возникающие на стадиях 1-Ш ЖЦЗ, которые представляют собой энергию, потребляемую в процессе приобретения сырья, его переработки, производства строительных материалов и конструкций, транспортировки на площадку, и сам процесс строительства. Согласно [3] исходные (воплощенные) выбросы можно разделить на прямые и косвенные. Прямые выбросы связаны с транспортировкой строительных материалов, конструкций и изделий на стройплощадку, а также со строительными процессами (в том числе работой машин и оборудования). Энергозатраты на стадии строительства включают не только выбросы при сборке и монтаже строительных конструкций на площадке, но и при предварительной сборки за пределами площадки (изготовление строительных конструкций на заводе, при производстве которых потребляется энергия, транспортировка) [4]. Косвенные выбросы связаны с приобретением, обработкой и производством строительных материалов, включая любые перевозки, связанные с этими видами деятельности, поэтому они в основном возникают на стадиях производства строительных материалов, а также при реконструкции ремонте и сносе. Перечень строительных ресурсов разнообразен и в России содержит около 100 тысяч позиций [5], 85% которых относятся к материалам и конструкциям, согласно Федеральной государственной информационной системе ценообразования в строительстве (ФГИС ЦС). При
анализе ЖЦЗ следует учитывать, что некоторые из этих ресурсов, могут иметь продолжительность ЖЦ меньше, чем у здания в целом. В результате необходимо производить их замену в течение срока службы здания, а также регулярное обслуживание. Выбросы, связанные с таким ремонтом и заменой, восстановлением, обслуживанием, учитываемые в течение всего срока службы здания, принято учитывать, как рецидивирующие выбросы, которые относят к категории воплощенных [4]. Эксплуатационные выбросы включают выбросы углерода, возникающие на стадии эксплуатации объекта при поддержании внутренней среды.
Эксплуатационные и воплощенные выбросы углерода в течение всего ЖЦЗ могут значительно варьироваться в зависимости от типа и назначения здания, а также иных факторов, как местоположение, климат, вид используемого топлива, экологичность строительных материалов и т.д. В связи с этим в международных исследованиях отмечается, что доля воплощенного углерода в ЖЦ типовых зданий колеблется от 20% до 80% (офисные и жилые здания) [6, 7]. Также многие исследователи отмечают, что энергозатраты на стадии строительства объекта, тесно связанные с выбросами углерода, занимают существенную долю в общих энергозатратах ЖЦЗ и составляют до 40-60% [7, 8]. С другой стороны, учитывая современные более жесткие требования к энергоэффективности, предъявляемые строительными нормами и правилами, и как следствие повышение количества и качества инноваций этой области, наблюдается сокращение доли эксплуатационных выбросов в ЖЦ возводимых объектов. Сокращение доли эксплуатационных выбросов и последующее увеличение относительной значимости выбросов на стадиях строительства и окончания срока службы способствует к смещению фокуса исследований в сторону изучения стратегий по сокращению воплощенных ПГ в зданиях, в том числе на стадии строительства, как одной из наиболее энергоемких.
ЦЕЛЬ И ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ
Целью исследования является выявление наиболее распространенных и значимых методов оценки воплощенного углерода зданий, как перспективного направления дальнейших исследований на основе результатов обзора международных экономических механизмов минимизации выбросов парниковых газов в течение жизненного цикла здания.
В современном эколого-экономическом анализе основное внимание уделяется механизмам снижения выбросов, связанных с конструктивными элементами здания. Однако большинство обсуждаемых концепций являются общеприменимыми и могут использоваться на стадии проектирования и планирования, в том числе при расчетах минимизации выбросов от неструктурных компонентов здания. Несмотря на то, что основное внимание в статье уделяется методам сокращения и оценки воплощенного УЭ, реализуемых на стадиях проектирования и строительства, окончательное решение о реализации предлагаемых механизмов должно приниматься путем рассмотрения итоговых значений общего УЭ в течение ЖЦ здания. На основании анализа международных исследований были выявлены основные направления механизмов снижения выбросов:
— использование низкоуглеродистых материалов;
— повторное использование строительных материалов, изделий и конструкций;
— рециклинг и минимизация использования строительных материалов;
— логистическая локализация и сокращение транспортных издержек;
— оптимизация строительных процессов с позиции комплексных экономико-технико-экологических критериев.
ОСНОВНОЙ РАЗДЕЛ
Низкоуглеродистые материалы. Проектировщики, как правило, вынуждены выбирать в процессе проектирования из ограниченного числа альтернативных материалов, доступных для каждого структурного и неструктурного элемента в здании, рассматривая их эффективность в соответствии с техническими требованиями [9]. Именно на этом этапе при выборе материалов, изделий и конструкций можно минимизировать косвенные воплощенные выбросы и снизить уровень УЭ в зданиях. Косвенные выбросы могут значительно варьироваться в зависимости от типа сырьевого материала, местоположения карьеров и требуемого вида транспорта, углеродоемкости процессов добычи и переработки материалов, применяемых методов строительства, операций рециклинга, и отдаленности мест захоронения отходов в строительства.
Выбор материалов для зданий с низким уровнем выбросов ПГ должен выполняться путем сравнения влияния типа материала на протяжении всего ЖЦ, что также объясняет различия в требованиях к транспортировке, строительству и окончанию срока службы различных материалов
[10]. Кроме того, из-за влияния строительных материалов на эксплуатационные потребности в энергии здания, в процессе выбора необходимо оценивать и учитывать этот фактор. В литературе получили широкое распространение работы, связанные с изучением влияния материалов на выбросы в течение ЖЦ здания и возможности минимизации УЭ от строительства путем выбора низкоуглеродистых материалов. Из числа международных исследователей следует отметить Димуди Аргиро (Университет Демокрита во Фракии, Греция), который определил, что наибольшая доля энергозатрат на стадии строительства приходится на конструкционные материалы (бетон и арматурная сталь), составляющие около 60% - 65% от общих энергозатрат
[11]. Группа исследователей из университета Йонсей, Корея (Taehoon Hong, Changyoon Ji, Hyo Seon Park) выявили, что небольшие изменения в типе материала могут значительно повлиять на УЭ конструкции, например, в зависимости от класса используемого бетона и арматуры выбросы от использования той или иной ж/б конструкции могут измениться до 40% [12]. Немало исследований подтверждает эту концепцию: Муссави Надушани (Университет Нового Южного Уэльса, Австралия) предположила, что количество энергозатрат и соответственно выбросов изменяется не только от типа выбранного материала, но и от других параметров конструкции (объемно-планировочные и конструктивные решения), которые влияют на материалоемкость строительства [13]. Кроме того, результаты этого исследования показали, что выбор низкоуглеродистых материалов и конструктивных схем здания на основе минимальной оценки воздействия выбросов парниковых газов на стадии строительства может привести к повышению показателей углеродосодержания на всем ЖЦ здания. Поэтому выбор наилучших структурных материалов и конструктивных схем для сокращения выбросов углекислого газа должен основываться на оценке воздействия выбросов на весь ЖЦ, а не только отдельных его стадии. Помимо сравнения выбросов ПГ при выборе материала из существующих вариантов, некоторые исследования предлагают механизмы по сокращению углеродного воздействия путем: снижение УЭ в материалах за счет использования переработанных материалов, отходов или побочных продуктов в их составе и разработки новых низкоуглеродных материалов [14]. Среди разнообразия строительных материалов большое внимание уделяется цементу и бетону для уменьшения выбросов за счет частичного использования отходов, побочных продуктов производства, а также альтернативных низкоуглеродистых сырьевых компонентов и технологии производства цемента и бетона [15]. Значительное внимание вызвано в связи с существенной долей цементной индустрии в мировых выбросах, что составляет до 7% от всего промышленного УЭ. Еще одним альтернативным низкоуглеродистым строительным материалом является кирпич, произведенный по отходосодержащим технологиям, позволяющим снизить затраты на его производство на 60-70% [16].
В представленных выше вариантах создания низкоуглеродистых материалов исследователи отмечают, что выбор материалов для сокращения выбросов на ранних стадиях ЖЦ здания должен проводиться с учетом целого ряда экологических, технических и логистических факторов, разработке методологических основ количественной оценки которых, вместе со стоимостными и эксплуатационными показателями, уделяется повышенное внимание современном институтом экологического аудита.
Повторное использование строительных материалов, изделий и конструкций. На
рисунке 3 схематично показаны основные источники выбросов ПГ по мере прохождения стадий ЖЦ здания, а также возможность сохранения на том же уровне воплощенного углекислого газа после окончания срока службы здания. Как показано, выбросы ПГ постепенно увеличиваются с переходом на следующую стадию по мере роста дополнительных энергозатрат, что позволяет представить УЭ здания, сооружения, накапливающимся итого по мере движения строительных материалов через различные этапы обработки, изготовления, монтажа и сборки [17]. По завершению зданием своего срока службы накопленный УЭ должен быть минимизирован по средствам рециклинга СМиК, максимально используемого в процессе демонтажа, реновации и реконструкции объекта. Минимизация УЭ может осуществляться, в том числе, рациональным выбором альтернативного варианта существования объекта строительства за пределами ЖЦ (реконструкция, капитальный ремонт, снос и т.д.). На рисунке 3 представлен выбор оптимальной
стратегии минимизации УЭ строительных объектов при выборе вариантов существования зданий за пределами ЖЦ с учетом сокращения, рециклингом аккумулированных УЭ и приобретением новых в процессе создания повторно-используемого объекта строительства, имеющего собственный ЖЦ, различающийся для вариантов реконструкции, капитальный ремонта, сноса и т.д. Кроме того обязателен учет дополнительных УЭ, сопряжённых с демонтажем объекта и его отдельных конструкций и складированием и захоронением отходов. Как показывают исследования в большинстве случаев эколого-экономическая эффективность реконструкции и реновации существенно выше нового строительства [17]. Международные и российские исследователи подчеркивают, что рециклинг наиболее распространенных строительных материалов (бетона, стали и др.) является одной из наиболее эффективных стратегий сокращения выбросов и затрат, связанных с транспортировкой и захоронением мусора на удаленных полигонах, уменьшением потребности в полигонах [18].
Рис. 3. Выбросы ПГ по мере прохождения стадий жизненного цикла здания
Рециклинг материалов и компонентов является эффективной альтернативной стратегией реализации стадии окончания срока службы здания, позволяя сохранить материалы, энергозатраты, и сохранить уровень вредных выбросов, уже нанесенный окружающей среде. В литературе достаточно исследований, описывающих технические аспекты, преимущества и затраты, необходимые для повторного использования материалов и строительных конструкций [19, 20]. Если в процессе проектирования соблюдается концепция устойчивости и проект учитывает выбросы на всех стадиях ЖЦ, то большинство структурных элементов типового здания могут остаться в работоспособном техническом состоянии к концу срока службы и будут пригодны для повторного использования для аналогичных или других вариантов использования. Возможность повторного использования материалов и реализация стратегий утилизации могут существенно влиять на УЭ и должны учитываться на стадии проектирования объектов, способствуя переходу на низкоуглеродное строительство.
Рециклинг и минимизация использования строительных материалов. Овеществленные выбросы при строительстве прямо пропорциональны количеству материала, используемого в процессе строительства, поэтому сравнение альтернативных материалов и технологий должно выполняться с позиций эколого-экономической эффективности. На количество и перечень необходимых материалов влияют конструктивные и объемно-планировочные решения, поэтому их рациональной вариацией можно добиваться существенной минимизации расходов строительных материалов и, как следствие, сокращению сопряженного УЭ. Оптимальные решения в проектировании, не завышающие запасы прочности здания, способствуют минимизации расходов строительным материалов и конструкций, что приведет к значительному сокращению выбросов. В течение нескольких десятилетий проектирование конструкций с запасом прочности (повышенной материалоемкостью) было одним из основных принципов инженерного проектирования, связанного с существенным недостатком методик определения фактического напряженно-деформированного состояния и индивидуализации расчетных схем конструкции. В настоящее время информационные технологии проектирования, BIM, технологии моделирования натурных условий эксплуатации конструкций зданий и сооружений произвольного назначения и
объема позволяют довести запас прочности, закладываемый в проектное решение до рационально обоснованного минимума, индивидуального определяемого для каждой отдельной конструкции и условий ее работы [21, 22]. Минимизацию материалоемкости объемно-планировочных и конструктивных решений можно рассматривать как эффективную стратегию минимизации УЭ здания. Муссави Надушани и другие исследователи на примере арматуры определили, что сведение к минимуму потерь, достигнутых за счет компьютерного совершенствования технологий изготовления арматурных изделий, привело к уменьшению примерно на 8% в общем количестве использованного материала и на 50% образующихся отходов.
Локализация строительной логистики и сокращение транспортных издержек. Выбросы, связанные с доставкой СМиК на объект строительства, вносят существенный вклад в накопление УЭ в течение ЖЦ зданий. Важность учета строительной логистики на этапе проектирования возводимого объекта и сопутствующей оценки его УЭ отражена в работах Алиреза Ахмадиан (Университет Нового Южного Уэльса, Австралия), Мария Хесус Гонсалес (университет Политекника де Мадрид, Испания), Хуэй Ян, Кипинг Шен (Гонконгский политехнический университет, Китай) и др. Структура логистической цепи поставок материалов может существенно влиять на транспортные требования и, следовательно, транспортные выбросы. Дискретное производство материальных ресурсов классифицируется как ориентированное на массовое производство (Made-To-Stock) и ориентированное на заказ с позаказной калькуляцией затрат: конструирование (Engineered-To-Order), изготовление (Assembled-To-Order), сборка на заказ (Made-To-Order), которые имеют отличающиеся структуры цепочек поставок и, следовательно, различные последствия от выбросов [20, 23]. Следует отметить, что оптимизация строительной логистики не является самоцелью и окончательное решение о выборе материалов и поставщиков должно приниматься с учетом комплекса технико-экономических и экологических факторов.
Оптимизация строительных процессов с позиции комплексных экономико-технико-экологических критериев. Одним из факторов, способствующих увеличению УЭ в ЖЦЗ, является эксплуатация экологически неэффективного строительного оборудования, машин и механизмов. Общая экологическая эффективность в этом аспекте достигается с помощью различных подходов: тайм-менеджмент оборудования с целью сокращения времени его простоя, оценка стоимости владения оборудованием с учетом наносимого экологического ущерба [24], оптимизация логистических цепочек, сокращающая протяженность внутриплощадочной и внешней маршрутной сети. Среди строительных работ, сопряженных с наименее экологически эффективной логистикой и, как следствие, имеющих существенный потенциал оздоровления проекта, большинством исследователями отмечаются земляные, бетонные и монтажные. В работе исследователей Анжелы Акра Гуггемос и Арпада Хорвата (Государственный университет Колорадо, Университет Калифорнии, США) отмечено что для ряда строительных проектов совокупный экологический ущерб составляет до 80% всего экологического ущерба строительной стадии ЖЦ [25]. Несмотря на важность и значимость вопроса в настоящее время отсутствует достаточно исследований по технологической оптимизации строительных процессов. К примеру, оптимизация технологического сопровождения процесса бетонирования способствует существенно более эффективному использованию транспортных средств и бетононасосов, топливоемкость которых вносит весомый вклад в общий объем внутриплощадочных выбросов ПГ. Значительное сокращение выбросов на строительной стадии может быть достигнуто за счет оптимизации расположения монтажных механизмов в объеме строительной площадки с учетом минимизации совокупного пробега рабочих органов подъемно-транспортных машин [26].
ВЫВОДЫ
В ходе анализа существующих международных исследований можно отметить, что в последнее время механизмы минимизации УЭ зданий обладают существенным прикладным и исследовательским эколого-экономическим потенциалом, являясь действенным и эффективным инструментом комплексной экологической оптимизации жизненного цикла здания. В работе выделены пять различных областей потенциального приложения указанных механизмов минимизации ПГ (на стадиях строительства I-III и конечной стадии): использование низкоуглеродистых материалов; повторное использование строительных материалов, изделий и конструкций; рециклинг и минимизация использования строительных материалов; логистическая
локализация и сокращение транспортных издержек; оптимизация строительных процессов с позиции комплексных экономико-технико-экологических критериев.
В тоже время не снижающуюся остроту вопросов комплексной оценки экологической эффективности экологической оценки ЖЦ здания подчеркивает взаимозависимость этих процессов и возможные синергетические эффекты их комплексной оптимизации. Рациональное совмещение мероприятий по повышению экологической эффективности строительства и эксплуатации здания вместе с эколого-экономической оценкой стоимости владения оборудованием, материалами и возводимым строительным объектом могут стать инновационным прогрессивным подходом в экоориентированном ценообразовании, соответствующим концепции устойчивого развития.
Стоит отметить значимость надежных и практических методов оценки воплощенного УЭ зданий на проектной стадии в качестве предпосылки для оценки эффективности механизмов сокращения выбросов, обеспечивающих системный подход на всех стадиях жизненного цикла здания [27]. Для лучшего понимания тенденций и их увязки с достижениями в других смежных областях необходимы дальнейшие исследования, включая более подробный наукометрический анализ.
ПЕРСПЕКТИВЫ ДАЛЬНЕЙШИХ ИССЛЕДОВАНИЙ
Эффективным инструментом минимизации выбросов парниковых газов в течение жизненного цикла здания является внедрение экологического критерия в систему ценообразования в строительстве. Совершенствование системы ценообразования с позиции устойчивого развития, включающее организационно-экономические и нормативно-регулирующие мероприятия, характеризуется комплексностью и многоуровневостью:
— на микроуровне проводится эколого-экономический анализ применяемых проектных решений в строительстве, выбор наименее экологически опасных вариантов практической реализации конкретных строительных проектов;
— на мезоуровне осуществляется экологический мониторинг, анализ и эффективное управление градостроительной политикой, реализуемой муниципальными и федеральными образованиями, направленной на минимизацию экологического вреда, наносимого окружающей среде (ОС) региональным строительным комплексом;
— на макроуровне проводится сбор, анализ, систематизация статистических показателей экологического ущерба наносимого ОС строительной отраслью в целом, а также корректировка на этой основе федеральных инвестиционных программ в строительстве, введение в практический оборот института экологического аудита проектно-сметной и организационно-технологической документации [28].
Реализация строительного производства с позиции экоориентированного ценообразования, совершенствование системы сметного нормирования, позволит действенно и эффективно выявлять экономически оптимальную структуру строительного комплекса любого масштаба и значимости с позиции минимизации глобального экологического ущерба, материально сблизить интересы участников инвестиционно-строительных проектов и органов государственной власти в оценке и реализации практических мер по ресурсосбережению и охране ОС в строительном комплексе страны.
ЛИТЕРАТУРА
1. Intergovernmental Panel on Climate Change (IPCC). IPCC Fourth Assessment Report: Climate Change 2007 (AR4); IPCC: Cambridge, UK. - 2007.
2. United Nations Environment Programme (UNEP). Building and Climate Change: Summary of Desicion-Makers; UNEP: Washington, DC, USA. - 2009.
3. ГОСТ Р ИСО 14064-1-2007 (ISO 14064-1:2006) «Газы парниковые. Часть 1. Требования и руководство по количественному определению и отчетности о выбросах и удалении парниковых газов на уровне организации». - М.: Стандартинформ. - 2010. - 17 с.
4. Avilova, I. Methodology of cost-effective eco-directed structural design / Avilova I., Naumov A., Krutilova M. // International Multidisciplinary Scientific GeoConference SGEM. - 2017. - No 53. -P. 255-261.
5. Федеральная государственная информационная система ценообразования в строительстве
(ФГИС ЦС) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.fgiscs.minstroyrf.ru.
6. Thormark, C. A low energy building in a life cycle — Its embodied energy, energy need for operation and recycling potential. Build. Environ. - 2002. - No 37. - P. 429-435.
7. Nemry, F.; Uihlein, A.; Colodel, C.M.; Wetzel, C.; Braune, A.; Wittstock, B.; Hasan, I.; Kretfig, J.; Gallon, N.; Niemeier, S.; et al. Options to reduce the environmental impacts of residential buildings in the European Union—Potential and costs. Energy Build. - 2010. - No 42. - P. 976-984.
8. Bastos, J.; Batterman, S.A.; Freire, F. Life-cycle energy and greenhouse gas analysis of three building types in a residential area in Lisbon. Energy Build. - 2014. - No 69. - P. 344-353.
9. Reddy, B. Sustainable materials for low carbon buildings. Int. J. Low Carbon Technol. - 2009. -No 4. - P. 175-181.
10. Брылкина, А.В. Экономико-математическая модель оптимизации альтернативных вариантов низкоуглеродного развития в строительстве [Текст] // Экология. Экономика. Информация. - Сб. статей. Т. 2. - Ростов-на-Дону: Изд-во Южного федерального ун-та. - 2015. -С. 355-362.
11. Dimoudi, A.; Tompa, C. Energy and environmental indicators related to construction of office buildings. Resour. Conserv. Recycl. - 2008. - No 53. - P. 86-95.
12. Ji, C.; Hong, T.; Park, H.S. Comparative analysis of decision-making methods for integrating cost and CO2 emission—Focus on building structural design. Energy Build. - 2014. - No 72. - P. 186194.
13. Moussavi Nadoushani, Z.S.; Akbarnezhad, A. Effects of structural system on the life cycle carbon footprint of buildings. Energy Build. - 2015. - No 102. - P. 337-346.
14. Гусев, А.А. Проблемы создания низкоуглеродной экономики в России. [Текст] // Экономика природопользования. - 2011. - №4. - С. 10-17.
15. Dolzhenko, A. Experimental Study of Actual Operation of Plastic Tube Concrete Constructions / Dolzhenko A., Naumov A., Shevchenko A., Kara K. // Advances in Engineering Research. - 2017. -Vol. 133. - P. 175-180.
16. Jiao, S.; Cao, M.; Li, Y. Impact research of solid waste on the strength of low carbon building materials. In Proceedings of the 2nd Annual Conference on Electrical and Control Engineering, Yichang, China, 16-18 September 2011.
17. Авилова, И.П. Управление эффективностью инвестиционно-строительных проектов через качественное состояние недвижимости. [Текст]. / И.П. Авилова, М.А. Щенятская // Вестник Белгородского государственного технологического университета им. В.Г. Шухова. - 2015. - № 4. - С. 141-145.
18. Akbarnezhad, A.; Ong, K.; Chandra, L.; Lin, Z. Economic and Environmental Assessment of Deconstruction Strategies Using Building Information Modeling. In Proceedings of the Construction Research Congress 2012, Purdue University, West Lafayette, IN, USA, 21-23 May 2012; P. 1730-1739.
19. Крыгина, А.М. Экономико-математическая модель очередности строительства объектов жилищной эконедвижимости. [Текст] // Креативная экономика. - 2014. - № 8 (92). - С. 120-128
20. Yan, H.; Shen, Q.P.; Fan, L.C.H.; Wang, Y.W.; Zhang, L. Greenhouse gas emissions in building construction: A case study of One Peking in Hong Kong. Build. Environ. - 2010. - № 45. -P.949-955.
21. Абакумов, Р.Г. Преимущества, инструменты и эффективность внедрения технологий информационного моделирования в строительстве. [Текст] / Р.Г. Абакумов, А.Е. Наумов, А.Г. Зобова // Вестник Белгородского государственного технологического университета им. В .Г. Шухова. - 2017. - № 5. - С. 171-181.
22. Avilova, I.P. Improving the economic efficiency of construction investments by means of technological risks management / I.P. Avilova, A.E. Naumov, M.A. Shchenyatskaya // Journal of Fundamental and Applied Sciences. - 2016. - Т. 8. - No S2. - P. 1502-1518.
23. Ahmadian, F.F.A.; Akbarnezhad, A.; Rashidi, T.H.; Waller, S.T. Accounting for Transport Times in Planning Off-Site Shipment of Construction Materials. J. Constr. Eng. Manag. - 2016, 142.
24. Avilova, I. Economic incentives of green standards in civil and municipal engineering / Avilova I., Krutilova M, Peresypkina E. // International Multidisciplinary Scientific GeoConference SGEM. - 2017. - No 53. - P. 551-557.
25. Guggemos, A.; Horvath, A. Decision-Support Tool for Assessing the Environmental Effects of Constructing Commercial Buildings. J. Archit. Eng. - 2006. - No 12. - P. 187-195.
26. Grabovy, P.G. Scientific aspects of productivity management in the investment and construction sector / P.G. Grabovy, A.E. Naumov, I.P. Avilova // International Business Management. -2016. - Т. 10. - No 7. - P. 1354-1364.
27. Avilova, I.P.; Krutilova, M.O. Methodology of ecooriented assessment of constructive schemes of cast in-situ RC framework in civil engineering // IOP Conf. Series: Earth and Environmental Science. -2018. - No 107.
28. Авилова, И.П. Экономические и правовые аспекты экоориентированного аудита в строительстве. [Текст] / И.П. Авилова, А.Е. Наумов, М.О. Крутилова // Вестник Белгородского государственного технологического университета им. В.Г. Шухова. - 2016. - № 5. - С. 212-216.
THE NEXUS OF LIFE CYCLE PHASES ON EMBODIED CARBON OF BUILDINGS: AN
ECONOMIC REVIEW
Krutilova M.O.
Belgorod State Technological University named after V.G. Shukhov, Belgorod, Russia
Annotation. A major issue that has implications for the construction sector and for development relates to the global warming potential of greenhouse gas emissions and to the strategy designed to address that threat. In fact, 30% of the annual greenhouse gas emissions in the world are accounted for the construction and operation of buildings, including vehicles, which are usually measured in carbon equivalent. GHG emissions should also be taken into account at all stages of the building's life cycle. They generally categorised into operating carbon and embodied carbon, each making varying contributions to the life cycle carbon depending on the building's characteristics. Construction industry should develop from the position of eco-oriented pricing and improvement of the system of budget valuations. It will identify cost-optimal structure of building complex of any scale from the standpoint of minimizing greenhouse gas emissions throughout the building's life cycle. It will also allow materially sparked interest among participants of investment and construction projects and public authorities for implementing practical measures for resource saving and environmental protection in the country's construction sector.
Keywords: sustainable development, building's life cycle, ecooriented construction, minimizing embodied carbon of buildings.