Научная статья на тему 'Направления совершенствования административного законодательства об энергосбережении и техническом регулировании в Российской Федерации'

Направления совершенствования административного законодательства об энергосбережении и техническом регулировании в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
86
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
технический регламент / стандарты / безопасность продукции и процессов / энергетические ресурсы / энергосбережение и энергоэффективность / качество продукции / technical regulations / standards / power resources / energy saving / energy> efficiency / quality of production

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Небольсина Ирина Ивановна

В статье проведен анализ сущности понятия «энергосбережение», которое является составной частью понятия «техническое регулирование», имеющее социачьный характер и сугубо юридическое содержание и осуществляет правовое регулирование отношений, связанных с разработкой и исполнением обязательных требований безопасности и качества продукции и связанных с ними процессов. В статье анализируются нормативно-правовые акты, регламентирующие вопросы технического регулирования в РФ и ряде иностранных государств, подчеркивается важность данной темы в условиях продолжающегося реформирования энергетики России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Небольсина Ирина Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIRECTIONS OF IMPROVEMENT OF ADMINISTRATIVE LEGISLATION ABOUT ENERGY SAVING AND TECHNICAL REGULATION IN THE RUSSIAN FEDERATION

There is an analysis of the essence of the concept Energy Saving in the article. This concept is a component part of Technical Regulation, which has a social character and strictly juridical content, and exercises legal regulation of a certain group of relations connecting with development and execution ofstrong requirements ofsafety and quality ofproduction and process connecting with them. The normative legal acts regulating matters of technical regulation in the Russian Federation and in the number of foreign countries are analized, and the importance of this problem in the conditions of continuing restructuring of power enginering in Russia is emphasized in the article.

Текст научной работы на тему «Направления совершенствования административного законодательства об энергосбережении и техническом регулировании в Российской Федерации»

УДК621.31

И.И. НЕБОЛЬСИНА, аспирантка (г. Воронеж)

НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ АДМИНИСТРАТИВНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИИ И ТЕХНИЧЕСКОМ РЕГУЛИРОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Статья рекомендована к печати доктором юридических наук, профессором В.Г. Розенфельдом, кандидатом исторических наук, доцентом В.А. Сиринько.

Аннотация. В статье проведен анализ сущности понятия «энергосбережение», которое является составной частью понятия «техническое регулирование», имеющее социачьный характер и сугубо юридическое содержание и осуществляет правовое регулирование отношений, связанных с разработкой и исполнением обязательных требований безопасности и качества продукции и связанных с ними процессов. В статье анализируются нормативно-правовые акты, регламентирующие вопросы технического регулирования в РФ и ряде иностранных государств, подчеркивается важность данной темы в условиях продолжающегося реформирования энергетики России.

Ключевые слова: технический регламент, стандарты, безопасность продукции и процессов, энергетические ресурсы, энергосбережение и энергоэффективность, качество продукции.

1.1. NEBOLSINA, Post-graduate student RSSU (Voronezh)

DIRECTIONS OF IMPROVEMENT OF ADMINISTRATIVE LEGISLATION ABOUT ENERGY SAVING AND TECHNICAL REGULATION IN THE RUSSIAN

FEDERATION

Abstract.. There is an analysis of the essence of the concept Energy Saving in the article. This concept is a component part of Technical Regulation, which has a social character and strictly juridical content, and exercises legal regulation of a certain group of relations connecting with development and execution ofstrong requirements ofsafety and quality ofproduction and process connecting with them. The normative legal acts regulating matters of technical regulation in the Russian Federation and in the number of foreign countries are analized, and the importance of this problem in the conditions of continuing restructuring of power enginering in Russia is emphasized in the article.

Indexing terms: technical regulations, standards, power resources, energy saving, energy> efficiency, quality of production.

Эффективность использования энергии -жизненно важный аспект здорового развития экономики. В стране продолжается экономический кризис, который периодически то затихает, то обостряется. Фундаментальным фактором, обуславливающим убыточность и низкую рентабельность любой отрасли экономики, является наличие высоких удельных затрат энергии на

единицу продукции, вследствие неудовлетворительного технического состояния, качества предоставляемых энергетических ресурсов.

На сегодняшний день показатель энергоемкости экономики в России - один из самых высоких в мире [1]. Топливно-энергетический комплекс России в последнее десятилетие переживает спад [2], поэтому проблема эффективности

использования энергетических ресурсов в стране - одна из основных проблем. Сохранение высокого уровня энергоемкости или незначительное ее снижении в среднесрочной перспективе создает реальную угрозу энергетической безопасности РФ[3].

Но такое положение с энергопотреблением было не всегда. До середины 70-х годов в СССР более или менее рационально использовали и учитывали энергоресурсы[4]. Расход энергии на единицу производимой продукции в стране был даже ниже, чем в CIJJA. Однако за четверть века в стране были увеличены абсолютные объемы производства и потребления энергии, при этом не произошло решения проблемы эффективности и энергосбережения, безопасности и качества продукции, работ и услуг.

Проблема энергоэффективности и энергосбережения и в целом технического регулирования стала одним из важнейших приоритетов мирового экономического развития, эффективным средством решения социальных задач. В государствах Европейского союза, США сложилась развитая система технического законодательства, не просто устанавливающая конкретные обязательные требования к продукции и услугам, но нацеленная на то, чтобы эти требования были финансово и экономически обоснованы, эффективны, непротиворечивы, понятны и удобны для практического применения. И потому в этих странах административно-правовому регулированию, предметом которого являются критерии энергоэффективности, технической регламентации и качеству продукции уделяется самое пристальное внимание, а процесс создания и принятия нормативных правовых актов в технической сфере носит открытый, прозрачный по отношению ко всем заинтересованным субъектам характер. В этих странах действуют эффективные контрольно-надзорные органы с широкими полномочиями по защите потребительского рынка. Данный положительный опыт, по нашему мнению, может быть использован в нашей стране.

Процесс развития рыночных отношений в России настоятельно потребовал динамичного пересмотра государственной регламентации системы обязательных требований к энергоэф-

фективности и энергосбережению, безопасности и качеству продукции и связанных с ними процессов. Ведь существовавшая до недавнего времени система технического регулирования не обеспечивала реальный контроль качества и безопасности и стала существенным препятствием, сдерживающим развитие экономики России, и потому нуждалась в модернизации.

Разрешение всех вышеуказанных задач направлено на достижение стратегических целей России в области развития топливно-энергетического комплекса и обеспечения энергетической безопасности. Указанные цели основаны на положениях Конституции РФ (п. «и» ст.71, п.п. «д», «з», «к» ст.72) и заключаются в обеспечении устойчивого экономического развития России и рационального использования энергетических ресурсов.

Важнейшая роль в этом процессе отводится именно административному праву, которое по своей сути является интегрирующим началом и организационно-правовой формой, призванной обеспечить непосредственную непрерывную организационную работу по реализации полномочий органов исполнительной власти страны, направленную на регулирование и управление общественными отношениями в указанной сфере. Именно от эффективности государственного управления, в конечном счете, зависят качество и безопасность жизни населения страны, его быт, обустройство территории государства.

Указанные цели нашли отражение в программе антикризисных мер Правительства РФ и вошли в перечень основных направлений деятельности федеральной исполнительной власти в Энергетической стратегии России па период до 2030 года[5].

Развитие нормативно-правовой базы и правоприменительная деятельность органов исполнительной власти РФ и ее субъектов по энергосбережению являются основным, реально действующим механизмом повышения эффективности использования топливно-энергетических ресурсов. Начиная с 1993 года, на федеральном уровне был принят ряд нормативно-правовых актов, относившихся к задачам энергосбережения. Основные из них - Постановление Прави-

тельства РФ от 02.10.1995 года № 1087 «О неотложных мерах по энергосбережению»[6], Постановление Правительства РФ от 24 января 1998 года № 80 «О федеральной целевой программе «Топливо и энергия» на 1998-2005 годы»[7], Постановление Правительства РФ от 17 ноября 2001 года№ 796 «О федеральной целевой программе «Энергоэффективная экономика» на 2002-2005 годы и на перспективу до 2010 года» [8] и др. Этими документами было положено начало принятию правовых норм прямого действия для практического энергосбережения, всем потребителям топливно-энергетических ресурсов устанавливались лимиты на электрическую, тепловую энергию и газ с учетом энергосберегающего фактора, который определялся соответствующими отраслевыми нормативами. Основные положения этих нормативных актов были направлены на создание перспективной правовой системы стандартов и норм, направленных на развитие энергосберегающей сферы с целыо устойчивого энергоснабжения населения и экономики страны, снижения техногенной нагрузки ТЭК на окружающую среду, сохранения энергетической безопасности России.

В федеральной целевой программе «Энергоэффективная экономика» впервые законодательно было закреплено понятие «энергосбережение», как «реализацию правовых, организационных, научных, производственных, технических и экономических мер, направленных на эффективное использование энергетических ресурсов и вовлечение в хозяйственный оборот возобновляемых источников энергии».

Однако стоит отметить, что для решения проблемы реального исполнения принятых нормативно-правовых актов, регулирующих вопросы энергосбережения, законодатель должен был не только закрепить в них понятие энергосбережения, государственного стандарта, технических норм и правил, но и определить органы исполнительной власти, осуществляющие его государственное регулирование, экономические стимулы и санкции, принципы и этапы реализации программ энергосбережения, принципы и формы государственного статистического наблюдения за потреблением энергетических ресурсов и

их эффективным использованием предприятиями топливно-энергетического комплекса. Но на практике сделано этого не было. Без такой детальной регламентации всего комплекса мер по правовому регулированию рационального использования энергоресурсов принятые Правительством РФ федеральные целевые программы и другие ранее принятые законы не смогли решить проблем, связанных с низкой энергоэффективностью ТЭК, и обеспечить его сбалансированное развитие.

Изучение проблем правового регулирования рационального использования энергоресурсов целесообразно начать с более широкого понятия - «техническое регулирование». Ведь начавшееся в 2003 году с принятия ФЗ РФ от 27 декабря 2002г. №184-ФЗ «О техническом регулировании»[9] (далее- Закон) реформирование системы действующего законодательства в сфере технического регулирования идет по пути коренного перераспределения обязанностей по обеспечению соответствия требований к продукции и связанных с ней процессов между государственными органами и предпринимателями: ответственность за безопасность продукции берет на себя государство, а качество отдается на откуп предпринимателям. Возрастает важность административного законодательства в обеспечении реализации российским государством его новых задач и функций.

По мнению ряда авторов: Тихомирова К). А., Хабриевой Т.Я., техническое регулирование - это самостоятельная и в высшей степени ответственная сфера государственной деятельности. В этой сфере должны быть обозначены все основные государственные роли и обязанности и намечены контуры определенной системы государственных органов и негосударственных организаций, ответственных за нее[10].

Несмотря на то, что термин "техническое регулирование" чисто внешне воспринимается как термин, имеющий отношение к технике, организации производства и определению порядка обращения с орудиями и средствами производства, в действительности это совсем не так. Понятие "техническое регулирование" имеет социальный характер и сугубо юридическое со-

держание и осуществляет правовое регулирование определенной группы отношений[11].

Предметом законодательства о техническом регулировании являются общественные отношения, связанные с разработкой и исполнением обязательных требований к продукции и связанным с ней процессам: отношения стандартизации, подтверждения соответствия и аккредитации органов по сертификации; а также отношения государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов.

Ноздрев А.Ф. обоснованно считает, что регулированию подлежат и информационные отношения о нарушении требований технических регламентов, о технических регламентах и о документах по стандартизации. При этом должны быть определены права и обязанности участников регулируемых отношений, одной из сторон которых является уполномоченный федеральный орган исполнительной власти.

Таким образом, в сфере технического регулирования формируется система централизованного регулятивного воздействия, которая характеризуется властными приемами регулирования и формирования содержания прав и обязанностей, их осуществления, спецификой санкций, способов их реализации, а также действием единых принципов, общих положений, образующих режим административно-правового регулирования в технической сфере.

Систему этого законодательства составляют законодательные, правительственные и ведомственные акты федерального уровня, а также указы Президента Российской Федерации. Указы Президента РФ о преобразованиях в системе и структуре федеральных органов исполнительной власти оказывают существенное влияние на организацию и осуществление различных видов деятельности в сфере технического регулирования, включая вопросы управления, организации, контроля и надзора в данной области, и поэтому также включатся в сферу законодательства о техническом регулировании.

В системе законодательства о техническом регулировании важное место занимает Федеральный закон РФ от 30 декабря 2001 года № 195-ФЗ - Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части

административной ответственности за нарушение правил пользования топливом и энергией, устройства и эксплуатации энергетических установок, порядка строительства объектов, требований нормативных документов, правил эксплуатации энергетического оборудования и др.

Субъекты Российской Федерации и органы местного самоуправления не компетентны регулировать указанные отношения на подведомственной территории. Вместе с тем нельзя однозначно утверждать, что субъекты РФ должны быть полностью элиминированы из сферы технического регулирования. В силу ст. 72 Конституции РФ многие аспекты обеспечения безопасности отнесены к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов: обеспечение экологической безопасности (пп. "д" п. 1); пользование и распоряжение недрами (пп. "в" п. 1); осуществление мер по борьбе с катастрофами, ликвидация их последствий (пп. "з" п. 1) и др.

Ряд федеральных законов возлагает на органы исполнительной власти субъектов РФ осуществление контрольных и надзорных функций за соблюдением требований безопасности.

Все это означает, что вопрос о полномочиях субъектов РФ в сфере технического регулирования пока остается открытым. Фактически в субъектах РФ существуют разные по объему массивы нормативных правовых актов в сфере технического регулирования, которые, бесспорно, должны соответствовать федеральному законодательству. Так, субъектами РФ создаются региональные системы добровольной сертификации и утверждаются правила их функционирования, разрабатываются и утверждаются целевые программы по развитию систем оценки и подтверждения соответствия на соответствующей территории и т.д.

Таким образом, Закон и смежные с ним законодательные акты не позволяют сделать однозначный вывод о том, что вопросы технического регулирования находятся и должны находиться в исключительном ведении Российской Федерации. Видимо, вопрос о разграничении полномочий в сфере технического регулирования между Российской Федерацией и субъектами РФ еще предстоит решить, с тем, чтобы эти полномочия относились к компетенции того уровня

власти, на котором они реально могут осуществляться максимально эффективно.

При освещении данного вопроса необходимо учитывать, что с начала 2004 года, в связи с изданием Указов Президента от 09 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» [12], от 20 мая 2004 г. № 649 «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти» [13] и от 12 мая 2008 г. № 724 «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти»[14], система федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственное управление в сфере технического регулирования и рационального использования топливно-энергетических ресурсов, изменилась.

Государственное руководство и управление отношениями в области технического регулирования топливно-энергетического комплекса в Российской Федерации в настоящее время осуществляют: Президент РФ; Правительство РФ; Министерство энергетики РФ, Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор), Федеральная антимонопольная служба; а также органы исполнительной власти субъектов РФ. Кроме того, значительная роль в процессе обеспечения рационального использования ресурсов и технического регулирования отводится органам МВД РФ, ФСБ России и Прокуратуры РФ.

Закон наделяет Правительство РФ широкой компетенцией в сфере технического регулирования. Постановления Правительства РФ являются фактически основной правовой формой технических регламентов.

Правительство РФ обязано разрабатывать предложения об обеспечении соответствия технического регулирования интересам национальной экономики, уровню развития материально-технической базы и уровню научно-технического развития, а также международным нормам и правилам (п. 12 ст. 7 Закона). Закон не предусматривает каких-либо правоограничений для правительственного регулирования отношений, возникающих при разработке, принятии, применении и исполнении требований к продукции и связанным с ней процессам.

В настоящее время Правительство РФ активно реализует свои полномочия в сфере технического регулирования. Его постановления и распоряжения являются в настоящее время основными правовыми актами, конкретизирующими и детализирующими нормы Закона и тем самым обеспечивающими его практическую реализацию. С этой целью Правительством Российской Федерации утверждается Программа разработки технических регламентов, которая должна ежегодно уточняться и опубликовываться (п. 12 ст. 7 Закона).

Распоряжением Правительства РФ от 6 ноября 2004 г. № 1421-р (в редакции распоряжения Правительства РФ от 28 декабря 2007 г. № 1930-р) утверждена Программа разработки технических регламентов (далее - Программа). В Программу включены (разд. I) первоочередные технические регламенты (17), предусмотренные Законом (п. 1 ст. 9), (разд. И) технические регламенты (24), включенные в Программу на основании предложений от федеральных органов исполнительной власти, ответственных за их разработку.

Распоряжением Правительства РФ от 23 ноября 2004 г. № 1511 -р (в ред. от 8 ноября 2005 г. № 1889-р) установлен Порядок организации и осуществления работ по ежегодному уточнению Программы разработки технических регламентов.

Тем не менее, Правительству РФ следует активизировать свою нормотворческую деятельность в рассматриваемой сфере. Ряд важнейших постановлений Правительству РФ необходимо принять в ближайшее время. Правительством РФ должен быть установлен порядок аккредитации органов по сертификации, а также перечень органов по аккредитации (п. 3 ст. 31 Закона); организован постоянный учет и анализ всех случаев причинения вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, обусловленных нарушением требований технических регламентов, с учетом тяжести этого вреда (п. 12 ст. 7 Закона), и приняты многие другие важные решения.

Особое значение имеет п. 3 ст. 4 Закона, согласно которому за федеральными органами испол-

нительной власти оставлено право издавать в сфере технического регулирования только акгы рекомендательного характера в виде методических рекомендаций, руководств, пособий, за исключением случаев, касающихся особенностей технического регулирования в области обеспечения безопасности обороны, внешней разведки, противодействия техническим разведкам и технической защиты информации и т.д. (ст. 5 Закона).

Тем самым, по существу, запрещена практика ведомственного нормотворчества в сфере установления технических требований к продукции, правил сертификации, стандартизации и т.д. в виде приказов, инструкций, распоряжений, имеющих обязательный характер. Считаем, что с учетом европейского опыта технического регулирования, в будущем этот запрет может быть пересмотрен, будет применен дифференцированный подход к утверждению технической документации в зависимости от специфики объекта технического регулирования и его значимости для государственных публичных интересов.

А пока все ранее изданные органами исполнительной власти нормативные правовые акты действуют, но с принятием соответствующих технических регламентов утратят свою юридическую силу, за исключением актов, устанавливающих обязательные требования к оборонной продукции и продукции, сведения о которой составляют государственную тайну. До дня вступления в силу соответствующих технических регламентов федеральные органы исполнительной власти вправе вносить изменения в свои нормативные правовые акты, применяемые до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов (п. 1.1 ст. 46 Закона).

Основой реформы технического регулирования стал Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. №184-ФЗ «О техническом регулировании»^], который в настоящее время действует в редакции от 30 декабря 2009 г.

Закон о техническом регулировании (гл. 2) устанавливает новую систему нормативных правовых актов технического регулирования. Ее составляют:

- технические регламенты, содержащие все обязательные требования к безопасности продукции и связанным с ней процессам;

- стандарты (национальные, корпоративные) для добровольного применения, которые являются инструментом повышения качества и конкурентоспособности продукции;

- своды правил - документы в области стандартизации, в которых содержатся технические правила и (или) описание процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, наладки, эксплуатации и которые применяются на добровольной основе.

Законом определена правовая форма технических регламентов. Они принимаются в форме федеральных законов и постановлений Правительства РФ.

Принципиально новым в Законе является понятие "технический регламент" - "документ, который принят международным договором Российской Федерации или межправительственным соглашением и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (ст. 2).

Понятие "безопасность" также относится к числу новых и базовых понятий Закона. Безопасность продукции и процессов - эго "состояние, при котором отсутствует недопустимый риск, связанный с причинением вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений" (ст. 2).

Термину стандартизация, ранее употреблявшемуся в законодательстве, дана новая трактовка. Так, стандартизация определяется как "деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышение конкурентоспособности продукции, работ или услуг" (ст. 2).

Стандарты отнесены к разряду добровольно применяемых документов. В связи с этим определены новые цели и принципы стандартизации, новая схема организации стандартизации и новые нормативные документы по стандартизации. Из Закона следует, что разработка национальных стандартов, которая была исключительной функцией государства (и, соответственно, финансировалась им), перестает быть таковой.

Таким образом, законодателем поставлена задача создать двухуровневую систему нормативно-правовых документов: верхняя ступень - технические регламенты, нижняя ступень - добровольные стандарты. Последние призваны помочь производителю правильно понять и выполнить требования регламентов. Такова международная практика. Но в то же время для создания условий для повышения конкурентоспособности отечественной продукции необходимо еще разработать большой объем нормативно-правовых актов в области технического регулирования. Определить, какие стандарты полностью или в части подлежат обязательному применению до принятия соответствующего технического регламента, по нашему мнению, должен Госстандарт РФ. Кроме этого органа ни один другой субъект не сможет выполнить поставленную задачу.

К основным документам среди нормативно-технической документации, которые регулируют вопросы энергосбережения, следует отнести следующие государственные стандарты:

- ГОСТ Р 51379-99 «Энергосбережение. Энергетический паспорт промышленного потребителя топливно-энергетических ресурсов», утвержден постановлением Госстандарта России от 30 ноября 1999 года № 471-ст;

- ГОСТ Р 51541-99 «Энергосбережение. Энергетическая эффективность. Состав показателей», утвержден постановлением Госстандарта России от 29 декабря 1999 года № 882-ст;

- ГОСТ Р 51380-99 «Энергосбережение. Методы подтверждения показателей энергетической эффективности энергопотребляющей продукции их нормативным значениям», утвержден постановлением Госстандарта России от 30 ноября 1999 года № 472-ст;

- ГОСТ Р 51388-99 «Энергосбережение. Информирование потребителей об энергоэффективности изделий бытового и коммунального назначения», утвержден постановлением Госстандарта России от 30 ноября 1999 года № 486-ст;

- ГОСТ Р 51750-2001 «Методика определения энергоемкости при производстве продукции и оказании услуг в технологических энергетических системах», утвержден постановлением Госстандарта России от 21 мая 2001 года № 211 -с г [16].

В связи с этим следует отметить, что с 1 июля 2003 года соблюдение важной части требований, в частности, ГОСТов, обеспечивающих эффективное использование энергетических ресурсов, перешло из обязательного в добровольное. По нашему мнению, правовая обоснованность подобного решения представляется сомнительной, ведь отказ от обязательной сертификации оборудования может повлечь введение потребителей в заблуждение относительно факта соответствия приобретаемого оборудования установленным в ГОСТах показателям и классам энергоэффективности, а отсутствие обязательной маркировки бытового оборудования попросту исключает предоставление населению ясной и четкой информации об энергопотреблении такого оборудования.

Совершенно очевидным является тот факт, что рациональное использование энергетических ресурсов способствует сокращению объемов их потребления и, следовательно, снижает нагрузку на энергетическую систему в целом, особенно в пиковые часы потребления энергетических ресурсов. Увеличенная нагрузка на энергетические системы является одним из факторов, способствующих возникновению аварийных ситуаций при передаче потребителям электрической и тепловой энергии, и, следовательно, для возникновения оснований полного и/или частичного ограничения подачи жизненно необходимых населению ресурсов - тепла и света. Следовательно, установленное Законом о техническом регулировании положение о добровольности применения правил технического регулирования правоотношений в сфере энергосбережения как правил, не влияющих на возможность возникновения угрозы жизни и здоровью людей, не является обоснованным и требует перевода в сферу действия норм запрещающего характера[17].

Важным направлением совершенствования законодательной базы технического регулирования и энергоэффективности российской экономики за счет рационализации потребления ТЭР, применения энергосберегающих технологий призван стать Федеральный закон РФ от 23.11.2009г. №261-ФЗ «Об энергосбережении и

повышении энергетической эффективности» [18] (далее- Закон об энергосбережении).

В Законе об энергосбережении определены этапы, механизмы, сформулированы основные мероприятия в области энергосбережения и энергоэффективности по четырем ключевым направлениям:

- жилищный фон;

- энергетика и коммунальное хозяйство;

- государственный, бюджетный сектор;

- экономическое стимулирование, повышение энергоэффективности в частном секторе.

Правительству РФ поручено конкретизировать и детализировать нормы Закона об энергосбережении и тем самым обеспечить его практическую реализацию органами исполнительной власти на федеральном и региональном уровне. В связи с чем предполагается обновление нормативно-правовой базы в субъектах РФ и региональных программах по энергосбережению, определение компетенции органов управления энергосбережением, приоритетные направления и виды деятельности, направленные на энергосбережение, в соответствии с принятым Законом.

На первом этапе, когда экономические стимулы практически отсутствуют, основной упор предполагается делать на административные меры и в меньшей степени - на экономические. При этом должны реализовываться следующие организационные меры:

- внедрение системы планирования и отчетности по энергосбережению (разработка и ежегодное обновление программ энергосбережения с указанием целевых показателей энергоэффективности, внедрение отраслевой отчетности по энергосбережению и показателям энергоэффективности);

- расширение системы нормирования (обновление нормативных энергетических характеристик оборудования и норм потерь в электрических и тепловых сетях, расчет тарифов на электрическую и тепловую энергию, исходя из реальных характеристик);

- требования по обязательной маркировке классов энергоэффективности для бытовых приборов, компьютерной и оргтехники;

- установка измерительных приборов, замена ламп накаливания через технические регламенты;

- требования по реализации программ энергоэффективности, энергосбережения для компаний естественных монополий;

-внедрение системы материального стимулирования персонала энергоснабжающих предприятий и предприятий-потребителей энергии.

На втором этапе реализации программ энергосбережения все вышеперечисленные меры сохраняются и совершенствуются, при этом дополняются экономическими методами, новыми подходами к планированию развития энергосистемы, стимулирующими потребителей к энергосбережению. К ним относится и проведение энергосберегающей тарифной политики для стимулирования энергосбережения у потребителей. В основном это может быть дифференциация тарифов: по времени, по объемам потребления энергии, по объемам экономии энергии, долгосрочные тарифы с сохранением экономии, возникающей в результате мероприятий по энергосбережению. Кроме того, льготные тарифы, т.е. временное снижение тарифов для потребителей, реально осуществляющих энергосбережение, вводить субсидиарную норму потребления энергии. Предоставляется право на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам для проектов по энергоэффективности, амортизационные льготы для самого энергоэффективного оборудования, инвестиционные налоговые кредиты организациям, осуществляющим инвестиционную деятельность. Для реализации программ энергосбережения предполагается создание специальных структур занимающихся энергоаудитом, энергосервисными услугами.

Реализация научных мер, направленных на эффективное использование энергетических ресурсов, подразумевающих внедрение научных разработок, имеющихся в настоящее время в области атомной энергетики, гидроэнергетики, возобновляемых источников энергии.

Реализация производственных мер, направленных на эффективное использование энергетических ресурсов, включающая разработку и внедрение новых энергоэффективных технологий, комплектов оборудования и технических средств, обеспечивающих решение поставленных задач:

-обоснование рациональных потребностей, структуры энергоносителей и потенциала энергосбережения на федеральном и региональном уровнях;

-разработка нормативов расхода топливно-энергетических ресурсов по основным процессам производства продукции;

-разработка методологии и порядка установления лимитов на электрическую и тепловую энергию по видам производств на основании нормативов;

-создание технологий и энергетического оборудования по использованию местных видов топлива, биомассы, растительных и древесных отходов;

- техническая разработка и финансирование мероприятий по внедрению оборудования и технологий для выработки энергии возобновляемыми источниками энергии.

Однако следует отметить, что в условиях ограниченности объемов прямого государственного инвестирования за счет федерального бюджета в топливно-энергетический комплекс должны быть определены приоритеты и сроки предоставления государственной поддержки, обеспечена ее эффективность и прозрачность, а также оценка объектов поддержки. На наш взгляд, государственная поддержка должна осуществляться в основном посредством программно-целевых механизмов, обеспечивающих наибольшую эффективность на федеральном и региональном уровнях.

В законе недостаточно определены механизмы прямого государственного регулирования и контроля над деятельностью предприятий и частных лиц, как это предусмотрено в зарубежном законодательстве ряда государств, и предполагает принятие ряда подзаконных нормативных актов.

В завершении, следует отметить, что эффективность использования энергии, как показал мировой опыт, является жизненно важным аспектом здорового развития экономики и эффективным средством решения социальных задач. Сложившийся на сегодняшний день низкий уровень энергоэффективности и энергосбережения сдерживает экономическое развитие и создает реальную угрозу энергетической безопасности страны.

И потому административно-правовому регулированию, предметом которого являются критерии безопасности, качества продукции, энергосбережение и энергоэффективность, должно уделяться самое пристальное внимание, а процесс создания и принятия нормативных правовых актов в технической сфере носить открытый, прозрачный характер. В нашей стране должны действовать эффективные контрольно-надзорные органы с широкими полномочиями по выполнению технических регламентов энергоэффективности и энергосбережению, защите жизни и здоровья граждан от возможного негативного воздействия энергетических производств.

Реформирование технического законодательства, начавшееся с принятия ФЗ «О техническом регулировании», является сложным и продолжительным процессом, включающим систематизацию и уточнение действующего законодательства, принятие большого объема подзаконных нормативно-правовых актов Правительством РФ, органами исполнительной власти субъектов РФ. С этой целью Правительством РФ утверждена Программа разработки технических регламентов, которая ежегодно уточняется и публикуется.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Примечания:

1. В России по данным Международного энергетического агентства за 2008 год энергоемкость ВВП в 3,5 раза превысила среднеевропейский уровень. В мире за последние 20 лет общая энергоемкость ВВП уменьшилась в среднем на 13 %, а в развитых странах - на 22 %. // Энергополис. - 2009. - № 1 (2).-С. 15.

2. Шматко, С.И. Перспективы российской энергетики / М.И. Шматко//Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование- №3(40), октябрь 2009. Стр. 10-11.

3. Башмаков, И.А «Высокий уровень энергоемкости отечественной промышленности ставит под угрозу энергетическую безопасность России» / И.А. Башмаков// Энергорынок, №11,2009. С.20.

4. См.: Раманов, B.C. Развал энергетики - путь к краху экономики /В.С. Романов // Право и безопасность //источник -http ://dpr.ru/pravo/pra vo_4_ 14. htm

5. Распоряжение Правительства РФ от 13.11.2009г. №1715р «Об Энергетической стратегии России на период до 2030 года»// СЗ РФ.2009. №48.Ст.5836.

6.СЗ РФ. 1995. №45. Ст.4342.

7. СЗ РФ. 1998. №5. Ст. 619 (утратило силу).

8. СЗ РФ. 2001. № 49. Ст.4621.

9.СЗ РФ. 2002. № 52 (ч. 1).Ст.5140.

10. См. например: Тихомиров, Ю.А. Курс административного права и процесса / Тихомиров Ю.А. - М.: Юрин-форм-центр, 1998.-422 с.

11. См: Иоздрев, А.Ф. Техническое регулирование- это самостоятельная и в высшей степени ответственная сфера административного законодательства / А.Ф. Ноздрев// Административное право. 2008.№3. С.9-10.

12. Собрание законодательства РФ. -2004. -№11.-11 марта.

13. Российская газета.-2004,-№ 106.-22 мая.

14. Российская газета.-2008-№ 100.-13 мая.

15. СЗ РФ. 2002. № 52. Ст.5140.

16. О национальных стандартах РФ: Постановление Госстандарта от 30 января 2004 г. №4 // Российская газета.-2004.-9 февраля.

17. Предпринимательское (хозяйственное) право // Под ред. В. В. Лаптева, С. С. Занковского - М., 2006.

18. СЗ РФ. 2009г. №48.Ст.5711.

УДК37.012

В.М. МЕНЬШИКОВ, доктор педагогических наук, профессор (г. Курск)

ДОЛЖНА И МОЖЕТ ЛИ РОССИЯ СОЗДАТЬ СИСТЕМУ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Интервью рекомендовано к печати доктором педагогических наук, профессором А.Н. Ходусовым, доктором педагогических наук, профессором Н.И. Лифинцевой.

Аннотация. В предложенном интервью указывается на необходимость скорейшего создания в стране системы непрерывного образования, в сычу принципиально нового этапа развития современного человечества. При этом особое внимание уделяется проблеме формирования полноценной системы духовно-нравственного воспитания, практически разрушенной в нашей стране.

Ключевые слова: непрерывное образование; система непрерывного образования; целостная система физического, интеллектуального, духовно-нравственного воспитания; духовно-нравственный кризис; либеральная идеология; традиционная духовно-нравственная культура.

Key words: continuing education; system of continuing education; holistic system of physical, intellectual, religious and ethic education; religious and moral crisis; liberal ideology>; traditional religious and ethic culture.

Корр.: Уважаемый Владимир Михайлович. Передо мной Ваша книга «Должна ли Россия отказываться от бремени мирового лидера в образовании». Ее основная идея, как понимаю я, состоит в том, что, имея лучшую систему образования в мире, мы обязаны совершенствовать ее, уходя вперед, а не разрушать ее, пытаясь выстроить нашу систему образования в соответствии с теми или иными зарубежными моделями?

В.М.: Совершенно правильно. Образование, как и другие социальные сферы, - это сфера жесточайшей конкурентной борьбы. И если на беговой дорожке вы вырвались вперед, то

чтобы оставаться лидером, Вы просто обречены выстраивать свой бег по своей собственной траектории. А если Вы, вырвавшись вперед, сочтете, что для победы надо побежать навстречу мировому сообществу, то это будет глупостью. Почему же надо разворачивать российскую систему образования навстречу мировому сообществу, а не уходить вперед?

Корр.: Но ведь нас везде, а значит, и в образовании, призывают вернуться к общечеловеческим, т.е. западноевропейским ценностям.

В.М.: Знаете, нас в школе спрашивали, когда весь класс поступал неправильно: «Если все побегут вешаться, то ты тоже побежишь вешать-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.