В. Г. Доброхлеб
Направления соииально—экономической
модернизации В условиям старения населения
Рост численности пожилых людей вызывает повышенное беспокойство в различных слоях общества. Множится число публикаций, основная идея которых сводится к выводу: «старики разрушают пенсионную систему». В одном из последних докладов Международного валютного фонда по глобальной финансовой стабильности говорится: «Если средняя продолжительность жизни к 2050 г. вырастет на 3 года по сравнению с нынешними прогнозами, уже и без того огромная цена старения населения вырастет на 50%» [1]. Старение является одной из центральных тем, обсуждаемых в ООН [2]. Отечественные представители различных политических структур и органов власти предлагают меры, которые в основном связывают с повышением пенсионного возраста. Так, бывший министр финансов А. Кудрин в соавторстве с руководи-
* Подготовлено при поддержке РГНФ, грант №12-02-00312 «Модернизация и человеческий потенциал России: социально-экономический аспект».
телем «Экономической экспертной группы» Е. Гурвичем в статье под названием «Отучить людей от патерналистского мышления», пишут: «за ссылками на объективные препятствия лежит простое нежелание повышать пенсионный возраст из-за непопулярности этой меры» [3]. В апреле 2012 г. Министерство здравоохранения и социального развития РФ совместно с Пенсионным фондом России подготовили вариант пенсионной реформы, который основывается на выравнивании пенсионного возраста мужчин и женщин, а также его повышении. Для женщин, начиная с 2015 г., предлагается его повысить до 60 лет к 2029 г. С 2030 г. предусмотрено увеличение пенсионного возраста для мужчин и женщин на 3 месяца ежегодно, с 2036 г. — на 6 месяцев, и это приведет к тому, что в 2047 г. пенсионный возраст достигнет 65 лет.
Существенные изменения связаны с рабочим стажем. Предлагается установить минимальный стаж в 15 лет для получения социальной пенсии, стаж 30 лет для тех, кто старше 1967 года
рождения, что позволит получать пенсию в размере 40% от утраченного заработка. Родившиеся после 1967 г. должны проработать 40 лет, чтобы получать пенсию в размере 45% от заработной платы [4]. Эксперт московского Центра Карнеги Н. Петров считает, что иного пути нет, так как в бюджете отсутствуют средства, а дефицит ПФР растет.
По данным опроса, проведенного в сентябре 2011 г., отношение к законодательному увеличению возраста выхода на пенсию до 65 лет для мужчин было отрицательным у 83% респондентов, а повышение пенсионного возраста для женщин до 60 лет не поддержали 86% населения [5. С. 59]. При появлении информации по пенсионной реформе Интернет-форумы взрываются дискуссиями, где люди демонстрируют не надежды, а отчаяние. Ключевым является вопрос о дополнительном труде, а не иждивенческие настроения. Необходимо продумывать систему долговременных мероприятий, увязывать демографические изменения с формированием новых институтов, наиболее адекватно отвечающих основному цивилизационно-му вызову, стоящему перед Россией: следует провести коренную модернизацию в условиях нарастающего процесса демографического старения.
В период между Всероссийскими переписями 2002 и 2010 гг. произошло дальнейшее сокращение населения. Процесс депопуляции не преодолен, но его темпы значительно замедлились. Доля лиц старше трудоспособного возраста в этот период увеличилась с 20,5 до 22,2% в общей численности населения. Их стало больше на 1935 тыс. человек. По среднему варианту прогноза численности населения до 2030 г., представленному Росстатом, доля пожилых людей достигнет 28,5%.
В составе российского населения женщин больше, чем мужчин, на 10 763 человека. Начиная с 55-летних когорт, где они составляют 55,8%, соотношение с численностью мужчин увеличивается, и к возрасту 96 лет достигает 85,1% [5]. Демографическое старение и связанные с этим проблемы, растущая доля женщин в пожилом населении представляют собой беспрецедентное изменение социальной структуры общества, чреватое далеко идущими последствиями. Исследователи подчеркивают, что возраст как естественный и природный атрибут человека на деле есть комплекс социальных ожиданий и требований, предъявляемых к нему, а также прав и привилегий, предоставляемых ему. В глазах абсолютного большинства россиян «старость отнюдь не лучший возраст, и лучший возраст — отнюдь не старость» [6. С. 57]. Жители нашей страны, участвующие в опросах общественного мнения в 2005 г., считали, что старость начинается с 58 лет, в 2011 г. ее начало «передвинулось» к 60 годам. Наилучший возраст, по мнению россиян, — это период от 20 до 40 лет. В Интернете часто звучит: «на работе после 40 мы уже никому не нужны. На работу сейчас старше 45 никто не берет. Сокращают предпенсионный возраст». Патерналистское мышление не отражено в данных комментариях, но поднимаются серьезные проблемы, которые в значительной степени ускользают от внимания экспертов и разработчиков пенсионных реформ. К ним в первую очередь относится наличие на рынке труда рабочих мест для людей старше 40 лет, с соответствующей оплатой. Примечательно, что в комментариях отмечено: для высококлассных специалистов «не составит труда найти работу».
1
3
Обследование населения по проблемам занятости, которое регулярно проводит Федеральная служба государственной статистики, в 2011 г. показало, что из 70 732 тыс. занятых — 2984 тыс. в возрасте 60—72 лет, к этому следует добавить 2747 тыс. работниц в возрасте 55—59 лет [7]. Разрыв между показателями экономической активности и занятостью пенсионеров по возрасту составил 300 тыс. человек.
Уровень занятости среди женщин 55—59 лет составлял 51,7%, а мужчин данной возрастной группы — 77,0%. В когортах 60—72 года этот показатель для мужчин сокращается почти втрое, для женщин — в 3,2 раза. Чем старше человек, тем дольше время поиска работы. Так женщины 60—72 лет искали работу более 9 месяцев. Дополнительно несколько сотен тысяч женщин ежегодно будут нуждаться в занятости, если поднять планку пенсионного возраста для них.
Помимо количественной характеристики важна структура занятости старшего поколения. Профессионально-должностной статус работающих пожилых показывает два полюса применения их трудового потенциала. С одной стороны, — это профессионалы, с другой — неквалифицированные работники. Точками локализации первой профессиональной группы выступают такие отрасли, как наука, культура, образование и здравоохранение, а второй — сфера обслуживания. При этом значим квалификационный ресурс, который включает как уровень образования, так и способность к освоению инновационных практик. Среди работников 60—64 лет лица с высшим профессиональным образованием составляли наибольшее число — 622 тыс. человек. Их в 2011 г. было в 1,5 раза больше, чем
имеющих среднее (полное) общее и в 56,5 раз больше, чем не имеющих основного общего образования в числе занятых в этом возрасте. Рынок труда может оказаться недоступным, если у человека плохое здоровье, каковым оно является у абсолютного большинства пенсионеров [8]. Статистические данные показывают, что 50% из них испытывают затруднения при ходьбе и подъему по лестнице, 31% — при самообслуживании, 8% не выходят из своих квартир и 5% не покидают постели. 74% пожилых людей употребляют лекарственные средства и 2-3 раза в месяц нуждаются в вызове скорой помощи [9].
В одном из своих первых выступлений новый руководитель Министерства труда и социальной защиты РФ М. Топилин заявил, что не видит необходимости повышения пенсионного возраста, так как нужны системные решения. В пенсионной системе не бывает решений сиюминутных, а если на это идти, то они вызовут массовые акции протеста [10]. В этих условиях необходимы меры, направленные на формирование эффективных социальных институтов, основной целью которых является поддержка и развитие ресурсного потенциала населения в целом, в том числе пожилых когорт. Современный экономический рост требует не только передовых технологий. Как подчеркивал в своей Нобелевской лекции С. Кузнец: «Передовая технология — необходимый источник экономического роста — это всего лишь потенциал, необходимое условие, ее одной для экономического роста недостаточно... Необходимы соответствующие институциональные и идеологические условия, которые обеспечили бы должное использование нововведений, генери-
руемых возрастающим объемом знаний человечества» [11. С. 106].
Планировать изменения пенсионного или трудового законодательства, вероятно, следует с учетом демографической динамики, трансформации рынка труда и качественных характеристик населения, и в первую очередь состояния здоровья и образования. Рассматривая при этом как минимум три блока проблем, в том числе: структуру рабочих мест для старею -щей рабочей силы и ее увязку с социально-экономической модернизацией страны (по сферам деятельности, отраслям, региональному размещению); систему поддержки и улучшения человеческого потенциала (с его трансформацией в человеческий капитал) стареющего населения нашей страны, иными словами — это направление по увеличению численности людей «третьего возраста, YOung old, молодых стариков» как категории пожилых. С нашей точки зрения — это представители старшего поколения, сохранившие ресурсный потенциал, имеющий многокомпонентную структуру; комплекс программ по преодолению дискриминации по возрасту и полу,
в том числе с учетом растущей доли пожилых женщин.
В этом направлении интересным является опыт Японии как одной из стран наиболее старых в демографическом плане [12]. Здесь в 2011 г. 23,3% населения, т.е. 29,8 млн человек было старше 65 лет. К 2055 г. число пожилых граждан в стране превысит 40%. Японцы убеждены: экономически это очень перспективно. В стране грядущую демографическую яму поняли как новый вызов, борьба с которым дала неожиданные результаты: элита пришла к консолидированному выводу, что никакой катастрофы в неизбежном процессе старения нации нет, слабость следует превратить в преимущество, в дополнительный стимул общественного развития и роста. Одна из наиболее влиятельных газет «Nikkei» (японская экономическая газета) текущий 2012 год открыла публикацией под заголовком: «Как помочь обществу, где люди будут работать до 75 лет». Без вопросительного знака в конце. Выход заключается в том, что возраст должен перестать быть помехой в активной жизни и работе.
Литература
1. Старики рушат пенсионную систему. http://rabota.mail.ru/news/1853/
2. Последующая деятельность по итогам второй Всемирной ассамблеи по проблемам старения. Доклад Генерального секретаря ООН. 22 июля 2011 г. 66-я сессия. Пункт 27(с) предварительной
повестки дня. Нью-Йорк, 2011.
3. Кудрин А., Гурвич Е. Отучить людей от патерналистского мышления. Ы1р:/Догит. gender.ru/node/7971
4. Голикова показала Медведеву вариант пенсионной реформы. http://news.mail. га/роШ^/8662699/