ЛИНГВИСТИКА/LINGUISTICS
УДК 81'42:[811.16+070.23(1-37)] DOI: 10.37482/2687-1505-V072
БИЮМЕНА Анна Александровна, кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры речеведения и теории коммуникации Минского государственного лингвистического университета (РеспубликаБеларусь). Автор 90 научных публикаций* ОКСЮ: https://orcid.org/0000-0002-4599-7700
НАПРАВЛЕНИЯ СОЛИДАРИЗАЦИИ В КРИЗИСНОМ ДИСКУРСЕ БЕЛОРУССКОЙ РАЙОННОЙ ПРЕССЫ
В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ КОРОНАВИРУСА
В статье рассматриваются направления формирования солидарности, а также языковые средства ее экспликации в прессе в период кризисной ситуации - коронавирусной пандемии. Настоящая работа проведена на материале статей белорусских районных газет, опубликованных в марте-июне 2020 года. Сложившаяся ситуация представляет собой глобальный кризис, оказывающий значительное влияние на жизнь людей во всем мире, поэтому чрезвычайную важность приобретает его освещение в средствах массовой коммуникации. Выявлено, что основные стратегии представления данной ситуации в средствах массовой информации включают ориентацию (формулировку и разъяснение кризисной ситуации), нейтрализацию (снижение напряженности в обществе, сглаживание острых углов) и интеграцию (солидаризацию населения в кризисный период). В результате анализа текстов белорусской районной прессы выделено четыре вектора солидаризации в данных изданиях: социальная поддержка государственными службами, различными организациями и волонтерами уязвимых категорий населения (одиноких, пенсионеров, инвалидов); личная и коллективная ответственность людей за собственное здоровье и безопасность других, демонстрация ответственного поведения; институциональная, прежде всего материальная, помощь в борьбе с эпидемией, в т. ч. другим государствам; общность ценностей в кризисный для общества период и объединение усилий для достижения социально значимых целей. Установлены ключевые лексемы, акцентирующие указанные идеи в текстах районной прессы. Автор приходит к выводу, что в ситуации кризиса возрастает роль средств массовой коммуникации как средства сохранения спокойствия в обществе и мобилизации населения на совместное решение важных для социума задач.
Ключевые слова: медиадискурс, дискурс кризисных ситуаций, региональная пресса Беларуси, солидарность, солидаризация, стратегия интеграции, стратегия ориентации, стратегия нейтрализации.
* Адрес: 220034, Республика Беларусь, г. Минск, ул. Захарова, д. 21; e-mail: [email protected] Для цитирования: Биюмена А.А. Направления солидаризации в кризисном дискурсе белорусской районной прессы в период пандемии коронавируса // Вестн. Сев. (Арктич.) федер. ун-та. Сер.: Гуманит. и соц. науки. 2021.№ 1. С. 33-40. DOI: 10.37482/2687-1505-V072
Феномен кризиса изучается такими науками, как экономика, история, теория коммуникации, менеджмент и др. В последние годы все более очевидной становится необходимость рассмотрения лингвистических аспектов кризис-менеджмента и выявления роли дискурса кризисных ситуаций в их урегулировании. В современных исследованиях кризис понимают достаточно широко - как ситуацию, осложняющую жизнь общества в определенный период времени [1, с. 4]. По уровню влияния на мировые события выделяют три типа кризисов: локальные, не оказывающие существенного влияния на события в большинстве стран; глобальные, влияющие на большую часть регионов мира; сетевые, начинающиеся в одной стране или социуме и распространяющиеся на остальные [2, с. 9]. Вторым критерием типологизации кризисов является сфера, в которой происходят значимые события. Исходя из тематического разнообразия текстов, различают экономические, социальные, культурные, гуманитарные, естественные, техногенные, психологические кризисные ситуации [1-3]. Принимая во внимание происхождение кризисов и их последствия, выделяют разрушительные и неразрушительные, преднамеренные и непреднамеренные кризисы [4, р. 225].
Поскольку любой кризис воспринимается людьми как ситуация неопределенности, утраты контроля над социальными процессами и возможности планировать свое будущее, а эмоциональное состояние общества в период кризиса характеризуется широким спектром отрицательных эмоций от растерянности до гнева [5, р. 138], именно кризисный дискурс как «совокупность дискурсивных практик, описывающих и сопровождающих кризисы на разных этапах преодоления» [1, с. 5], играет важнейшую роль в обеспечении стабильности в обществе.
Чж. Хуэйцинь считает, что дискурс в кризисных ситуациях выполняет три основные функции. Во-первых, он описывает события, информирует аудиторию о процессах урегулирования кризиса. Во-вторых, дискурс помогает
отрегулировать развитие кризиса, оптимизировать критическую ситуацию, т. е. фактически выполняет функцию антикризисного менеджмента. В-третьих, дискурс кризиса защищает интересы и позиции определенных групп людей [6, с. 229-230].
Опираясь на предложенные Е.И. Шейгал для политического дискурса интенциональные типы текстовых жанров (интеграция - ориентация - агональность) [7, с. 112], Е.В. Пильгун предлагает разделить сообщения, реализуемые в рамках кризисного дискурса, на тексты, направленные на интеграцию (сплочение населения), ориентацию (формулировка и разъяснение кризисной ситуации) и агональность (борьба с соперником). В дополнение к указанным интенциям исследователь выделяет стратегию нейтрализации, нацеленную на то, чтобы успокоить волнения, погасить панику, снять напряжение [8, с. 94].
Сложившаяся в 2020 году ситуация, связанная с распространением коронавирусной инфекции, представляет собой глобальный кризис, оказавший беспрецедентное влияние практически на все регионы мира и на подавляющее большинство отраслей экономики. Официальное обозначение данной эпидемиологической ситуации, введенное Всемирной Организацией Здравоохранения (ВОЗ), - пандемия - свидетельствует о глубине и масштабности кризиса (ср. определение данного существительного в словаре: пандемия 'распространение какой-л. инфекционной болезни на целые страны и материки (более широкое, чем эпидемия)' [9, с. 584]). Миллионы людей в разных странах следят за регулярно обновляющейся информацией о кризисной ситуации, поэтому чрезвычайно важным становится выбор средствами массовой коммуникации наиболее соответствующих текущему моменту стратегий передачи информации и языковых средств.
Районные газеты, выпускающиеся в Республике Беларусь, - это издания, максимально близкие читательской аудитории, поскольку они стараются освещать вопросы, волнующие местное сообщество. Анализ содержания пу-
бликаций, размещенных на интернет-порталах белорусских региональных изданий в марте-июне 2020 года, позволяет сделать вывод о том, что в материалах, посвященных сложившейся эпидемиологической ситуации, представлены стратегии интеграции, ориентации и нейтрализации.
Ориентирующие сообщения информируют население о текущей ситуации, а также инструктируют людей, какие конкретные меры им следует предпринять, чтобы избежать заражения и передачи вируса, а также не стать жертвой преступников, стремящихся воспользоваться кризисной ситуацией. В данных текстах часто представлена позиция профессионалов, компетентных в предметной области и играющих роль авторитетного источника информации (представители ВОЗ, Министерства здравоохранения и правоохранительных органов Республики Беларусь, руководители медицинских учреждений, врачи-инфекционисты и др.):
Мошенники разных мастей специально подогревают градус паники вокруг коронавируса, чтобы воспользоваться ситуацией. Жертвами мошенников, как правило, становятся пенсионеры, которые часто верят на слово и не требуют документов1.
Статьи, реализующие стратегию нейтрализации, чаще всего подробно описывают проти-воэпидемиологические меры, введенные в стране / регионе / населенном пункте / организации:
«Весь имеющийся в автопарке транспорт
- пригородные и междугородние автобусы
- обрабатываем 2 раза в день. Сначала проводим влажную уборку с использованием 3 % раствора хлорицида и антисептика, которыми обрабатываем салоны автобуса: поручни, ручки, спинки сидений и сами сиденья, подоконники. Завершается наша работа сухой обработкой. Только после такой комплексной обработки автобусы отправляются в рейсы» (рассказ сотрудницы автопарка. - А.Б. )2.
Цель таких материалов заключается в том, чтобы снизить градус напряжения в обществе,
'Навшы Старацарожчыны. 2020. 1 апр.
2Светлагорсшя навшы. 2020. 4 апр.
минимизировать влияние негативной информации на людей, помочь им преодолеть страх.
Важную роль в материалах районной прессы занимают интегрирующие тексты, т. е. статьи, акцентирующие солидаризацию и сотрудничество людей, объединение их для выполнения социально значимых действий. Целью исследования является выявление векторов солидаризации в белорусской прессе на материале статей, опубликованных на интернет-порталах различных белорусских районных изданий.
Данная работа основана на методологии дискурсивного анализа с элементами контент-анализа и семантического анализа. На первом этапе был проведен анализ отобранных методом сплошной выборки материалов местной прессы на тему коронавируса для выделения доминирующих коммуникативных стратегий, затем было отобрано 100 публикаций, реализующих стратегию интеграции (солидаризации). На основе указанного материала были выделены векторы солидаризации в районных газетах Беларуси, а также лексемы, использующиеся для выражения различных аспектов солидарности.
К солидаризирующим статьям были отнесены тексты, в которых актуализируются идеи, эксплицирующие понятие «солидарность». По мнению исследователей, с солидарностью обычно соотносятся положительные с точки зрения морали аспекты отношений между людьми - кооперация, сплоченность, взаимные обязательства, забота, доверие, взаимовыручка и взаимопомощь [10, с. 60; 11, р. 334], иногда в объем данного понятия включают также объединение группы «своих» для борьбы с «чужими» [12]. Трактуя солидарность как особое состояние общества, Ю.В. Шкудунова перечисляет следующие основные толкования этого понятия: интеграция на основе общности интересов, взаимозависимости, ответственности; единение на основе моральных прин-
ципов сопереживания, сочувствия, взаимной симпатии при условии разделения единых норм и ценностей; совместная деятельность для достижения определенной цели, например социальная или экономическая поддержка, взаимопомощь или проявление альтруизма [13, с. 4121].
В проанализированных статьях были выявлены следующие векторы формирования солидарности: помощь уязвимым категориям людей, личная и коллективная ответственность, институциональная помощь (медицинским работникам, другим государствам и т. д.), единство и сплоченность. Распределение данных апелляций в материале исследования и маркирующие их лексемы представлены в таблице.
Как видно из приведенной таблицы, около половины проанализированных статей освещают вопросы социальной помощи уязвимым категориям людей, которые маркируются в газетных статьях с помощью слов уязвимый, пожилой, инвалид, одинокий, пенсионер. В данных материалах речь идет о том, что социальные службы и различные организации (Федерация
профсоюзов Беларуси, Красный Крест, РУП «Белпочта» и др.) помогают людям, доставляя им домой пенсию, покупки из магазина или аптеки либо выполняя работу по дому:
В связи с коронавирусом и с целью создания дополнительной защиты от распространения вирусных инфекций РУП «Белпочта» предложило воспользоваться услугой получения пенсий и пособий на дому3;
Профсоюзы по всей республике создали рабочие группы, чтобы оградить своих пенсионеров от необходимости выходить в магазины, аптеки и т. д.4
В роли ключевых слов в таких статьях выступают лексемы помощь, доставка, поддержка, обслуживание, забота:
Территориальный центр социального обслуживания населения Новогрудского района совместно с волонтерами Белорусского Общества Красного Креста и районной организацией ОО «БРСМ» [Белорусский республиканский союз молодежи] организуют проведение акции по оказанию помощи в доставке продуктов питания и медикаментов пожилым гражданам, нуждающимся в этом5.
НАПРАВЛЕНИЯ СОЛИДАРИЗАЦИИ В БЕЛОРУССКОЙ РАЙОННОЙ ПРЕССЕ DIRECTIONS OF SOLIDARIZATION IN BELARUSIAN REGIONAL PRESS
Вектор солидаризации Количество контекстов, % Лексемы
Помощь уязвимым категориям людей 49 Помощь, доставка, поддержка, обслуживание, забота, волонтер, благотворительный, бескорыстный, уязвимый, пожилой, инвалид, одинокий, пенсионер
Личная и коллективная ответственность 24 Ответственность, бдительность, внимательный, серьезный, безопасность, обезопасить, позаботиться, самоизоляция
Институциональная помощь 17 Помощь, поддержка, братский, дружеский, дружба, гуманитарный
Единство и сплоченность 10 Общий, вклад, солидарность, сотрудничество, объединить(ся), скоординировать, вместе
3Слава працы (Копыль). 2020. 2 апр. 4Трыбуна працы (Бобруйск). 2020. 3 апр. 5Новае жыццё (Новогрудок). 2020. 2 июня.
Добровольный и альтруистический характер оказываемой помощи репрезентируют слова волонтер, благотворительный, бескорыстный:
В случае необходимости волонтёры окажут помощь в доставке на дом приобретенных пожилыми людьми продуктов и медикаментов6;
Вот мы и подключились к бескорыстному марафону по оказанию помощи тем, кто в ней особо нуждается1;
Вопросы выгоды не просто вторичны, о них даже речи не идет. Главное - защитить свое население8.
Около четверти солидаризирующих контекстов в проанализированном материале делают акцент на понимании людьми своей ответственности за собственное здоровье и безопасность других в кризисный период и, соответственно, на демонстрации ответственного поведения. Эта идея подчеркивается журналистами с помощью существительных ответственность, бдительность, безопасность, прилагательных и наречий ответственный / ответственно, внимательный / внимательно, серьезный / серьезно, глаголов обезопасить, позаботиться:
Позаботьтесь о своей безопасности, будьте бдительны и внимательны к своим родным и близким!9;
Дарэчы, людзг сталага веку сур'ёзна адно-сяцца да парад медыкау10;
Сегодня в связи со сложившейся эпидемиологической ситуацией важно, чтобы каждый человек осознавал ответственность как перед собой, так и перед своими близкими, кол-
легами и максимально соблюдал необходимые правила гигиены11.
В отличие от других тематических категорий, представленных исключительно материалами, характеризующимися положительной тональностью, в данной группе встречаются негативные тексты, описывающие случаи проявления безответственного поведения:
Хочется почеркнуть немаловажный факт: пациенты проявили большую безответственность (легкомыслие?) - наотрез отказывались ехать в областную больницу по доброй воле. Пришлось поступить в соответствии с законом - с применением прокурорских санкций. Поэтому их госпитализировали с помощью сотрудников милиции12.
В роли ключевого слова текущего момента (в терминологии Т.В. Шмелевой [14]), акцентирующего в медиадискурсе ответственное поведение населения, выступает также существительное самоизоляция:
Белорусские медики выступают с призывом к самоизоляции пожилых граждан, хронически болеющих пациентов, тех пациентов, у которых есть, хотя бы, малейшие признаки ОРИ [острой респираторной инфекции], а также тех, кто прибыл из-за границы и, соответственно, получил рекомендацию к само-изоляции13.
Третье направление солидаризации, выделенное нами в кризисном дискурсе районной прессы Беларуси, - помощь в борьбе с эпидемией, которая оказывается преимущественно институционально - государствами, предприятиями и различными организациями. В качестве ключевых слов в данных текстах выступают
6Кобрынсш весшк. 2020. 2 апр.
7Весшк Чэрыкаушчыны. 2020. 31 марта.
8Сцяг перамоп (Лиозно). 2020. 3 апр.
9Лепельсш край. 2020. 3 апр.
10Асшовщш край. 2020. 31 марта.
"Сцяг перамоп (Лиозно). 2020. 21 марта.
12Луншецшя навшы. 2020. 2 апр.
13Весшк Чэрыкаушчыны. 2020. 30 марта.
лексемы поддержка / поддержать, помощь / помогать:
Поддержка медиков, оказавшихся на передовой в борьбе с COVID-19, со стороны государства, всех служб, госорганов, общественных организаций и населения - важная составляющая общего успеха в противодействии пандемии, захлестнувшей мир14.
Речь в таких статьях чаще всего идет о материальной поддержке - перечислении средств, покупке медицинского оборудования, средств защиты и т. д.:
И предприятия, и простые люди готовы перечислить деньги в фонд помощи медицины. Есть такие желающие и в нашем городе. Сейчас, к примеру, на одном из предприятий рассматривается возможность покупки трех аппаратов ИВЛ [искусственной вентиляции легких] с последующей передачей городскому здравоохранению15;
ФПБ [Федерация профсоюзов Беларуси] приняла решение о страховании и материальной поддержке медиков16.
К данной группе относятся и материалы о помощи Беларуси другим государствам и получении страной гуманитарных грузов из-за рубежа. Частотны в таких статьях лексические единицы помощь, гуманитарный, дружба, дружеский, братский:
Не так давно Министерством здравоохранения Республики Беларусь продукция предприятия была включена в гуманитарный груз и направлена в Китай для использования в преодолении беспрецедентной вспышки опасного инфекционного заболевания11;
Медицинская гуманитарная помощь из Китая прибыла в Беларусь18;
«Это еще один добрый знак особого расположения и сложившейся практики отношений между братскими странами», - отметил посол19.
Около 10 % контекстов в материале исследования подчеркивают объединение усилий, общность интересов и ценностей в кризисный для общества период, совместную работу, направленную на достижение социально значимых целей. Данные идеи акцентируются с помощью ключевых лексем общий, вклад, солидарность, сотрудничество, объединить(ся), скоординировать, вместе:
«История будет судить о нас не по тому, как отдельные правительства справились с кризисом, а по тому, насколько мы сумели объединиться и скоординировать усилия на глобальном уровне на благо всего человечества» (слова генсека ООН. -А.Б.); «Нам нужно проявить солидарность, - подчеркнул генеральный секретарь (ООН. -А.Б.). - Вместе мы сможем победить вирус и построить более справедливый мир»20;
«Это общее дело, которое требует вклада каждого из нас», - сказала председатель областного отделения БФМ [Белорусский фонд мира] Татьяна Туманова21.
Таким образом, солидаризирующим материалам отводится важная роль в кризисном дискурсе районных газет Беларуси. Наибольший удельный вес среди них имеют публикации, рассказывающие о помощи и поддержке, в первую очередь - уязвимым категориям людей, что объясняется социальной ориентированностью белорусского государства, стремлением поддержать и защитить тех, кому необходима помощь. Районные издания так-
14Лепельсш край. 2020. 2 апр.
15Наш край (Барановичи). 2020. 4 апр.
16Родныя вытош (Докшицы). 2020. 5 апр.
11Раённы весшк (Червень). 2020. 2 апр.
18Асшовщш край. 2020. 2 апр.
19Бярэзшская панарама. 2020. 4 апр.
20Асшовщк1 край. 2020. 1 апр.
21Лепельсш край. 2020. 2 апр.
же призывают население демонстрировать ответственное поведение по отношению к себе и другим людям, рассказывают об объединении усилий граждан в выполнении полезной для общества деятельности. В кризисный период средства массовой коммуникации должны
Cписок литературы
не только предоставлять читателям достоверную информацию о развитии ситуации и давать рекомендации, помогающие сохранить здоровье, но и сглаживать острые углы, вдохновлять и мобилизовывать на совместное решение важных для общества задач.
1. Пильгун Е.В. Семантика и прагматика кризисного дискурса: цис. ... канд. филол. наук. Минск, 2019. 185 с.
2. Багрова Е.В. Типологизация кризисов современного социального бытия // Вестн. Омск. гос. пец. ун-та. Гуманит. исслец. 2019. № 1(22). С. 9-12.
3. Lerbinger O. The Crisis Manager: Facing Risk and Responsibility. Mahwah: Lawrence Erlbaum Associates, 1997. 384 p.
4. Newsom D., Scott A., Turk J.V. This Is PR: The Realities of Public Relations. 5th ed. Belmont: Wadsworth Publ. Co., 1992. 615 p.
5. Koitan J. Afterword: What Solidarity of the Future? // Solidarity and the Crisis of Trust / ed. by J. Koltan. Gdansk: European Solidarity Centre, 2016. P. 133-143.
6. Хуэйцинь Чж. Риторический подход к изучению имиджа страны в дискурсе политического кризиса // Медиа-риторика и современная культура общения: наука-практика-обучение: сб. ст. XXII Междунар. науч. конф. (Москва, 30 января - 1 февраля 2019 г.) / отв. ред. В.И. Аннушкин. М.: Гос. ин-т рус. яз. им. А.С. Пушкина, 2019. С. 228-233.
7. Шейгал Е.И. Семиотика политического дискурса. М.: Гнозис, 2004. 326 с.
8. Пильгун Е.В. Интенциональность и коммуникативные тактики дискурса кризисных ситуаций // Часоп. Бе-ларус. дзярж. ун-та. Фшалопя. 2017. № 2. С. 92-95.
9. Ефремова Т.Ф. Современный толковый словарь русского языка: в 3 т.: ок. 160 000 слов. М.: АСТ: Астрель, 2006. Т. 2: М-П. 1160 с.
10. Бойцова О.Ю. К вопросу о «негативной солидарности» как концепте политической философии // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 7: Философия. 2018. № 4. С. 60-69.
11. Tzimas T. Solidarity as a Principle of International Law: Its Application in Consensual Intervention // GroJIL. 2018. Vol. 6, № 2. Р. 333-359. DOI: 10.21827/5bf3ea340e002
12. Taylor A. Solidarity: Obligations and Expressions. URL: http://www.socialpolicy.ed.ac.uk/__data/assets/pdf_ file/0012/141330/JWI_Solidarity_0bligations_and_Expressions.pdf (дата обращения: 06.06.2020).
13. ШкудуноваЮ.В. Экспликация понятий «солидарность» и «солидаризация» // Фундам. исслед. 2015. № 2 (ч. 18). С. 4118-4122.
14. Шмелева Т.В. Ключевые слова текущего момента // ^lleg^m. 1993. № 1. С. 33-41. References
1. Pil'gun E.V. Semantika i pragmatika krizisnogo diskursa [Semantics and Pragmatics of Crisis Discourse: Diss.]. Minsk, 2019. 185 p.
2. Bagrova E.V Tipologizatsiya krizisov sovremennogo sotsial'nogo bytiya [Typology of Contemporary Social Existence Crises]. Vestnik Omskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. Gumanitarnye issledovaniya, 2019, no. 1, pp. 9-12.
3. Lerbinger O. The Crisis Manager: Facing Risk and Responsibility. Mahwah, 1997. 384 p.
4. Newsom D., Scott A., Turk J.V. This Is PR: The Realities of Public Relations. Belmont, 1992. 615 p.
5. Koltan J. Afterword: What Solidarity of the Future? Koltan J. (ed.). Solidarity and the Crisis of Trust. Gdansk, 2016, pp. 133-143.
6. Huiqin Z. Ritoricheskiy podkhod k izucheniyu imidzha strany v diskurse politicheskogo krizisa [A Rhetorical Approach to the Study of the Country's Image in the Political Crisis Discourse]. Annushkin V.I. (ed.). Mediaritorika i sovremennaya kul'tura obshcheniya: nauka-praktika-obuchenie [Media Rhetoric and Contemporary Culture of Communication: Science-Practice-Training]. Moscow, 2019, pp. 228-233.
7. Sheygal E.I. Semiotikapoliticheskogo diskursa [The Semiotics of Political Discourse]. Moscow, 2004. 326 p.
8. Pilgun E.V Intentionality and Communicative Tactics of Crisis Discourse. J. Belarus. State Univ. Philol., 2017, no. 2, pp. 92-95 (in Russ.).
9. Efremova T.F. Sovremennyy tolkovyy slovar' russkogo yazyka [Modern Explanatory Dictionary of the Russian Language]. Moscow, 2006. Vol. 2: M-P. 1160 p.
10. Boytsova O.Yu. K voprosu o "negativnoy solidarnosti" kak kontsepte politicheskoy filosofii [On the "Negative Solidarity" as a Concept of Political Philosophy]. VestnikMoskovskogo universiteta. Ser. 7: Filosofiya, 2018, no. 4, pp. 60-69.
11. Tzimas T. Solidarity as a Principle of International Law: Its Application in Consensual Intervention. GroJIL, 2018, vol. 6, no. 2, pp. 333-359. DOI: 10.21827/5bf3ea340e002
12. Taylor A. Solidarity: Obligations and Expressions. Available at: http://www.socialpolicy.ed.ac.uk/__data/assets/ pdf_file/0012/141330/JWI_Solidarity_0bligations_and_Expressions.pdf (accessed: 6 June 2020).
13. Shkudunova Yu.V Eksplikatsiya ponyatiy "solidarnost'" i "solidarizatsiya" [Explication of the Concepts of "Solidarity" and "Solidarisation"]. Fundamental'nye issledovaniya, 2015, no. 2 (pt. 18), pp. 4118-4122.
14. Shmeleva T.V. Klyuchevye slova tekushchego momenta [Key Words of the Current Moment]. Collegium, 1993, no. 1, pp. 33-41.
DOI: 10.37482/2687-1505-V072
Anna A. Biyumena
Minsk State Linguistic University; ul. Zakharova 21, Minsk, 220034, Republic of Belarus;
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-4599-7700 e-mail: [email protected]
DIRECTIONS OF SOLIDARIZATION IN THE CRISIS DISCOURSE
OF BELARUSIAN REGIONAL PRESS DURING THE CORONAVIRUS PANDEMIC
The paper discusses the directions of solidarity formation, as well as the linguistic means of its explication in the press during the coronavirus pandemic crisis. This work is based on the articles of Belarusian regional newspapers published in March-June 2020. The current situation is a global crisis that has a significant impact on the lives of people around the world; therefore its coverage in the media is extremely important. It was determined here that the main strategies for presenting the situation in the media include orientation (formulation and clarification of the crisis), neutralization (easing the tension in the society) and integration (promoting solidarity among the population during the crisis). The analysis of Belarusian regional press revealed four vectors of solidarization: social support of vulnerable categories of people (senior citizens, the disabled) by public service institutions, various organizations and volunteers; people's personal and collective responsibility for their own health and safety of others, demonstration of responsible behaviour; institutional, mainly financial, assistance in combating the epidemic, including support to other countries; common values and the consolidation of efforts to achieve socially significant goals. Key lexemes were identified that accentuate these ideas in the publications of the regional press. The author comes to the conclusion that in a crisis situation mass media strengthens its role as a means of maintaining balance in the society and mobilizing the population in order to accomplish important tasks.
Keywords: media discourse, crisis discourse, regional press in Belarus, solidarity, solidarization, integration strategy, orientation strategy, neutralization strategy.
Поступила: 16.06.2020 Принята: 14.12.2020
Received: 16 June 2020
--Accepted: 14 December 2020
For citation: Biyumena A.A. Directions of Solidarization in the Crisis Discourse of Belarusian Regional Press During the Coronavirus Pandemic. Vestnik Severnogo (Arkticheskogo) federal'nogo universiteta. Ser.: Gumanitarnye i sotsial'nye nauki, 2021, no. 1, pp. 33-40. DOI: 10.37482/2687-1505-V072