УДК 338.124.4:336(470+571) Экономические науки
Клюева Евгения Юрьевна, кандидат экономических наук
МГУ им.Н.П. Огарева Костюхина Марина, студентка направления «Менеджмент»
МГУ им.Н.П. Огарева
НАПРАВЛЕНИЯ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ ФИНАНСОВОГО КРИЗИСА В РОССИИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
Аннотация: В статье исследована проблема финансового кризиса, выявлены причины его возникновения. Разработаны направления решения проблем данной кризисной ситуации.
Ключевые слова: кризис, финансовая нестабильность, кризисная ситуация, спад, антикризисные меры.
Annotation: In article the problem of financial crisis is investigated, the reasons of its emergence are established. The directions of the solution of problems of this crisis situation are developed.
Keywords: crisis, financial instability, crisis situation, recession, antirecessionary measures.
Финансовый кризис является наиболее глубочайшим расстройством государственной финансовой и денежной систем, который проявляется во внезапном несоответствии доходов бюджета их расходам, нестабильности и падении валютного курса национальной денежной единицы, обоюдных невыполненных взаимозачетах и неплатежах субъектов экономической системы, несоответствии денежной массы в обращении требованиям закона денежного обращения, стагнации экономики и инфляции. [5]
Безусловно, современное общество стремится к неизменному росту уровня и условий жизни, которые может обеспечить только постоянный
экономический подъем. Тем не менее, опыт ведения экономической деятельности показывает, что долговременный экономический рост не может быть непрерывным, а постоянно останавливается периодами финансовой нестабильности и даже кризисами.
Актуальность выбранной темы объясняется тем, что в настоящее время российское государство находится в кризисной ситуации и, несмотря на то, что кризис имеет внешнее происхождение, его воздействие на российскую экономику в ряде аспектов сильнее, чем на экономики других стран мира. Выход из кризиса тоже будет зависеть во многом от общемировых тенденций. Однако эта зависимость ни в коем случае не должна вести к пассивности российского государства в ожидании нового этапа улучшения мировой экономической и энергетической инфраструктуры.
Одни авторы связывают понятие кризиса непосредственно с неплатежеспособностью и банкротством предприятия, что не является объективной точкой зрения, так как банкротство - это заключительная фаза кризисной ситуации, крайняя ее точка, которая необязательно достигается в каждой кризисной ситуации. Другие определяют кризис как любое событие, нарушающее равновесие в системе - предприятии.
Итак, кризис - это процесс, возникающий в результате обострения противоречий в системе, выводящий ее из состояния равновесия и способный привести к невозможности функционирования [12, С. 6].
Финансовые кризисы разделяются на две основные группы.
Первая группа кризисов включает в себя традиционные циклические колебания, кризисы, связанные со стоимостью товаров, а также с внешними факторами, такими как рост цен на нефть, рост цен на определенные виды продуктов (например, на продовольствие, в связи с сезонными колебаниями или стихийными бедствиями).
Такие кризисы являются отраслевыми, они порождены, в основном, банкротствами крупных компаний на отдельных рынках, упадком отдельных отраслей.
Вторая группа сочетает в себе экономические кризисы, разрушающие один или несколько базовых финансовых институтов, свойственных для конкретно определенной территории (например, региону, стране или группе стран), в которой они протекают. [11]
Финансовый кризис - это реальность сегодняшнего дня. Мировая экономика, в том числе и российская, пережила на себе несколько глобальных кризисов, одни из которых - кризис, начавшийся в 1998 году - когда произошел резкий рост курса доллара по отношению к рублю и следующий кризис, который затронул практически каждую из стран, - кризис 2007-2009 гг., выражавшийся в падении акций на фондовой бирже, более известный как кризис ипотечного кредитования, другими словами, мировой финансовый кризис 2007-2009 гг., называют «Великой рецессией». Применение термина «рецессия» в отношении к финансовому кризису означает замедление ил почти полное отсутствие экономического роста, уменьшение производственной деятельности, что характеризуется низким уровнем, в частности нулевым или отрицательным ростом валового национального продукта на протяжении более полугода. [4]
Экономический кризис является самым опасным явлением для финансовых рынков, который вполне способен обвалить даже самые здоровые и успешные рынки. Во всем мире рушатся рынки, терпят крах банковские компании, бывшие, до недавнего времени, лидирующими и надежными.
К главным причинам возникновения финансового кризиса относятся:
1. Большое влияние НТП на все сферы жизни, что приводит к ускорению всех процессов, в том числе экономических и финансовых, и значительными изменениями в структуре мировой и национальной экономики. Сокращение притока технологических инноваций в Россию («инновационная пауза») может представлять дополнительные угрозы и провоцировать новые кризисы.
2. Недостаточный государственный контроль и регулирование рыночного сектора, и, как следствие, кризис перепроизводства. По мнению С.
Ю. Глазьева, глубина кризиса напрямую зависит от степени дерегулирования экономики. [14]
Анализируя экономическую ситуацию России, можно сделать вывод о том, что хотя бы одна из причин каждого последующего кризиса кроется в ошибках, допущенных десятилетия назад, и нарастающих как снежный ком с каждым годом.
Финансовый кризис в России, начавшийся в 2014 году обусловлен ухудшением экономической обстановки в России, вызванной резким спадом мировых цен на энергоресурсы, продажа которых составляет значительную часть в доходах бюджета России, а также введением экономических санкций в отношении России в связи с событиями в Крыму и на востоке Украины.
Эти факторы вызвали значительное снижение курса рубля относительно иностранных валют, увеличение инфляции, уменьшение реальных доходов населения и значительное ухудшение ситуации в ряде отраслей российской экономики.
Мировые компании, ведущие бизнес в России, зафиксировали падение прибыли из-за сокращения потребительской активности населения, а часть из них сообщила о выводе своего капитала из России. Нестабильная экономическая обстановка в России начала оказывать негативный эффект на экономики некоторых стран ближнего и дальнего зарубежья, имеющих тесные экономические связи с Россией. В результате введения санкций крупные российские компании оказались отрезаны от западных долговых рынков, что существенно ограничило их возможности по привлечению рефинансирования. Возникла угроза невыплаты долгов, компании начали обращаться к государству за помощью. Однако средства Центрального банка России, резервного фонда и Фонда национального благосостояния (ФНБ) составляли $450 млрд, при этом внешний долг российских компаний оценивался в $630 млрд. (на октябрь 2014) [8, С. 3].
В январе 2015 года предприятия России получили сальдированный убыток: финансовый результат убыточных организаций превысил финансовый
результат прибыльных организаций. В последний раз подобная ситуация была в разгар предыдущего кризиса - в декабре 2008 и январе 2009 года. Значительные сальдированные убытки понесли компании, занятые в обрабатывающих отраслях, в транспорте и связи, в операциях с недвижимостью, в производстве и распределении электроэнергии, газа и воды. Между тем, в добыче полезных ископаемых зафиксирован значительный рост прибыли. [2]
Таким образом, мировой финансово-экономический кризис поставил перед мировым сообществом новые задачи, связанные с необходимостью согласования и координации антикризисных усилий в международном масштабе с тем, чтобы определить эффективные методы выхода из кризиса и меры, призванные не допустить впредь его повторения.
Правительством Российской Федерации принят пакет мер по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности, который позволит добиться сокращения глубины спада в 2015 году по ряду важнейших макроэкономических показателей. Так, увеличение бюджетных ассигнований на предоставление бюджетных кредитов бюджетам бюджетной системы и поддержка отраслей экономики, по оценке Минэкономразвития России, приведет к увеличению инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования примерно на 2 п. п. по сравнению с вариантом, не учитывающим антикризисные меры. Совокупность мер по поддержке уязвимых слоев населения, даже при незначительном увеличении связанной с этим инфляции, обеспечит дополнительный прирост реальных доходов населения примерно на 1,1 п. пункта [15]. Это увеличение окажет положительный эффект как поддержка спроса населения, в том числе отразится в сокращении глубины спада оборота розничной торговли на 1,2 п. пункта и объема платных услуг населению - на 0,8 п. пункта. Улучшение ситуации с инвестициями в основной капитал, прирост объемов промышленного производства и относительное оживление спроса населения уменьшит величину сокращения импорта товаров примерно на 2,5 п. пункта. В меньшей степени реализуемые меры отразятся на увеличении экспорта товаров. В
результате, совокупное снижение темпа прироста ВВП ожидается меньше, чем в сценарии, не учитывающем реализацию мер антикризисной поддержки экономики, примерно на 0,9 п. пункта.
В начале 2015 года Правительство РФ обнародовало антикризисный план, который направлен на «активизацию структурных изменений в российской экономике» в период «наиболее сильного влияния неблагоприятной внешнеэкономической и внешнеполитической конъюнктуры». План содержит 60 пунктов и рассчитан на 2015-2016 годы.
Докапитализация системно значимых банков. На эти цели будет выделен 1 трлн рублей из средств Агентства по страхованию вкладов и 250 млрд рублей из средств Фонда национального благосостояния. 300 млрд рублей будет потрачено на финансирование «Внешэкономбанка». 200 млрд рублей будет выделено на предоставление госгарантий по кредитам и займам, привлекаемым крупными компаниями.
Поддержка сельского хозяйства. Правительство РФ в 2015 году выделит 50 миллиардов рублей на государственную поддержку сельского хозяйства, а также ещё по 2 миллиарда на субсидирование скидки на агротехнику отечественного производства и на имущественный взнос в уставный капитал предприятия «Росагролизинг».
Поддержка предпринимательства. На финансирование малых инвестиционных предприятий планируется выделить 5 млрд рублей. Также план предусматривает упрощение процедуры признания того или иного бизнеса субъектом малого и среднего предпринимательства, ограничение числа проводимых ФАС проверок, снижение налогового бремени, в том числе за счёт предоставления права на налоговые каникулы «всем впервые зарегистрированным индивидуальным предпринимателям в сфере производственных и бытовых услуг».
Компенсации наиболее уязвимым категориям граждан. Согласно плану, семьи, имеющие право на материнский капитал, получат в 2015 году единовременную выплату за счёт этих средств в размере 20 тысяч рублей. На
индексацию страховых пенсий выделено 188 млрд рублей. На борьбу с безработицей в этом году потратят 52,2 млрд рублей. 16 млрд рублей заложено в плане на улучшение лекарственного обеспечения граждан и на компенсацию расходов, связанных с изменением валютного курса при приобретении импортных медицинских препаратов. [9]
Поддержка импортозамещения и экспорта. Согласно плану, Минпромторг, Минфин, Минкомсвязь, Минсельхоз и Минэкономразвития до 1 апреля должны утвердить программы по импортозамещению, а к 1 июля подготовить документы по их реализации. Также в этой области будут приняты и финансовые меры: 3 млрд рублей будет выделено для субсидирования процентной ставки «Росэксимбанка» по кредитам, выдаваемым в рамках поддержки экспорта высокотехнологичной продукции.
10-процентное сокращение расходных статей бюджета на 2015 год. В течение следующих трёх лет госрасходы должны сокращаться как минимум на 5% в год с тем, чтобы к 2017 году достичь сбалансированности бюджета. Обеспечить их сокращение предполагается в первую очередь за счёт исключения неэффективных затрат. Например, будут урезаны расходы на функционирование органов государственной власти, в частности в документе говорится об «уменьшении расходов на оплату услуг повышенной комфортности».
Наряду с реализацией оперативных мер антикризисного реагирования приоритетным направлением работы Правительства Российской Федерации будет реализация структурных реформ, направленных на диверсификацию экономики и создание условий для устойчивого экономического роста в среднесрочной перспективе, что найдет отражение в новой редакции Основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации. Кроме безусловной необходимости обеспечения макроэкономической стабильности и низкой инфляции потребуются:
- продолжение реализации государственных программ, нацеленных на повышение качества систем здравоохранения и образования в соответствии с
потребностями XXI века; создание необходимых условий для опережающего роста частных инвестиций в структуре ВВП, ускоренное и полноценное исполнение «дорожных карт» национальной предпринимательской инициативы, а также комплексное совершенствование контрольно-надзорной деятельности (в том числе на основе риск-ориентированного подхода) с выходом России на стабильно высокие позиции среди всех стран по уровню комфортности ведения бизнеса;
- эффективное применение всех созданных инструментов промышленной политики, прежде всего для обеспечения импортозамещения и поддержки экспорта, в том числе с привлечением значительных объемов прямых иностранных инвестиций (проектное финансирование, гарантии, фонд поддержки промышленности, индустриальные парки, государственные закупки, государственно-частное партнерство);
- формирование и начало реализации Национальной технологической инициативы на основе передовых достижений российской и мировой фундаментальной науки, использования создаваемой инновационной инфраструктуры (инновационный центр «Сколково», наукограды и технопарки, ведущие университеты, институты инновационного развития);
- стабилизация налоговой системы с одновременным применением мер налогового стимулирования структурных преобразований;
- продолжение модернизации и улучшение сбалансированности пенсионной системы, а также системы социальных льгот (за счет расширения ее адресного характера);
- радикальное повышение качества системы государственного управления и эффективности работы крупных компаний, контролируемых государством. [6]
Реализация антикризисных мер будет осуществляться Правительством Российской Федерации в тесном взаимодействии с Федеральным Собранием Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления,
профессиональным и экспертным сообществом в рамках системы «Открытое правительство» и иных форм совместной работы. Перечень первоочередных мероприятий не является исчерпывающим и будет при необходимости дополняться новыми антикризисными мерами.
Новые предложения МЭР на 2014-2017 годы дают более низкие прогнозы в сравнении с действующими. Прошлогодние понижались четыре раза и в итоге оказались хуже последнего прогноза. Так что можно считать и озвученные вчера цифры весьма оптимистичными [15].
Сейчас МЭР предлагает два сценария развития: первый с более высокими темпами роста предусматривает изменение финансовой политики: корректировка бюджетного правила, докапитализация банковского сектора за счет средств ФНБ, увеличение с 2015 года государственных расходов примерно на 0,5% ВВП ежегодно. Эти меры необходимы с учетом резкого роста прогноза по оттоку капитала и возможного сокращения торговли с западными странами. Именно так в кризисные годы поступают развитые государства, а Россия, как это не парадоксально, игнорирует эти общеизвестные истины. ЦБ не намерен идти на смягчение денежно-кредитной политики, ставка рефинансирования останется на прежнем уровне. В таких условиях давления не сложно предположить, что рекомендации этого прогноза 24 апреля могут быть подвергнуты критике. Второй сценарий - консервативный - сохраняет текущую экономическую политику и предполагает больший отток капитала, темпы роста на уровне 0,5%. На графике представлены данные по ключевым макроэкономическим показателям развития.
%
7
6 6
Рисунок 1 - Макроэкономические параметры развития России 2014-2016 в прогнозах министерства экономического развития [7]
Не исключено, что Правительству будет предложен и третий прогноз -шоковый, учитывающий последствия украинского кризиса. Для него характерен отток капитала в объеме 150 млрд. долларов и отрицательный темп роста ВВП.
Какой бы прогноз развития не был взят за базовый, тенденция очевидна: ВВП и остальные ключевые параметры развития замедляются, приток инвестиций окажется отрицательным, рубль будет продолжать слабеть. Так, в 2015 году прогнозное значение - 38,4, в 2017 - 39,3, а в долгосрочной
перспективе к 2030 - до 44,8, однако уже сейчас он вышел за рамки планируемого изменения (в прогнозе 2030 по всем сценариям он составил 31,9р./дол.), то есть не исключено, что при сохранении существующей политики снижение рубля будет еще большим.
Основные рекомендации этих прогнозов носят антикризисный характер, однако правительство продолжает настаивать на том, что кризиса в экономике нет. Россия уже применяла политику смягчения в 2008 году, но очевидно, что, во-первых, от нее не следует отказываться, а во-вторых, этих мер явно недостаточно для оздоровления российской экономики.
Библиографический список
1 Афонцев С. Российский крупный бизнес в условиях глобального кризиса // Вопросы экономики. - 2013. - № 5. - С10.
2 Бондарев С.С. Структурная модернизация российской экономики: суть и задачи // Российское предпринимательство. - 2010. - № 4 Вып. 2 (157). - С 1419.
3 Буравлев А. И. Когнитивная модель возникновения финансово-экономического кризиса // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. - 2014. - № 12. - С.56.
4 Бутенко А. П. Экономические кризисы и общественно ориентированные предпочтения: субституты или комплементы? // Вопросы экономики. - 2013. - № 4. - С6.
5 Власова Ю. Исследование устойчивости государственных финансов России в краткосрочном и долгосрочном периодах // Вопросы экономики. -2013. - № 4. - С6.
6 Гонтмахер Е. Российские социальные неравенства как фактор общественно-политической стабильности // Вопросы экономики. - 2013. - № 4. - С21.
7 Гурвич И. Как обеспечить внешнюю устойчивость российской экономики // Вопросы экономики. - 2013. - № 9. - С6.
8 Два кризиса. Сравнительный анализ событий 1998 и 2014 годов / М. С. Гусев, А. А. Широв. // Проблемы прогнозирования. - 2014. - № 05. - С. 3-20.
9 Демченко О.С. Финансово-экономический кризис и стабилизационная политика России // Российское предпринимательство. - 2012. - № 1 (199). - С. 410 Демченко О.С., Александров Ю.Л. Анализ макроэкономической
динамики России в 1995-2009 годах: роль потребительских расходов и инвестиций // Российское предпринимательство. - 2010. - № 8 Вып. 1 (164). — С. 4-11.
11 Дмитриева О. Деформация бюджетной политики и управления долгом вследствие формирования стабилизационных фондов // Вопросы экономики. -2013. - № 3. - С.8.
12 Дмитриева В. Экономические кругообороты и финансовые «пылесосы» // Вопросы экономики. - 2013. - № 7. - С.6.
13 Егорова Н. Н. Кризис как фактор структурного преобразования социально-экономической системы // Финансовая аналитика: проблемы и решения. - 2014. - №28. - С. 48
14 Зуев В. Факторы экономического развития и структурные реформы в России // Вопросы экономики. - 2013. - № 5. - С.12.
15 Идрисов, С. Бюджетная политика и экономический рост// Вопросы экономики. - 2013. - № 8. - С.13.