Научная статья на тему 'Направления реализации безопасного образования в условиях социально-экономического кризиса'

Направления реализации безопасного образования в условиях социально-экономического кризиса Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
87
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕЗОПАСНОСТЬ ОБРАЗОВАНИЯ / БЕЗОПАСНОСТЬ ОБЩЕСТВА / ФУНКЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ / SECURITY OF EDUCATION / SECURITY OF SOCIETY / EDUCATIONAL FUNCTIONS

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Жильцов Д. Е.

В статье обращается внимание на особенности образования и других социальных институтов, развиваемых с целью общества из социально-экономического кризиса. Образование рассматривается в широком контексте безопасности социума.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIRECTIONS OF REALIZATION OF SECURITY EDUCATION UNDER CONDITIONS OF SOCIAL-ECONOMIC CRISIS

In the article there are payd attention to characteristic features of education and other social institutes, developed with a view to withdrawal of society from social-economic crises. Education there are considered in a broad context of security of society.

Текст научной работы на тему «Направления реализации безопасного образования в условиях социально-экономического кризиса»

(артелей) в современной хозяйственной практике // Экономический журнал. - 2010. - № 2. - С. 91-97.

3. Гражданский кодекс Российской Федерации. -М. : ОМЕГА-Л, 2011. - 478 с.

4. Международный кооперативный альянс. Официальный сайт. - URL: http://www.ica.coop/

5. Организация объединенных наций. Официальный сайт - URL: http://www.un.org/ru/

6. Райзберг Б. А. Современный экономический словарь. - 5-е изд., испр. / Б. А. Райзберг, Л. Ш. Лозовский, Е. Б. Стародубцева. - М. : ИНФРА-М, 2006. - 512 с.

7. Туган-Барановский М. И. Социальные основы кооперации. - М., 2010. - 496 с.

8. Чаянов А. В. Избранные труды. - М. : Колос, 1993. - 260 с.

Zhigalov M. I.

CO-OPERATIVE SOCIETIES AS THE LEADING ORGANIZATIONAL-ECONOMIC FORM OF SMALL INDUSTRIAL PRODUCTION.

Co-operative societies have huge potential for the decision social and economic questions and promote achievement of the co-ordinated actions in development of small industrial production. The co-operative enterprises bring the appreciable contribution to reduction of scales of poverty, maintenance of employment and social integration.

Keywords: co-operative society, labour co-operation, small industrial production, utility maximisation.

УДК 377 Жильцов Д. Е.

НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ БЕЗОПАСНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА

В статье обращается внимание на особенности образования и других социальных институтов, развиваемых с целью общества из социально-экономического кризиса. Образование рассматривается в широком контексте безопасности социума.

Ключевые слова: безопасность образования, безопасность общества, функции образования

Вопрос о роли образования в безопасном мире - это вопрос о том, каким может и должно быть образование будущего. Мир стоит на пороге гибели («Быть или не быть...человече-ству» - название книги академика Н. Н. Моисеева). Человечеству предстоит дать ответ на этот вопрос, в том числе средствами образования.

Общество и её экономика будет строиться по типу семьи, а образование - по типу диалога («круглого стола»), в том числе и в семье. Следует уменьшить роль техники, неживого в жизни людей, повысив роль живого человека, его собственного мышления. Основным принципом жизни должна быть любовь: человек человеку - друг, товарищ и брат. Воцарится «золотое правило нравственности», подчеркивающее равенство людей и единство человеческого рода. Русский народ станет лидером в этом процессе. Прекратятся войны (о чем мечтали И. Кант в работе «К вечному миру»,

Т. Гоббс и другие великие люди), о чем думает каждая мать.

Христианство («Евангелие») указывает путь ограничения власти торгующих, властвующих и фарисействующих, то есть хищников, паразитов и имитаторов деятельности, убивающих живую жизнь. Будут ограничены все виды эксплуатации, угнетения и отчуждения.

Природа вновь восстановит свои жизненные силы. Как хозяйство (экономика), так и образование станет природосообразным и культуросообразным, то есть человечество не будет подрывать природные и общественные источники своего существования. Человек перестанет рассматриваться как средство, ресурс. Всем найдётся своё место сообразно своим способностям и своё право на достойную жизнь.

Рабочие места создадут люди, обученные в учебных заведениях. Отношения найма будут устранены, человек будет делать то, что

соответствует его призванию (а образование -это и есть обращение на зов Бога, то есть обращение к призванию человека) и работать на самого себя (но на общественного, на обобществленного себя). Частная собственность не будет базисом экономики, рынок будет формальным и ему будет отведено подчинённое место. Труд не будет рассматриваться в качестве волевых усилий по преодолению лени и невежества, по созиданию благ и людей, по стремлению к осуществлению истины и справедливости.

В учебных заведениях будут преподавать самые лучшие люди своего времени. Будут поощряться таланты и подлинный профессионализм. Место цены займет ценность, стоимости - достоинство благ и людей, количество уступит место качеству. Производство и потребление будут разумными и в целом соответствовать друг другу. Материальное производство будет протекать подобно природным процессам выращивания жизни. Жизнь через природу и культуру станет не путем к смерти, а путем, преодолевающим смерть. Человечество станет автотрофным, то есть будет питаться энергией Солнца (В. Вернадский), и ему не придётся в таких количествах уничтожать всё живое на Земле ради продления своей жизни. Во многих сферах жизни восторжествует принцип разумного самоограничения, однако радость будет важнее подавления в себе жизненных сил.

Как только идея становится частной собственностью, она умирает, умирает наука и образование. Однако если идеи станут бесплатными (по природе они - общественные блага), её создатели в современной жизни при господстве рыночной экономики и частной собственности умрут с голоду, как и вся интеллигенция.

Поэтому сейчас все должны быть поставлены в примерно равные условия в смысле ответственности за свой труд и в смысле вознаграждения за его результаты.

Основной принцип экономики идеального -бесконечность и увеличение эффекта при его появлении, а не потере эффекта с течением времени, когда каждый дополнительный эффект требует всё больших и больших затрат и усилий.

Далее рассмотрим глазами экономиста те очевидные проблемы, которые необходимо решить в целях сохранения российского образования. При этом автор осознаёт, что они не решаемы без глубоких преобразований во всём обществе, преобразований, выходящих за рамки формаци-

онных, связанных с существованием российской цивилизации и всего человечества в целом.

1) Российское образование должно быть преимущественно специфически российским, отвечать в первую очередь российским потребностям и интересам, российскому социальному заказу. При этом свои проблемы мы должны решать сами, опираясь на российский опыт и традиции. В противном случае нам навяжут свои требования наши геополитические противники.

2) Образование должно суметь переломить те негативные явления, которые сложились в самом образовании и во всём обществе своими средствами.

В частности, если брать источник образования - сознание, можно выявить следующий потенциал, который возможно обратить на пользу переустройства общества и самозащиты образования от деструкции:

а) мысль (сознание) нельзя опередить, затормозить, поставить абсолютные преграды, даже жёстко контролируя его. Наоборот, контроль и стандартизация порой ведут к противоположному - потере эффективности и качества. Сильнее и быстрее мысли ничего нет. Особенна сильна коллективная мощь мысли, мощь общественного мнения. Уважение к силе и значению мысли и мыслителя возрастает с силой развития общественной мысли, а значит, подлинной свободы и демократии. Мысль, не замыкающаяся в самой себе, безгранична. Её усиливает отклик ответной мысли.

б) сознание не убывает, а только увеличивается в объёме. Важно не потерять пути развития (нить мысли, методы познания и т. п.) в потоке сознания. При этом субъекты сознания не должны гоняться за полнотой этого сознания в собственной голове - главным является достаточность знания, а не её объём. То же самое относится и к содержанию образования.

Коллективная мысль умножает индивидуальные мысли, распространяет их (одной из функций образования как раз является распространение знаний в массах).

в) источник преград и противоречий - в самом мышлении.

Оно же указывает выходы, подчас неожиданные, из тупиков мышления. Важно научиться правильно использовать возможности мозга и способности человека, а также возможности коллективного сознания.

3) Следует преодолеть распространенное отношение к образованию как к средству для достижения чего-либо, рассматривая его в качестве аналога материальной экономики, а также аналога орудия, машины, механизма. Образование пролагает путь к экономике, которая помогает накормить людей, дать им работу, научить дисциплине, да и подчас сделать жизнь более интересной, осмысленной. Но образование, в отличие от экономики, само по себе является ценностью, так как лишь оно одно способно привить людям высшие ценности и смыслы, чувство своего высокого предназначения в этом мире. Образование - аналог культуры, путь к ней. Утилитарно-потребительское мышление разрушает и образование, и экономику, и всё общество. Нравственные ценности долга и служения, а не услужения - вот что является корнем образования. Труд и постижение истины, преодоление преград на пути к высшим целям благодаря высшим способностям - именно этим ценны образование и особенно наука.

4) В борьбе человеческих локальных цивилизаций экономический и военный потенциал всё больше уступает своё место образовательному потенциалу (а в нём главным является культурно-нравственное смысловое ядро). Следует использовать для целей образования всё то, что возможно, не экономя на образовании. Экономия на людях, на человеческом потенциале -самая разрушительная экономия. Экономия на образовании приносит самый большой ущерб безопасности страны.

5) Рыночная либеральная экономика в образовании - самая не безопасная экономика, рыночное управление в образовании - самое небезопасное управление.

Рынок создает искусственный дефицит денег, а не имея денег, не имеешь доступа к самым жизненно важным благам. Таким образом, рынок отсекает от сфер деятельности и потребления благ достойных людей. При этом, когда образовательное благо покупается, теряется качество, так как подвергаются деформации содержательные аспекты образования.

Экономика образования по своей сущности -экономика дефицита высококачественных ресурсов и благ и экономика переизбытка стандартных, массовых благ. Рыночная экономика образования, усугубляя дефицит высококачественных благ, вместе с тем тянет на дно и массовый сектор образования.

Рыночная либеральная экономика неспособна профинансировать и простимулировать образование в достаточном объёме, в достаточной мере, при этом подвергаются деформации содержательные аспекты образования и теряется его качество. Нужны другие, государственные и общественные механизмы и стимулы, и преимущественно они, даже в негосударственном секторе образования.

6) Мировая либерализация образование под эгидой ВТО, рассматривающая образование не как социальную сферу, а как сферу услуг (где действуют законы материального обмена и рыночной конкуренции, свобода перемещения доходов и поглощения собственности) разрушительна для национальных систем образования любых независимых суверенных государств.

Встраивание российского образования в европейский Болонский процесс меняет исторически сложившийся за 300 лет национальный уклад образования, то есть, иначе говоря, отношения между людьми в образовании. В этом -главная его опасность.

Современное «рыночное» образование расколото на образование для элиты, для труда умственного (и для потребления культуры, в том числе праздного) и на образование для масс - для труда рутинного, стандартизированного, иерархически управляемого, не требующего высокой квалификации и подлинного профессионализма. Социально неоднородному, сильно стратифицированному обществу трудно прийти к единому образованию подчас и на общеобразовательном уровне, но в постиндустриальном обществе, преодолев основные антагонизмы, ему придётся придти к единству в главном и на уровне высших ступеней высшего образования.

В будущем обществе образование на всех ступенях будет бесплатным, и у человека не будет проблем, связанных с доступом к образованию из-за факторов, от самого человека не зависящих, в том числе материальных.

8) Для нормального (безопасного) развития образования в современном обществе, для безопасности страны в составе занятого населения должно быть не менее 60 % дипломированных специалистов и научных работников. «Хотя численность специалистов с высшим и средним специальным образованием (включая лиц с незаконченным высшим образованием) в общем количестве населения России ещё велика - 42,8 миллиона человек,

или 37%, число лиц имеющих высшее образование, составляет лишь 13,3%, в то время как в США - 22%». (ж. «Вестник высшей школы» (Alma mater) №3 2009 г., «Высшее образование для XXI века (ответы экспертов) Е. В. Бодрова, с. 27).

По расчетам С.П. Капицы, «для исправления ситуации нужно увеличить финансовые вложения в высшее образование примерно в 5 раз. А для выхода на самые передовые позиции нужно увеличить финансирование в 12 раз» (там же, с.27).

А пока страна продолжает терять свой научный и образовательный потенциал, а также высокую репутацию державы с качественным образованием и передовой наукой.

9) Ни в коем случае нельзя отказываться от главного преимущества советской системы образования, унаследованного российской - фундаментальной подготовки. Она обеспечивает широту кругозора на основе достаточной глубины познания базовых теоретических дисциплин. Фундаментальность (изучение принципов, законов, закономерностей) даёт возможность успешно освоить практически любой вид деятельности, так как «ставит мозги». Изучение наук на основе новейших достижений, открытий, научное творчество самих студентов начиная с первых курсов прививает вкус к самостоятельному мышлению на научном уровне глубины.

Важно понимать, что ядром науки и образования является научная школа, которая создаётся многими десятками лет, а разрушается очень быстро. Кроме того, не следует ради экономии средств отказываться от живого общения профессоров со студентами, индивидуальных занятий. Образование начинается с науки, а наука имеет неповторимое лицо, так как её делают личности. При этом для науки губительна чрезмерная регламентация.

Кризис модели образования в мире наложился на кризис социально-экономического мироустройства и с учетом этого фактора глобализации сильнее всего затронул «самое слабое звено» капитализма - Россию. Это произошло в условиях беспрецедентного социального расслоения населения России и ослабления всех защитных легитимных функций государства, в особенности социально-экономических. Образование, перестав быть для государства приоритетным, было брошено на произвол судьбы. Система образования, тесно связанная в едином народнохозяйственном комплексе СССР со всеми системами жизнеобеспечения страны, была из высокообобществленного со-

стояния (высокосвязного, взаимозависимого, сильно социализированного в культуре, идеологии, национальном аспекте) раздроблена на множество составляющих. Нового единства в системе пока не найдено (даже в теории).

Эксплуатировать подвижничество и бескорыстие советских образованных людей стало уже практически невозможным, человеческий потенциал советской системы уже практически исчерпан.

В теории следует искать верную замену во многом оправдавшей себя советской модели образования для условий выживания человечества и России как его «мозга» в посткризисном, по-сткапиталистическом мире. Для этого не обойтись без изучения исторического опыта России и зарубежных стран в области экономики и управления, в том числе современных тенденций. Нельзя выжить человечеству, отказавшись от его мозга. Понимание этого неизбежно придёт со временем и к врагам России.

Новая образовательная модель будет построена на основе более прогрессивного в нравственно-культурном отношении общественного строя и сможет учитывать глубоко понятые долгосрочные общественные потребности субъектов общества и хозяйства.

Обрисуем более конкретные контуры этой модели.

1. Всеобщность, обязательность и общедоступность, бесплатность всех видов образования, включая высшее. Учёба - труд по овладению в первую очередь фундаментальными знаниями. Оценка и оплата учебного труда осуществляется по его заслугам, также по заслугам производится распределение выпускников. Регионы будут выравниваться в уровне своего социальноэкономического развития, поэтому распределение со временем не будет означать потерю многих благ и преимуществ. Многие будут иметь преимущества, но без ущерба основной массе (это касается и учебных заведений, и их обеспечения, и самих людей). Выравнивание будет происходить не по минимальному уровню, а по лучшим образцам.

2. Общеобразовательные учреждения связаны с профессиональными образовательными учреждениями, которых достаточно для обеспечения потребностей России своими силами и средствами. Образовательные учреждения связанны с предприятиями и учрежде-

ниями экономики и общества. Проблема трудоустройства отсутствует.

3. Общеобразовательные учреждения - народные учреждения, построенные на принципах самоуправления и соуправления. Государство (пока оно сохраняется) является выразителем общенародных интересов. Социальная функция государства - основная. Экономически вузы относительно самостоятельны, но общие параметры функционирования определяет государство. Основное (базовое) финансирование тоже осуществляет государство. Возможно долевое финансирование (софинансирование).

4. Образование выполняет прежде всего социальные и культурные функции формирования людей и будущего общества. Образование, как и экономика, не приветствует нетрудовые доходы, а высокие трудовые доходы подвергает справедливому налогообложению. В налогообложении главной будет являться социальная и амортизирующая функции, то есть функция регулирования, а не изъятия средств (фискальная).

5. Планирование будет как директивным, так и рекомендательным. Будет осуществляться разумное нормирование и стандартизация с пониманием необходимости отклонений от норм и стандартов.

6. Образовательные учреждения всех уровней будут равномерно размещены по стране с учетом потребностей всех субъектов общества.

7. Будет расти обучение иностранных студентов и распространение русской культуры и русского языка за рубежом. Взаимный обмен опытом и студентами не будет затруднён. Находясь в любой стране, человек будет чувствовать себя защищённым.

8. Будут отсутствовать препятствия для способных и имеющих соответственный образовательный ценз людей учиться в любом учебном заведении.

9. В обучении не будет потеряно чтение литературы, а также живое общение между людьми. Техника будет иметь вспомогательное значение. Многие занятия будут проходить на природе и будут связаны с местными особенностями жизнеустройства.

Образование будет всесторонним, как можно более продолжительным, высококачественным.

10. Материальная база и научно-педагогические кадры будут иметь высокую квалификацию, периодически проходить переобучение.

Инфраструктура образовательных учреждений будет разнообразной и охватит практически все возможные направления развития потребностей людей.

11. Будет возможен выбор преподавателя и индивидуальные занятия с лучшими учителями мира.

12. СМИ будут развивать образовательную проблематику более усилено и системно. На телевидении будет один или, возможно, несколько образовательных каналов для разных категорий потребителей.

13. Общество не будет чинить препятствия людям, которые хотят получить образование. С людьми, составляющими группы риска, будут работать специальными образовательными средствами. Образование будет построено таким образом, что тои или иной нужный уровень образования прямо или косвенно получит любой человек во многом независимо от собственного желания, т. е. в смысле не принудительно, а как бы «объективно». Но это не будет уровень «смыслового низа». Если человек не придёт к образованию сам, само образование придёт к человеку. В сильной России каждый человек будет нужен своей стране, никто не будет брошен и забыт.

14. Любой человек, нуждающийся в помощи и поддержке, сможет её получить (причём практически бесплатно), конечно, разумную помощь.

15. Будет отсутствовать дискриминация лучших людей, слабых, женщин и детей. Не чиновники и олигархи, а люди труда будут хозяевами в своей стране.

16. Всё ценное из мирового опыта будет востребовано, не будет забыт и собственный опыт. Большая работа будет проведена по анализу образовательной политики России в советское и постсоветское время (чтобы не повторить наиболее значимые ошибки).

17. В образовании восторжествует не аналог экономики материального производства или сферы услуг, не экономика денег и капитала («рыночная»), не военная экономика, а экономика, соответствующая общественной сущности образования - экономика культуры.

18. Контроль в управлении образованием будет действенным и эффективным, но не чрезмерным. Контроль станет скорее не судьёй, а помощником в выявлении недостатков, в улучшении работы образовательного учреждения. Управляющие

образованием будут поставлены под контроль общества.

19. Разумный риск в обществе и образовательной сфере не будет отсутствовать, но будет переведен в безопасные формы. Главным принципом любого вида деятельности в образовании будет являться принцип «не навреди». Учитель будет принимать присягу (давать клятву) подобно врачу и военному. Стать учителем будет очень не просто - нужно будет пройти множество испытаний реальной жизни и серьёзную школу обучения в учебных заведениях. Иметь право учить должны именно лучшие люди своего времени, специально подготовленные для этого.

Будут сближены сферы образования и здравоохранения, сферы образования и культуры, а также более значительную роль в образовании будут играть СМИ.

20. Не будет потеряна просветительская функция образования (функция распространения, популяризации знания среди населения).

21. Образование будет обогащать и сферу досуга. Свободное время не будет потерянным временем, временем асоциального поведения, а тем более десоциализации. Тем более, местом антиобразования и антикультуры никогда не станет школа. Более того, учебное заведение должно поднимать свою планку выше уровня массовой культуры.

Образовательное учреждение будет подобно не клубу и не фабрике, а храму. Отношения, близкие к отношениям святости, будут во многом заменять «механические» отношения. Подлинные ценности не будет прагматически подменяться утилитарными, инструментальными ценностями.

Не будет жёстко стоять дилемма «работа иди учеба», «семья или работа». Гибкость работы и рабочего места и вознаграждения за него будет гораздо большими, чем сегодня. Восторжествует свободно-трудовой образ жизни без паразитизма и эксплуатации. Гибкость самоуправляющегося

общества будет на порядок выше гибкости общества, построенного на рыночной экономике и всесторонней зависимости людей от власти денег.

Таким образом, образование, пронизав своими разнообразными функциями всё общество, будет видоизменять и образовывать (порождать) его новые зародышевые формы, что незаметно изменит жизнь людей и всего общества в лучшую сторону. Тотальное подчинение людей двойным нравственным стандартам не станет неизбежностью. Нравственность не будет калечить людей, толкая от неё в ещё худшие формы отрицания добра и жизни, света в ней.

На наш взгляд, сами люди, осознав степень глубины деградации общества и степень своей ответственности за его возрождение смогут, опираясь в том числе и на мощные средства образования, сделать жизнь людей более безопасной и счастливой.

Вместе с тем будущее общество не станет обществом, где господствует унылая посредственность, скука и зависть, так как будет место борьбе за лучшее будущее, в реальном преобразовании общества и восстановлении жизни будет место преодолению себя и неблагоприятных жизненных обстоятельств.

В ближайшее время - и тут не следует питать иллюзий - России придётся вставать практически с колен и заново выстраивать все отрасли и сферы своей жизни. Эту работу следует сделать, опираясь а лучшие природосообразные и культуросообразные (социокультурные), в том числе образовательные, образцы, образы будущего. Уже сейчас следует готовить для этого необходимые интеллектуальные предпосылки.

В момент исторического выбора пути начнётся возрождение России. Оно займёт, возможно, 15-20 лет. Будут нужны, будут востребованы люди, их идеи. Презрение к интеллекту и интеллигенции заменится уважением к ней, к ученому и учителю, инженеру, человеку труда и подвига. А пока нужно работать, думать и терпеть.

Zhiltsov D. E.

DIRECTIONS OF REALIZATION OF SECURITY EDUCATION UNDER CONDITIONS OF SOCIAL-ECONOMIC CRISIS

In the article there are payd attention to characteristic features of education and other social institutes, developed with a view to withdrawal of society from social-economic crises. Education there are considered in a broad context of security of society.

Keywords: security of education, security of society, educational functions.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.