Научная статья на тему 'НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ТАМОЖЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ ТАДЖИКИСТАН В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ'

НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ТАМОЖЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ ТАДЖИКИСТАН В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
270
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕСПУБЛИКА ТАДЖИКИСТАН / ТАМОЖЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ / ТАМОЖЕННАЯ ПОЛИТИКА / ЕВРАЗИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СОЮЗ / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / БЕЗОПАСНОСТЬ / REPUBLIC OF TAJIKISTAN / CUSTOMS ACTIVITY / CUSTOMS AUTHORITIES / CUSTOMS POLICY / THE EURASIAN ECO-NOMIC UNION / ECONOMIC DEVELOPMENT / SECURITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Хабибов Парвиз Абдуллоевич

В статье рассмотрены основные направления развития таможенной деятельности в Республике Таджикистан в современных социально-экономических условиях. Определена роль таможенных органов в обеспечении экономического развития и безопасности Республики Таджикистан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIRECTIONS OF CUSTOMS ACTIVITY DEVELOPMENT IN THE REPUBLIC OF TAJIKISTAN IN MODERN CONDITIONS

The main directions of customs activity development in the Republic of Tajikistan in modern social and economic conditions are considered in the article. Close attention is paid to the definition of the role of customs authorities in ensuring the economic development and security of the Republic of Tajikistan.

Текст научной работы на тему «НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ТАМОЖЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ ТАДЖИКИСТАН В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ»

П. А. Хабибов

НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ТАМОЖЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ ТАДЖИКИСТАН В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

В статье рассмотрены основные направления развития таможенной деятельности в Республике Таджикистан в современных социально-экономических условиях. Определена роль таможенных органов в обеспечении экономического развития и безопасности Республики Таджикистан.

Ключевые слова: Республика Таджикистан, таможенная деятельность; таможенные органы; таможенная политика; Евразийский экономический союз; экономическое развитие; безопасность.

P. A. Khabibov

DIRECTIONS OF CUSTOMS ACTIVITY DEVELOPMENT IN THE REPUBLIC OF TAJIKISTAN IN MODERN CONDITIONS

The main directions of customs activity development in the Republic of Tajikistan in modern social and economic conditions are considered in the article. Close attention is paid to the definition of the role of customs authorities in ensuring the economic development and security of the Republic of Tajikistan.

Keywords: the Republic of Tajikistan; customs activity; customs authorities; customs policy; the Eurasian Economic Union; economic development; security.

Таможенная политика является мощным средством, при помощи которого государство может стимулировать рост отечественного производства. Внешняя торговля для Республики Таджикистан - важнейший фактор решения многочисленных экономических и особенно социальных проблем как в настоящее время, так и в долгосрочной перспективе. Главной задачей государства в этой области стало формирование правовых, институциональных и иных условий для развития национального экспорта и повышения его эффективности.

Таможенные органы Республики Таджикистан - это органы исполнительной власти, обладающие специальной компетенцией, призванные обеспечить экономическую безопасность страны и осуществляющие контроль за перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу.

Республика Таджикистан после приобретения государственной независимости выбрала новый путь развития. Переход к рыночной экономике стал одним из важнейших направлений развития экономической системы страны. В условиях рыночной экономики возрастает роль таможенных органов, так как они способствуют государственному регулированию внешнеэкономической деятельности (ВЭД).

Постановлением Совета Министров Республики Таджикистан от 15.02.1994 № 85 Государственный таможенный комитет Республики Таджикистан был преобразован в Таможенный комитет при Правительстве Республики Таджикистан. Данный орган за короткое время достиг больших успехов в сфере таможенного дела, о чем свидетельствуют результаты деятельности таможенных органов Республики Таджикистан. Так, таможенными органами Республики Таджикистан только в 2018 г. выявлено и зарегистрировано 4 280 таможенных правонарушений.

В результате рассмотрения уголовных и административных дел было взыскано штрафов на общую сумму 7 090 504 сомони, таможенных платежей на сумму 15 887 296 сомони и конфисковано товаров на сумму 10 526 755 сомони.

За годы независимости в Республике Таджикистан были разработаны нормативные основы, регламентирующие организацию и деятельность таможенных органов. Также в этот период был принят Таможенный кодекс Республики Таджикистан, который является основным нормативным правовым актом, устанавливающим порядок функционирования таможенных органов.

Постановление Правительства Республики Таджикистан от 31.10.2008 № 525 «Об утверждении Концепции развития таможенных органов Республики Таджикистан» направлено на укрепление инфраструктуры и модернизацию таможенных органов Республики Таджикистан, а также на решение правовых и организационных проблем [1].

Правовые проблемы - это проблемы, существующие на уровне законодательства, устанавливающего и регулирующего деятельность таможенных органов.

Организационные проблемы связаны с практической деятельностью таможенных органов Республики Таджикистан. Это, в частности, борьба с негативными факторами (высокой степенью коррумпированности, излишней бюрократизацией деятельности таможенных органов), проблемы взаимодействия с другими государственными органами, в частности в сфере правоохранительной деятельности, трудности осуществления контроля за перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу Республики Таджикистан, а также проблемы административной деятельности (недостаточная профессиональная компетенция сотрудников таможенных органов).

Субъектами правового обеспечения деятельности таможенных органов являются Маджлиси Оли (парламент) Республики Таджикистан, Президент Республики Таджикистан, Правительство Республики Таджикистан, Таможенная служба при Правительстве Республики Таджикистан, Национальный банк Таджикистана, судебные органы, иные государственные органы (государственные органы в области ветеринарного, фитосанитарного и санитарно-карантинного, транспортного и фармацевтического видов контроля).

Правоохранительная деятельность таможенных органов направлена на борьбу с контрабандой и нарушениями таможенных правил, незаконным обращением наркотических средств, огнестрельного оружия, боеприпасов, вывозом предметов исторического и культурного достояния народов, а также на осуществление контроля за вывозом важных стратегических товаров и т. д.

Вступление Республики Таджикистан 02.03.2013 во Всемирную торговую организацию (ВТО) (Протокол о присоединении Республики Таджикистан к Мар-ракешскому соглашению был подписан главой государства в Женеве 02.03.2013 [2]) и признание ряда международных правовых актов в области таможенного дела ставят перед таможенными органами Республики Таджикистан новые задачи. В этих условиях требуется усовершенствовать все направления деятельности таможенных органов Республики Таджикистан, определить их место в системе органов исполнительной власти, а также административно-правовой статус.

Вопрос обеспечения квалифицированными кадрами является важным для таможенной службы Республики Таджикистан. Российская Федерация (РФ) финансирует бюджетные места для таджикских студентов в вузах России (общие

расходы российского бюджета составляют 75 млн долл. США в год), в том числе ежегодно 3 млн долл. США на развитие деятельности Российско-Таджикского (славянского) университета [3].

На основании «Соглашения о сотрудничестве в области подготовки и совершенствования квалификации таможенных кадров» в настоящее время в Российской таможенной академии и ее филиалах обучаются 89 студентов из Республики Таджикистан, из них: на бюджетной основе - 71 человек, что составляет 80% от общего числа студентов из Республики Таджикистан, на контрактной основе -18 человек, что составляет 20% от общего числа таджикских студентов.

По окончании обучения всем выпускникам Российской таможенной академии гарантировано трудоустройство в таможенных органах Республики Таджикистан. Более 50 лиц руководящего состава таможенных органов Республики Таджикистан - выпускники Российской таможенной академии.

После вступления в ВТО Таджикистан принял более 50 новых законов и внес поправки в 10 международных соглашений, которые были приняты в рамках Таможенного союза и Евразийского экономического союза (ЕАЭС, Союз) [4].

Ставки таможенных пошлин в рамках ЕАЭС регулируются Единым таможенным тарифом, утвержденным Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 № 54. В Таджикистане они определяются постановлением Правительства Республики Таджикистан от 08.08.2018 № 399 «О ставках ввозных таможенных пошлин Республики Таджикистан» [3].

С целью поддержки внутреннего производства и защиты внутреннего рынка, в соответствии с требованиями Соглашения ВТО, были увеличены ставки ввозных таможенных пошлин на свежие и консервированные овощи и фрукты, мед и томатный соус до 20%, макаронные изделия - до 10%, консервированные продукты - до 12%, хлопковое волокно - до 20%, текстиль и готовую одежду - до 17%, аммиак - до 20%, табак и его заменители - до 18%.

Следует отметить, что до принятия данного постановления средняя ставка таможенной пошлины в Таджикистане составляла 7,6%. После его принятия для поддержки внутреннего производства она была увеличена до 8,1%.

Регулирование таможенных тарифов является самым важным вопросом при выработке переговорной позиции Таджикистана по вступлению в ЕАЭС. В республике эти тарифы имеют более однородный характер и состоят из шести уровней, в то время как в рамках ЕАЭС их насчитывается около двадцати трех. Согласно обязательствам Таджикистана перед ВТО средний тариф составляет 8,71%, тогда как в ЕАЭС данный тариф равен 9,45% [4]. В части нетарифного регулирования ЕАЭС применяет также антидемпинговые пошлины, квотирование при импорте и экспорте. Применение указанных мер в условиях Таджикистана может привести к увеличению цен на ввозимые товары из Китая, Турции и других стран, не входящих в ЕАЭС, потребителем которых является основная масса таджикского населения.

В настоящий момент ставки таможенных пошлин в Таджикистане составляют порядка 7,5%. Принятие тарификации Союза, несомненно, повлечет за собой дополнительное повышение ставки на 3%. В случае использования таких ставок может существенно снизиться товарооборот с государствами дальнего зарубежья, большая часть которых - члены ВТО [5].

Во внешнеторговой деятельности Таджикистана при гармонизации таможенных тарифов могут возникнуть серьезные риски, прежде всего, связанные с разностью пошлин. Документы ЕАЭС и Таджикистана практически идентичны по своим кодам и имеют ряд различных позиций лишь в плане детальной спецификации и размеров ставок.

Высокая ставка на определенный товар может означать, что собственное производство такой продукции в стране имеется и правительство пытается его защитить от более дешевых импортных товаров. Иногда повышенные пошлины могут применяться и для дефицитной продукции, которая в стране не производится или является очень востребованным товаром [5; 6].

Сравнительный анализ показывает, что ЕАЭС производит достаточное количество сахара, молока, древесины, обуви, одежды, а Таджикистан - сырого алюминия, фруктов и сухофруктов, цемента, табака и табачных изделий.

Страны ЕАЭС для Таджикистана выступают крупнейшими поставщиками сырья и продуктов питания. В то же время другим крупным партнером является Китай, откуда в основном ввозятся технологии, одежда и обувь, мебель.

В связи с этим вступление Республики Таджикистан в ЕАЭС может быть выгодно населению страны за счет обнуления таможенных пошлин и, как следствие, снижения цен в рамках единой экономической системы на ряд товаров и услуг.

При этом можно предположить, что, вероятнее всего, активно развивающаяся сейчас мясомолочная отрасль Таджикистана не выдержит конкуренции с мощными корпорациями ЕАЭС или будет поглощена ими (например, в виде совместных предприятий). Также из-за роста пошлин на товары, производимые в ЕАЭС, в частности на верхнюю одежду, нижнее белье, обувь и прочее, а также автомобили и др., цены стремительно вырастут и будут недоступны как минимум для половины населения страны. Таможенные пошлины ЕАЭС будут препятствовать поступлению в республику китайских и турецких недорогих товаров. Пока что цены на них в Таджикистане одни из самых низких в СНГ [7].

В настоящее время для таможенного оформления экспорта и импорта в Таджикистане требуется 11 документов. Среднее количество часов, затрачиваемых на прохождение всех процедур, при экспорте товаров - 141, при импорте - 234. Средние затраты, связанные с прохождением всех процедур, необходимых при экспорте / импорте товаров (на документы, административные сборы за таможенное оформление и технический контроль, вознаграждение таможенным брокерам, расходы на обработку грузов на терминале и на внутренние перевозки), составляют 643 долл. США при экспорте и 483 долл. США при импорте (табл.) [7].

Таблица

Сроки и стоимость экспортно-импортных процедур в Таджикистане в 2017 г.

Вид операции Процедуры по экспорту Процедуры по импорту

срок, ч стоимость, долл. США срок, ч стоимость, долл. США

Пограничный и таможенный контроль 75 313 108 223

Оформление документов 66 330 126 260

Всего 141 643 234 483

Если обратиться к мировой практике, то при таможенном оформлении товаров, как правило, представляют от трех до пяти документов, которые подтверждают наличие сделки, стоимость, место производства и способ доставки. В Таджикистане запрашивают на шесть документов больше. На наш взгляд, необходимо максимально сократить количество документов с целью создания благоприятных условий для развития внешнеторговой деятельности, а также для гармонизации национальных таможенных процедур с общемировыми стандартами. Что касается сокращения сроков экспортно-импортных процедур в Таджикистане, то это возможно реализовать посредством концепции «единого окна».

За первые девять месяцев 2018 г. Таджикистан импортировал продукции на сумму 2,3 млрд долл. США, превысив экспорт на 1,5 млрд долл. США.

Мигранты поддерживают экономическую и политическую стабильность страны благодаря тому, что денежные переводы данной категории граждан эквиваленты 40% ВВП республики. Важным позитивным моментом от вступления в ЕАЭС будет легализация трудовой миграции и, возможно, рост денежных переводов в республику. В то же время Таджикистан может потерять возможность дальнейшей диверсификации торгово-экономических связей и инвестиций со стороны Китая, стран Ближнего Востока и других государств.

Основная стратегия экономического развития Таджикистана ориентирована на экспорт. Для этого необходим интенсивный поток иностранных инвестиций. Согласно проведенному анализу инвестиционного потенциала республики ключевыми отраслями экономики для инвестиций являются цветная металлургия (производство алюминия), гидроэнергетика, пищевая промышленность и легкая промышленность.

Российская Федерация на сегодняшний день - один из ключевых инвесторов в сфере экономики Таджикистана, а также неизменный союзник в процессе осуществления различных международных торговых сделок [8].

Федеральная служба государственной статистики опубликовала данные, которые показывают не только возможную экономию, но и существенную финансовую прибыль Таджикистана, если он решится на вступление в ЕАЭС. В частности, речь идет о таких факторах, как:

- быстрое снижение цен на топливо / горюче-смазочные материалы, в результате чего республика получит выгоду в размере 200-350 млн долл. США;

- возможная легализация хотя бы 1% приезжих граждан, что позволит получить налоговые поступления порядка 42 млрд (минимум);

- существенное понижение себестоимости электроэнергии;

- существенное повышение спроса на товары сельскохозяйственного сектора, особенно на отборные фрукты и овощи, что автоматически позволит таджикским фермерам импортировать свою продукцию в страны ЕАЭС [9].

В целом экономическое положение Таджикистана продолжает оставаться сложным, несмотря на вступление в ВТО и реформы аграрного сектора, а также строительство новых тоннелей и расширение транспортных узлов. Многие граждане Республики Таджикистан, которых связывает с Россией трудовое и торговое сотрудничество, ждут присоединения к ЕАЭС. Однако данный процесс все время откладывается по многим причинам, среди которых одной из самых главных является отсутствие общей границы с Россией.

На официальном уровне Республика Таджикистан позиционирует свой статус в отношении ЕАЭС как наблюдателя, изучающего опыт вхождения в него Армении и Кыргызстана.

Деятельность таможенных органов Республики Таджикистан направлена на пополнение государственного бюджета, которое осуществляется путем взимания таможенных платежей.

Для повышения эффективности таможенной деятельности Правительством Республики Таджикистан предлагается создать специализированные (акцизные, энергетические и оперативные) таможни в системе таможенных органов республики, а также учредить институт представителей таможенных органов Республики Таджикистан в тех государствах, которые обладают устойчивыми экономическими связями с Таджикистаном.

Использованные источники

1. Постановление Правительства Республики Таджикистан от 31.10.2008 № 525 «Об утверждении Концепции развития таможенных органов Республики Таджикистан».

2. О ратификации Протокола о присоединении Республики Таджикистан к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 10.12.2012.

3. Постановление Правительства Республики Таджикистан от 08.08.2018 № 399 «О ставках ввозных таможенных пошлин Республики Таджикистан».

4. Раджабов Р. К., Джабборов А. И., Хикматов С. И. Экономика таможенного дела. Душанбе: Сумани Кудрат, 2017. 190 с.

5. Основы таможенного дела / под общ. ред. В. Г. Драганова. М.: Экономика, 2012. 454 с.

6. Раджабов Р. К., Хикматов С. И. Таможенная система: проблемы и инновационное развитие: монография. Душанбе: Сумани Кудрат, 2012. 185 с.

7. Попов Д. С. Таджикистан в контексте внешнеэкономических стратегий крупных государств // Проблемы национальной стратегии. 2011. № 3 (8). С. 40-60.

8. Ткаченко М. Ф. Россия в системе международной помощи развитию государств Центральной Азии // Вестник Российской таможенной академии. 2018. № 4. С. 40-47.

9. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. URL: http://www. gks.ru/ (дата обращения: 14.03.2019).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.