Научная статья на тему 'Направления развития систем хозяйственного управления горным производством'

Направления развития систем хозяйственного управления горным производством Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
42
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Павлов Архип Федорович, Ширяев Валерий Анатольевич

Вносятся предложения по разделению полномочий при новых структурах управления угольными компаниями

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Направления развития систем хозяйственного управления горным производством»

УДК 658.51

A.Ф. Павлов

ФГУП НЦ ВостНИИ

B.А. Ширяев

Направления развития систем хозяйственного управления горным производством

Вносятся предложения по разделению полномочий при новых структурах управления угольными компаниями

Введение

Современное движение по совершенствованию систем хозяйственного управления горным производством характеризуется структурными преобразованиями. Меняется статус угольной шахты, разреза, фабрики, автобазы, которые становятся филиалами компании, а то и просто производственными подразделениями. Так, постепенно шахта и разрез (прежде отдельные предприятия) фактически превращаются в производственные подразделения, которые уже и не предприятия, но и не производственные участки в прежнем их понимании. Отсюда возникают неопределенности в части установления полномочий для отдельных руководителей компании, филиалов, их подразделений, определения состава и содержания выполняемых ими функций и возложения на них адекватной меры ответственности. Вместе с тем возникает вопрос: ради чего все это делается, какой смысл во всех этих преобразованиях? Обсуждению этих вопросов посвящается последующее изложение.

Мотивы преобразований

Действительно, в условиях горного производства произошли разительные перемены. Если так, то вслед за ними должны происходить адекватные изменения и в системе управления производством. Однако совершенствование систем управления производством многими понимается как совершенствование её структуры, и с этого чаще начинают, хотя это всего лишь следствие других побудительных мотивов, объективность которых выражена следующим.

Развитие техники и технологии горного производства привело:

- к интенсификации и концентрации горного производства, к значительному сокращению числа производственных подразделений и упрощению структуры системы управления угольных предприятий;

- к более быстрой сменяемости внешних и внутренних условий управления производством и, как следствие этого, - к снижению информированности высшего руководства компанией о реальной производственной ситуации.

Стремление к более полному владению производственной ситуацией ведет к концентрации власти на верхних уровнях управления. Однако при сложившейся сложной многоуровневой системе управления производством сосредоточение власти в верхнем её эшелоне само по себе мало что меняет. Если ничего не менять в структурном плане, то неизбежно теряется необходимая информация и возможность оперативно влиять на быстро меняющуюся производственную ситуацию. Чтобы как-то избежать этого, обычно стремятся сократить число уровней управления, то есть изменить структуру системы управления, причем по нескольким основаниям.

Во-первых, основанием для этого служат произошедшие изменения в структуре управления промышленными предприятиями. Например, на угольных шахтах повышение нагрузки на очистной забой и темпов проведения горных выработок привело к многократному сокращению числа производственных участков. Во-вторых, существенно обновился состав и содержание инженерных задач по обеспечению горного производства. Потребовалось сосредоточение на уровне компании технической и экономической мысли, раздробленной по многим обособленным предприятиям, благо, что современные средства связи и оргтехника позволяют делать это.

Направления обновления

Как показывает современный опыт, обновление системы хозяйственного управления обычно ведется путем укрупнения структурных подразделений и упрощения на этой основе структуры системы управления компанией.

Метод сам по себе прост, но обновление системы хозяйственного управления на этом не завершается. Структурные преобразования в системе хозяйственного управления неизбежно сталкиваются с необходимостью решения сопутствующих задач.

Первым вопросом, связанным со структурными преобразованиями, становится вопрос об определении обновленного состава решаемых задач для каждого уровня управления производством и разделения полномочий между уровнями управления и управляющими субъектами.

Другим, не менее важным является вопрос об обновлении хозяйственных механизмов формирования и согласования интересов управляющих субъектов, руководителей и специалистов каждого уровня управления.

Третьим, с учетом всего этого, является весьма трудоемкий вопрос об обновлении всего пакета организационно-правовых (локальных) документов организации в целом сверху до самого низа. Причем все это надо делать на уровне современных требований, например, пригодными в последующем для получения сертификата по охране труда.

Позитив укрупнения

Позитив укрупнения производственных и иных подразделений проявляется многопланово и, в конечном счете, выражается в повышении устойчивости и эффективности производства:

в укрупненных подразделениях возрастает фронт работ, и у руководителя подразделения возникает большая возможность маневра в организации труда и более рационального использования рабочего времени персонала;

в крупных подразделениях возникает большая возможность организации освоения и совмещения смежных профессий и большее взаимодействие персонала в интересах успеха целого;

снижается возможность формирования корпоративных интересов в малых и узкоспециализированных подразделениях, которые часто не совпадают с интересами организации.

Возможные негативные проявления

Не бывает, чтобы то или иное мероприятие по реорганизации управления производством, персоналом, в том числе охраной труда и промышленной безопасностью, привносило только хорошее. Наряду со стремлением получения позитива от преобразований всегда надо опасаться негативных последствий. Так и здесь.

Во-первых, люди никогда не готовы к преобразованиям. Любые преобразования выбивают их из привычной колеи и вызывают тревогу своей неопределенностью и пониманием, что и «дорога в ад вымощена благими намерениями...».

Во-вторых, структурные преобразования сопровождаются перераспределением власти, а для многих и потерей прежней роли в системе управления.

Все это плохо работает на интересы обновления системы управления, может стать и часто становится мотивом противостояния. Но все это для организации - дело внутреннее и оттого поправимое терпеливой разъяснительной и воспитательной работой, которая непременно нужна. Сложнее с возникающими трудностями внешнего характера. Например, существующая система нормативных правовых документов по охране труда и промышленной безопасности сложилась применительно к угольным шахтам и разрезам, к их руководителям, исходя из условия, что это самостоятельные организации. И если сегодня шахта и разрез становятся структурными подразделениями филиалов шахтоуправления и разрезоуправления, фактически превращаясь в производственные подразделения, которые уже и не предприятия, но и не производственные участки в прежнем их понимании, то возникает вопрос: кто он теперь - директор или главный инженер шахты и разреза, какие у него полномочия и ответственность и как понимать те требования к директору и главному инженеру шахты и разреза, которые продолжают быть в нормативных документах по охране труда и промышленной безопасности? Возникают неопределенности в части разделения полномочий, в части определения состава и содержания задач, решаемых на разных уровнях хозяйственного управления производством.

Из опыта обновления

1 Понимание всего этого делает необходимым преобразования в системе управления проводить постепенно, поэтапно. Так и делается. Вначале самостоятельные предприятия перешли в статус филиала, а теперь и компания становится в роли организации. Чего обычно не хватает, так это убедительных действий администрации, подтверждающих, что все это делается в интересах

устойчиво безопасного и эффективного функционирования и развития производства, то есть той основы, на которой строится настоящее и будущее повышения благосостояния всего персонала организации.

2 Корпоративные и личные интересы отдельных работников нередко приводят к половинчатым решениям. Пример тому - нежелание технических руководителей филиалов компании взять на себя всю полноту ответственности за своевременное и качественное обеспечение производственных подразделений филиала всей документацией производственно-технического назначения и вытекающей из этого меры ответственности за безопасность труда.

В результате на уровне управления производственным подразделением филиала сохраняется должность главного инженера с его техническими службами (технологами, маркшейдерами, геологами и т.д.), а на уровне управления филиалом появляются главные специалисты (механики, маркшейдеры, геологи и др.) с ролью контролера. Возникает вопрос: что контролировать, если ни за что не несешь ответственности, если вся ответственность остается у руководителей и специалистов шахт и разрезов? Тогда мало сказать, что теряется смысл самих преобразований. В системе управления возникает дефект. Закладывается источник конфликтов нарушением баланса между правами и ответственностью директора и главного инженера шахты и разреза.

Если директор филиала приобретает прежнюю роль руководителя предприятия, то и технический директор филиала должен взять на себя роль главного инженера предприятия, то есть утверждать и нести ответственность за состояние всей организационно-технической документации в филиале. Для этого у него должна быть своя, непосредственно ему подчиненная техническая служба, образованная путем объединения технических служб прежних предприятий.

Вся организационно-техническая документация, необходимая для производственных подразделений филиала, должна поступать к ним из аппарата управления филиалом.

3 Роль аппарата управления производственным подразделением филиала, например шахтой или разрезом, должна сводиться к работе с персоналом по безопасному выполнению производственной программы в соответствии с представленной ей аппаратом управления филиалом всей необходимой организационно-технической документацией. Поэтому аппарат управления производственным подразделением филиала, шахты или разреза должен состоять преимущественно из производственных, энергомеханических и хозяйственных служб.

Должности главного инженера шахты и разреза не должно быть, достаточно директорам шахт и разрезов иметь двух заместителей по производству: один курирует добычу, другой - развитие горных работ. Тогда вся полнота ответственности по охране труда и промышленной безопасности самым естественным образом перенесется на технического директора и главных специалистов филиала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.