Научная статья на тему 'Направления развития Северного морского пути и инвестирования в инфраструктуру арктических портов'

Направления развития Северного морского пути и инвестирования в инфраструктуру арктических портов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
103
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФРАСТРУКТУРА АРКТИЧЕСКИХ ПОРТОВ / THE INFRASTRUCTURE OF THE ARCTIC PORTS / ИНВЕСТИЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / INVESTMENT ACTIVITY / ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ / DEVELOPMENT PRIORITIES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Литвин Юрий Юрьевич

В работе рассмотрены актуальные вопросы развития Северного морского пути, разработаны предложения по совершенствованию инфраструкту ры арктических портов с учетом существующих ограничений, а также предложения по приоритетным направлениям развития и инвестицион ным мероприятиям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIRECTIONS OF DEVELOPMENT OF THE NORTHERN SEA ROUTE AND INVESTMENT THE INFRASTRUCTURE OF ARCTIC PORTS

The paper discusses the topical issues of development of Northern sea route, devel oped proposals on the improvement of the infrastructure of Arctic ports consider ing the limitations and proposals for priority areas of development and investment activities

Текст научной работы на тему «Направления развития Северного морского пути и инвестирования в инфраструктуру арктических портов»

НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ СЕВЕРНОГО МОРСКОГО ПУТИ И ИНВЕСТИРОВАНИЯ В ИНФРАСТРУКТУРУ АРКТИЧЕСКИХ ПОРТОВ

DIRECTIONS OF DEVELOPMENT OF THE NORTHERN SEA ROUTE AND INVESTMENT THE INFRASTRUCTURE OF ARCTIC PORTS

УДК 330.322.2

ЛИТВИН Юрий Юрьевич

заведующий кафедрой военной экономики Военно-морской академии, кандидат технических наук, доцент, jur_ltv@front.ru

LITVIN Yuriy Yurievich

Head of the Military Economics Department, Navy Academy, Saint-Petersburg, Candidate of Technical Sciences, Associate professor, jur_ltv@front.ru

Аннотация.

В работе рассмотрены актуальные вопросы развития Северного морского пути, разработаны предложения по совершенствованию инфраструктуры арктических портов с учетом существующих ограничений, а также предложения по приоритетным направлениям развития и инвестиционным мероприятиям.

Ключевые слова: инфраструктура арктических портов, инвестиционная деятельность, приоритетные направления развития.

Abstract.

The paper discusses the topical issues of development of Northern sea route, developed proposals on the improvement of the infrastructure of Arctic ports considering the limitations and proposals for priority areas of development and investment activities

Key words: the infrastructure of the Arctic ports, investment activity, development priorities.

В настоящее время особое значение для Российской Федерации приобретают актуальные вопросы развития Северного морского пути (СМП) и инфраструктуры арктических портов [1].

Так, в 2013 г. в целях развития инфраструктуры арктических портов предполагалось проведение работ по модернизации причалов и портовых сооружений в целях базирования аварийно-спасательных и ги-

ПЕТЕРБУРГСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ • № 1 • 2014

91

дрографических судов, хранения имущества аварийно-спасательных групп, ликвидации разливов нефти, бункеровки судов топливом, водой, пополнения судовых запасов и ремонта в морских портах: Диксон, (Красноярский край, Диксонский район), Тикси, (Республика Саха (Якутия), Булунский район); Певек, (Чукотский автономный округ, Чуанчунский район), а также развитие портов и строительство перегрузочных комплексов в устьях рек Лена, Яна, Индигирка и Колыма; речных портов Покровка, Зея, Свободный (Амурская область), Осетрово (Иркутская область), Олек-минск, Ленск, Белогорск (Республика Саха (Якутия)).

Проводимые мероприятия должны обеспечить выход на Северный морской путь, который является перспективным международным транспортным коридором, а строительство портов обеспечит более эффективную передачу грузов с морского транспорта на внутренний водный транспорт и обратно, что, несомненно, входит в область интересов потенциальных инвесторов.

Как известно, плавание в акватории Северного морского пути, исторически сложившейся национальной транспортной коммуникации Российской Федерации, осуществляется в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, Федеральным законом [2], другими федеральными законами и издаваемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами.

Организация плавания судов в акватории Северного морского пути осуществляется администрацией Северного морского пути, созданной в форме федерального казенного учреждения и выполняющей определенные функции. При этом ряд функций, по мнению автора, в случае возникновения экономически обоснованной потребности могут являться объектами инвестиционной деятельности, в том числе и международной, оказываемой в прямой либо косвенной форме.

Но при планировании инвестиционной деятельности следует учитывать, что ст. 3 Закона «О приватизации государственного и муниципального имущества» [3] содержит огра-

ничения по распространению отношений по приватизации на отчуждение определенного перечня объектов. Кроме того, общие ограничения по объектам приватизации содержатся и в Государственной программе приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации [4].

Так, согласно ч. 2.1 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, сформирован перечень объектов и предприятий, находящихся в федеральной собственности, приватизация которых запрещена. Применительно к рассматриваемому вопросу к таким объектам относятся портовые гидротехнические сооружения и объекты, в том числе обслуживающие Северный морской путь (за исключением причалов, предназначенных для комплексного технологического обслуживания судов атомного ледокольного флота); учебный, гидрографический, ледокольный флот (за исключением атомного ледокольного флота); имущество для проведения спасательных работ и ликвидации разливов нефти в море, объекты и сооружения, входящие в системы управления движением судов; инспекции портового надзора; имущество производственных объединений водных путей и каналов, отрядов федерального государственного учреждения подводно-технических, аварийно-спасательных и судоподъемных работ на речном транспорте «Подводречстрой» и судоходных инспекций.

Следовательно, можно утверждать, что особый интерес при проведении инвестиционной деятельности могут вызвать в основном объекты, не входящие в вышеперечисленный перечень и не запрещенные к приватизации.

При этом следует учитывать, что в настоящее время, сфера деятельности ледокольного флота на трассах Северного морского пути входит в область жесткого тарифного регулирования, а ледокольная проводка судов, ледовая лоцманская проводка судов в акватории Северного морского пути регулируется как деятельность субъектов естественных монополий, в соответствии с Федеральным законом «О естественных монополиях» [5], что в свою очередь негативно сказывается на

92

ПЕТЕРБУРГСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ • № 1 • 2014

внешних инвестиционных процессах, учитываемых потенциальными инвесторами.

Так, приказом «Об установлении тарифов на услуги ледокольного флота на трассах

Северного морского пути» [6] установлены предельные тарифы на услуги ледокольного флота на трассах Северного морского пути, указанные в таблицах 1-3.

Таблица 1

Предельные тарифы на услуги ледокольного флота на трассах Северного морского пути для обеспечения перевозок грузов

№ п/п Номенклатура грузов Единица измерения Размер тарифа

1 Генеральные грузы:

1.1 Грузы, перевозимые в стандартных контейнерах рублей за 1 тонну номинальной массы брутто контейнера 1048,0

1.2 Цветной металл рублей за 1 тонну 2050,0

1.3 Файнштейн рублей за 1 тонну 1905,0

1.4 Продукция машиностроения и приборостроения, в том числе оборудование и их части рублей за 1 тонну 2464,0

1.5 Средства транспортирования, автомобили и их части рублей за 1 тонну 2576,0

1.6 Изделия из металлов производственного назначения рублей за 1 тонну 1747,0

1.7 Прочие рублей за 1 тонну 1048,0

2 Навалочные грузы рублей за 1 тонну 707,0

3 Наливные грузы рублей за 1 тонну 530,0

4 Лесные грузы:

4.1 Лесоматериалы круглые рублей за 1 тонну 118,0

4.2 Пиломатериалы и прочая продукция лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности рублей за 1 тонну 148,0

Сложность инвестиционных процессов для Северного морского пути также обусловлена рядом неопределенностей в области границ и конфликтов международных конвенций по использованию и развитию Арктики. При этом следует учитывать, что Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на пе-

риод до 2020 года, утвержденная Президентом РФ [7] четко определила стратегические интересы Российской Федерации на основе государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 г. и дальнейшую перспективу, с учетом основных положений документов системы государственного стратегического планирования Российской Федерации.

ПЕтЕрБургский экономический ЖУРНАЛ • № 1 • 2014

93

Таблица 2

Предельные тарифы на услуги ледокольного флота на трассах Северного морского пути, взимаемые с транспортных судов, следующих в балласте, буксирных, технических, вспомогательных (в том числе исследовательских) и иных судов, не предназначенных для перевозки грузов

Размер тарифа

№ п/п Район проводки Единица измерения для всех судов,за исключением указанных в примечании для судов, указанных в примечании

1 Транзитом по трассам Северного морского пути рублей за 1 тонну полного водоизмещения 1000,0 500,0

2 В порты моря Лаптевых и Восточно-Сибирского моря с запада или с востока; из портов моря Лаптевых и Восточно-Сибирского моря на запад или восток рублей за 1 тонну полного водоизмещения 690,0 345,0

3 В порты Карского моря и порты, расположенные на реках Обь и Енисей, с запада или с востока; из портов Карского моря и портов, расположенных на реках Обь и Енисей, на запад или восток рублей за 1 тонну полного водоизмещения 200,0 100,0

Таблица 3

Предельные тарифы на услуги ледокольного флота на трассах Северного морского пути для обеспечения перевозок грузов в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности с ограниченными сроками завоза, закупка и доставка которых осуществляется за счет средств федерального бюджета и региональных фондов государственной финансовой поддержки досрочного завоза продукции (товаров) в районы Крайнего Севера

№ Номенклатура Единица Размер

п/п грузов измерения тарифа

1 Наливные грузы рублей 248,0

за 1 тонну

2 Прочие грузы рублей 486,0

за 1 тонну

Таким образом, приоритетными направления развития и основными инвестицион-

ными мероприятиями, связанными с развитием Северного морского пути, является привлечение национальных инвесторов и международное сотрудничество в Арктике, не затрагивающее нарушения стратегических интересов РФ в следующих направлениях:

а) в социальной сфере:

• мероприятия, направленные на стабилизацию демографических процессов в большинстве приарктических субъектов Российской Федерации, приток трудовых ресурсов;

• создание сетей социального обслуживания, в том числе в образовании, здравоохранении, культуре, физической культуре и спорте;

• развитие объектов жилищно-коммунального хозяйства, обеспеченность населения чистой питьевой водой;

• создание эффективной системы подготовки кадров, устранение дисбаланса между спросом и предложением трудовых ресурсов

в территориальном и профессиональном отношении;

• повышение качества жизни коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, проживающих на территории Арктической зоны Российской Федерации,

б) в экономической сфере:

• разработка российских современных технических средств и технологий для поиска, разведки и освоения морских месторождений углеводородов в арктических условиях;

• обновление основных фондов, в особенности транспортной, промышленной и энергетической инфраструктуры;

• развитие базовой транспортной инфраструктуры, ее морской и континентальной составляющих, ледокольного флота, малой авиации;

• снижение энергоемкости и увеличение эффективности добычи природных ресурсов, уменьшение издержек северного производства, создание эффективных компенсационных механизмов, повышение производительности труда;

• установление баланса в экономическом развитии между отдельными приарктиче-скими территориями и регионами, снижение разрыва между лидирующими и депрессивными районами по уровню развития;

• развитие навигационно-гидрографиче-ского и гидрометеорологического обеспечения мореплавания;

• создание средств постоянного комплексного космического мониторинга арктических территорий и акваторий;

• снижение зависимости от иностранных средств и источников информационного обеспечения всех видов деятельности в Арктике (включая взаимодействие с воздушными и морскими судами);

• создание современной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры, позволяющей осуществлять оказание услуг связи населению и хозяйствующим субъектам на всей территории Арктической зоны Российской Федерации;

• развитие энергетической системы, а также структуры генерирующих мощностей,

снижение себестоимости генерации и транспортировки электроэнергии,

в) в сфере науки и технологий:

• восполнение дефицита технических средств и технологических возможностей по изучению, освоению и использованию арктических пространств и ресурсов, внедрение инновационного пути развития Арктической зоны Российской Федерации;

г) в сфере природопользования и охраны окружающей среды:

• снижение техногенной и антропогенной нагрузки на окружающую среду с уменьшением вероятности достижения ее предельных значений в прилегающих к Российской Федерации акваториях Северного Ледовитого океана, а также на отдельных территориях Арктической зоны Российской Федерации.

Также важнейшим объектом инвестиционных вложений является модернизация и развитие инфраструктуры арктической транспортной системы, обеспечивающей сохранение Северного морского пути как единой национальной транспортной магистрали Российской Федерации, для чего должно предусматриваться:

а) развитие единой Арктической транспортной системы Российской Федерации в качестве национальной морской магистрали, ориентированной на круглогодичное функционирование, включающей в себя Северный морской путь и тяготеющие к нему меридиональные речные и железнодорожные коммуникации, а также аэропортовую сеть;

б) совершенствование транспортной инфраструктуры в регионах освоения арктического континентального шельфа в целях диверсификации основных маршрутов поставки российских углеводородов на мировые рынки;

в) реструктуризация и рост объемов грузоперевозок по Северному морскому пути, в том числе за счет государственной поддержки строительства судов ледокольного, аварийно-спасательного и вспомогательного флотов, а также развития береговой инфраструктуры;

г) совершенствование нормативно-правовой базы Российской Федерации в части государственного регулирования судоходства по акватории Северного морского пути, обе-

ПЕТЕРБУРГСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ • № 1 • 2014

95

спечения его безопасности, тарифного регулирования услуг в области ледокольного и иных видов обеспечения, а также развитие механизмов страхования, в том числе обязательного;

д) совершенствование организационной структуры управления и обеспечения безопасности судоходства в Арктической зоне Российской Федерации, в том числе путем развития комплексной арктической транс-портно-технологической системы, включающей в себя развитие морского и других видов транспорта, а также обеспечивающей инфраструктуры;

е) создание и развитие системы комплексной безопасности арктического судоходства, управления транспортными потоками в районах интенсивного движения судов, включая навигационно-гидрографическое, гидрометеорологическое, ледокольное и иные виды обеспечения, создание комплексных аварийно-спасательных центров;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ж) развитие российского ледокольного флота на основе современных технологий в рамках реализации государственных программ строительства ледоколов, в том числе с ядерными энергетическими установками;

з) модернизация арктических портов и создание новых портово-производственных комплексов в Арктической зоне Российской Федерации, осуществление дноуглубительных работ на основных арктических речных магистралях;

и) государственная поддержка осуществления северного завоза грузов и вывоза продукции в транспортных схемах «река-море», в том числе строительства транспортных судов, обеспечивающих северный завоз;

к) развитие железнодорожной сети в Арктической зоне Российской Федерации, обеспечивающей расширение пропускной способности действующих и создание новых железнодорожных линий;

л) формирование опорной сети автомобильных дорог в Арктической зоне Российской Федерации, входящих в состав международных транспортных коридоров, обеспечение их соответствия международным требованиям в целях интеграции с евразийскими транспортными системами;

м) развитие эффективной системы авиационного обслуживания арктических районов, включая реконструкцию и модернизацию аэропортовой сети вдоль трассы Северного морского пути;

н) развитие малой авиации с целью удовлетворения потребностей в воздушных перевозках и обеспечение их доступности в Арктической зоне Российской Федерации;

о) формирование современных транспор-тно-логистических узлов обеспечения магистральных и международных перевозок на базе аэропортов федерального значения и региональных аэропортов малой интенсивности полетов;

п) техническое оснащение и обустройство пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации в Арктике;

р) разработка и внедрение современных транспортных средств, адаптированных к использованию в арктических условиях.

Объектами международного сотрудничества и международных инвестиций могут стать охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности в Арктической зоне Российской Федерации (рисунок 1).

При этом в целях развития международного сотрудничества и сохранения Арктики как зоны мира уже в настоящее время [7] предусматривается ряд мероприятий, направленных на обеспечение взаимовыгодного двустороннего и многостороннего сотрудничества Российской Федерации с приарктическими государствами, что должно привести к повышению эффективности внешнеэкономической деятельности.

Взаимодействие Российской Федерации с приарктическими государствами проводится в целях защиты национальных интересов России и реализации предусмотренных международными актами прав прибрежных государств в Арктическом регионе, в том числе касающихся вопросов разведки и разработки ресурсов континентального шельфа и установления его внешних границ. Большие работы проводятся в направлении объединения усилий приарктических государств в создании единой региональной системы поиска и спасения, а также предотвращения

Рисунок 1

Объекты сотрудничества и инвестиций

СолЕйствие в организации в эффектны)I.™

жгкшытаакнн тргтчитныя и крпсс-полярных йоздуишш: ыаршр'утой ы Аркмил:

I - I ■ ■ ■■ . ■ |е : . ■ ■■ ■ . ■ ■. . I. .

ДМ междун^чзо.щшщ суддаидсгла

Га^геитЕге неждуыроднога когрудничествз

к ийлнкян спвсршешлвоягшня свсисн ГицрШиеч™|>иЛи1.ИЧ6^|£Ш£ нии.чкщеним ли кянмйтом ЛрЕТНКК

Агганм:ещид вриииге иеждуи и р идьшн форуыив, поемщ^шшк арктический проблематике

Нипршшпиия ч^фекпншмф

ОсI п.п-;ннк регуляр ни г-;) иСысш ннфирмициек и сошпии акружанэшей среды

Органшани и кемп.пешI м х мчжяунарцщшк наугнр-нк:леливиггел ьсип ии: пели или ЛДЛ лечения сжружихшцея среды

0(5мея опиши неи^ту страною! в области риарабшки шминчсший м

■}нсрс1стн11кичй' полнттют

Е*1а;и1нги-£ меэклунирплнот торизма

Рисунок 2

Направления эффективного взаимодействия Российской Федерации с приарктическими государствами

техногенных катастроф и ликвидации их последствий, включая координацию деятельности спасательных сил.

Успешная реализация перечисленных мероприятий должна привести к укреплению на двусторонней основе и в рамках регио-

нальных организаций добрососедских отношений Российской Федерации с приар-ктическими государствами, к активизации экономического, научно-технического, культурного взаимодействия, а также приграничного сотрудничества, в том числе в области

ПЕтЕрБургский экономический журнал • № 1 • 2014

97

эффективного освоения природных ресурсов, сохранения природной среды в Арктике, что непосредственно связано с обеспечением взаимовыгодного российского присутствия, хозяйственной и научной деятельности на норвежском архипелаге Шпицберген.

Направления эффективного взаимодействия Российской Федерации с приарктиче-скими государствами представлены схематично на рисунке 2.

Таким образом, можно утверждать, что устойчивое развитие Северного морского пути должно осуществляться на основе системного взаимодействия государства, как национальных, так и международных коммерческих и некоммерческих организаций и гражданского общества с использованием механизмов государственно-частного партнерства при реализации ключевых инвестиционных проектов, участия государства в устранении инфраструктурных ограничений экономического развития, решении социальных проблем,

а также создания экономических механизмов стимулирования хозяйственной деятельности.

При этом содержание работ и объемы их финансирования за счет средств федерального бюджета определяются при разработке государственных программ Российской Федерации, федеральных и ведомственных целевых программ, а также при подготовке мероприятий непрограммного характера в пределах бюджетных ассигнований, предусматриваемых заинтересованным федеральным органам исполнительной власти в федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и на плановый период.

Внебюджетное финансовое обеспечение осуществляется на принципах государственно-частного партнерства, за счет средств институтов развития, международных финансовых институтов и иностранных инвестиций в реализацию перспективных инфраструктурных, социальных, инновационных, природоохранных и иных проектов.

Список литературы

1. Распоряжение Правительства РФ от 19.03.2013 № 384-р «Об утверждении схемы территориального планирования Российской Федерации в области федерального транспорта (железнодорожного, воздушного, морского, внутреннего водного транспорта) и автомобильных дорог федерального значения».

2. Федеральный закон от 31.07.1998 № 155-ФЗ (ред. от 07.06.2013) «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» (с изм. и доп., вступившими в силу с 01.07.2013) Ст. 14. Плавание в акватории Северного морского пути.

3. Федеральный закон от 21.12.2001 № 178-ФЗ (ред. от 23.07.2013) «О приватизации государственного и муниципального имущества» (с изм. и доп., вступившими в силу с 02.09.2013).

4. Указ Президента РФ от 24.12.1993 № 2284 (ред. от 28.09.2011) «О Государственной программе приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации».

5. Федеральный закон от 17.08.1995 № 147-ФЗ (ред. от 30.12.2012) «О естественных монополиях» (с изм. и доп., вступившими в силу с 27.01.2013).

6. Приказ Федеральной службы по тарифам от 7 июня 2011 г. № 122-т/1 «Об установлении тарифов на услуги ледокольного флота на трассах северного Морского пути».

7. Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года иКЬ://-№^^оуегптеп11.га (дата обращения: 20.02.2014).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.