УДК 336.2
НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ НАЛОГОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ ТЫВА И ПОВЫШЕНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ РЕГИОНА
Тыкыл-оол А.С.
Тувинский государственный университет, Кызыл
DIRECTIONS OF DEVELOPMENT OF THE TAX LEGISLATION OF THE REPUBLIC OF TUVA AND INCREASE OF INVESTMENT ATTRACTIVENESS OF THE REGION
Tykyl-ool A.S.
Tuvan State University, Kyzyl
Целью статьи является раскрытие влияния налогового законодательства региона на его инвестиционную привлекательность. В статье представлен анализ налогового законодательства Российской Федерации и некоторых субъектов Российской Федерации, а также рассматриваются правовые основы возможного налогового стимулирования предпринимателей на уровне законодательства Республики Тыва.
Ключевые слова: налог, инвестиционная привлекательность, Тыва
The purpose of the article is to discover the impact of the tax legislation of the region on its investment attractiveness. The article presents an analysis of the tax legislation of the Russian Federation and some subjects of the Russian Federation. This article examines the legal basis for possible tax incentives for entrepreneurs by means of the legislation of the Republic of Tyva.
Keywords: tax, investmentattractiveness, Tyva
Очевидно, что одной из важнейших составляющих инвестиционной привлекательности территории является налогообложение, на что, в частности, обращается внимание при составлении рейтинга Doing Business Всемирным Банком.
Настоящая статья рассматривает некоторые направления развития республиканского налогового законодательства для повышения инвестиционной привлекательности региона, а также стимулирования инновационной деятельности и деятельности по созданию рабочих мест.
В соответствии с Конституцией РФ11 налоговое законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ (п. «и» ч. 1 ст. 72, ст. 73, ч. 3 ст. 75, п. «з» ст. 71). Согласно ч. 4 ст. 1 Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ)12 законодательство субъектов РФ о налогах и сборах состоит из законов субъектов РФ о налогах, принятых в соответствии с НК РФ.
Анализ действующего законодательства Республики Тыва в сфере налогов (Закон Республики Тыва от 10.07.2009 N 1541 ВХ-2 «О налоговых ставках при применении упрощенной системы налогообложения», Закон Республики Тыва от 27.11.2003 N 476 ВХ-1 «О налоге на имущество организаций», Закон Республики Тыва от 28.11.2002 N 92 ВХ-1 «О транспортном налоге», Закон Республики Тыва от 24.11.2014 N 4-ЗРТ «Об установлении налоговой ставки по налогу на прибыль
ПСЗ РФ. 04.08.2014. N 31.Ст. 4398.
12 СЗ РФ. N 31. 03.08.1998.Ст. 3824.
организаций для организаций, реализующих региональные инвестиционные проекты на территории Республики Тыва») позволяет сделать вывод об отсутствии регулирования, помимо прочего, по некоторым направлениям.
Снижение ставки по налогу на прибыль организаций
Стандартная ставка налога на прибыль составляет 20% (п. 1 ст. 284 НК РФ), при этом сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 2 процентов, зачисляется в федеральный бюджет, а сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 17%, зачисляется в бюджеты субъектов РФ.
Налоговая ставка налога, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов РФ, законами субъектов РФ может быть понижена для отдельных категорий налогоплательщиков. При этом указанная налоговая ставка, как правило, не может быть ниже 12,5%.
Таким образом, федеральный закон позволяет фактически снизить ставку по налогу на прибыль до 15,5% за счет уменьшения региональной части налога для отдельных категорий налогоплательщиков.
Такую «опцию» закона использовали ряд субъектов РФ:
I. Город Москва:
1) Закон г. Москвы от 26.06.2013 N 34 устанавливает пониженную ставку налога на прибыль организаций, подлежащего зачислению в бюджет города Москвы, для организаций, осуществляющих на территории города Москвы производство автомобилей;
2) Закон г. Москвы от 23.01.2013 N 2 устанавливает пониженную ставку налога на прибыль организаций в части налога, подлежащего зачислению в бюджет города Москвы, для организаций - резидентов технополисов, технологических парков и индустриальных парков города Москвы;
3) Закон г. Москвы от 07.05.2014 N 26 устанавливает пониженную ставку налога на прибыль организаций, подлежащего зачислению в бюджет города Москвы, для организаций нефтяной отрасли;
4) Закон г. Москвы от 05.03.2003 N 12 устанавливает пониженную ставку налога на прибыль в части налога, подлежащего зачислению в бюджет города Москвы, для общественных организаций инвалидов, организаций, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов, и организаций, использующих труд инвалидов.
II. Московская область:
Законом Московской области от 24.11.2004 N 151/2004-0З установлены пониженные налоговые ставки для инвесторов, осуществляющих инвестиционную деятельность в Московской области: в частности, инвесторам предоставляется налоговая льгота в виде снижения ставки налога на прибыль организаций на 4,5% на срок:
1) для инвестора, реализующего стратегический инвестиционный проект Московской области, - на 7 последовательных налоговых периодов (лет), но не более ожидаемого срока окупаемости проекта, предусмотренного соглашением о реализации такого проекта;
2) для инвестора, реализующего приоритетный инвестиционный проект Московской области, - на 5 последовательных налоговых периодов (лет), но не более ожидаемого срока окупаемости проекта, предусмотренного соглашением о реализации такого проекта.
III. Республика Татарстан:
Закон Республики Татарстан от 02.08.2008 N 53-3PT устанавливает пониженную ставку налога на прибыль организаций, подлежащего зачислению в бюджет Республики Татарстан, в частности, для следующих категорий налогоплательщиков:
1) субъектов инвестиционной деятельности, созданных с целью реализации инвестиционных проектов и не осуществляющих иной деятельности, не связанной с реализацией инвестиционных проектов, а также для субъектов инвестиционной деятельности, заключивших договоры о реализации инвестиционных проектов;
2) для организаций, у которых за соответствующий отчетный (налоговый) период не менее 70% дохода составил доход от осуществления деятельности в области обрабатывающих производств, НИОКР и не менее 50% дохода составил доход от осуществления деятельности по выполнению государственного оборонного заказа.
31 декабря 2009 г. был принят Закон Республики Тыва N 1727 ВХ-2 «Об оценке социально-экономической эффективности налоговых льгот, предоставляемых отдельным категориям налогоплательщиков», однако до сих пор не принят закон, предоставляющий налоговые льготы и/или устанавливающий пониженные ставки, для отдельных категорий налогоплательщиков.
В связи с этим полагаем целесообразным рассмотреть возможность принятия Закона Республики Тыва о пониженных ставках по налогу на прибыль для отдельных категорий налогоплательщиков. В частности, к таким налогоплательщикам можно было бы отнести высокотехнологические компании, организации в сфере энергосбережения и энергетической эффективности, интернет-компании и проч.
Инвестиционный налоговый кредит
Инвестиционный налоговый кредит представляет собой такое изменение срока уплаты налога, при котором организации при наличии оснований, указанных в ст. 67 НК РФ, предоставляется возможность в течение определенного срока и в определенных пределах уменьшать свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов.
В п. 7 ст. 67 НК РФ предусмотрено, что законами субъектов РФ по налогу на прибыль организаций (в части суммы, подлежащей зачислению в бюджет субъекта) и по региональным налогам могут быть установлены иные основания и условия предоставления инвестиционного налогового кредита. Законом субъекта РФ могут устанавливаться также сроки действия инвестиционного налогового кредита и ставки процентов на сумму кредита.
В связи с этим для поддержания инновационной, научно-исследовательской, опытно-конструкторской деятельности может быть принят Закон Республики Тыва об инвестиционном налоговом кредите.
Инвестиционный налоговый кредит особенно важен для мелких предприятий, у которых ограничены возможности по привлечению заемного капитала. При этом следует иметь в виду, что по данным Федеральной налоговой службы13 на 2018 г. всего по России на 1 субъект малого и среднего предпринимательства приходится 24 чел., по Сибирскому федеральному округу - 27 чел., а по Республике Тыва - 44 чел., что свидетельствует о существенном отставании в развитии малого и среднего предпринимательства.
Региональное регулирование инвестиционного налогового кредита, в частности, действует в Республике Татарстан (Закон РТ от 10.10.2011 N 68-ЗРТ «Об инвестиционном налоговом кредите в Республике Татарстан»), в Москве (Закон г. Москвы от 09.02.2000 N 1 «О дополнительных основаниях и условиях сроков уплаты налогов и сборов»).
Следует обратить внимание на опыт Республики Бурятия, в которой действует комплексный закон - Закон Республики Бурятия от 26.11.2002 N 145-Ш «О некоторых вопросах налогового регулирования в Республике Бурятия, отнесенных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах к ведению субъектов Российской Федерации».
Указанный закон, помимо прочего, устанавливает пониженные ставки по налогу на прибыль организаций для отдельных категорий налогоплательщиков, а также регулирует процедуру предоставления инвестиционного налогового кредита.
Бюджетные вопросы
Поскольку налоговые поступления являются значительным источником доходов республиканского бюджета, пониженные налоговые ставки следует устанавливать, а инвестиционные налоговые кредиты предоставлять компаниям «новых отраслей» для экономики Тывы. Иными словами, для поддержания существующего уровня дохода республиканского бюджета пониженные налоговые ставки и инвестиционные кредиты должны быть предусмотрены, например, для инновационных, энергосберегающих, высокотехнологичных компаний.
Для уже функционирующих в республике компаний пониженные ставки следовало бы предусмотреть при условии заключения с Правительством РТ инвестиционных контрактов на реализацию инвестиционных проектов, например, по строительству объектов капитального строительства (дорог, жилых домов для малоимущих, многодетных семей, объектов социальной инфраструктуры и проч.).
Следует обратить внимание на то, что ст. 130 Бюджетного кодекса РФ14 (условия предоставления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета) не содержит прямых ограничений на принятие субъектом РФ закона о налоговых льготах по налогу на прибыль организаций.
Эконометрический анализ
В Республике Бурятия поступления по налогу на прибыль организаций в 2009 г. с 2,5млрд. руб. увеличились до 5,2 млрд. руб. в 2012 г., при этом закон о пониженных ставках по налогу на прибыль и об инвестиционном налоговом кредите был принят в 2002 г.
13https://ofd.nalog.ru/
14 СЗ РФ. 03.08.1998. N 31. Ст. 3823
Тувинский государственный университет
Ниже представлены графики, свидетельствующие о том, что принятие Закона Республики Татарстан от 02.08.2008 N 53-ЗРТ (о пониженных ставках налога на прибыль организаций), не повлияло на повышательную динамику налоговых поступлений в бюджет Татарстана как по налогу на прибыль организаций, так и по налогу на доходы физических лиц.
70000000
год 2009 2010 2011 2012 2013 2014
Рис. 1 Динамика поступлений в бюджет Республики Татарстан по налогу на прибыль за 2009-2014 г.
Более того, следует отметить рост налоговых поступлений (кассовое исполнение) по налогу на прибыль с 2009 г. по 2012 г. на 141%, по НДФЛ - на 47%, в то время как валовый региональный продукт Татарстана за тот же период вырос на 62%.
Рис. 2 Динамика поступлений в бюджет Республики Татарстан по НДФЛ
за 2009-2014 г.
Несмотря на то, что динамика уровня безработицы предопределяется многими факторами, следует обратить внимание также на положительную динамику уровня безработицы в Республике Татарстан после принятия в 2008 г. выше упомянутого закона.
Ниже представленный график свидетельствует об устойчивом снижении уровня безработицы в Республики Татарстан в период с 2009 по 2012 г.:
В количественном выражении в 2012 г. безработных в Татарстане стало меньше на 50% меньше, чем в 2009 г.:
Аналогичная понижательная динамика наблюдалась в Республике Бурятия, снизившей налоговые ставки по налогу на прибыль для отдельных категорий налогоплательщиков, где число безработных в 2009 г. с 63 000 уменьшилось до 36 000 в2012 г.
Таким образом, для целей повышения инвестиционной привлекательности, увеличения доходной части бюджета Республики Тыва следует принять меры по развитию налогового законодательства Республики Тывав обозначенных выше направлениях.
Библиографический список
1. Конституция Российской Федерации //СЗ РФ. 04.08.2014. N 31. Ст. 4398.
2. Налоговый кодекс Российской Федерации // СЗ РФ. N 31. 03.08.1998. Ст. 3824.
3. Бюджетный кодекс Российской Федерации //СЗ РФ. 03.08.1998. N 31.Ст. 3823.
4. Закон Республики Тыва от 10.07.2009 N 1541 ВХ-2 «О налоговых ставках при применении упрощенной системы налогообложения» // Тувинская правда. N96, 06.08.2009.
5. Закон Республики Тыва от 27.11.2003 N 476 ВХ-1 «О налоге на имущество организаций» // Тувинская правда. 29.11.2003.
6. Закон Республики Тыва от 28.11.2002 N 92 ВХ-1 «О транспортном налоге» // Тувинская правда. 30.12.2002.
7. Закон Республики Тыва от 24.11.2014 N 4-ЗРТ «Об установлении налоговой ставки по налогу на прибыль организаций для организаций, реализующих региональные инвестиционные проекты на территории Республики Тыва» // Тувинская правда. N 40. 28.11.2014.
8. Закон Республики Татарстан от 10.10.2011 N 68-ЗРТ «Об инвестиционном налоговом кредите в Республике Татарстан».
9. Закон г. Москвы от 09.02.2000 N 1 «О дополнительных основаниях и условиях сроков уплаты налогов и сборов» //Ведомости Московской городской Думы. N 3 Ст. 5. 2000.
10. Закон Республики Бурятия от 26.11.2002 N 145-III «О некоторых вопросах налогового регулирования в Республике Бурятия, отнесенных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах к ведению субъектов Российской Федерации» // Бурятия. N 222, 28.11.2002, Официальный вестник N 33.
Bibliograficheskij spisok
1. Konstitutsiya Rossijskoj Federatsii // SZ RF. 04.08.2014. n 31. St. 4398.
2. Nalogovyj kodeks Rossijskoj Federatsii // SZ RF. n 31. 03.08.1998. St. 3824.
3. Byudzhetnyj kodeks Rossijskoj Federatsii //SZ RF. 03.08.1998. n 31 .St. 3823.
4. Zakon Respubliki Tyva ot 10.07.2009 n 1541 vkh-2 "o nalogovykh stavkakh pri primenenii uproschennoj sistemy nalogooblozheniya" // tuvinskaya pravda. n96, 06.08.2009.
5. zakon respubliki tyva ot 27.11.2003 n 476 VKH-1 "O naloge na imuschestvo organizatsij" // Tuvinskaya pravda. 29.11.2003.
6. Zakon Respubliki Tyva ot 28.11.2002 n 92 VKH-1 "O transportnom naloge" // Tuvinskaya pravda. 30.12.2002.
7. Zakon Respubliki Tyva ot 24.11.2014 n 4-ZRT "Ob ustanovlenii nalogovoj stavki po nalogu na pribyl organizatsij dlya organizatsij, realizuyuschikh regionalnye investitsionnye proekty na territorii Respubliki Tyva" // Tuvinskaya pravda. n 40. 28.11.2014.
8. Zakon Respubliki Tatarstan ot 10.10.2011 n 68-ZRT "Ob investitsionnom nalogovom kredite v Respublike Tatarstan".
9. Zakon g. moskvy ot 09.02.2000 n 1 "O dopolnitelnykh osnovaniyakh i usloviyakh srokov uplaty nalogov i sborov" //Vedomosti Moskovskoj gorodskoj Dumy. n 3 St. 5. 2000.
10. Zakon Respubliki Buryatiya ot 26.11.2002 n 145-III "O nekotorykh voprosakh nalogovogo regulirovaniya v Respublike Buryatiya, otnesennykh zakonodatelstvom rossijskoj federatsii o nalogakh i sborakh k vedeniyu subektov Rossijskoj Federatsii" // Buryatiya. n 222, 28.11.2002, ofitsialnyj vestnik n 33.
Тыкыл-оол Айдыс Сергеевич - кандидат юридических наук, юридический факультет Тувинского государственного университета, email: [email protected]
Tykyl-ool Aidys Sergeevich - Candidate of Law, Faculty of Law of Tuvan State University, Russia, email: [email protected]