НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ИНВЕСТИЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА
РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Д.В. Суббота, магистрант Южный федеральный университет (Россия, г. Ростов-на-Дону)
DOI: 10.24411/2411-0450-2020-10567
Аннотация. Исследование посвящено выявлению тенденций формирования инвестиционного потенциала крупнейшего региона Южного федерального округа - Ростовской области. Сочетание большого промышленного сектора и развитой аграрной сферы позволяет диверсифицировать направления инвестиций в региональную экономику. Однако выявленные текущие тенденции нельзя назвать оптимальными. В ходе исследования рассмотрены факторы, детерминирующие инвестиционную привлекательность региона, обобщены сценарии инвестиционного развития до 2030 г. В результате исследования приведены принципами и обоснованы критерии разработки эффективной инвестиционной политики региона.
Ключевые слова: инвестиционный потенциал, тенденции развития, детерминирующие факторы, инвестиционная привлекательность, инвестиционный климат, Ростовская область.
Реальный сектор экономики, то есть производство, является основой экономики любой страны. То же можно говорить и о регионах внутри страны. Однако подъема производства не может быть без дополнительных, капитальных средств, инвестиций. Подъём реального сектора возможен только при достаточном уровне инвестирования. Отсутствие инвестирования в свою очередь влечет спад производства, сырьевую зависимость, снижение благосостояния страны в целом и населения в частности, и все вытекающие отсюда последствия, в том числе социального и политического характера. Увеличение притока инвестиционных ресурсов в регион напрямую зависит от текущей инвестиционной привлекательности того или иного региона. Инвестиционную привлекательность нельзя рассматривать как статичную величину. Ключ к успеху в постоянном воздействии на притягательность региона для инвесторов, единовременное воздействие не создаст предпосылок роста региона. Для достижения поставленной цели должен применяться комплексный инструментарий воздействия на привлекательность региона, причем применяться он должен в течение длительного времени, если не постоянно с соответствующими
текущими коррективами. Только такой подход позволит сделать поток инвестиций в регион стабильным и достаточно мощным. Указанные обстоятельства аргументируют актуальность работ, направленных на исследование механизмов повышения инвестиционной привлекательности на мезоэкономическом уровне.
Одним из факторов, детерминирующих инвестиционную привлекательность региона, является эффективно функционирующая система управления инвестиционной активностью на мезоэкономическом уровне. По нашему мнению, именно региональный уровень позволяет наиболее успешно стимулировать инвестиционную деятельность, создавая для этого административно-правовые, институциональные, организационно-экономические предпосылки.
Действующее законодательство Российской Федерации предоставляет субъектам РФ ряд важных бюджетно-налоговых полномочий [1], в частности: регулирование ставок, налоговой базы, сроков и порядка уплаты региональных налогов (транспортного и др.), определение порядка использования земельных участков, находящихся в собственности субъектов РФ, возможность предоставления государст-
венных гарантий субъекта РФ по кредитам, привлекаемым хозяйствующими субъектами и т. д. Таким образом, субъекты Российской Федерации обладают необходимым административным функционалом для формирования системы преференций, мотивирующих инвесторов к реализации проектов.
Инвестиционная ситуация, сложившаяся в Ростовской области в настоящий момент, характеризуется воздействием на нее совокупности негативных факторов, среди которых необходимо отметить снижение масштабов государственных инвестиций за счёт денежных средств федерального бюджета в связи с окончанием реализации крупных проектов, в частности: завершения строительства аэропорта «Платов», стадиона «Ростов-арена», Волгодонской атомной электростанции. Нестабильность
Указанные тенденции детерминированы следующими обстоятельствами:
- пролонгация действия ограничительных мер в отношении российских участников внешнеэкономической деятельности со стороны крупнейших экономик мира;
- пролонгация действия ограничительных мер в отношении российских участников мирового финансового рынка, что приводит к ухудшению доступа к капиталу и удорожанию его стоимости;
законодательства, и коррумпированная правоохранительная система мотивируют частных инвесторов к осуществлению капиталовложений за пределами Российской Федерации. Кроме того, у Ростовской области имеются динамично развивающийся регион-конкурент - Краснодарский край.
Сценарии развития инвестиционной сферы Ростовской области зависят от внешних и внутренних условий социально-экономического развития, которые определяются долгосрочными вызовами, степенью реализации возможностей и угроз, сильными и слабыми сторонами инвестиционной сферы региона.
Негативный сценарий опирается на предположение о том, что внешние условия для инвестиционного развития Ростовской области будут носить неблагоприятный характер (табл.).
- снижение глобальных темпов экономического роста, сокращение международного торгового оборота;
- негативная динамика приоритетных мировых товарных рынков;
- пролонгация действия ограничительных мер в отношении поставок инновационных техники и технологий в отношении хозяйствующих субъектов Российской Федерации;
- сохранение в среднесрочной исторической перспективе низких цен на основ-
Таблица. Сценарии инвестиционного развития Ростовской области [2]
Годы Объем инвестиций в основной капитал за счёт всех источников финансирования
Стабильный (реалистичный/базовый) Негативный (консервативный) Положительный (оптимистичный/целевой)
Млн руб. Темп роста Млн руб. Темп роста Млн руб. Темп роста
2017 326634,0 101,0 320369,3 98,5 336 976,6 104,0
2018 352255,2 103,2 338755,9 100,8 371863,8 105,5
2019 383200,1 104,4 365311,7 102,9 416566,3 107,3
2020 416061,4 104,5 389422,0 103,4 467512,4 107,5
2021 442223,3 102,2 407147,6 101,6 511009,7 105,1
2022 468233,2 102,4 426077,1 101,7 560693,2 105,3
2023 491448,2 102,0 443678,3 101,0 611117,4 104,6
2024 516831,5 102,5 463393,2 101,5 666698,6 105,0
2025 546177,1 103,0 428106 101,6 727306,8 105,3
2026 575507,9 102,7 499614 101,5 788109,6 105,0
2027 607004,3 102,8 518775 101,6 853152,3 105,1
2028 637111,8 102,5 537606 101,3 920892,6 105,0
2029 670005,8 103,0 560418 101,8 995830,3 105,5
2030 730224,7 102,9 583627 101,8 1075713,8 105,8
ные экспортные товары РФ, в частности углеводородное сырьё.
Для решения данных проблем, необходимо разработать эффективную инвестиционную политику, ключевыми принципами которой должно стать:
- разработка и внедрение благоприятного нормативного правового режима хозяйственной деятельности отечественных и зарубежных инвесторов, обеспечение стабильности хозяйственных условий для инвестирования;
- открытость проводимой регионом инвестиционной политики;
- обеспечение ясности и прозрачности инвестиционного процесса;
- сбалансированность государственных, социальных, политических и экономических интересов всех участников инвестиционно-финансового рынка;
- взаимную ответственность и выполнение взятых на себя в соответствии с законом обязательств как со стороны исполнительных органов власти, так и других участников инвестиционного процесса.
Подобная инвестиционная политика направлена на развитие инвестиционного потенциала, создание благоприятной инвестиционной среды, что, в свою очередь, будет способствовать повышению качества жизни граждан, проживающих в Ростовской области.
Библиографический список
1. Мурзин А.Д. Формирование стратегии развития крупного города / Управленческие науки в современном мире. Сборник докладов научной конференции. - 2019. - С. 534-537.
2. Официальный портал Правительства Ростовской области. - [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.donland.ru (Дата обращения: 02.06.2020).
DIRECTIONS DEVELOPMENT OF INVESTMENT POTENTIAL OF THE ROSTOV
REGION
D.V. Subbota, Graduate Student Southern Federal University (Russia, Rostov-on-Don)
Abstract. The study is devoted to identifying trends in the formation of investment potential of the largest region of the Southern Federal District - Rostov Region. The combination of a large industrial sector and a developed agricultural sector allows us to diversify the direction of investment in the regional economy. However, the identified current trends cannot be called optimal. In the course of the study, factors determining the investment attractiveness of the region were considered, scenarios of investment development up to 2030 were generalized. As a result of the study, the principles and the criteria for developing an effective investment policy of the region were substantiated.
Keywords: investment potential, development trends, determining factors, investment attractiveness, investment climate, Rostov Region.