Научная статья на тему 'Инвестиционное развитие региона как основа эффективного государственного управления'

Инвестиционное развитие региона как основа эффективного государственного управления Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
170
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИИ / ОРГАНЫ ВЛАСТИ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / РАБОЧИЕ МЕСТА / ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ЦЕЛЕВЫЕ ПРОГРАММЫ / МИГРАЦИЯ / ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ЖИЗНИ / ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / INVESTMENTS / AUTHORITIES / SOCIAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT / WORKPLACES / INVESTMENT POTENTIAL / TARGET PROGRAMS / MIGRATION / LIFE EXPECTANCY / WAGES / EFFICIENCY

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Акмаров Петр Борисович, Войтович Валерий Юрьевич, Князева Ольга Петровна

Раскрывается роль инвестиционной активности субъекта страны в развитии региона и ее влияние на показатели эффективности государственного управления со стороны органов исполнительной власти региона. Показано инвестиционное развитие Удмуртской Республики за последние годы и выделены наиболее крупные проекты вложений в основной капитал региона. Выделены основные мероприятия по привлечению инвестиций со стороны органов власти. Отражено изменение наиболее важных показателей социально-экономического развития Удмуртии как результатов привлечения инвестиций в экономику Республики. Дан сравнительный анализ инвестиционного развития регионов Приволжского федерального округа с выделением места Удмуртской Республики в этом развитии. Показано влияние мировых тенденций и федеральных целевых программ на развитие региона. На основе статистических методов анализа сделан вывод о том, что инвестиции являются мультипликатором экономического развития и главным фактором улучшения социально-демографической ситуации в регионе. Выявлены причины миграции населения как основного фактора благополучия региона и качества жизни на соответствующей территории. Доказано второстепенное влияние уровня заработной платы на удовлетворенность граждан условиями жизни и быта, на продолжительность жизни. На основании проведенного анализа сделан вывод о недостаточно эффективной работе исполнительной власти региона и необходимости комплексного подхода к оценке результативности работы органов власти.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Акмаров Петр Борисович, Войтович Валерий Юрьевич, Князева Ольга Петровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INVESTMENT DEVELOPMENT OF A REGION AS A BASIS OF EFFECTIVE GOVERNMENT

The article reveals the role of investment activity of the country's subject in the development of the region and its influence on the indicators of efficiency of the government from regional executive authorities. Investment development of the Udmurt Republic during the last years is shown and the largest projects of investments into the region's fixed capital are allocated. The main actions to attract investments from authorities are highlighted. The change of the most important indicators of social and economic development of Udmurtiya as the results of attracting investments into republic economy is reflected. A comparative analysis of investment development of the regions of Volga Federal District, with allocation of the place of the Udmurt Republic in this development, is given. The influence of world trends and federal target programs on the region development is shown. On the basis of statistical methods of the analysis the conclusion is made that investments are the multiplier of economic development and the main factor of improvement of social and demographic situation in the region. The reasons for population migration as the major factor of the region's well-being and the quality of life in the corresponding territory are established. The secondary influence of the level of wages on the satisfaction of citizens with living conditions and life expectancy is proved. On the basis of the conducted analysis the conclusion is made about insufficiently effective work of the executive power of the region and the necessity of a complex approach to assessing the performance of the authorities.

Текст научной работы на тему «Инвестиционное развитие региона как основа эффективного государственного управления»

Экономика

УДК 351

П.Б. Акмаров, В.Ю. Войтович, О.П. Князева

ИНВЕСТИЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ РЕГИОНА КАК ОСНОВА ЭФФЕКТИВНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

Раскрывается роль инвестиционной активности субъекта страны в развитии региона и ее влияние на показатели эффективности государственного управления со стороны органов исполнительной власти региона. Показано инвестиционное развитие Удмуртской Республики за последние годы и выделены наиболее крупные проекты вложений в основной капитал региона. Выделены основные мероприятия по привлечению инвестиций со стороны органов власти. Отражено изменение наиболее важных показателей социально-экономического развития Удмуртии как результатов привлечения инвестиций в экономику Республики. Дан сравнительный анализ инвестиционного развития регионов Приволжского федерального округа с выделением места Удмуртской Республики в этом развитии. Показано влияние мировых тенденций и федеральных целевых программ на развитие региона. На основе статистических методов анализа сделан вывод о том, что инвестиции являются мультипликатором экономического развития и главным фактором улучшения социально-демографической ситуации в регионе. Выявлены причины миграции населения как основного фактора благополучия региона и качества жизни на соответствующей территории. Доказано второстепенное влияние уровня заработной платы на удовлетворенность граждан условиями жизни и быта, на продолжительность жизни. На основании проведенного анализа сделан вывод о недостаточно эффективной работе исполнительной власти региона и необходимости комплексного подхода к оценке результативности работы органов власти.

Ключевые слова: инвестиции, органы власти, социально-экономическое развитие, рабочие места, инвестиционный потенциал, целевые программы, миграция, продолжительность жизни, заработная плата, эффективность.

Основой экономического развития любой организации является принцип, связанный с расширением и обновлением его капитала. Этот же принцип можно в полной мере отнести и к развитию страны, и ее регионов. Поэтому сегодня федеральная власть, направляя ресурсы страны на развитие региона, требует определенной отдачи от системы регионального управления [1]. Президент и Правительство Российской Федерации контролируют эффективность работы исполнительных органов региональных власти с помощью множества различных критериев, определяющих качество реализации политических задач, возложенных конституционно на эти органы.

На примере Удмуртской Республики покажем эффективность инвестиционной деятельности региональных структур за последние годы. Со сменой руководителей во власти Удмуртской Республики у некоторых лиц сложилось необоснованное мнение о том, что прежнее руководство Республики не совсем понимало политических задач государства и это в целом сказалось на развитии социально-экономической сферы жизнедеятельности региона. При этом не учитывалась государственная инвестиционная политика, цель которой - последовательное увеличение притока инвестиций в Удмуртию в интересах ее устойчивого социально-экономического развития.

Рассматривая данную проблему, необходимо заметить, что действительно Республика входила в группу регионов с пониженным инвестиционным потенциалом при незначительно умеренном риске. Так, например, весь основной объем инвестиций направлялся на поддержание и развитие промышленности (41 %), транспорта (12 %) и сельского хозяйства (8 %). Однако, благодаря реализации мероприятий Программы «Создание благоприятных условий для привлечения инвестиций в Удмуртскую Республику на 2007-2009 годы», годовой объем вложений в основной капитал резко увеличился с 20,48 млрд руб. в 2006 г. до уровня 44 млрд руб. в 2007 г., то есть на 201,71 % (в 2 раза) [2].

Мировой экономический кризис 2009 г. повлиял на инвестиционный климат страны, в том числе и Удмуртии. В этом году объем инвестиций упал в Республике на 23 %. В последующие годы, как показало исследование, таких резких падений уже не наблюдалось. Правда, небольшой спад инвестиций был еще в 2015 г., когда вложения в основной капитал сократились с 91 млрд руб. до 81 млрд руб., но они существенно не повлияли на экономическое развитие Республики.

Начиная с 2015 г. объем инвестиций стабилизировался и составил 80-90 млрд руб. в год.

В последующие 2007-2009 гг. Удмуртия активно повышала инвестиционный имидж региона. В этот период состоялось два конкурса на право получения льгот по налогу на прибыль и четыре конкурса на право получения льгот по налогу на имущество. 35 инвестиционных проектов 31 предприятие Республики были признаны победителями конкурсов. На реализацию инвестиционных проектов было предоставлено налоговых льгот на сумму более 350 млн руб., за счет их реализации создано 1138 новых рабочих мест. Помимо этого, Удмуртская Республика приняла участие в ХУШ Международной выставке-ярмарке инвестиционных проектов в сфере коммерческой недвижимости МПР1М (Франция, Канны), в XI и XII Петербургском международном экономическом форуме, в VI и VII Международных инвестиционных форумах «Сочи-2007» и «Кубань-2008», в Международной выставке достижений агропромышленного комплекса «Зеленая неделя» в Берлине в 2008 г.

В 2009 г. была начата подготовка заявки на получение бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда Российской Федерации на реализацию проекта «Строительство и эксплуатация на платной основе мостовых переходов через реки Кама и Буй на автомобильной дороге Ижевск - Сарапул -Камбарка - граница Республики Башкортостан и Удмуртской Республики». Сметная стоимость проекта тогда составляла 13,3 млрд руб., из них доля бюджетных инвестиций - 29,8 %, в том числе средства бюджета Удмуртской Республики в размере 897,7 млн руб. и бюджетные ассигнования Инвестиционного фонда РФ в размере 3,3 млрд руб.

В 2010 г. была инициирована реализация республиканской целевой программы «Создание благоприятных условий для привлечения инвестиций в Удмуртскую Республику на 2010-2014 годы». И уже осенью того же года был проведен конкурс инвестиционных проектов на право получения льгот по налогу на имущество организаций. Победителями конкурса стали проекты 17 организаций Республики, реализация которых позволила привлечь более 3,5 млрд руб. дополнительных инвестиций, и создать при этом 1442 рабочих места. Из инвестиционных проектов отдельно необходимо выделить: проект «Реконструкция электросталеплавильного цеха и модернизация мелкосортно-проволочного стана «250» ОАО «Ижсталь», ориентированный на создание современного металлургического производства на уровне лучших мировых аналогов. Общий объем инвестиций по данному проекту составил 5,8 млрд руб.; проект ОАО «Молочный комбинат "Сарапул-молоко"», который позволил расширить производство молочной продукции за счет приобретения современного высокотехнологичного оборудования. Объем инвестиций по проекту превысил 183 млн руб.; проект ООО «Объединенная автомобильная группа» по организации производства современной автомобильной техники на производственных мощностях ОАО «ИжАвто» позволил осуществить наращивание объема выпуска отече-

ственных автомобилей и сборки автомашин из иностранных комплектующих до 310 тыс. штук в год и создать 5856 новых рабочих мест. В этот же период ФГУП «Ижевский механический завод» успешно реализовал инвестиционную программу, направленную на расширение применяемых прогрессивных технологий изготовления спортивно-охотничьего оружия, объемом до 125 млн руб. Реализация программы позволила обеспечить увеличение объемов производства и реализации ружей до 6000 штук в год.

В результате проведенных мероприятий по итогам первого полугодия 2010 г. рейтинг Удмуртии вырос до кризисного уровня, и Республика прочно заняла 8 место среди регионов Приволжского федерального округа по уровню инвестиционной активности.

Для увеличения значимости и привлечения новых инвесторов при Президенте Удмуртской Республики в мае 2012 г. была проведена «Неделя инвестора в Удмуртской Республике», которая завершилась изданием Указа об утверждении Инвестиционного меморандума Удмуртской Республики. В результате в декабре 2012 г. был проведен очередной (одиннадцатый) конкурс инвестиционных проектов, победителями которого были определены инвестиционные проекты 17 организаций Республики, реализация которых позволила привлечь более 5 млрд руб. дополнительных инвестиций и создать 1500 новых рабочих мест. В результате реализации инвестиционных проектов прирост налоговых поступлений в бюджет Удмуртской Республики составил 1,5 млрд руб. Необходимо отметить, что в течение 2012 г. делегация Удмуртской Республики приняла участие в XVII Международном экономическом форуме, который состоялся в Санкт-Петербурге, а также с экспозицией инвестиционных проектов в работе XII Международного инвестиционного форума «Сочи-2012» и международном «бизнес-саммите - 2012» в Н. Новгороде.

С 2013 г. началась реализация проекта технического перевооружения ОАО «ИЭМЗ "Купол"», направленного на изготовление, модернизацию и ремонт средств ПВО на современном уровне. Крупные лесопромышленные предприятия Республики внедрили современные технологии глубокой переработки древесины, что позволило значительно эффективно использовать лесные богатства Удмуртии.

Одновременно решались проблемы и в транспортной отрасли, началась реализация первого регионального концессионного проекта «Строительство и эксплуатация на платной основе мостовых переходов через реку Кама и реку Буй у города Камбарка» общей стоимостью около 14 млрд руб. Реализация этого проекта позволила улучшить социальные и экономические связи внутри региона, а также значительно облегчить транспортное сообщение между крупными городами Приволжского округа и соседних субъектов.

В 2014 г. руководство Республики продолжало реализацию на основе подпрограммы «Разработка и реализация инвестиционной государственной политики» государственной программы «Создание условий для устойчивого экономического развития Удмуртской Республики», которая должна была обеспечить системную государственную поддержку инвестиционной деятельности в регионе.

Таким образом, по результатам реализации целевых программ по поддержке инвестиционной деятельности в Удмуртии за последние пять лет в экономику Удмуртской Республики было инвестировано более 300 млрд руб.

Удмуртская Республика - один из первых регионов, в котором был создан институт (Совет) инвестиционного уполномоченного, функции которого были возложены на министра экономики Удмуртской Республики. В 2014 г. в адрес инвестиционного уполномоченного поступило 53 обращения от инициаторов и инвесторов проектов, которые предлагали конкретные проекты по наращиванию производственных мощностей региона. Советом по инвестиционной деятельности в Удмуртской Республике были одобрены решения об участии Республики в государственно-частном партнерстве при реализации крупных инвестиционных проектов: «Птицеводческий комплекс по выращиванию, убою и переработке мяса индейки на 6000 т живого веса в год» и «Организация современного производства древесно-стружечных плит». Данные проекты прошли конкурсный отбор на право предоставления бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда Удмуртской Республики.

В конце 2014 г. были подведены итоги очередного (тринадцатого) конкурса инвестиционных проектов на право получения льгот по налогу на прибыль и налогу на имущество организаций. Инвестиционные проекты пяти организаций Республики стали победителями этого конкурса. Реализация их позволила привлечь более 2,3 млрд руб. дополнительных инвестиций и создать около 300 новых рабочих мест. Дополнительно в Республике был реализован ряд инвестиционных проектов по строительству физкультурно-оздоровительных и спортивных комплексов. Так, в г. Ижевске было продол-

жено строительство физкультурно-оздоровительного комплекса «Гулливер» (ООО «Универсал-строй»), проведены работы по созданию спорткомплекса в д. Пирогово Завьяловского района (ООО «Спортивный комплекс "Заря"») и многофункционального спортивного центра в г. Сарапуле (ЗАО «Айсберг»). В феврале 2014 г. в Посольстве Польской Республики, г. Москва, состоялась Презентация Удмуртской Республики, в которой была представлена продукция 8 предприятий малого и среднего бизнеса.

Особенно активизировалась реализация мероприятий, направленных на повышение инвестиционной привлекательности Республики в 2015 г. В этой сфере были приняты два закона Удмуртской Республики, три Указа Президента Удмуртской Республики, пять постановлений и 33 распоряжения Правительства Республики. На заседании от 5 марта 2015 г. был рассмотрен инвестиционный проект «Туристско-рекреационный кластер «Камский берег» Удмуртской Республики, 30 апреля 2015 г. обсуждены планы и перспективы развития государственно-частного партнерства в Удмуртской Республике, а 2 июля 2015 г. члены Совета обсудили проект Перечня приоритетных и социально значимых рынков для содействия развитию конкуренции в Удмуртской Республике. В перечень вошли рынки, определенные Стандартом развития конкуренции в субъектах РФ. Это рынки услуг дошкольного образования, медицинских услуг, услуг ЖКХ, розничной торговли, реализации лекарственных средств в отдаленных районах Республики, услуг связи и перевозки пассажиров наземным транспортом. В конце 2015 г. были подведены итоги конкурса инвестиционных проектов на право получения льгот по налогу на прибыль и налогу на имущество организаций. Победителями были признаны инвестиционные проекты 11 организаций Республики, реализация которых позволила привлечь 19,2 млрд руб. дополнительных инвестиций, создать более 2274 новых рабочих мест.

Необходимо отметить, что, начиная с 2014 г., Удмуртская Республика в своей экономической деятельности полностью соответствовала Стандарту по созданию благоприятных условий для ведения бизнеса. Республика в числе первых регионов России внедрила все 15 положений Стандарта, что было официально подтверждено Минрегионом России и Агенством стратегических инициатив. Впервые была принята Инвестиционная стратегия развития Удмуртской Республики на период до 2015 г., определяющая направления инвестиционного развития региона. В соответствии с этим документом к 2018 г. доля инвестиций в валовом региональном продукте должна была выйти на уровень 27 %, поэтому каждому профильному министерству поставлены задачи по обеспечению необходимого прироста инвестиций.

К середине 2016 г. уже 146 проектов по приоритетным направлениям экономического развития Республики были включены в реестр инвестиционных проектов Удмуртии. Наибольшее количество проектов было принято у Министерства промышленности и торговли Удмуртии - 53, у Министерства строительства, архитектуры и жилищной политики - 33 проекта, Министерства сельского хозяйства и продовольствия - 22 проекта. Также в реестр включено 19 проектов, касающихся социальной сферы.

Как показывает исследование, большинство реализуемых в Удмуртии проектов были связаны с модернизацией и техническим перевооружением действующих производств. Одним из самых крупных проектов, реализуемых на территории Удмуртии, стал частный промышленный парк «Развитие». В целях его реализации был произведен капитальный ремонт производственных площадей завода ОАО «Ижмаш». Данные площади стали сдаваться в аренду либо продаваться для организации промышленных производств представителям малого и среднего бизнеса.

В сфере ЖКХ был разработан проект реконструкции эстакады с тепломагистралями от Ижевской ТЭЦ-1. В сфере медицины запущен проект организации производства нового медицинского изделия «Дефибриллятор-автомат собственной разработки», инициатором которого являлся ООО «Концерн "Аксион"». Несколько проектов реализовано в сфере образования, досуга и спорта. Таким образом, за пять лет было привлечено инвестиций в экономику Удмуртии 350 млрд руб., а объем предоставленных налоговых льгот составил более 1,5 млрд руб. Кроме того, поступило налоговых платежей в бюджет Удмуртской Республики от различных организаций — получателей льгот около 7,5 млрд руб., что позволило создать дополнительно около 8 тысяч новых рабочих мест.

В этот период для популяризации инвестиционной деятельности был организован ежегодный конкурс «Лучший инвестор Удмуртской Республики». Активное участие Удмуртия принимала в крупнейших российских и международных конференциях и выставках. Для установления отношений стратегического сотрудничества Правительством Удмуртской Республики были подписаны соглашения с ГК «Внешэкономбанк», ОАО «Сбербанк России», ОАО «Роснано», ПАО «Промсвязьбанк»,

ОАО «МДМ банк», ОАО «Банк ВТБ». Кроме того, заключено соглашение о сотрудничестве между Министерством экономики Республики и НИ «Центр развития государственно-частного партнерства» в сфере развития и реализации механизмов государственно-частного партнерства на территории Удмуртской Республики.

Однако все эти усилия не оказали существенного влияния на инвестиционное развитие региона. По показателю размера инвестиций в основной капитал в 2017 г. Удмуртия оказалась в аутсайдерах, занимая лишь 64-е место среди 86 субъектов страны (рис. 2). Если оценивать вклад региона в российскую экономику пропорционально численности населения, можно сделать вывод, что только по добыче полезных ископаемых, производству продукции сельского хозяйства и собранным налогам Удмуртия опережает среднероссийские показатели.

Таблица 1

Темпы роста инвестиций в экономику региона, %

Регион ПФО Годы

2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017

В среднем по ПФО 129,8 83,0 115,2 119,9 117,7 115,3 102,0 101,3 95,1 102,4

Ульяновская область 138,7 102,0 97,0 123,4 123,2 105,3 100,4 103,0 88,8 130,1

Республика Башкортостан 127,0 72,7 103,7 122,7 124,0 114,0 106,4 112,1 111,8 73,5

Республика Марий Эл 124,4 77,4 134,6 120,4 117,9 145,9 102,3 85,4 67,6 88,1

Республика Мордовия 143,2 81,4 127,6 119,4 102,4 107,8 88,4 111,1 99,8 113,8

Республика Татарстан 127,3 101,6 118,5 119,6 119,6 111,7 103,2 113,7 103,1 100,2

Удмуртская Республика 120,1 75,6 126,4 121,8 103,1 128,7 110,8 89,4 106,5 91,8

Чувашская Республика 132,6 70,7 119,4 131,2 116,7 92,1 88,9 104,2 90,0 103,6

Пермский край 124,4 86,8 105,6 103,7 112,1 135,3 94,6 109,0 105,8 106,0

Кировская область 114,1 73,8 109,8 116,3 125,8 116,0 104,8 90,7 102,2 100,0

Нижегородская область 155,7 97,3 95,2 116,8 114,8 109,1 98,6 84,9 98,7 105,2

Оренбургская область 135,5 83,8 113,6 112,6 129,7 101,1 100,7 109,9 98,8 108,6

Пензенская область 119,6 82,8 104,8 125,9 125,8 113,6 99,9 108,5 72,9 111,7

Самарская область 108,1 75,0 138,9 118,2 116,7 126,6 119,3 94,1 84,8 97,9

Саратовская область 146,7 81,4 118,1 126,7 116,0 107,0 109,2 102,0 100,9 102,9

В целом, отмечая большую работу региональных властей по развитию Республики, необходимо отметить и недостатки, выявить причины отставания. Общую эффективность работы органов государственной власти Удмуртии в направлении повышения инвестиционной привлекательности региона можно оценить только на основе сравнения результатов этой деятельности отдельных субъектов Российской Федерации, в первую очередь Приволжского федерального округа (ПФО), что отражено в табл. 1.

Как видим из таблицы, инвестиционное развитие Удмуртии было достаточно активным в 2010, 2013 и 2014 гг., когда темпы роста инвестиций существенно превышали средние по ПФО и Республика по этому показателю входила в тройку лучших регионов округа. Но уже в 2015 г. Удмуртия оказалась только на 11-м месте по темпам роста инвестиций. Ситуация чуть улучшилась в 2016 г. (5-6 место в ПФО), но затем в 2017 г. Республика переместилась на 12 место в ПФО.

В то же время по оценкам информационного портала «Волга Ньюс» по рейтингу инвестиционной активности Удмуртская Республика в 2017 г. заняла 9 место среди 14 регионов ПФО [3]. В основе этого рейтинга были данные о реализуемых, запланированных и приостановленных проектах. Следует отметить, что самый крупный из запланированных в том году проектов - строительство тракторного завода до сих пор не реализовано.

Особая важность показателя инвестиционной активности региона обусловлена ее влиянием на все социально-экономическое развитие субъекта Российской Федерации, поэтому этот критерий должен учитываться как основополагающий при оценке работы руководителей исполнительной власти регионов. Эта принципиальная позиция отражена и в Указах Президента и Постановлениях Правительства России по оцениванию региональной исполнительной власти [4; 5].

Рост инвестиций благоприятно отражался на производственных показателях региона, вел к увеличению производительности труда и росту валового внутреннего продукта. Это отчетливо прослеживается в табл. 2.

Таблица 2

Динамика индекса производительности труда в регионах ПФО, %

Регион ПФО Годы

2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016

В среднем по ПФО 104,9 95,7 104,8 106,6 104,5 103,2 103,5 100,6 100,4

Республика Башкортостан 108,3 102,0 104,7 107,9 102,5 104,5 103,4 100,3 101,1

Республика Марий Эл 105,7 103,0 106,7 106,3 110,0 104,1 107,9 104,2 96,8

Республика Мордовия 104,5 94,2 105,0 110,1 102,9 103,6 108,3 101,8 104,0

Республика Татарстан 107,9 98,3 103,9 105,4 105,9 103,1 102,8 100,7 100,8

Удмуртская Республика 103,3 97,4 104,5 104,5 102,5 102,2 103,4 100,6 101,4

Чувашская Республика 104,6 84,7 103,7 107,2 107,2 99,0 101,6 98,9 104,3

Пермский край 105,2 93,7 108,0 105,9 101,4 101,5 104,0 100,5 95,7

Кировская область 103,9 94,4 106,5 106,5 103,9 102,2 102,5 100,3 100,5

Нижегородская область 101,4 90,8 107,8 107,2 104,1 103,8 103,7 98,7 103,9

Оренбургская область 102,8 97,2 104,3 105,3 102,3 102,3 100,4 98,2 98,6

Пензенская область 106,8 100,2 102,1 105,3 106,5 104,2 104,0 104,2 96,1

Самарская область 104,1 88,9 105,8 105,8 105,1 105,4 102,5 98,6 98,8

Саратовская область 108,2 97,2 101,4 108,4 106,3 106,1 102,2 101,6 102,3

Ульяновская область 101,7 97,3 102,6 106,3 102,0 102,7 101,6 99,5 101,4

Наши исследования подтвердили наличие закономерности, характерной для долговременных вложений в основной капитал, которая заключается в том, что эти вложения начинают давать наибольший эффект только на третий, четвертый год после первоначальных вложений [6]. Коррело-грамма эффективности инвестиций, построенная по данным регионов Российской Федерации, подтверждает эти выводы (рис. 3).

Инвестиционное развитие региона... 265

ЭКОНОМИКА И ПРАВО 2019. Т. 29, вып. 3

Коэффициенты корреляции

01234567

Лаг инвестиции, лет

Рис. 3. Коррелограмма эффективности инвестиций в экономику региона

Конечной целью любого органа власти субъекта РФ является обеспечение достойного уровня жизни населения. В демократическом государстве только граждане могут в полной мере оценить эффективность управления. Эта оценка осуществляется ими либо непосредственно при проведении демократических процедур выбора в разные структуры власти, либо косвенно через поведенческую мотивацию. При этом второе направление оценки является наиболее обоснованным, так как оно не поддается административному регулированию.

В соответствии со ст. 8 Конституции граждане РФ самостоятельно имеют право выбирать место для реализации своих возможностей, талантов, желаний, исходя из привлекательности условий труда и быта. Поэтому миграция является наиболее существенным показателем результативности работы органов власти. Если регион не развивается, не улучшает условия жизни населения или делает это значительно хуже, чем другие регионы, то население начинает уезжать из этого региона и показатель миграции отклоняется в отрицательную сторону.

В табл. 3 показано изменение миграционной составляющей эффективности работы региональной власти в субъектах ПФО (по материалам Росстата [7]). Из таблицы видно, что в целом Приволжский федеральный округ имеет отрицательные результаты по миграции за последние годы. Положительная динамика наблюдается только в Самарской области, Республике Татарстан и Нижегородской области. Удмуртия входит в число регионов со стабильно высокой отрицательной миграцией, превышающей средние показатели ПФО почти в два раза. На такую динамику не повлияло даже начавшееся в последние годы увеличение реальной заработной платы населения, по значениям которого Удмуртия вошла в число передовых регионов России (табл. 4). Однако величина уровня доходов населения Республики еще остается значительно ниже, чем в экономически развитых регионах. Так, по уровню номинальной начисленной заработной платы работающее население Удмуртской Республики переместилось с 58 места в 2010 г. на 45 место в 2017 г., когда ее уровень поднялся до 29 тыс. руб. в месяц. В то же время такие регионы, как Москва, Тюменская область, Республика Коми уже в 2017 г. обеспечили уровень заработной платы в 2 раза выше, чем в среднем по Удмуртии.

Положительная динамика роста заработной платы не смогла переломить совокупность множества других критериев эффективности работы власти региона. Так, например, по ожидаемой продолжительности жизни людей при рождении Республика занимает последние позиции в ПФО (на 2018 г. расчетное значение этого показателя 72 года). Это еще раз подтверждает, что за последние годы усилия исполнительной власти региона не были достаточно эффективными для создания условий качественной жизни на территории Удмуртии. Это еще раз говорит о том, что направления инвестиционного развития нуждаются в корректировке. При этом следует учесть особенности национальной республики, ее природно-климатические условия и социально-демографическое положение региона.

266 П.Б. Акмаров, В.Ю. Войтович, О.П. Князева

2019. Т. 29, вып. 3 ЭКОНОМИКА И ПРАВО

Таблица 3

Динамика миграции населения Приволжского федерального округа, %

Регион ПФО Годы

2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016

В среднем по ПФО -5,7 -1,4 -18,5 -12,7 -15,3 -14,3 -6,8 -10,2 -15,5

Республика Башкортостан 13,9 16,8 2,2 -23,1 -21,8 7,0 -10,9 -14,6 -6,4

Республика Марий Эл -17,9 -9,7 -31,4 -33,2 -35,7 -33,5 -27,9 -29,7 -29,2

Республика Мордовия -20,6 -10,1 -9,4 -41,3 -38,2 -31,5 2,7 25,9 6,5

Республика Татарстан 30,3 32,3 10,4 31,6 25,7 15,5 18,8 9,3 12,3

Удмуртская Республика -24,1 -26,2 -34,9 -25,3 -27,0 -22,7 -14,3 -19,4 -23,3

Чувашская Республика -10,4 -7,9 -26,5 -22,0 -35,7 -36,0 -21,0 -18,9 -25,2

Пермский край -25,0 -26,9 -45,6 -3,1 7,3 0,1 -4,0 -15,2 -22,9

Кировская область -45,2 -37,0 -53,7 -41,9 -39,1 -37,9 -27,2 -28,2 -27,7

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Нижегородская область 19,5 15,2 11,4 21,1 21,2 15,2 5,4 2,1 1,8

Оренбургская область -36,5 -5,6 -47,0 -34,8 -44,4 -46,5 -40,8 -33,4 -42,7

Пензенская область 8,7 13,1 -3,3 -2,7 -16,2 -18,6 3,1 -9,7 -22,0

Самарская область 39,5 31,5 18,9 25,6 15,6 13,3 21,9 -6,4 -2,8

Саратовская область -4,7 4,8 -15,1 -3,6 7,2 2,1 11,8 4,8 -24,9

Ульяновская область -7,6 -9,1 -34,9 -24,9 -32,7 -26,9 -12,4 -9,4 -10,6

Таблица 4

Динамика реальной заработной платы в регионе

Регион Годы

2014 2015 2016 2017

Передовые регионы

Удмуртская Республика 4,2 -7,9 3,7 4,4

Чувашская Республика 0,0 -10,4 1,5 4,7

Кемеровская область -1,9 -8,0 -0,3 4,8

Новосибирская область -0,2 -9,6 1,2 5,0

Магаданская область 3,1 -7,2 -1,1 5,0

Отстающие регионы

Смоленская область -0,2 -9,2 0,4 0,4

Мурманская область 0,3 -8,0 -0,8 -0,2

Республика Ингушетия -0,8 -14,9 -0,7 -0,3

Чеченская Республика -3,0 -11,8 -4,5 -0,5

Республика Тыва 3,8 -9,5 -0,7 -0,1

По данным Росстата [8], Удмуртия по совокупности основных показателей, утвержденных Указом Президента России, находится в середине рейтинга развития регионов (табл. 5). В то же время мы входим в число отстающих субъектов по уровню преступности, по состоянию инвестиционного климата, коэффициенту миграционного прироста. При этом базовый показатель инвестиционного развития региона имеет тенденцию к ухудшению. Если в 2016 г. Республика занимала по этому критерию 52 место среди 86 регионов России, то в 2017 г. она скатилась на 61 место.

За последние годы в Республике не было реализовано ни одного крупного инвестиционного проекта федерального уровня. Это отразилось непосредственно на всех параметрах эффективности работы государственной власти региона, утвержденных в Указе Президента. Поэтому рейтинг Удмуртии остался по большинству показателей ниже среднероссийского уровня (рис. 4).

Следует отметить, что региональная власть нацелена на исправление ситуации в сфере инвестиций и проводит множество различных мероприятий, разрабатывает планы, создает условия для привлечения инвесторов. Однако многие проекты остаются нереализованными. Это говорит о том,

что предварительный этап подготовки этих планов и проектов осуществляется недостаточно компетентно, без учета региональных особенностей, складывающихся и планируемых внешних и внутренних условий хозяйствования. Поэтому следует более жестко подходить к обоснованию проектов, к определению источников и ресурсов их реализации.

Таблица 5

Рейтинг Удмуртии по показателям эффективности работы региональной власти

Показатель региона Годы

2014 2015 2016 2017

Ожидаемая продолжительность жизни при рождении 41 40 43 34

Динамика начисленной заработной платы 3 16 1 6

Доля населения с доходами выше величины прожиточного минимума 29 23 23 25

Коэффициент миграционного прироста 53 53 49 50

Суммарный коэффициент рождаемости 21 16 18 24

Уровень преступности 59 56 57 54

Динамика валового регионального продукта на душу населения 25 53 38 25

Интегральный индекс инвестиционного климата 56 59 52 61

Динамика начисленной заработной платы

Суммарный коэффициент рождаемости

Доля населения с доходами выше величины прожиточного минимума

Динамика валового регионального продукта на душу населения

Ожидаемая продолжительность жизни при рождении

Коэффициент миграционного прироста

Уровень преступности

Интегральный индекс инвестиционного климата

Рис. 4. Рейтинг Удмуртской Республики по показателям эффективности управления

Удмуртская Республика сегодня занимает лидирующие позиции в России по развитию добывающих отраслей, прежде всего нефтедобычи и по уровню сельского хозяйства. Доля региона в этих отраслях почти в 2 раза выше среднероссийских параметров развития. Особое внимание необходимо обратить на развитие сельского хозяйства и смежных отраслей. Занимая по площади территории лишь 57 место, по объему аграрной продукции Республика занимает 28 место. При этом, как показывают расчеты, потенциал развития этой отрасли сегодня в Удмуртии используется только наполовину. Одновременно необходимо отметить, что рост аграрной экономики всегда ведет к развитию смежных отраслей, таких как сельскохозяйственное машиностроение, переработка продуктов питания, инфраструктурных элементов экономики региона.

к?

В этой связи следует вернуться к рассмотрению проекта строительства тракторного завода на территории Республики. В этом направлении имеется значительный спрос на отечественном рынке и есть перспективы выхода на международные рынки. К тому же и ресурсная база региона весьма благоприятна для реализации этого проекта.

Другое перспективное направление связано с переработкой продукции сельского хозяйства. Сегодня избыток произведенной сельскими товаропроизводителями продукции скупается по заниженным ценам в других регионах, либо вообще не находит рынков сбыта.

Одним из таких проектов, предварительно рассматриваемых на уровне Республики, является строительство комбикормового завода. Также можно возобновить проект по строительству современной фермы по производству мяса птицы. Эти направления инвестиционного развития нуждаются в федеральной поддержке, но Республика вправе на это рассчитывать, поскольку она занимает лидирующие позиции по сумме отчисляемых в федеральный бюджет налогов. Необходимо развивать и другие направления инвестирования, включая и небольшие, ориентированные на малый бизнес. При этом следует ориентироваться на реализуемые сегодня федеральные национальные проекты в соответствии с решениями федеральных властей.

На сегодняшний день изложенные факты дают полное основание сделать вывод о том, что стремление исполнительных органов власти Удмуртской Республики по реализации основных задач, определенных Конституцией РФ и указами Президента РФ, пока являются недостаточно эффективными. Они не позволили поднять на достойный уровень социально-экономическое развитие региона.

Конечный результат и итоговая оценка работы органов государственной власти региона определяется гражданами этого региона, поэтому и Указом Президента из 24 показателей эффективности работы региональной власти 5 показателей непосредственно оцениваются населением. Именно они и позволяют определить степень достижения конечных социально-экономических и политических целей, возложенных на органы государственной власти.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Акмаров П.Б., Войтович В.Ю., Третьякова Е.С. Повышение эффективности государственного управления в условиях развития информационного общества // Вестн. Удм. ун-та. Сер. Экономика и право. 2019. Т. 29, вып. 1. С. 5-12.

2. Удмуртская Республика в 2013-2017 годах: стат. сб. // Ижевск: Удмуртстат, 2018.

3. Инвестиции в ПФО: рейтинг регионов по количеству проектов. URL: https://pfo.volga.news/article/467585.html.

4. Войтович В.Ю. Государственное (административное) управление: учеб. пособие. Ижевск: Удмуртский университет, 2012. С. 132-134.

5. Указ Президента Российской Федерации от 14 ноября 2017 года № 548 «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации». URL: http://www.garant.ru/products/ ipo/prime/doc.

6. Акмаров П.Б., Князева О.П., Третьякова Е.С. Проблемные вопросы развития информационных технологий в России // Тр. Междунар. симп. «Надежность и качество». Пенза. 2018. Т. 1. С. 264-267.

7. Российский статистический ежегодник: стат. сб. M.: Росстат, 2018.

8. Регионы России. Социально-экономические показатели: стат. сб. M.: Росстат, 2018.

Поступила в редакцию 07.05.2019

Акмаров Петр Борисович, кандидат экономических наук, профессор, заведующий кафедрой

ФГБОУ ВО «Ижевская ГСХА»

426069, Россия, г. Ижевск, ул. Студенческая, 11

E-mail: izgsha_ur@mail.ru

Войтович Валерий Юрьевич, доктор юридических наук, профессор ФГБОУ ВО «Удмуртский государственный университет» 426034, Россия, г. Ижевск, ул. Университетская, 1 E-mail: gimu4282@inem.uni.udm.ru

Князева Ольга Петровна, кандидат экономических наук, доцент ФГБОУ ВО «Ижевская ГСХА» 426069, Россия, г. Ижевск, ул. Студенческая, 11 E-mail: izgsha_ur@mail.ru

P.B. Akmarov, V. Yu. Voitovich, O.P. Knyazeva

INVESTMENT DEVELOPMENT OF A REGION AS A BASIS OF EFFECTIVE GOVERNMENT

The article reveals the role of investment activity of the country's subject in the development of the region and its influence on the indicators of efficiency of the government from regional executive authorities. Investment development of the Udmurt Republic during the last years is shown and the largest projects of investments into the region's fixed capital are allocated. The main actions to attract investments from authorities are highlighted. The change of the most important indicators of social and economic development of Udmurtiya as the results of attracting investments into republic economy is reflected. A comparative analysis of investment development of the regions of Volga Federal District, with allocation of the place of the Udmurt Republic in this development, is given. The influence of world trends and federal target programs on the region development is shown. On the basis of statistical methods of the analysis the conclusion is made that investments are the multiplier of economic development and the main factor of improvement of social and demographic situation in the region. The reasons for population migration as the major factor of the region's well-being and the quality of life in the corresponding territory are established. The secondary influence of the level of wages on the satisfaction of citizens with living conditions and life expectancy is proved. On the basis of the conducted analysis the conclusion is made about insufficiently effective work of the executive power of the region and the necessity of a complex approach to assessing the performance of the authorities.

Keywords: investments, authorities, social and economic development, workplaces, investment potential, target programs, migration, life expectancy, wages, efficiency.

Received 07.05.2019

Akmarov P.B., Candidate of Economics, Professor, Head of the department Izhevsk State Agricultural Academy Studencheskaya st., 11, Izhevsk, Russia, 426069 E-mail: izgsha_ur@mail.ru

Voytovich V.Yu., Doctor of Law, Professor Udmurt State University Universitetskaya st., 1, Izhevsk, Russia, 426034 E-mail: gimu4282@inem.uni.udm.ru

Knyazeva O.P., Candidate of Economics, Associate Professor Izhevsk State Agricultural Academy Studencheskaya st., 11, Izhevsk, Russia, 426069 E-mail: izgsha_ur@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.