Научная статья на тему 'НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ'

НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
233
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / СОГЛАШЕНИЕ О ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОМ ПАРТНЕРСТВЕ / ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОЕКТОВ / ИНФРАСТРУКТУРНЫЕ ОБЛИГАЦИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шарапа Екатерина Викторовна

В настоящее время актуальным вызовом для большинства мировых экономик является дефицит инфраструктурных инвестиций. По данным Global Infrastructure Hub, к 2040 г. инфраструктурный разрыв составит 15 трлн долл. США [1]. Решением проблемы ограниченности финансирования инфраструктуры для многих стран стала разработка и использование правительствами особой институциональной системы по привлечению частного сектора к строительству и эксплуатации инфраструктурных объектов, которая получила название государственно-частного партнерства (ГЧП). В такой системе отношений происходит объединение ресурсов и потенциалов двух хозяйствующих субъектов - государства в форме его собственности и бизнеса в виде частнопредпринимательских принципов хозяйствования, инвестиций, менеджмента, инноваций. В Республике Беларусь создана нормативно-правовая база и система институтов для реализации проектов ГЧП, проводится подготовка специалистов в данной области, отобраны первые пилотные проекты. Тем не менее, несмотря на проделанную работу, в стране не реализован ни один проект ГЧП. В статье выявлены и систематизированы ограничения, которые, по мнению автора, этому препятствуют. Также предложены практические рекомендации по устранению выявленных ограничений, реализация которых может способствовать активизации запуска в стране проектов ГЧП.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Шарапа Екатерина Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIRECTIONS OF DEVELOPMENT OF PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP IN THE REPUBLIC OF BELARUS

The current challenge for the world's largest economies is the lack of infrastructure investment. According to the Global Infrastructure Hub, by 2040 infrastructure analysis is $15 trillion [1]. The solution to the problem of limited funding for many countries was the development and use of the recommendations of the institutional system for attracting the private sector to the construction and operation of infrastructure facilities, which was called public-private partnership (PPP). In such a system of relations, the resources and potentials of two economic entities are combined - the state in the form of its ownership and business in the form of private entrepreneurial principles of management, investment, management, and innovation. In the Republic of Belarus, a legal framework and a system of institutions for the implementation of PPP projects have been created, specialists in this field are being trained, and the first pilot projects have been selected. However, despite the work done, not a single PPP project has been implemented in the country. The article identifies and systematizes the limitations that, in the author's opinion, prevent this. Practical recommendations are also proposed to eliminate the identified restrictions, the implementation of which may contribute to the activation of the launch of PPP projects in the country.

Текст научной работы на тему «НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ»

УДК 334.723

Е. В. Шарапа

Республиканский институт высшей школы

НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА

В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

В настоящее время актуальным вызовом для большинства мировых экономик является дефицит инфраструктурных инвестиций. По данным Global Infrastructure Hub, к 2040 г. инфраструктурный разрыв составит 15 трлн долл. США [1]. Решением проблемы ограниченности финансирования инфраструктуры для многих стран стала разработка и использование правительствами особой институциональной системы по привлечению частного сектора к строительству и эксплуатации инфраструктурных объектов, которая получила название государственно-частного партнерства (ГЧП). В такой системе отношений происходит объединение ресурсов и потенциалов двух хозяйствующих субъектов - государства в форме его собственности и бизнеса в виде частнопредпринимательских принципов хозяйствования, инвестиций, менеджмента, инноваций.

В Республике Беларусь создана нормативно-правовая база и система институтов для реализации проектов ГЧП, проводится подготовка специалистов в данной области, отобраны первые пилотные проекты. Тем не менее, несмотря на проделанную работу, в стране не реализован ни один проект ГЧП. В статье выявлены и систематизированы ограничения, которые, по мнению автора, этому препятствуют. Также предложены практические рекомендации по устранению выявленных ограничений, реализация которых может способствовать активизации запуска в стране проектов ГЧП.

Ключевые слова: государственно-частное партнерство (ГЧП), соглашение о ГЧП, технико-экономическое обоснование (ТЭО) проектов ГЧП, инфраструктурные облигации.

Для цитирования: Шарапа Е. В. Направления развития государственно-частного партнерства в Республике Беларусь // Труды БГТУ. Сер. 5, Экономика и управление. 2022. № 1 (256). С. 118-124.

E. V. Sharapa

Republican Institute of Higher School

DIRECTIONS OF DEVELOPMENT OF PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP IN THE REPUBLIC OF BELARUS

The current challenge for the world's largest economies is the lack of infrastructure investment. According to the Global Infrastructure Hub, by 2040 infrastructure analysis is $15 trillion [1]. The solution to the problem of limited funding for many countries was the development and use of the recommendations of the institutional system for attracting the private sector to the construction and operation of infrastructure facilities, which was called public-private partnership (PPP). In such a system of relations, the resources and potentials of two economic entities are combined - the state in the form of its ownership and business in the form of private entrepreneurial principles of management, investment, management, and innovation.

In the Republic of Belarus, a legal framework and a system of institutions for the implementation of PPP projects have been created, specialists in this field are being trained, and the first pilot projects have been selected. However, despite the work done, not a single PPP project has been implemented in the country. The article identifies and systematizes the limitations that, in the author's opinion, prevent this. Practical recommendations are also proposed to eliminate the identified restrictions, the implementation of which may contribute to the activation of the launch of PPP projects in the country.

Key words: public-private partnership (PPP), PPP agreement, feasibility study of PPP projects, infrastructure bonds.

For citation: Sharapa E. V. Directions of development of public-private partnership in the Republic of Belarus. Proceedings of BSTU, issue 5, Economics and Management, 2022, no. 1 (256), pp. 118-124 (In Russian).

Введение. К настоящему времени в нашей стране проведена масштабная работа по созданию нормативно-правовой базы для реализации инфраструктурных проектов на принципах ГЧП.

В 2016 г. вступил в силу Закон Республики Беларусь «О государственно-частном партнерстве» (далее - Закон о ГЧП), которым регламентированы условия заключения и исполнения соглашений

о ГЧП [2]. Особого внимания заслуживает тот факт, что в республике законодательно определены требования к ТЭО, включая методики оценки эффективности проекта ГЧП и сравнительного преимущества [3].

В стране создана система институтов для реализации инфраструктурных проектов ГЧП, которая представлена Межведомственным инфраструктурным координационным советом (МИКС) и Центром ГЧП. Решением МИКС разработана и утверждена Национальная инфраструктурная стратегия на 2016-2030 гг., в которой определен список из 100 проектов по строительству, реконструкции, модернизации и реставрации объектов социальной инфраструктуры, в том числе на основе ГЧП, отвечающих приоритетам социально-экономического развития Республики Беларусь [4]. Определен перечень из шести пилотных проектов ГЧП [5].

Однако к настоящему времени в Республике Беларусь не реализован ни один проект ГЧП. Все пилотные проекты находятся на стадии их первоначальной оценки. По мнению автора, такая ситуация обусловлена рядом ограничений. Автором выявлены и систематизированы такие ограничения, а также предложены практические рекомендации по их устранению.

Основная часть. С точки зрения автора ограничения, препятствующие запуску в Республике Беларусь проектов ГЧП, можно условно разделить на правовые, управленческие, информационные и финансовые.

Правовые ограничения:

1) предметом соглашения о ГЧП не могут быть объекты интеллектуальной собственности. В соответствии с законодательством Республики Беларусь предметом соглашения о ГЧП являются «создание и (или) модернизация объекта инфраструктуры, его техническое обслуживание и (или) эксплуатация либо техническое обслуживание и (или) эксплуатация объекта инфраструктуры» [6]. В связи с этим в настоящее время в случае применения механизмов ГЧП в отношении объектов интеллектуальной собственности (изобретения, промышленные образцы, компьютерные программы и т. п.) эти объекты необходимо соотносить со зданиями, помещениями, где находится оборудование, технологически связанное с объектами интеллектуальной собственности. Такая ситуация существенно усложняет процесс структурирования соглашений о ГЧП, что негативным образом сказывается на процессе привлечения инвестиций в сферы, связанные с результатами интеллектуальной деятельности;

2) отсутствие в Законе о ГЧП, а также в подзаконных нормативных правовых актах перечня возможных моделей реализации проектов ГЧП, в том числе с учетом отраслевых особенностей;

3) сложность инициирования проекта ГЧП. Данный процесс как со стороны государственного, так и со стороны частного партнера начинается с трудоемкой разработки концепции проекта, требующей длительного процесса согласований и экспертиз, что существенно усложняет запуск проектов ГЧП;

4) сложность и трудоемкость разработки ТЭО проектов ГЧП. В этой связи, по мнению автора, требуют корректировки следующие подходы:

- обязательное проведение сложной и затратной количественной оценки проекта методом Value for money независимо от масштабов проекта. В результате в случае небольших проектов издержки на оценку могут быть сопоставимы с привлекаемыми в проект частными инвестициями [7];

- результаты количественной оценки проекта ГЧП являются определяющими для принятия решения о его реализации [7].

В то же время результаты анализа из-за недостатка информации и методологических проблем могут быть чрезмерно теоретическими и субъективными, вследствие чего проект ГЧП может быть отобран в ущерб действительному положению дел;

- в существующей методике количественной оценки проектов ГЧП, несмотря на ее сложность и трудоемкость, отсутствуют автоматизированные формы расчета [8];

5) отсутствие твердых гарантий права собственности для частного инвестора (описано автором в статье [7]);

6) отсутствие мер стимулирования и поддержки частного бизнеса в проектах ГЧП.

Управленческие ограничения:

1) отсутствие эффективного взаимодействия между органами власти различного уровня. Так, в Республике Беларусь консультационная и методологическая поддержка по вопросам ГЧП, продвижение данного вида партнерства и его стратегическое развитие возложено на Центр ГЧП, который входит в структуру ГУ «Национальное агентство инвестиций и приватизации» Министерства экономики Республики Беларусь. В то же время в стране отсутствуют специализированные региональные и отраслевые органы, которые занимались бы, например, разработкой стратегии развития ГЧП в конкретном регионе или отрасли, предпроектной подготовкой региональных или отраслевых проектов ГЧП, проведением обучающих семинаров для представителей местных органов власти и бизнеса, а также выстраиванием диалога с представителями бизнес-сообщества конкретного региона или отрасли;

2) несоответствие функций, возложенных на Центр ГЧП, уровню полномочий, которыми он обладает. Несмотря на то, что в конечном итоге решения об утверждении проектов ГЧП принимает Администрация Президента Республики

Беларусь, Центр ГЧП входит в состав ГУ «Национальное агентство инвестиций и приватизации» - структуру второго уровня, входящую в сферу ответственности Министерства экономики Республики Беларусь. В результате объем полномочий Центра ГЧП значительно сужается до уровня отраслевого министерства, что сказывается на стратегическом развитии ГЧП в Республике Беларусь. Кроме того, усложняется механизм принятия решений, что отрицательно сказывается на предсказуемости и повышает риски частных инвесторов;

3) дефицит специалистов в области ГЧП. Штатная численность Центра ГЧП составляет в настоящее время 3 человека, что с учетом отсутствия специализированных региональных и отраслевых органов ГЧП значительно усложняет реализацию возложенных на данную структуру задач. В значительной степени такая ситуация объясняется недостаточным уровнем оплаты труда специалистов Центра ГЧП. Так, в соответствии со шкалой должностных окладов государственных служащих заработная плата специалистов ГУ «Национальное агентство инвестиций и приватизации» существенно ниже, чем у специалистов Администрации Президента Республики Беларусь.

Острый дефицит управленческого потенциала в области ГЧП сказывается на фактическом отсутствии обучающих программ и семинаров для представителей местных органов власти и бизнеса. Кроме того, в вузах и институтах повышения квалификации Республики Беларусь практически отсутствуют программы обучения по ГЧП.

Информационные ограничения. В настоящее время в открытых источниках недостаточно информации о текущем развитии ГЧП в нашей стране. Пилотные проекты ГЧП практически не освещаются в средствах массовой информации, проектной документации по ним (даже общих данных) нет в свободном доступе. В результате отсутствует возможность проводить полноценные аналитические исследования по вопросам развития ГЧП в Республике Беларусь. Кроме того, в Беларуси крайне редко проводятся мероприятия (конференции, симпозиумы и т. п.) по вопросам ГЧП.

Финансовые ограничения реализации проектов ГЧП связаны с весьма ограниченным спектром в Республике Беларусь долгосрочных источников финансирования. Так, например, в 2021 г. в структуре выдачи кредитов юридическим лицам коммерческими банками кредиты сроком более 3 лет составили 8,2% в национальной валюте, 12,6% - в долларах США. Средний срок заимствований по облигациям не превышает 5 лет [9].

Автором предлагаются практические рекомендации по устранению выявленных ограничений.

Устранение правовых ограничений.

1. Предоставление Законом о ГЧП возможности отнесения к предмету соглашения о ГЧП объектов интеллектуальной собственности. Кроме того, в Законе о ГЧП необходимо определить четкий перечень объектов интеллектуальной собственности, которые могут являться предметом соглашения о ГЧП, а также возможность для публичного партнера принятия на себя обязательства предоставить частному партнеру исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности.

2. Определение в Законе о ГЧП возможных форм и моделей реализации проектов ГЧП. Также целесообразно создание отраслевыми министерствами и ведомствами методических рекомендаций по применению ГЧП в конкретной отрасли, где в том числе будут представлены формы и модели реализации проектов ГЧП с учетом отраслевых особенностей. В статье [10] автором рассмотрены возможные формы и механизмы ГЧП в сфере профессионального образования Республики Беларусь.

3. Упрощение процедуры инициирования проекта ГЧП.

Вместо концепции проекта ГЧП предлагается разрабатывать:

- инвестиционное предложение в виде конкурсной заявки (при инициировании проекта ГЧП государственным партнером);

- бизнес-план к проекту ГЧП (при инициировании проекта ГЧП частным партнером). Предполагается, что прямые переговоры по определению частного партнера с применением бизнес-плана к проекту ГЧП будут более эффективными, так как формат бизнес-плана хорошо знаком как предпринимательским кругам, так и банковскому сообществу.

4. Устранение в законодательстве о ГЧП необходимости проведения процедуры обоснования сравнительного преимущества независимо от масштабов и отрасли проекта.

5. Дополнение существующей методики количественной оценки проектов ГЧП автоматизированными формами расчета [8].

6. Обеспечение гарантии сохранности имущества инвестора при национализации, включая прозрачную процедуру компенсации по рыночной стоимости. Для этого в Законе Республики Беларусь «Об инвестициях», предусматривающем возможность национализации «по мотивам общественной необходимости и при условии своевременной и полной компенсации стоимости национализируемого имущества и других убытков, причиняемых национализацией» [11], необходимо, во-первых, детально прописать перечень «мотивов общественной необходимости»,

по которым возможна национализация имущества, являющегося инвестициями или образуемого в результате осуществления инвестиций, а во-вторых, представить четкую прозрачную методику расчета компенсации национализируемого имущества по рыночной стоимости.

7. Создание системы мер стимулирования и поддержки частного бизнеса, намеренного реа-лизовывать проекты ГЧП.

По мнению автора, целесообразно распространение на проекты ГЧП льгот, аналогичных предусмотренным Декретом Президента Республики Беларусь «О создании дополнительных условий для осуществления инвестиций в Республике Беларусь» от 06.08.2009 № 10 [12], что создаст дополнительные мотивационные механизмы для частного бизнеса.

Устранение управленческих ограничений.

1. Создание региональных (областных) и отраслевых центров (отделов) ГЧП, на которые уместно возложить разработку стратегии развития ГЧП в конкретном регионе или отрасли, пред-проектную подготовку региональных или отраслевых проектов ГЧП, проведение обучающих семинаров для представителей местных органов власти и бизнеса, а также выстраивание диалога с представителями бизнес-сообщества конкретного региона или отрасли. Центр ГЧП может осуществлять координацию деятельности таких центров (отделов).

2. Включение Центра ГЧП в организационную структуру Администрации Президента Республики Беларусь.

Данное мероприятие, во-первых, будет способствовать наделению Центра ГЧП необходимыми полномочиями для эффективного взаимодействия с министерствами, ведомствами, областными исполнительными комитетами и предприятиями частного сектора, повышению эффективности принятия им управленческих решений, расширению горизонта стратегического планирования.

Во-вторых, поскольку в соответствии со шкалой должностных окладов государственных служащих заработная плата специалистов Администрации Президента Республики Беларусь выше, чем у специалистов ГУ «Национальное агентство инвестиций и приватизации», предложенное мероприятие будет способствовать созданию лучших условий занятости для специалистов Центра ГЧП, что положительным образом скажется на текучести кадров Центра.

3. Подготовка кадров в сфере ГЧП. В первую очередь, обучать ГЧП необходимо сотрудников государственных органов. Причем обучение должно затрагивать не только основные аспекты ГЧП, но и вопросы проектного финансирования, бизнес-планирования, бюджетного управления и т. п.

Поскольку Центр ГЧП в силу своей малочисленности (3 человека) не может в должной мере осуществить эту задачу, на данном этапе для обучения определенного количества сотрудников, которые в перспективе могут войти в состав региональных (областных) и отраслевых центров (отделов) ГЧП, могут быть привлечены иностранные консультанты (например, специалисты российского Национального Центра ГЧП, который признан Всемирным банком как официальный институт развития ГЧП в России).

Необходимые компетенции по вопросам ГЧП следует развивать также у представителей частного бизнеса и населения. Для этого необходимо введение в образовательные программы вузов и институтов повышения квалификации учебных дисциплин и курсов по вопросам ГЧП.

В рамках данного направления развития в стране института ГЧП автором статьи разработан курс «Государственно-частное партнерство в сфере высшего образования» для специальности переподготовки 1-09 01 75 «Управление в системе высшего образования» Республиканского института высшей школы (РИВШ), целью которого является формирование у слушателей комплекса знаний о современном состоянии, тенденциях развития и проблемах ГЧП как инструмента государственной экономической политики Республики Беларусь в сфере высшего образования.

Устранение информационных ограничений.

1. Цифровизация сферы управления развитием ГЧП в Республике Беларусь. Для активизации запуска в стране ГЧП необходимо создание республиканской цифровой платформы, представляющей собой акселератор проектных решений, экспертных компетенций и финансовых инструментов, предназначенных для подготовки и запуска проектов ГЧП (аналогично платформе поддержки инфраструктурных проектов «РОСИНФРА» в Российской Федерации [13]).

2. Проведение разъяснительной кампании о ГЧП в средствах массовой информации, на площадках конференций, семинаров и т. п.

Устранение финансовых ограничений. Данная группа мероприятий направлена на создание в стране финансовых инструментов, позволяющих одновременно концентрировать на одной площадке целый пул инвесторов (коммерческие банки, финансовые институты развития, экспортно-кредитные агентства, частные и институциональные инвесторы), которые консолидируют все имеющиеся на финансовых рынках инвестиционные ресурсы и распределяют между собой бремя финансирования крупномасштабных проектов. В мировой практике такими инструментами являются синдицированное кредитование и инфраструктурные облигации, для развития которых в Республике Беларусь необходимо:

- создание нормативной и законодательной базы для предоставления синдицированных кредитов.

Законодательное регулирование синдицированного кредитования в нашей стране сводится к определению синдицированного кредита [14]. В то же время участники сделки лишены правовой определенности по многим важным вопросам: как строить отношения внутри синдиката; в каком порядке принимать решения и взаимодействовать с заемщиком, органами публичной власти, лицами, предоставившими обеспечение; как совершать уступку прав требования и перевод долга с соблюдением интересов и заемщика, и других участников синдиката [15]; как кредитору выйти из синдиката и какие в связи с этим фактом возникают права и обязанности сторон сделки (например, права требования досрочной выплаты части кредита) и т. д. Пробелы в законодательстве создают риски и для заемщика -он получает меньшую защиту в случае смены участников синдиката [15];

- выделение инфраструктурных облигаций в отдельный вид ценных бумаг с обособленным регулированием, разработка и реализация программы поддержки инфраструктурных облигаций.

Целесообразно разработать отдельный нормативный документ, в котором должно быть четко регламентировано:

1) понятие и признаки инфраструктурных облигаций как вида ценных бумаг. Инфраструктурные облигации должны стать проектными ценными бумагами, т. е. их размещение должно быть возможным исключительно в рамках конкретного инвестиционного проекта по созданию (реконструкции) объектов инфраструктуры, а выплаты должны осуществляться за счет поступлений от эксплуатации объекта инфраструктуры. Период

обращения инфраструктурных облигаций должен быть привязан к сроку строительства (реконструкции) инфраструктурного объекта и периоду его эксплуатации (в среднем 15-25 лет);

2) перечень и критерии отбора инфраструктурных объектов, строительство и реконструкция которых может финансироваться за счет выпуска инфраструктурных облигаций;

3) дополнительные признаки эмитента инфраструктурных облигаций;

4) порядок выпуска, обращения и погашения инфраструктурных облигаций;

5) процедура и условия предоставления обеспечения по инфраструктурному облигационному займу;

6) формы контроля за целевым использованием привлеченных по инфраструктурному займу финансовых средств;

7) условия досрочного погашения инфраструктурных облигаций;

8) меры государственной поддержки (например, субсидирование процентного дохода по инфраструктурным облигациям из бюджета).

В статье [16] автором представлен организационно-экономический механизм проекта ГЧП в сфере высшего образования с применением инфраструктурных облигаций.

Заключение. Таким образом, в Республике Беларусь в настоящее время созданы необходимые условия (нормативная правовая база, система институтов) для запуска проектов на основе соглашений о ГЧП, однако обозначенные автором правовые, управленческие, информационные и финансовые ограничения препятствуют практической реализации таких проектов. По мнению автора, устранение указанных ограничений будет способствовать практическому запуску ГЧП-проектов.

Список литературы

1. Infrastructure Monitor 2021: Annual flagship report of the state of investment in infrastructure by Global Infrastructure Hub. URL: https://cdn.gihub.org/umbraco/media/4374/gihub_v9.pdf (date of access: 10.02.2022).

2. О государственно-частном партнерстве: Закон Респ. Беларусь, 30 дек. 2015 г., № 345-3 // Нац. правовой Интернет-портал Респ. Беларусь. URL: https://pravo.by/document/?guid=12551&p0=H11500 345&p1=1 (дата обращения: 10.02.2022).

3. О проектах государственно-частного партнерства: постановление Министерства экономики Респ. Беларусь, 27 июля 2016 г., № 49 // Нац. правовой Интернет-портал Респ. Беларусь. URL: https://pravo.by/ document/?guid=12551&p0=W21631366&p1=1 (дата обращения: 05.02.2022).

4. Национальная инфраструктурная стратегия. URL: https://www.economy.gov.by/uploads/files/G4P/ NIS-16.10.2017compressed.pdf (дата обращения: 10.02.2022).

5. Национальное агентство инвестиций и приватизации // Государственно-частное партнерство. URL: https://www.investinbelarus.by/public-private-partnerships (дата обращения: 01.02.2022).

6. О внесении дополнений и изменений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам государственно-частного партнерства: Закон Респ. Беларусь, 17 июля 2018 г., № 134-3 // Нац. правовой Интернет-портал Респ. Беларусь. URL: https://pravo.by/document/?guid=12551&p0=H11800134 &p1=1 (дата обращения: 03.02.2022).

7. Касперович С. А., Шарапа Е. В. Нормативно-правовые основы реализации проектов государственно-частного партнерства в Республике Беларусь // Труды БГТУ. Сер. 5, Экономика и управление. 2021. № 1 (244). С. 55-62.

8. Оценка эффективности проектов ГЧП по сравнению с иными формами реализации инфраструктурных проектов в странах-участницах ЕАЭС: аналитическое исследование Центра государственно-частного партнерства Российской Федерации. URL: https://rosinfra.ru/files/analytic//document/ f0c7c7c054fbd5b80bf350c7014994fc.pdf (дата обращения: 02.02.2022).

9. Статистический бюллетень / под ред. В. В. Корытко. Минск: Нац. банк Респ. Беларусь, 2021. № 12 (270). 276 с.

10. Шарапа Е. В. Формы и механизмы государственно-частного партнерства в сфере профессионального образования Республики Беларусь // Научные труды Республиканского института высшей школы. 2021. № 20. С. 268-274.

11. Об инвестициях: Закон Респ. Беларусь, 12 июля 2013 г., № 53-3 // Нац. правовой Интернет-портал Респ. Беларусь. URL: https://pravo.by/document/?guid=3871&p0=H11300053 (дата обращения: 12.02.2022).

12. О создании дополнительных условий для осуществления инвестиций в Республике Беларусь: Декрет Президента Респ. Беларусь, 6 авг. 2009 г., № 10 // Нац. правовой Интернет-портал Респ. Беларусь. URL: https://pravo.by/document/?guid=3871&p0=pd0900010 (дата обращения: 12.02.2022).

13. Цифровая экосистема участников рынка ГЧП «РОСИНФРА». URL: https://rosinfra.ru (дата обращения: 10.02.2022).

14. Об утверждении инструкции о порядке предоставления денежных средств в форме кредита и их возврата (погашения): постановление Правления Нац. банка Респ. Беларусь, 29 марта 2018 г., № 149 // Нац. правовой Интернет-портал Респ. Беларусь. URL: https://pravo.by/document/?guid=12551 &p0=B21832980&p1=1 (дата обращения: 10.02.2022).

15. Белоусова О., Кунакова Э. Потенциал синдицированного кредитования в государственно-частном партнерстве // Рынок ценных бумаг. 2017. № 5. С. 38-41.

16. Шарапа Е. В. Организационно-экономический механизм проектов государственно-частного партнерства в сфере высшего образования Республики Беларусь // Вести Института предпринимательской деятельности. 2021. № 2 (25). С. 101-108.

References

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Infrastructure Monitor 2021: Annual flagship report of the state of investment in infrastructure by Global Infrastructure Hub. Available at: https://cdn.gihub.org/umbraco/media/4374/gihub_v9.pdf (accessed 10.02.2022).

2. On public-private partnership: the Law of the Republic of Belarus, 30.12.2015, no. 345-Z. Available at: https://pravo.by/document/?guid=12551&p0=H11500345&p1=1 (accessed 10.02.2022) (In Russian).

3. On public-private partnership projects: the Decree of the Ministry of Economy of the Republic of Belarus, 27.07.2016, no. 49. Available at: https://pravo.by/document/?guid=12551&p0=W21631366&p1=1 (accessed 05.02.2022) (In Russian).

4. National infrastructure strategy. Available at: https://www.economy.gov.by/uploads/files/G4P/NIS-16.10.2017compressed.pdf (accessed 10.02.2022) (In Russian).

5. National Investment and Privatization Agency. Available at: https://www.investinbelarus.by/public-private-partnerships (accessed 01.02.2022) (In Russian).

6. On making additions and amendments to some laws of the Republic of Belarus on public-private partnerships: the Law of the Republic of Belarus, 17.07.2018, no. 134-Z. Available at: https://pravo.by/document/ ?guid=12551&p0=H11800134&p1=1 (accessed 03.02.2022) (In Russian).

7. Kasperovich S. A., Sharapa E. V. Legal framework for the implementation of public-private law projects in the Republic of Belarus. Trudy BGTU [Proceedings of BSTU], issue 5, Economics and Management, 2021, no. 1 (244), pp. 55-62 (In Russian).

8. Evaluation of the effectiveness of PPP projects in comparison with other forms of implementation of infrastructure projects in the EAEU member countries: an analytical study by the Center for Public-Private Partnership of the Russian Federation. Available at: https://rosinfra.ru/files/analytic//document/f0c7c7c054 fbd5b80bf350c7014994fc.pdf (accessed 02.02.2022) (In Russian).

9. Statisticheskiy byulleten' [Statistical bulletin]. Ed. by V. V. Korytko. Minsk, Natsional'nyy bank Res-publiki Belarus' Publ., 2021. No. 12 (270). 276 p. (In Russian).

10. Sharapa E. V. Forms and mechanisms of public-private partnership in the field of professional education of the Republic of Belarus. Nauchnyye trudy Respublikanskogo instituta vysshey shkoly [Scientific works of the Republican Institute of Higher Education], 2021, no. 20, pp. 268-274 (In Russian).

11. On investments: the Law of the Republic of Belarus, 12.06.2013, no. 53-Z. Available at: https://pravo.by/ document/?guid=3871&p0=H11300053 (accessed 12.02.2022) (In Russian).

12. On creating additional conditions for investment in the Republic of Belarus: the Decree of the President of the Republic of Belarus, 06.08.2009, no. 10. Available at: https://pravo.by/document/?guid=3871 &p0=pd0900010 (accessed 12.02.2022) (In Russian).

13. Digital ecosystem of PPP market participants "ROSINFRA". Available at: https://rosinfra.ru (accessed 10.02.2022) (In Russian).

14. On approval of the instructions on the procedure for providing funds in the form of a loan and their return (repayment): Resolution of the Board of the National Bank of the Republic of Belarus, 29.03.2018, no. 149. Available at: https://pravo.by/document/?guid=12551&p0=B21832980&p1=1 (accessed 10.02.2022) (In Russian).

15. Belousova O., Kunakova E. The potential of syndicated lending in public-private partnership. Rynok tsennykh bumag [Stocks and bonds market], 2017, no. 5, pp. 38-41 (In Russian).

16. Sharapa E. V. Organizational and economic mechanism of public-private partnership projects in the field of higher education of the Republic of Belarus. Vesti Instituta predprinimatel'skoy deyatel'nosti [Lead the institute of entrepreneurial activity], 2021, no. 2 (25), pp. 101-108 (In Russian).

Информация об авторe

Шарапа Екатерина Викторовна - аспирант. Республиканский институт высшей школы (220007, г. Минск, ул. Московская, 15, Республика Беларусь). E-mail: ekaterinasharapa@gmail.com

Information about the author

Sharapa Ekaterina Viktorovna - PhD student. Republican Institute of Higher School (15, Moskov-skaya str., 220007, Minsk, Republic of Belarus). E-mail: ekaterinasharapa@gmail.com

Поступила 23.02.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.