Научная статья на тему 'НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ БИБЛИОГРАФИЧЕСКИХ ЭЛЕКТРОННЫХ РЕСУРСОВ СОВРЕМЕННОГО ВУЗА КУЛЬТУРЫ'

НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ БИБЛИОГРАФИЧЕСКИХ ЭЛЕКТРОННЫХ РЕСУРСОВ СОВРЕМЕННОГО ВУЗА КУЛЬТУРЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
272
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Библиосфера
ВАК
Область наук
Ключевые слова
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ / ВУЗОВСКИЕ БИБЛИОТЕКИ / ВУЗЫ КУЛЬТУРЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Моковая Т.Н.

Появление новых форм библиотечно-информационного обслуживания, расширение спектра услуг и сервисов, одномоментное предоставление вторичной и первичной информации, сокращение временных рамок на выполнение запроса пользователя - эти и другие тенденции отразились на функционировании библиографических электронных ресурсов (БЭР). Цель статьи - выявление факторов, влияющих на развитие БЭР современного вуза культуры, повышение эффективности их предоставления. В основу анализа легли результаты исследования «Библиографические ресурсы современной библиотеки вуза культуры: состояние и перспективы развития». Всего было изучено 18 библиотек учреждений высшего образования. Анализ показал, что основными составляющими совершенствования процесса предоставления БЭР в условиях современного вуза можно назвать следующие: наличие стратегии развития библиотеки; мониторинг БЭР; организация и актуализация справочно-поискового аппарата; совершенствование удаленного доступа к БЭР; интеграция ресурсов; эффективное использование автоматизированных библиотечно-информационных систем; наполнение библиотечного сайта; сервис-ориентированное обслуживание и его персонализация; формирование информационной культуры пользователя и повышение профессионального уровня библиотечных специалистов. Особую значимость приобретает усиление обучающей и навигационной функций библиотек.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Моковая Т.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIRECTIONS FOR THE DEVELOPMENT OF BIBLIOGRAPHIC ELECTRONIC RESOURCES OF A MODERN UNIVERSITY OF CULTURE

The emergence of new forms of library and information services, the expansion of their range, the simultaneous provision of secondary and primary information, the reduction of the time frames for fulfilling a user’s request - these and other trends have affected the functioning of bibliographic electronic resources (BER). The purpose of the article is to identify factors influencing the development of BER in a modern university of culture, increasing the efficiency of their provision. The results of the study “Bibliographic resources of the modern library of the university of culture: state and development prospects” formed its basis. In total, 18 libraries of federal state budgetary educational institutions of higher education were studied. The analysis showed that the main components of improving the process of providing bibliographic electronic resources in the conditions of a modern university can be the following: the existence of a library development strategy; bibliographic electronic resources monitoring; organization and updating the reference and search apparatus; improving remote access to BER; resource integration; efficient use of automated library and information systems; filling the library site; service orientation and personalization of service; forming the information culture of the user and improvement of the professional level of library specialists. Of particular importance is the strengthening of the teaching and navigation functions of libraries.

Текст научной работы на тему «НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ БИБЛИОГРАФИЧЕСКИХ ЭЛЕКТРОННЫХ РЕСУРСОВ СОВРЕМЕННОГО ВУЗА КУЛЬТУРЫ»

БИБЛИОТЕЧНАЯ БИБЛИОГРАФИЯ

Научная статья

УДК 378.600.8:01:004

https://doi.org/10.20913/1815-3186-2022-4-97-108

Направления развития библиографических электронных ресурсов современного вуза культуры

Т. Н. Моковая

Моковая

Татьяна Николаевна,

Южно-Уральский государств енный университет, ул. Лесопарковая, 1А, Челябинск, 454080, Россия, заведующий инновационно-методическим отделом научной библиотеки, старший преподаватель, соискатель кафедры библиотечно-информационной деятельности Челябинского государственного института культуры

ORCID: 0000-0001-7662-3552 e-mail: mokowaya@yandex.ru

Аннотация. Появление новых форм библиотечно-информационного обслуживания, расширение спектра услуг и сервисов, одномоментное предоставление вторичной и первичной информации, сокращение временных рамок на выполнение запроса пользователя - эти и другие тенденции отразились на функционировании библиографических электронных ресурсов (БЭР). Цель статьи - выявление факторов, влияющих на развитие БЭР современного вуза культуры, повышение эффективности их предоставления. В основу анализа легли результаты исследования «Библиографические ресурсы современной библиотеки вуза культуры: состояние и перспективы развития». Всего было изучено 18 библиотек учреждений высшего образования. Анализ показал, что основными составляющими совершенствования процесса предоставления БЭР в условиях современного вуза можно назвать следующие: наличие стратегии развития библиотеки; мониторинг БЭР; организация и актуализация справочно-поискового аппарата; совершенствование удаленного доступа к БЭР; интеграция ресурсов; эффективное использование автоматизированных библиотечно-информационных систем; наполнение библиотечного сайта; сервис-ориентированное обслуживание и его персонализация; формирование информационной культуры пользователя и повышение профессионального уровня библиотечных специалистов. Особую значимость приобретает усиление обучающей и навигационной функций библиотек. Ключевые слова: библиографические электронные ресурсы, вузовские библиотеки, вузы культуры

Для цитирования: Моковая Т. Н. Направления развития библиографических электронных ресурсов современного вуза культуры // Библиосфера. 2022. № 4. С. 97-108. Ы^:/Ыоь о^/10.20913/1815-3186-2022-4-97-108.

Статья поступила в редакцию 09.09.2022 Получена после доработки 19.10.2022 Принята для публикации 08.11.2022

© Т. Н. Моковая, 2022

СЕ ©

с

CL 1_ О х С ш

X

ш

СЕ

с

X IT ш I-

о

X

с ш

X

ш

97

Directions for the Development of Bibliographic Electronic Resources of a Modern University of Culture

Tatiana N. Mokovaya

Mokovaya Tatiana Nikolaevna,

South Ural State University, Lesoparkovaya Str., 1A, Chelyabinsk, 454080, Russia, Head of the Innovation and Methodological Department of the Scientific Library, senior lecturer, candidate of the Department of Library and Information Activities Chelyabinsk State Institute of Culture

ORCID: 0000-0001-7662-3552 e-mail: mokowaya@yandex.ru

Received 09.09.2022 Revised 19.10.2022 Accepted 08.11.2022

Abstract. The emergence of new forms of library and information services, the expansion of their range, the simultaneous provision of secondary and primary information, the reduction of the time frames for fulfilling a user's request -these and other trends have affected the functioning of bibliographic electronic resources (BER). The purpose of the article is to identify factors influencing the development of BER in a modern university of culture, increasing the efficiency of their provision. The results of the study "Bibliographic resources of the modern library of the university of culture: state and development prospects" formed its basis. In total, 18 libraries of federal state budgetary educational institutions of higher education were studied. The analysis showed that the main components of improving the process of providing bibliographic electronic resources in the conditions of a modern university can be the following: the existence of a library development strategy; bibliographic electronic resources monitoring; organization and updating the reference and search apparatus; improving remote access to BER; resource integration; efficient use of automated library and information systems; filling the library site; service orientation and personalization of service; forming the information culture of the user and improvement of the professional level of library specialists. Of particular importance is the strengthening of the teaching and navigation functions of libraries. Keywords: bibliographic electronic resources, university libraries, universities of culture

Citation: Mokovaya T. N. Directions for the Development of Bibliographic Electronic Resources of a Modern University of Culture. Bibliosphere. 2022. № 4. P. 97-108. https://doi.org/10.20913/1815-3186-2022-4-97-108.

Введение

Библиотека учреждения высшего образования осуществляет информационно-библиографическое обеспечение студентов, аспирантов, профессорско-преподавательского состава и является держателем систематизированной и структурированной информации, посредником между пользователем и информационным потоком, включающим в себя различные услуги и сервисы. Библиографические электронные ресурсы (БЭР) выступают в качестве средства предоставления качественной, систематизированной информации пользователям, а также средством адаптации, ориента-^ ции, навигации в многообразии информацион-^ ных ресурсов. Цель статьи: выявление факторов, ££ влияющих на развитие БЭР современного вуза О культуры, повышение эффективности их прет доставления. В основу анализа легли результаты но исследования «Библиографические ресурсы ос современной библиотеки вуза культуры: состоя-[е ние и перспективы развития». 5 В 2018-2021 гг. библиотекой Челябинского госу-

дарственного института культуры (ЧГИК) был проведен мониторинг наличия и функциониро-98 вания БЭР в вузах культуры. Всего было изучено

18 библиотек учреждений высшего образования подчиненности Министерства культуры РФ.

Исследование БЭР библиотек вузов культуры позволило определить факторы, влияющие на организацию и предоставление библиографических ресурсов в условиях современного вуза:

1. Наличие стратегии развития библиотеки;

2. Мониторинг библиографических электронных ресурсов;

3. Организация и актуализация справочно-поискового аппарата;

4. Совершенствование удаленного доступа к библиографическим электронным ресурсам;

5. Наполнение библиотечного сайта;

6. Интеграция ресурсов;

7. Эффективное использование автоматизированной библиотечной информационной системы (АБИС);

8. Навигационный аспект;

9. Сервис-ориентированное обслуживания и его персонализация;

10. Формирование информационной культуры специалиста;

11. Повышение профессионального уровня библиотечных специалистов.

Выработка стратегии развития библиотеки с учетом тенденций информационно-

библиотечной сферы, на наш взгляд, является залогом эффективности деятельности библиотеки и повышения ее конкурентоспособности. Развитие библиотек вузов культуры характеризуется изменениями, которые происходят в информационном пространстве, системе образования и научных коммуникациях. Все они учитываются при разработке различных стратегий, концепций, программ1.

Примерами разработанных стратегий и программ развития библиотек вузов культуры могут послужить опыт Алтайского, Казанского, Кемеровского, Челябинского ГИК. В таких стратегиях особая роль отводится библиотечно-информационному обслуживанию пользователей в разных проявлениях:

• поддержание роли библиотеки как основного поставщика информационных ресурсов для образовательного процесса и научных исследований института;

• активизация использования информационных ресурсов и сервисов библиотеки;

• предоставление адаптированных для пользователей сервисов и услуг, направленных на развитие научных коммуникаций, поддержку исследований и сопровождение образовательного процесса;

• продвижение результатов научной деятельности научно-педагогических работников института в глобальное информационное пространство;

• развитие системы партнерства с иными библиотечными учреждениями (в том числе, на основе интеграции информационно-библиотечных проектов);

• обеспечение пользователей доступом ко всему информационному массиву с единого поискового интерфейса;

• использование технологии Библиотека 4.0 в работе с пользователями библиотеки (сайт, блоги, группы, подписки, рассылки, информирование и пр.);

• повышение уровня информационной культуры студентов, аспирантов и преподавателей института;

• повышение компетентностного уровня библиотечных специалистов.

Каждое из перечисленных выше направлений тесно связано с развитием, изучением и функционированием библиографических электронных ресурсов, которые являются посредником в системе «Документ - Потребитель».

Мониторинг и тестирование библиографических электронных ресурсов могут служить инструментом контроля и оценки качества БЭР, корректировки справочно-библиографического

1 Концепции развития вузовских библиотек России. URL: https://vk.com/doc146026073_476299062?hash=542375f2ed9f-6191c7&dl=ae5ea2173e9c712f75 (дата обращения: 26.02.2022).

обслуживания в вузовских библиотеках. Данные мониторинга могут быть востребованы, во-первых, для дальнейшего скоординированного развития и использования информационных ресурсов вузов культуры; во-вторых, для организации эффективной навигации в информационном пространстве учреждений высшего образования сферы культуры и искусств.

По данным исследования БЭР отражены на страницах «Электронный каталог», «Ресурсы», «Информационные ресурсы», «Электронные библиотеки», «ЭИОС» (электронная информационно-образовательная среда). Эти разделы включают списки новых поступлений либо тематические списки литературы, ссылки на полнотекстовые документы, архивные описи и фондовые каталоги, электронные библиотеки, собрания и коллекции документов, электронные архивы, платформы периодических изданий, сайты периодических изданий, библиографические базы данных (БД), библиометрические и наукометрические БД, библиографические пособия в электронной форме, виртуальные выставки (отражены лишь на четырех сайтах), каталог (коллекции) интернет-ссылок, музейные каталоги, новые поступления, сайты (персональные, тематические), списки литературы на персональных страницах, полнотекстовые БД, электронно-библиотечные системы, электронные библиотеки образовательных учреждений, электронные каталоги (сводные, корпоративные), электронное хранилище цифровых копий.

Таким образом, библиотеки вузов культуры чаще предлагают пользователям ресурсы свободного доступа. Многообразие ресурсов ставит остро проблему ориентации в удаленных и распределенных документных ресурсах и, как следствие, повышения компетентностного уровня ученого, студента и сотрудника библиотеки.

На безвозмездной основе пользователям предоставляются уникальные ресурсы, в том числе сферы культуры и искусств. Библиотекам сегодня доступны такие ресурсы, как Президентская библиотека, Национальная электронная библиотека. Но эти ресурсы, на наш взгляд, востребованы не в полном объеме и не раскрыты библиотеками вузов культуры. Исследование показало, что на сайтах библиотек вузов культуры нет ни одной ссылки на крупнейшие центры информации: Росинформкультуру и Российскую книжную палату. Отсутствие проверенных, достоверных, качественных библиографических ресурсов сказывается на эффективности библиографического обслуживания. Выходом может служить постоянный мониторинг и изучение присутствующих на информационном рынке библиографических ресурсов и сервисов, а также выявление новых.

се ©

с

CL |_

О X

с ш

X

ш

СЕ С X

zr ш I-О х с ш

X

ш

>-

X

о. <

ОС

и

О ^

99

т >-

ос с ос т

Организация и актуализация справочно-поискового аппарата

Справочно-библиографический аппарат (СБА) библиотеки в современных условиях также требует совершенствования. Пользователь имеет возможность получать не только электронную библиографическую информацию (БИ), но и доступ через гипертекстовые ссылки к полному тексту документа. Согласимся с М. Ю. Нещерет, что эффективное использование электронных ресурсов в библиотеках невозможно без их упорядочивания и включения в СБА, в том числе в виде путеводителей по библиографическим и справочным интернет-ресурсам (Нещерет, 2016). Появляются новые виды библиографических ресурсов: библиографический путеводитель, предназначенный для ориентирования пользователей в основных информационных ресурсах по определенной теме; библиографический ресурс научного цитирования, включающий библиографические записи научных публикаций и списки цитируемых в них документов (информационных ресурсов), их составных частей и групп (Валялина, 2021). Но постоянный рост объема и разнообразия видов информации в интернете делает задачу поддержания путеводителей в актуальном режиме трудноосуществимой. Создаваемый путеводитель требует постоянного пополнения новыми адресами и регулярной проверки ранее включенных в него ссылок. Исследование сайтов вузов культуры выявило «Путеводители...» лишь в трех библиотеках - Самарского, Санкт-Петербургского и Челябинского ГИК. Путеводители представляют собой PDF-файл с перечнем доступных пользователям ресурсов отрасли культуры. Основанием для отбора ресурсов служат: сфера использования ресурса (научная, учебная), тематика ресурса, вид, форма доступа.

Критериями отбора ресурсов являются:

• актуальность (тематическое соответствие профилю учебного заведения);

• научность (достаточная глубина, корректность и научная достоверность изложенного материала);

• доступность (удобная структуризация материала, продуманная навигация);

• авторская принадлежность (наличие юридического названия организации, знак копирайта и/или словесное подтверждение авторских прав) (Нещерет, 2016).

На остальных проанализированных сайтах чаще всего для пользователей представлены разделы «Полезные ссылки», «Информационные ресурсы», которые не всегда систематизированы по сферам использования и в зависимости от назначения ресурса не могут выполнять роль путеводителя. Систематизированы ресурсы

по тематике либо по целевому назначению на сайтах Академии Русского балета имени А. Я. Вагановой, Арктического и Дальневосточного государственных институтов искусствознания (ГИИ), Алтайского, Казанского, Московского, Орловского ГИК. Но многообразие представленных ресурсов (порой их количество достигает 206!) ссылок (Алтайский ГИК), отсутствие аннотаций к разделам затрудняет поиск необходимого ресурса. Эффективным способом навигации пользователей по информационным ресурсам, на наш взгляд, может стать создание проблемно-ориентированной БД и представление ее в свободном доступе на сайте библиотеки либо в электронной информационно-образовательной среде.

Одним из примеров может служить создаваемая проблемно-ориентированная (тематическая, библиографическая) БД «Навигатор по библиографическим ресурсам Культура. Искусство. Образование» (Челябинский ГИК), где отображены все доступные для пользователя ресурсы с различными видами поиска. Цель библиографического навигатора - отражение библиографических научных, образовательных и просветительских ресурсов сферы культуры и искусства, регионального, российского и мирового уровня, ориентирование пользователей в массиве вторичных документов. Такого рода информационное обеспечение и сопровождение, при обязательном условии своевременного обновления данных, дает возможность конкретизировать для специалистов их профессиональное информационное пространство, выбрав из всего массива документов профильные, тематические. Опыт и результаты подобного выявления уже используются на разных уровнях и по разным тематическим направлениям (Антопольский, Антонов, 2018а, б; Гушул, 2020; Гушул, Кирсанова, 2019; Захарова, 2015).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ресурсы в БД «Навигатор» классифицированы и систематизированы по различным аспектам (УДК, ББК, ключевые слова, аннотации и др.). С помощью полей блока «Систематизация» подробно раскрывается содержание каждого каталогизируемого электронного ресурса. В созданных машиночитаемых библиографических записях отражена тематическая, географическая и хронологическая информация, содержащаяся в электронных ресурсах. Отражены также сведения о персонах, организациях (учреждениях), картинах, спектаклях, сценариях, фильмах, памятниках; художественных, музыкальных, философских, политических и других произведениях; научных трудах. Чем подробнее раскрыто содержание электронного ресурса, тем активнее он затем участвует в выполнении тематических запросов.

В создаваемой БД используются также основания классификации БЭР, разработанные

в рамках нашего исследования. Всего было выявлено 10 основных признаков классификации БЭР:

• сфера использования,

• форма ресурса (степень свертывания информации, содержащейся в отражаемых документах),

• назначение ресурса в зависимости от видов деятельности (библиотечных процессов),

• особенности распространения,

• навигационно-поисковые возможности,

• сервис-ориентированное обслуживание,

• доступность,

• объективная ценность,

• качественный аспект,

• жанрово-видовое многообразие.

Оснований для классификации достаточно

много, один и тот же ресурс может одновременно относиться к нескольким видам, выделенным по разным основаниям (Моковая, 2021).

Так при каталогизации ресурсов учитываются:

• жанрово-видовое многообразие ресурсов, относимых к электронным библиографическим ресурсам (трансляции конференций, записи докладов, лекций, конференций, презентации, буктреллеры, виртуальные выставки - каждый из них содержит библиографическую информацию либо текстовую, либо аудиоинформацию);

• целевое назначение БЭР (в помощь осуществления образовательных, научных, межкультурных коммуникаций);

• «по сферам использования» в библиотеках вузов выделяются наукометрические, биб-лиометрические, образовательные, досуговые, отраслевые, профессиональные, нормативно-правовые ресурсы.

Среди подходов в каталогизации библиографических электронных ресурсов нами используются:

• индексирование ресурсов - выделение имен, географических названий, формирование на основе индексов словарей, обеспечивающих полнотекстовый поиск;

• одновременное использование индексов УДК, ББК, ГРНТИ, универсального тематического навигатора, тезауруса предметных, географических рубрик, дат, событий и др.;

• включение в описание БЭР аннотации или примечания о содержании (например, раскрыть состав участников конференции, темы докладов; уточнить наличие содержания библиографической информации: Презентация содержит библиографические ссылки по теме);

• послайдовая роспись презентации доклада, лекции, дающая пользователю представление о содержании ресурса;

• использование в дополнение к ключевым словам хештегов.

Представленные подходы к формированию метаданных БЭР позволят интегрировать БД «Навигатор...» в каталог любой библиотеки, а пользователю осуществить в дальнейшем комплексный, более качественный и точный поиск БЭР по используемым в конкретной библиотеке поисковым режимам.

Совершенствование удаленного доступа к библиографическим электронным ресурсам посредством сайта также играет немаловажную роль.

Данные нашего исследования показали, что из 18 изученных сайтов вузов культуры и искусств, собственный сайт, входящий в домен института, имеют информационно-библиотечный центр Московского ГИК, Научная библиотека Челябинского ГИК, Научная музыкальная библиотека им. С. И. Танеева (Московская консерватория им. П. И. Чайковского). Сайт библиотеки Санкт-Петербургского ГИК функционирует только как электронный каталог и не реализует все возможности программного обеспечения 1-ИРБИС, а на сайте вуза полностью представлена информация о структурном подразделении «Библиотека». Сайт Научной библиотеки Самарского ГИК (рис. 1) расположен на старом домене и не соответствует содержанию страницы «Библиотечный научно-информационный центр» (рис. 2) на сайте вуза. На остальных проанализированных ресурсах раздел «Библиотека» представлен на сайте вуза информацией о подразделении, сотрудниках, структуре; основными документами библиотеки (положения, правила и др.), а также выделены ресурсы, доступные пользователям.

Библиографические ресурсы должны быть отражены на странице библиотеки, а практическим решением для реализации единого открытого доступа ко всем информационным ресурсам и сервисам вуза культуры может служить сайт библиотеки на основе программного обеспечения (ПО) 1-ИРБИС с возможностями обратной связи с пользователями, развернутой структурой ресурсов, предоставлением полного контента на основе бесшовных технологий, сервисными и прочими возможностями. Модуль 1-ИРБИС включает целый ряд новых средств настройки и установки, ориентированных не на технических специалистов, а на опытных пользователей. Модуль экономически выгоден для вуза, обладая демократичной стоимостью.

Наполнение библиотечного сайта

Библиотеки должны стремиться к развитию собственного сайта с учетом современных технических требований и потребностей читателей,

ее ©

с

о. |_

О X

с ш

X

ш

СЕ С X

ш I-О X

с ш

X

ш

Научная библиотека

Поиск книг

Самарский государственный институт культуры « <9>

Введите поисковый запрос

Печатные ^^ Электронные

Краткие правила пользования электронной библиотекой

Электронная библиотека объединяет все необходимые ресурсы университета в единой томке доступа (здесь) и позволяет работать со всеми ресурсами, входящими в состав общей базы ресурсов, доступных университету: внутренних (базы данных книг издательства СамГТУ) и внешних [доступных по подписке].

В основной состав баз данных ресурсов входят электронные и печатные издания, интерактивные издания, научные и наукометрические базы и многие другие ресурсы. Электронные издания доступны к чтению также непосредственно с этого сайта. Печатные издания доступны к заказу на выдачу на ближайшем к Вам абонементе.

Доступ к полным текстам изданий осуществляется на основании соответствующих прав доступа {из сети университета или при прохождении авторизации). Аналогично ряд персональных функций электронной библиотеки доступен только после авторизации,

формирование поискового запроса

Поисковый запрос формируется в свободной форме. Для поиска необходимого ресурса достаточно указать часть названия ресурса или в дополнении с фамилией автора. Не нужно указывать инициалы, знаки препинания и прочие специальные символы. Чем длиннее запрос Вы ввели - тем больше возможных вариантов будет найдено. Лучше всего указывать именно характерные для искомого ресурса термины поиска.

Если Вы знаете в какой базе данных находится необходимый ресурс - сделайте выбор базы данных сразу - это уменьшит время поиска.

Рис. 1. Сайт научной библиотеки Самарского ГИК Fig. 1. Website of the Scientific Library of the Samara State Institute of Culture State Institute of Culture

БИБЛИОТЕЧНЫЙ ЦЕНТР

Библиотека - это главный информационный центр СГИК. Ее фонд состоит из уникальных образовательных ресурсов, которые способствуют научной и профессиональной деятельности студентов и преподавателей института. Благодаря сотрудничеству с образовательными и информационными платформами, для читателей доступны не только печатные издания, но и электронный контент.

Библиотека открылась одновременно с институтом в сентябре 1971 года. Её первым директором стала Галина Петровна Усенко. Тогда штат состоял всего из двух человек, которым предстояло сформировать книжный фонд. Первую помощь в его создании оказало Министерство культуры РСФСР, передов в дар 1148 книг. Институт поддержали столичные и самарские библиотеки: Государственная публичная библиотека им. Салтыкова-Щедрина прислала 1217 книг, Государственная библиотека им. В.И. Ленина - 543, Самарская областная универсальная научная библиотека - 2234, Самарская областная детская библиотека - 515. Не остались в стороне профильные вузы: Восточно-Сибирская академия культуры (Ю экз.) и Хабаровский институт культуры (20 экз.). 4 ООО дублетных изданий было передано из профсоюзной библиотеки чапаевского химзавода. Библиотека активно развивалась: за полгода работы фонд составил 12 414 экземпляров, был открыт абонемент и читальный зал. Позже появилось помещение для нотного абонемента.

Рис. 2. Страница «Библиотечный научно-информационный центр» Самарского ГИК Fig. 2. Page "Library Research and Information Center" of the Samara State Institute of Culture

что сделает ресурсы библиотеки востребованными. Сайты научных библиотек обеспечивают доступ к большому массиву информации, поэтому прежде всего необходимо разработать подходящую под библиотечные задачи структуру сайта и предоставляемых данных. Благодаря этому он будет более удобным и простым для пользователей. Состояние и перспективы развития, основные принципы создания сайта библиотеки, поисковые возможности официальных сайтов, технология создания официальных

сайтов учреждений культуры и образования уже описаны и доступны профессиональному сообществу. Такие рекомендации помогут библиотекам позиционировать себя на рынке информационных ресурсов, а пользователям -оптимизировать использование конкретных ресурсов (Взаимодействие..., 2012; Гендина, Колкова, 2018; Драцкая, 2012; Малышева, 2019; Митрошин, 2020).

Таким образом, сайт современной библиотеки выполняет роль путеводителя, навигатора для

пользователя среди многообразия предоставляемых ресурсов, услуг, сервисов. Посредством сайта реализуется для пользователя возможность находить интересующую его информацию с наибольшей полнотой и точностью при наименьших усилиях в доступном информационном пространстве.

Интеграция ресурсов

Объединение БЭР локального и удаленного доступа с целью их использования при помощи удобных и унифицированных пользовательских интерфейсов позволит более полно удовлетворить потребности пользователей в информации.

Одним из вариантов сотрудничества может стать взаимодействие (партнерство) собственных электронных библиотек с приобретаемыми электронно-библиотечными системами (ЭБС). Примером взаимодействия может стать опыт библиотек вузов культуры с ЭБС «РУКОНТ», научной электронной библиотекой (НЭБ) eLIBRARY, компанией «Ай Пи Эр Медиа», ЭБС «Лань» и др. Консорциум «Кон-текстум» одним из первых (2012 г.) разработал технологию лицензионно-договорной работы с правообладателями - одноименную информационно-телекоммуникационную систему по сбору цифрового контента, где вузы размещают электронные образовательные ресурсы из собственной ЭБ (Национальный цифровой ресурс ЭБС «Руконт»).

С 2019 г. активно развивается и пользуется большой востребованностью корпоративный

проект библиотек вузов культуры и искусств в консорциуме Сетевая электронная библиотека на площадке ЭБС «Лань» (рис. 3). Фонд консорциума сетевых электронных библиотек, объединяющий отраслевые сетевые электронные библиотеки (СЭБ), насчитывает более 47 000 книг от 335 вузов-участников. Вся эта литература доступна участникам отраслевых СЭБ и подписчикам ЭБС «Лань» и оказывает неоценимую поддержку в процессе книгообеспеченности дисциплин вуза. Среди участников проекта 10 вузов культуры, предоставляющие свой контент сторонним пользователям. Доля дисциплин, обеспеченных средствами ЭБС в фонде библиотеки Челябинского ГИК, достигает 52,7 %, из них доля дисциплин, обеспеченных изданиями профессорско-преподавательского состава Челябинского ГИК, - 34,9 %.

Корпоративные проекты дают возможность развития единой образовательной и информационной среды системы электронных библиотечных ресурсов и федеральных депозитариев электронных средств учебного назначения. Участие в таких корпоративных проектах, как СЭБ, НЭБ «КиберЛенинка», НЭБ eLIBRARY.RU, «АРБИКОН», Национальная электронная библиотека, позволяют объединять фонды библиотек федерального, регионального и муниципального уровней, научных библиотек и образовательных учреждений для предоставления читателям свободного доступа к ресурсам путем интеграции метаданных в собственные электронные каталоги. Осуществляется взаимодействие с вузами, библиотеками и другими

Рис. 3. Сетевая электронная библиотека на площадке ЭБС «Лань» Fig. 3. Network electronic library at the site of electronic library system "Lan"

>-

X

о. <

ОС

и

О ^

99

т >-

ос с ос т

организациями системы образования в распределении функций хранения, обработки и мониторинга информационных ресурсов, в том числе и библиографических. Таким образом, на уровне отдельного вуза трансформируется информационная инфраструктура открытого информационного пространства, которая создает корпоративную внутривузовскую систему, обеспечивает регулируемый доступ к интеллектуальной собственности с учетом авторских прав и прав собственности создателей и распространителей информации.

Эффективное использование АБИС

Исследование показало, что в большинстве своем библиотеки вузов используют стандартное ПО (созданные государственными учреждениями). Это такие программы, как «ИРБИС», «1-ИРБИС», «МАРК», «ОРАС^1оЬа1». Нестандартное программное обеспечение (созданное своими программистами) используется тремя библиотеками: Самарского ГИК, Дальневосточного ГИИ, Московской консерватория им. П. И. Чайковского. Данное ПО предназначено для хранения полнотекстовой информации, создания собственной ЭБ, поисковые возможности системы преимущественно основаны на тех же принципах, что и стандартных АБИС, поиск осуществляется по тем же критериям, отличительной чертой является обязательное наличие «Помощи». Данный показатель, с одной стороны, показывает техническую возможность разработки и внедрения собственного ПО (сильная сторона), но с другой стороны, есть обособленность развития, разобщенность и отсутствие возможности (слабая сторона) развивать интеграционные аспекты, дальнейшее внедрение новых технологий.

Современные АБИС имеют свойства предоставления всего контента ресурсов в электронном каталоге (интеграция, экспорт и пр.), однако не все библиотеки используют такие возможности. Причина - отсутствие технического сопровождения в вузе (не все вузы имеют в штате собственного программиста). 9 из 18 библиотек работают на системе ИРБИС, что позволяет разработать стратегию взаимодействия с разработчиками программы именно вузами культуры. Сегодня реализуются мероприятия для корпоративных клиентов (областные и краевые библиотеки, школьных библиотек), но также необходима специальная программа повышения квалификации именно для библиотек вузов культуры с реализацией необходимых для этой категории пользователей возможностей ПО.

Актуальным направлением работы библиотек остается продвижение ресурсов и услуг путем совершенствования форм взаимодействия, сервис-ориентированное обслуживание

и его персонализация. Современный пользователь стремится получить информацию, не выходя из дома, поэтому показатель «физического» посещения библиотек падает. В то же время увеличивается посещаемость виртуальных площадок библиотек - сайтов и страниц в социальных сетях, через которые пользователям предлагаются такие сервисы, как электронный заказ, перерегистрация, удаленное продление изданий, виртуальная справка и др. К сожалению, библиотеки вузов культуры в социальных сетях и мессендже-рах представлены в малой степени. Только восемь вузов имеют ссылки на аккаунты своих библиотек в социальной сети «ВКонтакте»: Алтайский, Восточно-Сибирский, Кемеровский, Пермский, Самарский, Санкт-Петербургский Хабаровский, Челябинский ГИК. Восемь библиотек не имеют ни сайта, ни группы во «ВКонтакте» (таблица). На наш взгляд, библиотеки упускают возможность позиционировать свою деятельность в соответствии с направлениями развития вуза, продвигать свои ресурсы и услуги через каналы, наиболее используемые в среде обучающихся.

Технологии мобильных сервисов, предполагающие использование сотовой связи в сочетании с возможностями интернета, могут поддержать развитие таких сервисов, как межбиблиотечный абонемент, электронная доставка документов, и обеспечить дистанционное оказание библиотечных услуг. Перспективными направлениями сетевых технологий в библиотеках являются сайты, электронные библиотеки, онлайн-каталоги, встроенные модули заказа, функционирование «личного кабинета», мобильные сервисы, е-таП и RSS-рассылки, цифровые коллекции, социальные сети, блоги, форумы, мессенджеры и пр.

Рекламе и продвижению информационных ресурсов и услуг способствует организация выставочной работы, создание информационных листков, рекомендательных списков ресурсов по профилю вуза, путеводителей, регулярное размещение информации на веб-сайте библиотеки, кафедральных порталах, соцсетях.

Особую роль в современных условиях играет уровень информационной культуры пользователя. Получение нового знания, новой профессии, квалификации невозможно без авторитетных, структурированных и организационно оформленных массивов знаний, а значит и библиографической информации (Кузнецова, 2019).

Изменения в системе образования, введение нового ФГОС 3++, развитие информационно-коммуникационных технологий, увеличение объема информации - все это оказывает существенное влияние на развитие образовательной функции библиотеки. Учебные планы ФГОС 3++ в рамках факультативной дисциплины предполагают изучение курса

Таблица. Наличие сайтов и блогов в библиотеках вузов культуры Table. Availability of websites and blogs in the libraries of universities of culture

Название вуза Сайт вуза Сайт библиотеки Группы, блог во «ВКонтакте»

Академия Русского балета имени А. Я. Вагановой https://vaganovaacademy. ru/ Нет Нет

Алтайский государственный институт культуры http:// altgaki.org Нет https://vk.com/libagik

Арктический государственный институт культуры и искусств https://agiki.ru/ Нет Нет

Восточно-Сибирский государственный институт культуры https://www.vsgaki.ru/ Нет https://vk.com/ biblioclub_vsgik

Всероссийский государственный институт кинематографии им. С. А. Герасимова https://vgik.info/library/ information/ Нет Нет

Дальневосточный государственный институт искусств http://www.dv-art.ru Нет Нет

Казанский государственный университет культуры и искусств https://kazgik.ru Нет Нет

Кемеровский государственный институт культуры https://kemguki.ru/ Нет https://vk.com/ public191612604

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Краснодарский государственный институт культуры https://kgik1966.ru/ Нет Нет

Московская консерватория им. П. И. Чайковского https://www.mosconsv.ru/ http://www. taneevlibrary.ru/ Нет

Московский государственный институт культуры http://www.mgik.org/ http://lib.mgik.org/ Нет

Орловский государственный институт культуры http://ogiik.orel.ru/ Нет Нет

Пермский государственный институт культуры http://www.psiac.ru/ Нет https://vk.com/ bibliotekapgik

Самарский государственный институт культуры https://samgik.ru/ Нет https://vk.com/ bibliotekapgik

Санкт-Петербургский государственный институт культуры https://www.spbgik.ru/ Нет https://vk.com/ club57678941

Тюменский государственный институт культуры http://www.tumgik.ru/ Нет Нет

Хабаровский государственный институт культуры http://hgiik.ru/ Нет https://vk.com/nbtgik

Челябинский государственный институт культуры https://chgik.ru/ http://lib.chgik.ru/ jirbis2/ https://vk.com/ club82274481

«Основы информационной культуры». Цель курса - формирование информационной грамотности обучающихся (Моковая, 2017). По его окончании у обучающегося должны закрепиться универсальные и общепрофессиональные компетенции:

• способность применять современные коммуникативные технологии для научного и профессионального взаимодействия;

• способность осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, в том числе

библиографической, применять системный подход для решения поставленных задач;

• способность отбирать и внедрять в процесс медиапроизводства современные технические средства и информационно-коммуникационные технологии;

• способность решать стандартные задачи профессиональной деятельности с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности.

с ш s

LU CE

с

X

:г ш I— О s с ш s

LU

>-

X

CL <

QC

и

CD _j

99

qq >-

QC <

QC

m

Однако в последние годы наблюдается тенденция снижения совокупного объема часов для библиотечно-библиографических занятий в учреждения высшего образования, в том числе и в вузах культуры. В большинстве случаев эти занятия перестают быть обязательными, не включаются в учебные планы, поэтому многие вузовские библиотеки сокращают количество часов, переходят к консультациям и семинарам, поточным занятиям.

Повышение профессионального уровня библиотечных специалистов

Библиограф-профессионал - главный субъект практической библиографической деятельности. Именно библиограф-профессионал создает источники библиографической информации, доводит их до потребителей и организует их использование. От уровня теоретической и практической подготовки библиографа, знания передовых методов библиографической работы в первую очередь зависят качество и эффективность библиографической деятельности.

Повышаются требования к квалификации библиографа, который выполняет разнообразные функции - поисковые, навигационные, аналитические, оценочные, обучающие. Библиограф как информационный посредник обязан: а) выбрать из всей имеющейся информации именно ту, которая необходима в данном конкретном случае, то есть релевантную; б) отделить содержательную информацию от информационного «шума»; в) различить истинную и ложную информацию, то есть распознать в общем потоке недостоверные данные и предоставить всесторонне проанализированную информацию пользователю (Нещерет, 2018).

В условиях постоянного увеличения объема мировых информационных ресурсов библиотеки расширяют границы библиотечно-информационного сервиса, создают систему обслуживания в режимах локального и удаленного доступа к информации, в которой функционируют и коллективный, и индивидуальный субъекты библиографической деятельности. Значительно усложняют работу библиографа такие форматы деятельности, как корпоративный, а также открытости информации, когда каждый результат, например, продукт библиографирования (электронное библиографическое пособие или виртуальная выставка) или результат

справочно-библиографического обслуживания (ответ сразу после его подготовки публикуется на сайте вместе с вопросом), выкладывается на сайт библиотеки/проекта, в группу в социальной сети и может быть обсуждаем и оцениваем каждым желающим (Гушул, Кирсанова, 2019).

Особое внимание уделяется аналитическим навыкам, когда библиограф выступает информационным сопровождающим ученого/исследователя, наполняя его личный кабинет, авторские профили на сайтах/порталах/в системах грантов и научно-исследовательских проектов (например, в системе КИАС РФФИ, ИАС РНФ) библиографической информацией либо выявляя таковую для использования в научной работе и ориентирования в научном мире (например, по БД WoS, Scopus, Mendeley, EndNote и др.).

Таким образом, профессиональные требования к библиографам определяются, в первую очередь, целями и характером их реальной деятельности, что подтверждается данными исследований (Редькина, 2021).

Заключение

Анализ деятельности библиотек вузов сферы культуры позволяет сделать выводы, что развитие информационно-коммуникационных технологий приводит к изменению форм предоставления информации, трансформируя процессы и средства библиографической деятельности. Библиографические электронные ресурсы в своем многообразии являются неотъемлемой частью информационного сопровождения учебного процесса и науки в вузе. Факторы, описанные в статье, имеют большое значение для эффективного функционирования БЭР, которые являются средством и инструментом предоставления качественной, систематизированной информации пользователям и средством адаптации, ориентации, навигации в многообразии информационных ресурсов. Залог успешного функционирования БЭР вузов культуры видится в разработке единой стратегии развития, кооперации и консолидации библиотек в данном направлении, разработке технологии и методики представления библиографической информации. Особую роль играет формирование информационной культуры пользователя и повышение профессионального уровня библиотечных специалистов.

Список источников / References

Антопольский А. Б., Антонов А. М. О Навигаторе информационных ресурсов по общественным наукам // Информация и инновации. 2018а. Т. 13, № 2. С. 18-24 [Antopol'skii AB and Antonov AM (2018a) About the Social science information resource navigator. Informatsiya i innovatsii 13(2): 18-24. (In Russ.)]. DOI: https://doi. org/10.31432/1994-2443-2018-13-2-18-24.

Антопольский А. Б., Антонов А. М. Разработка каталога российских информационных ресурсов по управлению наукой // Информационные ресурсы России. 2018б. № 6. С. 2-7 [Antopol'skii AB and Antonov AM (2018b) Development of a catalog of Russian information resources on science management. Informatsionnye resursy Rossii 6: 2-7. (In Russ.)].

Валялина А. С. Электронные путеводители как разновидность библиографических пособий: теоретико-технологические аспекты создания и ведения : дис. ... канд. пед. наук. Кемерово, 2021. 278 с. [Valyalina AS (2021) Electronic guides as a kind of bibliographic aids: theoretical and technological aspects of creation and maintenance: diss. theses. Kemerovo, 278 p. (In Russ.)].

Взаимодействие веб-сайтов по культуре с пользователем : рекомендации. Баку, 2012. 659 с. [(2012) Interaction of websites on culture with the user: recommendations. Baku. (In Russ.)].

Гендина Н. И., Колкова Н. И. Создание официальных сайтов и задачи целевой подготовки в системе повышения квалификации руководящих кадров организаций культуры: новый этап реализации идей С. А. Сбитнева // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2018. № 42. С. 20-29 [Gendina NI and Kolkova NI (2018) Creation of official websites and tasks of targeted training in the system of professional development of the leading personnel of cultural organizations: a new stage in implementing the ideas by S. A. Sbitnev. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv 42: 20-29. (In Russ.)].

Гушул Ю. В. Библиографический абрис научно-исследовательского пространства культурологии: выбор знакового текста // Научно-исследовательское пространство культурологической школы Челябинского государственного института культуры 1994-2020 гг. : библиогр. навигатор. Челябинск, 2020. С. 9-16 [Gushul YuV (2020) Bibliographic outline of the research space of cultural studies: a symbolic text choice. Nauchno-issledovatelskoe prostranstvo kul'turologicheskoi shkoly Chelyabinskogo gosudarstvennogo instituta kul'tury 1994-2020 gg.: bibliogr. navigator. Chelyabinsk, pp. 9-16. (In Russ.)].

Гушул Ю. В., Кирсанова И. В. Виртуальный библиограф: каким быть. Тенденции изменения профессии в будущем библиографии // Культура - искусство - образование : материалы XL науч.-практ.

конф. науч.-пед. работников ин-та. Челябинск, 2019. С. 103-114 [Gushul YuV and Kirsanova IV

(2019) Virtual bibliographer: what to be. Profession trends in the bibliography future. Kul'tura - iskusstvo -obrazovanie: materialy XL nauch.-prakt. konf. nauch.-ped. rabotnikov in-ta. Chelyabinsk, pp. 103-114. (In Russ.)].

Драцкая М. Е. Использование сервисов и технологий веба в библиотеках. Тенденции и перспективы // Библиосфера. 2012. № 5. С. 23-28. [Dratskaya ME (2012) The use of web services and technologies in libraries. Trends and prospects. Bibliosfera 5: 23-28. (In Russ.)].

Захарова С. С. Авторские библиографические профили Института математических проблем биологии РАН // Библиография. 2015. № 6. С. 42-46 [Zakharova SS (2015) Author's bibliographic profiles of the Institute of Mathematical Problems of Biology RAS. Bibliografiya 6: 42-46. (In Russ.)].

Кузнецова Т. Я. Функциональная модель библиотеки цифровой эпохи // Библиография. 2019. № 5. С. 3-13 [Kuznetsova TYa (2019) Functional model of the library of the digital age. Bibliografiya 5: 3-13 (In Russ.)].

Малышева Е. Н. Сайты федеральных библиотек: состояние и перспективы развития с точки зрения поисковой оптимизации // Научные и технические библиотеки. 2019. № 11. С. 44-62 [Malysheva EN (2019) Websites of federal libraries: state and prospects of development in terms of search engine optimization. Nauchnye i tekhnicheskie biblioteki 11: 44-62. (In Russ.)]. DOI: https://doi. org/10.33186/1027-3689-2019-11-44-62.

Митрошин И. А. Основные принципы развития сайта научной библиотеки // Научные и технические библиотеки. 2020. № 11. С. 165-184 [Mitroshin IA

(2020) Basic principles for the development of a scientific library website. Nauchnye i tekhnicheskie biblioteki 11: 165-184. (In Russ.)]. DOI: https://doi. org/10.33186/1027-3689-2020-11-165-184.

Моковая Т. Н. Классификация библиографических электронных ресурсов сферы культуры // Библиографическая информация в цифровой культуре : III Междунар. библиогр. конгр. Секция 8. Стратегии и пути развития библиографической деятельности в цифровую эпоху (27-30 апр. 2021, Новосибирск) [Mokovaya TN (2021) Classification of bibliographic electronic resources in the field of culture. Bibliograficheskaya informatsiya v tsifrovoi kul'ture: III Mezhdunar. bibliogr. kongr. Sektsiya 8. Strategii i puti razvitiya bibliograficheskoi deyatel'nosti v tsifrovuyu epokhu (27-30 apr. 2021, Novosibirsk). (In Russ.)]. URL: https://www.bibcongress.ru/ Program/Report?id=70&event=1 (дата обращения = accessed 07.12.2021).

Моковая Т. Н. Проблемы использования электронных ресурсов научной библиотеки Челябинского государственного института культуры // Научные и технические библиотеки. 2017. № 2. С. 92-102 [Mokovaya TN (2017) Using digital resources at Chelyabinsk State Institute of

ce ©

<

CL l_ О x с ш

X

ш

CE С X

:т ш I-О х с ш

X

ш

Culture Scientific Library. Nauchnye i tekhnicheskie biblioteki 2: 92-102 (In Russ.)]. DOI: https://doi. org/10.33186/1027-3689-2017-2-92-102.

Нещерет М. Ю. Путеводители по интернет-ресурсам: их назначение в библиотечно-информационном обслуживании // Библиография. 2016. № 5. С. 68-78 [Neshcheret MYu (2016) Internet resource guides: their purpose in library and information services. Bibliografiya 5: С. 68-78. (In Russ.)].

Нещерет М. Ю. Справочно-библиографическое обслуживание в Российской государственной библиотеке: историческая ретроспектива (1918-2018) // Мор-генштерновские чтения - 2018. Информационное обслуживание библиотек в меняющейся социальной среде: тенденции, новации, перспективы : материалы

Всерос. науч.-практ. конф. (Челябинск, 20-21 сент. 2018 г.). Челябинск, 2018. С. 66-72 [Neshcheret MYu (2018) Reference and bibliographic services in the Russian State Library: historical retrospective (1918-2018). Morgenshternovskie chteniya - 2018. Informatsionnoe obsluzhivanie bibliotek v menyayushcheisya sotsial'noi srede: tendentsii, novatsii, perspektivy: materialy Vseros. nauch.-prakt. konf. (Chelyabinsk, 20-21 sent. 2018 g.). Chelyabinsk, pp. 66-72. (In Russ.)]. Редькина Н. С. Компетенции библиографа: непрерывность развития и точки разрыва // Библиосфера. 2021. № 4. С. 59-77 [Redkina NS (2021) Competencies of a bibliographer: continuity of development and break points. Bibliosfera 4: 59-77. (In Russ.)]. DOI: https://dGi.org/10.20913/1815-3186-2021-4-59-77.

>-x

CL <

GC О

о

_J

99

m

>

GC <

GC

m

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.