Научная статья на тему 'ЭЛЕКТРОННЫЕ ПУТЕВОДИТЕЛИ НА САЙТАХ РОССИЙСКИХ БИБЛИОТЕК: ВИДЫ, ТЕМАТИКА, СТРУКТУРА'

ЭЛЕКТРОННЫЕ ПУТЕВОДИТЕЛИ НА САЙТАХ РОССИЙСКИХ БИБЛИОТЕК: ВИДЫ, ТЕМАТИКА, СТРУКТУРА Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
1089
139
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БИБЛИОТЕКИ / ЭЛЕКТРОННЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ / ЭЛЕКТРОННЫЕ БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ПУТЕВОДИТЕЛИ / КЛАССИФИКАЦИЯ / РОССИЯ

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Гендина Н.И., Валялина А.С.

Поднимается проблема ориентации пользователей в современных информационных ресурсах. Отмечается роль электронных путеводителей как средства многоаспектного поиска информации. Авторы статьи транслируют предложенную ранее дефиницию понятия «электронный библиографический путеводитель» и выявляют его существенные признаки как полиструктурного явления. Проведен анализ путеводителей, представленных на сайтах федеральных и центральных библиотек субъектов Российской Федерации. Приведена их многоаспектная классификация, учитывающая 19 оснований деления. Приводятся результаты исследования названных ресурсов. Дана характеристика электронных путеводителей по следующим признакам: способу доступа к отражаемым объектам; режиму доступа; языку; широте тематического охвата; принадлежности к определенной области знания; носителю информации; наличию печатного аналога. Рассматривается трехчастная структура электронных путеводителей, состоящая из вступительной статьи, основной части и вспомогательных указателей и/или поисковой строки. Полученные результаты и основные выводы могут быть использованы для совершенствования создания электронных путеводителей и повышения качества электронных информационных ресурсов, создаваемых в библиотеках.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Гендина Н.И., Валялина А.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ELECTRONIC GUIDES ON WEBSITES OF RUSSIAN LIBRARIES: TYPES, TOPICS, STRUCTURE

The problem of a user orientation in modern information resources is raised. The role of electronic guides as a means of multidimensional information search is noted. The authors of the article translate the previously proposed definition of the concept of “electronic bibliographic guide” and reveal its significant features as a polystructural phenomenon. The authors analyze electronic bibliographic guides presented on the websites of federal and central libraries of the subjects of the Russian Federation. Their multidimensional classification is proposed. It takes into account 19 division bases. The results of the proposed study of these resources are presented. The characteristics of electronic guides on the following features are given: the method of access to reflected objects; access mode; language; the breadth of thematic coverage; belonging to a certain field of knowledge; a storage medium; the presence of a printed analogue. The three-part structure of electronic guides is considered, including an introductory article, the main part and auxiliary pointers and/or a search bar. The results and key findings can be used to improve the creation of electronic guides and improve the quality of electronic information resources created in libraries.

Текст научной работы на тему «ЭЛЕКТРОННЫЕ ПУТЕВОДИТЕЛИ НА САЙТАХ РОССИЙСКИХ БИБЛИОТЕК: ВИДЫ, ТЕМАТИКА, СТРУКТУРА»

МИР БИБЛИОТЕК

Научная статья

УДК 021:004.738.1(470)

https://doi.org/10.20913/1815-3186-2021-3-3-11

Электронные путеводители на сайтах российских библиотек: виды, тематика, структура

Н. И. Гендина , А. С. Валялина

Гендина

Наталья Ивановна,

Кемеровский государственный институт культуры, ул. Ворошилова, 17, Кемерово,650056, Россия, доктор педагогических наук, профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации, главный эксперт НИИ информационных технологий социальной сферы

ORCID: 0000-0002-6501-7765 e-mail: nii@kemguki.ru

Валялина Алина Сергеевна,

Кемеровский государственный институт культуры, ул. Ворошилова, 17, Кемерово, 650056, Россия, аспирант 3-го курса обучения по специальности «библиотековедение, библиографоведение и книговедение»

Аннотация. Поднимается проблема ориентации пользователей в современных информационных ресурсах. Отмечается роль электронных путеводителей как средства многоаспектного поиска информации. Авторы статьи транслируют предложенную ранее дефиницию понятия «электронный библиографический путеводитель» и выявляют его существенные признаки как полиструктурного явления. Проведен анализ путеводителей, представленных на сайтах федеральных и центральных библиотек субъектов Российской Федерации. Приведена их многоаспектная классификация, учитывающая 19 оснований деления. Приводятся результаты исследования названных ресурсов. Дана характеристика электронных путеводителей по следующим признакам: способу доступа к отражаемым объектам; режиму доступа; языку; широте тематического охвата; принадлежности к определенной области знания; носителю информации; наличию печатного аналога. Рассматривается трехчастная структура электронных путеводителей, состоящая из вступительной статьи, основной части и вспомогательных указателей и/или поисковой строки. Полученные результаты и основные выводы могут быть использованы для совершенствования создания электронных путеводителей и повышения качества электронных информационных ресурсов, создаваемых в библиотеках.

Ключевые слова: библиотеки, электронные информационные ресурсы, электронные библиографические путеводители, классификация, Россия

Для цитирования: Гендина Н. И., Валялина А. С. Электронные путеводители на сайтах российских библиотек: виды, тематика, структура // Библиосфера. 2021. № 3. С. 3-11. https://doi. org/10.20913/1815-3186-2021-3-3-11.

ORCID: 0000-0003-0969-3846 e-mail: Valyalina.alina@mail.ru

ш I-О х с ш

X

ш

CL

Статья поступила в редакцию 02.06.2021 Получена после доработки 15.08.2021 Принята для публикации 30.08.2021

© Н. И. Гендина, А. С. Валялина, 2021

3

Electronic Guides on Websites of Russian Libraries: Types, Topics, Structure Natalia I. Gendina , Alina S. Valyalina

Gendina Natalia Ivanovna,

Kemerovo State Institute of Culture, Voroshilova str., 17, Kemerovo, 650056, Russia, Dr of Pedagogical Sciences, Professor, Honorary Worker of Science of the Russian Federation, Chief Expert of R&D Institute of Information Technologies in Social Sphere ORCID: 0000-0002-6501-7765 e-mail: nii@kemguki.ru

Valyalina Alina Sergeevna,

Kemerovo State Institute of Culture, Voroshilova str., 17, Kemerovo, 650056, Russia, Graduate student ORCID: 0000-0003-0969-3846 e-mail: Valyalina.alina@mail.ru

Received 02.06.2021 Revised 15.08.2021 Accepted 30.08.2021

Abstract. The problem of a user orientation in modern information resources is raised. The role of electronic guides as a means of multidimensional information search is noted. The authors of the article translate the previously proposed definition of the concept of "electronic bibliographic guide" and reveal its significant features as a polystructural phenomenon. The authors analyze electronic bibliographic guides presented on the websites of federal and central libraries of the subjects of the Russian Federation. Their multidimensional classification is proposed. It takes into account 19 division bases. The results of the proposed study of these resources are presented. The characteristics of electronic guides on the following features are given: the method of access to reflected objects; access mode; language; the breadth of thematic coverage; belonging to a certain field of knowledge; a storage medium; the presence of a printed analogue. The three-part structure of electronic guides is considered, including an introductory article, the main part and auxiliary pointers and/or a search bar. The results and key findings can be used to improve the creation of electronic guides and improve the quality of electronic information resources created in libraries.

Keywords: libraries, electronic information resources, electronic bibliographic guides, classification, Russia

Citation: Gendina N. I., Valyalina A. S. Electronic Guides on Websites of Russian Libraries: Types, Topics, Structure. Bibliosphere. 2021. № 3. P. 3-11. https://doi.org/10.20913/1815-3186-2021-3-3-11.

Введение

В условиях роста объемов разнородных и противоречивых сведений, циркулирующих в интернете, перед библиотекой как социальным институтом, ответственным за отбор, систематизацию, хранение и распространение социально значимой информации, ставится особая задача: создать специальные средства, которые бы давали пользователям возможность ориентироваться в гигантских массивах данных и находить надежные и достоверные источники информации. Одним из таких средств являются электронные путеводители (ЭП). Проблеме подготовки ЭП уделяется серьезное внимание в публикациях зарубежных (Cooper, 1997; Goans et al., 2006; Jerry, 2001; Monkova, Monka, 2011) и отечественных (Иерусалимская, 2011; Мангутова, 2008; Поташникова, 2020; Розанова, 2017; Фомин,

3 1934) авторов. Как подчеркивает М. Ю. Неще-q рет, «несомненным достоинством путеводите-5 лей, создаваемых библиотеками, является авто-ос ритетность: профессиональные библиографы ос отбирают наиболее ценные и надежные сетевые 5 ресурсы и рекомендуют их своим пользователям» (Нещерет, 2016, с. 69).

Несмотря на длительность употребления

4 термина «путеводитель», в профессиональной

литературе нет единства в его толковании. Как показал проведенный нами терминологический анализ, понятие «путеводитель» соотносится с различными родовыми понятиями: справочными изданиями и библиографическими пособиями (Гендина, Валялина, 2018, с. 42). Терминологическая неоднозначность усилилась, когда термин стал сопровождаться определением «электронный», а в качестве его синонимов стали употребляться термины «виртуальный путеводитель», «навигатор», «справочник по интернет-ресурсам», «полезные ссылки».

Электронные путеводители: сущность, отличительные особенности

Исследование многомерной сущности ЭП, понимаемых и как отдельный вид справочного издания, и как особый жанр библиографического пособия, и как разновидность электронных информационных ресурсов (ЭИР), позволило предложить дефиницию понятия «электронный библиографический путеводитель».

Под электронным библиографическим путеводителем (ЭБП) мы понимаем электронное библиографическое пособие, содержащее справочные сведения о каких-либо объектах (информационных ресурсах, учреждениях,

мероприятиях, памятниках и др.), обеспечивающее их удобный осмотр и удаленный доступ к ним на основе электронных устройств (Гендина, Валялина, 2018). Из этого определения следуют важные существенные признаки ЭБП. Во-первых, как библиографическое пособие ЭП должен характеризоваться наличием библиографических записей, структурированных в соответствии с методикой библиографирования. Согласно традиционным канонам подготовки библиографических пособий со сложной структурой (Справочник библиографа, 2014), путеводители должны включать основную часть и справочно-поисковый аппарат, основными элементами которого являются предисловие, содержание и вспомогательные указатели. Применительно к электронной версии путеводителей метаинформативные функции предисловия выполняет рубрика «О путеводителе», а в качестве «Оглавления» выступает рубрикация, отражающая логическую организацию библиографических записей. Вспомогательные указатели, наряду с гиперссылками, обеспечивают многоаспектный поиск информации.

Во-вторых, атрибутами ЭП как современного электронного ресурса являются муль-тимедийность и гипертекстовость. Муль-тимедийность предполагает возможность включения в состав ЭП не только текстовой, но и идеографической, аудио- и видеоинформации. Мультимедийность ЭП повышает его информативность, увеличивает степень влияния на человека за счет воздействия на зрительное и слуховое восприятие информации, интеллектуальную и эмоциональную сферы. Нелинейность и скорость перемещения по гипертекстовым ссылкам обеспечивают дополнительные преимущества ЭП как средств ориентации пользователей в гигантских объемах информации.

В-третьих, ЭП как справочнику присуща определенная организация материала: расположение в форме, удобной для быстрого получения информации. С этой целью и для обеспечения полноты и достоверности сведений в путеводителях используются унифицированные описания однотипных объектов, позволяющие представлять их краткую, обобщенную характеристику по единой схеме. Наследуемым от справочных изданий признаком, присущим ЭП, является также ориентация на выборочное чтение.

В целом современные ЭП, как правило, являют собой многообразные сочетания элементов библиографических и справочных изданий в электронной форме.

Цель статьи - анализ ЭП, представленных на сайтах российских библиотек.

Исследование электронных путеводителей, генерируемых федеральными и центральными библиотеками субъектов Российской Федерации

Базой исследования послужили ЭП, представленные на сайтах 95 отечественных библиотек, включая федеральные библиотеки и центральные библиотеки субъектов РФ.

Критериями отбора электронных ресурсов на сайтах библиотек для последующего анализа служили:

• наличие словосочетания «электронный путеводитель» в описании ресурса;

• самостоятельность (ресурс должен быть не заимствованным, а оригинальным, то есть собственной генерации);

• доступность для удаленных пользователей.

Стоит отметить, что понятие «электронный

путеводитель» шире, чем «электронный библиографический путеводитель». В ходе исследования было выявлено, что на сайтах библиотек представлены только ЭП, которые подлежали дальнейшему анализу.

По вышеназванным критериям был сформирован первичный массив ЭП в количестве 87 единиц. В ходе исследования мы столкнулись с проблемой, серьезно усложнившей отбор ЭП. Она заключается в том, что на сайтах многих библиотек либо отсутствуют указания на конкретный вид ЭИР, либо для его обозначения используются многозначные слова «проект», «ресурс» и тому подобные, не позволяющие понять, что именно он собой представляет. В результате повторного просмотра было выявлено четыре ресурса, не имеющих указания вида или именуемых их создателями как «проект», но обладающих признаками ЭП: «Память Вологды» (https://www.booksite.ru/fulltextsearchn/ ёе£аик^рх); «Экологическая и литературная карта Липецкой области» (http://eco.lib48.ru, http://map.lib48.ru); «Литературная карта Воронежской области» (https://lk.vrnlib.ru). Всего был выявлен 91 ЭП, в том числе «Экология Челябинской области», «Калининград и Калининградская область в интернете» и др.

Найденные ЭП различаются по содержанию и форме, составу и структуре. Для того чтобы получить представление о разновидностях ЭП, сложившихся в практике отечественных библиотек, мы прибегли к классификации.

Подходы к классификациям электронных путеводителей

Попытки классификации ЭП предпринимались неоднократно. Так, в справочниках «Электронные документы: создание и использование в публичных библиотеках» (2007) и «Справочник

ш I-О х с ш

X

ш о.

библиографа» (2014) для классификации используются два основания деления:

1) по содержанию выделены универсальные, отраслевые, тематические, а также путеводители, содержащие отдельные виды документов;

2) по виду отражаемых ресурсов - путеводители по печатным и электронным источникам.

Классификация электронных путеводителей, предложенная в статье Н. И. Гендиной и Н. И. Колковой, включает 5 оснований деления:

1) широту тематического охвата;

2) природу основной информации отражаемых объектов;

3) объект отражения;

4) носитель информации отражаемых объектов;

5) способ доступа к отражаемым объектам (Гендина, Колкова, 2018, с. 45).

ЭП, как любые сложные объекты, обладают множеством признаков, на основании

которых можно выделять аналоги, сравнивать по этому же признаку с другими объектами, выявляя их сходство и различие. Чтобы получить многоаспектную классификацию электронных путеводителей, в природе которых неразрывно связаны три компонента - библиографический, справочный и электронный, -были выявлены и изучены предлагаемые в профессиональной литературе основания деления (существенные признаки). Дополнительно анализировались классификация электронных библиографических пособий (Трачук, Швецова-Водка, 2009), баз данных, как наиболее разработанного вида ЭИР (Справочник библиографа, 2014), а также классификация электронных справочников (Колкова, Скипор, 2013, с. 168).

На основании анализа построена многоаспектная классификация ЭП, представленная в таблице.

Таблица. Многоаспектная классификация электронных путеводителей Table. Multidimensional classification of electronic guides

GC О

>-

ОС <

GC CG

Основания деления Виды электронных путеводителей

1. Широта тематического охвата 1.1 универсальные 1.2 многоотраслевые 1.3 отраслевые 1.4 тематические

2. Принадлежность к определенной области знания 2.1 по общенаучному и междисциплинарному знанию 2.2 по естественным наукам 2.3 по техническим наукам 2.4 по сельскохозяйственным и лесохозяйственным наукам 2.5 по медицинским наукам 2.6 по общественным наукам 2.7 по гуманитарным наукам

3. Природа основной информации отражаемых объектов 3.1 текстовые 3.2 идеографические 3.3 аудиовизуальные 3.4 смешанного типа

4. Форма представления информации 4.1 мономедийные 4.2 мультимедийные

5. Объект отражения 5.1 по учреждениям (библиотекам, музеям, картинным галереям и др.) 5.2 по памятным местам 5.3 по географическому объекту 5.4 по отдельным видам документов

6. Носитель информации 6.1 по печатным информационным ресурсам 6.2 по электронным информационным ресурсам 6.3 смешанного типа

7. Способ доступа к отражаемым объектам 7.1 локальные 7.2 сетевые

8. Связи с определенной территорией (краем) 8.1 краеведческие 8.2 не связанные с определенным краем

9. Язык 9.1 моноязычные 9.2 полиязычные

10. Связи с определенным документным фондом 10.1 отражающие состав определенного фонда 10.2 независимые от наличия документов в фонде

Окончание таблицы

Основания деления Виды электронных путеводителей

11. Способ библиографической характеристики 11.1 без библиографической характеристики (перечни гиперссылок) 11.2 содержащие только библиографические описания 11.3 аннотированные

12. Возможности поиска 12.1 с поисковой строкой 12.2 с возможностью сплошного поиска по контексту (Ctrl F) 12.3 со вспомогательными указателями (алфавитный, предметный, географический)

13. Режим доступа 13.1 открытого доступа 13.2 ограниченного доступа

14. Наличие связи с полными текстами документов 14.1 связанные с полными текстами документов 14.2 не связанные с полными текстами документов

15. Способ генерации 15.1 собственной генерации 15.2 с заимствованными данными 15.3 комбинированные

16. Наличие печатного аналога 16.1 имеющие печатный аналог 16.2 не имеющие печатного аналога

17. Степень завершенности 17.1 законченные (стабильные) 17.2 интегрируемые (переменные) 17.3 с неустановленной степенью завершенности

18. Условия использования 18.1 бесплатные 18.2 платные

19. Количество организаций, участвовавших в подготовке ресурса 19.1 созданные одной организацией 19.2 корпоративные

Представленная в таблице классификация не претендует на исчерпывающую полноту, нет сомнения, что по мере появления новых информационно-коммуникационных технологий будет расширяться и перечень оснований деления, и сама классификация. Вместе с тем даже в таком виде она позволяет сосредоточить внимание библиотек на важнейших признаках, которые следует принимать во внимание при подготовке ЭП.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Приступая к характеристике разновидностей ЭП, которые представлены в анализируемом массиве, отметим, что с точки зрения таких оснований деления, как способ доступа к отражаемым объектам, режим доступа, язык, условия использования, весь массив, включающий 91 путеводитель, оказался однородным. Так, по способу доступа к отражаемым объектам в массиве представлены только сетевые электронные путеводители; по режиму доступа все путеводители являются открытыми; по языку все выявленные электронные путеводители моноязычные (русскоязычные); по условиям использования -все бесплатные.

Из 19 оснований деления (признаков), перечисленных в таблице, дадим характеристику распределения ЭП, выявленных на сайтах библиотек, по широте тематического охвата, принадлежности к определенной области знания, носителю информации и наличию печатного аналога.

Результаты распределения ЭП по широте тематического охвата отражает рисунок 1.

Анализ показал, что среди рассматриваемых ЭП полностью отсутствуют универсальные. Лидирующее место занимают отраслевые ЭП: например, серия электронных путеводителей по справочным и библиографическим ресурсам Российской национальной библиотеки («Архитектура», «Литературоведение», «Биология» и др.). Доля таких путеводителей составила больше половины от общего массива (53 %). Содержание многоотраслевых электронных путеводителей

Рис. 1. Распределение электронных путеводителей

по широте тематического охвата Fig. 1. Distribution of electronic guides by the breadth of thematic coverage

^

ш i— О x с ш

X

ш

CL

ОС О

>-ОС

с

ОС

m

охватывает несколько отраслей знаний. Примером может служить подготовленный Национальной библиотекой Чувашской Республики путеводитель «Чувашия в сети "Интернет"»: он содержит историко-культурную, социально-политическую, экономическую информацию о республике. Доля многоотраслевых путеводителей в общем массиве - 34 %, тематических - 13 %. В качестве примера последнего можно назвать «Улицы Рязани» Рязанской областной универсальной научной библиотеки имени Горького.

Для группировки ЭП по принадлежности к определенной области знания был взят основной ряд таблиц ББК. Это позволило определить, какие из областей знания библиотеки чаще всего избирают для подготовки ЭП (рис. 2).

К их числу относятся:

1. Социальные (общественные) науки. Доля ЭП по этой области знаний составляет 35 %, из них 14 % - путеводители, посвященные истории и историческим личностям.

2. Гуманитарные науки. Доля ЭП составляет 23 %, причем 15 % из них посвящены литературоведению.

3. Культура. Наука. Просвещение. На долю ЭП по этой группе областей знания приходится 19 %, включая 12,5 % путеводителей, посвященных библиотечному делу.

Как показал анализ, полностью отсутствуют ЭП по сельскому и лесному хозяйству. Нечасто создатели ЭП обращаются к таким областям знания, как естественные науки, техника, здравоохранение - их доля суммативно составляет лишь 20 %.

С точки зрения наличия или отсутствия печатного аналога путеводители поделились на две группы:

• ЭП, не имеющие печатного аналога, то есть созданные сразу же в электронной форме.

Рис. 2. Распределение электронных путеводителей по областям знания Fig. 2. Distribution of electronic guides by knowledge area

Они составили большую часть анализируемого массива - 84,5 %. Примером такой разновидности путеводителей может служить «Экологическая карта Липецкой области»;

• ЭП, имеющие печатный аналог и перенесенные в электронную среду. Эту группу путеводителей (15,5 %) уместно назвать адаптированными ресурсами, поскольку их исходный текст дополнен гипертекстовыми ссылками. Например, созданный Российской государственной библиотекой путеводитель «История России в "Рунете"».

Распределение электронных путеводителей по носителю информации отражаемых объектов выявило три группы ЭП. Наиболее многочисленную группу (58,5 %) составляют ЭП по ЭИР, представляющие собой перечень аннотированных ссылок для перехода на другие сайты и порталы. Например, ЭП, созданный Архангельской областной научной библиотекой им. Н. А. Добролюбова «Библиотеки в интернете». Затем следует группа ЭП по печатным информационным ресурсам (23 %). Эти путеводители включают библиографическое описание, дополненное обложками книг и/или краткими аннотациями и/или сведениями об авторах. Примером может служить подготовленный Российской национальной библиотекой путеводитель по справочным и библиографическим ресурсам «Биология».

Самой малочисленной (с точки зрения носителя информации) является группа ЭП смешанного типа (18,5 %): путеводители включают сведения как о печатных, так и об электронных информационных ресурсах. Примером такого ЭП может служить «Литературная карта Воронежской области» Воронежской универсальной научной библиотеки им. И. С. Никитина. Следует особо подчеркнуть, что именно эта группа путеводителей максимально полно соответствует предлагаемому нами определению «электронный библиографический путеводитель». Эти путеводители органично совмещают признаки библиографических пособий и справочных изданий с максимальной ориентацией на использование в электронной среде, поскольку обладают мультимедийно-стью и гипертекстовостью.

Итак, исследование показало, что больше половины (58,5 %) ЭП на сайтах библиотек представляют собой просто перечень интернет-ссылок, то есть отражают электронную природу этого вида цифровых ресурсов, не располагая при этом собственно библиографическими и справочными элементами. Это обстоятельство побудило нас более тщательно изучить состав элементов и структуру остальной доли (41,5%) обследуемых путеводителей.

Состав и структура электронных путеводителей

Библиографическая природа ЭП и классическая методика создания библиографических пособий, приведенная в «Справочнике библиографа» (2014), предопределяют трехчастную структуру путеводителей:

• введение (вступительная статья, предисловие и т. п.) или рубрика «О путеводителе», в которой характеризуются тематические границы, территориальные, языковые, хронологические, формальные и другие критерии отбора источников информации, способ группировки материала, целевое и читательское назначение путеводителя;

• основная часть, представляющая собой структурированный массив библиографических записей, сопровождаемых краткими справочными данными об объектах, которым посвящен электронный путеводитель;

• вспомогательные указатели (именной, предметный и др.) или поисковая строка, которые облегчают и упрощают поиск необходимых объектов в электронном путеводителе.

Анализ ЭП с точки зрения их состава и структуры показал следующее. Наиболее многочисленной (49 %) оказалась группа путеводителей, в составе которых присутствуют вступительная статья и основная часть, но отсутствуют вспомогательные указатели. В качестве примера электронного указателя с такой усеченной структурой можно привести «Путеводитель по интернет-ресурсам» Новосибирской государственной областной научной библиотеки. Следует отметить, что в этой группе ЭП используется гипертекстовое оглавление, что упрощает ориентацию по путеводителю. Вместе с тем отсутствие вспомогательных указателей, на наш взгляд, имеет негативные следствия, поскольку оборачивается ростом временных затрат пользователей из-за отсутствия удобного и облегченного поиска конкретного вида информации (предметной, географической, именной, хронологической и т. п.).

Доля полноструктурных ЭП, которые включают в себя все три части (например, созданная в Национальной библиотеке Чувашской Республики «Литературная карта Чувашии»), составила 32 %.

Наконец, на третьем месте находится группа ЭП, располагающих только основной частью (например, интернет-путеводитель «Избирательное право России» Кировской государственной универсальной областной научной библиотеки им. А. И. Герцена). В них отсутствуют какие-либо сведения об электронном ресурсе, а также не обеспечиваются вспомогательные поисковые возможности в виде указателей или гиперссылок. Доля таких ЭП составляет 19 %.

Причины, по которым библиотеки вместо полноструктурных ЭП предлагают пользователям либо перечни гиперссылок, либо различные варианты «усеченной» структуры, вполне понятны: большие временные и трудовые затраты на подготовку. Однако ЭП с «усеченной» структурой не способны реализовать тот комплекс функций, который они, согласно «Справочнику библиографа» (2014), должны выполнять: ориентирующую, методическую, обучающую. Кроме того, «усеченность» структуры, отсутствие сведений о критериях отбора и способах логической организации сведений, наносят ущерб главному преимуществу ЭП -способности обеспечивать быструю, удобную и осмысленную ориентацию в значительных объемах информации.

Основные выводы проведенного исследования

1. Электронные путеводители представляют собой важнейший вид ЭИР, создаваемых современными библиотеками. Как показал анализ, в российских библиотеках наблюдается количественный рост ЭП. Их основное назначение - ориентация пользователей в нарастающих информационных потоках. Обнаруженный на сайтах федеральных и центральных библиотек субъектов Российской Федерации массив ЭП имеет неоднородный характер. Образующие этот массив путеводители существенно отличаются по форме, составу и структуре. Представление о широком диапазоне признаков, которыми обладают современные ЭП, представленные на сайтах библиотек, дает разработанная нами многоаспектная классификация ЭП.

2. Выявленный в ходе исследования массив ЭП состоит из трех групп.

Первую, наиболее многочисленную (58,5 %), образуют ЭП, представляющие собой перечень аннотированных ссылок для перехода на другие сайты и порталы. Достоинством ЭП этой группы является возможность ориентации пользователей по определенным тематическим направлениям, недостатком - отсутствие библиографической характеристики, на основании которой пользователь мог бы оценить принципы отбора источников, получить представление о том, кто и когда подготовил ресурс. Этот недостаток заставляет пользователя, с одной стороны, повышать временные затраты на поиск, переходя от ссылки к ссылке и самостоятельно выясняя наполнение контента конкретного ресурса, с другой - сомневаться в способности библиотеки гарантировать предоставление качественной и надежной информации.

Вторая группа представлена ЭП, отражающими печатную продукцию (23 %). Достоинство

ш I-О х с ш

X

ш о.

этих путеводителей состоит в том, что они предоставляют пользователю библиографические сведения (библиографические описания, аннотации, сведения об авторах), содержат элементы визуализации (обложки книг, фотографии авторов и др.). К числу недостатков относятся те же погрешности, что и для первой группы. Кроме того, в путеводителях второй группы отсутствуют сведения о местонахождении и наличии полных текстов к приведенным библиографическим сведениям о документах, и пользователь вынужден самостоятельно искать ответ на вопрос «где я могу взять этот источник?».

Третью, самую малочисленную группу составляют ЭП смешанного типа, включавшие сведения как о печатных, так и электронных информационных ресурсах (18,5 %). Достоинством этой группы является наличие вводной части (раскрывает критерии отбора, целевое читательское назначение; приводит сведения о том, кто и когда подготовил данный ресурс, какова регулярность его обновления), структурирование основной части ЭП за счет рубрикации, использование унифицированных схем представления сведений справочного характера об однотипных объектах, предоставление пользователю возможности многоаспектного поиска через вспомогательные указатели и поисковые строки.

3. Существование разных групп ЭП на сайтах библиотек обусловлено:

• значительной трудоемкостью их подготовки. Гораздо проще и быстрее подготовить

перечень гиперссылок на определенную тему, чем разработать полноструктурный путеводитель;

• наличием, уровнем и качеством программно-технического оснащения, которое позволяет создать электронный мультимедийный ресурс, сочетающий текст, фото-, аудио- и видеоматериалы, при этом обеспеченный различными поисковыми возможностями;

• кадровым потенциалом библиотеки: создание полноценных электронных библиографических путеводителей зависит, в частности, от взаимодействия высококвалифицированного библиографа, обеспечивающего достоверность и качество наполнения, логичность и структуры ЭП, с программистом, осуществляющим выбор и подготовку программной оболочки с последующим сопровождением созданного электронного библиографического путеводителя.

4. Электронные библиографические путеводители должны строиться на принципе преемственности и соблюдения традиций создания библиографических пособий в условиях электронной среды. Игнорирование библиографической природы ЭП, забвение технологии подготовки традиционных библиографических пособий неизбежно ведут к ухудшению качества создаваемых электронных информационных ресурсов.

Список источников / References

Гендина Н. И., Валялина А. С. Электронные путеводители в структуре информационных библиографических ресурсов // Библиография и книговедение. 2018. № 5. С. 41-46 [Gendina NI and Valalina AS (2018) Electronic guides in the structure of information bibliographic resources. Bibliografiya i knigovedenie 5: 41-46. (In Russ.)].

Гендина Н. И., Колкова Н. И. Библиотека в едином информационном пространстве: необходимость создания электронных путеводителей по интернет-ресурсам // Научные и технические библиотеки. 2018. № 7. С. 43-59 [Gendina NI and Kolkova NI (2018) Library in a single information space: the need to create electronic guides to Internet resources. Nauchnye i tekhnicheskie biblioteki 7: 43-59. (In Russ.)]. DOI: https://doi.org/10.33186/1027-3689-2018-7-43-59.

Иерусалимская C. Ю. Путеводители и справочные издания середины XIX - начала XX вв. Как источник по истории культуры Верхнего Поволжья // Современные проблемы сервиса и туризма. 2011. № 2. С. 9-14 [Ierusalimskaya CYu (2011) Guides and reference publications of the mid XIX - early XX centuries. As a source on the history of culture

of the Upper Volga region. Sovremennye problemy servisa i turizm 2: 9-14. (In Russ.)].

Колкова Н. И., Скипор И. Л. Технологии создания электронных информационных ресурсов : учеб. пособие. Москва : Литера, 2013. 353 c. [Kolkova NI and Skipor IL (2013) Technologies to create electronic information resources: a textbook. Moscow: Litera. (In Russ.)].

Мангутова С. Д. Электронные путеводители по справочным и библиографическим ресурсам и обслуживание пользователей // Библиотечная жизнь Кузбасса. 2008. № 3. С. 88-90 [Mangutova SD (2008) Electronic guides on reference and bibliographic resources and user service. Bibliotechnaya zhizn Kuzbassa 3: 88-90. (In Russ.)].

Нещерет М. Ю. Путеводители по интернет-ресурсам: их назначение в библиотечно-информационном обслуживании // Библиография. 2016. № 5. С. 68-78 [Neshcheret MY (2016) Guides on Internet resources: their purpose in library and information services. Bibliographiya 5: 68-78. (In Russ.)].

Поташникова Г. И. Электронный путеводитель по ресурсам «Всё о великой войне и великой победе» эффективный жанр рекомендательной библиографии // Библиотечное дело. 2020. № 8.

С. 25-26 [Potashnikova GI (2020) Electronic resource guide «All about the great war and great victory» an effective genre of advisory bibliography. Bibliotechnoe delo 5: 25-26. (In Russ.)].

Розанова Ю. Н. Путеводитель как жанр туристического дискурса: диахронический аспект // Историческая и социально-образовательная мысль. 2017. № 5. С. 281-285 [Rozanova YN (2017) Guide as a genre of tourist discourse: diachronic aspect. Istoricheskaya i sotsial'no-obrazovatel'naya mysl'5: 281285. (In Russ.)].

Справочник библиографа / ред.: Г. Ф. Гордукалова, Г. В. Михеева. Санкт-Петербург : Профессия, 2014. 768 с. [Gordukalova GF and Mikheeva GV (eds) (2014) Bibliographer's handbook. Saint Petersburg: Profession. (In Russ.)].

Трачук Л. Ф., Швецова-Водка Г. Н., Классификация электронной библиографической продукции // Научные и технические библиотеки. 2009. № 8. С. 33-46 [Trachuk LF and Shvetsova-Vodka GN (2009) Classification of electronic bibliographic products. Nauchnye i tekhnicheskie biblioteki 8: 33-46. (In Russ.)].

Фомин А. Г. Путеводитель по библиографии, биобиблиографии, историографии, хронологии и энциклопедии литературы : сист. аннот. указ. рус. кн. и журн. работ, напечат. в 1736-1932 г. Ленинград :

ГИХЛ, Ленингр. отд-ние, 1934. 336 с. [Fomin AG (1934) Guide to the bibliography, biobibliography, historiography, chronology and encyclopedia of literature: annot. ind. of Russ. bk a. j. works printed to 1736-1932. Leningrad: GIKhL. (In Russ.)].

Электронные документы: создание и использование в публичных библиотеках : справочник / ред.: Р. С. Гиляревский, Г. Ф. Гордукалова. Санкт-Петербург : Профессия, 2007. 604 с. [Gilyarevskii RS and Gordukalova GF (eds) (2007) Electronic documents: creation and use in public libraries. St. Petersburg: Profession. (In Russ.)].

Cooper EA (1997) Library guides on the web: traditional tenets and internal issues. Computers in Libraries 9: 52-56.

Goans D, Leach G and Vogel TM (2006) «Beyond HTML: developing and reimagining library web guides in a content management system». Library Hi Tech 1: 29-53. DOI: https://doi.org/10.1108/07378830610652095.

Jerry DS (2001) The organization of electronic resources in the library and information science curriculum. OCLC Systems & Services 2: 71-78.

Monkova K and Monka P (2011) The study conditions improvement by electronic guides utilization. 11th international multidisciplinary scientific. Geoconference SGEM2011 3: 1301-1308.

ш I— О x с ш

X

ш

CL

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.