УДК 34 ШебутЯ.А., Габдулин С.С.
Шебут Я.А.
магистрант Российский университет кооперации (г. Москва, Россия)
Научный руководитель: Габдулин С.С.
профессор кафедры менеджмента и торгового дела Российский университет кооперации (г. Москва, Россия)
НАПРАВЛЕНИЯ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ
Аннотация: статья посвящена основным проблемам противодействия коррупции в Российской Федерации, а также предложены методы решения проблем антикоррупционной направленности. В работе рассмотрено формирование антикоррупционного сознания среди граждан России.
Ключевые слова: антикоррупционная политика, коррупция, противодействие коррупции, борьба с преступностью.
Введение.
Формирование правовой культуры в свете преодоления правового нигилизма является одной из важнейших государственных задач. Одним из условий этого становится развитие правового образования и воспитания подрастающего поколения.
Объектом исследования в научной работе выступают конфликтные общественные отношения, возникающие в связи с юридическим фактом коррупции, правовые проблемы регулирования коррупции.
Предметом исследования в работе являются практика применения правовых норм при борьбе с коррупцией в России.
Нормативно-правовую базу исследовательской работы составили: Конституция Российской Федерации, а также другие международные и российские нормативно-правовые акты.
Методология и методы научной работы. При исследовании антикоррупционной политики в России использовалась совокупность общенаучных (наблюдение, сбор фактов, анализ и синтез, индукция и дедукция, аналогия, сравнение, системный подход) и частно-научных (формально-юридический, системный, функциональный, сравнительный) методов познания. Кроме того, при анализе нормативных правовых актов использовались специально-юридические методы познания: формально-логический метод толкования права, сравнительно-правовой метод, правовое моделирование.
Основной текст статьи.
Неотъемлемым элементом правосознания является нетерпимое отношение к коррупции как негативному явлению, что станет возможным, когда «рядовым» гражданам будет очевиден и понятен вред от коррупционных схем, которыми зачастую пронизан наш быт. На практике реализация мер как государственных, так и общественных по противодействию коррупции встречает некоторые затруднения, так как заявленные в законе рекомендации участия гражданского общества в этом вопросе не находят отражение в «профильных» законах: «об оперативной розыскной деятельности», уголовном и уголовно-процессуальном кодексах. Очевидно, что это снижает возможность привлечения общественных институтов в антикоррупционные мероприятия [8].
Кроме того, данная сфера, особенно в образовательной системе, абсолютно непрозрачна, сведения носят конфиденциальный характер, и
получить реальную и достоверную информацию о масштабах реальной коррупции в образовании очень сложно.
Представляется, что отсутствие обозначенной политики деятельности СМИ в сфере противодействия коррупции объясняется тем обстоятельством, что большинство из них финансируется органами власти различного уровня. Как правило, публикации СМИ о коррупции используются в конкурентной борьбе в бизнесе и политике, а потому зачастую являются заказными со стороны финансирующего органа. В тесном контакте с СМИ действуют общественные организации. Деятельность некоммерческих организаций и отдельных граждан, направленная на противодействие коррупции, в современных условиях принимает более масштабные размеры.
В основном она осуществляется посредством разработки и совершенствования существующих механизмов взаимодействия гражданского общества и органов исполнительной власти, нормотворческой деятельности, а также путем оказания различной помощи гражданам в реализации их законных прав и в защите от преступных действий, в том числе и коррупционных, совершаемых должностными лицами органов исполнительной власти. Своей задачей они видят определение проблем в существующих механизмах взаимодействия государства и общества в сфере противодействия коррупции.
Таким образом, одним из ключевых условий противодействия коррупции в России выступает участие в данном процессе представителей гражданского общества, обеспечивающего существование обратной связи. Формой проявления такой связи является общественное мнение, включающее явное или скрытое отношение людей к фактам и событиям окружающей действительности. Очевидным проявлением гражданской антикоррупционной инициативы является рассмотрение обращений, содержащих информацию о коррупции, которые поступают от граждан и организаций в государственные органы.
Качество и количество таких решений будут выступать как показатели эффективности в данном вопросе. Все это будет стимулировать и обеспечивать
право граждан на антикоррупционные инициативы, в том числе в образовании. Тем не менее, даже детальное правовое регулирование гражданских инициатив само по себе не является гарантией активного использования данных институтов гражданами. Причин здесь несколько. У нас нигде в законодательстве не закреплена ответственность государственных и муниципальных органов за нежелание содействовать населению в реализации гражданских инициатив. Да и сами граждане не всегда видят положительный эффект от собственных антикоррупционных инициатив.
Особенно это актуально в образовании, где участники правовых отношений связаны надолго системой взаимных прав и обязательств. Так, участник дорожного движения, который выкладывает в интернет видео с нарушающим ПДД гаишником, может быть никогда его в жизни больше не увидит. В то время как родители учеников или студенты находятся внутри образовательной системы не один год.
Поэтому законодатель должен четко прописать защиту лица, выступившего с антикоррупционной инициативой. Понятно, что государства устанавливает уголовную ответственность за коррупцию, что есть естественная реакция властных структур на это отрицательное явление. В то же время необходимо понимать, что применение мер ответственности ориентировано на интересы общества. Именно общество, его интересы выступают конечной целью установления и применения мер ответственности за коррупцию [6].
На него же рассчитан публичный эффект от ее применения, на него ориентирована профилактика коррупционных правонарушений. Институты гражданского общества - это объединение граждан, которые хотят реализовать некие цели и задачи для разрешения собственных или общих проблем. К ним относятся общественные движения, неправительственные организации, еще неорганизованные, но уже объединившиеся неформально для консолидированных коллективных действий граждане - такие группы называют гражданскими инициативами, а также структуры, их объединяющие, например,
сетевые общероссийские или региональные неправительственные организации, общественные палаты, комитеты и т. п
Одним из важнейших факторов эффективного взаимодействия гражданского общества и государственных институтов в деле противодействия развития коррупционного сознания создание объективных и действительно работающих механизмов их реального взаимодействия. Здесь особо важен учет общественного мнения при формировании антикоррупционных государственных программ, а также при разработке нормативных актов, и их проверки на коррупционную составляющую.
На наш взгляд, для совершенствования механизмов взаимодействия и повышение значения общественного контроля над государственными институтами в деле противодействия коррупции и борьбы с этим отрицательным общественным явлением, следует расширить их точки соприкосновения, в том числе: обеспечить организацию хорошо продуманной и разработанной системы образования и воспитания, создать возможность широкого доступа граждан к нормативно-правовой информации всех ее видов, кроме секретной информации, разработать и законодательно закрепить действенные формы и способов реального вовлечения граждан в управленческую деятельность российского государства, в том числе и для обучающихся.
Реализация данных мер позволит сформировать систему, обеспечивающую противодействие коррупции не только силами государственных институтов, но и усилиями гражданского общества. Это необходимо для того, чтобы граждане понимали, как принимаются управленческие решения, направленные на противодействие коррупции как на уровне государства, так и конкретного директора школы или ректора вуза. В теоретическом плане следует расширить исследования собственно социальных целей деятельности государственных и общественных институтов, в том числе в рамках вовлечения в антикоррупционные исследования работников образования различного уровня.
Важно участи не только собственно ученых- исследователей из вузов, но и анализ разработок учителей и администрации школ, часто являющихся объектом изучения коррупционных факторов. Это позволит углубить анализ механизмов социальной и собственно правовой профилактики коррупционных рисков, выявить набор организационных, юридических, психологических и материальных средств воздействия на корректирование устойчивого антикоррупционного сознания и поведения всех участников образовательного процесса. Все это усилит реальную связь между ними, действительными социально-экономическими и иными результатами по профилактике коррупционного сознания [2].
Заключение.
Таким образом, именно формирование совместной системы борьбы с коррупцией является насущной проблемой государства. Решение данной проблемы невозможно без создания системы взаимодействия общества и государства, а именно: расширения правовых знаний граждан в области уголовного законодательства по вопросам коррупционных преступлений, формирование антикоррупционного сознания при преодоление дефектов понимания коррупционных ситуаций, неуклонное применение антикоррупционных запретов, повышение активности по данным вопросам в рамках существующих институтов, создание новых институтов в порядке гражданской инициативы. Все эти меры позволят начать формирование общественного сознания, направленного не предприятие коррупционного поведения.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от
05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. - 2014. - N 31. - ст. 4398
2. Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ (ред. от 28.12.2017) "О противодействии коррупции" // Собрание законодательства РФ. - 2008. - N 52 (ч. 1). - ст. 6228
3. Абдряхимов Б.А. Профилактика и предупреждение коррупции. российский и зарубежный опыт // Аллея науки. - 2018. Т. 4. - № 1 (17). - С. 612616
4. Булычев А.С., Сурменева Г.С., Копьев И.Г. Антикоррупционная политика в органах государственной власти // Студенческий. - 2018. - № 1-2 (21). - С. 5659
5. Кагерманов А.С. Основные направления антикоррупционной политики в России // Евразийский научный журнал. - 2017. - № 4. - С. 58-60
6. Костенников М.В., Елисеев А.В. Актуальные вопросы противодействия коррупции в государственном управлении // Уголовное судопроизводство: проблемы теории и практики. - 2018.- № 1. - С. 47-51
7. Wewer G. Politische Korruption // Politic-Lexicon. Munchen, Wein: Oldenbourg Verlag, 1994. - С. 481
Международный научный журнал «ВЕСТНИК НАУКИ» № 3 (72) Том 4. МАРТ 2024 г. Shebut Ya.A., Gabdulin S.S.
Shebut Ya.A.
Russian University of Cooperation (Moscow, Russia)
Scientific advisor: Gabdulin S.S.
Russian University of Cooperation (Moscow, Russia)
AREAS OF ANTI-CORRUPTION IN RUSSIA: PROBLEMS AND SOLUTIONS
Abstract: article is devoted to the main problems of combating corruption in the Russian Federation, and also suggests methods for solving anti-corruption problems. The paper considers the formation of anti-corruption awareness among Russian citizens.
Keywords: anti-corruption policy, corruption, anti-corruption, fighting crime.