Научная статья на тему 'Направления повышения конкурентоспособности грузовых автотранспортных предприятий: подходы к формированию'

Направления повышения конкурентоспособности грузовых автотранспортных предприятий: подходы к формированию Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
228
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕСУРСЫ / АВТОМОБИЛЬНЫЙ ТРАНСПОРТ / КОНКУРЕНТНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА / СТРАТЕГИЯ / ИННОВАЦИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Теслова Светлана Анатольевна

В статье рассматриваются основные подходы к формированию конкурентных преимуществ и направлений повышения конкурентоспособности грузовых автотранспортных предприятий (ГАТП).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Теслова Светлана Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Направления повышения конкурентоспособности грузовых автотранспортных предприятий: подходы к формированию»

Empirical Analysis [Text] / Z. Acs, D. Audretsch // American Economic Review, 1988. September.

7. Розанова Н.М. Структура рынка и стимулы к инновациям [Текст] / Н.М. Розанова // Проблемы прогнозирования - 2002. - № 3 - С. 93-108.

8. Berle A.A. The Modern Corporation and Private Property [Text] / A.A. Berle, G. Means. - N.Y., 1932.

9. Lazonick W. Business Organization and the Myth of the Market Economy [Text] / W. Lazonick. -Cambridge University Press, 1991.

10. Макинтайр Р. Малые предприятия в экономике переходного периода: анализ проблем и экономическая политика [Текст] / Р. Макинтайр // Экономическая наука современной России - 2002. - № 1. - С. 121-141.

11. Бирюков В.В. Время как фактор развития

экономики в рыночных условиях: монография

[Текст] / В.В. Бирюков. - СПб.: Изд-во СПбГУЭф, 2000. - 256 с.

12. Голиченко О.Г. Современная технологическая революция и новые возможности инновационного развития «догоняющих стран» [Текст] / О.Г. Голиченко // Инновации. - 2010. - № 3(137). - С. 12-22.

THE FEATURES OF THE DEVELOPMENT AND INTERACTION OF THE SMALL, MEDIUM AND LARGE BUSINESS

E.V. Romanenko

This article is about the features of the development and interaction of the small, medium and large business in conditions of organization a new quality economic growth in a post industrial economy.

Романенко Елена Васильевна - кандидат экономических наук, доцент кафедры «общая экономика и право», заместитель декана факультета «Экономика и управление» Сибирской государственной автомобильно-дорожной академии (Си-бАДИ). Основные направления научной деятельности: современные механизмы взаимодействия государства и малого предпринимательства в условиях модернизации российской экономики. Общее количество опубликованных работ - 89. E-mail: romanenko_ev@sibadi. org

УДК 656.135: 339.13

НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ГРУЗОВЫХ АВТОТРАНСПОРТНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ: ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ

С.А. Теслова

Аннотация. В статье рассматриваются основные подходы к формированию конкурентных преимуществ и направлений повышения конкурентоспособности грузовых автотранспортных предприятий (ГАТП).

Ключевые слова: ресурсы, автомобильный транспорт, конкурентные преимущества, стратегия, инновации.

Введение

Современные условия функционирования ГАТП характеризуются значительным повышением уровня конкуренции вследствие роста числа хозяйствующих субъектов и нелегитимных перевозчиков, что, в свою очередь, диктует необходимость разработки адекватных стратегических направлений конкурентной борьбы, позволяющих поддержать рыночные позиции и повысить конкурентный статус. В данной ситуации фундаментальной задачей является поиск источников формирования конкурентных преимуществ ГАТП.

Основная часть

Сложившиеся подходы к определению конкурентных преимуществ ГАТП базируются на следующих основных концепциях: рыночной,

ресурсной и концепции динамических способностей. Каждая их данных концепций требует адаптации не только к современным условиям хозяйствования российских ГАТП, но и к специфике их деятельности, а также не является самодостаточной и не гарантирует обеспечения устойчивости конкурентных преимуществ в силу следующих особенностей:

- рыночная концепция статична, имеет жестко очерченные отраслевые рамки и низкий уровень определенности; акцентирует внимание в большей степени на характеристиках продукции, а не предприятия, что в значительной степени сужает область поиска источников конкурентных преимуществ;

- традиционная ресурсная концепция не дает детализированных указаний по созданию

ресурсов, обеспечивающих конкурентное преимущество, кроме того требуется дополнение метода VRIO-анализа1 ресурсов на их соответствие внешней и внутренней среде;

- для концепции динамических способностей, как особого направления ресурсной, свойственна недостаточная обоснованность источников, механизма их создания и поддержания. [3, 4]

Для разработки стратегических направлений целесообразно сочетать основные положения концепций в рамках ресурснорыночного подхода, который не отрицает их роли, а взаимно дополняет их и при этом должен учитывать особенности деятельности ГАТП (рисунок 1).

Рис. 1. Формирование конкурентных преимуществ грузовых автотранспортных предприятий

на основе ресурсно-рыночного подхода

Специфика транспортных предприятий, рассматриваемых как совокупность ресурсов, требует, чтобы их деятельность была сбалансирована как с внешней средой (с материальным производством, с природными ресурсами и инфраструктурой), так и с внутренней (сопоставление потребностей в перевозках с затратами на них), то есть не должна ограничиваться жесткими отраслевыми рамками, что предполагает рыночная концепция. [3] Данный факт дает возможность дополнить анализ ресурсов ГАТП в ключе стратегической пригодности критерием

соответствия потребностям клиентуры и направлениям деятельности, а кроме того позволяет рассматривать варианты

использования кооперативных ресурсов.

В соответствии с данным подходом стратегические направления повышения

конкурентоспособности грузовых автотранспортных предприятий должны отвечать следующим условиям:

- учет конкурентной позиции предприятия на рынке (отсутствие конкурентного преимущества, конкурентная слабость, конкурентный паритет, временное конкурентное преимущество, устойчивое конкурентное преимущество);

- стратегическая пригодность ресурсов по дополненным критериям VRIO-анализа;

- развитие имеющихся ресурсов и формирование новых с помощью финансов, процессов, персонала и клиентов, способствуя их преобразованию в конкурентные преимущества;

- развитие сотрудничества ГАТП различных размеров и форм собственности в целях формирования цивилизованного рынка автотранспортных услуг.

Обобщенный процесс разработки направлений повышения конкурентоспособности можно выразить в виде алгоритма (рисунок 2).

Анализ уровня конкурентоспособности

I

Оценка и идентификация ресурсов

1 Да

Выбор ключевого ресурса

1 Да

Да Анализ загруженности ресурса

^ Нет

Выбор направлений использования ресурса

-

Оценка инновационной восприимчивости

Нет Нет

/ |л>0

Да

Достижение нового конкурентного уровня

Да

Прогноз конкурентоспособности

Рис. 2. Алгоритм разработки направлений повышения конкурентоспособности ГАТП

Первым этапом является анализ конкурентоспособности предприятия, поскольку ее уровень определяет выбор стратегических направлений использования ключевых ресурсов, определяемых на основе критериев VRIO-анализа. Ключевые ресурсы должны максимально эффективно использоваться и обеспечивать получение предприятием прибыли, которая определяется как экономическая рента. [5, 2]

Ключевой ресурс, потенциально являющийся источником конкурентных преимуществ, может не использоваться предприятием в полной мере. Поэтому стратегия должна строиться не только на развитии данного ресурса и предприятия в целом, но и задействовать ресурсы других участников рынка, позволяя развиваться сотрудничеству в рамках формирования сетевых структур, которые позволяют генерировать отношенческие ренты2 и являются важным средством создания экономической ценности. Такой подход подразумевает, что предприятия не должны тщательно оберегать ценные ресурсы, а распространять, например, навыки и опыт в сети для для лучшей координации и достижения более высоких межорганизацион-ных синергетических эффектов. [6]

С учетом такого подхода, а также конкурентной позиции предприятия на рынке могут применяться следующие стратегические направления:

- предприятиям с достаточно высоким уровнем конкурентоспособности,

обладающим стратегически важными,

эффективно загруженными ресурсами, целесообразно придерживаться стратегии стабилизации и удержании своих позиций на рынке, то есть сконцентрировать силы на повышении качества и совершенствовании оказываемых автотранспортных услуг, поиске новых незанятых рыночных ниш, поддержании имиджа предприятия;

- предприятиям с низким конкурентным уровнем целесообразно развивать сотрудничество с другими участниками рынка путем объединения или обмена незагруженных ресурсов, которые могут стать источниками конкурентных преимуществ, с целью достижения наилучших экономических результатов.

Изменения, связанные с разработкой и реализацией стратегии, предполагают осуществления «инноваций». Данное понятие имеет широкое значение и распространяется не только на новые продукты или технику, но и на нововведения в организационной, финансовой и других сферах, которые в свою очередь являются результатом использования такого ресурса, как способности. [7]

Поскольку при разработке направлений повышения конкурентоспособности стоит задача повышения эффективности аппарата и системы управления, организационной структуры, результативности производства, критерием, определяющим способность предприятия использовать инновации для достижения желаемого результата, т.е. в данном случае достижения каждого нового конкурентного уровня, критерием может служить коэффициент инновационной восприимчивости организационных нововведений:

4

0 *}

где ^ - число осуществленных организационных нововведений с учетом группы новизны; 1о

- общее число инновационных предложений в организационной сфере; к - коэффициент, учитывающий степень новизны нововведений, 0< ^<1.

В зависимости от уровня новизны коэффициент к принимает следующие значения:

- нововведения на основе модификации 0< к<0,3;

- на основе модернизации 0< к<0,6;

- на основе новых для предприятия, но не новых для рынка новшеств 0,6< к<0,9;

- на основе новых для рынка новшеств 0,9< kj<1. [1]

Помимо повышения уровня конкурентоспособности и общей устойчивости ГАТП результатами разработки стратегических направлений являются:

- повышение результативности и эффективности производства;

- рост темпов научно-исследовательских разработок;

- рационализация структуры производства и использования ресурсов;

- обеспечение более эффективного использования основного и оборотного капитала, экономия материальных ресурсов;

- более полное удовлетворение спроса потребителей;

- увеличение объемов перевозок, выход на новые рынки;

- формирование имиджа ГАТП;

- формирование цивилизованного рынка грузовых автотранспортных перевозок.

Заключение

Использование подхода, сочетающего основные положения концепций формирования конкурентных преимуществ, позволяет разработать наиболее эффективные с точки зрения экономической выгоды и использования объединенных ресурсов стратегических вариантов, а их выбор на основе всестороннего анализа ресурсов предприятия и оценки его конкурентного положения способствует укреплению позиций на рынке в долгосрочной перспективе.

Примечания

VRIO-анализ подразумевает оценку ресурсов и способностей по следующим критериям: ценность (value), редкость (rarity), имитируемость (imitability), организованность (organization). [2, 6]

2 Отношенческая рента - сверхприбыль, совместно извлекаемая в результате взаимоотношений обмена, которую предприятия не могут получить изолированно друг от друга. [7]

Библиографический список

1. Г.И. Жиц, А.Ю. Сидоров. О некоторых подходах к оценке параметров инновационной

деятельности автотранспортных предприятий. // Инновации. - 2009. - № 1 (123);

2. Коллис Дэвид Дж., Монтгомери Синтия А. Корпоративная стратегия. Ресурсный подход./ Пер. с англ. - М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2007. - 400 с.: ил.;

3. Организационно-экономические аспекты развития транспортных систем и предприятий автотранспорта в современных условиях [Текст]

: монография / В. В. Бирюков, Л. В. Эйхлер ; СибАдИ. - Омск : СибАДИ, 2008. - 330 с. : ил., табл.;

4. Оценка конкурентоспособности

предприятий (организаций). Теория и методология: Учебное пособие / В.В. Царев, А.А. Кантарович, В.В. Черныш. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. - 799 с.: табл.;

5. Сарычев А.Е. Оценка ресурсов и споосбностей компаний в условиях динамизма внешней среды и глобализации // Российское предпринимательство. - 2008. - №7 (2). - с.44 -49;

6. Третьяк О.А. Своеобразие

отношенческого подхода к стратегическому управлению // Российский журнал менеджмента.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- 2009. - №3. - с. 61 - 64;

7. Экономика автомобильного транспорта: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / [А.Г. Будрин, Е.В. Будрина, М.Г. Григорян и др.]; под ред. Г.А. Кононовой. - 3-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 320 с.

INCREASING THE MOTOR TRANSPORT ENTERPRISE’S COMPETITIVENESS: APPROACHES TO DIRECTION

S.A. Teslova

The article reviews the main approaches to creating competitive advantages and ways of increasing the Motor Transport Enterprise’s competitiveness.

Теслова Светлана Анатольевна - старший преподаватель кафедры «Экономика и управление предприятиями» Сибирской государственной автомобильно-дорожной академии. Основное направление научных исследований - конкурентоспособность грузовых автотранспортных предприятий в современных условиях. Общее количество публикаций - 19.

E-mail: sa-bogdanova@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.