Научная статья на тему 'Направления посттрансформационого развития субъекта Российской Федерации (на примере Пензенской области)'

Направления посттрансформационого развития субъекта Российской Федерации (на примере Пензенской области) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
125
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / ТРАНСФОРМАЦИЯ / ПОСТТРАНСФОРМАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / РЕГИОН / ТЕРРИТОРИЯ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / SOCIO-ECONOMIC SYSTEM / TRANSFORMATION / POST TRANSFORMATIONAL DEVELOPMENT / REGION / TERRITORY / STATE REGULATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Васин С. М.

В статье изложены результаты комплексного исследования трансформационных процессов в социально-экономической системе на федеральном и региональном уровне, выраженные в конкретных направлениях территориального развития на примере одного из субъектов Российской Федерации – Пензенской области. Затронуты экономические и социальные вопросы развития территории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Directions posttransformational development of the Russian Federation (for example of the Penza region)

The paper presents the results of a comprehensive study of the transformation processes in the socio-economic system at the federal and regional level, expressed in specific areas of regional development on the example of one of the subjects of the Russian Federation the Penza region. Affected by the economic and social issues of territory.

Текст научной работы на тему «Направления посттрансформационого развития субъекта Российской Федерации (на примере Пензенской области)»

ИЗВЕСТИЯ

ПЕНЗЕНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА имени В. Г. БЕЛИНСКОГО ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ № 28 2012

IZVESTIA

PENZENSKOGO GOSUDARSTVENNOGO PEDAGOGICHESKOGO UNIVERSITETA imeni V. G. BELINSKOGO PUBLIC SCIENCES № 28 2012

УДК 332.053

НАПРАВЛЕНИЯ ПОСТТРАНСФОРМАЦИОНОГО РАЗВИТИЯ СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ)

© С. М. ВАСИН

Пензенский государственный педагогический университет им. В. Г. Белинского, кафедра менеджмента и экономических теорий e-mail: pspu-met@mail.ru

Васин С. М. - Направления посттрансформационого развития субъекта Российской Федерации (на примере Пензенской области) // Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского. 2012. № 28. С. 266-271. - В статье изложены результаты комплексного исследования трансформационных процессов в социально-экономической системе на федеральном и региональном уровне, выраженные в конкретных направлениях территориального развития на примере одного из субъектов Российской Федерации - Пензенской области. Затронуты экономические и социальные вопросы развития территории.

Ключевые слова: социально-экономическая система, трансформация, посттрансформационное развитие, регион, территория, государственное регулирование.

Vasin S. M. - Directions posttransformational development of the Russian Federation (for example of the Penza region) // Izv. Penz. gos. pedagog. univ. im.i V. G. Belinskogo. 2012. № 28. P. 266-271. - The paper presents the results of a comprehensive study of the transformation processes in the socio-economic system at the federal and regional level, expressed in specific areas of regional development on the example of one of the subjects of the Russian Federation - the Penza region. Affected by the economic and social issues of territory.

Keywords: socio-economic system, transformation, post transformational development, region, territory, state regulation.

Эффективность развития России зависит от существующего состояния социально-экономических отношений, которые регламентируют использование факторов производства, формирующих в свою очередь территориальный потенциал. В таком мультирегиональном государстве, как Российская Федерация, эффективность использования каждым субъектом собственного территориального потенциала и, как следствие, эффективность регионального управления зависит, с одной стороны, от спектра полномочий, предоставляемых государством, и федеральной поддержки, с другой - от умения оптимально распорядиться имеющимся территориальным потенциалом. Именно поэтому целостную социально-экономическую систему федеративного государства следует строить с учетом специфических особенностей всех его субъектов, иначе сформируется лишь подобие системы, в котором одни элементы (регионы) будут едва заметны, роль же других, напротив, будет преувеличена.

В настоящее время осуществление приоритетного развития по социальному пути чрезвычайно сложно из-за нестабильной экономической ситуации в стране и ее критической зависимости от внешней конъюнктуры. Именно поэтому в первую очередь необходимо

реализовать возможности региона в области экономического развития, что позволит приобрести определенную независимость, сглаживающую внешние негативные воздействия, а также неблагоприятные экономические тенденции в развитии нашего государства. Этим качествам в перспективе должна отвечать трансформационная социально-экономическая модель, которая призвана помочь в переходе к социально-ориентированной рыночной экономике. Новые социально-экономические отношения переходного периода, в том числе отношения федерального центра и регионов не позволяют государственной волей распределять хозяйственные ресурсы и продукцию, принимать решения по размещению и модернизации частных предприятий, ограничены и другие возможности, которые имеют собственники средств производства. Вместе с тем, государственная власть имеет собственные механизмы, с помощью которых она может увеличивать привлекательность тех или иных отраслей, конкретных производств, способствуя целевому развитию предпринимательства. С помощью таких механизмов следует развивать ключевые региональные компетенции, формируя целевые установки и осуществляя стратегическое развитие территории.

Вместе с тем, осуществление мероприятий по развитию реальной экономики региона в процессе функционирования трансформационной социальноэкономической модели приблизит область к построению социально-ориентированной рыночной экономики, в которой любые экономические преобразования будут осуществляться лишь после детального анализа потенциальной реакции социальной сферы.

нет сомнения, что несмотря на некоторую автономию функционирования социальной системы в Пензенской области по причине высокого дотационного уровня региона, функционирование большинства социальных показателей в той или иной мере зависит от результативности деятельности экономической составляющей субъекта.

Сформулируем некоторые ориентиры становления и развития традиционного производства в Пензенском регионе. В области промышленности первого сектора экономической системы группы материального производства, к которой относятся отрасли добывающей промышленности, топливная, черная и цветная металлургия, перспективы крайне низкие из-за отсутствия стратегических месторождений полезных ископаемых. Электроэнергетика, имея большое значение в структуре производства, также не имеет собственной достаточно обеспеченной природными условиями базы, тем не менее, из-за высоких цен на электроэнергию необходимо стимулировать модернизацию имеющихся мощностей по ее производству, а также внедрение энергосберегающих технологий. Лесная (лесозаготовительная) промышленность имеет незначительные перспективы из-за ограниченности лесных ресурсов.

Особое значение из первого сектора материального производства для Пензенской области имеет сельское хозяйство в связи с благоприятными климатическими условиями и преобладанием плодородных черноземных почв. При определении мест локализации тех или иных культур следует руководствоваться распределением по территории области климатических зон, типов почв, а также сложившуюся на сегодняшний день систему удельных весов пашни в структуре земельных угодий. Высокое значение имеет распределение плотности населения по территории региона: трудоемкие производства целесообразно размещать в местах с более высокой плотностью населения (особенно сельского), это позволить снизить расходы на привлечение рабочей силы из других районов.

Важнейшую роль экономического развития Пензенской области играет животноводство, которое из-за достаточных различий по территории региона в климате, выращивании кормовых культур, также может быть эффективно локализовано в процессе территориального размещения.

Для выравнивания интенсивности сельскохозяйственного производства по территории области, чтобы избежать перегрузки одних районов и недоиспользования ресурсной базы других, следует стимулировать обратно пропорциональное изменение соотношения растениеводства и животноводства с сохранением тенденций комплексности производства.

необходимо отметить, что после разработки схемы сельскохозяйственного производства по Пензенской области, Правительству региона необходимо сформировать план поддержки обновления основных фондов, поскольку в настоящее время без проведения подобных мероприятий достичь роста эффективности сельского хозяйства в долгосрочном горизонте невозможно при самых благоприятных природных условиях. Следует отметить, что в настоящее время развитию сельского хозяйства уделяется значительное внимание и на федеральном уровне в рамках соответствующего приоритетного национального проекта, подразумевающего значительную государственную поддержку сельхозпроизводителям.

Какие же механизмы государственного воздействия могут выступить стимулом в развитии регионального сельского хозяйства? Приведем некоторые варианты.

Во-первых, на региональном уровне организационным механизмом стимулирования развития ключевого производства должна быть разработанная стратегия регионального социально-экономического развития, в ее структуре стратегия инвестиционного развития региона, а также программа реализации стратегии.

Во-вторых, как было отмечено ранее, эффективной формой государственного стимулирования развития сельского хозяйства является льготное кредитование: погашение части процентов по банковским кредитам на организацию и развитие сельскохозяйственного производства за счет федерального и регионального бюджетов. При этом должны отсутствовать ограничения по форме использования кредитных средств при условии, что они направлены на развитие сельского хозяйства. Организация технического, земельного, трудового обеспечения и т. п. должна осуществляться по усмотрению предпринимателя.

В-третьих, сходной формой стимулирования выступит выдача поручительств Правительства области наиболее успешно развивающимся сельскохозяйственным предприятиям, в целях повышения заинтересованности организаций финансово-кредитной сферы в их кредитовании или инвестировании.

В-четвертых, для вновь создаваемых предприятий целесообразно установление льгот по оплате за использование земельных участков, по оплате других налогов и обязательных платежей, зачисляемых в региональный бюджет, в течение трех лет с момента организации хозяйства в целях развития сельскохозяйственного производства.

В-пятых, формой государственного стимулирования развития данной отрасли можно считать организацию рынков сбыта сельскохозяйственной продукции: обеспечение условий городской торговли без участия посреднических фирм, кроме случаев, когда такое участие считает целесообразным сам сельхозпроизводитель.

В-шестых, значимым стимулом выступит разработка мер по формированию государственного заказа на закупку продукции сельского хозяйства для бюджетных организаций.

В-седьмых, косвенным стимулом служит организация социальной инфраструктуры в сельских населенных пунктах - восстановление и реконструкция детских садов, средних общеобразовательных школ, домов культуры и досуга и т. п. При этом сельскохозяйственные предприятия должны быть освобождены от функций по содержанию объектов социальной сферы.

Важным стимулом формирования базового сельскохозяйственного производства является государственная поддержка развития отраслей, состояние которых прямо влияет на интенсивность функционирования сырьевых предприятий в области сельского хозяйства. Это отрасли второго сектора материального производства. Отметим, что в условиях приоритетности развития сельскохозяйственного производства следует разработать мероприятия государственной региональной поддержки создания новых и модернизации существующих предприятий перерабатывающей промышленности, а также создающих средства сельскохозяйственного производства, оборудование для переработки готовой продукции сельского хозяйства, производящих удобрения и микробиологическую продукцию, предприятий по ремонту сельскохозяйственной техники. данная совокупность перерабатывающих предприятий входит в единый агропромышленный комплекс, и ее развитие в Пензенской области позволит не только обеспечить внутренние потребности в необходимой технике, но и динамично реагировать на природные отклонения, сглаживая ряд неблагоприятных факторов. к сожалению, в настоящее время предприятия, решающие эти задачи работают не с полной отдачей. Вместе с тем весомым недостатком сегодня является их чрезмерная специализация, которая проявляется не просто в отраслевой направленности производства, но и высокой однородности продукции. При этом, выпуская однонаправленную продукцию, такие предприятия удовлетворяют лишь узкую часть всего комплекса потребностей, которые сегодня являются причиной острых проблем в сельском хозяйстве.

Сегодня на крупных промышленных площадях сельскохозяйственных предприятий необходимо содействовать размещению ряда производств, позволяющих комплексно удовлетворять потребности сельского хозяйства. Это будет способствовать не только рациональному восстановлению сельскохозяйственного производства, но и развитию, а также экономическому укреплению ряда машиностроительных предприятий региона.

Подобная ситуация характерна и для микробиологической промышленности, играющей значительную роль в сельскохозяйственном производстве и имеющей весомое значение в общероссийском масштабе.

При сохранении сложившегося положения продолжится старение имеющегося оборудования, а также дальнейшее снижение урожайности культур (при относительно неизменных климатических условиях) из-за высокой стоимости удобрений, завозимых из других регионов и т. д. Безусловно, организация новых

крупных обеспечивающих производств в настоящих условиях невыгодна, поскольку, во-первых, большой объем произведенной продукции должен быть реализован за пределы области после удовлетворения потребностей областного сельского хозяйства. Это порождает дополнительные трудности и увеличивает цену производителя. Во-вторых, собственное машиностроительное производство и производство удобрений основывается на привозном сырье, а это снизит конкурентоспособность продукции на внешнем по отношению к Пензенскому региону рынке из-за ее сравнительно высокой цены. Поэтому мы считаем наиболее целесообразным разработку механизмов государственного поддержки и регулирования новых технологических линий, а также организации предприятий малого и среднего бизнеса вблизи конкретных объектов сельского хозяйства (с учетом расстояния до необходимых транспортных линий). Эта политика позволит оперативно обеспечивать нужды сельского хозяйства необходимыми средствами производства, что позволит повысить урожайность сельскохозяйственных культур и продуктивность животноводства.

Установление приоритетных требований к развитию предприятий АПК, обеспечивающих бесперебойную работу базового сельскохозяйственного производства, дающего сырье для переработки, а также предприятий АПК, перерабатывающих сельскохозяйственное сырье, позволяет сформулировать спектр основных механизмов государственной поддержки этих производств.

Во-первых, приоритетное положение названных отраслей должно быть отражено в стратегии регионального социально-экономического развития, в том числе в стратегии инвестиционного развития региона, а также в программе ее реализации. При этом структура стратегии и стратегической программы должна быть представлена с учетом принципов системного подхода, а приоритетное развитие той или иной отрасли должно сочетаться с уровнем, интенсивностью и прогнозом функционирования предприятий других отраслей. Это означает, например, что разработка механизмов стимулирования создания предприятий перерабатывающей или пищевой промышленности, должна тесно сочетаться с мероприятиями развития базовых сельскохозяйственных предприятий - исходных для развития прочих элементов АПК в рассматриваемом регионе.

Во-вторых, в механизмах государственного стимулирования территориального развития ключевых отраслей региона должна отражаться комплексная сочетаемость предприятий. В частности, механизмы погашения части процентной нагрузки по кредитам банков за счет бюджетных средств могут быть распространены и на другие отрасли АПК помимо базовых сельскохозяйственных производств. Сохранение региональной приоритетности предприятия, установленной стратегией и программой социально-экономического развития, может быть основным условием для регионального участия в разделении процентной нагрузки.

В-третьих, аналогичным образом Правительство региона может выступать перед кредитной организацией поручителем организации рассматриваемой области деятельности в случае соответствия ключевым компетенциям области, определенным в стратегии.

В-четвертых, эффективным стимулом выступит организация государственного заказа на продукты переработки сельскохозяйственного производства в сочетании с закупками сырьевого продукта.

В-пятых, целесообразно обеспечение приоритетности предприятий АПК региона при участии в тендерах по областному заказу.

В-шестых, предприятиям, осуществляющим модернизацию производства, направленную на решение задач, поставленных в стратегии области, следует оказать поддержку со стороны областного Правительства в предоставлении отсрочек (рассрочек) по уплате налогов и других обязательных платежей, зачисляемых в областной бюджет.

В результате приоритетного развития на территории Пензенской области сельского хозяйства и его финансовой поддержки можно прогнозировать увеличение объемов производства, результаты которого выступят предпосылками развития предприятий пищевой, мукомольно-крупяной и комбикормовой промышленности, а также легкой промышленности по первичной переработке сырья. Поскольку эти отрасли сегодня в регионе наиболее развиты, необходима государственная поддержка в их модернизации и дополнении новыми предприятиями и типами переработки, причем основная поддержка должна быть сосредоточена на предприятиях малого бизнеса, размещаемых вблизи пунктов сельскохозяйственных производств. При организации такого производства следует также учитывать расстояние от места производства до места потребления из-за возможного ассортимента скоропортящейся продукции, поэтому размещение таких предприятий целесообразно в достаточно крупных населенных пунктах (например, районных центрах).

Таким образом, отметим, что приоритетным направлением экономического роста Пензенской области должно быть восстановление, укрепление и эффективное развитие агропромышленного комплекса.

Вместе с тем рассматриваемый регион имеет базу для восстановления и развития других отраслей перерабатывающей промышленности, однако в данном случае возникают особые проблемы, заключающиеся в значительном нарушении кооперационных связей, которые ранее обеспечивали предприятия разного вида сырьем и материалами, предприятия этого комплекса служили потребителями средств производства, выпускаемых пензенской промышленностью.

для восстановления предприятий отрасли машиностроение и металлообработка и дальнейшего развития машиностроительного производства в регионе существует два основных пути.

Во-первых, при сохранении прежнего производства и значительном обновлении оборудования (которое должно осуществиться при соответствующем регулировании и поддержке Правительства региона) можно восстановить прежний машиностроительный

комплекс. Однако сегодня большинство предприятий функционирует по ранее заложенным связям крайне неэффективно, около 80% производственных мощностей законсервированы, поэтому такой сценарий в настоящее время осуществить чрезвычайно сложно. Ситуация многократно усугубляется устаревшим оборудованием, что требует его почти полной замены и колоссальных финансовых вложений.

Во-вторых, при отсутствии ближайших перспектив восстановления базового производства целесообразно рассмотреть возможности переоборудования предприятий, направленного на изготовление качественно новой продукции, которая могла бы удовлетворять потребности сложившегося сегодня общества. Безусловно, кардинальная перестройка предприятий фактически невозможна, поскольку потребует еще большего финансирования, поэтому в переориентации следует руководствоваться в первую очередь потребностями населения и предприятий региона, что позволит ввести технологические линии малой мощности, которые смогли бы обеспечить внутриобластные потребности.

Механизмы государственной поддержки предприятий названной отрасли могут быть основаны на организации федерального и регионального государственного заказа, государственных инвестиций, поддержки инвестиционных форумов в целях привлечения частных инвестиций. Вместе с тем, в отношении этих предприятий следует разработать мероприятия по льготному налогообложению в первые годы освоения новых технологий.

для развития лесозаготовительной промышленности в Пензенской области недостаточны площади лесных массивов, поэтому вывоз древесины следует ограничивать с помощью государственных механизмов стимулирования образования и развития предприятий деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной отраслей при организации ранее изложенных мероприятий.

Особо следует остановиться на легкой промышленности области. Как и предприятия машиностроения, легкая промышленность работает на привозном сырье, в Пензенской области имеется ряд предприятий как по производству тканей, так и по изготовлению готовых изделий. Направления модернизации и государственной поддержки здесь должны характеризоваться не просто восстановлением имеющегося производства, но и значительным изменением качества продукции в соответствии с требованиями рынка. Особое внимание следует обратить на уровень квалификации персонала, поскольку на предприятиях часто испытывают значительные трудности в поиске современных специалистов.

Наконец, одно из самых важных производств на территории Пензенской области, обеспеченное собственными полезными ископаемыми - это производство строительных материалов. В данном случае особо усиление существующих производств должно проходить комплексно: начиная от разработки сырья и заканчивая производством качественно новых строительных материалов. В данном направлении предпри-

ятия Пензенской области могут составить серьезную конкуренцию даже иностранным производителям. На основе системной информации о региональных возможностях и межрегиональной конкуренции целесообразно на уровне и при поддержке Правительства области провести ряд выставок инвестиционных проектов предприятий указанной отрасли с целью системного привлечения инвестиций. Здесь также эффективной мерой будет льготное налогообложение и другие мероприятия, подобные вышеперечисленным.

Таким образом, трансформационная социальноэкономическая модель Пензенской области должна быть нацелена на развитие материального производства. Ключевые позиции в ней должны занимать:

- агропромышленный комплекс, включающий, во-первых, ряд отраслей сельскохозяйственного производства, размещенного в соответствии с указанными требованиями по территории региона, во-вторых, предприятия сельскохозяйственного машиностроения, ремонтные, а также производящие оборудование для последующей переработки продуктов сельскохозяйственного производства, в-третьих, производства удобрений и микробиологическую промышленность, в-четвертых, отрасли по переработке сельскохозяйственной продукции;

- предприятия, производящие строительные материалы, основывающиеся на имеющемся природном сырье;

- комплекс машиностроения, модернизированный, перестроенный и направленный, во-первых, на удовлетворения потребностей региона в товарах конечного потребления, во-вторых, в определенной мере, на удовлетворение нужд промышленности всей страны в средствах производства;

- комплекс легкой промышленности, сформированный с учетом современных мировых требований к качеству и дизайну изделий;

- деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная отрасли промышленности, эффективно функционирующие на базе собственных стабильно воспроизводящихся лесных запасов.

Не касаясь общегосударственных тенденций, которые сохраняются и в рассматриваемом регионе, отметим, что сегодня в Пензенской области необходимо улучшение социальных показателей по ряду направлений.

Во-первых, это снижение уровня безработицы. Необходимо ориентироваться на создание условий для сбалансированности экономических и социальных интересов работника и работодателя, оптимального сочетания спроса и предложения на рынке трудовых ресурсов. Ориентировочный уровень регистрируемой безработицы должен составлять не выше 2,5% от численности экономически активного населения. При этом следует уделять особое внимание региональным миграционным потокам, поскольку они могут иметь положительное значение для обогащения трудового потенциала региона новыми специалистами. Вместе с тем, следует стремиться к созданию дополнительных возможностей для трудоустройства населения, поощрять труд несовершеннолетних, повышать мотивацию к труду.

Во-вторых, рост уровня доходов населения. Непосредственно зависит от уровня развития реальной экономики. По данному параметру необходимо ориентироваться сегодня на среднероссийский показатель. Вместе с тем следует регулярно анализировать дифференциацию населения по доходам в разных отраслях и прикладывать усилия по снижению такой дифференциации. лишь в этом случае мы сможем привлечь рабочую силу к требующему развития производству. Например, приоритетное по возможностям в Пензенской области сельскохозяйственное производство имеет сравнительно низкий уровень доходов населения, что вызывает отток квалифицированных работников. Необходимо разрабатывать меры по увеличению мотивационных характеристик в необходимых областной экономике отраслях.

В-третьих, совершенствование условий потребления продукции, в том числе и расширение товарного ассортимента. Данный показатель тесно связан с развитием промышленности региона и уровнем доходов населения.

В-четвертых, снижение роста потребительских цен. Данный параметр будет реализовываться более эффективно при большей ориентации на собственные ресурсы, при лучшем их использовании, при росте производительности труда.

В-пятых, снижение дисбаланса между требующимися в регионе специалистами и теми специальностями, которые предлагают вузы. Достичь в этом оптимального результата можно будет тогда, когда работодатели, нуждающиеся в дефицитных специалистах, организуют для них хорошие условия труда и приемлемый уровень дохода, что возможно при интенсивном экономическом развитии предприятия. Также следует обратить внимание на достижение единства образовательного пространства на всей территории области, доступность и открытость услуг, предоставляемых образовательными учреждениями. Вместе с тем ключевыми мероприятиями должны являться меры по сохранению, развитию и эффективному использованию научно-педагогического потенциала региона, активному использованию информационных технологий и т. д.

Благодарности. Статья опубликована в рамках реализации ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009 - 2013 годы.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Хрусталев Б. Б., Васин С. М., Салихов Р. У. и др. Кластерные политики и кластерные инициативы: теория, методология, практика. Монография. Пенза: ПГУАС, 2012. 264 с.

2. Васин С. М. Трансформационная теория в динамике социально-экономических моделей общества // Известия ПГПУ им. В.Г. Белинского. Пенза: ПГПУ, 2011. № 24. С. 247-250.

3. Васин С. М., Шеменев С. А. Управление динамикой развития социально-экономической системы // Макроэкономические проблемы современного обще-

ства: федеральный и региональный аспекты: сборник статей IX международной научно-практической конференции / Под ред. В. Д. Борисовой, С. М. Васина. Пенза: ПГСХА, 2010. С. 3-5.

4. Васин С. М., Плешакова Н. А. Формирование системы социального развития в рыночном хозяйстве // Проблемы управления экономикой в трансформируемом обществе: сборник статей VIII международной научно-практической конференции / Под ред. И. Ю. Беляевой, С. М. Васина, В. Д. Борисовой. Пенза: ПГПУ, 2011. С. 3-7.

5. Васин С. М., Плешакова Н. А. Богатство региона как целевой индикатор социального развития // Проблема бедности и богатства в контексте концепции державносте: материалы международной научно-практической конференции / Под ред. В. М. Юрьева, И. В. Налетовой. Тамбов: Изд-во ТРОО «Бизнес-Наука-Общество», 2012. С. 168-171.

6. Васин С. М., Синявин В. Ю. Формирование концепции перспективной инвестиционной политики региональных предприятий. Монография. Пенза: ПГПУ, 2012. 196 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.