АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ
29
НАПРАВЛЕНИЯ МОДЕРНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В РОССИИ
МИХАЛКИНА Е.В.,
доктор экономических наук, профессор, Южный федеральный университет, e-mail: [email protected];
ПИСАНКА С.А.,
аспирант, Южный федеральный университет, е-mail: [email protected]
В статье проводится анализ модернизационного процесса системы пенсионного обеспечения, дается оценка эффективности от внедрения многокомпонентности структурного построения системы пенсионного обеспечения, включающей три основных элемента: единый, фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии, система условно-накопительных счетов (УНС), обязательный накопительный элемент.
Ключевые слова: модернизация; страховая (распределительная) компонента; обязательная накопительная компонента; расчетная пенсионная формула; единый фиксированный базовый размер трудовой пенсии; система условно-накопительных счетов; капитализация системы пенсионного обеспечения; модель про-видентного фонда.
The article introduces the analysis of pension system modernization process, gives the assessment of efficiency of pension system complexity structural building integration, which includes three basic elements: common, fixed and basic rate of retirement pension insurance component, notional account system, compulsive funded component.
Keywords: modernization; insurance (unfunded) component; compulsive funded component; calculated pension formula; common, fixed and basic rate of retirement pension insurance component; notional account system; pension system capitalization; provident funds.
Коды классификатора JEL: G23, H55.
Модернизация системы пенсионного обеспечения в России предполагает формирование особого новационного типа поведения экономических субъектов, направленного на качественные изменения сложившихся институциональных форм, экономическое, организационное и правовое обновление ключевых институциональных основ пенсионной системы.
Обращение к аспектам российского модернизационного процесса, к общей теории модернизации осуществлено с целью переосмысления, анализа и эффективного применения ключевых экономико-организационных и правовых императив к построению системы пенсионного обеспечения.
Дифференциация подходов, как теоретико-методологических, так и междисциплинарных, при использовании методологической парадигмы акцентирует внимание на различных аспектах модернизационного процесса, тем самым отражаясь на концептуализации самого понятия модернизация. Согласно классическому определению, модернизация (франц. moderniser от moderne — современный) означает ввод усовершенствований, отвечающих современным требованиям [6, с. 405]; переход от традиционного уклада в системе сложившихся отношений к современному типу отношений; качественное преобразование любой системы отношений.
Начало модернизации системы пенсионного обеспечения - это политический проект, целью которого является правильный выбор ориентира деятельности, от чего будет зависеть логика дальнейшего действия и социально-экономические эффекты модернизационного процесса.
На категориальном уровне «модернизация» существенно отличается от категории «реформа».
Реформа - это всегда целенаправленное, несущее кратковременное и непродолжительное по времени преобразование исторического процесса социально-экономического устройства, которое вследствие своего динамизма является частью текущей макроэкономической политики государства, направленной на прогрессивное переустройство с целью соблюдения общепризнанных социально-экономических норм, и имеющее возможность обратимости структурных изменений в социально-экономической сфере.
© Е.В. Михалкина, С.А. Писанка, 2011
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 4 Часть 3
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 4 Часть 3
Модернизация осуществляется на качественно более длительном временном интервале с целью улучшения и инновационного обновления действующих структур в соответствии с приведением их в конкурентоспособное состояние согласно требованиям современности, получая возможность перехода на новый тип развития.
За последние десятилетия накоплен определенный опыт реформирования системы пенсионного обеспечения в новых социально-экономических условиях, который в свою очередь позволяет взглянуть на процесс модернизации с точки зрения практической пенсионной деятельности и высказать определенное мнение по данной проблематике.
Пенсионное обеспечение представляет собой сложную самоорганизующуюся адаптивную систему, имеющую две принципиальные задачи. Во-первых, поддерживание целостности и стабильности всей экономической системы путем обеспечения той части населения, уровень трудоспособности которой снижается с возрастом. Во-вторых, приспособление к внешним факторам динамично развивающегося общества, к возникающим внутренним проблемам, свойственным современной функционирующей социально-экономической инфраструктуре. Так, например, проблем демографического свойства, заключающихся в снижении численности трудоспособного населения и возрастании нагрузки на систему пенсионного обеспечения.
Эти социально значимые задачи решаются комплексно при условии эффективно выстроенной системы администрирования, посредством гармоничного действия совокупности государственных институтов, институтов гражданского общества.
Модернизация определяется постоянной модификацией институтов, которые представляют собой совокупность трех основных элементов - формальных норм, соответствующих структуре базовых социальных отношений, неформальных предписаний и условий их функционирования [12, с. 7-8]. Эффективность действующих институтов заключается в согласованности и комплементарности по отношению друг к другу всех трех элементов, а возникающие противоречия на уровне действующих институтов могут способствовать их неэффективности и в дальнейшем вызывать потребность в своем усовершенствовании. Роль эффективного государства состоит в своевременном реагировании на возникающие несоответствия и в совершенствовании рассматриваемых институтов.
Таким образом, возникновение потребности в модернизационном процессе определяется необходимостью формирования института, обладающего новыми свойствами, или общей институциональной эволюцией, которая заключается в сознательном действии с целью преобразования существующего института через выявление сложившихся несовершенств, которое впоследствии трансформируется в рамках правового содержания в создаваемые законы и нормативные акты.
Современная необходимость в модернизации системы пенсионного обеспечения может выступать как сознательная, так и бессознательная реакция на острое чувство неудовлетворенности сложившейся ситуацией в системе социальной защиты населения. В свою очередь, формируется комплекс причин неудовлетворенности, и как следствие - система приоритетов (иерархия целей модернизации). На рис. 1 представлена схема возникновения потребности в модернизацион-ном процессе системы пенсионного обеспечения.
Рис. 1. Алгоритм формирования потребности в модернизационном процессе современной системы пенсионного обеспечения в России1 1 Составлено по: [3, 12, 1].
Основная цель модернизационного процесса системы пенсионного обеспечения состоит в приданий системе пенсионного обеспечения нового институционального качества и инновационных усовершенствований. Модернизационный процесс в развитии системы пенсионного обеспечения характеризуется двумя последовательными этапами. Первый этап состоит в создании эффективного механизма пенсионного обеспечения, использующего стратегию массированного комплексного воздействия на сферу регулирования вместо стратегии постепенных пошаговых изменений. Второй этап заключается в формировании стабильно функционирующей и развивающейся пенсионной системы с социально-направленной персонализацией и мотивационной согласованностью, соответствующей новому качеству общества и обновленной идентичности, без разрушения старой системы.
Модернизационный процесс повышения эффективности расчетных пенсионных формул для оценки пенсионных прав нетрудоспособного населения можно представить в виде пяти основных этапов:
I этап: 20.11.1990 г. - 31.01.1998 г. Существовавшая расчетная пенсионная формула установила жесткое влияние величины продолжительности трудового стажа, исчисляемого посредством введения показателя индивидуального размера пенсии (П%), умноженного на среднемесячный заработок пенсионера за установленный период, в соответствии с которым исчисляется пенсия (СМЗп).
II этап: 01.02.1998 г. - 31.01.2001 г. С целью более эффективного обеспечения и укрепления принципа дифференцированного учета накопленных пенсионных прав в зависимости от суммарного заработка и продолжительности трудового стажа в исчисляемый размер трудовой пенсии вводится показатель индивидуального коэффициента пенсионера (ИКП), который состоит в зависимости от величины стажа (П%), размера среднемесячного заработка пенсионера (СМЗп) и размера среднемесячной заработной платы в стране за определенный период (СМЗс2) и умножается на величину среднемесячной заработной платы в стране за квартал, предшествующий назначению или перерасчету пенсии (СМЗо1). Как следствие, модернизированная формула приобретенных пенсионных прав на основе расчета ИКП усилила «зарплатную» компоненту.
III этап: 01.01.2002 г. - 31.12.2009 г. Проводимая пенсионная реформа побудила к введению новой расчетной пенсионной формулы посредством создания многоукладной структуры трудовой пенсии, формирование частей которой происходит за счет различных средств: базовая часть (БЧ) формируется за счет ЕСН и федерального бюджета, страховая часть (СЧ) формируется за счет персонифицированных поступлений страховых взносов, накопительная часть (НЧ) формируется за счет индивидуальных пенсионных накоплений. В свою очередь, страховая часть рассчитывается на основе отношения величины показателя расчетного пенсионного капитала (РПК) к нормативно установленному периоду выплаты трудовой пенсии (Т). Величина показателя РПК определяется произведением разницы показателя величины расчетного размера трудовой пенсии (РП), зависящего от стажевого коэффициента пенсионера (СК), отношения среднемесячного
заработка пенсионера за соответствующий период к среднемесячной заработной плате в стране за тот же период ( —П ) и
среднемесячной заработной платы в РФ за период 01.07- 30.09.2001 г. (СЗП) и базовой части трудовой пенсии, равной 450 руб., к показателю величины (Т).
IV этап: 01.01.2010 г. — современный период. В результате совершенствования системы обязательного пенсионного страхования произошло изменение расчетной пенсионной формулы с особенностью формирования ее на основе двух составных частей:
• страховая часть, включившая в свой состав трансформированную базовую часть пенсии (БЧ) в форме фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии (ФБР);
• накопительная часть, выплачиваемая в пределах сумм, отраженных в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица.
В результате модернизационных усовершенствований, направленных на переход системы пенсионного обеспечения к сугубо страховому принципу функционирования, произошло преобразование показателя РПК в показатель пенсионного капитала (ПК) за счет видового расширения состава показателей, оказывающих влияние на формирование конечного размера трудовой пенсии, посредством введения показателей суммы валоризации (СВ) и суммы страховых взносов и иных поступлений в ПФР за застрахованное лицо, начиная с 01.01.2002 г. до даты назначения пенсии.
V этап. Ориентировочно 2013 - 2014 гг. Следующий, возможный виток в модернизации пенсионной формулы по приоб-
ретенным правам нетрудоспособного населения вызван растущим дефицитом финансовой прочности действующей системы пенсионного обеспечения, одной из причин появления которого является сокращение общей суммы поступающих пенсионных отчислений в связи с проводимой политикой снижения налоговой нагрузки на бизнес посредством уменьшения величины уплачиваемых страховых взносов. Новая формула для расчета приобретенных пенсионных прав представляет собой модернизированную формулу для исчисления размера трудовой пенсии с применением индивидуального коэффициента пенсионера (ИКП), которая будет состоять из четырех основных элементов: стажевый коэффициент (СК), соотношение индивидуального среднего годового заработка к среднему годовому заработку по стране ( ), средний заработок текущего года (СЗ^ з>д), а также интегрированный коэффициент, учитывающий демографическую и макроэкономическую нагрузку ) •
Практика усовершенствований расчетной пенсионной формулы показывает, что на протяжении всего анализируемого временного интервала происходит постепенное усложнение пенсионной формулы вследствие введения в ее видовой состав новых пенсионных показателей, а также наслаивание заработно-стажевой расчетной формулы на современную эквивалентную пенсионную формулу путем их слияния.
Инновацией при реализации модернизационного процесса по усовершенствованию расчетной пенсионной формулы является введение в новую расчетную пенсионную формулу ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии (Т), устанавливаемого в фиксированном текущем размере (19 лет) с минимальным значением 14 лет и оказывающим прямое влияние на величину страховой (распределительной) компоненты.
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 4 Часть 3
ТЕRRА ЕСО^ОМЮ^ ^ 2011 ^ Том 9 № 4 Часть 3
Функционирование «двойного» пенсионного законодательства, основанного как на распределительном принципе начисления пенсионных обязательств, так и на принципе начисления пенсии с учетом страхового стажа работника, определило фактическое присутствие скрытых ограничителей при расчете приобретенных пенсионных прав для действующих пенсионеров:
• стажевый коэффициент (СК), ограничивающий предельный размер прибавки за сверхстаж в размере 20% (0,55-
0,75), независимо от действительного трудового стажа;
ЗР
• отношение среднемесячных заработков (—) устанавливается в максимальном значении, равном 1,2 и означает
фактическое учитывание в пенсии той части, которая не превышает среднестатистическую зарплату в стране на 20 %, независимо от получаемой зарплаты;
• среднемесячная зарплата по стране (СЗП), утвержденная на 01.01.2002 г. в размере 1671 руб. С этой даты утверждается годовой индекс роста среднемесячной заработной платы в РФ, используемый для индексации СЧ трудовой пенсии;
• индивидуальный коэффициент пенсионера (ИКП) не может превышать величину 1,2.
Для будущих пенсионеров новая страховая формула снимает прямые ограничения на максимальный размер выплат, за исключением фиксированного значения (Т) и фиксированного базового размера страховой части (ФБРСЧ) будущей трудовой пенсии, полученного путем трансформации базовой части (БЧ) в состав страховой части трудовой пенсии.
В процессе пенсионных преобразований произошла отмена ограничений на выплату пенсий работающим пенсионерам, существовавших в период с 1998 - 2001 гг., допускающая одновременное получение достойной (без каких-либо ее урезаний) пенсии с сохранением возможности официальной работы.
Модернизация системы пенсионного обеспечения определила процесс усовершенствования инструментария повышения пенсионного благосостояния действующих и будущих пенсионеров за счет введения следующих мер, направленных на осовременивание заработанных пенсионных прав и увеличение получаемой пенсии:
• конвертация первоначального условного капитала расчетного пенсионного капитала в пенсионный капитал (РПК^ПК);
• валоризация пенсионных прав граждан, не устанавливающая ограничений в процентном соотношении, определяемая суммой валоризации (СВ) (при стаже до 2002 г.);
• перерасчет и индексация пенсий, выступающие в качестве защиты от социально-экономических изменений.
С целью смягчения негативных последствий получения будущей трудовой пенсии для работника, имеющего минимальный страховой стаж в размере 5 лет, происходит его законодательное закрепление в данном размере, что, в свою очередь, выступает демотиватором дальнейшего продолжения работы и, как следствие, уплаты страховых взносов.
Реализация инновационного варианта развития системы пенсионного обеспечения при сложившихся тенденциях формирования и использования пенсионных обязательств привела к замене ЕСН на страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, демонстрирующее скрытое ограничение будущего пенсионного обеспечения нетрудоспособных ныне работающих пенсионеров и наличие уравнительного принципа получения будущей пенсии.
В свою очередь, осуществление перехода системы пенсионного обеспечения к страховому методу финансирования пенсионных обязательств не предусматривает принятие модернизационных мер по совершенствованию и упрощению института досрочных пенсий.
Мотиватором эффективного функционирования страховой (распределительной) компоненты выступает основной метод ее финансирования - страховой, т.е. страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, реализующие эквивалентный принцип получения права на справедливое пенсионное обеспечение в будущем, а также выступающие в качестве перераспределительного механизма с целью материального обеспечения уже приобретенных пенсионных прав в форме получаемой трудовой пенсии в пользу действующих пенсионеров.
Функционирование обязательной накопительной компоненты в новаторском формате современного пенсионного обеспечения выступает в качестве основного индикатора успешности предпринимаемых модернизационных усилий по дальнейшему совершенствованию и развитию системы пенсионного обеспечения с целью достижения общегосударственной задачи финансовой сбалансированности пенсионного обеспечения нетрудоспособного поколения старшего возраста - реципиента Пенсионного фонда России, и социально-экономической защищенности занятой, экономически активной части трудоспособного населения (контрибьютора Пенсионного фонда России).
Введение обязательной накопительной компоненты в системе трудовых пенсий продиктовано адекватными требованиями цивилизованной рыночной экономики и выступает в качестве побудительного действия к формированию в России института дополнительного пенсионного обеспечения и страхования.
В процессе введения и формирования накопительной компоненты на начальном этапе можно выделить проблему «трех «не»», совокупное воздействие которых может оказывать определенные затруднения при реализации эффективного модерни-зационного процесса капитализации пенсионного обеспечения. Основными составляющими данной проблемы являются:
■ недостаток финансовых инструментов;
■ недостаточно высокая (низкая) емкость финансовых рынков;
■ невысокая надежность российских финансовых институтов.
В свою очередь, именно капитализация системы пенсионного обеспечения определяется в мощном стимулирующем факторе для развития финансовых рынков, а постепенный рост нагрузки, предусмотренный скоростью введения накопительного блока, способствует общей стабилизации рынков с точки зрения волатильности, доходности, рисков и стимулирует различные категории инвесторов, включая частный и иностранный капитал [8].
Процесс капитализации современной системы пенсионного обеспечения посредством введения обязательной накопительной компоненты характеризуется следующими основными критериями:
♦ выбранная модель функционирования обязательной пенсионной компоненты;
♦ определение возрастных когорт, участвующих в капитализации системы пенсионного обеспечения, и тарифа страховых взносов;
♦ инвестиционная стратегия повышения эффективности резервов пенсионных накоплений;
♦ вариант выплат будущих трудовых пенсий, построенных на принципе капитализации пенсионных накоплений.
Обязательный накопительный элемент модернизирующейся системы пенсионного обеспечения функционирует в
форме провидентного (централизованного государственно - накопительного) фонда с внешним управлением активами, в качестве которого выступает основной страховщик — Пенсионный фонд России. Вместе с тем данная модель не исключает присутствие и функционирование на рынке пенсионных услуг в формировании и управлении обязательной накопительной пенсионной компонентой еще одного страховщика — специфического субъекта социальной инфраструктуры и обслуживания рынка труда в форме негосударственного Пенсионного фонда.
К числу отличительных особенностей функционирующего накопительного элемента в модели провидентного фонда можно отнести следующие:
ниша, занимаемая в сфере пенсионного обеспечения накопительным компонентом, является составной частью обязательного пенсионного страхования, т.е. государственной системой социального страхования; принудительный механизм формирования накопительной части трудовой пенсии с целью постепенного снижения и дальнейшего искоренения пассивности участников пенсионного обеспечения, а также увеличения заинтересованности в формировании своих пенсионных накоплений;
государственная собственность на средства пенсионных накоплений в связи с первоначальным введением налогового метода финансирования пенсионного обеспечения (ЕСН): поступление средств ЕСН (не выступающих в качестве части зарплаты) на накопительные счета, как следствие, невозможность возникновения права собственности застрахованного лица;
ограничение возрастных когорт при формировании накопительной части трудовой пенсии. Таким образом, участником процесса формирования накопительной компоненты становится следующая возрастная когорта -застрахованные лица 1967 г. р. и моложе.
Эффективность накопительной составляющей зависит от степени активности и заинтересованности главного участника процесса капитализации - застрахованного лица, формирующего и управляющего своими пенсионными накоплениями при помощи двух основных страховщиков, представленных на рынке пенсионных услуг. В случае пассивного участия в процессе капитализации средства пенсионных накоплений аккумулируются в Пенсионном фонде России и направляются на управление с целью получения дохода от инвестирования средств пенсионных накоплений в управляющую компанию (УК) в лице государственной управляющей компании (ГУК) «Внешэкономбанк». Таким образом, государство поддерживает функционирование накопительной компоненты в современной системе пенсионного обеспечения с целью ее постепенной либерализации, а также предоставляет возможность накапливания пенсионных средств путем самостоятельного финансирования до 01.10.2013 г. (софинансирование) и перевода средств материнского (семейного) капитала на накопительную часть трудовой пенсии.
Приведенная схема должна побуждать работодателя уплачивать своему работнику достойную официальную заработную плату, т.к. одним из направлений формирования средств пенсионных накоплений являются поступающие на индивидуальный лицевой счет обязательные страховые взносы, которые составляют львиную долю приобретенных пенсионных обязательств.
Следовательно, эффективное и продуктивное функционирование системы пенсионного обеспечения, основанной на накопительном методе финансирования трудовой пенсии, ставит в зависимость всех участников пенсионного процесса капитализации, оставляя на их усмотрение и под их ответственность возможность получения достойного замещения утраченного заработка в будущем или просто трудовой пенсии.
В результате проведенных мероприятий в рамках модернизационных усовершенствований страховой (распределительной) компоненты в Ростовской области наблюдается возрастающая динамика уровня материального обеспечения людей старшего поколения в течение всего рассматриваемого периода. Необходимыми условиями осуществления данного направления модернизации являются:
♦ сохранение процентного размера индексации страховой части и фиксированного базового размера пенсии;
♦ сохранение дифференциации среднемесячной номинальной начисленной заработной плате работника в Ростовской области по отношению к среднемесячной номинальной заработной платы работника в целом по России в размере 5 949,1 руб. (на 01.01.2010 г. среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работника составила: по России - 21 193 руб [11, с. 115]; по Ростовской области - 15 243,9 руб. [9]);
♦ сохранение основной эквивалентной расчетной пенсионной формулы.
На рис. 2 представлена динамика совокупного увеличения среднего размера пенсии в страховой (распределительной) компоненте.
Согласно схеме, пенсионное обеспечение нетрудоспособного населения в Ростовской области в сравнении с показателями среднего размера пенсии в общероссийском масштабе возрастает, а в некоторые годы (2002, 2003, 2005, 2007-2009 гг.) по своим показателям даже превысило установленный средний потолок размера пенсии по России.
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 4 Часть 3
TERRA ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 4 Часть 3
D РФ, руб
пРостовская область, руб
* - в плановой оценке согласно основным показателям пенсионной системы на 2011 - 2014 гг.
Рис. 2. Динамика среднего размера пенсии в страховой (распределительной) компоненте2
Таким образом, важнейшими направлениями модернизации пенсионного обеспечения в России являются:
• усовершенствование расчетной пенсионной формулы по приобретенным правам нетрудоспособного населения;
• капитализация с последующей либерализацией средств пенсионных накоплений;
• повышение уровня материального обеспечения людей старшего поколения путем введения набора инструментов по защите и осовремениванию заработанных пенсионных прав.
При кажущейся положительной динамике увеличения материального благосостояния действующих пенсионеров в модернизирующейся системе пенсионного обеспечения изначально заложено противоречие, обусловленное необходимостью решения трех основных задач: сохранения социальной справедливости по отношению к реципиентам Пенсионного фонда России, экономической защищенности по отношению к контрибъюторам Пенсионного фонда России и общей социально-экономической стабильности в действующей системе пенсионного обеспечения. Поиск точки социально-экономического равновесия с детальным анализом существующего противоречия является основной целью модернизационного процесса системы пенсионного обеспечения.
ЛИТЕРАТУРА
1. Арзамаскин Н.Н. Соотношение понятий «переходность», «модернизация», «демократический транзит» и «трансформация» в исследовании переходной государственности // Право и политика. 2007. № 5. С. 17-21.
2. Беликова Т.Н., Минаева Л.Н. Пенсия: расчет и порядок оформления. СПб.: Питер, 2011. 224 с.
3. БелыхВ.С. Россия в лучах модернизации или новой перестройки // Юридический мир. 2010. № 11. С. 7-13.
4. Борисенко Н.Ю. Пенсионное обеспечение: Учебник. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2009. 576 с.
5. Закон № 340-1 от 20.11.1990 г. «Закон о государственных пенсиях в РСФСР»; Федеральный закон от 17.12.2001 г. № 173-Ф3
«О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
6. Новый экономический словарь / Под ред. А.Н. Азрилияна. 3-е изд. М.: Институт новой экономики, 2011. 1088 с.
7. «Новая формула позволит брать взносы со всего заработка и снизить тариф» // http://www.kommersant.ru/doc/16567637the meID=28&stamp=634593322402632151.
8. Предложения по совершенствованию пенсионной системы в России. Выход из кризиса российской пенсионной системы: возврат назад или второе дыхание реформы 2002 года? // http://www.insor-russia.ru/ru/programs/materials/1251.
9. Приложение к решению коллегии Администрации Ростовской области от 25.07.2011 г. № 69 «Основные показатели прогноза социально-экономического развития Ростовской области на 2012-2014 гг.».
10. Российский статистический ежегодник. 2010: Стат.сб. / Росстат. Р76. М., 2010. 813 с.
11. Россия в цифрах. 2011: Крат. стат.сб. / Росстат. М., 2011. 581 с.
12. Сатаров Г. Пролегомены к последней модернизации в России // Вопросы экономики. 2011. № 5. С. 4-18.
13. СоловьевА.К. Пенсионное страхование: Учеб. пособие. М.: Норма, 2008. 400 с.
14. Федеральный закон от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
15. Barr N., Diamond P. Reforming pensions: principles, analytical errors and policy directions // International Social Security Review. 2009. Vol. 62 (2). P. 5-29 // http://econ-www.mit.edu/files/4025.
16. Feldstein M.S. «Structural reform of social security // Journal of Economic Perspectives. 2005. Vol. 19. № 2. P. 33-55.
2 Источник: [10, 11].