Т. В. Рогозина
НАПРАВЛЕНИЯ МОДЕРНИЗАЦИИ ДОМАШНЕЙ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ СОВРЕМЕННЫХ ШКОЛЬНИКОВ
Рассматриваются вопросы модернизации внеаудиторной учебной работы школьников в современных условиях. Предложены направления возможных изменений в области домашней учебной работы в соответствии с идеями национальной образовательной инициативы «Наша новая школа».
Ключевые слова: модернизация, домашняя учебная работа, домашние задания, познавательная деятельность учащихся, формирование опыта выбора, индивидуальный образовательный маршрут.
170
T. Rogozina
DIRECTIONS OF MODERNIZATION OF HOUSE STUDY OF MODERN SCHOOLBOYS
The article provides a thorough insight into extra-class studies issues in modernizing school. The author suggests trends of possible change concerning homework relevant to the ideas of the national education initiative «Our New School».
Keywords: modernization, homework, home tasks, cognitive student activity, formation of choice experience, individual educational route.
Модернизация образовательного процесса в школе предусматривает решение нескольких задач, связанных с обновлением содержания образовательной деятельности учащихся, с выявлением перспективных направлений модернизации предметно-классно-урочной дидактической системы, соответствующих установкам образовательного стандарта второго поколения на достижение нового качества образования.
Одним из направлений обновления школы является изменение системы домашней учебной работы школьников как одного из видов внеаудиторной работы, входящей в образовательный процесс. Для модернизации системы домашней учебной работы школьников необходимы изменения в проектировании домашних заданий, которые являются способом управления домашней работы.
За время существования педагогической науки ученые и педагоги не раз поднимали проблему домашней работы школьников. «В ссорах на эту тему «скрещивали шпаги» наши коллеги и сто, и более лет назад» [4]. Проблемы организации домашних заданий в дореволюционной школе изучали В. П. Вахтеров, Е. Н. Водо-возова, Н. Н. Запольский, Р. В. Куницкий, И. Я. Герд. Вопросы организации домашних заданий в советской школе поднимались в работах В. А. Сухомлинского, Г. А. Аракеляна, Н. Г. Дайри, З. П. Шаба-линой, Л. Н. Скаткина. Проблема оптимизации домашних заданий школьников
рассматривалась в работах А. А. Гина, Ш. А. Амонашвили, С. С. Татарченковой, Е. В. Яновицкой, С. В. Телешова. Связь домашних заданий и организации самостоятельной работы школьника была изучена В. Е. Гурьяновым, С. В. Ивановым, Н. Н. Поспеловым, Е. С. Рябунским, К. В. Бардиным, С. В. Калининой, А. К. Громцевой. Вопросы нормирования объема домашних заданий были исследованы в работах З. С. Поповой, А. А. Кирсанова, С. Л. Менд-линой. Данные авторы рассматривали разные стороны понятия «домашнее задание»: функции, целесообразность, объем, содержание, связь с урочной деятельностью, аспекты организации, влияние личности учителя и другие. Однако проблема домашних заданий и сегодня остается актуальной, по-прежнему вызывает споры в педагогической среде, находится в центре внимания родительской общественности.
Способна ли сегодня школа изменить подходы к организации домашней работы школьников? По мнению О. Е. Лебедева, способность к изменениям и достижениям новых результатов в образовательной деятельности обусловлена тремя факторами: ресурсами, которыми обладает школа, внешними условиями, которые могут стимулировать изменения, внешними условиями, препятствующими изменениям [2].
Какие внешние условия препятствуют изменениям практики домашних заданий? Прежде всего, это ориентированность учебного процесса на содержание ЕГЭ как формы итоговой аттестации учащихся и в
связи с этим определение основной функции домашней работы школьников, особенно в 9-11 классах, как подготовки к сдаче экзамена. Домашние задания в этом случае — типовые задания из КИМов ЕГЭ по разным предметам, которые получают все ученики в классе, независимо от выбора предстоящих экзаменов. Цель данных заданий — повторение, закрепление, восполнение пробелов в предметных знаниях учащихся, а форма работы — бесконечные тренировочные тесты. За чертой остаются другие возможности домашней учебной работы, в том числе — создание условий для самообразования школьника.
По мнению Л. Л. Любимова, неэффективность государственного школьного образования обусловлена, прежде всего, «акцентом на процесс, а не на результат; зубрежка вместо понимания, осмысления, отсутствие мотивированности к обучению у детей, вытеснение познавательного интереса принуждением, вытеснение духовного воспитания резонерством, системой наказаний, трансляция социальных мифов; отсутствие даже попыток сформировать в детях способность к творчеству, к самостоятельным действиям, к инициативе, к критическому мышлению и т. д.» [3].
Задавая домашние задания, претендуя на все свободное время ребенка во второй половине дня, педагогам необходимо четко определить, какие цели выполняет домашняя работа. Как они соотносятся с целями общего образования? Какие результаты, не анализируемые учителями, приносит обязательная домашняя работа, которая не основана на познавательном интересе ребенка? Почему при отмене уроков по различным причинам программа корректируется за счет увеличения домашнего задания? Как объяснить увеличение объема домашнего задания, если запланированный материал не выполнен на уроке? Почему задание часто используется в качестве наказания? И главный вопрос: домашняя учебная
работа — это право или обязанность школьника?
Кроме внешних условий стоит рассмотреть и внутренние условия, тормозящие обновление системы домашних заданий. Одним из главных условий торможения является воспроизводство традиционной практики учителей, тиражируемой от класса к классу из года в год. В советской школе было принято задавать домашнее задание на каждом уроке, в российской школе эта традиция осталась без изменений. В ходе исследования Т1М88-2007 в разных странах был проведен сравнительный анализ особенностей организации учебного процесса по математике и естествознанию. Выяснилось, что Россия — страна, где задают больше всего домашних заданий и жестким образом контролируют их выполнение. Значительная часть времени на уроке (до 10-15 минут) отводится именно на их проверку. А организация познавательной деятельности учеников не превышает 35% (в то время как в англоязычных странах она составляет не менее 45%). Также было выявлено, что «97% задают домашнее задание на каждом или почти на каждом уроке. Это вдвое выше среднего значения в мире (43%)» [1]. Что мешает учителю отказаться от ежеурочных домашних заданий? Необходимость освоения всего учебного материала всеми учащимися класса? Боязнь нарушить школьную традицию и выглядеть белой вороной среди своих коллег? Неумение анализировать эффективность деятельности как своей, так и учащихся?
Еще одним фактором, который влияет на сохранение практики домашних заданий, является отсутствие формирования опыта выбора в течение школьной жизни. Выбор всегда связан с собственной активностью ученика, с организацией самостоятельной деятельности. «Главная проблема состоит в том, что ни выбор, ни самостоятельность не поддерживаются нашей школьной культурой» [5]. Организация домашней работы может формировать опыт
выбора при условии, что школьнику предоставлен выбор заданий по их характеру и количеству, по времени, отводимому на выполнение заданий, по методам оценивания результатов работы, по способу выполнения заданий (самостоятельным или групповым), по информационным источникам. Домашние задания, основанные на интересе и опыте ребенка, обладают наибольшим потенциалом, чем предметные задания, одинаковые для всего класса.
Какими ресурсами обладает школа для изменения домашней работы? Во-первых, это огромный временной ресурс, который за 11 лет школьной жизни только по нормам СанПина составляет примерно 5312 часов, то есть 4,5 учебных года (по 6 уроков в день при шестидневной учебной неделе). Подходы к использованию времени на домашнюю работу могут значительно влиять, а возможно — и определять качество результатов образовательного процесса. Во-вторых, это широкое использование известных дидактических возможностей организации домашней работы: индивидуализация домашних заданий, интеграция домашних заданий по нескольким предметам, различные методы оценивания работы, технологии проектной и исследовательской деятельности и прочее. В-третьих, область домашних заданий не является жестко регламентированной, в отличие от урока, следовательно, она должна быть более открыта, ценностно-ориентированна, способна к гибкости и к организационному развитию. Именно внеаудиторная учебная работа школьника сегодня может стать основным ресурсом реализации индивидуального образовательного маршрута ученика, основанного на сочетании обязательности и добровольности, на удовлетворении индивидуального интереса и склонностей, на стимулировании поисково-исследовательского начала и самообразования. Только в этом случае домашняя учебная работа будет «расти» вместе с учеником от 1 класса к 11, от 1 сентября к
31 мая, от начальной школы к старшей. В-четвертых, система домашних заданий может носить открытый характер, легко модифицироваться в ответ на изменения, происходящие в образовательном процессе на разных его этапах, может быть адаптивной для разных учащихся, дополняться элементами, не входящими ранее в традиционную систему.
Рассмотрим несколько примеров. Уменьшение объема и количества домашних заданий возможно в феврале, когда, по мнению врачей, организм ребенка наиболее истощен, требует дополнительного отдыха, прогулок на свежем воздухе и уменьшения учебной нагрузки. Домашние задания для учащихся 11 классов могут учитывать выбор экзаменов, которые предстоит сдавать выпускникам по окончании школы. В качестве элементов домашней работы можно рассматривать отдельные виды деятельности школьников после учебных занятий, в дополнительном образовании. Тогда кроме поддержания традиционной связи урока и домашней работы будут реализованы связи между домашней работой и внеурочной, внеклассной деятельностью школьника.
Какие внешние условия стимулируют изменения в рассматриваемой области образовательного процесса? Прежде всего, к основным условиям можно отнести реализацию национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», направления которой непосредственно определяют изменения в образовательном процессе в целом, а значит, и в его составляющих. Реализация идей национальной образовательной инициативы должна повлиять на изменение содержания домашней учебной работы, на создание системы домашней учебной работы для талантливых детей, на принятие принципа здоровьесбережения и здоровьесозидания как основного условия деятельности ребенка в школе и дома.
Еще одним важным внешним условием изменения практики домашних заданий
является необходимость разработки в каждой школе своей образовательной программы в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта. По данным анкетирования учителей в рамках исследования «Системы домашних заданий как инструмент управления качеством образовательного процесса», снижается количество межпредметных заданий, получаемых детьми. Высокая степень автономии преподавателей мешает согласовывать общие цели образования для конкретной параллели или класса, не говоря об отдельном ученике. Тогда как межпредметные домашние задания могли бы стать первой ступенькой внедрения в школу идеи компетентностно-го подхода, которая сегодня не находит отражения в школьной практике. Создание образовательной программы школы дает возможность преодолеть высокую степень автономии школьных учителей, организовав плодотворный диалог, согласовать позиции преподавателей разных предметов по вопросам разделения времени домашней работы, определения общих целей домашних заданий, способствующих достижению не только предметных, но и надпредмет-ных и личностных результатов их выполнения. В этом случае использование времени домашней работы школьников как области конфликта между учителями будет трансформировано в согласованное разделение временного ресурса.
Традиционное содержание домашней работы в большинстве случаев аналогично содержанию урока: те же задания и упражнения из учебника или рабочей тетради. Определение содержания в соответствии с функциями домашней работы на разных ступенях школы, переход от учебника как единственного информационного источника выполнения домашней работы к разнообразию источников (первоисточников, СМИ, интернет-ресурсов, социального опыта ребенка и его семьи и пр.) — одно из направлений модернизации системы до-
машних заданий в современной школе, решение которой позволит изменить характер заданий на дом от традиционного репродуктивного к частично-поисковым и творческим заданиям. Новые возможности домашней работы связаны с применением в практике индивидуальных и дифференцированных заданий вместо фронтальных для всего класса, с широким использованием потенциала групповой и коллективной работы, в том числе с применением ИКТ.
В условиях развития современного образовательного процесса могут произойти изменения в подходах к оцениванию результатов домашней работы ученика. Встает необходимость связи самооценки и внешней оценки, возможен переход от тотальной проверки выполнения домашних заданий к «праву на проверку и оценку». Вид оценки за работу (отметка, балл, установление наличия работы, устная оценка) и ее значимость могут быть определены до момента выполнения домашнего задания.
Анализ факторов, способствующих изменениям в образовательной системе и достижениям новых результатов в образовательной деятельности, анализ методической литературы и педагогической практики дает возможность определить и другие направления модернизации системы домашней работы школьников:
• от управления домашней работой школьников через обязательные домашние задания к самостоятельному управлению школьниками своей работой, поощрению инициативной домашней работы;
• от задавания домашних заданий как указания на домашнюю работу к согласованию целей, смыслов и содержания домашней работы;
• от одинаковых домашних заданий на разных ступенях школьного образования к определению видов работы в соответствии с функциями домашней работы на разных этапах образовательного процесса;
• от ежедневных домашних заданий к перспективным домашним заданиям, пре-
дусматривающим возможность выбора равноценных заданий, выбора планируемого уровня усвоения учебного материала, использования факультативных занятий и возможностей дополнительного образования.
Задача проектирования системы домашних заданий как части образовательного
процесса в новой российской школе ставит вопрос о необходимости педагогических исследований в области внеаудиторной учебной работы школьников и создания на их основе методических рекомендаций, способствующих реальным изменениям в школьном образовании.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Кириллова С. Зачем столько домашних заданий?! // Управление школой. 2010. № 2. С. 20-24.
2. Лебедев О. Е. Возможности современной школы // Народное образование. 2009. № 9. С. 11-17.
3. Любимов Л. Л. Школа и знаниевое общество в России // Вопросы образования. 2007. № 4. С. 116-140.
4. Телешов С. Домашнее задание: возьмем ли мы в новый век эту старую обузу? // Директор школы. 2000. № 9. С. 81-84.
5. Образование и общество: готова ли Россия инвестировать в свое будущее? Доклад Общественной палаты Российской Федерации (2007 г.) // Вопросы образования. 2007. № 4. С. 5-103.
REFERENCES
1. Kirillova S. Zachem stol'ko domashnih zadanij?! // Upravlenie shkoloj. 2010. № 2. S. 20-24.
2. Lebedev O. E. Vozmozhnosti sovremennoj shkoly // Narodnoe obrazovanie. 2009. № 9. S. 11-17.
3. LjubimovL. L. Shkola i znanievoe obwestvo v Rossii // Voprosy obrazovanija. 2007. № 4. S. 116-140.
4. Teleshov S. Domashnee zadanie: voz'mem li my v novyj vek jetu staruju obuzu? // Direktor shkoly. 2000. № 9. S. 81-84.
5. Obrazovanie i obschestvo: gotova li Rossija investirovat' v svoe buduschee? Doklad Obschestvennoj pa-laty Rossijskoj Federacii (2007g.) // Voprosy obrazovanija. 2007. № 4. S. 5-103.