ИЗВЕСТИЯ
ПЕНЗЕНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА имени В. Г. БЕЛИНСКОГО ФИЗИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИЕ И ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ № 18 (22)2010
IZVESTIA
PENZENSKOGO GOSUDARSTVENNOGO PEDAGOGICHESKOGO UNIVERSITETA imeni V. G. BELINSKOGO PHYSICAL, MATHEMATICAL AND TECHNICAL SCIENCES № 18 (22) 2010
УДК 371.30
МНОГОМЕРНЫЙ ПОДХОД К ОЦЕНКЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДОМАШНЕЙ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ ШКОЛЬНИКОВ ПО МАТЕМАТИКЕ
© М. А. РОДИОНОВ, Н. Н. ХРАМОВА Пензенский государственный педагогический университет им. В.Г. Белинского, кафедра теории и методики обучения математике е-mail: [email protected]
Родионов М. А., Храмова Н. Н. - Многомерный подход к оценке эффективности домашней учебной работы школьников по математике // Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского. 2010. № 18 (22). С. 231-233. - В статье рассматривается вопрос о домашней учебной работе школьников по математике на основе анализа различных аспектов указанной проблемы. Обоснована необходимость домашних заданий в процессе обучения математике. Показано, что их эффективность обусловлена целым рядом факторов. К ним можно отнести целесообразность и мотивированность домашнего задания, его развивающий потенциал и доступность, индивидуальный подход, перспективное планирование системы домашних заданий и систематический контроль за их выполнением. Сделан вывод о том, что многомерный подход позволяет повысить эффективность домашней учебной работы школьников по математике.
Ключевые слова: домашняя учебная работа, многомерный подход.
Rodionov M. A., Khramova N. N. - A multidimensional approach to the assessment of the efficiency of students’ homework in mathematics // Izv. Penz. gos. pedagog. univ. im.i V. G. Belinskogo. 2010. № 18 (22). P. 231-233.-
The article studies the problem of students’ homework in mathematics, which is based on the analysis of various aspects. The article also explains the necessity of the homework in the process of learning mathematics. It is shown the efficiency depends on different factors such as the appropriateness and motivation of the homework, its developing capacity and availability, individual approach, homework planning and systematic monitoring of its implementation. The article concludes a multidimensional approach improves the efficiency of students’ homework in mathematics.
Key words: students’ homework, a multidimensional approach.
В настоящее время происходит переориентация всей системы образования в сторону личности обучаемого. В связи с этим одной из важнейших задач современной школы является подготовка учащихся к осознанному и ответственному выбору жизненного и профессионального пути. Условиями достижения этой задачи являются формирование целостного представления о мире, основанного на приобретённых знаниях, умениях, навыках и способах деятельности, раскрытие в процессе обучения индивидуальных способностей и дарований ребёнка, развитие умений учащихся самостоятельно ставить цели и определять пути их достижения, использовать накопленный в школе опыт деятельности в реальной жизни, за рамками учебного процесса. Указанные цели реализуются средствами всех школьных предметов, в том числе и математики.
Обучение - двусторонний процесс: в нем участвуют учитель и ученик, деятельность которых тесно взаимосвязана. Причем главной задачей учителя является организация деятельности учащихся, в процессе которой они овладевают системой предметных знаний и способов деятельности, приобщаются к опы-
ту творческой деятельности, учатся применять его в других сферах, вне урока и т.д. В этих условиях незаменима роль домашней учебной работы школьников. Она может быть сведена к трём основным моментам. Во-первых, домашняя работа помогает индивидуализировать процесс обучения, как с точки зрения развития личностных качеств учащихся, так и усвоения знаний и способов деятельности. Любой навык становится прочным лишь после достаточного количества упражнений. Сколько нужно таких упражнений, зависит от особенностей материала и от индивидуальных особенностей учащихся. Один достигает необходимых результатов уже на уроке и дома лишь контролирует упражнениями качество навыка. Другой должен дома с помощью инструкции в учебнике или тетради ещё раз пройти все этапы формирования навыка и возвращаться к упражнениям снова и снова. На уроке такую индивидуализацию обеспечить невозможно.
Во-вторых, домашняя учебная работа служит одним из средств формирования самостоятельности школьников, навыков самообразования и самоконтроля. Выполнение домашних заданий - по сути дела, не-
ИЗВЕСТИЯ ПГПУ
Физико-математические и технические науки •
№ 18 (22) 2010 г.
сколько домашних уроков по разным предметам, в том числе и по математике, которые ученик проводит сам с собой. Чтобы успешно с этим справиться, нужно владеть общими учебными умениями и навыками, прежде всего, умениями спланировать всю работу, распределять ее во времени, умением работать с книгой, умением контролировать себя в ходе и в конце выполнения заданий. С другой стороны, эти навыки и формируются в процессе самостоятельной работы. Только в домашних условиях ученик может испробовать различные виды самоконтроля и выбрать наиболее эффективный (например, воспроизведение всего текста, ответы на вопросы, составление плана и т.д.), выявить особенности своей памяти и в зависимости от них учить урок «про себя», вслух или одновременно делая записи.
В-третьих, систематическое выполнение домашних заданий воспитывает морально-волевые качества личности. Домашняя работа, предоставляя ученику, возможность полной самостоятельности, выступает существенным фактором нравственного развития личности, если этому способствуют содержание и характер задания.
Несмотря на многообразие положительных сторон домашней учебной работы школьников, они не всегда находят своё проявление в учебном процессе. Это связано, в первую очередь, с тем, что учитель не может непосредственно контролировать процесс выполнения домашних заданий. С одной стороны, указанный факт является условием реализации всех перечисленных достоинств, с другой, создаёт определённые трудности и требует особого внимания со стороны учителя к домашней работе: постановке домашних заданий на уроке, мотивации предстоящей деятельности, подбору и формулировке самих заданий и многое другое. При решении указанных проблем необходимо учитывать целый ряд факторов: влияние на физическое, психическое и нравственное здоровье учащихся, ориентация на развитие личностных качеств и творческих способностей каждого ребёнка, решение определённых дидактических задач в плане формирования готовности к использованию полученных математических знаний в различных сферах деятельности. Мы постарались систематизировать и проанализировать перечисленные обстоятельства применительно к домашней учебной работе школьников по математике и сформулировать комплекс условий, способствующих её совершенствованию. Рассмотрим каждый из них более подробно.
Дидактическая целесообразность и педагогическая обоснованность домашнего задания предполагает чёткое определение его целей. При этом необходимо ответить на вопрос: почему данная цель не может быть достигнута непосредственно на уроке. По своим дидактическим целям домашние задания могут быть направлены на подготовку к усвоению нового учебного материала на предстоящем уроке, на повторение и закрепление изученного на уроке, на практическое применение полученных знаний, на их обобщение и систематизацию, подготовку к экзаменам и т.п.
В первую очередь, это задания, связанные с использованием дополнительного материала, проведением предварительных наблюдений, измерений перед
лабораторной или практической работой, выполнением творческих заданий (рефератов, докладов, трудоёмких заданий по изготовлению моделей, конспектированию и т.д.). Ученикам необходимо работать дома над теоретическим материалом, изученным на уроке, если в соответствии с требованиями программы он должен быть закреплён в их памяти. То же можно сказать и о выполнении упражнений, так как не всегда в рамках урока можно выполнить необходимый объём заданий, чтобы умение превратить в навык. Для учеников же, почему-либо слабо усвоивших на уроке изучаемый материал, задание имеет иной смысл: они должны дотянуться ещё до общего уровня. При этом если есть опасение, что некоторые из них не справятся с заданием, необходима помощь. Чтобы обосновать необходимость домашнего задания с педагогической точки зрения, нужно выявить взаимосвязь между видами деятельности, предлагаемыми домашним заданием и теми личностными качествами, которые должны развиваться в этой деятельности.
Задания для домашней работы должны обладать достаточным развивающим потенциалом, который может быть реализован по нескольким направлениям: а) овладение учащимися навыками самообучения и самообразования, навыками самоконтроля, осознание своего индивидуального стиля познавательной деятельности и освоение других; б) приобретение опыта творческой и исследовательской деятельности
Доступность домашнего задания обеспечивается подготовкой учащихся в течение предшествующих занятий к его самостоятельному выполнению и в ходе инструктажа непосредственно на уроке при постановке домашнего задания. Главная цель такого инструктажа заключается в рекомендациях к выполнению заданного на дом. При этом необходимо обратить внимание на следующие вопросы:
- какова цель домашнего задания;
- каков его объём, понятны ли ученикам формулировки заданий;
- каковы требования к материалу;
- как организовать работу дома.
В целом необходимо помнить, что центр тяжести по усвоению новых знаний не должен переноситься на домашнюю работу (кроме тех случаев, когда предусмотрено самостоятельное знакомство с учебным материалом).
Выполнение творческих домашних заданий должно быть обеспечено наличием у учащихся определённых умений, без которых выполнение такого задания становится невозможным.
Оптимальный выбор объёма домашнего задания. Неправильный выбор объёма домашнего задания вызывает ряд проблем. С одной стороны, проблемы педагогического плана сводятся к тому, что отсутствие, недостаточность или нерегулярность домашних заданий создают дефицит развития таких качеств личности, в воспитании которых роль домашних заданий особенно велика. В свою очередь чрезмерный объём домашних заданий может способствовать недобросовестному отношению к выполнению своих обязанностей, приобретению отрицательных привычек, мешающих учёбе.
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ►►►►►
С другой стороны возникают проблемы, связанные с физическим и психическим здоровьем учащихся. Учебный процесс сопряжен со значительной психологической нагрузкой. Он требует длительной умственной работы большой сложности и интенсивности. В период учёбы (6-20 лет) идёт процесс формирования организма и окончательное становление личности. Поэтому очень важно, чтобы занятия умственным трудом перемежались с занятиями спортом, прогулками на свежем воздухе, помощью родителям по дому. Чрезмерная перегрузка домашними заданиями отбирает часто неоправданно много времени. В результате чего, в жизни учащихся начинает преобладать статический компонент, что негативно отражается на здоровье ребёнка.
Нормы учебного времени, отводимого на учебную работу дома, определены в Санитарных правилах и нормах (СанПиН). Так в 5-6 классах оно не должно превышать 2,5 часов, в 7-9 классах - 3 часа, в 10-11 классах - 4 часа. Из расчёта, что ежедневно школьникам необходимо готовиться к 5-6 предметам на математику приходится в 5-6 классах - 25-30 мин, в 7-9 классах - 30-35 мин, в 10-11 классах - 40 мин.
Реализация дифференцированного подхода в работе с домашними заданиями. Домашнее задание является одним из средств индивидуализации и дифференциации в обучении. Если домашнее задание используется для предъявления нового материала, для применения полученных знаний - во всех случаях, когда требуется участие каждого школьника, имеет смысл единое домашнее задание. В другой ситуации уместным будет дифференцированное домашнее задание. Для школьников, которые уже овладели навыками выполнения определённых заданий, повторное выполнение таких же - требование заниженное. Было бы лучше освободить этих ребят от обязательного домашнего задания и посоветовать им поработать над заданием повышенной трудности. Индивидуализация домашних заданий может быть достигнута путём увеличения числа задач и упражнений для учащихся какой-либо одной группы класса. Это исключает или уменьшает возможность проверить в классе те задачи, которые были даны дополнительно, так как основная часть класса этих задач дома не решала. Более ценными в методическом отношении представляются такие задания, которые являются общими для всего класса, но содержат дополнительные вопросы или задачи, расширяющие их основное содержание.
Домашние задания должны быть дифференцированными не только в зависимости от уровня усвоенных знаний, но и в отношении интересов и склонностей школьников, должны быть ориентированы на освоение различных познавательных стилей учащихся.
Перспективное планирование системы домашних заданий. Для предупреждения перегрузки учащихся и правильной организации домашних заданий необходимо перспективное планирование системы домашней учебной работы школьников, в которой были бы чётко определены ответы на вопросы: что задавать, как задавать, когда задавать на дом. Домашние задания необходимо планировать так же, как и учебный материал, изучаемый на уроках.
Целесообразно разрабатывать систему домашних заданий по изучаемой теме. При этом учитель определяет объём материала, распределяет его по отдельным урокам, определяет форму и объём домашних заданий на каждом уроке, продумывает рекомендуемые методы для их выполнения. При этом важно учитывать, что система домашних заданий должна соответствовать системе уроков по теме (см. схему 1). Лишь при этом условии домашние задания позволяют осуществить связь между уроками.
Систематический контроль за выполнением домашнего задания способствует прочному усвоению знаний, своевременному устранению недочётов в знаниях учащихся, правильному отношению к домашним заданиям.
Организация домашней учебной работы школьников с учетом всех перечисленных условий и обеспечивает ее эффективность в процессе обучения математике. Предложенная методика была апробирована автором и показала положительные результаты.
Благодарности. Работа выполнена при поддержке ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» (ГК №П401 от 12.05.2010).
Схема 1