2. Катыс П. Г., Катыс Г. П. Трехмерная виртуальная реальность // Приложение к журналу «Информационные технологии». - 2000. - № 7.
3. Пак Н. И. О технологии компьютерного моделирования в образовании // Педагогическая информатика. - 1994. - № 1. - С.47-53.
4. Минькович Т. В. Классификация моделей в литературе по информатике // Информатика и образование. - 2001. - № 4. - С. 21-29.
5. Тарасова О. А. Методика обучения трехмерному компьютерному моделированию в курсе инфор-
матики профильной школы: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - СПб., 2005.
6. Макарова О. Е. Использование компьютерных моделей при изучении раздела «молекулярная физика» в средней школе: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 2003.
7. Розова Н. Б. Применение компьютерного моделирования в процессе обучения (на примере изучения молекулярной физики в средней общеобразовательной школе): Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Вологда, 2002.
ВОЗМОЖНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ДОМАшНЕй РАБОТЫ В УСЛОВИЯХ ИНфОРМАЦИОННОй
образовательной СРЕДЫ
POSSIBILITIES OF ORGANIZING HOMEWORK IN THE CONDITIONS OF INFORMATION EDUCATIONAL ENVIRONMENT
Н. Я. Салангина, О. Л. Мнацаканян
В статье рассматривается домашняя работа как вид внеурочной учебной деятельности, способствующей развитию у школьников умений самостоятельного получения знаний. Выделены требования к домашним заданиям. Показаны возможности социальных сетевых сервисов, в частности блогов, способствующие повышению качества выполнения домашней работы.
N. Y. Salanguina, O. L. Mnatsakanyan
The article deals with homework as a kind of out-of-classroom learning activity which contributes to the development of students' skills of independent learning. The authors specify certain requirements to homework and demonstrate the possibilities of social networking services, blogging in particular, that could help improve the quality of homework.
Ключевые слова: домашняя работа, домашнее задание, внеурочная учебная деятельность, социальные сетевые сервисы, блог.
Keywords: homework, home task, out-of-classroom learning activity, social networking services, blog.
Быстрые темпы роста объема накопленной человечеством информации приводит к тому, что знаний, полученных в годы учебы, как правило, хватает на очень короткий срок, а для многих направлений информация устаревает с такой скоростью, что начинать заново учиться надо, едва покинув школу или студенческую аудиторию. Но превратить учебу в бесконечный процесс невозможно, поэтому людям необходимо научиться приобретать знания самостоятельно. В результате на первое место в школе выходит не усвоение минимума знаний по ряду базовых дисциплин, что еще недавно было главной целью школьного образования, а развитие умений самостоятельно работать с информацией и применять ее при решении задач. Важная роль в формировании у школьников умения и потребности самостоятельно учиться во многом принадлежит организационным формам учебного процесса, развитие которых происходит постоянно,
так как постоянно идет развитие методической системы обучения. В настоящее время на развитие и изменения форм учебного процесса наиболее сильное влияние оказывают два фактора. Во-первых, переход школ на новые государственные образовательные стандарты, в которых определяются новые цели школьной подготовки. Во-вторых, создание и развитие информационно-коммуникационной образовательной среды (ИКОС), то есть развитие средств обучения.
В фундаментальном ядре содержания общего образования выделена специальная метапредметная группа умений, получивших название универсальных учебных действий. Именно их освоение способствует формированию у учащихся навыков самостоятельной учебной работы. Как отмечено в пояснительной записке к соответствующему разделу, «приоритетным направлением становится обеспечение развивающего потенциала новых образо-
вательных стандартов. Развитие личности в системе образования обеспечивается прежде всего через формирование универсальных учебных действий (УУД), которые выступают инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса. Овладение учащимися универсальными учебными действиями выступает как способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. УУД создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетент-ностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться» [1, с. 38]. Овладение УУД «ведет к формированию способности самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетентности, включая самостоятельную организацию процесса усвоения, то есть умение учиться» [1, с. 39]. А эффективность самостоятельной, в том числе домашней работы школьника в свою очередь зависит от умения самостоятельно учиться.
Но на уроках, как правило, большую часть времени отводят на фронтальную работу под руководством учителя. Такая работа позволяет сократить время на изучение нового материала, помогает школьникам быстрее, чем при самостоятельной работе, разобраться с новой темой, закрепить материал при решении стандартных задач или разборе типовых проблем. Но быстро освоенный материал, не закрепленный в самостоятельной деятельности, так же быстро и забывается. Кроме того, знания, как правило, редко бывают освоены на таком уровне, когда школьники начинают самостоятельно оперировать ими и применять не только в стандартных, но и в нестандартных ситуациях. Организация самостоятельной работы на уроке создает условия для закрепления и углубления приобретенных знаний, самостоятельного планирования своего времени, работы со справочными материалами, техническими средствами, имеющимися в кабинете. Кроме того, учащиеся имеют возможность консультирования с учителем и товарищами, но временные затраты на изучение тех или иных вопросов резко возрастают, поэтому такая работа должна выступать как переходная форма от урока к самостоятельной учебной работе дома и не занимать все учебное время. В связи с этим все большее значение в подготовке подрастающего поколения отводится внеурочной учебной деятельности.
В соответствии с определением, данным в педагогической энциклопедии, «Внеурочные учебные занятия -различные виды самостоятельной учебной деятельности школьников. Часть внеурочных учебных занятий непосредственно связана с уроками - выполнение текущих домашних заданий, подготовка докладов, рефератов для выступления в классе, написание сочинений. Другая часть внеурочных учебных занятий связана с уроками опосредованно и выполняется в свободное от изучения школьной программы время. Это кружки, факультативные занятия, спорт, секции, индивидуальные занятия искусством, техническим творчеством, призванные удовлетворять разнообразные интересы учащихся и их стремление к самостоятельной образовательной деятельности по своему
выбору» [2, с. 151]. Из определения видно, что внеурочные учебные занятия подразделяются на две группы, одна из которых является непосредственным продолжением учебного процесса, чаще всего называется домашней работой и направлена на выполнение домашних заданий.
Если обратиться к истории, то можно увидеть, что домашние задания существуют несколько веков. Но если в Древнем Риме или Братских школах Украины и Белоруссии в ХУ!-ХУН вв. они были скорее исключением, чем правилом, то с момента разработки и распространения классно-урочной системы обучения домашние задания становятся обязательной формой учебной работы. Однако несмотря на то, что классно-урочная система уже несколько веков остается одной из наиболее широко распространенных и использующихся во всем мире, дискуссии и споры по поводу достоинств и недостатков отдельных ее компонентов не прекращаются. Больше всего противоречивых мнений высказывается по поводу домашних заданий. Например, Л. Н. Толстой был противником домашних заданий и отменил их в своей Яснополянской школе. К. Д. Ушинский, наоборот, считал, что без домашних заданий учеба невозможна, так как это одна из главных форм самостоятельной деятельности ученика.
В истории образования России самые жаркие споры по поводу домашних заданий проходили в 1920-е, 1960-е и 1090-е гг. С приходом советской власти домашние задания официально отменили как буржуазный пережиток, но вскоре вернули, так как успеваемость учащихся снизилась. После этого долгое время данный вопрос в нашей стране не поднимался, но в 1960-е гг. опять начали пропагандировать опыт организации обучения без домашних заданий, когда вся работа над материалом проводилась только на уроке, однако и данный эксперимент себя не оправдал, поэтому был прекращен. Но политические изменения всегда влияют на образовательную систему, поэтому и вопрос о домашних заданиях вновь был поднят в конце ХХ в. В 1987 г. был описан опыт грузинских психологов и педагогов по обучению детей начальных классов без домашних заданий. Во время перестройки за данной публикацией последовали другие, и дискуссия вновь возобновилась.
В двояком отношении к домашним заданиям наша страна не является исключением. Например, мнение норвежского доктора С. Фредриксена о том, что «домашнее задание - это нарушение прав человека. Домашние задания посягают на свободное время ребенка» [3], вызвало жаркие споры и разделило общество на два лагеря: сторонников и противников домашней учебной работы. В ряде стран данный вид учебной деятельности отсутствует, и многие учителя с ним даже не знакомы.
Если проанализировать развитие системы образования разных стран, то можно увидеть, что дискуссии о домашней работе учеников периодически проходят повсюду. Как у сторонников, так и у противников домашней учебной работы есть аргументы в защиту своей точки зрения. Аргументы сторонников домашней работы в большинстве своем сводятся к тому, что при работе в классе самостоятельная работа все равно организована учителем и проходит
под его управлением и наблюдением, в результате учащиеся не всегда задумываются над своими действиями, так как можно спросить у учителя или товарищей или просто списать задание. А в домашней обстановке ученик сам не только выполняет работу, но и планирует все ее компоненты, такие как время выполнения задания, их последовательность, занимается подбором нужной дополнительной информации в книгах или Интернете, выбирает алгоритм выполнения задания и т. п. Такая деятельность способствует развитию навыков самостоятельной учебной работы и служит хорошей основой для дальнейшей жизни. Главный аргумент противников домашней работы состоит в том, что школьники часто оказываются перегружены, что время, затрачиваемое на выполнение домашней работы, иногда превышает всякие разумные рамки. С этим аргументом тоже трудно не согласиться, так как подобная проблема существует во многих школах. Все это позволяет сделать вывод о том, что однозначно относиться к домашним заданиям невозможно. Практика показывает, что в одних случаях результаты работы без домашних заданий могут быть положительными, в других - отрицательными. Такое расхождение привело к тому, что именно данная проблема дидактики на протяжении очень продолжительного времени вызывает наибольшее число споров. Скорее всего, получить однозначный ответ на вопрос о том, нужны ли домашние задания, просто невозможно, так как надо учитывать практически бесконечное число факторов, влияющих на результаты учебного процесса. Это особенности учащихся класса (возрастные, психологические, физические, умственные и др.), профессионализм учителя, особенности изучаемого предмета и многое другое. Все это говорит о том, что данная форма деятельности школьников, несмотря на ее многовековую историю, все еще нуждается в изучении и совершенствовании.
В настоящее время наиболее важными для подготовки к жизни в быстро меняющемся мире становятся навыки самостоятельной работы. Так как они развиваются преимущественно при самостоятельном выполнении домашних заданий, то отказ от них может привести к тому, что развитие навыков самостоятельного приобретения знаний будет идти намного медленнее и слабее, чем при использовании домашних заданий. Домашняя учебная работа, как никакая другая форма обучения, воспитывает самостоятельность учащихся, поэтому на данном этапе развития школы домашние задания нужны, однако требуют значительной модернизации.
Длительное время любая внеурочная деятельность в школах рассматривалась как второстепенная, данная проблема относится и к домашней работе. Если домашняя работа задается только потому, что «так положено», и серьезно не продумывается, то она, как правило, обладает целым комплексом недостатков. Если задания вызывают слабый интерес учащихся, то чаще всего выполняются несвоевременно. Однообразие планируемых заданий приводит к слабому развитию приемов мыслительной деятельности, навыков и умений самостоятельной работы. Очень часто количество, объем и характер домашних за-
даний противоречат дидактическим требованиям, так как бывают рассчитаны на абстрактного «среднего» ученика. Несмотря на то, что по объему домашняя работа не должна превышать одной трети того, что сделано на уроке в 1-7-м классах, и половины - в 8-11-м классах, эти нормы нарушаются, что приводит к перегрузке учащихся и оказывает скорее вред, чем пользу. В последнее время в моду вошли проекты, львиная доля работы над которыми тоже выносится на внеурочное время. Несогласованность учителей при планировании проектной работы часто приводит к тому, что в работе над проектами бывают задействованы одни и те же ученики, причем часто в одно и то же время, что увеличивает объем домашней работы в несколько раз и далеко выходит за допустимые нормы.
В то же время правильно организованная домашняя работа школьников позволяет получать глубокие и прочные знания, умения и навыки, а также способствует развитию навыков самостоятельного их приобретения. Она играет важнейшую роль в отработке приемов учебно-познавательной деятельности, так как, выполняя домашнее задание, учащиеся отрабатывают навыки активной умственной деятельности при работе с книгой и другими источниками информации, навыки правильной организации учебной работы, приёмы самооценки и самоконтроля. Регулярное выполнение домашних заданий включает школьников в постоянную умственную деятельность, развивает потребность в умственной работе, развивает способности рационального использования времени, позволяет вырабатывать определенный стиль учебной деятельности.
Некоторые учителя и методисты считают, что без домашних заданий невозможно полноценное усвоение и запоминание изложенного на уроке материала, так как это типичный пример самостоятельной работы учащихся, обеспечивающий единство преподавания и самостоятельного учения. Продуманное, взвешенное, интересное домашнее задание неоценимо помогает уроку.
Доля умственных занятий в человеческой деятельности непрерывно возрастает, поэтому приучение детей к систематическому умственному труду делает необходимыми домашние учебные занятия. Однако их характер, объем и сложность должны быть научно обоснованы.
Подбирая задания для домашней работы, учителю необходимо помнить, что задания в ней должны быть:
- небольшими, но содержательными, направленными на усвоение, закрепление или повторение конкретной информации, операции мышления или практического действия;
- проще и понятнее, чем выполняемые в классе;
- быть посильными для большинства учеников;
- связанными с непосредственными наблюдениями и впечатлениями школьников, особенно при составлении задач или разработке алгоритмов.
Учитель, задавая домашнюю работу, должен учитывать следующее:
1) необходимо провести краткую инструкцию о том, как выполнять задания, чтобы избежать механического копирования того, что выполнялось в классе;
2) полезно планировать индивидуальные домашние задания в соответствии со способностями и уровнем подготовки ученика или предоставлять возможность выбора заданий, отличающихся уровнем сложности и оценкой за их выполнение;
3) можно давать задание из двух частей, первая из которых будет общей для всех учащихся, а вторая, более трудная или творческого характера, выполняется учениками по желанию, но в случае правильного выполнения обязательно оценивается;
4) желательно знать, какую помощь в учебной домашней работе школьнику оказывают родители.
И наконец, все домашние задания должны обязательно проверяться учителем, в противном случае школьники быстро перестанут их выполнять, что отразится на качестве усвоения учебного материала, а также скажется на отношении школьника к учению в целом и на развитии умений самостоятельно приобретать знания в частности.
Переход системы образования к работе в ИКОС предоставляет учителям новые возможности, которые должны найти и уже в некоторых школах нашли отражение в учебном процессе не только на уроках, но и во внеурочной деятельности. Но если использование возможностей ИКОС на уроках достаточно широко отражено в методических работах, то ее использование во внеурочной деятельности, особенно в домашней работе, еще не получило должного внимания методистов. Однако развитие образовательной среды способствует изменению всех видов образовательной деятельности, в том числе и организации выполнения и проверки домашних заданий. Учителя уже начали использовать отдельные возможности ИКОС для организации домашней работы школьников. Растет число сайтов, на которых отдельные учителя и целые школы размещают информацию о домашних заданиях, которая содержит ссылки на параграфы, упражнения из учебника и других источников и т. п. (http://school.msk. ort.ru/blogs/rus-lit-azarova/, http://domzadanie.ru/, http:// informatik-13.ucoz.ru/index/domashnie_zadanija/0-33 и др.). Особенно часто задания размещают в период карантинов, очередных и внеочередных каникул (http://shk4-minyar.ucoz. ru/blog/1-0-2, http://saratovmou54.narod.ru/news.html, http:// school37k.ucoz.ru/index/domashnie_zadanija/0-100 и др.).
Однако использование ИКОС только в качестве электронного дневника для нерадивых школьников для размещения текста задания требует временных затрат, которые себя не оправдывают, поэтому на многих школьных сайтах подобная информация обновляется редко. Так как ИКОС имеет множество возможностей именно для организации домашней работы, то их надо изучать и использовать. В первую очередь такие изменения должны начать использовать учителя информатики, так как работа с компьютерной сетью и сетевыми сервисами на информатике является как средством обучения, так и объектом изучения.
Рассматривая домашнюю работу по информатике, авторы сайта «Методика преподавания информатики» [4] отмечают, что «теоретические аспекты домашней работы учащихся исследованы недостаточно, в педагогической и
методической литературе предлагаются различные основания классификации домашних заданий». Для того чтобы учителю информатики было проще разрабатывать домашнюю работу с учетом планируемых результатов, на сайте приводится несколько вариантов классификации домашних заданий. Их подразделяют по дидактическим целям, по виду учебной деятельности учащихся, а также в зависимости от типа предстоящего урока и некоторым другим признакам.
Но несмотря на то, что речь идет о домашних заданиях по информатике, авторы практически не уделяют внимания компьютеризации данного вида работы. С одной стороны, в этом есть смысл, так как домашние задания нужно давать с учетом наличия у учащихся компьютера, так как домашняя работа нуждается в создании необходимых условий для успешного его выполнения, а одним из таких условий является его доступность [4]. Но в настоящее время не осталось школ, не имеющих своих компьютерных классов, а в связи с переходом на стандарты второго поколения все школы обязаны проводить внеурочную деятельность. Следовательно, в любой школе есть возможность выделить учащимся время для самостоятельной работы на компьютере, например, для выполнения домашних заданий или для работы над проектами. Такая работа позволит повысить качество подготовки школьников по информатике, сделает домашнюю работу практически направленной, будет способствовать развитию интереса к предмету (чему не способствует безмашинный вариант его изучения). Если же при этом будет организована и сетевая работа, то это позволит еще и приблизить учебный процесс к условиям жизни в информационном обществе.
В преподавательской практике встречаются различные виды домашних работ. Это может быть работа над текстом учебника и различными дополнительными источниками информации (словари, периодическая печать, Интернет и т. д.); выполнение упражнений и решение задач, выполнение письменных работ, заполнение рабочих тетрадей на печатной основе, написание рефератов и докладов и многие другие. В последнее время предметом домашней работы часто становится какое-либо творческое действие (создание проектов, кроссвордов или же просто задания в парах и группах), которое требует не только индивидуального, но и совместного (коллективного) выполнения.
Использование социальных сетевых сервисов в организации домашней работы может оказывать быстрое, эффективное, а главное, плодотворное содействие в учебе. Это связано с тем, что данная деятельность обладает рядом особенностей и возможностей, которые не всегда присутствуют в других видах учебной деятельности. Они уже нашли применение при организации дистанционного обучения и могут быть использованы при работе над домашними заданиями. М. Л. Кондакова и Е. Я. Подгорная выделяют следующие характерные особенности применения сетевых технологий в образовательном процессе [5]:
- гибкость, адаптивность (возможность выполнять задание в индивидуальном темпе);
- интерактивность (возможность обучаться в режиме диалога со всеми участниками образовательного процесса посредством использования специализированной образовательной среды);
- асинхронность (возможность как для обучающего, так и для обучаемого реализовывать технологию обучения и учения независимо во времени, по удобному для каждого из них расписанию);
- открытость (обучающиеся имеют доступ ко многим источникам учебной информации: электронным библиотекам, базам данных, электронным ресурсам различных организаций и образовательных учреждений и др.);
- массовость (количество обучающихся становится не столь критичным параметром для эффективности технологии обучения);
- доступность (обеспечение равной возможности получения задания независимо от места проживания).
Дистанционная работа при организации выполнения домашних заданий может проводиться с использованием самых разных социальных сетевых сервисов. Одним из таких средств организации домашней работы является блог. Он позволяет индивидуализировать процесс обучения, а его «прозрачность» способствует творческому подходу ученика к выполнению заданий, поскольку при работе в нем списать практически невозможно, да и неинтересно. В то же время ученик, испытывающий затруднения, всегда может посмотреть, как выполнили работу его товарищи, попросить о помощи и оперативно получить ее. Использование блога позволяет более эффективно формировать у учеников социальные и коммуникативные компетенции путем организации открытого обсуждения любого вопроса и принятия коллективного решения.
Возможностей блога для выполнения домашнего задания достаточно много, рассмотрим некоторые из них [6]:
1. В блоге можно поместить новости, мультимедийные презентации, видео, ссылки на веб-ресурсы и многое другое. Размещенные материалы будут доступны для учеников как в школе, так и дома. Использование паролей поможет при необходимости обеспечить ограниченный доступ и приватность блога.
2. Блог позволяет организовать онлайн-обсуждение. Комментирование материалов дает ученикам возможность стать участниками учебной дискуссии и способствует формированию у них коммуникативных навыков, необходимых современному человеку для общения в интернет-пространстве.
3. При помощи блога ученики могут создавать и изменять свои публикации. Благодаря современным информационным техническим средствам школьники становятся авторами и редакторами собственных заметок в веб-пространстве. Таким образом, могут быть созданы цифровые аналоги, например, классных стенгазет.
4. С помощью собственного блога можно превратить неизбежный процесс планирования уроков в настоящее творчество. План урока, открытый для обсуждения, работа над темой, помощь и поддержка учеников в поиске ма-
териалов к уроку, рефлексия - все это, безусловно, может стать важным этапом в личностном развитии всех участников образовательного процесса.
5. Блог может служить своеобразной электронной доской объявлений как для школьников, так и для их родителей, заменив собой объявления, записанные в дневниках учеников. Одновременно появляется возможность организовать оперативную обратную связь.
6. На основе блога можно создать полноценный многофункциональный веб-сайт, используя для этого возможности тегов (ярлыков), архивирования, встраивания различных материалов, в том числе мультимедиа.
Чтобы названные возможности были реализованы, ведение образовательного блога предполагает высокий уровень информационной компетентности учителя, что является одним из обязательных требований к учителю информатики, именно поэтому данную работу в первую очередь должны начать они. Кроме того, такая особенность блога, как открытость, накладывает на педагога серьезную ответственность за материал, опубликованный в сети Интернет, который он размещает сам или рекомендует своим ученикам для просмотра с других сайтов.
Работа в блогах позволяет учителю обеспечивать систематическое наблюдение за освоением учащимися предметного курса, проводить консультации в соответствии с расписанием в режиме онлайн, а в случае необходимости оказывает им дополнительную индивидуальную помощь в онлайн- и офлайн-режимах, проверять домашние задания, контрольные и лабораторные работы, оценивать их; вести переписку с учащимися по сети с целью оптимизации их учебной деятельности в соответствии с индивидуальными особенностями каждого. То есть использование для организации домашней работы возможностей ИКОС, в частности блогов, позволяет как индивидуализировать обучение, так и организовывать коллективную работу. Учитывая привлекательность сетевой работы для современных школьников, такой подход к организации домашней работы будет им интересен, что, как правило, положительно сказывается на результатах работы. Также включение учеников в работу в сети позволит активнее развивать у них навыки, необходимые в информационном обществе.
Подводя итог, можно сделать вывод о том, что в современных условиях отказываться от домашней работы нельзя, но ее надо всегда продумывать, чтобы она стала не дополнительной нагрузкой для учеников, а способом развития у них навыков самостоятельной учебной работы и средством подготовки их к жизни. Для этого необходимо не только продумывать объем и содержание домашних заданий, но и способы организации домашней работы. Применение элементов дистанционного обучения и сетевых социальных сервисов позволит развивать у школьников навыки как самостоятельной, так и коллективной работы, а также подготовит их к дальнейшему применению данных технологий для повышения уровня своих знаний и самоподготовки.
список источников и ЛИТЕРАТУРЫ
1. Фундаментальное ядро содержания общего образования: проект / Под ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова. - М.: Просвещение, 2009. - 48 с. - (Стандарты второго поколения).
2. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. / Под ред. В. В. Давыдова. - Т. 1. - М.: Большая Российская энциклопедия, 1993. - 534 с.
3. Белова В. Домашние задания в школе - злоупотребление? Не пора ли нам встать на сторону детей? [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// zdvs1.ucoz.ru/publ/domashnie_zadanija_v_ shkole/1-1-0-1 (дата обращения 26.07. 2011).
4. Домашняя работа по информатике // Методика преподавания информатики [Электронный ре-
сурс]. - Режим доступа: http://www.cross-kpk. ru/ims/3/pages/3.3.htm (дата обращения 26.07.2011).
5. Кондакова М. Л., Подгорная Е. Я. Методические рекомендации по организации учебного процесса с использованием дистанционных образовательных технологий в условиях сетевого взаимодействия образовательных учреждений и организаций. - М.: СпортАкадемПресс, 2005. -120 с.
6. Ten Ways To Use Your Edublog - Click play for some great ideas! [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://edublogs.org/10-ways-to-use-your-edublog-to-teach/ (дата обращения 26.07. 2011).
ПУТИ ОПТИМИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ПРОЕКТНОй
деятельности младших школьников
С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНфОРМАЦИОННО-
коммуникативных технологий
WAYS OF OPTIMIZING PRIMARY SCHOOLCHILDREN'S PROJECT WORK USING INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES
Е. Г. Тиунова
В данной статье представлены пути оптимизации процесса проектной деятельности младших школьников с использованием информационно-коммуникативных технологий. По мнению автора, способом оптимизации процесса проектной деятельности можно назвать такую взаимосвязанную деятельность учителя и учеников, которая заранее ориентирована на получение максимально возможного в данной ситуации эффективного результата, с соблюдением установленных нормативов гигиены, затрат времени и других аспектов, без перегрузки школьников и учителей.
Ключевые слова: оптимизация, проектная деятельность, младшие школьники.
E. G. Tiunova
The article examines different ways of optimizing primary schoolchildren's project work using information and communication technologies. In the author's opinion, what we could call a way of optimizing primary schoolchildren's project work is some interrelated activity of a teacher and their students which is in advance oriented at achieving the best possible result within the given circumstances, adhering to specific hygienic norms, required periods of time and other considerations, as well as avoiding both students' and teachers' overwork.
Keywords: optimization, project work, primary schoolchildren.
Проект - это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта.
Метод проектов - совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией этих результатов.
Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, ис-
пользование разнообразных методов, с другой - интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей.
В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, «осязаемыми», то есть если теоретическая проблема, то конкретное ее реше-