Научная статья на тему 'Направления исследований эффективности управления в туризме'

Направления исследований эффективности управления в туризме Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
157
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
European research
Область наук
Ключевые слова
ЭФФЕКТИВНОСТЬ УПРАВЛЕНИЯ / ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ УПРАВЛЕНИЯ / ПЕРСОНАЛ ОРГАНИЗАЦИИ / ПОТРЕБИТЕЛИ ТУРИСТСКИХ УСЛУГ / КЛИЕНТООРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кормишова Аида Васильевна

В статье анализируются аспекты рассмотрения содержания понятия «эффективность управления туристской организацией». Выделены две категории человеческого фактора туристской организации: персонал и потребитель туристских услуг. Результаты управления ставятся в первоочередную зависимость от мотивации, культуры поведения работников и руководителя. Одновременно с управлением поведением персонала управленческие воздействия следует ориентировать на поведение клиентов. Предложено считать подход социальной ответственности развитием клиентоориентированного подхода к оценке эффективности управления туристской организацией.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Направления исследований эффективности управления в туризме»

регионе большинство Крестьянских и Фермерских хозяйств начали масштабное засеивание таких культур как сахарная свекла, рапс, подсолнечник и другие культуры, имеющие больший доход от реализации.

В рамках программы господдержки КФХ оказывается всяческая помощь. Так, в 2015 году им было выделено 513,99 тонн семян яровых культур, 1684 679 тонн минеральных удобрений, 142,25 кг гербицидов для химической прополки. На поддержку развития растениеводства фермерскими хозяйствами затрачено более 8,5 млн. руб., а в общие затраты на поддержку фермерств затрачено более 160 млн. руб. Помимо сырьевого снабжения, Министерство Чеченской Республики выделяет систематически сельхоз технику и денежные пособия на НИОКР.

Садоводство. Ощутимый вклад в «продовольственную корзину» ЧР внесли региональные садоводы. За прошедший год была проведена закладка многолетних насаждений в объеме 88,2 га и раскорчевка земель в 2168 га. Совершенствование системы садоводства, в свою очередь, обеспечивает население ЧР экологически чистыми продуктами, способствует развитию перерабатывающей промышленности и с увеличением масштабов садов, соответственно, рабочими местами.

Резюмируя проведенный анализ и вышесказанное, можно сказать.

Для повышения эффективности деятельности сельского хозяйства и увеличения доходов от реализации сельскохозяйственной продукции необходимо способствовать увеличению плодотворности использования сельскохозяйственных угодий, пашен, садов и др. посредством увеличения урожайности на основе на базе внедрения культивированных растений с наибольшей урожайностью, применять научно-обоснованные подходы выращивания, повысить минерально-органическую подпитку растений.

Деятельность, проводимая по оздоровлению земель сельхоз назначения, дает свои результаты. Помимо этого, приобретенная в рамках реализации госпрограммы по развитию сельского хозяйства по ЧР на 2014-2020 гг. сельхозтехники (более 60) для животноводческих комплексов, благоприятно отразилось в увеличении реализации продукции.

Исполнение мероприятий, регламентированных государственной программой «Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Чеченской Республике на 2014 - 2020 годы» позволяет привлекать в АПК ЧР немалые финансовые средства из всех источников, достигать значительно высокие показатели за счет снабжения производителей товаров сельскохозяйственного назначения республики современными производственными фондами, грантов, формирования основ для развития животноводства, растениеводства, садоводства, семеноводства, перерабатывающих отраслей. Все перечисленное содействует решению проблем продовольственного обеспечения, вопросов занятости населения и увеличения уровня доходов на душу населения.

Литература

1. Алпатов Ц. К. Вопросы продовольственного обеспечения государства. М.: Финансы, 2016.

2. Гарищенко П. Н. Государственное регулирование АПК. СПб.: Изд. Управление, 2014.

3. Постановление Правительства Чеченской Республики от 11.03.2014 г. № 20.

AREAS OF RESEARCH MANAGEMENT EFFICIENCY IN TOURISM Kormishova A. (Russian Federation)

Kormishova Aida - PhD in Economics, Associate Рrofessor, A MANAGEMENT DEPARTMENT IS IN INTERNATIONAL BUSINESS AND INDUSTRY OF TOURISM STATE,

UNIVERSITY OF MANAGEMENT, MOSCOW

Abstract: the article examines aspects of the content of the notion «efficiency of management of the tourist organization». Of the two categories of human factor tourism organization: the staff and the consumer of tourist services. The results of the control are placed in the primary dependence on motivation, culture and behavior of employees and managers. Simultaneously with the behaviour management of staff managerial influence should focus on the behavior of customers. Proposed to consider the approach of corporate social responsibility the development of client-oriented approach to evaluating the effectiveness of management of tourism organization. Keywords: management efficiency, going near the estimation of management, personnel of organization, consumers of tourist services, customer-oriented approach.

НАПРАВЛЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ

В ТУРИЗМЕ Кормишова А. В. (Российская Федерация)

Кормишова Аида Васильевна — кандидат экономических наук, доцент, кафедра управления в международном бизнесе и индустрии туризма, Государственный университет управления, г. Москва

Аннотация: в статье анализируются аспекты рассмотрения содержания понятия «эффективность управления туристской организацией». Выделены две категории человеческого фактора туристской организации: персонал и потребитель туристских услуг. Результаты управления ставятся в первоочередную зависимость от мотивации, культуры поведения работников и руководителя. Одновременно с управлением поведением персонала управленческие воздействия следует ориентировать на поведение клиентов. Предложено считать подход социальной ответственности развитием клиентоориентированного подхода к оценке эффективности управления туристской организацией. Ключевые слова: эффективность управления, подходы к оценке управления, персонал организации, потребители туристских услуг, клиентоориентированный подход.

Исследователи выделяют семь критериев исследования эффективности управления: действенность, экономичность, качество, прибыльность, продуктивность, качество трудовой жизни, инновационная активность [5, с. 114]. В числе первоочередных аспектов исследования проблемы эффективности управления отмечается степень достижения намеченных целей; конечные результаты деятельности; качество и обоснованность планирования [4, с. 265, 316]. Разные подходы к исследованию эффективности различаются полнотой учета связей, воздействующими факторами, дают разные результаты [3, с. 217].

Эффективность управления предприятием следует связывать с положительным результатом, который достигается с наименьшими затратами и приносит полезность для всех участников его достижения. Распространив такую аксиому на управленческую деятельность в туристской сфере, следует понимать под эффектом управления совокупность управленческих мероприятий (мотивация, организация, координация, коммуникация и организационная культура) социально и психологически влияющих на работников. Соответствующие затраты включают совокупность минимальных издержек, связанных с получением этого результата, при условии что достигаемый результат был социально и экономически выгоден организации.

Обратившись к внутренней среде туристских организаций, можно наблюдать, что персонал с одинаковым набором способностей, но работающий в разных организациях, достигает разных результатов. Дело в том, что организации также имеют разные способности. Три фактора определяют исходные способности организации: ресурсы, бизнес-процессы и ценности. Разновременность в развитии этих факторов, степень развитости факторов, новизна содержания возникающих проблем отражаются на качестве управления и результатах деятельности организации, требуют организационных изменений. С развитием организации происходит смещение в иерархии факторов: от ресурсов первое место переходит к бизнес-процессам, затем - к организационной культуре.

Одним из признаков высокого качества системы управления является возможность ее саморегулирования: при снижении качества управления немедленно разрабатываются и реализуются меры, возвращающие систему в прежнее нормальное состояние. В этой связи перспективны ориентация на командообразование и модели саморазвивающейся организации. В настоящее время самообучающаяся организация является, видимо, идеальной моделью, к которой должна стремиться конкретная туристская организация.

Одновременно с управлением поведением персонала управленческие воздействия следует ориентировать на поведение клиентов. Потребитель туристских услуг должен рассматриваться как необходимый компонент механизма управления поведением персонала туристской организации. Такая трактовка правомерна вследствие открытости организации по отношению к внешней среде; рассмотрения клиента как непосредственного, активного и необходимого участника процесса оказания туристских услуг.

Человеческий фактор в сфере услуг выражается двумя категориями. Человеческий фактор, понимаемый как персонал организации, традиционно выступает объектом управления в системе управления персоналом. Что касается человеческого фактора, понимаемого как потребитель, то он обычно анализируется и управляется как предмет труда с заранее (до момента обслуживания) заданными свойствами. Однако особенности коммуникаций с персоналом отражаются на поведении потребителя, изменяя ряд его установок и действий. Поэтому клиент должен и может быть объектом управления в туризме как особый «очеловеченный» предмет труда.

В сфере услуг понятие «клиентоориентированный» увязывают с определенным качеством персонала, позволяющее ему работать с клиентом таким образом, что клиент становится постоянным [6]. Таким

образом, клиентоориентированность выступает параметром системы управления взаимоотношениями персонала с клиентами, нацеленная на получение устойчивой прибыли в долгосрочной перспективе и способствующая росту лояльности потребителя.

Не отрицая важности разнообразных подходов к оценке эффективности управления туристской организацией, выделим в качестве основополагающего для современной практики подход социальной ответственности предприятия.

А. Я. Кибанов связывал социальную эффективность управления персоналом с достижением позитивных и предупреждением отрицательных изменений организации. К числу позитивных изменений отнесены: обеспечение персоналу достойного уровня жизни; реализация и развитие индивидуальных способностей работников; разумная степень свободы и самостоятельности; благоприятный социально-психологический климат. К предотвращаемым отрицательным изменениям организации отнесен ущерб, наносимый здоровью и личности работника [2, с. 432]. Аналогичная позиция прослеживается в исследовании Н. И. Кабушкина, который видит главную задачу управления трудовыми ресурсами в создании эффективной туристской структуры, «позволяющую обеспечить комфортные условия труда и повысить уровень жизни своего персонала за счет его профессионального развития и управления его деловой карьерой» [1, с. 115].

К этому перечню справедливо добавление ориентации сотрудников на достижение целей, поставленных организацией.

Ориентация на подход социальной ответственности при оценке эффективности управления в туристской организации предполагает туриста одним из ресурсов организации, его непосредственное участие в процессах создания туристских услуг, активное влияние персонала на клиентуру.

В настоящее время, однако, существуют трудности учета всего многообразия социальных отношений персонала, а тем более потребителей туристских услуг. Кроме того, понятия социального взаимодействия и социальной жизни относятся и к другим представителям среды прямого воздействия на туристскую организацию (в частности, поставщики, посредники, акционеры). Имеются сомнения в возможности такого оценивания силами отдельной организации. Таким образом, проблема реализации социального подхода к оценке эффективности управления туристской организацией пока носит постановочный характер.

Сравнивая три подхода (социально-экономический, клиентоориентированный, подход социальной ответственности), отметим, что социально-экономический подход, опираясь на представление организации в виде закрытой системы, ориентирован на расчет внутренней эффективности управления, что недостаточно соответствует современной практике моделирования социально-экономических систем. При этом туристы не оцениваются в качестве одного из ресурсов организации.

По сравнению с социально-экономическим подходом клиентоориентированный подход, исходя из рассмотрения туристской организации как открытой системы, предусматривает рассмотрение потребителей в виде элементов не только внешней, но и внутренней среды организации. Подход ориентирует на подчинение интересов организации требованиям клиентов. Культура организации влияет на поведение потребителей и персонала. Возрастает значение деятельности персонала. Культура и мотивационная система туристской организации, при научном построении, должны побуждать персонал к эффективному взаимодействию с потребителями и ориентируют, в этой связи, на лучшее использование ресурсов организации.

Подход социальной ответственности автор полагает развитием клиентоориентированного подхода. Усиливается влияние ценностей, идеалов туристской организации на поведение персонала. Персонал представляется главным ресурсом организации, а также элементом, частично принадлежащим внешней среде. Эта модель позволяет трактовать более полно получаемые туристской организацией результаты в виде частично внешнего эффекта. Такие факторы как мотивация, культура, поведение работников и руководителя приобретают ключевую роль в изменении результатов управления.

Список литературы / References

1. Кабушкин Н. И. Менеджмент гостиниц и ресторанов. М.: Кнорус, 2013. 413 с.

2. Кибанов А. Я. Основы управления персоналом. М.: ИНФРА-М, 2014. 438 с.

3. Кормишова А. В. Подходы к оценке эффективности управления современной туристской организацией // Инновации и инвестиции. № 5, 2012. С. 217-220.

4. ЛафтаДж. К. Эффективность менеджмента организации. М.: Рус. деловая лит, 1999. 319 с.

5. Мотышина М. С., Князев С. В. Оценка эффективности менеджмента предприятия // Проблемы современной экономики, 2010. № 4 (36).

6. Скоробогатова Т. Н., Фёдоров В. К. Клиентоориентированный подход как инструмент обеспечения устойчивости логистической сервисной системы в туризме. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://sn-econmanag.ciimea.edu/arhiv/2013/uch_26_1econ/016skorob.pdl7 (дата обращения: 30.01.2017).

Список литературы на английском языке / References in English

1. Kabushkin N. I. Management of hotels and restaurants. M.: Knorus, 20l3. 4l3 p. [in Russian].

2. Kibanov A. J. Government bases by a personnel. M.: Infra-m, 20l4. 438 p. [in Russian].

3. Kormishova А. В. Approaches to the assessment of effective management of modern tourism organization // Инновации и инвестиции. № 5, 2012. С. 217-220 [in Russian].

4. Lafta J. К. Efficiency of management of organization. M.: Rus. business literatur, l999. 3l9 p. [in Russian].

5. Motishina М. С., Кпjazev С. В. Estimation of efficiency of management of enterprise // Problem of modern economy, 20l0. № 4 (36) [in Russian].

6. Skorobogatova T. N., Fedorov V. K. Customer-oriented approach as a tool to ensure the stability of logistics service system in tourism. [Electronic resource]. URL: http://sn-econmanag.crimea.edu/arhiv/20l3/uch_26_lecon/0l6skorob.pdf/ (date of access 30.0l.20l7).

STATE REGULATION OF LABOR RELATIONS IN THE KYRGYZ REPUBLIC Kambarova Zh. (Republic of Kyrgyzstan)

Kambarova Zhumagul - PhD in Economics, Associate Professor, Acting, MUNICIPAL DEPARTMENT OF STATE CONTROL AND MANAGEMENT, HUMANITARIAN UNIVERSITY K. KARASAEVA, BISHKEK, REPUBLIC OF KYRGYZSTAN

Abstract: this article discusses the role of the state in the regulation of labor relations in the Kyrgyz Republic. One of the strategic directions of state regulation of labor relations is the effective employment of the population, achieved on the basis of the level of growth and quality of life, improve the quality and competitiveness of the workforce, as well as to guarantee in the field of social and labor relations. At the national labor market, the Kyrgyz Republic, there are three basic manpower redistribution mechanism: the formal mechanisms for hiring, which include public service employment, recruitment agencies, announcements in the media and the Internet, direct dialing through the Human Resources Department; formal mechanism for competitive testing of civil servants; informal mechanisms of hiring, which include recommendations relatives, friends, business partners.

Keywords: labour, regulation, efficiency, employment, labor relations, personnel.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ В КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ Камбарова Ж. У. (Кыргызская Республика)

КамбароваЖумагуль Уларбаевна - кандидат экономических наук, исполняющий обязанности доцента, кафедра государственного муниципального управления и менеджмента, Бишкекский гуманитарный университет им. К. Карасаева, г. Бишкек, Кыргызская Республика

Аннотация: в данной статье рассмотрена роль государства в регулировании трудовых отношений в Кыргызской Республике. Одним из стратегических направлений государственного регулирования трудовых отношений является эффективная занятость населения, достигаемая на основе роста уровня и качества жизни, повышения качества и конкурентоспособности рабочей силы, а также обеспечения гарантий в области социально-трудовых отношений. На национальном рынке труда Кыргызской Республики можно выделить три базовых механизма перераспределения трудовых ресурсов: формальные механизмы найма работников, которые включают государственную службу занятости, кадровые агентства, объявления в СМИ и Интернете, прямой набор через отдел кадров; конкурсное тестирование государственных служащих; неформальные механизмы найма работников, которые включают в себя рекомендации родственников, знакомых, деловых партнеров. Ключевые слова: труд, регулирование, эффективность, занятость, трудовые отношения, персонал.

В Кыргызской Республике в трудовых отношениях между работодателями и работниками постоянно присутствует государство, которое, в свою очередь, выполняет роль регулятора. Сегодня государственное регулирование трудовых отношений включает такие проблемы, как взаимодействие государства с работодателями и работниками регулирование минимальной оплаты труда, его нормативов, помощь в трудоустройстве молодежи на конкурсной основе, защита прав женщин, лиц пенсионного возраста, защита детского труда и т. д.

Задачей государственного регулирования трудовых отношений является эффективная занятость населения, достигаемая на основе роста уровня и качества жизни, повышения качества

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.