Научная статья на тему 'Перспективы развития туристских информационных центров'

Перспективы развития туристских информационных центров Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
279
37
Поделиться
Ключевые слова
ТУРИСТСКИЕ ПОТОКИ / TOURIST STREAMS / ТУРИСТСКИЙ ИНФОРМАЦИОННЫЙ ЦЕНТР / TOURIST INFORMATION CENTER / ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО / INFORMATION SPACE / УПРАВЛЕНИЕ РЕГИОНАЛЬНЫМ ТУРИЗМОМ / MANAGEMENT OF REGIONAL TOURISM / СИСТЕМА ТУРИСТСКИХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ЦЕНТРОВ / SYSTEM OF TOURIST INFORMATION CENTERS

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Кормишова Аида Васильевна

В статье характеризуется развитие зарубежных и российских туристских информационных центров. Отмечается экстенсивное наращивание сети российских центров, разнообразие их деятельности, накопление ряда нерешенных проблем. Предлагается вектор преобразований отечественных туристских информационных центров на основе формулирования трех гипотез: дальнейшего увеличения туристской подвижности населения; структурных сдвигов в туристском потоке: снижение доли организованных туристов и увеличение доли самодеятельных туристов; расширение информационных возможностей центров.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Кормишова Аида Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Перспективы развития туристских информационных центров»

3. Мочалин С.М. О критериях эффективности функционирования логистических цепей поставок при выборе автотранспортных средств / С.М. Мочалин, Д.И. Заруднев // Автомобильная промышленность, 2009. № 3. С. 3-5.

4. Новикова Т.В. Логистическое управление трудовыми потоками / Т.В. Новикова, Н.Б. Куршакова // Экономика и социум, 2016. № 3 (22). С. 921-937.

5. Саттаров Р.С. Инновации в системе управления перевозочным процессом и в транспортной логистике / Р.С. Саттаров, Р.С. Симак // Интегрированная логистика, 2011. № 2. С. 21-23.

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ТУРИСТСКИХ ИНФОРМАЦИОННЫХ

ЦЕНТРОВ

Кормишова А.В. Email: Kormishova627@scientifictext.ru

Кормишова Аида Васильевна — кандидат экономических наук, доцент, кафедра управления в международном бизнесе и индустрии туризма, Государственный университет управления, г. Москва

Аннотация: в статье характеризуется развитие зарубежных и российских туристских информационных центров. Отмечается экстенсивное наращивание сети российских центров, разнообразие их деятельности, накопление ряда нерешенных проблем. Предлагается вектор преобразований отечественных туристских информационных центров на основе формулирования трех гипотез: дальнейшего увеличения туристской подвижности населения; структурных сдвигов в туристском потоке: снижение доли организованных туристов и увеличение доли самодеятельных туристов; расширение информационных возможностей центров. Ключевые слова: туристские потоки, туристский информационный центр, информационное пространство, управление региональным туризмом, система туристских информационных центров.

PROSPECTS OF DEVELOPMENT OF TOURIST INFORMATION

CENTRES Kormishova A.V.

Kormishova Aida Vasil 'evna - PhD in Economics, Associate Professor, A MANAGEMENT DEPARTMENT IS IN INTERNATIONAL BUSINESS AND INDUSTRY OF TOURISM STATE UNIVERSITY OF MANAGEMENT, MOSCOW

Abstract: in article development of foreign and Russian tourist information centers is characterized. Extensive building of network of the Russian centers, a variety of their activity, accumulation of a number of unresolved problems is noted. The vector of transformations of domestic tourist information centers on the basis of a formulation of three hypotheses is offered: further increase in tourist mobility of the population; structural shifts in a tourist stream: decrease in a share of organized tourists and increase in a share of amateur tourists; expansion of information opportunities of the centers. Keywords: tourist streams, tourist information center, information space, management of regional tourism, system of tourist information centers.

УДК 338.48

В странах, принимающих значительные потоки туристов, в качестве обязательного элемента туристского обслуживания функционируют туристские информационные центры (ТИЦ). Эти организации весьма разнообразны по масштабам деятельности, выполняемым функциям, организационно-правовой форме. Функционируют постоянные и временные, общегосударственные, национальные, местные, региональные, международные ТИЦ.

В США каждый штат располагает системой ТИЦ. Обычное месторасположение центров - у границ штата (часто у автомагистралей), в городах, вблизи крупной достопримечательности. Обширную информацию туристы получают бесплатно. Финансирование центров происходит за счет местных налогов штатов, получаемых от эксплуатации отелей. Управляет ТИЦ администрация штата, на территории которого они расположены.

В Германии, Италии, Испании насчитывается от нескольких сотен до полутора тысяч ТИЦ. Управление центрами осуществляет Национальный комитет по туризму.

В Австралии деятельность ТИЦ (или Центров посетителей) регулируется органами управления штатов или местными властями. Действует сеть ТИЦ, управляемая Ассоциацией туроператоров от имени правительства. ТИЦ снабжают туриста информацией о месте его временного пребывания, оформляют туры, подбирают средства размещения.

Управлением общенациональной сетью ТИЦ (более 800 центров) Великобритании занимается Британский туристический департамент (ВТА - British Tourist Authority), в ведении которого находятся онлайн вебсайт VisitBritain и Организация связей с общественностью. Центры, находящиеся в подчинении местных органов управления и частных организаций, сотрудничают с общенациональной сетью ТИЦ.

Целью работы более 3600 ТИЦ Франции, подчиняющихся региональным (муниципальным) советам, являются обеспечение роста количества внешних и внутренних туристов, укрепление имиджа страны и регионов в качестве дестинаций. Центры реализуют 4 функции: информационную, коммерческую, маркетинговую, организационную. Наряду с выработкой и осуществлением локальной туристской политики, центры предоставляют туристам достоверную информацию, организуют праздничные мероприятия, координируют всех участников туристского рынка в масштабах территорий [4].

В России действуют более 180 ТИЦ, наиболее интенсивное их образование происходило в 2011-2014 гг. [2]. Стала оправдываться роль ТИЦ в качестве маркетинговых центров продвижения туристских продуктов и брендов [8].

Практика свидетельствует о разнообразии форм собственности ТИЦ, источников их финансирования, принципов работы. Так, на базе туристских операторов создаются коммерческие ТИЦ. Частная компания - ЗАО «Владивостокский морской пассажирский терминал» содержит ТИЦ на собственные средства. Одновременно действуют ТИЦ общественных, муниципальных организаций. Одновременно экстенсивное наращивание сети российских ТИЦ накопило ряд нерешенных проблем [3].

Для российских ТИЦ характерны 14 организационно--правовых форм [6]. Все ли они эффективны, как успешно соотносятся с особенностями решаемых задач, условиями функционирования - на эти вопросы однозначного ответа пока не получено. ТИЦ Санкт-Петербурга (основан в 2007 г.) ограничен в своей самостоятельности, поскольку является казенным предприятием. Однако значительный административный ресурс увеличивает скорость принятия решений, дает льготы в налогообложении. При налаженных контактах с туристскими организациями коммерческие центры более устойчивы [1]. Признано, что наиболее полно соответствует задачам, решаемым ТИЦ, некоммерческое партнерство [5].

Недостатки автономного развития центров региона могут преодолеваться при сотрудничестве центров с органами власти, между собой, а также с ТИЦ соседних регионов. Федеральной Целевой программой «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)» предусматривается создание единой системы ТИЦ. Необходимость обеспечения туристам возможность «потребления туристских услуг в удобной, динамичной и современной информационной среде» подтверждена в 2014 г. [7].

Установление вектора преобразований отечественных ТИЦ должно основываться на анализе и перспективах развития туристских потоков. Исходя из динамики потребностей населения в туристских занятиях, следует полагать дальнейшее увеличение туристской подвижности населения, а, следовательно, рост числа обращений в ТИЦ. Это - первая гипотеза. Вторая гипотеза предполагает структурные сдвиги в туристском потоке: снижение доли организованных туристов и увеличение доли самодеятельных туристов, которые при организации своего отдыха не пользуются услугами туристских операторов и турагентств. Такая динамика, наблюдаемая в последние годы, видимо будет усиливаться в дальнейшем на фоне более частого обращения самодеятельных туристов в информационные центры. При обслуживании организованных туристов ТИЦ, обладая уникальной информацией о дестинации, и в дальнейшем не заменят действующих посредников на туристском рынке - туроператоров и турагентов.

Третья гипотеза относительно перспектив развития ТИЦ предполагает расширение информационных возможностей ТИЦ. При нахождении туриста на территории региона практически вся инфраструктура «работает» на него. В пропорции «местное население - туристы» трудно, а подчас невозможно предвидеть часть деятельности региона, направленную на обслуживание туристов. Возникает необходимость сбора, хранения, обработки, накопления информации целиком о регионе, что предполагает в свою очередь качественное преобразование деятельности ТИЦ. Центры аккумулируют информацию о функционировании всей инфраструктуры региона, безотносительно от степени дальнейшего ее использования туристом. Таким образом, ТИЦ, а точнее система ТИЦ региона, становится интегратором работы организаций региона, создавая системную базу их

дальнейшего развития, фокусируя их усилия на осуществление прогрессивных перемен. Такие преобразования позволяют хозяйству региона быть более эффективным и результативным как в отношениях с туристами, так и для местного населения.

ТИЦ выступает ускорителем самодеятельного и организованного туристского движения, повышая его качество. При установлении обратных связей с туристом происходит рационализация развития инфраструктуры туристского региона, регулирование туристских потоков. Следует также учитывать значительное влияние туризма на развитие смежных отраслей хозяйства дестинаций. В этом аспекте ТИЦ влияет не только на региональную туристскую систему, но и на ее внешнюю среду.

ТИЦ способны рационализировать управление взаимодействием игроков туристского рынка региона, а, следовательно, выступают необходимым элементом коммуникаций регионального туризма. Именно центры должны аккумулировать информацию, необходимую для развития регионального туризма. Наиболее эффективный пакет информации заинтересует туриста и, влияя на туристские предпочтения, поможет ему в путешествии по региону. Таким образом, можно выделять две агрегированные группы задач, стоящих перед ТИЦ: относящихся к процессам получения от субъектов хозяйствования информации; относящихся к отправлению ее туристам. ТИЦ взаимодействует с туристом как при поиске туристом информации, так и при выборе варианта путешествия, при выборе конкретных элементов путешествия.

Список литературы / References

1. Дальнейшее развитие туристских информационных центров России связано с образованием их единой системы. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://tournavigator.pro/2012/06/25/dalnejshee-razvitie-turistskix-informacionnyx-centrov-rossii-svyazano-s-obrazovaniem-ix-edinoj-sistemy_24802/ (дата обращения 14.01.2017).

2. Жданчиков П. А. Развитие системы туристских информационных центров в российских регионах // Региональная экономика: теория и практика, 2015. № 25 (400). С. 13-26. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-sistemy-turistskih-informatsionnyh-tsentrov-v-rossiyskih-regionah/ (дата обращения 15.12.2016).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Кормишова А. В. Тенденции и проблемы туристских информационных центров в России // European science, 2017. № 2 (24).

4. Никулина Ю. Информационно-туристские центры Франции: Роль в региональной туристической привлекательности и построении успешных брендов. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://russiaturforum.com/upload/presentation/010_plenarn_nikulina_vologda.pd f/ (дата обращения 27.01.2017).

5. Панова Д. Н. Организационно-экономический механизм формирования комплексной системы информационного обеспечения туристской индустрии в регионе: на примере Северо-западного федерального округа: автореферат дис. ... кандидата экономических наук. СПб., 2008. 25 с.

6. Сергачев В. Туристические информационные центры станут системой. [Электронный ресурс]. Режим доступа^йр://%'%глг. Visitnovgorod.ru/ news/ 36095.html. (дата обращения 14.01.2017).

7. Стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 года. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://russiatourism.ru/contents/otkrytoe_agentstvo/strategiya-razvitiya-turizma-v-rossiyskoy-federatsii-v-period-do-2020-goda-332/strategiya-razvitiya-turizma-v-rossiyskoy-federatsii-v-period-do-2020-goda/ (дата обращения 29.01.2017).

8. Туристские информационные центры 68 регионов принимают участие в I Всероссийском съезде ТИЦ. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http: //www. oreanda. ru/go sudarstvo/Turistskie_informatsionnye_tsentry_6 8_regionov_prinimayut_ uchastie_v_I_/article1010241/ (дата обращения 14.01.2017).