Научная статья на тему 'Государственное регулирование трудовых отношений в Кыргызской Республике'

Государственное регулирование трудовых отношений в Кыргызской Республике Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
907
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
European research
Область наук
Ключевые слова
ТРУД / РЕГУЛИРОВАНИЕ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ЗАНЯТОСТЬ / ТРУДОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ПЕРСОНАЛ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Камбарова Жумагуль Уларбаевна

В данной статье рассмотрена роль государства в регулировании трудовых отношений в Кыргызской Республике. Одним из стратегических направлений государственного регулирования трудовых отношений является эффективная занятость населения, достигаемая на основе роста уровня и качества жизни, повышения качества и конкурентоспособности рабочей силы, а также обеспечения гарантий в области социально-трудовых отношений. На национальном рынке труда Кыргызской Республики можно выделить три базовых механизма перераспределения трудовых ресурсов: формальные механизмы найма работников, которые включают государственную службу занятости, кадровые агентства, объявления в СМИ и Интернете, прямой набор через отдел кадров; конкурсное тестирование государственных служащих; неформальные механизмы найма работников, которые включают в себя рекомендации родственников, знакомых, деловых партнеров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Камбарова Жумагуль Уларбаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Государственное регулирование трудовых отношений в Кыргызской Республике»

Список литературы на английском языке / References in English

1. Kabushkin N. I. Management of hotels and restaurants. М.: ^orus, 20l3. 4l3 p. [in Russian].

2. Kibanov A. J. Government bases by a personnel. M.: Infra-m, 20l4. 438 p. [in Russian].

3. Kormishova А. В. Approaches to the assessment of effective management of modern tourism organization // Инновации и инвестиции. № 5, 2012. С. 217-220 [in Russian].

4. Lafta J. К. Efficiency of management of organization. М.: Rus. business literatur, l999. 3l9 p. [in Russian].

5. Motishina М. С., Кпjazev С. В. Estimation of efficiency of management of enterprise // Problem of modern economy, 20l0. № 4 (36) [in Russian].

6. Skorobogatova T. N., Fedorov V. K. Customer-oriented approach as a tool to ensure the stability of logistics service system in tourism. [Electronic resource]. URL: http://sn-econmanag.crimea.edu/arhiv/20l3/uch_26_lecon/0l6skorob.pdf/ (date of access 30.0l.20l7).

STATE REGULATION OF LABOR RELATIONS IN THE KYRGYZ REPUBLIC Kambarova Zh. (Republic of Kyrgyzstan)

Kambarova Zhumagul - PhD in Economics, Associate Professor, Acting, MUNICIPAL DEPARTMENT OF STATE CONTROL AND MANAGEMENT, HUMANITARIAN UNIVERSITY K. KARASAEVA, BISHKEK, REPUBLIC OF KYRGYZSTAN

Abstract: this article discusses the role of the state in the regulation of labor relations in the Kyrgyz Republic. One of the strategic directions of state regulation of labor relations is the effective employment of the population, achieved on the basis of the level of growth and quality of life, improve the quality and competitiveness of the workforce, as well as to guarantee in the field of social and labor relations. At the national labor market, the Kyrgyz Republic, there are three basic manpower redistribution mechanism: the formal mechanisms for hiring, which include public service employment, recruitment agencies, announcements in the media and the Internet, direct dialing through the Human Resources Department; formal mechanism for competitive testing of civil servants; informal mechanisms of hiring, which include recommendations relatives, friends, business partners.

Keywords: labour, regulation, efficiency, employment, labor relations, personnel.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ В КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ Камбарова Ж. У. (Кыргызская Республика)

КамбароваЖумагуль Уларбаевна - кандидат экономических наук, исполняющий обязанности доцента, кафедра государственного муниципального управления и менеджмента, Бишкекский гуманитарный университет им. К. Карасаева, г. Бишкек, Кыргызская Республика

Аннотация: в данной статье рассмотрена роль государства в регулировании трудовых отношений в Кыргызской Республике. Одним из стратегических направлений государственного регулирования трудовых отношений является эффективная занятость населения, достигаемая на основе роста уровня и качества жизни, повышения качества и конкурентоспособности рабочей силы, а также обеспечения гарантий в области социально-трудовых отношений. На национальном рынке труда Кыргызской Республики можно выделить три базовых механизма перераспределения трудовых ресурсов: формальные механизмы найма работников, которые включают государственную службу занятости, кадровые агентства, объявления в СМИ и Интернете, прямой набор через отдел кадров; конкурсное тестирование государственных служащих; неформальные механизмы найма работников, которые включают в себя рекомендации родственников, знакомых, деловых партнеров. Ключевые слова: труд, регулирование, эффективность, занятость, трудовые отношения, персонал.

В Кыргызской Республике в трудовых отношениях между работодателями и работниками постоянно присутствует государство, которое, в свою очередь, выполняет роль регулятора. Сегодня государственное регулирование трудовых отношений включает такие проблемы, как взаимодействие государства с работодателями и работниками регулирование минимальной оплаты труда, его нормативов, помощь в трудоустройстве молодежи на конкурсной основе, защита прав женщин, лиц пенсионного возраста, защита детского труда и т. д.

Задачей государственного регулирования трудовых отношений является эффективная занятость населения, достигаемая на основе роста уровня и качества жизни, повышения качества

и конкурентоспособности рабочей силы, стимулирования рационального распределения трудовых ресурсов по секторам и отраслям экономики, а также обеспечения гарантий в области социально -трудовых отношений.

Механизм государственного управления в социально-трудовой сфере функционирует на основе комбинирования различных форм регулирования: - директивное регулирование; - правовое регулирование; - поощрительное регулирование; - ограничительное регулирование; - финансовое регулирование; - экономическое регулирование; - политического регулирования.

Значение государственной политики в сфере труда обусловлено рядом факторов экономического, научно-технологического, социального характера. Среди них - замедление роста числа высокооплачиваемых рабочих мест с полным рабочим временем, распространение новых форм частичной, временной занятости, которые способствуют неустойчивости доходов и риску оказаться за чертой бедности и в период трудовой активности, и после выхода на пенсию. К ним относятся преподаватели вузов, учителя школ, врачи, милиционеры.

Особенностью современной государственной политики Кыргызской Республики является регулирования трудовых отношений. Государство, оставаясь фактически гарантом трудовых прав граждан, практически утратило функции всеобщего работодателя в трудовых отношениях, что предполагает более тесное участие работодателей и профсоюзов в принятии социально-экономических решений и определении условий труда и передачу решения многих вопросов на уровень конкретных сторон.

При этом являясь юридически равном положении с работодателем, работник фактически является более слабой стороной трудовых отношений, полностью зависит от работодателя, что дает ему возможность навязывать работнику свою волю. Реально противостоять этому работники могут, лишь объединившись в профсоюз. Однако и он сам по себе не может обеспечить принцип равноправия, поэтому решающую роль здесь играет государственное законодательное регулирование, содержащее механизмы защиты прав сторон трудового договора при реальном их исполнении.

Что касается степени вмешательства государства в рыночную экономику и конкретно в сферу трудовых отношений, применительно к нашей экономике с активным вмешательством в рыночные процессы, говорить о построении эффективной социальной экономики рано. Этому способствует и несовершенство правовой базы, и налогового законодательства, и коррупция в руководящем составе, и сильный «теневой» сектор. Словом, чтобы начать эффективно решать проблемы на национальном рынке труда, нужно сначала реформировать все сферы экономической, политической и социальной жизни общества.

Качество подготовки трудовых ресурсов является важнейшим фактором социально-экономического развития и конкурентоспособности страны на мировом рынке. Рост производительности труда в современном мире основывается на повышении профессиональных характеристик рабочей силы, что способствует переходу экономики на передовые технологии, необходимому для ускорения темпов роста народного хозяйства. В то же время образование и профессиональная подготовка населения дают ряд позитивных социальных результатов: рост доходов, улучшение здоровья, снижение уровня безработицы, сглаживание социального неравенства и др.

В настоящее время образовательная структура трудовых ресурсов Кыргызской Республики характеризуется практически равными долями граждан, имеющих высшее и среднее профессиональное образование, причем вместе эти группы составляют более 30% занятого населения. Начальное профессиональное образование имеют около 61% граждан [1, с. 30]. Таким образом, примерно 70% занятых в экономике профессионально подготовлены к трудовой деятельности.

Вместе с тем нельзя не обратить внимания на значительную долю лиц, не имеющих базовой профессиональной подготовки, около 25%. Фактически это категория работников, занятых неквалифицированным трудом, поскольку такой труд пока остается востребованным. Однако в случае увольнения шансов на трудоустройство у этих работников значительно меньше, чем у квалифицированных.

Согласно данным Национального статистического комитета КР, уровень безработицы в 2015 составил 7,6% [1, с. 126]. Количество безработных в стране снизилось с 2014 годом на 0,4%. Это самый низкий показатель. Одним из объяснений этой тенденции может служить адаптация рынка труда к кризису за счет более гибких подходов к найму персонала. Сегодня, на рынке труда отмечается резкое увеличение интересов у работодателей к найму временного персонала, ежели к стандартным позициям.

Востребованные профессии - это работники государственных и муниципальных служб, которые совершенно спокойные за свою работу и зарплату, тогда как в других сферах негативные тенденции проявляются сильно. В настоящее время стали более востребованными те специалисты, которые еще несколько лет назад считались неперспективными и неактуальными. В Кыргызской Республике 2016 г. самыми перспективными профессиями были мастера, работающие руками: сантехники, электрики, плотники, сварщики, фрезеровщики, электромеханики и схожие профессии. А также высококвалифицированные инженеры, программисты, младший медицинский персонал, которые востребованы не только в своей профессии, но и в смежных сферах.

50

Отдельная категория - те, кто востребован всегда. Специалисты по продажам независимо от их уровня, секретари, технический персонал, операторы call-центров, бухгалтеры разных категорий, водители частного и корпоративного транспорта, а также в сфере логистики.

Сегодня в Кыргызской Республике крупные производственные компании, наряду и правительством, вкладывают большие средства в переоборудование и модернизацию предприятий. Именно здесь наблюдается дефицит кадров. Остро не хватает рабочих: автослесарей, механиков, токарей и т.д.

Таким образом, по прогнозу помимо актуальных сейчас на рынке труда профессий в Кыргызской Республике 2017-2020 годах, спросом будут пользоваться: специалисты в сфере нанотехнологий, в области экологии, профессионалы в сфере услуг.

Список литературы / References

1. Занятость и безработица. Итоги интегрированного выборочного обследования бюджетов домашних хозяйств и рабочей силы в 2015 г. Б.: Нацстатком Кырг. Респ., 2016. 198 с.

2. Закон Кыргызской Республики «О государственно-частном партнерстве в Кыргызской Республике» от 22 февраля 2012 года № 7.

3. Концепция развития государственно-частного партнерства в Кыргызской Республике. Общественный документ. Фонд Прогрессивных Инициатив. Бишкек, 2013.

4. Орозбаев К. О. Государственно-частное партнерство в Кыргызстане. ИА Топньюс. [Электронный ресурс]. Режим доступа:. http://www.topnews.kg/news/view/gosudarstvenno-chastnoe-partnerstvo-v-kyrgyzstane/ (дата обращения: 09.01.2015).

Список литературы на английском языке / References in English

1. Employment and unemployment. Results of the integrated selective inspection of budgets of households and labor in 2015. B.: Natsstatk Kyrg. Republic, 2016. 198 c.

2. The law of the Kyrgyz Republic "About public-private partnership in the Kyrgyz Republic" of February 22, 2012 № 7.

3. Concept of development of public-private partnership in the Kyrgyz Republic. Public document. Fund of Progressive Initiatives. Bishkek, 2013.

4. Orozbaev K. O. Public-private partnership in the Kyrgyz Republic. IA Topnews. [Electronic resource]. URL: http://www.topnews.kg/news/view/gosudarstvenno-chastnoe-partnerstvo-v-kyrgyzstane/ (date of access: 09.01.2015) [in Russian].

«THROUGHPUT» AND «THROUGHPUT ACCOUNTING»: DEFINITION

OF ECONOMIC ESSENCE Korneva D.1, Izmailov A.2, Khaliullina A.3 (Russian Federation)

'Korneva Diana — Financial accounting department, COURSE: ECONOMICS, SPECIALISATION: AUDIT AND FINANCIAL MANAGEMENT, DEPARTMENT OF FINANCIAL ACCOUNTING; 2Izmailov Azar — Candidate of Economic Sciences, assistant, FINANCIAL MANAGEMENT DEPARTMENT; 3Khaliullina Aliia — Financial accounting department, DIRECTION: ECONOMICS, SPECIALIZATION: ACCOUNTING, ANALYSIS, AUDIT, THE DEPARTMENT OF FINANCIAL ACCOUNTING, KAZAN FEDERAL UNIVERSITY, KAZAN

Abstract: in this article we deals with the research of different definition interpretations of «throughput» and «throughput accounting» arranged chronologically for understanding of the economic essence of the methodology. Such a method has revealed that existing initially only as a calculation shown, the term "throughput" in the course of development and formation has gained economic essence, in certain way expresses the value that the market is willing to pay for the existence and functioning of the enterprise. Keywords: management accounting, theory of constraints, throughput accounting.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.