Н.У. ТАШИМОВА
НАПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННОГО И ИНВЕСТИЦИОННОГО РАЗВИТИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
Ключевые слова: инновация, инвестиции, национальная экономика, Казахстан.
Проанализированы предпосылки привлечения прямых иностранных инвестиций и их влияния на развитие национальной экономики Республики Казахстан. Проведена оценка возможности привлечения иностранных инвестиций, влияющих на инновационное развитие народного хозяйства, обоснована необходимость формирования научно обоснованной стратегии по привлечению прямых иностранных инвестиций.
N.U. TASHIMOVA DIRECTIONS OF INNOVATIVE AND INVESTMENT DEVELOPMENT OF A NATIONAL ECONOMY OF REPUBLIC KAZAKHSTAN
Preconditions of attraction of direct foreign investments and their influence on development of national economy of Republic Kazakhstan are analysed. The estimation of an opportunity of attraction of the foreign investments influencing innovative development of a national economy is lead, necessity of formation of scientifically proved strategy on attraction of direct foreign investments is proved.
Автор считает, что дальнейшее развитие национальной экономики Республики Казахстан, как и других стран с развивающимся рынком, должно отражать потенциал привлечения прямых иностранных инвестиций, основанный на таких предпосылках, факторах, как:
- переполненность европейского и азиатского рынков товарами заставляет транснациональные компании искать выходы на новые рынки потребителей с целью реализации своих товаров, а также разрабатывать стратегические планы вывоза капитала в развивающиеся страны, в том числе и в Казахстан;
- Республика Казахстан представляет собой рынок с большим ресурсным и потребительским потенциалом, обладает квалифицированными кадрами;
- стабильная политическая ситуация в стране, выгодно отличающая ее от других азиатских стран СНГ, является несомненным преимуществом Казахстана в процессе привлечения прямых иностранных инвестиций;
- уровень социально-экономического развития Республики Казахстан и жизненный уровень граждан значительно превышает уровень экономического развития других азиатских стран СНГ, и, соответственно, предоставляет экономические возможности реальной окупаемости вложенного в экономику страны капитала;
- заинтересованность стран Азии, Кавказа и Европы в долгосрочных поставках казахстанской нефти и газа, которая может конвертироваться в инвестиции в эти отрасли, а также стать предметом торга за иностранные инвестиции в другие стратегически важные отрасли;
- усиливается процесс репатриации казахстанского капитала, финансовые возможности которого позволяют с помощью прямых иностранных инвестиций перенести новые технологии в процессы производства товаров в различные отрасли национальной экономики, что достаточно выгодно для иностранного капитала (однако такая схема финансирования инвестиционных проектов требует формирования и осуществления стратегических планов по созданию более интенсивной интеграции отечественного бизнеса с иностранным капиталом);
- внешний долг Казахстана является фактором торга на переговорах с иностранными кредиторами и является одним из условий получения иностранных инвестиций, поскольку реально возврат долга возможен лишь в случае значительного повышения эффективности функционирования национальной
экономики в целом и ее отдельных отраслей на базе технического перевооружения, внедрения новых технологий, оборудования.
Однако использование предпосылок привлечения прямых иностранных инвестиций должно осуществляться лишь на основе формирования научно обоснованной стратегии, использующей процессный, программно-целевой, системный и нормативный подходы, а также методы обоснования целевых инвестиционных программ, включающие не только традиционные, но и имитационные модели будущих состояний национальной экономики в средне-, долгосрочном периоде времени. На наш взгляд, имея научно обоснованную стратегию и объективные прогнозы социально-экономического развития, Казахстан получит возможность определить необходимые и достаточные объемы инвестиций, а также выявить главных конкурентов на международном рынке инвестиционных проектов.
Некоторое запаздывание Казахстана в процессе привлечения прямых иностранных инвестиций объясняется стремлением субъектов управления развитием народного хозяйства к экономической либерализации и ослаблением регулирования государством развития экономики. Однако, как показал опыт ряда развивающихся стран, без разработки государственных механизмов регулирования и поддержки иностранные инвестиции не смогут в полной мере освоить даже необходимые секторы производственной сферы экономики. Кроме того, только государственные органы способны отстаивать общенациональные интересы при размещении иностранного капитала по отраслям и регионам страны, государственная стратегическая политика привлечения иностранных инвестиции существует даже в таких наиболее промышленно развитых странах с либеральной экономикой, как США и Великобритания.
Однако в процессе реализации инвестиционных проектов эти страны не полагаются на невидимую руку рынка, ориентированную на иностранное участие в развитии стратегических отраслей национальной экономики, при сохранении функции государственного контроля и регулирования рынка капиталов внутри страны.
Так, опыт промышленно развитых стран показал, что существуют две модели формирования стратегии экономического развития. Первая модель, которую можно назвать японской, основана на привлечении иностранных технологий и ноу-хау с помощью приобретения лицензий без адекватного инвестиционного обеспечения в форме прямых иностранных инвестиций [1].
Вторая - китайская модель базируется на стратегии, использующей привлекательность китайского рынка исходя из его огромного потенциала. Инвестиционное обеспечение согласно китайской модели сопровождается: инновациями, поскольку прямые иностранные инвестиции вкладываются в инновационные проекты передовых технологий.
Китайская модель обладает преимуществом по сравнению с японской -лицензионной моделью, поскольку не предполагает затраты средств на проектные, опытно-конструкторские, пуско-наладочные работы по изготовлению новых товаров, технологий. Кроме того, эти работы увеличивают продолжительность периода разработки и внедрения, вывода на рынок инновации, а следовательно, не позволяют ускорить процесс получения прибыли и окупаемости инвестиционных вложений.
Приобретение лицензий требует значительных затрат государственного бюджета при меньшей вероятности получения предполагаемого экономического эффекта, чем приобретение технологий через иностранные инвестиционные проекты. Китайскую модель используют Индия, сочетая рыночное либеральное
развитие с государственным планированием привлечения прямых иностранных инвестиций.
Таким образом, китайская модель базируется на формировании как стратегического плана по привлечению прямых иностранных инвестиций, так и осуществления мер (механизмов), обеспечивающих реализацию стратегического плана. Китайская модель, как нам представляется, наиболее приемлема для развивающихся стран, к которым принадлежат и Республика Казахстан.
Следует обратить особое внимание на то, что формирование стратегии инвестиционного обеспечения невозможно без дальнейшей разработки более совершенных государственных механизмов по привлечению инвестиций и регулированию этого процесса с помощью нормативно-правовых и экономических мер, а также без достаточных финансовых ресурсов, которые необходимо вложить в осуществление мероприятий по привлечению иностранных инвестиций.
На наш взгляд, китайская модель как наиболее подходящая для национальной экономики Казахстана, предполагает формирование согласованных и скоординированных планов государственными структурами и руководством отраслей, крупных и средних предприятий.
Таким образом, предлагаемая модель учитывает не только общенациональные интересы, но и отраслевые, а также территориальные, т.е. использует отраслевой и территориальный подходы. Однако сложность состоит, как нам представляется, в координации процессов составления и реализации стратегических планов и механизмов государственного регулирования, а также контроля инвестиционной деятельности, но опыту того же Китая, подобная координация может осуществляться специально созданными институтами с целью выбора наиболее качественных инвестиционных проектов, обеспечивающих инновационное развитие и отраслевую диверсификацию, сбалансированное региональное развитие. Достижение указанной цели невозможно осуществить на уровне предприятий, которые не могут определить стратегическую ориентацию отрасли в целом и территории, на которой расположены. То есть отраслевой и территориальный подходы не могут быть ограничены рамками одного отдельно взятого даже крупного предприятия.
Решения о реализации инвестиционных проектов должны приниматься специализированной комиссией после обсуждения. В состав этой комиссии, являющейся межотраслевой, должны войти не только служащие государственного аппарата, но и руководители разных уровней. Предприятия, заинтересованные в интеграции с иностранным капиталом, должны сначала получить поддержку региональных властей для того, чтобы создать соответствующую инфраструктуру, обслуживающую прямые иностранные инвестиции в основной капитал.
Поскольку возможности различных регионов в формировании инвестиционной инфраструктуры не соответствуют, как правило, потребностям в прямых иностранных инвестициях, то можно провести конкурс регионов и городов по факторам: наличия условий для необходимых и качественных иностранных инвестиционных проектов; степени инновационности проекта и его воздействия на промышленный рост в регионе; влияния на качество жизни граждан города, региона исходя из создания высокооплачиваемых рабочих мест, сохранения окружающей среды.
Победители конкурса должны получить особые преференции и поддержку государственных органов управления не только на региональном, но и национальное уровне. Следовательно, для привлечения иностранных инвестиционных проектов необходимо создавать специальные комиссии, которые по своей функциональной направленности являются межотраслевыми экспертными со-
ветами и служат формой координирования интересов государства, отраслей, регионов в целом и предпринимательства в частности.
На наш взгляд, Казахстан несколько позже других стран стал использовать широкое привлечение прямых иностранных инвестиций. Однако этот недостаток можно превратить в преимущество (сильную сторону), воспользовавшись накопленным опытом других стран и создав такие стратегические планы и механизмы их реализации, которые в среднесрочной перспективе создадут режим опережения конкурентов на основе действенной политики направления иностранных инвестиционных средств в свою экономику. Естественно, что условия размещения инвестиций должны быть лучше и темпы продвижения инвестиционных проектов выше, чем в странах, конкурирующих с Казахстаном за привлечение капитала, например, в России, также являющейся крупным поставщиком нефти и газа на мировые рынки.
Формирование комплексной целевой программы по привлечению прямых иностранных инвестиций следует осуществлять на основе отбора наилучших технологий, которые содержатся в инвестиционных проектах, Алгоритм привлечения иностранных инвестиций можно представить в виде схемы (рисунок), в соответствии с которой весь процесс является последовательно итерационным. А основой для проведения новой итерации служат результаты выполнения предыдущей и формирование новых стратегических ориентиров дальнейшего развития всей национальной экономики, отраслей и регионов.
Схема отбора и привлечения прямых иностранных инвестиций в национальную экономику Республики Казахстан
Однако использование предложенной последовательности привлечения иностранных инвестиций возможно лишь в том случае, если будут учтены ситуации, которые, являясь достаточно известными и даже традиционными, приводят к значительным инвестиционным рискам и потерям.
Так, например, считается что формирование благоприятного инвестиционного климата является главной стратегической целью для привлечения иностранных инвестиций. Однако опыт многих стран свидетельствует о том, что достижение этой цели является важным, но не единственным условием привлечения инвестиционных средств [1].
Кроме того, широко распространенное мнение о том, что портфельные инвестиции автоматически трансформируются в прямые инвестиции, в странах с переходной экономикой не подтвердилось, поскольку ситуация в СНГ до дефолта 1998 г. показала, что портфельные инвестиции могут носить спекулятивный характер и не содействуют развитию реального сектора экономики.
При выборе инвестиционных проектов идентификаторами приоритетности и первоочередности не всегда могут служить большие объемы капитальных вложений. Изучение стратегий диверсификации деятельности крупных транснациональных компаний показывает, что страна-реципиент должна на первых этапах ориентироваться на привлечение средних и небольших хозяйствующих субъектов, поскольку последние, в отличие от крупных организационноправовых структур, не ставят в качестве стратегической цели получение высокой рентабельности и маржи в первый год проникновения на новые географические рынки. Цель этих средних и небольших организационно-правовых структур - внедриться на растущие рынки, обладающих большим потенциалом. Таким образом, обобщающим показателем выбора инвестиционного проекта, предлагаемого транснациональной компанией, должна быть не ее величина и объемы инвестиционных вложений, а степень новизны, экономичности технологий, привлекаемых в национальную экономику.
Важной особенностью, создающей неблагоприятную ситуацию, является то, что любые институциональные структуры в Республике Казахстан, в том числе и в сфере прямых иностранных инвестиции, могут превратиться в бюрократические и создавать барьеры, если их действия не будут подчиняться единому стратегическому плану инновационно-инвестиционного обеспечения, в основу которого должна быть заложена долгосрочная Концепция развития национальной экономики. В отсутствие такой Концепции и стратегического плана на средне- и долгосрочный периоды институциональные структуры станут подчинять свои действия текущим экономическим интересам отраслей, регионов и отдельных предприятий.
Сложившееся мнение о том, что большие объемы прямых иностранных инвестиций могут осуществляться без государственной инвестиционной политики и их может обеспечивать только частный сектор экономики самостоятельно в условиях переходного периода, на наш взгляд, является ошибочным. Наоборот, в условиях развивающегося рынка требуется наличие обширной нормативноправовой базы, содержащей специальные законы, гарантирующие защиту интересов и регулирующие иностранные инвестиционные объемы средств.
В создающейся, неустойчивой рыночной среде экономический либерализм не может стихийно гарантировать необходимую эффективность инвестирования и вырабатывать стимулы привлечения капитала из-за рубежа. Страна-реципиент, заинтересованная в прямых иностранных инвестициях, должна разрабатывать специальные, не только организационно-правовые, но и экономические меры по стимулированию инвестиционных вложений в основные фонды.
Следует отметить, что стратегические планы инновационно-инвестиционного обеспечения позволят перейти от управления, непосредственно реагирующего на какие-либо внешние воздействия, к упреждающему. В этом случае под внешними воздействиями следует понимать инициативу иностранного инвестора и его интерес к вложениям капитала в национальную экономику.
Существуют утверждения ряда авторов о том, что задача отбора и привлечения прямых иностранных инвестиций возникает лишь в ответ на проявленную инициативу иностранного инвестора. Такая ситуация, как нам представляется, вызвана традицией изоляционизма страны и не учитывает возрастающей конкуренции государств, особенно СНГ, на международном рынке капиталов.
В отсутствие стратегических планов привлечения иностранных инвестиций основное значение приобретает система побудительных механизмов, как правило экономических, создаваемых страной или регионом-реципиентом. Эта система не может быть в должной мере эффективной, поскольку является лишь одним из инструментов реализации стратегии, которая создается для действия на краткосрочный период и без четко поставленных стратегических целей может привлечь в страну малоэффективные, технологически устаревшие инвестиционные проекты.
И, наконец, мнение, что крупные финансово-промышленные группы могут самостоятельно, не привлекая прямые иностранные инвестиции, диверсифицировать свою деятельность, обеспечить необходимые темпы роста производства продукции и услуг, прирост валового национального продукта, по нашему мнению, не исключает возможность и необходимость использовали иностранного капитала.
Трансформация финансово-промышленных групп в основных отраслях национальной экономики не может рассматриваться как альтернатива иностранным инвестиционным проектам, обладающим новейшими высокими технологиями и не стремящимся к переделу собственности.
При определении направлений привлечения прямых иностранных инвестиций следует обратить особое внимание на тот факт, что в большинстве азиатских стран с переходной экономикой наиболее распространенной формой использования прямых иностранных инвестиций служило создание совместных предприятий [2]. Привлечение местных партнеров в странах-реципиентах позволяет иностранцам преодолеть языковой барьер, понять правила и особенности неформального управления, а также контроля производственных процессов в регионах. Совместное производство продукции считается более предпочтительным для обеих сторон, чем предоставление иностранному партнеру всего национального рынка.
Кроме того, при выборе иностранного партнера большое значение приобретают национальные традиции инвесторов. Так, например, большинство американских, канадских и английских транснациональных компаний, независимо от их размера и вкладываемого капитала, а также большая часть голландских компаний предпочитают поглощения местных производителей. Немецкие, итальянские и японские компании создают совместные предприятия по принципу «50:50» или предпочитают осуществлять инвестирование, начиная с нулевого цикла создания предприятия. Эти компании используют продажу лицензий без дальнейшего участия в процессе внедрения новшества в производство, освоения рынка.
В процессе установления результативных направлений инвестиционного развития, отражающих объемы будущих привлекаемых средств, и определения количественных границ для целей отбора инвестиционных проектов, на наш взгляд, следует учесть различия между крупными и средними хозяйствующими
субъектами, которые могут значительно повлиять на стратегические планы инновационно-инвестиционного обеспечения.
Эмпирически доказано, что средние организационно-правовые структуры не применяют капиталоемких операций на территориях тех стран , которые уже достаточно освоены, но еще являются переходными к развитому рынку. Они не строят новые предприятия, не поглощают отечественные и очень редко делают инвестиционные вложения, являются стратегическими, нацеленными на завоевание большой доли рынка.
Вкладывая ограниченные инвестиционные средства, средние транснациональные корпорации нацелены на краткосрочные проекты, позволяющие снизить срок окупаемости до минимально возможной величины и получить прибыль в первый же год. Эти корпорации, как правило, занимают рыночные ниши высокотехнологичной продукции, пользующейся большим спросом на рынке производителей отечественных товаров и потребителей, и осуществляют свою деятельность в тесном контакте с местными отечественными предприятиями в виде совместных инвестиционных проектов, а также открывают свои представительства. При достижении поставленных целей и стабильности политической и экономической ситуации в стране-реципиенте средние организационноправовые структуры постепенно переходят от небольших к средним объемам инвестиционных вложений на основе освоения местного товарного рынка, наполнения этого рынка своими видами продукции. Поэтому установление направлений привлечения прямых инвестиционных вложений зависит, прежде всего, от выбранной ориентации на либерализацию внешней торговли по отношению к средним и небольшим предприятиям.
Таким образом, стратегические планы инновационно-инвестиционного обеспечения национальной экономики должны быть направлены на привлечение средних и малых транснациональных компаний, способных достаточно быстро освоить свободные рыночные ниши на национальном рынке, оставляя при этом возможности для развития отечественных производителей, поскольку создают такой тип ценовой конкуренции, который отличается от олигополистического типа больших корпораций [3].
Нацеленность небольших транснациональных хозяйствующих субъектов на быструю окупаемость инвестиционных средств определяет их профиль, заключающийся в освоении небольших секторов национальной экономики. Для Казахстана привлечение таких компаний на свой внутренний национальный рынок может способствовать созданию международной кооперации в таких секторах, как производство потребительских товаров легкой, пищевой промышленности, предоставление услуг связи, гостиничных и туристских, медицинских и оздоровительных услуг. Такие предприятия могут занять рыночные ниши и в обрабатывающей промышленности, в частности в машиностроении. Проникновение предприятий на рынки строительства и строительной индустрии, а также жилищнокоммунальных услуг приведет к увеличению объемов строительства жилищного фонда и его более качественному обслуживанию.
Литература
1. Кенжегузин М.Б. Казахстанская модель устойчивого экономического развития: научные основы построения и реализации / М.Б. Кенжегузин // Проблемы устойчивого экономического развития в условиях глобализации. Алматы: ИЭМОНРК, 2003. Т. 1. С. 15-51.
2. Стратегия индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2003-2015 годы. Утверждена Указом Президента Республики Казахстан от 17.05.2003 года № 1096. Астана, 2004.
3. Стратегия развития Казахстана до 2030 года: проблемы и пути реализации // Казахстан - 2030. Процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех казахстанцев: сб. науч.-практ. конф., посвященной посланию Президента страны народу Казахстана. Алматы: Казахстан, 1998.
ТАШИМОВА НАРГУЛЬ УРАЗАЛОВНА - соискатель ученой степени кандидата экономических наук Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов.