УДК/UDC 378.4
DOI 10.54509/22203036_2023_2_186 EDN GOPFRO
Сидорова Светлана Николаевна
аспирант, старший преподаватель,
Кузбасский государственный технический университет
имени Т. Ф. Горбачева, г. Кемерово
Sidorova Svetlana N.
Postgraduate student, Senior lecturer,
T. F. Gorbachev Kuzbass State Technical University,
Kemerovo
НАПРАВЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ВУЗА
THE HIGHER SCHOOL TEACHERS' ACTIVITY AREAS FOR THE INFORMATION AND METHODOLOGICAL SUPPORT IMPLEMENTATION IN THE EDUCATIONAL PROCESS
Введение. В представленной статье автором рассматривается вопрос о необходимости определения направлений деятельности преподавателей технического вуза по реализации ранее нами разработанного информационно-методического обеспечения формирования готовности будущих инженеров к коммуникативно-управленческой деятельности.
Цель статьи - изложить и обосновать последовательный алгоритм действий преподавателей высшей школы при использовании информационно-методического обеспечения формирования готовности будущих инженеров к коммуникативно-управленческой деятельности на практике. Новизна исследования в рамках данной статьи представлена выявлением конкретных направлений деятельности преподавателей вуза, оказывающих результативное влияние на уровень готовности студентов - будущих инженеров к работе в коммуникативно-управленческой сфере.
Методология. Исследовательские задачи решались на основе активных методов обучения, которые в последнее время приобрели широкую популярность. Ведущим методом исследования данной проблемы является «методика модерации». В частности, «методика модерации» способствует реализации активных методов обучения. Наиболее подробно процессы, обусловившие появление модерации, описаны в трудах зарубежных авторов, таких как Б. Бом, К. Клеберт, М. Нуланд, А. Циг-лер, А. Шрадер, В. Штрауб. Русскоязычные источники ограничиваются работами О. В. Баркановой, С. А. Жезловой, И. Лазаренко, А. В. Петрова.
Результаты. В представленной статье проведен анализ возможности использования в организации учебного процесса технического вуза «технологии модера-
ции». В частности, была проанализирована работа данной технологии при определении направлений деятельности преподавателей технического вуза, по реализации разработанных информационно-методических материалов.
Заключение. В результате проведенного исследования было выявлено, что использование «технологии модерации» в организации учебного процесса высшего технического учебного заведения, является тщательно спланированной формой организации образовательного процесса и позволяет наиболее точно выделить направления деятельности преподавателей по реализации информационно-методических материалов.
Introduction. In the article the author considers the question of the need to determine the activities of teachers of a technical university, to implement the information and methodological support previously developed by us for the formation of the readiness of future engineers for communicative and managerial activities. The purpose of the article is to present and substantiate a consistent algorithm of actions of higher school teachers when using information and methodological support for the formation of readiness of future engineers for communicative and managerial activities in practice.
Methodology. The research tasks were solved on the basis of active teaching methods which have recently gained popularity. The leading method of investigating this problem is the "moderation technique". In particular, the "moderation methodology" promotes the implementation of active teaching methods. The most detailed processes that led to the appearance of moderation are described in the works of foreign authors such as B. Bohm, K. Klebert, M. Nuland, A. Ziegler,
A. Schrader, V. Straub. Russian-language sources are limited (O. V. Barkanova, S. A. Zhezlova, I. Lazarenko, A. V. Petrov).
Results. The article analyzes the possibility of using "moderation technologies" in the educational process organization at the technical university. In particular, the work of this technology was analyzed when determining the activities of teachers of a technical university, on the implementation of the developed information and methodological materials.
Conclusion. As a result of the conducted research, it was revealed that the use of "moderation technology" in the organization of the educational process of a higher technical educational institution is a carefully planned form of the educational process organization and allows to identify the areas of teachers' activity for the implementation of information and methodological materials.
Ключевые слова: методические материалы, методическая деятельность, учебный процесс, методика, технология, модерация.
Keywords: methodical materials, methodical activity, educational process, methodology, technology, moderation.
Введение
Модернизация высшего профессионального образования предполагает применение в образовательном процессе технологии активного и деятельностного обучения. Это меняет роль преподавателя, он становится «менеджером-организатором» образовательного процесса:
- определяет цели образовательной программы;
- организует самостоятельную работу студентов;
- курирует учебную деятельность;
- мотивирует обучающихся;
- сопровождает и оценивает формирование универсальных, общих и профессиональных компетенций;
- руководит научно-исследовательской работой студентов [3[.
На основании вышесказанного педагогическая деятельность преподавателя вуза является метадеятельно-стью по управлению другой деятельностью (Ю. Н. Кулют-кин, Г. С. Сухобская) [3; 1].
Одной из важных задач преподавателя вуза является необходимость сделать свой курс максимально интересным и продуктивным. Грамотный выбор направлений своей педагогической деятельности ведет к повышению качества не только образовательного процесса, но и форм и методов подачи материалов.
Применение отдельных методических разработок или их комплексов в учебном процессе конкретного учебного заведения способствует повышению уровня подготовки специалистов к их будущей профессиональ-
ной деятельности. Реализация преподавателями вузов на практике информационно-методических материалов направлена на совершенствование методики обучения, обеспечение учебного процесса необходимой литературой, учебно-методическими комплексами (УМК). Результатом методической деятельности является методически переработанный, отобранный учебный материал в различных формах представления информации: методическое обеспечение учебных дисциплин; приемы; методы обучения и т.д. [9].
Для эффективного включения в учебный процесс разработанного автором информационно-методического обеспечения (ИМО) формирования готовности будущего инженера к коммуникативно-управленческой деятельности возникла необходимость определения направлений деятельности преподавателей вуза к реализации данного методического материала.
В качестве наиболее подходящей под данные условия эффективной образовательной технологией была выбрана модерация.
Технология модерации предполагает определенные этапы работы, которые имеют свои цели, задачи и методы.
Moderare - в переводе с латинского - приводить в равновесие, управлять, регулировать. Как образовательная технология, модерация была впервые разработана в 60-70-е годы прошлого века в Германии. С тех пор многие ученые и специалисты, в том числе педагоги, активно развивают и применяют модерацию на практике, совершенствуя данную технологию [2; 4; 8].
На сегодняшний день модерация - это эффективная технология, которая позволяет значительно повысить результативность и качество образовательного процесса. Эффективность модерации определяется тем, что используемые приемы, методы и формы организации познавательной деятельности направлены:
- на активизацию аналитической и рефлексивной деятельности обучающихся;
- на развитие их исследовательских и проектировочных умений;
- на развитие коммуникативных способностей и навыков работы в команде.
Процесс совместной работы, организованный с помощью приемов и методов модерации, способствует не только снятию барьеров общения, но и создает условия для развития творческого мышления и принятия нестандартных решений. А также формирует и развивает навыки совместной деятельности [2, 8].
Методы модерации отличаются от автократичных дидактических способов обучения. Преподаватель и обучающиеся являются равноправными участниками
образовательного процесса. От каждого из них в равной мере зависит успех обучения. Студент перестает быть объектом обучения, занимая активную позицию в образовательном процессе. Такой подход формирует у обучающихся самостоятельность в выработке и принятии решений, готовность нести ответственность за свои действия, вырабатывает уверенность в себе, целеустремленность и другие важные качества личности, необходимые при осуществлении будущей профессиональной деятельности [2, 4].
Технология модерации направлена на то, чтобы вовлечь в активное участие в процесс обучения всех обучающихся. Таким образом, работа на учебных занятиях проходит в парах, мини-командах или малых группах (подгруппах) [2].
Эффективность групповой работы обеспечивается использованием специальных методов и приемов. Для модерации больше всего подходят активные методы обучения.
В модерации также применяются хорошо известные на сегодняшний день техники решения проблем и поиска оптимальных решений: мозговой штурм, кластер, проблемные и интерактивные лекции, эвристические беседы, анализ и моделирование конкретных ситуаций, синектика как форма поиска новых идей и другие [2, 8].
Достижение эффективности и качества образовательного процесса при использовании технологии модерации, получение запланированных результатов обучения обеспечивается организацией следующих ключевых процессов обучения (рис. 1).
Из рисунка 1 видно что, для получения эффективных результатов педагогической деятельности (в рамках вузовского обучения) необходимо: организовать такие ключевые образовательные процессы, как:
- эффективное взаимодействие (интеракция) участников группового процесса;
- упорядоченный обмен информацией (коммуникация) между всеми участниками образовательного процесса;
- мотивирование всех участников образовательного процесса;
- групповая и индивидуальная рефлексия преподавателя и обучающихся;
- анализ деятельности участников образовательного процесса и оценка полученных результатов [2].
Эффективное взаимодействие (интеракция) участников группового процесса обеспечивается за счет:
- формирования малых групп;
- использования в учебном процессе различных интеракций (преподаватель студент, студент студент, студент малая группа, преподаватель малая группа, малая группа малая группа);
- отслеживания хода группового процесса преподавателем.
Упорядоченный обмен информацией (коммуникация) между всеми участниками образовательного процесса. Обеспечить эффективное взаимодействие позволяют:
- использование методов стимулирования коммуникативного процесса;
- использование различных каналов и форм коммуникации;
- организация двустороннего и многостороннего обсуждения.
Мотивация всех участников образовательного процесса. Мотивация является катализатором (ускорителем) следующих процессов:
- поддержание тонуса, развитие уверенности в своих силах всех участников образовательного процесса;
- стимулирование познавательной активности;
- содействие эффективному сотрудничеству.
Рефлексия преподавателя и обучающихся: осмысление новых знаний; критический анализ информации;
Рис. 1. Ключевые образовательные процессы
корректировка своей деятельности на основе самооценки.
Анализ деятельности участников образовательного процесса и оценка полученных результатов: получение обратной связи между всеми участниками образовательного процесса; использование полученных комментариев и оценок для совершенствования образовательного процесса.
Методология
Для достижения поставленной цели научного исследования использован комплекс взаимодополняющих методов исследования:
- теоретические (изучение печатных и электронных источников литературы);
- эмпирические (тестирование,статистическая обработка, интерпретация полученных результатов исследования).
Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе Кузбасского государственного технического университета имени Т. Ф. Горбачева. В педагогическом эксперименте на разных его этапах приняли участие 392 студента университета, 20 педагогических работников.
Результат
Результатом проведенного автором статьи научно-экспериментального исследования стало теоретически обоснованное и экспериментально апробирован-
ное информационно-методическое обеспечение формирования готовности будущих инженеров к коммуникативно-управленческой деятельности. С целью повышения результативности использования информационно-методического обеспечения (ИМО) на практике, в ходе исследования возникла необходимость определить направления деятельности преподавателей по реализации разработанного продукта в рамках вузовского обучения [7].
Для определения направлений деятельности преподавателей по реализации разработанного ИМО на практике в процессе научной работы автором была использована технология модерации как один из способов оптимизации социального взаимодействия. Использование модерации значительно повышает эффективность совместной работы в команде и стремление достигнуть поставленной цели.
Необходимость и возможность подготовки будущих инженеров к коммуникативно-управленческой деятельности в процессе вузовского обучения определили следующие направления деятельности преподавателей по реализации разработанного ИМО на практике (табл. 1).
Приведенный в таблице 1 алгоритм действий преподавателей вуза при определении направлений их деятельности по реализации информационно-методического материала позволяет детально проанализировать содержание и цели каждого этапа рассматриваемого процесса.
Таблица 1
Направления деятельности преподавателей по реализации информационно-методического обеспечения (содержание, цели)
Направления деятельности Содержание Цели
Вхождение или погружение в тему Анонсирование, реклама и презентация разработанного автором ИМО Логичное убеждение целевой аудитории в жизнеспособности и эффективности разработанного методического материала
Передача и объяснение информации Ознакомление преподавательского состава вуза с содержанием ИМО, консультирование преподавателей по основным вопросам использования методического материала Последовательное обоснование эффективности предлагаемого методического материала
Взаимодействие (интеракция)участников образовательного процесса Организация и проведение семинаров, мастер-классов с использованием ИМО на практике - Обобщение и внедрение передового педагогического опыта; - оказание помощи преподавателям в организации обучения; - поиск новых, наиболее рациональных методов обучения и совершенствование, на этой основе, учебного процесса; - обмен опытом педагогической деятельности, разработка и совершенствование индивидуальных методик преподавания
Рефлексия преподавателей и обучающихся - Проведение открытых занятий для анализа со стороны коллег; - участие в дискуссиях, совещаниях с целью обмена опытом в стенах вуза и в интернете - Сформировать полученные результаты; - переопределить цели дальнейшей работы; - скорректировать свой образовательный путь
0,35 0,3 0,25 0,2 0,15 0,1 0,05 0
0,3
0,3
0,2
0,2
0,15
0,1
I
0,25
Критичный
Достаточный
Допустимый
Необходимый Оптимальный
Рис. 2. Оценка уровней готовности студентов - будущих инженеров к коммуникативно-управленческой деятельности
■ 2020г. □ 2022г.
Вхождение, погружение в тему возможно с помощью проведения анонса, презентации, рекламы ИМО. Далее преподавателей вуза необходимо ознакомить с содержанием ИМО и проконсультировать по основным вопросам использования методического материала. Взаимодействие (интеракция) участников образовательного процесса реализуется с помощью организации и проведения семинаров, мастер-классов с использованием ИМО на практике. И на заключительном этапе (рефлексия преподавателей и обучающихся) проводятся открытые занятия для анализа со стороны коллег и дискуссии с целью обмена опытом, как в стенах вуза, так и на образовательных электронных платформах [7].
Необходимо отметить, что в результате точного выполнения, разработанного алгоритма действий, поставленные участниками эксперимента цели были достигнуты.
Таким образом, результаты опытно-экспериментальной работы научного исследования показали положительную динамику в подготовке студентов - будущих инженеров к коммуникативно-управленческой деятельности (рис. 2).
Из рисунка мы видим, что показатели на оптимальном и допустимом уровне готовности (значимые уровни готовности) к концу эксперимента выросли на 10%, на необходимом уровне - на 5%. Показатели критичного и достаточного уровней готовности будущих инженеров к коммуникативно-управленческой деятельности к концу эксперимента снизились на 10 и 5% соответственно [7].
Заключение
В итоге проведенного теоретического анализа и опытно-экспериментального исследования получено
экспериментальное подтверждение влияния обозначенных направлений деятельности преподавателей высшей школы (при реализации ИМО в образовательном процессе) на уровень готовности студентов - будущих инженеров к работе в коммуникативно-управленческой сфере.
Использование в практической деятельности преподавателей технических вузов разработанных в данной научной работе методических материалов и рекомендаций по их использованию способствует значительному повышению уровня готовности будущих инженеров к их профессиональной деятельности.
Литература
1. Калдыбаев С. К. Качество образовательного процесса в структуре качества образования // Успехи современного естествознания. 2015. № 7. С. 90-97 - URL: https://elibrary.ru/ item.asp?id=24163403 (дата обращения 05.04.2023).
2. Кропотова, Н. А. Интегрированные комплексные практические занятия на основе интерактивной технологии модера-ции // Педагогический опыт: теория, методика, практика. 2014. № 38. С. 166-173. URL: https://www.elibrary.ru/item. asp?id=26235942 (дата обращения 04.04.2023).
3. Кулакова А. В. Организация методической работы в вузе // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения: сб. мат-лов XXXVII Международной научно-практической конференции, Новосибирск, 21 мая 2014 г. Новосибирск, 2014. С. 166-173. URL: https:// www.elibrary.ru/item.asp?id=21732493 (дата обращения 11.01.2023).
4. Лапыгин Ю. Н. Методы активного обучения: учебник и практикум для вузов. М., 2017. 248 с. Серия: Образовательный процесс.
5. Образовательный портал «Мой университет». URL: https:// moi-universitet.ru (дата обращения 21.01.2023).
6. Сидорова С. Н. Анализ уровня профессиональной подготовленности студентов Университета с техническим профилем обучающихся по направлению «Технология транспортных процессов» // Сб. мат-лов XVII Международной научно-практической конференции «Природные и интеллектуаль-
0
ные ресурсы Сибири. Сибресурс 2018» (Кемерово, 22-23 ноября 2018 г.). URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=37071136 (дата обращения: 20.01.2020).
7. Сидорова С. Н., Штоцкая А. А. Организация работы по подготовке преподавателей высшей школы к реализации информационно-методического обеспечения // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2022. Вып. 3 (43). С. 50-59. URL: https://www.elibrary.ru/item. asp?id=48625680 (дата обращения 29.01.2023).
8. Соболева Н. А. Модернизация - эффективная образовательная. Дуван, 2016. 16 с. URL: https://uroki.me/doklad-na-temu-moderaciya-effektivnaya-obrazovate-9787.html (дата обращения 22.01.2023).
9. Соловова Н. В., Николаева С. В. Компетентностный подход: инновационные методы и технологии обучения: учебно-методическое пособие. Самара, 2009. 137 с.
10. Федулов Ю. П. Организация учебной деятельности в вузе и методика преподавания в высшей школе. Краснодар, 2019. 155 с.
11. Яковлев Е. В., Яковлева Н. О. Педагогическое исследование: содержание и представление результатов. Челябинск, 2010. 317 с.
References
1. Kaldybaev, S. K. The quality of the educational process in the structure of the quality of education // Successes of modern natural science. 2015, No 7, рр. 90-97. URL: https://elibrary.ru/ item.asp?id=24163403 (accessed 05.04.2023).
2. Kropotova N. A. Integrated complex practical classes based on interactive moderation technology // Pedagogical experience: theory, methodology, practice. 2014, No 38, рр. 166-173. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=26235942 (accessed 04.04.2023).
3. Kulakova A. V. Organization of methodological work in the university; Psychology and pedagogy: methodology and problems of
practical application // collection of materials of the XXXVII International Scientific and Practical Conference, Novosibirsk, May 21, 2014 / Center for the Development of Scientific Cooperation; under total ed. S. S. Chernova. Novosibirsk, 2014, pp. 166-173. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=21732493 (accessed 11.01.2023).
4. Lapygin Yu. N. Methods of active learning: textbook and workshop for universities. Moskow, 2017, 248 p. Series: Educational process.
5. Educational portal "My University. URL: https://moi-universitet.ru (accessed 21.01.2023).
6. Sidorova S. N. Analysis of the level of professional readiness of University students with a technical profile of students in the direction of "Technology of transport processes" // Collection of materials of the XVII International scientific and practical conference "Natural and intellectual resources of Siberia. Sibresurs 2018". Kemerovo, 2018. URL: https://elibrary.ru/item. asp?id=37071136 (Date of access: 01/20/2020).
7. Sidorova S. N., Shtotskaya A. A. Organization of work on the preparation of teachers of higher education for the implementation of information and methodological support // Scientific and Pedagogical Review (Pedagogical Review). 2022. Issue. 3 (43). pp. 50-59. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=48625680 (accessed 29.01.2023).
8. Soboleva N. A. Modernization is an effective educational. p. Duvan, 2016. 16 p. URL: https://uroki.me/doklad-na-temu-moderaciya-effektivnaya-obrazovate-9787.html (accessed 22.01.2023).
9. Solovova N. V., Nikolaeva S. V. Competence-based approach: innovative methods and technologies of teaching: teaching aid. Samara, 2009. 137 p.
10. Fedulov Yu. P. Organization of educational activities at the university and teaching methods in higher education. Krasnodar, 2019. 155 p.
11. Yakovlev E. V., Yakovleva N. O. Pedagogical research: content and presentation of results. Chelyabinsk, 2010. 317 p.