Научная статья на тему 'Направления и пути совершенствования лечебной и педагогической деятельности в инфектологии, сформулированные В.И. Покровским'

Направления и пути совершенствования лечебной и педагогической деятельности в инфектологии, сформулированные В.И. Покровским Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
129
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
инфекционные болезни / В.И. Покровский / менингококковая инфекция / учебный процесс / infectious diseases / V.I. Pokrovsky / meningococcal disease / educational process

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ющук Н. Д.

В статье проанализирована многогранная научная, педагогическая и лечебная деятельность В.И. Покровского. Определена его роль в изучении менингококковой инфекции и описаны этапы становления кафедры инфекционных болезней и эпидемиологии ФГБОУ ВО «Московский государственный медико-стоматологический университет им. А.И. Евдокимова» Минздрава России. Представлены сформулированные В.И. Покровским основные направления и пути совершенствования лечебной и педагогической деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Directions and ways of improving treatment and educational activities in infectology, formulated by V.I. Pokrovsky

The article analyzes diverse scientific, pedagogical and therapeutic activities of V.I. Pokrovsky. Determined by its role in the study of meningococcal disease and described the stages of formation of the Department of infectious diseases and epidemiology of the A.I. Yevdokimov Moscow State University of Medicine and Dentistry of the Ministry of Healthcare of the Russian Federation.Presented formulated by V.I. Pokrovsky, the main directions and ways of improving treatment and educational activities.

Текст научной работы на тему «Направления и пути совершенствования лечебной и педагогической деятельности в инфектологии, сформулированные В.И. Покровским»

НЕПРЕРЫВНОЕ МЕДИЦИНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Направления и пути совершенствования лечебной и педагогическом деятельности в инфектологии, сформулированные В.И. Покровским

Ющук Н.Д.

ФГБОУ ВО «Московский государственный медико-стоматологический университет им. А.И. Евдокимова» Минздрава России

В статье проанализирована многогранная научная, педагогическая и лечебная деятельность В.И. Покровского. Определена его роль в изучении менингококковой инфекции и описаны этапы становления кафедры инфекционных болезней и эпидемиологии ФГБОУ ВО «Московский государственный медико-стоматологический университет им. А.И. Евдокимова» Минздрава России. Представлены сформулированные В.И. Покровским основные направления и пути совершенствования лечебной и педагогической деятельности.

Ключевые слова:

инфекционные болезни, В.И. Покровский, менингококковая инфекция, учебный процесс

Инфекционные болезни: новости, мнения, обучение. 2018. Т. 7. № 1. С. 22-27.

Статья поступила в редакцию: 06.12.2017. Принята в печать: 26.12.2017.

Directions and ways of improving treatment and educational activities in infectology, formulated by V.I. Pokrovsky

Yushchuk N.D. A.I. Yevdokimov Moscow State University of Medicine and Dentistry

of the Ministry of Healthcare of the Russian Federation

The article analyzes diverse scientific, pedagogical and therapeutic activities of V.I. Pokrovsky. Determined by its role in the study of meningococcal disease and described the stages of formation of the Department of infectious diseases and epidemiology of the A.I. Yevdokimov Moscow State University of Medicine and Dentistry of the Ministry of Healthcare of the Russian Federation.Presented formulated by V.I. Pokrovsky, the main directions and ways of improving treatment and educational activities.

Keywords:

infectious diseases, V.I. Pokrovsky, meningococcal disease, educational process

Infectious Diseases: News, Opinions, Training. 2018; 7 (1): 22-7.

Received: 06.12.2017. Accepted: 26.12.2017.

НАПРАВЛЕНИЯ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЛЕЧЕБНОЙ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ИНФЕКТОЛОГИИ, СФОРМУЛИРОВАННЫЕ В.И. ПОКРОВСКИМ

На одном из заседаний редакционной коллегии в ходе обсуждения перспективного плана было высказано предложение: один из тематических номеров посвятить проблеме менингококковой инфекции, так как она на страницах нашего журнала еще не рассматривалась. Определяя тематическую подборку статей, невозможно было в планируемом номере не отразить роль Валентина Ивановича Покровского в изучении менингококковой инфекции, его вклад в развитие педагогического процесса и совершенствование подходов к оказанию медицинской помощи больным с инфекционной патологией.

Формирование В.И. Покровского как педагога и клинициста можно рассматривать уже начиная со студенческого периода, когда в 1950 г. его первая научная работа, посвященная изучению теории преподавания инфекционных болезней в медицинских институтах, заняла 2-е место на Всесоюзном конкурсе научных студенческих работ. Немного позднее почти без изменений эта работа была опубликована в журнале «Микробиология, эпидемиология и инфекционные болезни». В 1952 г. Валентин Иванович уже был автором нескольких научных публикаций.

Обучение в клинической ординатуре завершилось успешной защитой кандидатской диссертации «Клиническое течение брюшного тифа и состояние некоторых защитных функций организма при лечении синтомицином». До сих пор актуальна разработанная В.И. Покровским схема лечения больных брюшным тифом левомицетином. С появлением этого эффективного препарата удалось ликвидировать брюшной тиф.

В 1966 г. В.И. Покровский защитил докторскую диссертацию «Гнойные менингиты (диагностика, клиника, лечение)», в которой были заложены научные направления и определен основной вектор работы в области изучения менингитов и менингоэнцефалитов. Если прежде больных ме-нингококковым менингитом лечили ежедневным введением антибиотиков в спинномозговой канал (при люмбальной пункции), то исследования, проведенные Валентином Ивановичем, позволили изменить тактику лечения - была доказана клиническая эффективность внутримышечного введения массивных доз пенициллина. Именно начиная с этой работы особое место в его научной деятельности заняли исследования по изучению менингококковой инфекции и бактериальных менингитов (БМ) различной этиологии [1-4].

Исследования, выполненные Валентином Ивановичем, сыграли решающую роль в совершенствовании диагностики различных клинических форм менингококковой инфекции и ее лечения во время разразившейся в конце 1960-х - начале 1970-х гг. эпидемии [2, 4]. Была создана лаборатория, занимающаяся эпидемиологией менингококковой инфекции. Она функционирует в ФБУН «Центральный научно-исследовательский институт эпидемиологии» Роспо-требнадзора (ЦНИИЭ) и в настоящее время, мониторируя заболеваемость и циркуляцию возбудителей. Известно, что смена типа возбудителя обычно влечет за собой рост заболеваемости.

В связи с тяжестью течения генерализованных форм менингококковой инфекции во многих случаях требовалась интенсивная терапия, что в итоге определило принципы ее

Академик РАН, профессор В.И. Покровский

проведения и позволило обосновать необходимость создания первого реанимационного отделения на базе инфекционной клинической больницы № 2 г. Москвы. Успешная работа этого нового подразделения в структуре инфекционного стационара стала основой для создания реанимационной службы в клиниках инфекционных болезней страны. В настоящее время нельзя представить работу инфекционного стационара без отделения реанимации и интенсивной терапии.

Заложенные В.И. Покровским направления по всестороннему изучению БМ включали комплексный подход с учетом клинико-эпидемиологических, иммунологических и патогенетических аспектов. Научные исследования велись на организменном (органном), молекулярном и субмолекулярном уровнях инфекционного процесса. Именно цикл работ по изучению менингококковой инфекции принес В.И. Покровскому мировую известность и признательность среди коллег. Научные работы по проблеме БМ приобрели хрестоматийный характер, не утратив актуальности и в наши дни [5-8].

Под руководством В.И. Покровского его учениками и сотрудниками совместно с физиологами, морфологами, биохимиками, микробиологами ЦНИИЭ Роспотребнадзора и других институтов были получены новые оригинальные данные по патогенезу менингококковой инфекции. Разработана рациональная тактика этиотропного лечения, апробированы и внедрены методы патогенетической терапии и реанимационной помощи больным менингитами, что позволило снизить летальность и сроки пребывания больных в стационаре. Результаты этой работы нашли свое отражение в опубликованной монографии «Менингококковая инфекция», в которой был обобщен опыт борьбы с менингококковой инфекцией, предложена патогенетическая классификация болезни, рассмотрены методы клинической и микробиоло-

гической диагностики разных форм течения инфекционного процесса. Отдельные главы монографии посвящены лечению, мерам борьбы с менингококковой инфекцией и ее профилактике. Дана оценка различных методов воздействия на ход эпидемического процесса [5]. Валентин Иванович выезжал на эпидемии менингококковой инфекции в Мали, Эфиопии, Монголии. Сотрудники ЦНИИЭ под руководством В.И. Покровского выезжали на борьбу с эпидемиями менингококковой инфекции в Монголию, Вьетнам, на Кубу.

Разносторонняя научная и практическая деятельность В.И. Покровского не ограничивалась проблемой менинго-кокковой инфекции. Огромен его личный вклад в борьбу с эпидемиями многих инфекционных болезней (чума -1965 г., холера - 1970, 1973 гг.) в различных регионах нашей страны и за рубежом. Во время астраханской эпидемии холеры удалось добиться впечатляющих результатов -применение новой водно-солевой терапии позволило снизить летальность с 25 до 0,2-0,3%. В.И. Покровским впервые были разработаны новая клиническая классификация холеры на основе оценки степени обезвоживания, методика регидратационной терапии этих больных, что позволяло достичь быстрого терапевтического эффекта и снизить летальность до единичных случаев. Методы регидратационной терапии в последующем были использованы для лечения других острых кишечных инфекций, и по настоящее время они являются основой патогенетической терапии.

Благодаря прозорливости В.И. Покровского в свое время были расшифрованы необычные вспышки бруцеллеза в Москве, легионеллеза - в Армавире и др. В.И. Покровский создал службу по диагностике и профилактике ВИЧ/СПИДа. Именно он диагностировал первые случаи заболевания ВИЧ-инфекцией в нашей стране. Благодаря организаторскому таланту В.И. Покровского была создана сеть хорошо оснащенных лабораторий по выявлению ВИЧ-инфицированных больных, налажен их учет, высказаны научно аргументированные предположения о возможности распространения ВИЧ-инфекции в России, разработана и внедрена в практику здравоохранения научно обоснованная система мер борьбы и профилактики ВИЧ/СПИДа, направленная на пресечение его распространения среди населения страны.

Под руководством академика В.И. Покровского проводилось изучение такой проблемы, как внутрибольничные инфекции. Минздравом России утверждена созданная им концепция профилактики внутрибольничных инфекций, являющаяся программным документом действий для практических врачей и научных работников на ближайшее десятилетие. В поле его внимания находятся проблемы, связанные с бурно развивающимся сегодня направлением по изучению генетически модифицированных микроорганизмов и источников пищи, а также с разработкой новых технологий получения высокоактивных иммунных препаратов, лекарственных средств, имеющих важное значение для профилактики и лечения многих опасных заболеваний.

Многогранная научная и лечебная работа позволила В.И. Покровскому превратить отдел инфекционной патологии ЦНИИЭ Минздрава СССР, который он в то время возглавлял, в крупнейший центр по изучению актуальных вопросов эпидемиологии и инфекционной патологии. В дальнейшем,

став директором института, он сформулировал ведущие направления научных исследований в области эпидемиологии и инфектологии в стране на многие годы вперед.

На период руководства В.И. Покровским ЦНИИЭ приходится и становление кафедры инфекционных болезней с эпидемиологией в Московском медицинском стоматологическом институте (ныне ФГБОУ ВО «Московский государственный медико-стоматологический университет им. А.И. Евдокимова» Минздрава России), которой он руководил более 20 лет. Вокруг кафедры сформировалась одна из ведущих школ инфектологии в стране, объединяющая научных работников и врачей-практиков разных поколенийи разных специальностей. Заложенные им традиции и поныне развиваются на кафедре его учениками и последователями, передаются новым поколениям молодых исследователей, а творческое ядро коллектива, сформированное в это время, принесло кафедре заслуженную известность в стране и за рубежом.

Основная научная заслуга В.И. Покровского состоит в том, что он как крупнейший ученый с мировым именем способствовал бурному развитию и глубокому всестороннему изучению клинической картины инфекционных болезней, показал важность и плодотворность тесного взаимодействия в комплексном изучении инфекционных болезней с учетом достижений эпидемиологии, микробиологии, иммунологии и других смежных терапевтических дисциплин. Необычным для того времени было его требование изучать клинические особенности и вопросы патогенеза отдельных нозологических форм инфекционных болезней с патофизиологических, иммунологических позиций. В.И. Покровский считал, что патогенез инфекционных болезней во многом определяется иммунными реакциями организма, развивающимися в ходе инфекционного процесса. Научная работа в этом направлении была освещена в изданной монографии «Приобретенный иммунитет и инфекционный процесс» [9].

Изучение патологических процессов на различных иерархических уровнях развития инфекционного процесса позволяло вскрывать особенности патогенеза, иммуногенеза, совершенствовать лечебную и диагностическую тактику. Это направление в дальнейшем получило развитие в работах сотрудников кафедры [10, 11].

В связи с образованием в 1970 г. лечебного факультета в ФГБОУ ВО «Московский государственный медико-стоматологический университет им. А.И. Евдокимова» Минздрава России на базе существовавшего курса была создана кафедра инфекционных болезней с эпидемиологией, которую возглавил В.И. Покровский. Анализируя этапы становления учебно-методической работы кафедры, можно считать, что В.И. Покровский впервые создал новую форму неразрывного взаимодействия научного подразделения, имеющего клинический отдел, с учебным процессом, что в настоящее время принято называть учебным кластером. В современной педагогике формирование учебного кластера является одним из обязательных компонентов высшей школы. В.И. Покровским были предложены новые технологии в учебном процессе - использование в качестве учебно-методических средств схем ориентировочной основы действия (ООД). Основанные на совокупности конкретных ориентиров, они позволяют студенту осваивать логику

НАПРАВЛЕНИЯ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЛЕЧЕБНОЙ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ИНФЕКТОЛОГИИ, СФОРМУЛИРОВАННЫЕ В.И. ПОКРОВСКИМ

и технологии новой для него диагностической и лечебной деятельности. К прохождению каждой учебной темы составлялась своя схема ООД, а вопросы схемы, отражая логику и смысл действия, четко ориентировали студента относительно следующей мыслительной операции. Такая цепочка вопросов, их последовательность и четкая формулировка путем размышления постепенно подводят обучаемого к принятию правильного решения. Схемы ООД как первая необходимая составляющая формирования профессиональных компетенций нашли дальнейшее отражение в лич-ностно-ориентированном подходе к организации учебного процесса [12-16].

В.И. Покровский начинал свою педагогическую деятельность, когда не было современных мультимедийных технических средств, но эмоционально-художественный стиль его лекций был столь ярок, насыщен, вдохновенен, что содержание их помнится до сих пор, в них каждый мог услышать для себя новое и современное, а нередко и прогнозы на перспективу развития инфектологии. При подготовке лекции В.И. Покровский обращал особое внимание на фонетические, стилистические и семантические требования к технике преподнесения и содержанию информационного материала.

Большое внимание в своих лекциях В.И. Покровский уделял аспекту профессионального поведения врача, формированию у студентов коммуникативных принципов общения с коллегами и пациентами. Эта позиция нашла особенно яркое отражение в его работах по медицинской этике и деонтологии. К великому сожалению, вопросы этики и деонтологии в последние годы предаются забвению и подчас подменяются меркантильными расчетами. Индивидуальный подход к больному подменяется стандартами оказания медицинской помощи, в которых не учитываются особенности течения болезни конкретного пациента. В связи с этим не потеряли своей актуальности публикации Валентина Ивановича, в которых он неоднократно подчеркивал значение этических аспектов в работе врача и важность воспитания у студентов умения и желания следовать в своей работе деонтологиче-ским принципам. По его инициативе сотрудники кафедры подготовили уникальное методическое пособие «Идейно-воспитательная работа со студентами в процессе изучения инфекционных болезней и эпидемиологии» и опубликовали научную работу, посвященную вопросам деонтологии [17, 18]. К сожалению, ничего подобного больше не издавалось.

По мнению В.И. Покровского, у студентов медицинских вузов необходимо формировать не только клиническое мышление, но и умение проводить раннюю диагностику инфекционной болезни, определять лечебную тактику и планировать комплекс первичных противоэпидемических мероприятий в эпидемическом очаге. Валентин Иванович всегда обращал особое внимание на взаимосвязь клиники и эпидемиологии инфекционных болезней, причем он подчеркивал, что разорвать эти две области медицины, так же как и отделить от них микробиологию, невозможно [19]. Он всегда старался подчеркнуть важность знания клиницистами эпидемиологических аспектов инфекционных болезней с учетом индивидуального подхода к каждому больному, и сам в своей практической деятельности демонстрировал образцы высочайшей эрудиции клинициста и эпидемиолога.

В то же время В.И. Покровский отмечал, что усвоение знаний и приобретение навыков практической работы достижимо лишь при рациональной организации учебного процесса с использованием активных методов обучения [20, 21]. Принимая во внимание аксиому, что врач любой специальности, особенно работающий в амбулаторно-поликли-нической сети, с первых шагов своей профессиональной деятельности сталкивается с инфекционной патологией, важно сформировать у студентов практические компетенции, в том числе в области инфектологии. Это определяет возрастающие требования к организации учебного процесса на кафедрах инфекционных болезней.

Заложенные В.И. Покровским принципы организации учебного процесса на кафедре инфекционных болезней и эпидемиологии ФГБОУ ВО «Московский государственный медико-стоматологический университет им. А.И. Евдокимова» Минздрава России постоянно совершенствуются его учениками, ведется планомерная работа по внедрению инновационных технологий в образовательный процесс [22]. На кафедре наряду с традиционными методами обучения и контроля знаний, такими как курация больных, разбор и написание истории болезни, в настоящее время в учебном процессе активно используются клинические стандартизованные ситуационные задачи, тестовые задания различных типов, включая визуализированные. Разработанные контрольно-измерительные материалы систематически используют как для оценки исходного уровня знаний студентов на практических занятиях, так и в ходе промежуточной аттестации (курсовой экзамен по дисциплине).

Отличительной чертой учебных пособий, подготовленных под руководством В.И. Покровского, является их системность и последовательность изложения с учетом вертикальной и горизонтальной межкафедральной интеграции.

При участии Валентина Ивановича создавались такие популярные учебники, как «Инфекционные болезни с уходом за больными с основами эпидемиологии» (совместно с И.Г. Булкиной, 5 изданий, в том числе на иностранном языке), «Руководство по инфекционным болезням» (2 издания), «Руководство по зоонозам», «Руководство по инфекционным болезням и эпидемиологии» [23-25].

Реализация заложенных В.И. Покровским принципов организации учебного процесса - работы в условиях учебного кластера приводит к тому, что эпидемиологию и инфекционные болезни начинают преподавать с позиций целостной иерархической системы: организменный (органный) уровень - инфекционный процесс, надорганизменный уровень - эпидемический процесс. Свое дальнейшее отражение в написании и издании ряда учебно-методических пособий нашли разработанные схемы ООД (первый компонент учебно-методических средств), а их интегральное обобщение позволило пересмотреть подходы к проведению практических занятий с использованием стандартизованных клинических ситуационных задач, контролирующих алгоритмы принятия адекватных решений в различных ситуациях. Клинические задачи являются вторым обязательным компонентом учебно-методических средств обеспечения учебного процесса. Дальнейшая работа кафедры в условиях образовательного кластера позволяла внедрять

в учебный процесс инновационные технологии. На основе сформированной базы контрольно-измерительных материалов произошло изменение подхода к оценке качества подготовки студентов. Используются стандартизованные тестовые задания разного уровня сложности, объединенные в базу типовых тестов для текущей и промежуточной аттестации.

Сформулированные В.И. Покровским гуманистические и деонтологические принципы находят свое отражение в современной концепции «4П-медицина» (предикция, персонификация, партисипативность и превентивность), которая является одной из парадигм современного практического здравоохранения. Однако все эти подходы уже были ранее изложены в работах В.И. Покровского.

Став в 1987 г. президентом Академии медицинских наук СССР (а затем России), он использует открывшиеся перед ним возможности для совершенствования медицинского образования, выносит обсуждение этого вопроса на сессии РАМН. В результате этого обсуждения возникла идея создания системы подготовки научно-педагогических кадров из наиболее одаренных студентов (появились факультативы, элективные циклы).

Творческая научная, педагогическая и лечебная деятельность В.И. Покровского прошла многие этапы, включая организацию кафедры инфекционных болезней с эпидемиологией в Московском медико-стоматологическом институте, заведование кафедрой эпидемиологии Первого Московского медицинского института (ныне ФГАОУ ВО «Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова» Минздрава России), руководство ЦНИИЭ, работу на посту президента РАМН.

Когда готовился этот номер, мне как главному редактору журнала хотелось посвятить его моему (нашему) Учителю. Мне хотелось написать ему открытое письмо от всех сотрудников нашей кафедры, его учеников и через это письмо выразить свои признание и любовь. На редакционной коллегии было решено, что формат такого письма не подходит для данного номера журнала, но наше коллективное письмо мы опубликуем в номере, который будет посвящен юбилею В.И. Покровского - его 90-летию.

А сейчас, пользуясь возможностью, хочу поздравить моего дорогого Учителя Валентина Ивановича Покровского с днем рождения. Желаю ему крепкого здоровья, долгой творческой деятельности, много солнца и тепла.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ

Ющук Николай Дмитриевич - академик РАН, профессор, заведующий кафедрой инфекционных болезней и эпидемиологии, президент ФГБОУ ВО «Московский государственный медико-стоматологический университет им. А.И. Евдокимова» Минздрава России, председатель Учебно-методической комиссии по инфекционным болезням Координационного совета по области образования «Здравоохранение и медицинские науки» Минздрава России E-mail: prof.uyshuk@gmail.com

ЛИТЕРАТУРА

1. Покровский В.И. Эпидемический цереброспинальный менингит // Многотомное руководство по микробиологии, клинике и эпидемиологии инфекционных болезней. М., 1964. Т. 6. 527 с.

2. Покровский В.И. Гнойные менингиты: диагностика, клиника, лечение : автореф. дис. ... д-ра мед. наук. М., 1966. 29 с.

3. Покровский В.И. Современные проблемы менингококковой инфекции // Материалы 15-го Всесоюз. съезда эпидем., микроб., инфекц. М., 1970. Ч. 2. С. 10.

4. Носов С.Д., Покровский В.И., Покровская Н.Я. Менингококковая инфекция (Meningitis cerebrospinalis epidemica) // Руководство по инфекционным болезням у детей. М. : Медицина,1972. 21 с.

5. Покровский В.И., Фаворова Л.А., Костюкова Н.Н. Менингококковая инфекция. М. : Медицина, 1976. 275 с.

6. Покровский В.И., Тимина В.П., Машилов В.П. и др. Методические рекомендации по рациональному использованию антибиотиков при лечении инфекционных болезней. М., 1978. 37 с.

7. Булкина И.Г., Покровский В.И. Инфекционные болезни. М. : Ме-дицина,1970. 317 с.

8. Менингококковая инфекция и гнойные бактериальные менингиты: руководство по лабораторной диагностике / под ред. В.И. Покровского. М. : Медицинское информационное агентство, 2007. 112 с.

9. Покровский В.И., Авербах М.М., Литвинов В.И., Рубцов И.В. Приобретенный иммунитет и инфекционный процесс. М. : Медицина,1979. 280 с.

10. Патогенетические основы лечения острых инфекционных заболеваний / под ред. Н.Д. Ющука. М., 1994. Вып. 3. 384 с.

11. Бактериальные болезни : учебное пособие / под ред. Н.Д. Ющука. М. : ГЭОТАР-Медиа, 2014. 976 с.

12. Покровский В.И., Вавулина Н.Н., Ющук Н.Д. и др. Клиника, диагностика и лечение сальмонеллеза у взрослых : методические рекомендации. М., 1981. 32 с.

13. Покровский В.И., Ющук Н.Д., Малеев В.В. и др. Клиника, диагностика и лечение пищевых токсикоинфекций : методические рекомендации. М., 1982. 32 с.

14. Эпидемиология острых кишечных инфекций : методическая разработка / под ред. В.И. Покровского. М. : ММСИ, 1990. 32 с.

15. Методические указания по этико-деонтологическому воспитанию студентов в процессе обучения на кафедре инфекционных болезней с эпидемиологией (для проф.-преп. состава) / под ред. В.И. Покровского. М., 1986. 39 с.

16. Менингококковая инфекция : методические указания для преподавателей к проведению практического занятия по подготовке студентов медицинского института по специальности «Врач общей практики» / под ред. Н.Д. Ющука. М., 1994. 38 с.

17. Покровский В.И., Жогова М.А., Ющук Н.Д. Идейно-воспитательная работа со студентами в процессе изучения инфекционных болезней и эпидемиологии : методические указания для преподавателей. М.,1982. 53 с.

НАПРАВЛЕНИЯ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЛЕЧЕБНОЙ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ИНФЕКТОЛОГИИ, СФОРМУЛИРОВАННЫЕ В.И. ПОКРОВСКИМ

18. Покровский В.И., Жогова М.А., Бушуева В.В. Деонтологические аспекты в преподавании эпидемиологии на лечебном факультете // Журн. микробиол. 1984. № 1. С. 104-106.

19. Покровский В.И. Взаимосвязь клиники и эпидемиологии инфекционных болезней // Эпидемиология и инфекционные болезни. 1997. № 5. С. 4-6.

20. Покровский В.И., Островский Н.Н., Жогова М.А. Оптимизация форм и средств обучения студентов при подготовке их к работе с инфекционными больными и в эпидемических очагах на врачебном участке // Психология проблемы изучения медицинских дисциплин : сборник. М., 1985. С. 67-71.

21. Жогова М.А., Бушуева В.В., Колесова В.Н. Эпидемиологические деловые игры в обучении студентов лечебного факультета // Патогене-

REFERENCES

1. Pokrovsky V.I. Epidemic cerebrospinal meningitis. In: Multivolume guide to microbiology, clinic practice and epidemiology of infectious diseases. Moscow, 1964; 6: 527 p. (in Russian)

2. Pokrovsky V.I. Purulent meningitis: diagnosis, clinic, treatment: Abstract of Diss. Moscow, 1966: 29 p. (in Russian)

3. Pokrovsky V.I. Modern problems of meningococcal infection. In: Materials of the 15th All-Union Congress of epidemiologists, microbiologists, infectiologists. Moscow, 1970; Chapter 2: 10. (in Russian)

4. Nosov S.D., Pokrovsky V.I., Pokrovskaya N.Ya. Meningococcal infection (Meningitis cerebrospinalis epidemica). In: Guide to Infectious Diseases in Children. Moscow: Meditsina, 1972: 21 p. (in Russian)

5. Pokrovsky V.I., Favorova L.A., Kostyukova N.N. Meningococcal infection. Moscow: Meditsina, 1976: 275 p. (in Russian)

6. Pokrovsky V.I., Timina V.P., Mashilov V.P., et al. Methodical recommendations on rational usage of antibiotics in treatment of infectious diseases. Moscow, 1978: 37 p. (in Russian)

7. Bulkina I.G., Pokrovsky V.I. Infectious diseases. Moscow: Meditsina, 1970: 317 p. (in Russian)

8. Pokrovsky V.I., ed. Meningococcal infection and purulent bacterial meningitis: guide to laboratory diagnosis. Moscow: Meditsinskoe informat-sionnoe agentstvo, 2007: 112 p. (in Russian)

9. Pokrovskiy V.I., Averbakh M.M., Litvinov V.I., Rubtsov I.V. Acquired immunity and infectious process. Moscow: Meditsinskoe informatsionnoe agentstvo, 280 p. (in Russian)

10. Yushchuk N.D., ed. Pathogenetic bases for acute infectious diseases treatment. Moscow, 1994; Is. 3: 384 p. (in Russian)

11. Yushchuk N.D., ed. Bacterial diseases: study guide. Moscow: GEOTAR-Media, 2014: 976 p. (in Russian)

12. Pokrovsky V.I., Vavulina N.N., Yushchuk N.D., et al. Clinic, diagnosis and treatment of salmonellosis in adults: methodological recommendations. Moscow, 1981: 32 p. (in Russian)

13. Pokrovsky V.I., Yushchuk N.D., Maleev V.V., et al. Clinic, diagnosis and treatment of food toxicoinfections: methodical recommendations. Moscow, 1982: 32 p. (in Russian)

14. Pokrovsky V.I., ed. Epidemiology of acute intestinal infections: guidance paper. Moscow: Moscow Medical Stomatological Institute, 1990: 32 p. (in Russian)

тические основы лечения острых инфекционных заболеваний. М., 1994. Вып. 3. С. 337-340.

22. Ющук Н.Д., Мартынов Ю.В., Ефремова Л.В. и др. Направления и пути совершенствования додипломного образования врача общей практики по клинике и эпидемиологии инфекционных болезней // Сборник научных трудов к 70-летию со дня рождения академика В.И. Покровского. Вып. 4. М. : ВУНМЦ, 1999. С. 44-52.

23. Булкина И.Г., Покровский В.И. Инфекционные болезни с уходом за больными и основами эпидемиологии. М. : Медицина, 1979. 288 с.

24. Руководство по эпидемиологии инфекционных болезней. В 2 т. / под ред. В.И. Покровского. М. : Медицина, 1993. 464 с.

25. Руководство по зоонозам : справочник / под ред. В.И. Покровского. М. : Медицина,1983. 320 с.

15. Pokrovsky V.I., ed. Methodical instructions on ethical-deonto-logical education of students in the process of training at Department of Infectious Diseases with epidemiology (for academic teaching staff). Moscow, 1986: 39 p. (in Russian)

16. Yushchuk N.D., ed. Meningococcal disease: methodology guidelines for teachers to conduct practical training for medical students, specializing in «general practitioner». Moscow, 1994: 38 p. (in Russian)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

17. Pokrovsky V.I., Zhogova M.A., Yushchuk N.D. Ideological and educational work with students in the process of infectious diseases studying and epidemiology: guidelines for teachers. Moscow, 1982: 53 p. (in Russian)

18. Pokrovsky V.I., Zhogova M.A., Bushueva V.V. Deontological aspects in teaching of epidemiology in medical faculty // Journal Microbiology. 1984; (1): 104-6. (in Russian)

19. Pokrovsky V.I. Interrelation of clinic and epidemiology of infectious diseases. Epidemiologiya i infektsionnye bolezni [Epidemiology and Infectious Diseases]. 1997; (5): 4-6. (in Russian)

20. Pokrovsky V.I., Ostrovsky N.N., Zhogova M.A. Optimization of forms and educational medium for students when preparing them for work with contagious patients in epidemic focuses in medical centers. In: Psychology of medical disciplines studying problem: composite book. Moscow, 1985: 67-71. (in Russian)

21. Zhogova M.A., Bushueva V.V., Kolesova V.N. Epidemiological business games in medical students teaching. In: Pathogenetic bases of acute infectious diseases treatment. Moscow, 1994; Is. 3: 337-40. (in Russian)

22. Yushchuk N.D., Martynov Yu.V., Efremova L.V., et al. Directions and ways to improve the general practitioner undergraduate education in infectious diseases clinic and epidemiology. In: Collection of scientific works dedicated to the 70th anniversary of Academician V.I. Pokrovsky birth. Moscow: All-Russian Educational Scientific and Methodological Center, 1999. Is. 4: 44-52. (in Russian)

23. Bulkina I.G., Pokrovsky V.I. Infectious diseases with nursing care and fundamentals of epidemiology. Moscow: Meditsina, 1979: 288 p. (in Russian)

24. Pokrovsky V.I., ed. Guide to infectious diseases epidemiology. In 2 vol. Moscow: Meditsina, 1993: 464 p. (in Russian)

25. Pokrovsky V.I., ed. Guide to zoonoses: enchiridion. Moscow: Meditsina, 1983: 320 p. (in Russian)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.