Научная статья на тему 'НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ РАЗВИТИЯ ИНФРАСТРУКТУРЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ'

НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ РАЗВИТИЯ ИНФРАСТРУКТУРЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
152
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФРАСТРУКТУРА / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА / ПУБЛИЧНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ОБРАЗОВАНИЕ / ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Фоменко Наталья Михайловна, Котелевская Юлия Викторовна

В статье рассмотрены вопросы государственного регулирования формирования и развития инфраструктуры образовательной организации. Отмечено, что одной из форм государственного регулирования и поддержки развития инфраструктуры является механизм государственно-частного партнерства. Авторами проведен анализ процесса формирования предметного поля государственной политики в области образования и систематизация законодательных актов в сфере развития инфраструктуры образовательных организаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Фоменко Наталья Михайловна, Котелевская Юлия Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIRECTIONS OF THE STATE POLICY OF INFRASTRUCTURE DEVELOPMENT OF EDUCATIONAL ORGANIZATIONS

The article deals with the issues of state regulation of the formation and development of the infrastructure of an educational organization. It is noted that one of the forms of state regulation and support for infrastructure development is the mechanism of public-private partnership. The authors analyzed the process of formation of the subject field of state policy in the field of education and systematization of legislative acts in the field of infrastructure development of educational organizations.

Текст научной работы на тему «НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ РАЗВИТИЯ ИНФРАСТРУКТУРЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ»

Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. 2022. № 3. С. 76-83 State and Municipal Management. Scholar Notes. 2022;(3):76-83

Проблемы управления

Научная статья УДК 338.242

doi: 10.22394/2079-1690-2022-1-3-76-83

НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ РАЗВИТИЯ ИНФРАСТРУКТУРЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Наталья Михайловна Фоменко1, Юлия Викторовна Котелевская2

Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова, Москва, Россия, fnata77@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-9266-9865

Севастопольский филиал Российского экономического университета им. Г. В. Плеханова, Севастополь, Россия, ykotelevskaia@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-1790-3981

Аннотация. В статье рассмотрены вопросы государственного регулирования формирования и развития инфраструктуры образовательной организации. Отмечено, что одной из форм государственного регулирования и поддержки развития инфраструктуры является механизм государственно-частного партнерства. Авторами проведен анализ процесса формирования предметного поля государственной политики в области образования и систематизация законодательных актов в сфере развития инфраструктуры образовательных организаций.

Ключевые слова: инфраструктура, государственная политика, публичное управление, образование, государственно-частное партнерство, образовательные организации

Для цитирования: Фоменко Н. М., Котелевская Ю. В. Направления государственной политики развития инфраструктуры образовательных организаций // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. 2022. № 3. С. 76-83. https://doi.org/10.22394/2079-1690-2022-1-3-76-83

Problems of Management

Original article

DIRECTIONS OF THE STATE POLICY OF INFRASTRUCTURE DEVELOPMENT OF EDUCATIONAL ORGANIZATIONS

Natalia M. Fomenko1, Yulia V. Kotelevskaya2

1Plekhanov Russian University of Economics, Moscow, Russia, fnata77@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-9266-9865

2Sevastopol branch of Plekhanov Russian University of Economics, Sevastopol, Russia, ykotelevskaia@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-1790-3981

Abstract. The article deals with the issues of state regulation of the formation and development of the infrastructure of an educational organization. It is noted that one of the forms of state regulation and support for infrastructure development is the mechanism of public-private partnership. The authors analyzed the process of formation of the subject field of state policy in the field of education and systematization of legislative acts in the field of infrastructure development of educational organizations.

Keywords: infrastructure, public policy, public administration, education, public-private partnership, educational organizations

For citation: Fomenko N. M., Kotelevskaya Yu. V. Directions of the state policy of infrastructure development of educational organizations. State and Municipal Management. Scholar Notes. 2022;(3):76-83. (In Russ.). https://doi.org/10.22394/2079-1690-2022-1-3-76-83

© Фоменко H. M., Котелевская Ю. В., 2022

В современных условиях развитие инфраструктуры, как одного из факторов социальной и экономической жизни человека представляет собой ключевую роль в развитии государства и общества. Благодаря инфраструктуре образуются и развиваются целые сектора экономики, повышается уровень качества жизни населения, реализуется повседневная экономическая деятельность [1]. Как правило, создание условий для развития инфраструктурных объектов во многом обеспечивается формами государственного регулирования и поддержки.

В течении многих десятилетий большое количество ученых ведут научные дискуссии о социально-экономической значимости и целях государственного управления при формировании инфраструктуры, степени участия государства в модернизации инфраструктурных объектов российской экономики [2]. Так, в своих исследованиях Самуэльсон П. отмечал, что, «направляя средства в инфраструктуру, государство, с одной стороны, способствует развитию экономического положения частных предпринимателей, снимая с них необходимость создания и поддержания низкорентабельных или убыточных инфраструктурных объектов, с другой стороны, улучшает условия функционирования основных отраслей экономики. При этом государство должно обеспечивать рост расходов на инфраструктуру, поскольку они являются критическим фактором, обусловливающим нормальное функционирование общества» [3]. Таким образом, государство призвано корректировать те «несовершенства», которые присущи рыночному механизму и с которыми он сам либо справиться не в состоянии, либо это решение неэффективно. Одной из форм государственного регулирования и поддержки развития инфраструктуры является механизм государственно-частного партнерства, который получил широкое распространения в различных отраслях. Однако в каждом случае данный инструмент активизации незадействованных экономических ресурсов и экономического роста имеет свои особенности, которые обусловлены рядом факторов, такими как: специфика отрасли, национальные особенности, система регулирующих нормативно-правовых актов и др.

Ключевой особенностью государственно-частного партнерства как формы взаимодействия государства и бизнеса является участие государства, представителей бизнес-структур и общества в решении общественно-значимых задач на условиях транспарентности, равноправия, взаимного сотрудничества без использования властных функций государства, исключительно на основе партнерских отношений.

Обращаясь к трактовкам некоторых авторов понятия государственно-частного партнерства [4, 5] можно утверждать, что ряд из них отражают ключевую роль механизма как партнерства между государственным и негосударственным секторами экономики, которое заключается в передаче части полномочий, традиционно находящихся у государственного сектора, частному бизнесу и некоммерческим организациям с целью реализации отдельных проектов или предоставления комплекса услуг. Необходимость такого партнерства обусловлена тем, что каждая из сторон таких отношений имеет специфические компетенции, совокупность которых обеспечивает выполнение задач, отвечающих запросам современного общества. Ряд других авторов [6], рассматривая предметное поле государственно-частного партнерства, трактуют данное понятие как модель финансовых отношений, при которых государство, для решения общественно-значимых задач, использует частный капитал тех участников рынка, которые имеют общие цели с государством. По мнению авторов данного исследования, вторая трактовка понятия «государственно-частного партнерства» ограничивает роль данного механизма финансовыми интересами участников, тогда как государственно-частное партнерство, как форма взаимодействия, требует от участников инновационных ресурсов, в которых финансовые отношения являются всего лишь частью совокупности материальных и интеллектуальных ресурсов.

Современное развитие РФ неразрывно связано с экономикой знаний, повышением эффективности использования результатов интеллектуальной деятельности, которые обеспечиваются системой образования [7]. Образование является одним из приоритетных направлений социально-экономического развития страны, так как обеспечивает инновационный и трудовой потенциал национальной экономики [8]. Поэтому в рамках данного исследования предлагается сделать особый упор влияния государственной политики на развитие инфраструктуры образовательной организации.

Высокий уровень инфраструктурного обеспечения образовательной сферы позволяет обеспечить конкурентоспособность учебных заведений как на отечественном, так и зарубежном

рынке, качество предоставления образовательных услуг и уровень профессорско-преподавательского состава, а также условия жизнедеятельности студентов и способность самого образовательного учреждения своевременно и точно реагировать на изменения внешней среды. Исходя из сущности государственно-частного партнерства как совместного участия государства и бизнеса в решении социально-значимых проблем, имеющих особое влияние на экономическое развитие, можно остановиться на отличительных особенностях государственно-частного партнерства в сфере образования.

В рамках исследования Завьялова Е. Б. и Шаманина Э. А. [4] отмечено что, государственно- частное партнерство целесообразно применять в отраслях экономики, создающих фундамент для развития других отраслей, называемых инфраструктурными, к которым относятся в первую очередь образование и здравоохранение. Среди традиционных объектов государственно-частного партнерства в сфере образования следует выделить объекты материальной инфраструктуры (здания, сооружения, земельные участки и др.). Однако такая отрасль как образование имеет интеллектуальные и творческие ресурсы, которые сегодня выходят на первый план как первоочередные ресурсы, опережая по значимости материальные ресурсы образовательной инфраструктуры в связи с развитием цифровой составляющей образовательного процесса.

Сегодня, обращаясь к трактовке понятия «образования» как приоритету национальной стратегии, отметим, что этот процесс, направленный на обеспечение качественным образованием всех желающих, что возможно благодаря использованию современных инновационных и технологических укладов. В свою очередь, управление образованием - это регулирование достижения целей государственной политики в данной сфере.

Остановимся подробнее на аспектах формирования предметного поля государственной политики в сфере образования. Образование как процесс развития общества за последние 200 лет претерпело ряд ключевых изменений, связанных со сменой политической власти и как следствие смена курса общественной мысли. Наиболее знаковым периодом развития образования в России, в тот период в составе СССР, после Великой отечественной войны стал период, начавшийся после смены власти 1953 г., так называемая «кратковременная оттепель». Этому периоду характерно сближение государства, общества и образовательных организации, поиск общих интересов, появление новых форм взаимовыгодного сотрудничества. Обращаясь к истории, отметим, что публичное управление образованием имело место на протяжении всего периода развития образования начиная с середины XIX в. Однако, именно во второй половине ХХ в. началась активная фаза влияния публичного управления на систему образования в России. Этому периоду характерно появление таких форм сотрудничества между государством, обществом и образовательными организациями как шефство трудовых коллективов над организациями образования, в первую очередь, школами и учреждениями среднего профессионального образования. Однако уже в 1988г. в связи с экономико-политическим преобразованиями, был взят курс на реформирование и преобразование системы образования. Этот период характерен разработками основных принципов управления образованием в России, которые стали основой для закона «Об образовании» 1992 г.1

Следует отметить, предложенные реформы управления образованием были положительно восприняты обществом, так как уровень доверия к системе образования того времени был на достаточно высоком уровне. До 1992 г. управление образованием носило преимущественно государственный характер. После 1992 г. усиливается роль общества в управлении образованием. Появляется понятие «государственно-общественное управление образованием». Система образования периода до 1992 г., а именно, преимущественно государственный контроль системы образования, имела ряд достоинств и недостатков. Основным достоинством являлась государственная гарантия качества образования для всех участников образовательного процесса.

Система управления образованием гарантировала финансирование, соблюдение стандартов образования всеми участниками, преемственность образовательных учреждений и трудоустройство. Однако монополия на управление образованием со стороны государства имела

1 Закон РФ "Об образовании" /N 3266-1 от 10.07.1992 URL: https://www.dokipedia.ru/document/1719796 (Дата обращения 15.05.2022).

и отрицательные стороны, среди которых ключевое место занимает бюрократизм, не позволявший оперативно реагировать на изменения внешней среды, чем затормаживал развитие технологического и общественного прогресса. Усиливающиеся противоречия в процессе управления образованием между государством и потребностями общества, которые набирали скорость изменения, стали причиной реформы, приходящейся на 2012 г. В этот период были внесены ключевые изменения в закон «Об образовании». С этого периода, согласно ст. 89 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»1, управление образованием в России смещает свой акцент с только государственного управления на государственно-общественное. Среди ключевых аспектов, характеризующих общественный характер управления образованием, согласно ФЗ «Об образовании в РФ»2, следует выделить развитие негосударственных образовательных организаций, участие общественных организаций, коммерческих структур в разработке образовательных программ, а также, в их реализации. Указанные изменения нашли свое отражение в законотворчестве, а также, дали новый толчок развитию государственной образовательной политики.

Сегодня документы стратегического планирования, разработанные для организации процесса управления образованием в России, едины в трактовке главной цели государственной образовательной политики - обеспечение доступности и качества образования. В докладе Правительства Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации о реализации государственной политики в сфере образования3 сформулированы инструменты достижения поставленной цели: усиление роли человеческого капитала, повышение качества образования за счет развития образовательной инфраструктуры, создание постоянно действующей системы подготовки и развития кадров для развития науки и технологий. Исходя из этого, можно говорить о том, результаты процесса управления образованием зависят от развития и постоянного совершенствования человеческого капитала и образовательной инфраструктуры.

Как известно, инфраструктура образовательной организации призвана обеспечивать, влияние органов государственного управления напрямую или косвенным образом, достижение цели образования, а именно, качественная организация процесса образования, т.е. обучение, и достижение высоких образовательных результатов. Другими словами, цель инфраструктуры образовательной организации - создание условий для овладения знаниями, умениями, навыками и компетенциями.

Сегодня одной из ключевых элементов инфраструктуры образовательной организации является наличие развитой информационно-образовательной среды [9-11], которая является обязательным элементов образовательного процесса согласно требованиям стандарта Минобр-науки. Такой элемент образовательной инфраструктуры как информационно-образовательная среда обеспечивает формирование информационных компетенций обучающихся, цифрового портфолио, содержащего предметные, мета-предметные и личностные результаты, что в свою очередь, позволяет говорить о другом, более качественной уровне образования. Что касается управления качеством образования, то сегодняшняя государственная политика в этой сфере представлена комплексом процедур и механизмов, которые позволяют управлять данным процессом через постоянную оценку, осуществляемую посредством государственной регламентации образовательной деятельности, независимой оценки качества образования, проведения профессионально-общественных аккредитаций образовательных программ, а также, системы государственной итоговой аттестации.

Таким образом, инфраструктура образовательных организаций лежит в плоскости цифровых технологий, так как само образование сегодня не может развиваться без цифровых

1 Федеральный закон РФ "Об образовании в Российской Федерации", N 273-Ф3 | СТ. 89 URL: https://www.zakonrf.info/zakon-ob-obrazovanii-v-rf/89/ (Дата обращения 15.05.2022)

2 Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями на 14 июля 2022 года) URL: https://docs.cntd.ru/document/902389617 (Дата обращения 19.07.2022)

3 ДОКЛАД Правительства Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации о реализации государственной политики в сфере образования URL:

http://static.government.ru/media/files/GYRyAxoqmjgpAxer8PRuu2zMB9NBFAa9.pdf (Дата обращения 15.06.2022)

технологий. Цифровой образовательное пространство представляет собой основу для повышения качества и доступности образования, следовательно, можно говорить о цифровой образовательной инфраструктуре. Таким образом, достижения цели управления образованием зависит от развития образовательной инфраструктуры, лежащей в плоскости цифровых технологий.

На рис. 1 представлено законодательство в сфере развития инфраструктуры образовательной организации.

Рис. 1. Законодательство в сфере развития инфраструктуры образовательных организаций Fig. 1. Legislation in the field of infrastructure development of educational organizations

Система законодательных и нормативных актов, регулирующих развитие инфраструктуры образовательной организации в России представлена федеральными законами, кодексами, федеральными и национальными проектами. Так, национальный проект «Наука и университеты»1 в рамках федерального проекта «Развитие инфраструктуры для научных исследований и подготовки кадров»2 предполагает реализацию мероприятий, направленных на создание инновационной образовательной среды (кампуса). Данный проект предусматривает создание кампуса не только за счет средств государственного бюджета, но в первую очередь, за счет финансирования частных партнеров.

Он обеспечивает создание инновационной образовательной инфраструктуры, такой как комплекс зданий, сооружений для обучающихся, научно-педагогических и других работников и сотрудников образовательной организации, предусмотренный для проживания, обучения, самостоятельной работы и организации досуга и отдыха, а также, объекты социального обслуживания.

Примером влияния государственной политики через механизм вовлечение в процесс управления инфраструктурой образовательной организации частного бизнеса и негосударственных организаций являются национальные и федеральные проекты. Так, федеральный проект «Молодые профессионалы»3 предусматривает механизм грантового финансирование

1 Паспорт национального проекта «Наука и университеты». URL: https://mmobrnauki.gov.ru/upload/2021/09/НиУ.PDF (Дата обращения: 14.05.2022)

2 Паспорт федерального проекта «Развитие инфраструктуры для научных исследований и подготовки кадров». URL: https: / / minobrnauki.gov.ru/ upload/2021/09/иНФРАСТУКТУРА.PDF (Дата обращения: 14.05.2022)

3 Паспорт федерального проекта «Молодые профессионалы (Повышение конкурентоспособности профессионального образования)». URL:

общественных организаций с целью развития информационного ресурса «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации»1. Главной целью информационного ресурса является повышение конкурентоспособности профессионального образования. Проект предусматривает доступ к онлайн-курсам и образовательным платформам, формирование индивидуальных портфолио, перевод части образовательных курсов в онлайн формат для свободного доступа и возможность осваивать отдельные образовательные модули и курсы в других образовательных организациях.

Важно отметить, что доступность образования, как ключевой приоритет государственной политики, зависит среди прочего, от объемов контрольных цифр приема, это ограничивает в развитии ряд образовательных организаций, так как в фокусе сегодняшней государственной политики по развитию образования находится среднее профессиональное образование, а также, высшего образование медицинской и информационно-телекоммуникационной направленности. При этом говорить о невостребованности других направлений образования, в т.ч. высшего, не приходится. Так, согласно данным приема, на экономические направления поступают абитуриенты с высокими баллам ЕГЭ. Это свидетельствует о необходимости поддержки образовательных программ экономической направленности за счет внебюджетных средств, т.е. используя механизм государственно-частного партнерства. Такая тенденция сегодня способствует распространению опыта целевого обучения, которое обеспечивает финансирование и трудоустройством, так как такая форма взаимоотношений предполагает обязательное трудоустройство в организацию, профинансировавшую обучение на установленный соглашением период.

Таким образом, к инструментам государственной политики в области развития инфраструктуры образовательной организации следует отнести:

- утверждение контрольных цифр приема (КЦП);

- реализация целевого обучения в образовательных организациях, в т.ч. высшего образования;

- национальные и федеральные проекты, в том числе региональные проекты (например, 5-100);

- создание цифровой образовательной среды в рамках реализации национального проекта «Образование»;

- создание сети опорных и отраслевых университетов (цель: обеспечение местного рынка труда высококвалифицированными специалистами);

- реализация научно-исследовательских и проектных компонентов на базе государственно-частного партнерства.

Исследование управления образовательной организацией и ее инфраструктурой позволяет говорить о необходимости усиления публичного характера управления образовательными организациями и самим процессом образования, т.е. стратегические ориентиры развития образовательной организацией и ее инфраструктурой должны выстраиваться исходя из совместного решения государственных и муниципальных органов власти, и представителей некоммерческого и коммерческого секторов [12]. Здесь следует говорить о государственно-общественном характере процесса управления как самой образовательной организацией, так и ее инфраструктурой. Развитие инфраструктуры образовательной организации во много зависит от эффективного взаимодействия государства, бизнеса и системы образования. В связи с этим, государственная политика в сфере управления образованием подразумевает принятие большого числа законодательных документов, предполагающих реализацию мероприятий по формированию и развитию такого взаимодействия.

https://projects.sakha.gov.ru/uploads/ckfinder/userfiles/2021/01/15/files/FP_Molodye_professionaly_11_01_2021. pdf (Дата обращения 07.07.2022)

1 Постановление Правительства Российской Федерации от 16 ноября 2020 года N 1836 «О государственной информационной системе «Современная цифровая образовательная среда»» URL: https://docs.cntd.ru/document/566337965 (Дата обращения 12.06.2022)

Список источников

1. Котелевская Ю. В. Эволюция концепции инфраструктурного обеспечения в менеджменте // Управленческий учет. 2022. № 6-2. С. 246-253.

2. Арбузова Т. А., Фоменко Н. М. Эволюция социально-экономической системы мегаполиса как результат государственной политики // Креативная экономика. 2020. Т. 14. № 12. С. 33213342.

3. Самуэльсон П. Экономика: В 2 т. М.: Алгон, 1992.

4. Завьялова Е. Б., Шаманина Э. А. Обзор монографий, пособий и рекомендаций в области развития и применения механизма государственно-частного партнерства // Государственно-частное партнерство. 2016. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obzor-monografiy-posobiy-i-rekomendatsiy-v-oblasti-razvitiya-i-primeneniya-mehanizma-gosudarstvenno-chastnogo-partnerstva (Дата обращения 12.04.2022)

5. Нехайчук Д. В. Развитие инвестиционно-финансовой инфраструктуры регионов: теория, методология, практика: монография. Симферополь: Издательство «Тарпан», 2014. 360с.

6. Hodge G.A., Greve C. Public-Private Partnerships: An International Performance Review // Public Administration Review. 2007. Vol. 67 (3). P. 545-558.

7. Котелевская Ю. В. Особенности управления взаимодействием бизнеса и высшего образования // Вестник Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова. 2022. Т. 19. № 3 (123). С. 175-181.

8. Морозова И. А., Волков С. К., Мысин М. Н. Развитие инфраструктуры сферы образования и возможности применения инструментов государственно-частного партнерства // НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ. Серия История. Политология. Экономика. Информатика. 2014 № 15 (186). Выпуск 31/1. С. 48-57. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-infrastruktury-sfery-obrazovaniya-i-vozmozhnosti-primeneniya-instrumentov-gosudarstvenno-chastnogo-partnerstva (Дата обращения: 07.07.2022)

9. Фоменко Н. М. Применение информационно-коммуникационных технологий в системе публичного управления // Экономические и гуманитарные исследования регионов. 2014. № 5. С. 85-89.

10. Катабай П. Х., Смирнов Ю. И., Абрамов И. Н., Мажиев Х. Н., Скрипникова М. И. Управление локальной профсоюзной организацией на основе применения цифровой платформы // Креативная экономика. 2021. Т. 15. № 11. С. 4095-4104.

11. Катабай П. Х. Теория полюсов роста в стратегии использования потенциала территориального ресурса // Стратегическое планирование и развитие предприятий: Материалы Девятнадцатого всероссийского симпозиума, Москва, 10-11 апреля 2018 года / Под редакцией Г. Б. Клейнера. - М.: Центральный экономико-математический институт РАН, 2018. С. 581-584.

12. Фоменко Н. М. Особенности публичного управления в цифровой экономике. Ростов-на-Дону, 2022.

References

1. Kotelevskaya Yu. V. Evolution of the concept of infrastructure support in management. Upravlencheskii uchet = Managerial accounting. 2022;(6-2):246-253. (In Russ.)

2. Arbuzova T. A., Fomenko N. M. The evolution of the socio-economic system of the metropolis as a result of state policy. Kreativnaya ekonomika = Creative Economy. 2020;14(12):3321-3342. (In Russ.)

3. Samuelson P. Economics: In 2 vol. Moscow: Algon; 1992. (In Russ.)

4. Zavyalova E. B., Shamanina E. A. Review of monographs, manuals and recommendations in the field of development and application of the mechanism of public-private partnership. Gosudar-stvenno-chastnoe partnerstvo = Public-private partnership. 2016;(3). Available from: https://cyberleninka.ru/article/n/obzor-monografiy-posobiy-i-rekomendatsiy-v-oblasti-razvitiya-i-primeneniya-mehanizma-gosudarstvenno-chastnogo-partnerstva [Accessed 12.04.2022]. (In Russ.)

5. Nekhaychuk D. V. Development of investment and financial infrastructure of regions: theory, methodology, practice. Simferopol: Tarpan Publishing House; 2014. 360 p. (In Russ.)

6. Hodge G. A., Greve C. Public-Private Partnerships: An International Performance Review. Public Administration Review. 2007;67(3):545-558. (In Russ.)

7. Kotelevskaya Yu. V. Features of managing interaction between business and higher education. Vestnik Rossiiskogo ekonomicheskogo universiteta imeni G. V. Plekhanova = Bulletin of the Plekhan-ov Russian University of Economics. 2022;19(3 (123)):175-181. (In Russ.)

8. Morozova I. A., Volkov S. K., Mysin M. N. Development of the infrastructure of education and the possibility of using public-private partnership tools. NAUChNYE VEDOMOSTI. Seriya Istoriya. Politologiya. Ekonomika. Informatika = SCIENTIFIC VEDOMOSTI. History series. Political science. Economy. Computer science. 2014;15(186). Issue 31/1:48-57. Available from: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-infrastruktury-sfery-obrazovaniya-i-vozmozhnosti-primeneniya-instrumentov-gosudarstvenno-chastnogo-partnerstva [Accessed: 07.07.2022]. (In Russ.)

9. Fomenko N. M. Application of information and communication technologies in the public administration system. Ekonomicheskie igumanitarnye issledovaniya regionov = Economic and humanitarian studies of the regions. 2014;(5):85-89. (In Russ.)

10. Katabai P. H., Smirnov Yu. I., Abramov I. N., Majiev H. N., Skripnikova M. I. Management of a local trade union organization based on the use of a digital platform. Kreativnaya ekonomika = Creative Economy. 2021;15(11):4095-4104. (In Russ.)

11. Katabai P. H. The theory of growth poles in the strategy of using the potential of a territorial resource. In: Strategic planning and development of enterprises: Materials of the Nineteenth All-Russian Symposium, Moscow, April 10-11, 2018. Edited by G.B. Kleiner. Moscow: Central Economic and Mathematical Institute of the Russian Academy of Sciences; 2018:581-584. (In Russ.)

12. Fomenko N. M. Features of public administration in the digital economy. Rostov-on-Don, 2022. (In Russ.)

Информация об авторах

Н. М. Фоменко - докт. экон. наук, проф. кафедры теории менеджмента и бизнес-технологий РЭУ им. Г. В. Плеханова;

Ю. В. Котелевская - канд. экон. наук, доц., зам. директора по учебной работе Севастопольского филиала РЭУ им. Г.В. Плеханова.

Information about the authors

N. M. Fomenko - Doctor of Economics, Professor, Department of management theory and business technologies, Plekhanov Russian University of Economics;

Y. V. Kotelevskaya - Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Deputy Director for Academic Affairs of Sevastopol branch of Plekhanov Russian University of Economics.

Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 17.08.2022; одобрена после рецензирования 01.09.2022; принята к публикации 02.09.2022.

The article was submitted 17.08.2022; approved after reviewing 01.09.2022; accepted for publication 02.09.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.