Научная статья на тему 'Направления государственной поддержки предприятий нефтедобывающей отрасли в условиях кризиса'

Направления государственной поддержки предприятий нефтедобывающей отрасли в условиях кризиса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
601
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / НЕФТЕДОБЫЧА / КРИЗИС / STATE SUPPORT / OIL EXTRACTION / CRISIS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Агжанов Руслан Абайдуллович

Представлен обзор применяемых мер государственной поддержки для обеспечения стабилизации положения промышленных предприятий нефтедобывающей отрасли в условиях современного финансово-экономического кризиса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methods of the public support of the enterprises of oil-extracting branch in economical crisis

The review of applied measures of the state support for maintenance of stabilisation of position of the industrial enterprises of oil-extracting branch in the conditions of modern financial and economic crisis is presented.

Текст научной работы на тему «Направления государственной поддержки предприятий нефтедобывающей отрасли в условиях кризиса»

ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

3

ЭКОНОМИКА И ПРАВО 2010. Вып. 2

Экономика

УДК 337.18 Р.А. Агжанов

НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ ПРЕДПРИЯТИЙ НЕФТЕДОБЫВАЮЩЕЙ ОТРАСЛИ В УСЛОВИЯХ КРИЗИСА

Представлен обзор применяемых мер государственной поддержки для обеспечения стабилизации положения промышленных предприятий нефтедобывающей отрасли в условиях современного финансово-экономического кризиса.

Ключевые слова: государственная поддержка, нефтедобыча, кризис.

В современных условиях кризиса рынка энергоресурсов вопрос повышения эффективности топливного комплекса России стал актуален как никогда. Начиная с середины 2008 г. в мировой экономике отчетливо стали проявляться признаки дестабилизации, названные позднее мировым финансово-экономическим кризисом. На фоне кризиса в мировой финансово-экономической системе мировые цены завершили длительный период устойчивого роста и резко обрушились, снизившись к концу 2008 г. в три раза.

Усугубляет положение на рынке энергоресурсов укрепляющаяся тенденция к снижению спроса на нефтепродукты. С обострением финансового кризиса и началом падения мирового ВВП стали сокращаться глобальные потребности в топливе, а также и финансовые возможности закупки энергоресурсов. По оценке British Petroleum за 2008 г. в странах ОЭСР энергопотребление сократилось на 2,1%, а темпы роста всемирного потребления энергоресурсов уменьшились до 1,7% - самого низкого уровня с 2001 г. [1. С. 46].

Государственная поддержка развития данной отрасли осуществляется в России на самом высоком уровне. В конце сентября 2009 г. премьер-министр В. Путин организовал в Салехарде совещание по развитию полуострова Ямал с участием потенциальных инвесторов - руководителей крупнейших мировых нефтяных корпораций («Эксон Мобил», «ЭОН», «Статойл Гидро», «ЭНИ», «Мицуи», «Когаз», «Тоталь»).

Первым этапом государственной поддержки, направленной на стимулирование развития нефтегазовой отрасли, стала реализация мер по снижению налогов в нефтегазовом секторе в целях привлечения инвестиционных вложений в расширение добычи нефти, геологические поиски и разработку новых месторождений. Далее для последующего снижения налоговой нагрузки нефтяной отрасли были введены налоговые льготы по налогу на добычу полезных ископаемых (НДПИ), льготы для выработанных месторождений, а также налоговые каникулы для разработки новых месторождений.

Налоговые льготы по НДПИ были реализованы путем изменения формулы расчета за счет изменения необлагаемого налогом уровня цен на Urals, то есть путем увеличения цены отсечения с 9 до 15 долл/барр. Благодаря данному нововведению размер экономии на НДПИ нефтяными компаниями в 2009 г. оценивается в 104 млрд. руб., или 1,32 долл. с барреля, а также реализация этого мероприятия создала предпосылки для повышения эффективности разработки существующих месторождений и роста количества разработок новых месторождений, что в итоге должно будет привести к увеличению объемов нефтедобычи.

Кроме того, был преобразован механизм получения льгот по НДПИ для выработанных месторождений. Согласно новой методике расчета при налогообложении истощенных более чем на 80% месторождений применяется понижающий коэффициент, что по предварительным оценкам должно обеспечить отрасли экономию около 35 млрд. руб. Таким образом, для выработанных месторождений НДПИ будет теперь определяться по следующей формуле: базовая ставка - понижающий коэффициент - цена экспортной нефти - 15 долл. - курс доллара/261.

Экономический эффект от внедрения налоговых новаций в части НДПИ в части изменения чистой прибыли вертикально-интегрированных нефтегазовых компаний в 2009 г. отражен в таблице.

2010. Вып. 2 ЭКОНОМИКА И ПРАВО

Экономический эффект от изменения порядка начисления НДПИ [2. С. 70]

Наименование компании Изменение чистой прибыли в 2009 г., %

Г азпром +2,1%

Г азпром нефть +1,7%

Роснефть +3,5%

Сургутнефтегаз +3,2%

ЛУКОЙЛ +4,7%

ТНК-ВР +2,3%

Татнефть +3,1%

НОВАТЭК +2,9%

Данные таблицы указывают на то, что от введенных налоговых новаций более всего выиграли компании ЛУКОЙЛ, Роснефть, Сургутнефтегаз и Татнефть.

Следующим мероприятием государственной поддержки нефтедобывающей отрасли явилось установление налоговых каникул для разработки новых месторождений на территории Ямала и Тима-но-Печоры (территория Восточной Сибири) длительностью до 7 лет. Для компаний, ведущих разработку месторождений на шельфе и морском дне, налоговые каникулы составят от 10 до 15 лет в зависимости от вида лицензии, приобретаемой нефтедобывающей компанией (15 лет - для компаний, осуществляющих нефтедобычу и разведку, а 10 лет - для компаний, ведущих только добычу).

Отметим, что среди новых месторождений в Восточной Сибири, в отношении которых установлен режим налоговых каникул, наибольшие объемы деятельности - у предприятий концернов ЛУКОЙЛ, Сургутнефтегаз и Газпромнефть. Так, например, в Тимано-Печорской нефтегазоносной провинции на ЛУКОЙЛ и Роснефть в общей сложности приходится 79 месторождений, эксплуатация которых обеспечивает 80% всего объема добычи нефти в регионе.

Экономический эффект от установления налоговых каникул для предприятий, ведущих разработки в Восточной Сибири, весьма ощутим. За счет данного фактора экономия средств Нарьянмар-нефтегаза, контрольный пакет акций которого принадлежит ЛУКОЙЛу (70% акций), в 2009 г. составила около 1 млрд. долл. [3. С. 6].

Кроме того, благодаря данным налоговым новациям возрос интерес к территориям, на которые распространяется режим налоговых каникул. В настоящее время Газпромнефть и Роснефть оформляют лицензии на разведку и разработку месторождений на полуострове Ямал и континентальном шельфе.

Следующим мероприятием государственной поддержки развития отрасли стало снижение экспортной пошлины на нефть и нефтепродукты до уровня соответственно 372,2 и 263,1 долл. за тонну с 1 октября 2009 г. Эксперты полагают, что снижение налоговой ставки поможет нефтедобывающим предприятиям России увеличить экспортные доходы приблизительно на 45% даже при сохранении текущего уровня цен на нефть.

В связи с падением мировых цен на нефть ее экспорт для российских предприятий стал практически убыточным, в результате чего в 2008 г. экспорт нефти в России сократился на 6,1% при снижении уровня добычи всего на 0,7% [2. С. 70]. Экспортная пошлина по состоянию на конец 2008 г. занимала в среднем 53,6% в цене экспортируемой нефти [2], что было обусловлено особенностями методики ее расчета: экспортная пошлина определялась на основе двухмесячной цены на нефть и вводилась через месяц, поэтому периоды резкого снижения мировых цен на нефть соответствовали периодам роста экспортной пошлины.

По итогам мониторинга цен за июль - август 2008 г. экспортная пошлина определялась на уровне 487 долл/т при плановой цене нефти 484 долл/т. Однако реальные цены на нефть в разы отличались от плановых показателей, поэтому явно назрела необходимость корректировки размеров экспортной пошлины. Для стимулирования экспорта нефти и развития отрасли в целом с 1 октября 2009 г. был установлен размер экспортной пошлины на уровне 372 долл/т, рассчитанный на базе мониторинга цен с 1 по 17 сентября того же года. Экономический эффект от реализации данного мероприятия выразился в экономии средств предприятиями отрасли, которая только за октябрь 2009 г. составила около 5,5 млрд. руб. [4. С. 9].

Направления государственной поддержки предприятий.

5

ЭКОНОМИКА И ПРАВО 2010. Вып. 2

В ноябре вступил в действие новый порядок расчета экспортной пошлины на нефть, основанный на мониторинге цен за месячный период до установления пошлины. В соответствии с новой методикой размер пошлины в ноябре составил 287,3 долл/т, что при рыночной цене 380,7долл. позволило сэкономить предприятиям отрасли около 50 млрд. руб. При этом чистый доход с барреля нефти в октябре составил около 7 долл., а в ноябре приблизился к нулю и составил минимум с начала года [2. С. 70].

Дифференциация акцизов на бензин, являющаяся следующим направлением системы антикризисных мер государственной поддержки предприятий, казалось бы, напрямую не влияет на развитие предприятий нефтедобывающей отрасли, однако она стимулирует их к организации нефтепереработки и продаже не сырой нефти, а нефтепродуктов.

Согласно нововведениям с 2011 г. цены на бензин будут дифференцироваться в зависимости от его качества, что преследует цель увеличения производства высокооктановых бензинов (так как при улучшении качества нефтепродуктов ниже будут акциз и пошлина). Дифференциация пошлин на нефтепродукты на основе оценки их качества даст возможность получить наибольшую выгоду компаниям со значительной долей объема нефтепереработки в сравнении с объемами добычи. Поэтому компании, владеющие наиболее современными и модернизированными нефтеперерабатывающими заводами (к ним можно отнести ЛУКОЙЛ, Роснефть, ТНК-ВР и Газпромнефть), уже сейчас могут рассчитывать на улучшение налоговых условий для их хозяйственной деятельности.

Нововведенные меры по снижению налоговой нагрузки в части модификации принципов определения таможенных пошлин и НДПИ, бесспорно, положительно отразятся на развитии отрасли, так как именно данные статьи затрат составляют более 50% в структуре общих затрат нефтегазового сектора. По оценкам Правительства РФ только за второе полугодие 2008 г. нефтедобывающие компании России за счет снижения налоговой нагрузки сэкономили 500 млрд. руб. В настоящее время основные выгоды от введенных налоговых новаций, по мнению большинства экспертов, получают крупнейшие компании отрасли - Газпром, Роснефть, Сургутнефтегаз, ЛУКОЙЛ, ТНК-ВР и Газпром нефть. Уменьшение налоговой нагрузки призвано увеличить размер операционного денежного потока этих компаний и высвободить существенные финансовые средства, которые они могли бы направить в разработку новых месторождений или технические инновации, ориентированные на увеличение бурения на выработанных месторождениях, и иные мероприятия, нацеленные на сохранение производственных мощностей и замедление в будущем падения темпов роста нефтедобычи.

К иным мерам государственной поддержки предприятий нефтедобывающей отрасли можно также отнести введение ускоренной амортизации оборудования для нефтедобычи, ускоренного возврата НДС на импортное оборудование для нефтепеработки, выдачу госгарантий по кредитам для нефтепереработки, а также льготное кредитование предприятий отрасли. Так, в список 295 предприятий, которым будет оказана адресная финансовая помощь из федерального бюджета, попали такие представители нефтедобывающей отрасли, как ОАО «Башнефть», ОАО «Газпром», ОАО «НК «ЛУКОЙЛ», ОАО «НК «Роснефть», ОАО «ТНК-ВР Холдинг», ОАО «Сургутнефтегаз», ОАО «Татнефть им. В.Д.Шашина», ОАО «Руснефть», ОАО «Славнефть».

Продолжение государственной поддержки отрасли в виде налогового стимулирования под вопросом, скорее всего Правительство РФ перейдет к более активному использованию неэкономических мер антикризисного стимулирования. Примером таких мер является разработка федерального закона, призванного урегулировать правовое поле деятельности малого и среднего бизнеса в нефтедобывающей отрасли. Поддержка малого и среднего бизнеса в отрасли осуществляется в целях поддержания уровня добычи нефти в России за счет передачи разработки низкорентабельных скважин малым предприятиям.

Независимо от мер государственной поддержки каждое предприятие нефтедобывающей отрасли России в настоящее время для сохранения устойчивости своего финансового состояния должно грамотно изыскать внутренние ресурсы оптимизации деятельности. Для этого предприятиям предстоит отказаться от нерентабельных разработок для снижения издержек отрасли, приступить к модернизации производства, интенсификации нефтедобычи и экспертизе промышленной безопасности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Иванов А., Матвеев И. Мировой энергетический рынок: «перезагрузка» в контексте глобального финансово-экономического кризиса // Бурение и нефть. 2009. №11. С.34-46.

2010. Вып. 2 ЭКОНОМИКА И ПРАВО

2. Терещенко К. Что год грядущий нам готовит? // Мировая энергетика. 2009. №1. С.66-70.

3. Кукол Е. Налоговые ископаемые // Российская газета. 2009. №3 С.6.

4. Снижение экспортной пошлины на нефть: ситуация на топливном рынке стабилизируется // Российская

газета 2009. №1. С.9.

Поступила в редакцию 18.02.10

R.A. Agzhanov, postgraduate student

Methods of the public support of the enterprises of oil-extracting branch in economical crisis

The review of applied measures of the state support for maintenance of stabilisation of position of the industrial enterprises of oil-extracting branch in the conditions of modern financial and economic crisis is presented.

Keywords: state support, oil extraction, crisis.

Агжанов Руслан Абайдуллович, аспирант ГОУВПО «Удмуртский государственный университет»

426034, Россия, г. Ижевск, ул. Университетская, 1 (корп. 4)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.