Научная статья на тему 'Стратегии антикризисного управления предприятиями топливно-энергетического комплекса в России и в США'

Стратегии антикризисного управления предприятиями топливно-энергетического комплекса в России и в США Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1221
225
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНТИКРИЗИСНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / НЕФТЕДОБЫЧА / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / КРИЗИС / CRISIS MANAGEMENT / OIL PRODUCTION / STATE SUPPORT / CRISIS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Агжанов Руслан Абайдуллович

Представлены итоги сопоставления стратегий антикризисного управления, реализуемых предприятиями топливно-энергетического комплекса двух развитых стран мира, ориентированных на экспорт нефти и нефтепродуктов, России и Соединенных Штатов Америки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Strategies of crisis management of the fuel-energy complex enterprises in Russia and in the USA

The article presents the results of comparing the crisis management strategies realized by the enterprises of the fuel-energy complex in Russia and in the United States of America two developed countries of the world, which are oriented to the export of oil and oil products.

Текст научной работы на тему «Стратегии антикризисного управления предприятиями топливно-энергетического комплекса в России и в США»

ЭКОНОМИКА И ПРАВО

ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

3

2011. Вып. 1

Экономика

УДК 338.246.02 Р.А. Агжанов

СТРАТЕГИИ АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯМИ ТОПЛИВНОЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА В РОССИИ И В США

Представлены итоги сопоставления стратегий антикризисного управления, реализуемых предприятиями топливно-энергетического комплекса двух развитых стран мира, ориентированных на экспорт нефти и нефтепродуктов, России и Соединенных Штатов Америки.

Ключевые слова: антикризисное управление, нефтедобыча, государственная поддержка, кризис.

В современных условиях кризиса рынка энергоресурсов вопрос повышения эффективности топливного комплекса России приобрел особую актуальность.

Различные страны по-разному подошли к проблеме финансового оздоровления предприятий нефтяного комплекса в условиях мирового экономического кризиса.

В США в феврале 2009 г. был разработан «План Обамы», который включал в себя пакет антикризисных мер в области энергетики, содержащий следующие узловые положения [1]:

- снижение общего и удельного потребления нефти внутри страны;

- сокращение импорта нефти;

- внедрение низкоуглеродных топливных компонентов;

- сокращение удельных величин потребления энергоресурсов транспортными средствами;

- увеличение в структуре американского импорта нефти доли битуминозной нефти Канады;

- активизация внутренней нефтеперерабатывающей промышленности США;

- постепенный отказ в течение 10 лет от импорта нефти из стран Персидского залива (до 20132015 гг.) и существенное снижение импорта нефти из Венесуэлы (до 2020 г.);

- создание системы контроля за формированием мировых цен на нефтяное сырье за счет воздействия через физические объемы поставок нефти и нефтепродуктов и отказа от регулирования цен на нефть через валютно-финансовые рынки (рынки «бумажной» нефти, фьючерсные контракты);

- расширение мирового рынка нефтепродуктов путем создания нового мирового конкурента на рынке поставок нефтепродуктов в лице одной из стран Персидского залива (Саудовской Аравии, Кувейта, Катара, ОАЭ);

- внедрение новых технологий «чистого» угля;

- создание 5 млн. новых рабочих мест в области производства альтернативных видов топлив. Ключевым звеном в стратегии развития нефтяного комплекса США становится расширение

импорта битуминозной нефти Канады и переработка ее на основе внедрения инновационных технологий на действующих нефтеперерабатывающих заводах США. К 2020 г. такая нефть должна составлять более 50% общего энергопотребления США, а объемы производства выйдут на проектную мощность до 260 млн. т/г [1].

Предусмотрено широкое применение инновационных технологий и оригинальных организационных решений. В частности, в переработке тяжелой нефти в США внедряется принципиально новый подход, в рамках которого предусмотрено перенести процесс глубокой переработки нефти с нефтеперерабатывающих заводов непосредственно на месторождения, диверсифицировать на 5-6 типов смесей битуминозной нефти с продуктами облагораживания данной нефти. Далее планом предусмотрено строительство отдельных нефтепроводов с месторождений на нефтеперерабатывающие заводы США с целью транспортировать смеси сырья для их углубленной переработки. Такой подход позволит значительно минимизировать объем капитальных затрат и длительность перехода нефтепереработки США на работу с тяжелой канадской нефтью.

Строительство всей инфраструктуры импорта и переработки битуминозной канадской нефти в США планируется полностью завершить к 2013-2015 гт. и достичь к этому периоду объемов производства 120-150 млн. т/г.

2011. Вып. 1 ЭКОНОМИКА И ПРАВО

За счет сокращения на 120-150 млн. т/г американского импорта нефти из стран Персидского залива и перехода на переработку битуминозной канадской нефти США будут способны влиять на мировые цены на нефть и обеспечить их планомерное снижение, что окажет отрицательное воздействие на развитие нефтяного сектора России.

В России ключевым звеном стратегии развития нефтяного комплекса продолжает оставаться «нефтепроводная политика» и по-прежнему нефтеперерабатывающему и нефтехимическому комплексам страны отводится второстепенная роль в структуре экспорта. Развитие нефтяного комплекса России планируется обеспечить за счет диверсификации поставок нефти по новым направлениям в Китай, Болгарию, Грецию и др. [2. С. 18].

Фактически получается, что в случае падения добычи нефти в России основные капиталовложения будут направлены на разработку новых месторождений в Каспийском регионе, Восточной Сибири, а также в сооружение высокозатратных новых нефтепроводов.

Перед нефтяным комплексом РФ стратегией развития ставится только одна основная задача: приведение показателей моторных топлив в соответствии с нормами Евро-3, 4, 5 в перспективе до 2015 г.

В России не разработана четкая программа перехода отечественных нефтеперерабатывающих заводов к глубокой переработке нефти, не планируется экспортозамещение сырой нефти на высококачественные продукты нефтепереработки и нефтехимии, как это делается в США.

В России первым этапом государственной поддержки, направленной на стимулирование развития нефтедобывающей отрасли, стала реализация мер по снижению налогового бремени с целью привлечь инвестиционные вложения в расширение добычи нефти, геологические поиски и разработку новых месторождений. Далее для последующего снижения налоговой нагрузки нефтяной отрасли были введены налоговые льготы по НДПИ, льготы для выработанных месторождений, а также налоговые каникулы для разработки новых месторождений.

Следующим мероприятием государственной поддержки развития отрасли стало снижение экспортной пошлины на нефть и нефтепродукты до уровня соответственно 372,2 и 263,1 долл. за тонну с 1 октября 2009 г. [3. С. 70].

Нововведенные меры по снижению налоговой нагрузки в части модификации принципов определения таможенных пошлин и НДПИ, бесспорно, положительно отразятся на развитии отрасли, так как именно данные статьи затрат составляют более 50% в структуре общих затрат нефтегазового сектора. По оценкам Правительства РФ, только за второе полугодие 2008 г. нефтедобывающие компании России за счет снижения налоговой нагрузки сэкономили 500 млрд. руб. [1].

В настоящее время основные выгоды от введенных налоговых новаций, по мнению большинства экспертов, получают крупнейшие компании отрасли - Газпром, Роснефть, Сургутнефтегаз, ЛУКОЙЛ, ТНК-ВР и Газпромнефть. Уменьшение налоговой нагрузки призвано увеличить размер операционного денежного потока этих компаний и высвободить существенные финансовые средства, которые они могли бы направить в разработку новых месторождений или технические инновации, ориентированные на увеличение бурения на выработанных месторождениях, и иные мероприятия, нацеленные на сохранение производственных мощностей и замедление в будущем падения темпов роста нефтедобычи.

К иным мерам государственной поддержки предприятий нефтедобывающей отрасли можно также отнести введение ускоренной амортизации оборудования для нефтедобычи, ускоренного возврата НДС на импортное оборудование для нефтепереработки, выдачу госгарантий по кредитам для нефтепереработки, а также льготное кредитование предприятий отрасли [4]. Так, в список 295 предприятий, которым будет оказана адресная финансовая помощь из федерального бюджета, попали такие представители нефтедобывающей отрасли, как ОАО «Башнефть», ОАО «Газпром», ОАО «НК “ЛУКОЙЛ”», ОАО «НК “Роснефть”», ОАО «ТНК-ВР Холдинг», ОАО «Сургутнефтегаз», ОАО «Татнефть им. В.Д.Шашина», ОАО «Руснефть», ОАО «Славнефть» [4].

Независимо от мер государственной поддержки каждое предприятие нефтедобывающей отрасли России в настоящее время для сохранения устойчивости своего финансового состояния должно грамотно изыскать внутренние ресурсы оптимизации деятельности и разработать систему внутренних антикризисных мер. Для этого предприятиям предстоит приступить к модернизации производства, интенсификации нефтедобычи и экспертизе промышленной безопасности.

2011. Вып. 1

Результаты анализа материалов о применяемых отечественными нефтедобывающими предприятиями мер по финансовому оздоровлению в условиях современного экономического кризиса представлены на рисунке.

Нефтяные компании перешли на режим жесточайшей экономии, причем урезаны были не только многомиллиардные инвестиционные проекты, но и менее затратные статьи расходов: были урезаны до минимума командировки, образовательные и другие программы, прошли крупные сокращения численности персонала на предприятиях нефтедобывающей промышленности.

Рис. Направления финансового оздоровления отечественных нефтедобывающих предприятий в условиях современного кризиса

Сокращение финансирования статей затрат предприятий топливно-энергетического комплекса коснулось в первую очередь инвестиционных программ.

По факту в 2009 г. ЛУКОЙЛ сократил финансирование инвестиционных программ на 32% по отношению к 2008 г., в структуре которых 7-9% пришлось на сокращение финансирования инвестиционных проектов по добыче и около 23-25% - проектов по переработке. В 2010 г. для финансирования инвестиционных программ ЛУКОЙЛ направил 10,2 млрд.долл. вместо ранее заявленных 15 млрд. долл. [5].

В ходе корректировки инвестиционных программ ЛУКОЙЛ четко определил свои приоритеты, указав на недопустимость свертывания финансирования зарубежных проектов (в частности, покупку нефтеперерабатывающего завода компании ERG S.p.A в Италии за 1,6 млрд.долл, а также покупку сети АЗС в Турции и доли нефтеперерабатывающего завода на Сицилии [5]). Получается, что все бремя сокращения инвестирования придется на проекты, реализуемые на территории России. Как отмечают эксперты, сокращение инвестиционных программ ЛУКОЙЛа в наибольшей мере отразилось на снижении затрат на геологоразведку и затрат на капитальные вложения, а также на переносе сроков модернизации ряда нефтеперерабатывающих заводов предприятия.

Газпромнефть в течение 2008 г. урезала свою инвестиционную программу на 170 млн.долл., сократив ее объемы до уровня 2963,3 млн.долл., а на 2009 г. предусмотрела снижение инвестиционных расходов еще на 20-25% [6. С. 40].

Результаты обобщения информации о сокращении финансирования инвестиционных программ крупнейших предприятий отрасли в зависимости от динамики мировых цен на нефть представлена в таблице [3. С. 68].

Сокращение масштабов производственной деятельности выразилось, прежде всего, в сокращении объемов добычи. Например, Газпромнефть в 2008 г. уменьшила добычу нефти с 32,7 млн.т до 31,2 млн.т, а в 2009 г. уровень добычи упал еще на 4% [6]. Масштабы нефтедобычи компании «ТНК-

2011. Вып. 1 ЭКОНОМИКА И ПРАВО

ВР» также пошли на снижение: в 2008 г. объемы добычи были сокращены на 0,9%, а в 2009 г. снижены еще на 0,6% [1].

Таблица

Анализ сокращения инвестиционных программ крупнейших предприятий нефтегазового

сектора России в 2009 году [3. С. 68]

Наименование предприятия Размер инвестиционной программы, млрд. долл. Изменения, %

ЛУКОЙЛ 6,0 -60

Роснефть 8,4 0

ТНК-ВР 3,3 -26

Г азпром 32,0 -8,6

Г азпромнефть 2,5 -25

Более существенно кризис в нефтяном комплексе отразился на сравнительно небольших компаниях, не входящих в первую десятку компаний отрасли. АссоНефть, занимающая лидирующие позиции по нефтедобыче в Республике Коми, сократила объемы добычи на треть. По данным компании, другие региональные компании в Самарской области, Татарстане и Коми полностью остановили производственную деятельность или перешли на четырехчасовой рабочий день [2].

В Томской области также было отмечено сокращение объемов добычи местными компаниями. Так, за 2009 г. объемы нефтедобычи компаний, функционирующих на территории Томской области, сократились на 5%, в том числе за счет снижения эксплуатационного бурения почти в 1,5 раза по сравнению с 2008 г. [7].

Отмечено было, что ряд предприятий начали уменьшать долю участия в операционных предприятиях, что привело к снижению технологических и финансовых рисков для компаний, у которых кроме нефтедобычи функционирует нефтеперерабатывающее направление и организована деятельность по транспортировке нефтепродуктов.

Ресурсосбережение как способ снижения негативного влияния финансово-экономического кризиса широко применяется предприятиями не только нефтедобывающей отрасли, но и иных отраслей.

Нефтедобывающие предприятия активно осуществляют формирование политики строгой экономии и оптимизации затрат на предприятии, включающие в себя сокращение и контроль издержек производства и сбыта продукции, сокращение персонала, уменьшение затрат на содержание аппарата управления. Только в 2009 г. расходы крупнейших нефтедобывающих компаний России были сокращены на 25-30% [8. С. 5]. Сокращение расходов на материалы в среднем по отрасли произошло на уровне 5-10% [6]. Увольнение сотрудников осуществлялось в рамках оптимизации затрат предприятий в целях снижения их операционных издержек. Например, ЛУКОЙЛ и ТНК-ВР в целях финансового оздоровления своих предприятий предприняли в несколько этапов сокращение штата сотрудников: уволены были в основном служащие административных служб, служб по связям с органами государственной власти и средствами массовой информации, юридического и международного департамента, а также подразделений 1Т. Кроме того, в организации были сокращены все существующие вакансии (свободные рабочие места). В ТНК-ВР сокращение штата сотрудников с учетом сокращения свободных вакансий составило около 19% от среднесписочной численности сотрудников. Сокращение численности сотрудников ЛУКОЙЛа за 2009 г. составило около 10-12% сотрудников [4].

Кроме вышеперечисленных, наиболее широко распространенных внутренних мер финансового оздоровления предприятий нефтедобывающего комплекса, был выявлен ряд менее распространенных мер, среди которых:

1) организация переговоров с компаниями-партнерами по совместным проектам компании по их финансированию за счет собственных средств партнеров;

2) сохранение за собой права оперативного управления компаниями спецназначения с продажей при этом экономического результата их деятельности;

3) выделение кредита под будущие поставки. Примером такого мероприятия служит заключенный договор Роснефти и Китая на будущие поставки нефти, где Роснефть должна в течение 20 лет

2011. Вып. 1

осуществлять поставки по 15 млн. т нефти в год, а КНР под эти будущие поставки выделяет кредит уже сегодня [8];

4) выкуп акций компании с рынка по принципу buy-back, осуществляемый как головной компанией, так и структурными подразделениями - предприятиями группы компаний (на примере ЛУКОЙЛа);

5) привлечение синдицированного кредита, где существует достаточно много преимуществ;

6) переработка и разработка новых месторождений с высоким качеством нефти, так как в России целый ряд нефти с большим содержанием кислых, тяжелых нефтей;

7) организация транспортировки сырой нефти без посредников, то есть без участия монополиста Транснефти, что существенно сокращает затраты и риски нефтедобывающих предприятий;

8) привлечение к оценке инвестиционных проектов помимо внутренних экспертов внешних специалистов, что значительно снизит риск того, что официальные прогнозы компаний окажутся неточными или неадекватными.

В итоге мы видим, насколько существенно различаются стратегии антикризисного управления предприятий топливно-энергетического комплекса России и США. В США компании стремятся выжить за счет вложения средств в инновационные исследования новых методов переработки и добычи нефти, переориентации отрасли на более дешевое сырье. В России компании ТЭК «выживают» путем консервации перспективных направлений, сокращения штата сотрудников и снижения объемов добычи. Существенным недостатком в российской практике поддержки топливно-энергетического комплекса в условиях кризиса является отсутствие государственной программы (стратегии) развития отрасли.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. О некоторых заключениях и выводах по развитию нефтяного комплекса США. URL: http://www.rbc.ru;

2. Конищева Т. Локомотив забуксовал. Рецессия сокращает перспективы спроса на нефть // Рос. бизнес-газета. 2009. №710.

3. Терещенко К. Что год грядущий нам готовит // Мировая энергетика. 2010. №1.

4. Помощь нефтяникам: хорошо, но мало. URL: http://www.finmarket.ru.

5. Старинская Г. Антикризисные меры ЛУКОЙЛа. URL: http://www.rbc.ru.

6. Антикризисная стратегия ОАО «Газпром нефть» и планы компании по ее реализации. URL: http://www. stplan.ru.

7. Промышленность Томской области: итоги 2009 года. URL: http://www.tomskgov.ru.

8. Новый кризис не за горами // РБК daily. 2010. 3 марта.

9. Возможности спасти нефтяной бизнес в условиях кризиса. URL: http:// www.stplan.ru.

Поступила в редакцию 14.12.10

R.A. Agzhanov

Strategies of crisis management of the fuel-energy complex enterprises in Russia and in the USA

The article presents the results of comparing the crisis management strategies realized by the enterprises of the fuel-energy complex in Russia and in the United States of America - two developed countries of the world, which are oriented to the export of oil and oil products.

Keywords: crisis management, oil production, state support, crisis.

Агжанов Руслан Абайдуллович, аспирант ГОУВПО «Удмуртский государственный университет»

426034, Россия, г. Ижевск, ул. Университетская, 1 (корп. 4)

Agzhanov R.A., postgraduate student Udmurt State University

462034, Russia, Izhevsk, Universitetskaya str., 1/4

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.